День рождения Яны — 3 года!

 О праздновании трех лет и итогах развития.

Яркие моменты дня рождения

В день рождения с утра Яну ждало развивающее занятие по конструированию канапе на шпажках из натурального фруктово-ягодного мармелада и фруктов.

DSC_1415DSC_1404Вообще я стараюсь оградить Яну от лишних сладостей, но пока это дало обратный эффект — запретное оказалось в списке самого желанного, поэтому в праздники приходится делать исключение. Мы не устояли перед соблазном побаловать Яну тортом с фигурками малышариков из мастики.  Думаю, что польза позитивных эмоций от единичного удовольствия превышает вред. 

DSC_1455Из давнего опыта сладкоежки я знаю, что красивое не очень вкусное, но наш тортик стал исключением. Современные кондитеры творят чудеса. Фигурки, вопреки моим ожиданиям, оказались не приторными, а очень приятными на вкус.DSC_1483В течении дня была подарена целая куча подарков. Главным среди них стал самокат. При выборе подарка я начиталась мамских форумов и соцсетей об успешном опыте трехлеток на качественных двухколесных велосипедах европейской сборки. Мои попытки навязать Яне велосипед с 16-ти дюймовыми колесами, легким ходом и высотой рамы под трехлетний рост оказались безуспешными. Яна была непреклонна. Еще до дня рождения она категорично заявила, что ей нужен самокат. Думаю, только родители трехлеток могут понять насколько сложно в этом возрасте ребенка в чем-то убедить. Здравый смысл еще присутствует в малой степени, а упорства гнуть свою линию им уже не занимать. Решили, что самокат тоже в хозяйстве пригодится, кроме того, он больше соответствует возрасту. Анализ ассортимента самокатов для малышей выдал двух лидеров: Mini micro и Glider mini Y-Bike. Основным критерием при выборе было наличие двух передних колес, высокое качество и прочность.  Выбор пал на Glider mini Y-Bike.

DSC_1607-восстановленоТак как я с конца марта вышла на работу, то количество совместных прогулок существенно уменьшилось. За прошедшее время на самокате удалось покататься всего пару раз. Благодаря устойчивости трех колес, отталкиваться и катиться получалось уже на первой прогулке. До уверенной балансировки и вкуса к скорости еще далеко. Надо признать, что интерес уже после первой прогулки к самокату пропал, а с ним и желание его дальше осваивать. Предполагаю, что это закономерно, испытывать разочарование от сложностей обучения, но у нас впереди все лето. Я пока не теряю надежду, что за лето Яна начнет получать удовольствие от перемещения на самокате.

Сценарий квеста

Гвоздем «деньрожденческой» программы стал квест с игрушками. Оказывается, подобные квесты можно проводить хоть каждый день. Единственное требование — наличие фантазии у мамы. После удачного опыта мы практически через день начали их практиковать.

Для примера я приведу конкретный сценарий. При наличии 10 минут времени и фантазии его можно изменить под любой набор игрушек или вообще придумать свой. Среди гостей у нас не было других детей, но, думаю, решение заданий квеста небольшой группой детей было бы еще интересней.

У нас главной героиней квеста была мама ежиха. Вообще на эту роль подойдет любая другая игрушка. Основная цель — помочь маме ежихе попасть на день рождение к ежонку. День рождения празднуется в детской — комнате2. Чтобы туда добраться надо выбраться из гостиной — комнаты1 и преодолеть все препятствия на своем пути.

Исходные данные на начало квеста: Комната1 с закрытыми дверями. На видном месте в комнате1 необходимо разместить стакан с водой, игрушечную лейку, башню в которой можно спрятать ключ (у нас была башня из лего толщиной в 4 кубика с оконным блоком на верхушке, в который хорошо помещаются ключи). Также нужна сумка, контейнер или пакет для реквизита. Туда я положила — яблоко, фигурку зайца и еще пару предметов для усложнения выбора. В коридоре за дверью комнаты1 размещена фигурка волка. Под дверью комнаты2 — медведь. В ванне в лодочке плавает еще один персонаж. В комнате2 за столом сидит ежонок, у которого день рожденья, и его гости. Еще из реквизита потребуются тапочки или листы бумаги, чтобы не уколоть ноги о «колючки». Пол в коридоре можно посыпать конфетти, которое будет имитировать колючки.

DSC_1826Задание 1. Я объяснила, что мама ежиха очень хочет попасть на день рождение к ежонку. Тут ежиха вспоминает, что перед тем как отправиться на день рождение ей надо полить цветы. Задаю вопрос, что надо для полива цветов. Яне вспомнилась лейка, «случайно» попавшая на глаза. На вопрос, что еще надо для полива цветов, Яна вспомнила про воду и хотела кинутся на кухню. После инструкции искать воду где-то рядом, обнаружила, заранее подготовленный, стакан с водой. Затем вода была перелита в лейку и политы цветы. Кажется, теперь пора отправляться на день рожденье.

Задание 2. Мама ежиха вспомнила, что выйти из комнаты нельзя потому, что злой волк замкнул все двери. Но мама ежиха слышала, что ключик от этой двери спрятан в какой-то башне. Выдаю инструкцию искать башню. Башня обнаружена, ключик найден. Межкомнатные двери у нас на замки с ключами не закрываются, поэтому ключи я взяла от других замков. Я просто объявляла, что двери закрыты — демонстративно потянув ручки «не могла» их открыть. Когда добывался ключик, подносила его к дверной ручке и делала движения, имитирующие вращение ключей в замке.  Яна захотела сама отпереть дверь, когда нашла ключик. Я ей показала, как отпирать понарошку. Она это приняла и начала сама делать характерные открывающие движения держа ключи в руке.

Задание 3. Оказывается выходить в коридор опасно, потому что за дверью злой волк. Надо придумать чем его можно отвлечь или задобрить. На помощь снова приходит мама ежиха. Она рассказывает, что у нее есть сумка со всем необходимым и советует заглянуть в неё и найти там что-нибудь подходящее, что может заинтересовать волка. Перебираем все содержимое сумки и выбираем зайца. Зайца Яна кинула в коридор. Волк больше не представляет опасности, так как его внимание занимает заяц.DSC_1850

Задание 4. Волк обезврежен, можно двигаться дальше. Но не тут-то было. В комнату2 все еще нельзя идти. Волк по всему коридору разбросал колючки, поэтому нельзя наступать на пол. Надо что-то придумать, чтобы не поранить ноги. По своему сценарию я недалеко разместила тапочки. Тут Яна проявила фантазию, взяв пару листов А4 и положив их под ноги, она начала скользить.

Задание 5. Подойдя к двери в комнату2, обнаруживаем мишку1, который говорит, что у него плохое настроение поэтому дверь закрыта, и никто не пройдет. Начинаем вспоминать, что любит мишка. На слове мед, я предлагаю взять с кухни меда и принести мишке1. Идем на кухню, накладываем мед в миску, кормим мишку1 медом.

Задание 6. Теперь мишка1 не против нас пропустить в комнату2, но она «заперта» на ключ. Очередное задание найти ключ от комнаты2. Из рассказа мишки1 выясняется, что мишкин друг забрал ключ, пошел умываться и до сих пор не вернулся. Идем «туда, где умываются». Осматриваем ванную в поисках мишки2. Обнаруживаем плавающую в воде лодочку с другим мишкой2.

DSC_1828Задание 7. Достаем мишку2 из воды и спрашиваем о местонахождении ключика от комнаты2. Он рассказывает, что обронил его в большую кучу каши. Размышляю вслух, где же у нас много-много каши можно встретить. Мишка добавляет, что там настолько много каши, что в ней маленькие зверюшки купаются целиком. Яна понимает, что речь идет о сенсорной коробке под кухонным столом, идет на кухню, открывает коробку и неуверенно начинает искать ключ в крупе.  На дне коробки находится ключ.

Задание 8. Вроде путь завершен, но мама ежиха, вспоминает, что у неё не приготовлен подарок. Я предлагаю посмотреть, что может заинтересовать ежонка из содержимого сумки с реквизитом. Снова перебираем её содержимое. Их подходящего обнаруживается магнитный праздничный пирог.

DSC_1797Яна «отмыкает» ключиком комнату2, входим и поздравляем ежонка с днем рождения, дарим ему подарок. Ежонок и мама ежиха поздравляют Яну и тоже дарят ей подарок.

Остальные части дня у нас прошли стандартно поэтому не буду утомлять вас их описанием. Перейдем к достижениям Яны на начало четвертого года.

Срез развития по итогам третьего года

Количественные параметры

  при рождении
1 год 2 год 3 года
Рост 53 см 82 см 91 см 98 см
Вес 3200 гр 11700 гр 13300 гр 14800 гр.
Количество слов в активном словарном запасе   4 6 невозможно подсчитать
 Навыки самообслуживания

При оценке навыков самообслуживания важно учитывать психологический момент. Некоторые дети не справляются с самообслуживанием просто потому что им не интересно что-то делать, и мамой в отличие от воспитателя можно манипулировать :mrgreen: . У Яны таких моментов оказалось очень много. Про психологические моменты у меня уже накопилось размышлений и ценной информации на отдельный пост.

  • При поступлении в детсад Яна достаточно быстро научилась кушать самостоятельно и стабильно ходить на горшок. До момента поступления в детсад это делалось неохотно и далеко не идеально, часто наблюдались отказы от самостоятельно еды и горшка. Налицо присутствие психологического момента, связанного с использованием родителей лояльности.
  • Ближе к трем годам полоскание зубов после чистки и выплевывание, а не глотание воды стало нормой.
  • К трем годам научилась снимать и одевать любую простую одежду.

Речь

Речь приобретает всё новые формы, появляются интересные обороты.  Например, Яна любит «бегать без оглядки» и частенько предлагает заниматься этим.  Также практикуется словообразование, подражая авторам непосредственных стихотворений. Для этого кстати подходят Анастасия Орлова, Михаил Яснов, Эмма Мошковская, Генрих Сапгир.

Из несовершенства речи остается характерная возрасту нечеткость произношения и изредка ошибки с окончаниями редкоиспользуемых слов.

Мышление

На эту тему можно писать бесконечно долго. Приведу самые красноречивые факты, которые характеризуют уровень развития мышления.

  • К концу третьего года появились первые выводы о различиях между мальчиками и девочками.
  • Появился интерес к наблюдениям за явлениями в динамике. Несколько недель мы встречали закаты у окна и наблюдали, как по-разному садится солнце за горизонт, а иногда прячется за облаками у горизонта. Яна начала наблюдать за погодой. Теперь у нас в квартире частенько может быть «понарошечный» дождь или ветер и всем надо прятаться от непогоды в детскую
  • Видя большую заинтересованность Яны в умении считать, мы прошли все задания из наших развивающих книжек на тему счета для возраста 2-3 лет, а также несколько недель пересчитывали все, что только возможно. Это привело к вполне осмысленному счету до 4. Напомню, что я пропагандирую своевременность подачи знаний именно по этой причине мы остановились на 4. Помимо счета до 4, Яна практикует бессмысленный, порой сопровождающийся ошибками, счет до 18. Подозреваю, что это является результатом деятельности воспитателей детсада или бабушек.
  • В 2 года 3 месяца Яной успешно освоены пазлы из 30 частей. 40 частей до сих пор собираются очень неохотно. Остро ощущается психологический барьер к сложному при виде большого количества деталей.
  • Самый большой интерес к началу четвертого года получили сюжетные игры. Яна симулирует практически все ситуации на своих «малышах» — игрушках. Самое любопытное видеть, как она уговаривает куклу или плюшевую игрушку покушать или поспать, объясняя при этом про необходимость процесса. Из таких игр можно увидеть, что она хорошо понимает происходящее, но по внутренним непонятным ей причинам зачастую вынуждена отказываться делать это сама.
  • Может кратко пересказать сюжет сказки или описать изображение картинки. На этом этапе развития для пересказа требуются уточняющие вопросы.
  • Может выделить общие характеристики у зебры и тигра, лошадки и зебры, но теряется в нахождении общего у зебры и полосатого коврика. Есть псевдонаучные мнения о раннем развитии, что способности в анализе информации в раннем возрасте наиболее широкие и не имеют границ, я на опыте Яне отчетливо вижу, что расширение границ мышления происходит за счет увеличения опыта (по всей видимости, на физическом уровне это увеличение количества нейронных связей), а до этого момента наблюдается небольшой диапазон вариаций.DSC_1721

Память

Появление речи дало возможность увидеть отличную память. Яна начала цитировать куски из стихотворений, демонстрировать отличное знание содержания прочитанных книг. Мне кажется, что я интуитивно угадала при выборе занятий для развития памяти. Свои выводы я расписала в новом посте, который будет опубликован на следующей неделе.

Творчество

  • Лепка. На данный момент у Яны проявляется большой интерес к лепке. Её любимые приемы — придавливание пластилина к полу или столу :mrgreen: , разминание куска пластилина в палочку. Катание шариков и палочек Яна не избегает. За последние пару месяцев мы перешли от теста Play Doh к классическому пластилину. Учитывая, что Яна начала справляться с его плотной консистенцией я Play Doh убрала подальше. Плотная консистенция классического пластилина дает более качественную тренировку моторики пальцев и кистей рук в целом.
  • Рисование. Рисование у нас практикуется эпизодическое, так как устойчивого интереса Яны пока не наблюдается. К концу третьего года начали появляться долгожданные головоноги. Также появился некоторый интерес к осознанному смешиванию цветов.
  • Аппликация. К аппликации Яна равнодушна. Даже наклейки перестали вызывать интерес. Хотя уже делала паузы в занятиях почти по месяцу. Последняя покупка прекрасных, на мой взгляд, книжек с наклейками не вызвала особых эмоций.

На этом подведение итогов третьего года завершаю. Надеюсь, вам было интересно. О планах писать не буду, так как боюсь не выполнить обещания. Еще с прошлого года осталось несколько нераскрытых тем, запланирую потихоньку исправляться — написать посты на обещанные темы.

DSC_1790 Если вам понравилось, подписывайтесь или присоединяйтесь к группам блога в соцсетях, чтобы узнавать о новых постах. Кстати, не так давно я добавилась в Инстраграмм. Буду рада новым подписчикам.

Также читайте другие посты про Яну:

День рождения Яны — 3 года!: 16 комментариев

  1. Евгения

    Екатерина, добрый вечер! Подскажите, где Вы приобрели такой милый набор ежиков, что в него еще входит, мебель?? И большое Вам спасибо за Ваш труд!!!!!

    1. Мама зануда Автор записи

      Здравствуйте! Ежики бренда Sylvanian Families. Имейте ввиду, у этих игрушек от серии к серии внешность меняется и их лучше смотреть при покупке вживую, чтобы не разочароваться. Стол, кровать, стулья со спинкой, коврик — Икеевский набор.

  2. Анна

    Спасибо за игру-квест. За 30 минут я ее адаптировала под нас и подготовила все нехитрые материалы. Мы провели с ребенком незабываемых 1,5 часа. Я редко играю со своим сыном, мы читаем, рисуем, конструируем — а играет он обычно один или с папой. Благодаря игре-квесту, мы очень весело провели время, мы были командой )
    Спасибо Вам!

  3. Малина

    Екатерина, в блоге вы упомянули о сенсорной коробке… Моли бы вы опубликовать статью на эту тему подробней (наполнение и игры с ней) и фото конечно охото:)

  4. Елена

    Яночку поздравляю с Днем рождения! Желаю крепкого здоровья,она умничка пусть и дальше радует родителей! И маме здоровья,позитива и любви!

  5. Дина

    Тоже с большим удовольствием читаем вас! Огромного здоровья, счастья и любви прекрасной имениннице! Она чудесна!!!)))

  6. Viktoria (Дети-миллионеры)

    С прошедшим днем рождения Яночку! Конечно нужно было покупать самокат раз ребенок хотел именно его, вы очень правильно поступили. Квест шикарный, мне даже захотелось поучаствовать:-) , а фигурки ежиков какие у вас милые!
    С удовольствием буду дружить с вами в Инстаграме.

  7. Альфия

    Поздравляю с Днем рождения! Желаю Яне крепкого здоровья, новых открытий, много радостных моментов в жизни!

  8. Ксюша

    Поздравляем вашу прекрасную дочурку с днем рождения, а вас с именинницей! Спасибо, что делитесь своим опытом и достижениями!)) ждем новых публикаций)

  9. Сабрина

    С днем рождения, Яночка! Здоровья, счастья и много — много радости в жизни! А маме вдохновения и успехов в работе.

  10. Галина М.

    Яночку с днём рождения! Здоровья и гармонии во всём!
    А родителям сил и терпения! Будьте счастливы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.