Как приучить ребенка к горшку. Теория и наш опыт пребывания с года без подгузников

gorshok-1Каждая мама малыша мечтает о том моменте, когда малыш научится ходить на горшок и избавит её от череды бесконечных стирок. Этим летом я присоединилась к счастливицам, чьи детки освоили базовые навыки самообслуживания. В связи с этим радостным событием делюсь с вами теорией и практикой освоения горшка.

Как приучить ребенка к горшку | Возраст

Сроки осознанного приобретения любого навыка зависят от темпов развития мозга. Профессором А.М.Казьминым выделены следующие сроки связанных с горшком реакций:

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Первые реакции на мокрые или грязные штанишки 1 год 2 мес.
Первые реакции на потребность в туалете беспокойством или голосом. 1 год 6 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). 1 год 10 мес.
В течение дня остается сухим. 2 года
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. 2 года
Просится в туалет используя слова 2 года 3 мес.
Под присмотром взрослого ходит на горшок (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). 3 года

Из этой таблицы явно видно, что ранее полутора лет нет смысла требовать от ребенка осознанных навыков использования горшка. Полтора года — это начало пути к горшку. Только в 3 года мозг большинства малышей дозревает до безупречного использования горшка. Как обычно, есть исключения из правил — дети с быстрыми темпами развития.

Как приучить ребенка к горшку | Высаживание

Многие скажут «С таблицей всё ясно. Но ребенок подружки ходит на горшок с 6 месяцев. Они практиковали высаживание с рождение. И мы будем также.». Мне не хочется никого огорчать, но я обязана вас предупредить о том, что высаживание подходит не всем.

Для тех, кто не в курсе, объясняю, высаживание — это улавливание сигналов (плача, кряхтения и т.п.) малыша при позывах в туалет с последующим размещением ребенка над раковиной или горшком для опорожнения. 

Начну с нашего опыта. Когда Яне исполнился 1 месяц, я, начитавшись книг о высаживании, начала улавливать сигналы позывов и держать её над раковиной. При этом количество мокрых пеленок сократилось примерно на 80%. Я была довольна, как слон и даже возомнила себя умнее большинства. При построении планов на будущее я рассчитывала, что к году мы навсегда забудем о мокрых штанишках :mrgreen: .

В три месяца Яна начала воспринимать свои ощущения при позывах к туалету, как норму. Она уже не боялась того, что должно произойти. С тех пор позывы больше не доставляли неудобств и не вызывали волнений. На этом моменте пропали все сигналы, по которым можно было предположить желание опорожниться и наше высаживание подошло к своему логическому завершению!

Впоследствии, изучив дневники немногочисленных мам, которые успешно практиковали высаживание с первых месяцев жизни и книгу о высаживании, я пришла к следующим выводам:

  • Лучшее время для начала высаживания 1-2 месяца.
  • Высаживание базируется на формировании условных рефлексов. Условные рефлексы непостоянны. Они могут видоизменяться и угасать.
  • В связи с развитием мозговой деятельности уже в 3-4 месяца ребенку становятся доступны новые яркие эмоции. В это время сигналы позывов становятся знакомыми и, в зависимости от эмоциональности личности, могут практически не отличаться эмоциями от других впечатлений получаемых в течении дня. В связи с этим учащаются ошибки при которых высаживается ребенок, который не хочет в туалет. Проще говоря — мама путает эмоции от позывов с другими эмоциями. После череды таких ошибок условный рефлекс может угасать.
  • Высаживание имеет большую схожесть с дрессировкой. Дрессировка — это способ обучения животных, использующий бессознательные механизмы (условные рефлексы и навыки). Осознанное отношение к горшку появляется в 1,5-2 года, более раннее приучение к горшку базируется на условных рефлексах. Навыки высаживания основаны на успешности «дрессировки» малыша. Данным сравнением я не хочу никого задеть или отговорить от высаживания, но речь о нём я завела не спроста. Изучив вопросы эффективности дрессировки животных, можно лучше понять факторы неудач. Определенные типы темперамента лучше подвержены определенным типам дрессировки. Разумеется, в отношении ребенка, допустим тип «дрессировки» только на основе поощрений (ласка) и положительной мотивации (обещания комфорта). Из этого следует, что часть детей невозможно приучить к высаживанию. Причина в этом вовсе не неправильный подход, а особенности темперамента ребенка, в частности яркость и регулярность проявления эмоций, и индивидуальных факторов формирования условных рефлексов. Некоторые дети после серии успешных высаживаний закрепляют эту связку в памяти. При последующих позывах стараются воспроизвести последовательность действий из своего успешного опыта — «плач, высаживание, поощрение ласковым голосом мамы».  Зачастую мамы добавляют негативное «ай-ай-ай» при неудачах. В зависимости от используемого тона, «ай-ай-ай» может также служить наказанием или констатацией отрицательного результата.  Современной психологией доказан вред использования грубости, поэтому я не буду развивать тему грубого тона.  Констатация отрицательного результата мягким настойчивым тоном в неосмысленном возрасте не эффективна и может вызвать обратный результат — любопытство и интерес к звукам. Тем не менее, я не считаю использование «ай-ай-ай» на первом году жизни плохой практикой.  Это выражение можно отнести к эмоциональному общению, а любое качественное общение, как известно, полезно для развития мышления ребенка.

Итак, высаживание —  метод приобщения к горшку, который подходит не для всех. Успешное высаживание возможно при высоком уровне понимания эмоций малыша мамой и наличии у малыша ярко-выраженных определенных свойств психики для формирования условных рефлексов посредством положительного подкрепления (поощрения). Более подробно о высаживании читайте книгу «Жизнь без подгузников«.

Как приучить ребенка к горшку (один|два) года. Советы

gorshok-2Если малышу исполнилось полтора года наступила пора активных действий по приобщению к горшку. Несколько самых эффективных советов:

  • Самым эффективным способом приобщения к горшку является осознание ребенком его функций. Для этого необходимо ребенку многократно объяснять назначение горшка, демонстрировать последовательность его использование.
  • Обыгрывайте ситуации на игрушках. Водите на горшок игрушки. Для этого хорошо подходят резиновые животные для купания с дырочками. В них можно набирать воду и затем их опорожнять в горшочек. Мы для этого использовали куклу, которая умела пить и писать. Но я не могу похвастаться, что нам это очень помогло. Все-таки всему свое время.
  • Хвалите за хорошие результаты. Помните, что хвалить надо уметь, иначе это может привести к тому, что у ребенка сформируется неверная самооценка, которая впоследствии может принести разочарование в родителях и в себе. Хвалите результат деятельности ребенка, а не самого ребенка. Говорите, что ребенок сделал правильно, попал в цель и т.п. Обращайте внимание на то, что штанишки остались чистые и сухие и в таких штанишках приятно ходить. Поделитесь своими позитивными эмоциями, расскажите, как Вы рады тому, что малыш научился использовать горшок.
  • В полтора-два года стОит отказаться от использования подгузников в течении дня, если Вы не сделали этого ранее. Когда ребенок научится оставаться сухим в течении дня, можно переходить к следующему этапу — убирать подгузник на ночь. Для второго этапа тоже может потребоваться много времени, будьте к этому готовы.
  • Не усердствуйте! Ребенок — это такой же человек, у которого присутствует воля и свобода выбора. В случае если он почувствует принуждение, можно получить обратный эффект — отказ. Так, в свое время я за свои «старания» получила полный отказ от горшка, в течении которого мой ребенок делал свои дела «куда угодно», но только не в горшок.
  • Многие дети в возрасте 1,5-2 лет начинают ценить самостоятельность. Используя это, процессу приобщения к горшку можно придать особое значение, доверив ребенку самостоятельный выбор горшка в магазине. Если горшок уже есть, то, наверняка, не помешает второй (первый можно отправить на дачу или к бабушке). Если ребенок горшок всерьез не воспринимает можно предложить приобрести накладку на унитаз и ходить в туалет «как взрослому». Не забудьте этот вопрос предварительно согласовать с малышом 🙂 , таким образом вы вызовете у ребенка ожидание и заинтересованность. Также покупка нового горшка является хорошей «перезагрузкой» отношений в случае отказов.
  • Дополнительно к перечисленному выше можно привлекать к обучению игрушки и книжки, раскрывающие суть назначения горшка. Например, книжки «Медвежонок Федя и горшок«, «Макс и горшок«.

Еще раз обращаю внимание, что осознанное использование горшка в большинстве случае происходит на третьем году. Конечно, можно успешно заниматься выработкой условных рефлексов к горшку (высаживанием) даже до года, но от этого время осознания этого процесса кардинально не изменится. Поэтому все перечисленные советы периодически можно пробовать и наблюдать за изменениями в отношениях ребенка к горшку.

Как приучить ребенка к горшку | Наша хронология

Не считаю эту часть статьи сколько-нибудь полезной, так как сроки и условия приобщения очень индивидуальны. Но думаю, что некоторым она будет интересна, поэтому приведу нашу хронологию:

  • Начитавшись информации о том, что дети уже в один год могут ходить осознанно на горшок, с начала 1 года мы использовали подгузники только на прогулку. Сон у нас происходил в лучших традициях предыдущего поколения — пеленки и клеёнка. Сейчас, я абсолютно точно могу сказать, что это было зря и нисколько не ускорило наше приобщение к горшку.
  • В конце 1 года 3 месяцев мы успешно начали практиковать прогулки без подгузника.  Яна не умела подавать сигналы о позывах, но научилась терпеть. К тому моменту я получила стойкий отказ от горшка по причине навязчивого приобщения к нему  😥  или проблем со стулом (хотя они наблюдались от силы пару раз и были кратковременные). Яну было невозможно усадить на горшок даже при необходимости. При любых попытках усадить на горшок наблюдались плач и крики. Поэтому при возвращении с прогулок у нас в обязательном порядке пачкались домашние штанишки, в то время, как горшок простаивал в углу.
  • В 2 года ровно произошло первое сближение с горшком. Яна забыла про негатив к горшку и соглашалась на него сесть, научилась снимать/одевать штанишки, кряхтеть при потребности «по-большому». При этом требовалось активное участие — сидеть рядом на унитазе, подбадривать и комментировать происходящее. В этот период наблюдалось много промахов. Также в начале третьего года Яна научилась подавать первые сигналы о наличии потребности — она начинала теребить штанишки и похныкивать на прогулке.
  • В 2 года 2 месяца навык использования горшка был доведен практически до совершенства. При нахождении дома Яна научилась самостоятельному использованию горшка, на улице — проситься.
  • В 2 года 4 месяца научились озвучивать необходимость по-маленькому —  «сь-сь-сь».
  • Единственным моментом, требующим совершенствования остается ночной сон. На данный момент мне приходится ночью её будить. Некоторые практикуют вечернее ограничение в жидкости. Это эффективно, но на мой взгляд потребность в жидкости для организма ребенка важней, чем сухая постель.

 Завершение

К сожалению, чудесных секретов мгновенного приобщения к горшку не существует, поэтому я советую запастись терпением и найти силы вовремя отказаться от использования подгузников.  Еще раз повторюсь, что ранний отказ от подгузников ничего кроме лишней стирки не даст. Оптимально в районе полутора лет — двух лет в соответствии со сроками созревания мышления для приобщения к горшку.

Всем радости и удачи в освоении новых навыков!

 

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Возможно Вам будут интересны следующие материалы:

Как приучить ребенка к горшку. Теория и наш опыт пребывания с года без подгузников: 8 комментариев

  1. Алена

    Вы — мой путеводитель в вопросах материнства! Спасибо , за Ваш блог, за информацию подкрепленную конкретными данными и личным опытом!

  2. Татьяна

    Спасибо Вам огромное за такое подробное описание. Жаль, что не прочитала Вашу статью раньше. Моей дочке сейчас 1 год и 11 мес, на горшок у нас получается сесть в крайнем случае, но последнее время попыток становится все больше и больше, что конечно радует. Хотя с ее приучать начала с 1 год и 3 мес и ужасно нервничала, что у меня не получалось ее приучить. Тоже отказывались от подгузника, спали на клееночке и т.п. И все время ходила за ней с тряпочкой и вытирала ее пописы. А дома везде ковролин и чтобы не было устойчивого запаха от детских дел, все места затирала со средством для ручной стирки Бурти беби и им же стирала мокрые трусики и колготки.

  3. Дарья (Mama-doctor)

    Спасибо за статью. Все так подробно!

    А про высаживание, честно мне было лень. Колики до 5 месяцев и так не оставили места отдыху, поэтому нацепила памперс и в путь. А вот к горшку действительно за неделю приучилась.
    1. Пример сверстницы, рядом садили
    2. Мультики эти посмотрела 2 раза
    3. Сбегала за тряпкой и повытирала что написала с причитаниями ой-ой-ой (я не заставляла, сама:-))

  4. Ксения

    Добрый день
    Вы знаете, многие психологии по поводу похвалы говорят совсем другие вещи. Если Вы хвалите ребенка за результат, то потом в течении жизни вы его нацеливаете на достижение определенных целей, т.е. он понимает что хвалят и любят ЗА ЧТО-ТО и будет постоянно добиваться результатов или хотя бы стремиться к этому, но мы ведь портим этим им жизнь, постановка целей это хорошо конечно, но вечная погоня за чем-то лучшим в жизни думаю не принесет детям счастья.
    Поэтому думаю стоит все-таки хвалить самого ребенка и результат, и весь процесс в общем)
    А в целом, мне очень нравится ваш сайт, ваш опыт и то, как вы все это описываете! Спасибо Вам за Ваш труд!

  5. Ксения

    Добрый день!
    Случайно обнаружила Ваш сайт и зачиталась! Так ёмко, четко все описывается! Здорово! С удовольствием буду читать и дальше!
    А можно попросить сделать обзоры о колясках-трансформерах, кроватках, пеленальных комодах? Очень злободневно. Потерялась в многообразии представленных брендов. Почему колясках-трансформерах?! Потому что существует ограничение по хранению в квартире. А модульные коляски состоят из нескольких частей…

    Заранее благодарна!!!

    1. Мама зануда Автор записи

      Здравствуйте! Рада, что Вам понравились материалы сайта.
      Статья о покупках для новорожденного давно в планах, только всё еще не решила сроки её подготовки. Хочется быть объективной, а это сложно. Например, сразу после рождения Яны у меня были одни предпочтения, позже я поняла много ошибок в своих покупках, еще позже я поняла, что многие ошибочные приобретения связаны с нашими конкретными условиями проживания и предпочтениями Яны, а для других семей эти приобретения полезны.

      1. Ксения

        Благодарю за ответ! И все-таки буду ждать с нетерпением))) Ооочень нужно Ваше мнение!))))

      2. Анна

        Екатерина, скажите, как обстоят дела сейчас ночью? можете рассказать, как/за сколько и т.д. Вы приучились к ночному сну в сухих штанишках? спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.