Дневник развития Яны (3-ий год)

Продолжаю вести дневник развития. Из этот поста Вы можете узнать основные этапы развития третьего года жизни маленькой Яны, а также увидеть хронологию, когда мне пригодилась та или иная информация, опубликованная в блоге. Предыдущие дневники развития можно найти тут: первый год, второй год.

DSC_0158

2 года ровно

  • Взвесились, измерились:  13,3 кг, 91 см.
  • Самообслуживание: горшок с частыми промахами, кушать и одеваться самостоятельно отказываемся.
  • Речь:  разговорить не удается, практически не прогрессирует — частоиспользуемых слов всего около 5, актив небольшой — 12. Ждем прорыва. Занимаемся. Когда «прорвемся», напишу пост.
  • Изучение окружающего мира и мышление: задания в развивающих книжках, за исключением заданий на умение разговаривать, выполнили все, в том числе для трехлеток. Заказали очередную партию.
  • Более подробно в деньрожденческом посте.

 2 года 2 недели

  • Самообслуживание: научились пить из трубочки.
  • Мелкая моторика: Научились качественно нанизывать бусины (2 см диаметром) на веревочку шнуровки. Хватает терпения собрать бусы целиком. Складываем самостоятельно одноцветные цветочки из мозайки.
  • Память: Начали играть в мемори. Максимальный результат 13 из 15 карточек. Безошибочный результат 10 из 10.
  • Речь и занятия, которые с ней связаны: Научились булькать воду в стакане при помощи трубочки. Занятие захватило — булькали два дня утром и вечером без передышки.

2 года 1 месяц

  • Самообслуживание: прорыв! Кушаем самостоятельно вилкой и ложкой. Научились подавать сигнал на прогулке о том, что хотим в туалет. С 1 года 2 месяцев умели терпеть, но случались промахи, поэтому гуляли без подгузника только летом. С настоящего момента мы получили полную независимость от подгузников. Дома изредка случаются промахи с горшком.
  • Память: В мемори максимальный результат 16 из 16.
  • Моторика: В мозайке хватает терпения заполнить целое полотно.
  • Мышление: Собираем пазлы из 15 частей.
  • Творчество: Рисуем спиральку. Раскрашиваем раскраски для малышей. Учимся рисовать фоны. Играем с набором Творчество с пеленок от Умницы. Раскладываем палитру от темного к светлому. Подбираем похожие цвета к картинкам и предметам.
  • Начали практиковать разнообразную ходьбу в носках с крупой. Яна 2.1

2 года 2 месяца

  • Взвесились, измерились: 13,5 кг, 94 см.
  • Самообслуживание: Научились полноценно полоскать рот после чистки зубов — булькать воду во рту и выплевывать. В туалет ходим безупречно. Тут теория и описание нашего пути к горшку.
  • Мышление: Перешли на пазлы в 30 частей. Обзор пазлов здесь. На большее количество частей пока не хватает терпения.
  • Появилось новое любимое занятие — кидать камни в воду. Если прервать, то может закончиться конфликтом.

Яна 2.22

2 года 3 месяца

  • Адаптация к детсаду: Начали ходить в детский сад. Первую неделю ходили на 2 часа, вторую-третью на 4 (до сна), четвертую оставались на сон. В детском саду не плакала. Самые тяжелые моменты первой недели — утренние расставания со мной. Поэтому начал водить в сад папа. Следующие 2 недели плач начинался утром после пробуждения. Не помогли: игрушки, которые носили в детский сад, адвент-календарь со спрятанными сюрпризами части, которых надо было отыскать в детском саду. Помогли: время, любимые книжки-малышки, которые носили в детский сад и воспитательница читала всем. Также не избежали мы ОРВИ. 2 дня — температура 39 без других симптомов, 3 дня — 38 с насморком. Обошлись парой доз жаропонижающих и сосудосуживающих средств. Об адаптации позже напишу более подробно.Yana2_312
  • Мелкая моторика: Приобрели мозайку для малышей «Пуговицы» (my-shop). Выкладываем узоры по цветам в соответствии с шаблонами без ошибок, но не охотно. Немного научились катать палочки и шарики из пластилина. Теперь лепим змей и забавные рожицы.
  • Память: Яна стала напоминать обещания бонусов с прошлого дня. Если показать ряд из 10 карточек на 4-5 секунд. Затем все карточки собрать, отложить одну и вновь выложить ряд, практически всегда вспоминает, какого объекта не хватает. По другим заданиям на память прогресс отсутствует, так как пропускали занятия из-за адаптации к детскому саду, болезни, поездок к бабушкам.
  • Речь и занятия, которые с ней связаны: Повторяем по просьбе звуки, в том числе несколько новых: «И», «С», «Тя». Появились иностранные непонятные слова. По словам воспитательницы, в нашей группе из 15 только 2 малыша разговаривают.
  • Крупная моторика: Новое любимое занятие — прыгать на батуте. Ранее особого интереса к прыжкам не наблюдалось, теперь прыгаем ежедневно и долго — по часу и более. Иногда подпрыгиваем до потолка 40 сантиметров. По скорости получается около 90 прыжков в минуту. Очень выручает кровать с панцирной сеткой в гостевой, чудом оставшаяся в квартире.
  • Мышление: Научились играть в домино. Момент выигрыша еще слабо осознаем и не видим в нём поводов для радости. Зато процесс игры увлекает и приносит много удовольствия. Охотно повторяем конструкции из Lego. Самостоятельно из 5-7 частей. Если используем два набора одинаковых деталей, то параллельно делаем достаточно сложные конструкции.
  • Физические метрики: размер ноги — 25.

flis6

2 года 4 месяца

  • Речь: увеличился объем речи, но пока всё на непонятном языке. Повторять с целью проработки отдельных звуков, соглашается только некоторые слоги. Интересное наблюдение — У Яны появилось внутренняя уверенность, что она умеет разговаривать. Еще месяц назад на вопрос умеет ли она говорить, она отрицательно мычала, теперь отвечает «Да» :-).
  • Мелкая моторика: появился первый настоящий сильный интерес к раскраскам и поменьше к рисованию. Все что до этого, сиюминутно заканчивалось или было навязано мной. Стали популярны именно водные раскраски. Предполагаю, что это связано с идеальным результатом. Раскрашиваем подряд все доступные экземпляры (надо приобрести еще несколько). Уже неплохо справляемся с кисточкой, причем обеими руками. Также привлекло рисование белым смываемым маркером по черному фону. Не успеваю оттирать фоны.

 2 года 5 месяцев

  • Речь: наконец наблюдается огромный прорыв! Яна начала повторять многие новые слова, предложенные для проработки речи. Каждый день появляется по нескольку новых слов. Занялись очередным штудированием альбома по развитию речи, применяя новые достижения. Соглашаемся повторять многие слова. На данный момент большая часть звуков длинных слов съедается. Думаю, это нормально, для малыша, который пытается говорить всего второй месяц, а до этого предпочитал молчать.
    • Чисто говорим простые, короткие слова: тетя, дядя, дай, на, дом, Аня, фу (обозначает «грязно», «мусор» или что-то плохое);
    • Шипящие произносим на английский манер:  все — «ффшсё», еще — «ешсо», Ксюша, каша — «касшса» стесняется и редко говорит это слово, сшсуп;
    • Съедаем согласные звуки длинных слов и слов с буквой «Р», но пытается иногда произносить, что тоже большой прогресс: открой, листики, печенье, пожалуйста;
    • Путаем согласные звуки: пить — «тить».
  • Мелкая моторика: учимся ловить рыбу в продвинутой рыбалке (my-shop) (большую часть времени движение рыбок останавливаем), научились вполне уверенно лепить куличики из кинетического песка (очень долгоиграющий материал, нашему уже больше года и признаки какой-либо амортизации отсутствуют). Прокачиваем рисование линий на лабиринтах. Очень полюбили штампы для рисования из FixPrice ставить на мягком пластилине или тесте.  Палочки и шарики катать не особо любим, предпочитаем из пластилина делать лепешки придавливая его к полу и между ладошками.
  • Физические метрики: размер ножки (раньше не указывала, решила восстановить для истории по обуви): осенние сапожки купили 26 размера — получилось с запасом для носка и для весны.

DSC_0232 2 года 6 месяцев

  • Речь: речь продолжает прогрессировать с огромной скоростью. Яна начала пытаться говорить всё подряд. Большая часть слов непонятна, но с каждым днем увеличивается процент понятных слов. Их становится уже так много, что отпадает смысл записывать. Начинают выявляться пробелы с пассивным словарем. Выяснилось, что названия цветов Яна знала только пассивно. Т.е. вспомнить сама названия цветов она затрудняется, но если попросить показать вещь конкретного цвета, то покажет без ошибки. С началом речевой активности мы начали повторять многие пройденные тема, так как теперь становится ясно, какой материал усвоен хорошо, а какой можно еще проработать. В середине месяца пошли первые предложения. Примеры: «мама, иди сюда», «Папа, это оттуда?» (нашла потерянную деталь от игры). Начала рассказывать стишок по памяти: «»Этот пальчик — мама, этот пальчик — баба, этот пальчик — папа, этот пальчик — Яна». Надо отметить, что эту считалку на тот момент мы давно не перечитывали.  Произношение сложных слов пока очень нечеткие.
  • Мелкая моторика: большой прорыв. Теперь Яна очень технично держит кисть и может долго рисовать. Конечно, еще не по-взрослому, но уже удобно для детской руки. Рисование стало комфортным занятием. Полюбили ножницы с фиксатором открытого состояния. Пробовали вырезать даже круг. Круги пока неровные, но уже вырезаются.
  • Эмоции: с появлением в лексиконе слова «боюсь» обнаружился страх темноты. Спектакль в кукольном театре про милого котенка был воспринят спокойно. Во время спектакля про теремок пришлось выбежать из зала с Яной, вопящей от страха. Назад в зал она заходить отказалась.
  • Творчество: Рисовать предпочитает маму и папу зайчиков. Пока они мало похожи, но суть на данном этапе не в этом.

Yana2.7 2 года 7 месяцев

  • Речь: продолжает прогрессировать дикими темпами. Все еще непонятна большая часть слов, но уже можно догадаться, о чем идет речь.
  • Память: К середине месяца начала выдавать множество стихов наизусть. Целенаправленно не учим, все происходит спонтанно в процессе обычного чтения. Слова не все понятны, но стихотворение легко узнается. Самое длинное на данный момент (19.11.2015) — большой отрывок из мухи цокотухи: 
Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар И купила самовар. 
«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!» 

Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали,
А букашки — По три чашки. С молоком И крендельком:   
Нынче Муха-Цокотуха Именинница! 
Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, 
А сапожки не простые — В них застежки золотые.   

Приходила к Мухе Бабушка-пчела, 
Мухе-Цокотухе Меду принесла...   
«Бабочка-красавица, Кушайте варенье! 
Или вам не нравится Наше угощенье?» 

Вдруг какой-то старичок Паучок, нашу Муху в уголок поволок.  
Хочу Муху убить, Цокотуху погубить.
  • Мышление: Приобретен новый уровень конструирования. Сочетаем детали простейших контурных пазлов от разных животных. Меняем животным головы, лапы. Мишке досталась заячья голова и лапы, зайцу — медвежья. Получается симметрично и забавно. Результаты показываем со словами «мама, смотри, что я сделала». Магнитные цветы (my-shop + my-shop) складываем чередуя палочки и цветочки. Затем устанавливаем их на ножки в положении стоя. Начали складывать из магнитов  (my-shop) произвольные лица людей без использования карточек с подсказками.  С улучшением речи начали прослеживаться интересные логические цепочки:
19.11.2015
Яна: "Давай смотреть Лиза спит (о кукле)"
Яна: "Включи свет"
Я: "С включенным светом не спят"
Яна: "ой, проснулась"
Я: "А глазки почему у нее закрытые? С закрытыми глазками спят"
Берет поднимает куклу, глазки открываются и говорит: "Глазки открылись"

19.11.2015
Яна:  "Я боюсь потому, что там темно"
Я: "Включи свет" 
Включает и перестает боятся :-)

Яна "Я боюсь, потому что там упала" (показывает, где упала).

14.11.15 На мой протест, что клеить наклейки, где попало нельзя сказала: 
 "Я же играю, а ты меня ругаешь. Так нельзя ай, ай, ай." 


  • Моторика: Продолжаем занятия лепкой. В этом месяце начали лепить из теста play-doh в желтых баночках. Оно более плотное, меньше рвется и пачкается, поэтому фигурки получаются интересней. Из последних находок — лепим пластилиновые вареники с начинкой из марбс. Лепешки у Яны раскатывать плохо получается. Удобней делать лепешки, приминая пластилин к полу. Но это пока занятие сложное. Чаще я катаю, Яна лепит, папа кушает 😀 . Еще научились закатывать лепешки в рулеты. Совместное занятие с пластилином может занимать около часа. Больше всего Яна любит печь пирожки, так она называет лепешку пластилина, которую придавливает различными фактурными предметами.
  • Игровая деятельность: Появилось самостоятельное увлечение сюжетными играми, раздача ролей и занятий персонажам. Вечером любимые игрушки укладываем спать, утром будим и «отводим в детский сад» и т.п. Стали очень длительными занятия лепкой. В некоторой степени этому способствовала покупка нескольких наборов для лепки и, конечно, достижение возраста начала творческого мышления. Теперь лепка мне надоедает быстрей, чем Яне.
  • Физические метрики: вес 14200 г.

Yana

Рулеты и вареники, слепленные собственноручно, особенно «вкусны». Процесс приготовления прост — мама катает лепешки, Яна лепит и крутит.

2 года 8 месяцев

Bosonojky-21Речь: Говорим абсолютно все. На сложных словах запинаемся в соответствии с возрастом. Исчезла путаница с буквой «Т», которая меня беспокоила. Все звуки старается говорить верные, но не все получаются. Приобрели дополнительно пару красочных книг с артикуляционной гимнастикой, занимаемся с удовольствием. На данный момент уровень речи отличный для своего возраста.

Кризис (прелести переходных возрастов): Начал очень сильно проявляться негативизм.

  • Последнее время предпочитает дома ходить голой. У папы уже лопается терпение 😈 . Это при том, что летом очень любила три слоя одежды — нижнее белье + юбочку, футболку + кофточку, колготки. Такой комплект даже после прогулки сложно было заставить снять.
  • Еще летом и осенью у Яны был пунктик с головным убором. Все лето в детском саду Яна ходила в панамке. Снимала её только на сон. Утром когда мы её оставляли в детском саду, в том числе в помещении, панамку обязательно оставляли на голове. Летом я не придавала большого значения, что мой ребенок целый день в головном уборе. Осенью, когда пришла пора носить теплые головные уборы, выяснилось, что Яна целый день в детском саду провела в шапке с флисовым подкладом. Сняла её только на сон. Тут для меня и выяснилось, что все лето панамки снимались только на сон :-).
  • У Яны появляется всё больше требований к одежде. Теперь она категорически отказывается одевать облегающую одежду.  Колготки и штаны покупаем на размер больше :-(.
  • В последнее время начала активно перечить нашей старенькой бабушке (90 лет). Раньше она просто не была заинтересована в играх с ней, так как у бабушки игры слишком простые и однообразные. Теперь на каждое бабушкино слово слышится несколько отрицательных Яны. Если бабушка говорит «Яна», Яна тут же заявляет «Я не Яна».

Игровая деятельность: Играет с большим удовольствием в ролевые игры. Сюжеты придумывает на ходу много и самые неожиданные. Некоторые из них растягиваются на несколько дней. Например, неделю назад детальки мозайки «превратились» в мышек. К ним Яна добавила крупный камушек марблс — маму. «Мышки» с «мамой» живут в «клетке» — пластине от мозайки и регулярно выбираются на прогулку. Еще они непослушные, любят гулять по «лесенке» — определенной траектории вокруг коробки. Время от времени у них появляются новые предпочтения, навыки и т.п. Вообще у нас теперь все становится моментально живым, стОит на это обратить внимание.

Яна полюбила «готовить». Теперь на стол нельзя ставить ничего лишнего, все будет перемешано вместе :mrgreen:  и, как правило, получается «Ой, как это вкусно! Попробуй», «Мама, это тебе!». Даже напитки теперь подаются после основных блюд, иначе они тут же оказываются в супе или каше. Сама «повариха» свое творчество кушает без особого аппетита.

Мышление, чтение и восприятие сюжетов: Последние полгода, во время сборов в детский сад я Яне рассказывала сказки собственного сочинения по мотивам всем известных волшебных сказок. По сути я выдавала ей большими порциями все самые интересные волшебства и чудеса в адаптированном варианте текстов, без сложных семейных связей и взаимоотношений, которые присутствуют в обычных сказках. Эти сказки её настолько увлекли, что она немного охладела к чтению художественных книг. Начала предпочитать энциклопедии. Еще очень хорошо начали восприниматься сюжеты связанные с ней и её воспоминаниями. Например, описание как она гуляла по лесной полянке, собирала ягодки, слушала пение птиц и журчание реки. Она тут же вспомнила летние эпизоды в деревне и добавила, что она гуляет с «бабой». Любопытно, что Яну настолько интересует сюжет, что со сказкой она очень сложно засыпает. Поэтому на сказку, как на инструмент для засыпания, я зря надеялась.

2 года 9 месяцев

aaaDSC_1069

  • Речь. Продолжает совершенствоваться быстрыми темпами. Теперь Яна зачастую строит достаточно длинные витиеватые предложения. Начала активно включать побудительные глаголы «послушай…», «а давай…». Подвела промежуточные итоги развития речи в одном посте.
  • Чтение. После тщательного изучения большой стопки новогодних книг Яна буквально зациклилась на энциклопедиях «Твое тело» (labirint) и «Твой дом» (Labirint). К концу новогодних каникул от обильного чтения был потерян интерес к новогодним книжкам и я начала доставать экземпляры из глубины шкафа. Вчера Яна неожиданно была очарованна книжкой «Леса-Чудеса» Г.Сапгира (Labirint). Четверостишия «Лесной сказки» из этого сборника мы читали, как загадки. Удивительно, но почти все их Яна разгадала.
  • Мышление.  Пару месяцев назад, когда у нас исчез языковой барьер и Яна начала свободно говорить, она стала периодически брать на себя роль учителя. Теперь она зачастую задает нам вопросы по тексту, причем не только свои личные, но и копирует типовые мои «а что тут нарисовано?», «какого цвета рубашка у мальчика» и т.п. Также начали появляться случаи, когда она меня поправляет «Мама, ты перепутала». Начали заниматься с авторскими методическими материалами. Блоки Дьенеша и другими (подробности в обзоре).
  • Эмоции. Многим интересна первая реакция детей на Дед Мороза. У Яны в этом году состоялась первая встреча. Я переживала, что она застесняется, но практически все прошло замечательно. Правда, от эмоций на третьей строчке забыла стихотворение, которое сама выбрала и учила еще за месяц до нового года. Я не вижу в этом ничего страшного и еще больше не понимаю людей, которые с ужасом в глазах рассказывают о детях, которые внезапно закрываются от переизбытка эмоций. Мне кажется надо ребенка учить быть собой, а не натаскивать, как  дрессированное животное выступать на публике во чтобы-то ни стало. Мы это дело постарались быстро замять, чтобы в памяти не осталось негатива. Яна активно отгадывала загадки, водила хоровод, играла в игры и не сводила глаз с Деда Мороза.

2 года 11 месяцев

http://mamazanuda.ru/wp-content/uploads/2016/02/child-room-7.jpg

  • Мышление. Активно переплетает сюжеты сказок, мультфильмов и жизненных ситуаций в ролевые игры. В квартире собрана целая куча «человеткиных» и «палок-выручалок». Куча растет с каждой прогулкой. Занимаемся геометрией по блокам Дьенеша, палочкам Кюизинера и другим развивающим материалам (обзор).
  • Память. Помнит очень много сказок, может рассказать о чём они. Часто поет песенки и рассказывает стишки по памяти.
  • Чтение. Много читаем Чуковского (Labirint), русских народных сказок уже в обработке Афанасьева и Толстого (не уверена, что все понимает, но сама выбирает это чтение Labirint), очень полюбились сказки-картинки Сутеева (Labirint).  (по Сутееву также смотрим мультфильмы. Думаю, они лучшие для нашего возраста). Очень полюбила рассматривать картинки с большим количеством деталей. Особенно пользуются спросом плакаты от Махаона с наклейками. Наклейки наклеены еще месяц назад, а страсти по рассматриванию костюмов детей на новогоднем карнавале не утихают 🙂 (Labarint это целая серия постеров, похоже мне пора заказать другие экземпляры). Пришла новая волна интереса к вимбельбухам из городка (Labirint). Для себя сделала вывод, что ранее я только прививала интерес к книжкам такого рода, а сейчас он проснулся по настоящему.
  • Творчество. Лепку Яна тесно включила в ролевые игры и кормит едой из пластилина кукол и плюшевые игрушки. Рисование происходит в стиле радикального авангардизма. Честно признаться,  хочется увидеть типичных для возраста головоногов, но Яна слишком творческий ребенок и её видение  и план развития, как обычно, отличается :-). Аппликации может поклеить, но без фанатизма.
  • Игровая деятельность. Начала строить «домики». Это такие груды вещей и игрушек стасканных в одну кучу.  Выглядит очень не эстетично, но, по всей видимости, ей необходимо.  «Домики» дома, «домики» в детсаду. В детском саду она одна строила, остальные дети разрушали её домик. Уже почти два месяца требует называть себя «мамой-пандой-зайчихой-кошкой» — это одно слитное слово и произносится все вместе. Яна сама себе придумала это «имя». По легенде у неё есть малыши (куклы и плюшевые игрушки) — котятки-зайчатки. Она их регулярно кормит, укладывает спать и закрывает в детской «чтобы они не убежали». Очень интересная наблюдается ситуация со многими обязательными, но не любимыми процедурами. Яна начала их проигрывать в ролевых играх. Она периодически уговаривает своих «малышей» «скушать хоть ложечку каши» или заснуть, потому что они часто не хотят спать или есть и даже балуются. Когда она это делает, то заботливо спрашивает «вкусно?» или «ну как теперь выспались?». Она начала проецировать реальное положение вещей в свою игру. Это мне показывает, что она осознает необходимость этих процедур, но, к сожалению, не улучшает её отношение к еде или ко сну и т.п..

Об итогах третьего года читайте в деньрожденьческом посте.

Такая форма ведения дневника развития в блоге многим покажется странной, но она выбрана не случайно. Это связано с тем, что многие из моих подписчиков, не являются сверстниками Яны, в то же время материал блога разношерстный (о развитии, о детской косметике, экологичной бытовой химии и т.п.) и может быть интересен родителям детей самого разного возраста.

Возможно Вам будут интересны дневники первого и второго года развития, а также дневник развития малышей до 3 лет составленный профессором Казьминым.

Дневник развития Яны (3-ий год): 2 комментария

  1. Еленка Владимировна

    Очень мне понравился Ваш дневник развития! Я себе наш так именно и представляю)) вообще, обратила внимание на то, что многие обзоры-это то, что меня и интересует, поэтому читаем Вас с удовольствием.

  2. isa

    Здравствуйте.подскажите,переросла ли Яна кризисный период негативизма.У нас вот он только начался в 2 с половиной года.как реагировать? сколько он длится? что порекомендуете прочесть на эту тему?Яночке уже исполнилось три,такая знаменательная дата,напишите,пожалуйста,как вы ее отметили,как обстоят дела в садике? скажите,за всё это время в саду Яна всего пару раз болела,да?и еще,по поводу бытовой химии,носите ли свою «зеленую»бытовую(мыло,средство для постельного,средство для посуды),или смиряетесь со всем тем,что использует сад?спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.