День рождения Яны — 4 года!

Этой весной Яне исполнилось 4 года и некоторые читатели уже заждались поста с итогами прошедшего года. День рождения у Яны 29 марта, но мы переносили празднование, ездили на отдых, и было еще много всего, поэтому пост готов только сейчас. Под катом вас ждет все о развитии Яны, что я не успела написать в течении прошлого года + рассказ об организации празднования дня рождения.

Содержание

 Срез развития по итогам четвертого года

Количественные параметры

  при рождении
1 год 2 года 3 года 4 года
Рост 53 см 82 см 91 см 98 см 108 см
Вес (гр.) 3200 11700 13300 14800 18000

Количество слов в активном словарном запасе.

 

  4 слова 6 слов Невозможно подсчитать Богатый для дошкольника словарный запас, Применение сложных речевых оборотов. Ошибки при попытках построения сложных фраз. Трудности с буквой Р, Ш.
В младенчестве у Яны не было классических «агу» и распевов других слогов. До 2 лет она практически молча созерцала мир, нарушая тишину только вопросительным мычанием с указанием на интересующий объект. Про скачок в развитии речи в 2,5 пост тут.

Изменения за четвертый год

Перечень изменений и новых умений:

  • Внеплановый перевод в старшую группу детского сада.
  • Значительное увеличение увлеченности сюжетными играми.
  • Переход на осмысленное прослушивание чтения литературы для школьников.
  • Чтение простых предложений из коротких слов.
  • Вычисление на пальцах задачек в пределах 10.
  • Уборка. Яна научилась аккуратно раскладывать игрушки, складывать вещи стопочкой и даже пылесосить. Жаль умениями пользуется не так часто, как хотелось бы :-). Сам факт наличия умений тоже очень важен, поэтому пока радуюсь этому.
  • Вырезание. Теперь Яна справляется даже с вырезанием кружочков и те, остаются похожими на самих себя 😛 .

Перевод в старшую группу

Если Вы много уделяете времени развитию ребенка, то рано или поздно Вас непременно заинтересует вопрос перевода ребенка в группу постарше. Я озадачилась этим вопросом, когда Яне было 3 с небольшим хвостиком. Прошлым летом одна воспитательница обратила свое внимание на тот, факт что Яне не интересно в группе сверстников из-за опережающего развития. Мы обратились с вопросом к методисту, психологу и заведующей детского сада. Предложили посмотреть, подумать, обозначили, этот вопрос, как очень ответственный. Мне не хотелось быть выскочкой, которая тащит непонятно-куда ребенка из-за родительского эго, и я решила понаблюдать за ситуацией.

К весне стало окончательно понятно, что хуже, чем в группе ровесников быть не может. Вопрос был проработан и Яна переведена в старшую группу.  На самом деле наша система образования не предполагает такого, она предназначена для одинаковых по развитию детей. Все, кто выделяется, в муниципальных учреждениях практически обречены на непонимание. Подобные переводы даются тяжело. Из беседы со знакомой заведующей другого детского сада я поняла, что такое вообще не практикуется.

На данный момент у Яны период адаптации в новой группе, где все её старше на год.

Сюжетные игры

Не думала, что когда-нибудь такое скажу, но в прошедшем году в развитии Яны очень важную роль сыграла свекровь. Пока я сидела в декрете, она у нас редко бывала, и я даже не подозревала о её развивающем потенциале. Вообще она дошкольный педагог с большим стажем. Если бы я не видела всего происходящего я бы никогда не поверила, как развивают и привлекают детей сюжетные игры. Итак, рассказываю, о том, что я могла упустить в развитии. Это особенно важно если ваш ребенок не имеет постоянной компании для игр из разновозрастных детей. Предыдущие поколения впитывали сюжетные игры во дворах, на улице. Дети новых поколений осваивают сюжетные игры в пределах их подачи в детских садах. Это очень ограниченный вариант по сравнению с тем, что было раньше (по времени — небольшие промежутки, по проработке и детализации игры отсутствует глубина). 

На фото самостоятельные игры в 3 года

По эффективности развития такая урезанная версия игры не может сравниться с игрой, в которой принимает участие постоянная компания из РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ детей. Когда я осознала этот момент, мне вспомнилась Мария Монтессори, которая создавала детские сады именно с разновозрастными группами. По всей видимости, проблема с разобщенностью людей в Европе возникла гораздо раньше, чем у нас и там эту ситуацию начали прорабатывать еще в начале прошлого века. С приходом капитализма и интернета в обществе наблюдается огромная разобщенность и все сложней найти качественное стабильное общение для детей. Раньше такое можно было найти в каждом дворе и на каждой улице в частном секторе. Сейчас дошкольникам приходится зачастую довольствоваться общением с ровесниками в детском саду, детям постарше повезло больше — они могут самостоятельно кучковаться. После моего выхода на работу нам пришлось периодически привлекать к помощи свекровь. Она начала прорабатывать с Яной сюжетные игры. Тщательно, методично, последовательно, она закручивала сюжеты. Время от времени игры обретали все новые и новые очертания. Так, например, игра в больницу в три года включала:

  • Раздачу ролей (мама, врач, дети — обычно игрушки);
  • Отдельный диалог записи на прием или приглашение врача по телефону (тут «маме» надо уметь формулировать жалобы, уметь сказать свои данные — ФИО, адрес);
  • Проведение осмотра, поставку диагноза, формулировку назначения. Так как мама в игре опытная, то обычно она сама называет причины появившихся болезней (не хотел одевать свитер, ел много холодной еды и т.п.). При перечислении назначений каждое комментируется: это мазь, чтобы зажила ранка, это таблетка чтобы не болел живот и т.п.
  • Только после вышеперечисленных пунктов начинается лечение. При этом часть процедур выполняет врач, часть делегирует маме.

На мой взгляд, самый важный параметр качественной игры — её временной интервал. Правильная игра интересна бесконечно долго. Для детей это «до момента, когда надо спать/есть/т.п.». Если игра длится непродолжительное время и ребенку становится неинтересно значит она еще не воспринята.

Яна распробовала детализированные сюжетные игры и охладела ко всем другим. Она сама включилась в придумывание деталей и сюжетов для игр. Например,

  • Кукольный домик превратился в стиральную машину: Яна раскладывает по комнатам домика кукольную одежду, садиться рядом и издает гудящие звуки. Если честно, мне хочется превратить стиральную машину обратно в домик, но пока Яне больше нужна стиральная машина :-).  Видимо, пришла пора делать мебель для домика из картонных коробок и внедрять новую сюжетную игру — «игра в кукольный домик».
  • В гостиной организовались грядки (карандаши и другая мелочь, выложенные рядками). Я попыталась поднять вопрос об уборке грядок ко сну, но ничего не вышло. Оказывается, что это огород и трогать его нельзя. Пришлось закрыть грядки покрывалом, чтобы котенок не растащил мелочевку по комнате. Тут началось главное веселье — котенок начал бегать по покрывалу, радостно гоняя «мышек», которые прятались от его глаз.
  • Игрушки летали на воздушном шаре. Поднявшись на высоту, они смотрели на звезды (рассматривали светильник на потолке). После того как воздушный шар вернулся назад Яна провела беседу о правильном поведении с пластиковым львом. Оказывается, он ел звезды, когда летал в космос. Причем съел их много.

Мне часто задают вопросы об игрушках, какие обязательно надо иметь в арсенале, какие неважные. На мой взгляд, для ребенка все игрушки неважны. Большинство современных развивающих игрушек нужны родителям для того чтобы занять ребенка полезным делом и освободить время для своих дел. На самом деле это тоже важный момент. У многих родителей нет возможности играть и заниматься с ребенком непрерывно, поэтому важно выдерживать баланс между самостоятельными играми и играми с родителями. Игру с богатым сюжетом можно придумать из палочек, травинок и камней. Только не каждый современный ребенок её воспримет, и не каждая мама сможет её поддержать длительное время. Кто-то полчаса, кто-то час, а этим надо заниматься дни напролет. Учитывая отсутствие перенятия игрового опыта между поколениями (во дворовых и уличных разновозрастных детских компаниях) у меня складывается впечатление, что сюжетные игры практически проходят мимо современных детей :-(.

Что читаем

Раньше слово «читаем» однозначно обозначало — «я читаю, Яна слушает». Теперь оно звучит несколько двусмысленно, поэтому я вынуждена уточнить, что в данном случае имеется ввиду «слушание чтения взрослого».

В начале этого года я поняла, что Яна готова к восприятию более серьезной литературы. Ранее маркировка «для младших школьников/из программы начальных классов» являлась для меня стоп-знаком при выборе книг. Сейчас наоборот обратила внимание на списки литературы для чтения в начальной школе. В 4 года Яна пришла к тому, что способна слушать, воспринимать и любить то, что изучают по литературе в начальной школе. Для тех, кто в читает блог недавно, поясню, что для меня очень важна порционность подачи знаний и в 4 года к чтению сложной литературы мы пришли только в силу усидчивости Яны. Я не рекомендую читать неподготовленным слушателям наш список в 4 года. В чтении очень важна последовательность наращивания сложности текстов, иначе в один прекрасный день у ребенка лопнет терпение слушать неинтересные для него тексты и можно случиться отказ от прослушивания чтения, в том числе сказок.

В этом году у меня возникла навязчивая гипотеза о том, что средний и старший дошкольный возраст совпадает с активностью сенситивного периода (периода пластичности) для развития речи. На мой взгляд, это возраст в котором можно наиболее эффективно формировать структуру речевых оборотов, их последовательность, разнообразие, изящность, а также краткость и точность в выражении мыслей. Я остро ощущаю недостатки своей речи и текстов. К сожалению, во взрослом возрасте научится чему-либо гораздо сложней. Именно поэтому я начала Яну знакомить с доступными по сложности произведениями мэтров пера. Приведу первые экземпляры подобранные для развития речи детей 3,5+:

  • Некоторые сказки Пушкина. К Пушкину мы долго не могли «подобраться». Долгое время, заблаговременно приобретенная, книга со сказками (my-shop) пылилась на книжной полке. Все оттого, что первые попытки чтения Пушкина мы начали не с тех сказок.  Вообще сказки Пушкина до 3,5 не рекомендую. Чтобы их хоть сколько-нибудь понять надо знать о социальном неравенстве, явлениях — смерть, война, религия и т.п. Из Пушкина для первого чтения рекомендую:
    • Отрывок Лукоморье из Руслана и Людмилы;
    • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
    • Сказка о царе Салтане;
    • Сказка о золотой рыбке.
  • Л.Н. Толстой Рассказы и сказки (My-shop, Labirint). Яне очень понравилось творчество Толстого для детей. Мы его читаем взахлеб. Учитывая возраст, я заказала красивую красочную книгу. Позже выяснилось, что в ней урезанный текст. В 4 года небольшая адаптированность текста является больше преимуществом, чем изъяном, но все-таки осадок остался неприятный.
  • А.Н. Толстой Сказки (My-shop, Labirint). Для знакомства с творчеством писателя я приобрела томик «Сорочьих сказок» в аутентичных иллюстрациях Яны Седовой. Эта одна из тех книг, от которых что-то шевелится в душе, когда её берешь в руки. Стиль оформления органично пересекается с содержанием. Если творчество Льва Николаевича воспринимается с упоением, то сказки Алексей Николаевича слушаются с внутренним напряжением. Витиеватостью текстов они ломают шаблоны мыслительных цепочек, привычный ход рассуждений, заставляют вычислять, что хотел сказать автор. Я знакомлюсь с творчеством многих классиков заново и сказки Алексея Николаевича для меня особая находка.  В современном книгоиздательстве подобные сказки получили бы характеристику «креативные». Прошлой осенью из творчества Алексея Николаевича я приобрела Буратино с иллюстрациями Владимирского. Я искала адаптированный текст со множеством иллюстраций, но в продаже встречались только варианты с полным текстом и малым количеством иллюстраций. Из-за похожести обложки на одно из старых изданий я решила, что вновь вышедший экземпляр адаптированный. В книге оказался полный текст, который в 3,5-4 года слишком сложен для восприятия. Многие мои фразы «слишком сложен» комментируются подобным образом «мой ребенок слушает и ему нравится». Дело в том, что Яна может слушать непонятные тексты сколько угодно долго и с интересом. Мне жалко тратить время впустую, так как такое содержание усваивается на небольшой процент в силу невозможности восприятия из-за возрастных ограничений. Я всегда контролирую восприятие содержания. Беседы по прочтенному у нас являются обязательной составляющей. В ходе бесед, я комментирую непонятные моменты, обращаю внимание на акценты автора и задаю различные вопросы по тексту. Если ответы на вопросы дают понять, что смысл прочитанного не воспринят, то книга откладывается на верхнюю полку шкафа дожидаться своего часа. Яна уже привыкла делится своими эмоциями по поводу прочитанного. 
  • И.А. Крылов Басни (My-shop, Labirint). Текст басен достаточно сложен. Он включает много намеков и моментов, в которых читатель должен сделать выводы. Несмотря на то, что басни по объему достаточно короткие читать их детям до 4 лет я бы не стала. В целом басни для дошкольника являются отличным материалом для бесед, в том числе на тему «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Н.Н. Носов. В домашней библиотеке из творчества Носова есть сборник рассказов (My-shop, Labirint) и «Незнайка в цветочном городе» (Labirint). Рассказы в сборнике разношерстные, большая часть мне показалась пока не по возрасту. Незнайку Яна слушает с удовольствием. Оказывается, в нем каждая отдельная глава, как рассказик. Отдельные рассказики хорошо воспринимаются, но цельной сюжетной картины мозг построить не может. Связи между рассказами выстраиваются с трудом. Видимо, мозг в 4 года еще не в состоянии удержать одновременно в памяти так много объектов и сопоставить связи между всеми.

О самостоятельных чтении и вычислениях

В свой 4-ый год Яна вошла, живо осваивая самостоятельное чтение, правописание и счет. На данный момент она читает простые предложения из простых слов, может выстроить в них интонацию. Терроризирует меня вопросами о том, с какой буквой пишутся слова «а» или «о». В некоторый момент у нее даже появилось подозрение, что все слова пишутся через О, а читаются с А :-). Также в конце трех лет Яна начала с легкостью складывать и вычитать числа в пределах 10 на пальцах.

На самом деле самостоятельным чтением и счетом мы занимаемся очень мало, так как я считаю это несвоевременными знаниями для дошкольника. В суммарной сложности у нас получается не больше двух часов в неделю. Об обучении чтению на рубеже 3-4 лет у меня создалось собственное представление и этому постараюсь уделить отдельную публикацию, так как нюансов в этом деле предостаточно. На данный момент выложено несколько мини-постов в соцсетях:   Instagram, VK.

Творчество

Лепка

Яна очень любит лепить, и мы много лепим. Обычно вдвоем. Нет, милых зверюшек, которые приведены во многих книгах по лепке для детей, она еще не лепит. Они просто еще не получаются, так как не достаточно развиты моторика пальцев, глазомер и т.п. На самом деле милых в этом возрасте никто не лепит. Честно признаться, у меня самой редко получаются симпатичные поделки 😀 . Яна больше лепит свои идеи, реже повторяет за мной.

Поясню, что тут вылеплено: снеговик в шляпке, солнце, черепашка, цветок.

Иногда из нее можно вытянуть пошагового мишку или мышку, чтобы потешить мое родительское эго. К сожалению, на момент подготовки поста ни одного уцелевшего мишки не было обнаружено. В целом в этом направлении все в пределах возрастной нормы.

С 3,5 лет неплохо пошло рисование пластилином по шаблонам.

Фею мы мастерили вместе, так как для 4 лет она сложновата. Для этого возраста лучше выбирать шаблоны с меньшим количеством деталей.

Рисование

Самый важный прогресс заключается в том, что в прошлом году Яна перешла от рисования головоногов к людям и животным с телами. Переход был очень стремительный. В конце третьего года Яна нарисовала пару головоногов, затем появился отказ рисовать оживленных персонажей. В середине четвертого года она начала рисовать уже людей и животных с телами. Подробности перехода я описывала зимой. На данный момент значимого прогресса в рисовании относительно зимнего поста не произошло.

Аппликация

Яна предпочитает клеить аппликации самостоятельно. Аппликации из книжек ей не интересны. Видимо, она ими пресытилась. Любит вырезать кусочки цветной бумаги или белой, предварительно разрисованной, и наклеивать их на другую бумагу в неведомом нам порядке. Эти аппликации недоступны для нашего понимания. Главное, что для нее они прекрасны 😀 .

В целом в три года мы делали большую часть времени то же что и в 2 года, просто все это получалось гораздо лучше.

День рождение. Описание орг. моментов для тех, кто впервые решился его отмечать за пределами квартиры

Почерпнув знания из современных книжек о праздновании дня рождения, Яна была несколько разочарована празднованием своего трехлетия. Практически в каждой книжке в сюжете о дне рождения непременно описана куча гостей-детей с подарками.  В прошлом году мы ограничились гостями-родственниками. В итоге произошел разрыв шаблонов и разочарование. В этом году было решено исправиться и организовать детский день рождения, как это сейчас принято.

Для тех, у кого организация первого дня рождения еще впереди, я описала список моментов для планирования, которые у меня вызывали вопросы:

  1. Аренда помещения для проведения детского праздника. Изначально планировалось провести день рождения в детском развлекательном центре, чтобы «детям было чем заняться». Меня переубедили в пользу студии для праздников. Не могу сказать, было бы лучше или хуже в развлекательном центре, но день рождения в студии мне очень понравился. Основные аргументы, чем студия лучше:
    • Для того чтобы сходить в развлекательный центр не нужна толпа гостей и особый повод. Развлекательные центры для многих детей являются обыденным делом.
    • Если собирать гостей, то логично проводить совместные увлекательные игры, но этому могут препятствовать другие развлечения, которые отвлекут внимание гостей от аниматоров и именинника. Может и сам именинник впечатлиться развлечениями центра и начать скакать на батуте или залезть в дальний угол лабиринта.
  2. Выбор аниматора (персонаж, сюжетная линия). Больше всего у меня было переживаний о способности аниматора увлечь совместной игрой незнакомых детей. Так как Яна ждала «много гостей», мы решились на аферу — пригласили всех своих старых друзей, с детьми близкого возраста. У нас собиралась компания из 9 малознакомых детей от 3,5 до 7 лет, которые способны играть в групповые игры (малышей младше 2 в расчет не включаю). Если Яна многих немного знала, то практически все гости видели друг друга впервые в жизни. Пара деток вовлекались с трудом, периодически отвлекаясь на маму, игрушки, незнакомое помещение и просто побегать. В целом задуманное свершилось. Даже когда аниматор закончила свою программу настроение праздника осталось. Дети забыли о том, что они еще 2 часа назад были не знакомы и продолжали «бесится», возится, исследуя студию. Никто не сидел и не грустил. В студии, которую мы арендовали была небольшая игровая зона и надувные диванчики, которые все принялись исследовать. Я сделала вывод, что самое главное в проведении праздника — человек, который умеет управлять атмосферой веселья, чередуя активные игры со спокойными и увлекая нехочух.
  3. Выбор программы игр и развлечений.
    • У аниматоров есть заранее подготовленные варианты программ под их персонажей.  Мне казалось важным учесть в программе предпочтение игр именинником, но я заблуждалась :mrgreen: . Оказывается, что тип игр, который ребенок предпочитает дома, может совсем не подойти группе детей. Я ориентировала аниматора на задания с загадками и мини-квестами. Оказалось, что для толпы детей лучший вариант — активные игры. По моим наблюдениям, самое бурное веселье начиналось при играх на скорость. До сих пор не знаю, то ли наша Золушка сразу знала, что мои ориентиры не верные, то ли «на ходу» подбирала наиболее подходящие игры. Что касается выбора персонажа, свой выбор я остановила на Золушке, так как хотелось чего-нибудь девочкого и знакомого для Яны. Большинство современных персонажей Яна не знает, в том числе популярную Машеньку.
    • Помимо игр сейчас популярны различные шоу: мыльных пузырей, бумажное, поролоновое, световые картины и т.п. Так как Яна неискушенный зритель и большинство гостей тоже, было выбрано банальное шоу мыльных пузырей. Оно было воспринято «на ура». Думаю, его вполне можно повторить и на следующий год, но зная, что каталог шоу большой, скорей всего захочется чего-нибудь новенького.
    • Под занавес праздника художница разрисовывала деток аквагримом. Очень смешно было, когда дети стали выбирать рисунок мордочки тигренка, повторяясь за одним мальчиком. В итоге получилось три тигренка.
  4. Заказ сладкого стола. Чтобы быть не хуже, чем Ерохины, я заказала сладости у местной мастерицы, которая славится использованием натуральных ингредиентов. Самая большая ошибка на детском дне рождения — поставить сладкий стол на видное место и развлекать детей. Я её совершила 👿 ! В следующий раз все сладости будут скрыты от детских взглядов до начала чаепития.

    Свои фотографии мне сделать не удалось, поэтому позаимствовала фото наших вкусняшек в инстаграме их автора.

  5. Выбор варианта сервировки стола. Для сервировки я заказывала одноразовые скатерти и бумажную посуду.  Учитывая свои сложности с поиском посуды нейтральной по тематике, оставляю здесь ссылки: скатерть (my-shop), стаканчики (my-shop), тарелки (my-shop).
  6. Декор. На декоре в этом году мы сэкономили, но на будущее я взяла себе на заметку напольные композиции из шаров для фотосессии и связки шаров с гелием на столе. Особенно хороши композиции ростом с ребенка или чуть выше, в этом случае они удачно вмещаются в кадр.
  7. Программа праздника. У нас была такая:
    • Блок игр с аниматором;
    • Чай с пиццей;
    • Шоу мыльных пузырей;
    • Задувание свечей, чаепитие с тортом;
    • Вручение подарков;
    • Аквагрим.
  8. Подарки. Целую гору подарков Яне подарили гости. Такого изобилия подарков она еще никогда не видела, да и мы тоже :mrgreen: . В качестве подарков от нас с мужем была куча игрушек, о которых давно мечтала я 😳 : конструктор с шестеренками, мозаика, пачка пазлов и касса для игр в магазин. Впечатления от подарков:
    • Конструктор Quercetti шестеренками (babadu.ru) отличает наличие большого количества элементов (детали мозаики, фигурки животных, рукоятки и т.п.), которые можно устанавливать на двигающиеся шестеренки. На фото приведен только небольшой кусочек конструктора. Движение шестеренок осуществляется за счет вращения рукоятки. Рукоятка вращается очень легко.  Главный минус конструктора — тяжелое сопряжение шестеренок и основ, на которые они крепятся к другим блокам. Так, при попытках разобрать одну конструкцию, я повредила деталь :-(.
    • Мозаика Quercetti FantaColor «Подводный мир»(babadu.ru). У нас была подобная бюджетная, но мне захотелось более качественного исполнения, и эта порадовала. Очень приятная, мой внутренний эстет остался доволен. В ней детали классической формы трех размеров + детали с голографическими наклейками рыбок.
    • Пазлы Larsen (my-shop, my-shop), наверно, этого производителя можно не представлять. Заказала чтобы вернуть интерес к пазлам. Интерес действительно вернулся, правда ненадолго.
    • Касса ELC (elc-russia.ru). В поисках хорошей кассы я потратила много времени. В наше время высокая цена не является панацеей от низкого качества, поэтому мне категорически не хотелось брать какой-нибудь Shantou Gepai. Эта оправдала мои ожидания на 100%. В ней целая куча опций: считыватель карты+клавиатура ввода пин-кода, сканер штрих-кодов (считывает цены), рабочий калькулятор, секция для хранения денег (эффектно открывается по нажатию на кнопку), каждая операция сопровождается звуковым сигналом, подсветкой индикатора. Еще в придачу идет набор продуктов. Все это сделано из пластика высокого качества. Из всех подарков наибольший фурор произвела касса.

Завершение

Мне многие задают вопросы о занятиях с ребенком после выхода из декрета. Да, их становится существенно меньше, поэтому зачастую выбираются занятия, не требующие предварительной подготовки. В этом отношении идеальны рисование и лепка. Даже в процессе приготовления пищи можно увлечь ребенка рисованием за обеденным столом. Для экономии времени я покупаю много готовых пособий для развития. У нас скопилась целая стопка Кумонов, Гаккенов, Умных книжек, развивающих тетрадей от Клевера и т.п. 

Иногда за вечер удается провести целый ряд занятий. В такие дни я чувствую в себе эмоциональный подъем. В дни, когда руки не доходят до занятий, когда с работы прихожу, как выжатый лимон, досада из-за не проведенных занятий только усиливает эффект усталости. Если же взять себя в руки и совместно порисовать или почитать уютную книжку, то непременно происходит энергетический прилив. Бывает, что занятия приносят внутреннее разочарование. Но если покопаться в себе, оказывается, что причина в завышенных требованиях и несоответствии ожиданий.

Помимо разнообразных развивающих занятий в этом году у нас запланировано следующее:

  • Попытка освоения двухколесного велосипеда. Он на данный момент в пути.
  • С начала учебного года занятия танцами.

    Фото от 28.05. В этот день мне исполнилось 1835 😛 .

На этом подведение итогов завершаю. Надеюсь, никого не утомила и кому-нибудь было интересно или даже полезно.

Похожие материалы:

День рождения Яны — 4 года!: 23 комментария

  1. Ирина

    Екатерина, у меня возник такой вопрос. В свое время именно благодаря материалам Вашего сайта я лучше познакомилась с проблемой развития ребенка, а точнее, с опасностью форсированного развития левого полушария (из-за обучения чтению и счету, например) в период с 3 до 5 лет, когда вся энергия должна быть направлена на развитие подкорки. Поэтому я для себя решила, что знакомить дочку с буквами начну после 5 (хотя она просит об этом с 2,5 лет). А в этой статье Вы пишете о том, что уже в 4 года осваиваете с Яной чтение. Могли бы Вы объяснить, почему решили попробовать раньше? Я читала Ваш пост о чтении в Инстаграм, но меня беспокоит другое. Неправильный механизм чтения — на мой взгляд, это самое меньшее из зол. Для меня важным кажется изменение сценария развития головного мозга, запуск его по варианту одаренных детей (со всеми вытекающими последствиями в виде свойственных одаренным детям проблем). Буду очень благодарна за ответ. Ирина.

    1. Мама зануда Автор записи

      Ирина, давайте признаем, что занимаясь развитием детей, мы так или иначе нарушаем естественный ход развития. Чем раньше происходит развитие, тем больше происходят нарушения относительно естественного процесса.

      У родителей прошлого века, благодаря методикам развития, были надежды развить у детей феноменальную память, скорочтение, ну и просто гениальность :-). Анализ ошибок амбиций, тех родителей скорректировал ожидания. Те, кто сейчас увлеченно занимается развитием, пытается добиться у ребенка эталонного образа мышления, который в обществе слабо развит. Такого образа мышления, при котором ребенок не изучает готовые правила, а по наблюдениям за системой выводит свои, находит самостоятельно закономерности. По сути, этот образ мышления отличается:

      1. высокими аналитическими способностями (в наше время уже с года дети собирают пазлы и играют в развивающие игры);
      2. отличной ассоциативной памятью (уже с года мамы учат правильно пользвоаться память, не просто запоминать числа до 100, а запоминать привязывая к образам, таким образом с раннего возраста формируется ассоциативный механизм запоминания)
      3. творческим подходом (уже с года занимаются рисованием, лепкой и аппликацией).

      Люди с таким образом мышления в дефиците. Благодаря своим качествам в жизни общества они востребованы и добиваются успеха.

      Взять, ТРИЗ и программу математики Петрановской. Эти методики учат с дошкольного возраста НАСТОЯЩЕЙ логике, которую редко встретишь в школе. Много ли школьников в состоянии применить знания по поиску оптимального решения в жизни. Нет, именно поэтому так много людей неудовлетворенных своей жизнью. Все потому, что в стандартной школьной программе одна задача имеет один ответ. Эти задачи расчитаны на самый примитивный уровень. Часто ли это втречается в реальности. Человек ежедневно решает сотни различных задач. Сколько из них имеют единственно верный ответ? Многие действительно на большинство вопросов находят только один ответ, потому что нас со школы учили находить один ответ! У нас сформирована дурная привычка — найти один ответ и считать задачу решеной. На самом деле, чаще всего любая задача имеет несколько диапазонов решений.

      Я считаю если мы погрузились в раннее развитие, нет смысла идти стандартными путями. Надо искать более эффективный путь под особенности мышления своего ребенка. В эффективном развитии ребенка не может быть единых правил. Оптимальный план развития — индивидуальный и его способна подобрать только мама (или другой человек, только при условии, что он уделяет много времени индивидуальным занятиям с ребенком), так как последовательность развития детей очень разная. Я наблюдаю за развитием Яны и всегда интересуюсь последовательностью развития её сверстников. Нахожу очень большие несовпадения. В развитии Яны, я зачастую себя чувствую идущей по болоту с палкой, которой прощупываю глубину. Когда под вязкой жижой чувствую землю, только тогда я начинаю уделять внимание прорабатыванию умения.

      Почему, нельзя считать до 100 в 2 года? Потому, что это число ребенок не сможет понять и счет до 100 в 2 года ничего хорошего не даст. Он очень перегрузит память, так как ассоциативных образов к числам до 100 у ребенка не будет, по причине непонимания чисел. Но в два года ребенок отлично может считать до 5, понимать число и радоваться куче игр с цифрами до пяти. Почему нельзя читать в три года? Потому что для большинства детей в этом возрасте еще недоступно понимание механизма чтения. Когда что-то идет с большим трудом, именно в этом случае ресурсы используются не по назначению, так как их затрачивается слишком много, и это привод к обкрадыванию и может быть вредно. Если с ребенком занимались ранним развитием, играли в логические игры по возрасту, то некоторые дети к концу трех уже способны осилить чтение. Только надо перед тем, как кидаться в изучение чтения, надо прощупать твердое дно на глубине. Ну и в конце-концов длина занятия должна быть соответствующая возрасту, чтобы недопустить перегрузки. 5-20 минут в зависимости от настроя ребенка. Ряд занятий без прогресса показывает отсутствие готовности ребенка к дальнейшему прорабатыванию навыка. В таких случаях я откладываю прорабатывание навыка на полгода. Если наблюдается прогресс, он приносит позитив и увлеченность в занятия. Ряд занятий с прогрессом, дают мне понять, что для прорабатываемого навыка открыт сенситивный период и мы больше ему уделяем внимания.

      А что касается ориентиров на интересы детей, то это очень скользкая тема. Сейчас детей с ранних лет буквально заманивают в чтение. Фетровые, плюшевые, бумажные буквы буквально кишат на любом мамском ресурсе. Детям они очень нравятся, потому что детям все яркое нравится :-). Вот только процесс чтения от наличия этих букв никак не станет более эффективным. На мой взгляд, к началу изучения чтения все буквы приготовленные в декретном отпуске замызгаются, да и не функциональные они. У нас есть два набора букв. Один пестрый, другой красно-синий (красные- гласные, синие — согласные). Так вот, пестрый мы вообще никогда не использовали. Он не более чем реквизит для фотосъемки и я уверена, что фото с ним соберет много «вау», но он такой же бесполезный, как те плюшевые буквы. Надеюсь, никого не обидела :-). Я не считаю, что плюшевые буквы это плохо, я просто считаю, что затраченные на них время и средства можно было использвоать гораздо более эффективно.

      Рассмотрим обратную сторону ориентиров на интересы ребенка. Яну просто ненавидела своего надувного жирафа пока я не заставила её с ним поплавать. Протест против жирафа был огромный. Но буквально 2 минуты и она убедилась, что лучше жирафа игрушки для речки нет. Её восторгу не было предела. Это наглядная ситуация того, что только думающие родители могут знать, что на самом деле надо ребенку.

      Вышло много букв. Резюме, в двух словах: если с ребенокм плодотворно занимались развитием с ранних лет, вполне возможно, что в три года он готов к чтению.

      1. Ирина

        Екатерина, большое спасибо за развернутый ответ! Мне всегда интересно читать о Вашей точке зрения. Наши позиции в большинстве случаев совпадают, поэтому материалы Вашего сайта для меня очень ценны.

        Например, Вы в своем ответе упомянули методику ТРИЗ. Мне она тоже интересна, поэтому полгода назад я прошла повышение квалификации по ТРИЗ-педагогике в работе с дошкольниками. Я не работаю с детьми, просто хочется качественно заниматься со своим ребенком. Но как раз во время обучения был сделан акцент на том, что нужно быть очень осторожными, развивая интеллект детей до 5 (по-моему) лет, т.к. в этом возрасте другие задачи и усиленное развитие интеллекта может иметь ряд негативных последствий. Сейчас моей дочке 3 года, и я с ней пока не занимаюсь по ТРИЗ именно по этой причине. Конечно же, у меня тоже «чешутся руки» и страсть как хочется начать активно развивать интеллект ребенка, но стараюсь контролировать себя).
        Самый главный аргумент для меня такой: как психолог я хорошо знаю, что для ощущения счастья не имеют особого значения интеллектуальные способности человека, а вот здоровая эмоциональная сфера необходима.

        Основой эмоционального благополучия на физиологическом уровне является нормально функционирующая подкорка – отдел мозга, отвечающий за эмоции. И по сравнению с этим любое интеллектуальное превосходство быстро теряет привлекательность. Несчастными могут быть и интеллектульно одаренные личности, как, например, многие известные ученые и писатели. У современных людей, несмотря на высокий интеллект, есть огромные проблемы с ощущением счастья, достаточно посмотреть на статистику депрессий. Через несколько десятков лет, по прогнозам, депрессия станет самым распространенным заболеванием.. А интеллектуальный уровень, наверняка, будет расти и дальше. Учитывая все факты, я не хочу увеличивать хотя бы даже гипотетические риски для своего ребенка (при этом, конечно, я не думаю, что у этой проблемы только одна причина).

        Безусловно, я тоже занимаюсь развитием ребенка. Но стараюсь выбирать максимально экологичные, мягкие метода (Ваш сайт мне в этом очень помогает, благодарю Вас!).
        Например, методику Л.Петерсон возьму на заметку для домашних занятий. А из школьных программ мне ближе всего развивающее обучение по Эльконину-Давыдову.

        Вы совершенно справедливо пишете, что нельзя в качестве ориентира принимать интерес ребенка. На основании мнений психофизиологов могу добавить: также нельзя полагаться и на легкость усвоения материала. Детский мозг очень динамичен, он «заточен» на усвоение знаний и как губка впитывает практически все, что ему предлагается. И лишь спустя время становится понятно, что произошла перегрузка и энергия мозга была перераспределена неправильным образом (достаточно почитать удивленные отзывы мам о том, что в первом классе ребенку явно трудно учиться, хотя в 3 года он щелкал сложные примеры как орешки). Поэтому даже если с ребенком так активно занимались, что в 3 года он готов к обучению чтению, это означает, что сценарий развития ушел далеко от естественного варианта и стоит задуматься о компенсации развития подкорки (например, нейрогимнастика, получившая в наше время широкое распространение – по понятным причинам). Все мои знакомые, научившиеся читать до 4-х лет, имеют хотя бы один из доказанных признаков недоразвития подкорки: неуклюжесть, логопедические проблемы, гипо- или гипертонус. И если две первые легко поддаются коррекции, то проблемы с тонусом очень осложняют жизнь.
        Естественно, все дети разные и встречаются одаренные от природы дети, которые даже при отсутствии занятий будут способны усваивать сложный материал. Но не зря, к сожалению, в психологии оформляется отдельное направление, изучающее психологические проблемы одаренных детей.

        Я ни в коем случае не отрицаю, что существуют на свете одаренные дети и без признаков недоразвития подкорки. Но т.к. мы, родители, никогда заранее доподлинно не узнаем, относятся ли наши дети к их числу, то, на мой взгляд, необходимо принимать во внимание эти риски и расставлять приоритеты в индивидуальном плане развития ребенка.
        Еще раз хочу отметить, что мне очень близки Ваши взгляды, Екатерина, а в этой проблеме мы просто немного по-разному расставляем акценты. Всего Вам доброго и спасибо за ответ!

  2. Сания

    Здравствуйте! Екатерина, появился вопрос насчет обучения чтению и письму. У Вас сложилось противоположенное М. Безруких мнение об обучении чтению и письму детей раньше 5-6 лет или Яна является все таки исключением и уже была готова к этому в 3-4 года?
    И хотя бы вкратце о методиках и последовательности Вашего обучения (какие материалы, авторы, приемы).
    Спасибо!:)

    1. Мама зануда Автор записи

      Доброго времени суток! Безруких была права. Но и Яне и мне было интересно попробовать. Яна оказалась не исключением, в конце 3-ех можно было легко испортить механизм и отложить чтение в дальний ящик, а может в школе это стал бы её нелюбимый предмет. Но я была вооружена знаниями о работе неправильного механизма и скорректировала его на ходу. Тут об этом написано: https://www.instagram.com/p/BRQprFihtNw/?taken-by=mamazanuda.

      1. Ирина

        О, вот тоже хотела задать такой же вопрос, как и Сания, а тут уже ответ есть!)) Спасибо Сании и Вам за оперативность!

  3. Юлия

    С прошедшими днями рождения Вас и Яну!
    А мне вот что интересно, про перевод в садике на год вперед. Я не очень поняла из текста, в предстоящем учебном году Яна будет ходить в старшую группу или в подготовительную? Если в старшую, то мне кажется, что Вы вообще зря волнуетесь и оправдываетесь в этой заметке. В школу без вопросов берут с 6.6, и я не вижу серьезных причин, почему Яне не пойти в 6.5 «по заявлению родителей». По-моему, это нормально для любого «мартовского» ребенка, развитием которого родители нормально занимались в дошкольном возрасте, ну или просто достаточно талантливого. Ну есть экспериментальные наборные классы, где жестко ограничивают дату рождения, еще могут быть проблемы психологической зрелости, не связанные с уровнем интеллекта, но это всё отдельная история. А вот если Яне в школу уже через год, это уже несколько сложнее.
    У меня такой вопрос. А почему Вы решили, что проблемы с общением у Яны связаны именно с интеллектом, а не с индивидуальными трудностями социализации? Скажем, на танцах Яна лучше общается с детьми, чем в саду? Меня смутил Ваш рассказ о сюжетных играх, которые Яна до трех лет даже не пробовала, не корень ли это проблем с общением? Везде пишут (да хоть здесь http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36545.php), что зачатки сюжетной игры должны появляться у годовасиков, двухлетки уже способны на сложные сюжеты, а в три играют по ролям с другими детьми, а не только со взрослыми. Моя дочка в 2 ровно, только пойдя в садик, выдавала мне куклу со словами: «Это будет воспитательница. А вот это — дети. Стройтесь парами, пошли гулять!…» — ну и так дальше, причем вообще без инициативы с моей стороны. Когда я вспоминала своё детство с родителями, они говорили, что у меня такой сюжетной игры, как у Алиски, не было. Но трудности с общением, тоже на фоне интеллектуального превосходства над сверстниками, были, и надо признаться, во взрослом возрасте эти трудности так никуда и не ушли. Но не то чтобы это доставляло большие проблемы — интеллект, на мой взгляд важнее. Работаю больше с компьютерами, чем с людьми, мне комфортно. Ну и позанудничать люблю тоже 🙂

    1. Мама зануда Автор записи

      Спасибо за поздравление!
      Вы не правильно поняли про сюжетные игры. Я пишу не об их появлении на четвертом году, а о значительном увеличении их сложности и увлеченности ими.
      «Индивидуальные трудности социализации» не мешают выполнять знакомства «на ходу» и общение с детьми на прогулке. Не скажу, что это происходит всегда и сразу, но бывает. В плане коммуникаций я бы отнесла Яну к среднестатистичным детям.
      Новая группа будет выпускаться, когда Яне будет 6,5. Без перевода в эту группу водить в детсад до 7,5 лет мы бы её точно не стали. Я не оправдываюсь, а описываю ситуацию, в которой было принято решение, и ход своих действий, потому что это может быть актуально для других.

      1. Юлия

        Спасибо за ответ! Кстати говоря, в Москве есть совершенно нормальная практика удобного распределения по группам детей с весенними датами рождения. В сад в группу, соответствующую 4 годам до школы, берут с 2.8. Весенних детишек примешивают к этой же группе с нового года. Дальше, если у них всё нормально, их запросто переводят в среднюю на следующий учебный год. А могут и оставить в младшей, если тяжеловато. Так несколько наших «апрельских» знакомых пойдут в школу в 6.4.
        Так что это совершенно нормально и вообще принято в российских реалиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.