Учимся вырезать ножницами

Вырезание очень полезное занятие, ведь оно предоставляет нагрузку для укрепления пальчиков, что в свою очередь развивает мелкую моторику (улучшается координация движений пальцев, а это способствует образованию новых нейронных связей, т.е. развитию мышления ребенка). В дополнение к прочему вырезание предоставляет расширенный функционал для творчества. После освоения ножниц ребенок активно подключает вырезание к рисованию и аппликации. 

Подобные экспозиции у нас по всей квартире с 3 лет.

Содержание

 

Учимся вырезать ножницами | Сложности

Уверена, что с детьми постарше многое иначе. Но у нас с Яной был опыт освоения ножниц с 2 лет поэтому я опишу подводные камни при обучении вырезанию малышей и способы минимизации ущерба от них. 

  • Тугие ножницы. Основная сложность, когда малыш пытается вырезать приходится на моменты разъединения колечек ножниц и соединения. Для маленького ребенка такие манипуляции вызывают трудности, так как пальцы слабые. Встает задача как на начальном этапе дать ребенку минимальную нагрузку, такую чтобы ему не было слишком дискомфортно, чтобы не было разочарования из-за сложностей, такую чтобы его порадовал результат. Ситуация немного напоминает тренажеры у взрослых — слишком большой вес груза на тренажере принесет вред, а не пользу. С ножницами у малышей также. Производители для самых маленьких придумали ножницы с фиксатором открытого состояния. Ножницы, снабженные этим механизмом, сами раскрываются. Поэтому усилие на раскрытие ножниц с пружинкой делать не надо, усилие нужно прилагать только на закрытие (сведение колец). Чтобы еще облегчить задачу вырезания при выборе ножниц обратите внимание на количество усилий необходимое для открытия/закрытия лезвий — ножницы не должны быть тугими. У нас ножницы Koopy от Maped с фиксатором открытого состояния (  my-shop, ). Как-то я писала о них в своем профиле Instagram. В ответ на публикацию некоторые поделились, что их детям проще было начать вырезать обычными детскими ножницами.  На самом деле  ножницы с фиксатором открытого состояния упрощают процесс только в том случае если в пальцах недостаточно сил для раскрытия ножниц. В возрасте двух-трех лет Яне это действительно помогало. В то же время в 4 года фиксатором открытого состояния Яна давно не пользуется, ведь в 4 года для большинства детей не составит труда раскрыть и открыть обычные детские ножницы. Подробнее о механизме фиксации в ножницах смотрите видео:  
  • Неумение вовремя остановится. Маленькому ребенку сложно остановится на определенной точке и, как правило, на первых этапах надрез получается длиннее, чем планируются. Для получения разрезов нужной длинны можно потренироваться на специальных заданиях с точками остановки. 
  • Отсутствие плавности в движениях. Плавные изгибы двухлетки и трехлетки превращаются в ломанные прямые и кривые. Первые задания на вырезания должны включать прямые линии. К вырезанию изгибов и окружностей лучше переходить после того как вырезание прямых линий перестанет доставлять дискомфорт.

Одно немаловажное условие для увлечения вырезанием на начальном этапе, предлагать простые задания. 

Учимся вырезать (шаблоны)

Упражнения на вырезания в порядке возрастания сложности:

  1. Самое простое задание, с которого лучше начинать учить ребенка резать ножницами: выдаем ребенку узкие небольшие полоски бумаги и просим их разрезать напополам. Если готовые полоски склеить в колечки получатся цепи, которые порадуют малыша. Полоски можно резать из старых рисунков, цветной бумаги, ненужных журналов.
  2. Разрезание полосок на кусочки. На втором этапе пора перейти к разрезанию полосок на множество кусочков. Дети очень любят все кромсать на кусочки.  При первых попытках разрезания ставьте задачу «1. отделить всех персонажей друг от друга», после наработки опыта «2. разрезать полоску на ровные квадратики по линиям». Дети очень любят выполнять простые задания, с которыми они легко справляются.  Особенно задания ниже их текущего уровня развития. В целом такие задания для ребенка не дают развивающего эффекта, но этот момент можно использовать в правильном направлении. Например, печатаете лист заданий с лото для самых маленьких (сопоставление животных и их детенышей и др.) или лото на сопоставление цветов и просите ребенка самостоятельно разрезать материалы для игры. Кстати, подобную уловку с интересом к заданиям ниже текущего уровня развития используют при изучении других языков. Ловится интерес на то, что ребенку нравится, в чем он чувствует свои силы и добавляется новое развивающее направление (вырезание, иностранный язык, и т.д.).  
    Дополнительно можно предложить ребенку вырезанных обитателей моря сгруппировать по видам и наклеить на лист. Я печатала подобные картинки. Затем их разрезала на продольные полоски. Яна с удовольствием разрезала полоски отделяя морских обитателей друг от друга. На первом этапе знакомства надо давать задания включающие маленькие разрезы, но в большом количестве.

    Еще пара заданий «вырежи и найди пару»: мандалы (печатать в двух экземплярах), узоры.

  3.  Произвольное вырезание. Любой деятельности всегда интересен масштаб. Чтобы его продемонстрировать в вырезании выдайте ребенку газету или журнал с просьбой изрезать на кусочки. 
  4. Задания по остановке на точке. Для совершенствования навыка важно умение останавливаться на точке. Парочка заданий для прокачки остановок:
  5. Режем тесто для лепки. Разрезание ножницами лепешек и палочек из теста для лепки. Прошу не путать с пластилином, пластилин быстро залепит лезвия ножниц и их придется муторно отмывать. Для вырезания подходит упругое тесто. Его можно сделать самим или купить готовое. Например, в этом плане хорош Play-doh в желтых банках. Из фиолетовых не подойдет, так как он для самых маленьких и слишком мягкий. Я раскатывала скалочкой лепешки из Play-doh. Мне очень нравятся скалочки-трубочки с различными фактурами, например, как в этом наборе my-shop, подробней об этом и других инструментах для лепки в другой раз… Готовые лепешечки Яна с удовольствием резала на кусочки. Фактура у этого теста очень приятная для лепки и вырезания. 
  6. Прически для девочек. Идея оформления причесок для нарисованных девочек подсмотрена мной в тетради аппликаций Gakken для двухлеток. Выкладываю идею в другой реализации. Рисунки для заданий взяты с ресурса Freepik и чуть подправлены. Это задание сложное для малышей и подходит для детей от 3-4 лет.
    В качестве исходных данных ребенку выдаются напечатанные изображения девочек с короткими волосами и кусочки бумаги в цвет волос. Предлагается куклам создать прически.

    Покажите ребенку своим примером, как можно сделать прическу, также покажите образец кукол с длинными волосами

    Результат оформления причесок. Верхний ряд выполняла я, нижний — Яна.
  7. раскраски_4Вырезание раскрасок. Когда ребенок прокачает навык вырезания до сложных линий можно предложить ему вырезать изображения из крупных раскрасок. Их можно найти в интернете в большом изобилии. Моя горсточка раскрасок для малышей тут, доберусь выложу кучу побольше :-).

 

Учимся вырезать ножницами | Хронология освоения ножниц маленькой Яной

С рождения Яны я веду дневник её достижений и освоения умений. Приведу записи о знакомстве с ножницами.

Вырезание в два года

Первая запись о ножницах в дневнике Яны фигурирует в возрасте 2 года 6 мес. В два года Яне понравилось резать ножницами с фиксатором открытого состояния. Она пробовала вырезать даже круг. Круги были ужасно кривые, но уже вырезались. Пробовали вырезать по тетрадкам Kumon, но для двухлетней Яны оказалось, что у тетрадей Kumon происходит слишком быстрое наращивание сложности. Поэтому до трех лет перешли на вырезалки попроще, список которых я привела выше. В этом возрасте с ножницами Яна занималась только под моим пристальным взором, ведь порыв соскочить с места и рвануть галопом в руках с ножницами может закончится плачевно. К сожалению, я не нашла ни видео, ни фото вырезалок Яны в этом возрасте. Наверно, это было настолько нефотогенично, что я воздержалась от съемки :-). 

Вырезание в три года

В три года у Яны очень популярны были тетради Kumon по вырезанию с маркировкой 2+. В 3 года 7 месяцев пришло умение относительно неплохо резать ножницами. Яна все еще предпочитала ножницы с фиксатором открытого состояния.

Видео с вырезанием в 3г. 7 м. В видео Яна повторяет, ей одной известную, мантру :-), на самом деле в этом возрасте речь у нее была развита очень хорошо. 

как научить вырезать ножницами
Вырезание в 3 года 9 месяцев. Яне очень понравилось после вырезания квадратов и обрезания у них уголков. Современные сборники заданий для детей среднего дошкольного возраста и старше помимо прочих заданий включают задания на вырезание. Эта фотография вырезалок из детского календаря, по которому мы занимались в детском саду. Для Яны идея занятий по календарю оказалась неудачной. Мы привыкли заниматься, следуя импульсам — чем хочется в настоящий момент. Обязаловка навязывает свои рамки, свои задания, свою программу и это нас ограничивало и огорчало.
Самостоятельные почти ровные кружки в 3г. 11м.
Творчество Яны в 3 года. При выполнении многих работ используются ножницы.

Ближе к четырем годам ножницы стали привычным для Яны инструментом и стали размещаться в открытом доступе.

Вырезание ножницами в четыре года

В 4 года ножницы стали настолько популярны у Яны, что брались с собой в поездки. На фото самостоятельная импровизация — гирлянда из флажков.
Вырезалки в 4г. 4 м. Эту стену мы залепили примерно за неделю заданиями из тетрадей Kumon. Флажки из книги украшений от Клевера. Их мы вырезали вместе, их очень много и вырезать их достаточно монотонно. На стены и потолки поделки прикрепляю с помощью подушечек Patafix (my-shop), обязательно белых. В последний раз  покупала желтые, так как других не было в наличии, в итоге они оставили жирные следы на стенах, подушечки других фирм тоже.  Оформление экспозиций  вызывает интерес и мотивирует на создание других шедевров . У нас на каждой стене экспозиция: на кухне — раскраски, в гостиной — вырезалки и рисунки, в детской — аппликации.

Вырезалки в 4г. 10мес. В этот раз Яна долгое время не бралась за ножницы и умение вырезания плавных линий было утрачено.

Верней за ножницы она бралась, но вырезала долго время свои идеи с простой реализацией. Развивающие пособия же предлагают задания с постепенным наращиванием сложности и это способствует очень эффективному прокачиванию умений. 

Дети — заложники авангардизма. Навыки работы с разнообразными инструментами увеличивают их творческий потенциал.

Учимся вырезать | Развивающие книжки

За последние пару лет у нас появились любимые пособия по вырезанию. 

Для старта я не видела ничего лучше, чем тетради Kumon с отметкой 2+. Всего таких тетрадей выпущено 4 штуки:

(my-shoplabirint  my-shop, labirint, my-shop, labirint, my-shop,  labirint,

По формату — половинка А4, мелованная бумага. У нас было три из них. Первая к нам попала, когда Яне было 2 года и особой востребованности в заданиях в том возрасте не возникло. В три года появился огромный интерес. Яна запала на вырезалки и вырезала задания залпом штук по 10, тогда я купила другие варианты тетрадей уровня сложности 2+ и одну на уровень посложней — «Готовимся к школе. Учимся вырезать». По сложности все тетради 2+ мне показались одинаковыми. Тетрадка с тигренком и ежиком на обложке кажется содержит цвета картинок более сочные. 

Для продвинутых пользователей ножницами хороша тетрадь Kumon «Готовимся к школе. Учимся вырезать» (my-shop, labirint,). Тетрадь формата А4. В ней задания более сложные — вырезание объектов по контуру, сюжетные декорации (объекты цирка, игровых площадок и т.п.). После вырезания объекты сгибаются, склеиваются и составляются объемные сценки из жизни.

Еще у нас есть сборник аппликаций GAKKEN (my-shop, labirint, ), который мне не очень нравится. Признаюсь, не люблю я мультперсонажей ярко-выраженного азиатского типа. В тетрадях Kumon это тоже есть, но в них чаще рисуют зверушек. В целом не могу сказать, что он хуже Kumonов. Тетради Kumon и GAKKEN похожи. У вторых немного попроще бумага, более блеклые цвета, немного дешевле. Думаю, у них тоже есть свои поклонники, но я к этим пособиям отношусь нейтрально в отличие от Kumon. Так как я стараюсь находить полезное даже в том, что мне  не нравится, в сборнике аппликации GAKKEN я обнаружила отличную идею создания причесок.

И еще не могу не отметить в который раз книжки для вырезания украшений от Клевера.  Мне они ну очень нравятся. Я уже про них писала многократно и еще раз напишу, потому что они классные… Весенний вариант книги раскуплен, поэтому скрываю описание под кат, как неактуальное…показать скрытый текст

Завершение 

Многие мамы переживают за безопасность занятий малышей с ножницами. И это правильно, ведь безопасность превыше всего.  Я бы порекомендовала перед первыми занятиями с ножницами проговарить малышу правила поведения во время вырезания: не вставать с места с ножницами, не размахивать руками, после завершения положить ножницы на место.

Для сведения: В настоящее время в детских садах детей знакомят с ножницами с 4 лет. Т.е. в 4 года целой группе детей выдают колющие и режущие инструменты и это является нормой. Учитывая данный факт, можно сделать вывод, что дети помладше должны вырезать только под присмотром взрослых. 

На этом я закругляюсь. Пишите о рекордах своих малышей, делитесь историями. 

Вопрос для тех, у кого был опыт приобщения ребенка до 3 лет к ножницам, апробировавшим ножницы с фиксатором открытого состояния:

Какие ножницы предпочел ваш ребенок?

Загрузка ... Загрузка ...

Вопрос для тех, у кого был опыт приобщения ребенка с 3 до 4 лет к ножницам, апробировавшим ножницы с фиксатором открытого состояния.

Какие ножницы предпочел ваш ребенок?

Загрузка ... Загрузка ...

 

Возможно вас заинтересуют следующие материалы:

Запись опубликована автором Мама зануда 15

Учимся вырезать ножницами: 15 комментариев

  1. Татьяна

    Катюша, можно ли использовать клеевые подушечки на обоях? Не останется следов?

  2. Татьяна

    Катюша, вы пишете про использование клеевых подушечек для развешивания поделок на стены, можно ли их клеить на обои или только не на бумажную поверхность? Вот эти или другие хорошие

    1. Мама зануда

      Для обоев эти подушечки тоже отлично подходят. После переезда Яне досталась комната с обоями, поделки мы продолжили развешивать с помощью UHU Patafix. держат, пятен не появилось. Единственное, жирные пятнышки появились от подушечек на стенах в детском саду и мне кажется это произошло из-за того что краска там на стенах самая дешевая.
      У нас краска моющаяся, в детской и нашей спальне обои на флизелиновой основе, везде висят картинки, вырезалки и аппликации. Для крепления пользуемся UHU Patafix никаких следов не остается, уже лет 5 очень довольны.

  3. Ирина

    Екатерина вы где-то писали о добавках что заказываете с iHerb .Никак не могу найти, может это было в коментах где-то подскажите?

  4. Юлия

    Нам на день рождения в 2 года подарили набор Кумонов. Первые шаги, среди них — «Давай вырезать» с мишкой на обложке. Я тут же радостно бросилась обучать дочку вырезанию. Про ножницы с фиксатором тогда не знала, купила обычные детские, маленькие, для детской ручки как раз. Сначала дочка охотно ими чикала первые задания, но, как правильно сказано в статье, — у Кумона очень быстро повышается уровень сложности. Ребёнок за ним не успевал, а вырезать хотелось.
    Сложности в том, чтобы не только закрывать, но и открывать ножницы у дочки не возникало. Единственное, что у неё не получалось, так это вовремя остановиться. То есть она могла сделать одно движение ножницами, останавливалась и дальше у неё не получалось без моей помощи разрезать длинную линию. В итоге она чикала все листы с заданиями сначала по линиям по одному разу, а потом по периметру)))
    Я сначала настаивала на правильности выполнения заданий из Кумона, сама нервничала, что дочка режет абы как, и её, видимо, этим тоже нервировала, так что интерес к вырезанию пропал где-то на месяц. Сейчас ей почти 2,3 года, я снова дала ей ножницы и тетрадь, и — о чудо! — она внезапно разрезала сама полностью линию от начала и до конца! )))
    Вырезанием она пока особо не интересуется, но, думаю, дело просто либо в скучных, либо в слишком сложных заданиях. Так что будем пробовать дальше…
    За статью большое спасибо! Она оказалась весьма актуальной: я как раз задумывалась над этим вопросом на днях)))

  5. Лолита

    Как всегда отличная статья, спасибо. Очень жаль, что только сейчас она вышла, года полтора назад я искала информацию о первых ножницах, аппликации итд., у Вас на сайте в том числе, но в итоге пришлось идти узнавать все вышеописанное методом своих проб и ошибок. У Вас всегда все структурированно и разложено по полочкам, очень удобно. Яна на год старше моей старшей дочери и очень много идей у Вас почерпнула я)Кстати, мне кумон и гаккен тоже не нравятся иллюстрациями, недавно приобрела российское пособие «Я могу вырезать и клеить», мне понравилось гораздо больше чем японские вырезалки. Заниматься еще не начали, правда,но я подробно рассмотрела, очень много интересных занятий, красивые рисунки, и плюс познавательные сюжеты, помимо вырезания там много чего обсудить можно с ребенком. Они конечно в качестве первых не подойдут, я думаю лет с трех и выше, но после кумоновских 2+ я б рекомендовала эту тетрадь. Надеюсь что выпустят производители побольше этих вырезалок, у них еще что мне нравится, что они на пружинках, в итоге получится отличный альбом с детскими аппликациями. В общем рекомендую присмотреться (это не реклама, просто правда очень понравилась тетрадь).И еще вопрос про подушечки Patafix, это что вообще такое?Они только в майшоп?Я тут как раз заказала репродукции красивых пейзажей чтоб вешать дома периодически, заказ еще едет, а я ломаю голову как их вешать на стены, чтоб легко и ловольно часто менять и стены не портить.

    1. Галина

      Сыну 2.9. Уже почти закончили альбом «Я могу вырезать и клеить». И мне , и сыну он понравился! Плюс, что еще и наклеек много.

    2. Мама зануда

      Реклама не приветствуется, а вот ИСКРЕННИЕ рекомендации из личного опыта важны и очень нужны. Большое спасибо за развернутый комментарий!
      Patafix это клейкая масса похожая на жвачку. Дети ее могут путать с пластилином. Я её видела только в my-shop. Наверняка, может быть в больших канцеляриях. В канцеляриях своего города (Абакан) я не нашла, но покупала пару вариантов других брендов, но они оставляли жирные пятна после использования. Например, у массы для лепки Faber-Castell заявлен такой функционал : «Пригодна для временного крепления сообщений, плакатов, планов и т.д.», но она оставляла на стенах жирные следы.

      1. Лолита

        Спасибо за ответ, возьму на вооружение)Мне как раз надо, чтоб стены не пачкались, уже положила в корзину Patafix. Еще у меня вопрос (правда он тут немного не по теме, но все же спрошу). Не помню где видела, но помню Вы упоминали, что Томатик и Кубарик у вас с Яной не пошел, и Вы его отложили. Я как раз задумалась о приобретении этой книги, так как в одном отзыве читала, что она не учит выполнять отдельные арифметические действия,а формирует именно математическое мышление, дает определенную базу, которая в дальнейшем пригодится при решении любых математических задач. Отзывы о ней хорошие, но в основном с оттенком ностальгии от тех, у кого книга была в детстве. У меня ее не было, найти электронную версию для ознакомления не смогла (только 2 часть).Цена не маленькая, потому думаю, стоит ли ее приобретать.Хотелось бы услышать Ваше мнение о книге вообще, и «пошла» ли она у Вас потом.Нам через месяц 4, до этого никаких специальных пособий по математике не приобретали, но многие понятия дочке знакомы. Мы много читаем обычных книг и играем и в процессе много обсуждений возникает, я задаю вопросы, еще чаще дочь что-то спрашивает, и я вижу, что как-то естественно она усвоила понятия больше/меньше/столько же, хорошо знает фигуры, любит разные конструкции, сама любит конструировать симметрично.А сейчас я начала подумывать о математике более серьезно, но не хочу, чтоб это сводилось к банальным цифрам и сложению/вычитанию.Но и покупать бесполезную книжку за такие деньги не хочу. Начала еще читать Звонкина буквально вчера. В общем простите за длинный пост,как-то так много получилось)

        1. Мама зануда

          Для четырехлетки, с которым занимались ранним развитием, Кубарик и Томатик не совсем подходит. В этой книге рассматриваются элементарные понятия — много-мало, счет в пределах 10 и тому подобные вещи. Все это рассматривается при помощи обильных подробных текстов, которые дети способны воспринимать не раньше 3 лет, даже 3,5. Сейчас тенденции изменились и дети учатся считать и оперировать многими этими понятия еще до умения воспринимать обильные описания и длинные текстовые истории.
          Яна в эту книгу со временем погрузилась и очень увлеклась ею. Читали ее на много раз, но по уровню материалов для современного четырехлетнего ребенка она очень слабая. Все мои выводы основаны на впечатлениях по 1 части. В сложности изучаемых материалов второй части я тоже очень сомневаюсь.

  6. Дар_инА

    Вырезаем с 2,5. Сейчас нам 3,11. Сначала пользовались с фиксатором, ножницы были похожи на ваши. Потеряхи мы 🙂 Сейчас режем обычными малышовскими. Спасибо за материалы, сегодня же распечатаю и всё изрежем 🙂 любим мы это занятие. Если есть еще, выкладывайте пожалуйста!

  7. Эстер

    Старшая вырезает, кажется, с года. Во всяком случае, штаны с исторической прорезью (единственная испорченная ножницами вещь) носилась примерно в это время. На данный момент (3 года 7 месяцев) вырезает… эх, не сфотографировала. Блокнотик размером примерно 6*10 см, на нём нарисована сова в шарфе и шапке; я эту сову перевела на листок из этого же блокнота, а потом обнаружила её чётко вырезанной по контуру, причём промежуток шеи между головой и шарфом тоже был вырезан (криво объясняю, длинная узкая прорезь сложной формы). Но всё зависит от настроения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X