Капризы 2 | Случаи из практики психотерапевта и их анализ

Автор публикации: Неровных Андрей Алексеевич — врач-психотерапевт, психиатр. Стаж работы в области психиатрии более 30 лет.

Здравствуйте уважаемые читатели!

Моя прошлая статья о капризах многих не оставила равнодушными. Это приятно. Говорит о достаточной актуальности темы. Судя по комментариям, многим статья понравилась. Были и необычные комментарии, судя по которым, читатели видели в тексте то, что им хотелось увидеть, а не то, что в нем написано. Есть и те, кто утверждал, что она недостаточно хороша. Странно, что эти люди, интересующиеся проблемой капризов, не нашли ничего интересного в статье, объясняющей суть этого явления. В то же время они одновременно демонстрировали свою информированность в этом вопросе и указывали на необходимость написания практических советов по поднятой теме, желая получить общие рекомендации.

Хочется напомнить, что невозможно самостоятельно наладить автомобиль даже при наличии оборудования, пока вы не потратите время на изучение его устройства. Ремонтировать его исходя из положения: — «В нем что-то давно гудит, мне кажется, что это генератор…» — нельзя. А вдруг это подшипник? Чтобы решить проблему капризов, вы должны понимать суть этого явления и именно для этого я потратил свое время на написание предыдущей статьи. Понимание сути явления без способности решать проблем, связанных с ним, говорит о том, что на самом деле понимания сути нет, но есть иллюзия понимания. Думаю, что в этой ситуации стоит вспомнить старую притчу:

Однажды четверо слепых захотели узнать, что же такое слон, хотя бы на что он похож. Попросили подвести их к слону. Один потрогал слона за хобот, и подметил: «Слон похож на толстый канат». Второй потрогал хвост, и возразил ему: «Нет, не на канат, а скорее на верёвку …». Третий, который трогал слона за ногу, возразил: «Нет, вообще-то на столб похож». А четвёртый, который трогал за живот, заявил: «Вы все не правы! Слон похож на огромную бочку!». И слепцы оживлённо начали спорить, на что же похож слон на самом деле. И все они были не правы, и каждый из них был прав по-своему. 

Поэтому большое спасибо за ваши совершенно справедливые замечания. А я, видя по комментариям недостаточную информированность и освещенность знаний в массах по поднятой теме, продолжу.


Я практик. Я пишу о том, что видел многие сотни раз, о том, с чем много раз приходилось справляться. Исхожу из своего практического опыта, а не из десятков теорий, иногда близких к практике, иногда неизмеримо далеких, иногда созданных для объяснения совершенно иных форм воспитания и его результатов. Цитировать чужие истины, а иногда и чужой бред, изложенный в этих теориях, не является моей целью. К тому же я врач, а не психолог, я лечу, а не советую.

В этой статье я попробую конкретизировать некоторые аспекты проблемы детского капризного поведения и сопутствующих ему истерических реакций.

Еще раз повторю — я практик. Эти реакции я видел многие сотни раз, наверно во всех возможных вариантах и проявлениях. Поэтому начну с конкретных практических примеров, которые проиллюстрируют динамику формирования и устранения такой формы поведения как каприз и динамику сопутствующей истерической симптоматики.

Случай из практики №1 (наиболее распространенный вариант)

Исходные данные: Девочка 2г. 4мес. Воспитывает молодая полная семья. Первый и единственный ребенок. Отец — автомеханик. Работает честно и добросовестно от темна до темна. Амбициозен. На выходных гуляет с женой и дочкой, играет с ребенком, практически не спуская с рук и не отходя от нее ни на шаг. Любящий, уделяющий внимание, имеющий желание воспитывать. Учит дочь постоять за себя, настоять на своем, не уступать. Также семья прилагает усилия для того чтобы дочь росла и умной, и красивой. В разговоре выясняется, что отец иногда даже конфликтует с другими людьми, отстаивая интересы ребенка. При этом категоричен и однозначен. Не склонен к диалогу и компромиссу во всем, что касается дочери. По типу – девочка всегда права. Если девочка неправа – обращайтесь ко мне. А я уж точно – всегда прав. Если чужие люди реально ущемляют интересы ребенка, начинает войну. Причем неважно кто перед ним бабушка, дедушка, папка, мамка – со всеми категоричен, бескомпромиссен и жесток. Не терпит, когда какая–нибудь мама, или няня делают замечание его ребенку. На это он отвечает, им «воспитывайте своих детей». Он человек сильный, храбрый и естественно у него самая красивая жена и, безусловно, самая красивая и умная дочурка. Жена – молодая яркая домохозяйка с высшим образованием, с далеко идущими планами на жизнь.

У семьи наблюдается некоторая демонстрация жизни не по средствам. Приобретена в кредит дорогая красивая машина, одеваются в броскую одежду, ни в чем не ограничивают ребенка. При этом имеют пока достаточно скромный доход, большая часть которого уходит на аренду жилья. В общении легко судят о вещах, в которых некомпетентны. Всегда уверены в своем мнении и знании. Кстати, это — один из признаков родителей, у которых дети подвержены капризному поведению. Громкость, яркость, демонстративность.

Поведение ребенка: В ответ на практически любое не понравившееся обстоятельство, громко кричит, топает ногами, отказывается реагировать на любое указание взрослых, часто падает, бьется головой об пол, катается по полу, иногда царапает лицо и т. д. Реакция может наступить в любой момент прогулки, разговора, любого действия, когда, казалось бы, и повода нет никакого. Приходя в гости, семья вынуждена уходить уже через 20-25 минут. Реакции наступают всегда. И всегда бурные. Мне показывали видеозаписи этих вещей. На самом деле, выглядело страшно. При попытках пресечь такое поведение, ребенок еще больше нагонял «жути». Кричал громче, неистово, замирал, дыхание задерживалось на некоторое время дольше, чем по норме. Ни угрозы, ни уговоры, ни отвлечение не работали. Истерика прекращалась внезапно, как и начиналась сама по себе.

Суть проведенной коррекции: С этим ребенком я практически не работал. Почему? На приеме я убедился, что у девочки нет никаких отклонений психики, которых можно опасаться, (именно поэтому, для работающих с детьми — важно высшее медицинское образование). Зато было потрачено много человеко-часов для коррекции поведения мамы и папы, а также дедушки, который принимал живейшее и пристальное участие в процессе. Коррекция проводилась с помощью стандартного набора психотерапевтических техник НЛП (с элементами гипноза, в случае с папой), но в основном это была старая добрая рациональная психотерапия с объяснением ситуации. Такой подход позволяет дезавуировать все ложные представления о воспитании ребенка, позволяет показать, как на самом деле воспитывается ребенок, а не как кажется родителям. Показывается роль неверных социальных доминант. И, самое главное, безальтернативно раскрывается связь поведения ребенка с поведением его родителей. Если терапевт компетентен и грамотен, вариантов противостоять коррекции своего родительского поведения, у разумных мамы и папы не остается.

Стоит отметить, что после изменения поведения родителей, поведение ребенка резко изменилось. В контексте нового поведения родителей старое поведение ребенка — с капризами и истериками, просто стало бессмысленным. А так как девочка была психически здорова, ее психика, освободившись от родительской глупости, выработала новые формы поведения быстро и надежно, как и положено психике здорового ребенка.

Вывод: В данном, несложном для коррекции случае, главное – работа с родителями. Ребенок был фактически не причем. Большинству покажется, что исходные данные семьи в норме. Наверно, — это так и есть. Прекрасная ячейка общества, любят друг друга, в дочке души не чает, но формы поведения родителей в социуме и формы их взаимодействия с ребенком заставили маленькую девочку вести себя именно так.

Случай из практики №2. Страшный и клинический

Исходные данные: На приеме девочка 6 лет 7 мес. Категорический отказ от приема жесткой пищи. Мгновенная рвота в ответ на любую попытку проглотить. И так 3 месяца без динамики до обращения. Уже наблюдалось физиологическое угасание ребенка. Начались варианты парентерального (через капельницу) питания. Девочка не могла глотать даже каши, пюре, — только абсолютно жидкую пищу. На моих глазах при попытке выпить ложку прозрачного куриного бульона, она, почувствовав на языке миллиметровый коричневый ошметок, из тех, что плавают в бульонах, выдала несколько мощнейших спазмов желудка и пищевода. И так несколько дней приемов подряд. В ответ на любое раздражение любой пищей ротовой полости следовала мгновенная рвота.

Разбор ситуации: У этого ребенка по сравнению со случаем №1 (описан выше), уже сформировался стойкий патологический рефлекс. Выяснил, что капризность, присущая ей в раннем детском возрасте, делала ее очень похожей на 2-х летнюю девочку из предыдущего примера. Мама и папа воспитывали ее старательно и честно. Девочка была поздним ребенком. И вот в 6 лет и 7 мес. эта, капризность, пересеклась со следующими случайными ситуациями:

Дома за завтраком девочка поперхнулась и сильно испугалась. Кое-как успокоили, но на следующий день на глазах девочки, стечение обстоятельств, поперхнулась и закашлялась до рвоты старшая сестренка.

Неврологи и психиатры проводили медикаментозное лечение. Безрезультатно. Гастроэнтеролог говорил о спазме мышц ЖКТ. На самом деле страшно, когда вижу таких деток. Истерический спазм снимается очень сложно и сопротивляется коррекции, как зверь.

Суть проведенной коррекции: Психотерапевтическими методами, я убирал этот рефлекс 5 дней подряд. Технически было очень сложно. На восьмой день девочка проглотила первый раз за три месяца жесткую пищу. Но основная работа после устранения симптомов, опять же, проводилась с мамой. И, поверьте, работа с мамой оказалось сложнее, чем устранение истерического рефлекса ребенка. То есть пришлось делать то, что надо было сделать с мамой еще несколько лет назад. Эта мама, хоть и была постарше мамы из предыдущего примера, но тоже была яркая, амбициозная, начитанная и всезнающая, еще и по образованию педагог — психолог. До клинического случая с дочерью она не допускала мысли, что в отношении с ребенком делает что-то неверно. Девочка была очень развитой, живой подвижной, обучаемой. Простите за цинизм, но объяснить маме степень ее ошибок в воспитании, помог страх испытанный при виде страданий дочери. Этот страх сделал ее менее критичной, более восприимчивой к принятию несвойственного ей, но правильного поведения в отношении дочери. Она поняла, что источником всего этого кошмара во многом является она сама. Женщина умная и образованная, но заблуждающаяся. Конечно же, она справилась и, как я могу судить в подростковый возраст девочка вошла и прошла его без особых эксцессов.

 

Случай из практики №3. «Суперклинический» (особо впечатлительным – не читать :-))

Исходные данные: Девушка 15 лет. Анамнез, примерно тот же самый, что у маленьких девочек из предыдущих примеров. Превосходная семья. И папа, и мама — очень заботливые.

Интересы детей на первом месте. Я хорошо знал эту семью и удивился, когда они появились с проблемой резкого болезненного спазма мышц глаза у дочки. Накануне возникновения спазма, девушка пришла домой слишком поздно. Отец выразил жесткое отцовское несогласие с этим. Девушка ответила дерзко. Отец в ответ словесно унизил ее, подчеркнув ее физическую незрелость, особенности строения тела, соответствующие возрасту. Слова отца, как он и целился, затронули болевую точку психики дочки, но возникшая реакция оказалась гораздо сильней, чем ожидал отец. В результате этой реакции спазмировалась мышцы вокруг глаза и глаз закрылся.

Случился истерический спазм круговой мышцы глаза. Достаточно редкая двигательная истерическая реакция. За все годы практики видел такое не более 12-15 раз. Этот истерический спазм мышцы глаза, «не берут» никакие медикаменты. Выглядело это так: — просто закрывается глаз, так, как если бы его сильно, сильно, пресильно зажмурили. Вот только открыть его невозможно – день, два, три, неделю, ночью и днем. Спазм такой силы, что даже пальцами раскрыть глаз нельзя и это много дней подряд. Естественно вся эта беда сопровождается сильнейшими болями.

Суть проведенной коррекции: Ломали эту реакцию 3 дня. Глаз открылся. Хоть это было не просто, но сводилось к грамотной психотерапевтической технике. Это, — как применение определенного набора инструментов. И,… опять коррекция взаимоотношений в семье заняла большее время, чем снятие жесткого спазма.

Сейчас этой девушке 26 лет. Двое детей. Нормальная семья. Но, месяц назад привела дочку 3 летнюю. Пришли в том же составе. Она, ставшая мамой, со своими родителями и с дочкой. С чем? Отгадайте с одного раза! Правильно: — С Детскими капризами!

Слава богу, скорректировали поведение ребенка быстро. Кто? Не я. Я скорректировал поведение мамы, бабушки и дедушки. Помнив, приключение со спазмом глаза 11-ти летней давности, они прислушивались к каждой моей рекомендации и выполняли то, что требовалось для исправления ситуации. Меняли свое поведение. У них получилось.

Выводы

Случаев из практики можно привести сотни и только на основании их анализа, можно понять, следующее:

  • Работать с ребенком на стадии нарушения поведения, называемого детскими капризами зачастую бессмысленно. В подавляющем большинстве случаев не ребенок является субъектом психотерапии, а его родители.
  • Основным методом коррекции истерического поведения ребенка является работа с родителями и изменение их поведения, а, зачастую, и жизненных установок. В большинстве случаев взрослые находящиеся вокруг – главное в патогенезе формирования этих реакций. Это главный определяющий поведение ребенка фактор. Именно поэтому во многих случаях могут не работать многочисленные советы психологов по коррекции поведения детей, потому что суть поведения детей – во многом снятие слепка с поведения взрослых. Не корректируя поведение мам, пап, нянь и другого окружения из свиты великолепного малыша, результата достичь невозможно. Взрослым необходимо изменить свое поведение вообще, а не в момент детского каприза, не специально для его коррекции, а вообще ежедневное, ежечасное. Надо понять, что именно ваше поведение является стартовым для всех видов поведения вашего ребенка.
  • Для большинства случаев типичны и черты самих ребятишек. Обычно это умненькие, развитые, часто немножко выше сверстников дети с богатой эмоциональной составляющей.
  • Капризное поведение детей в детском возрасте является основой для формирования истерических, фобических и других невротических реакций в зрелом и подростковом возрасте. А еще можно усугубить или модифицировать проблему в скрытую истерическую симптоматику. Подавить ребенка. И в ответ на подавленное поведение, у ребенка возникает реактивный мышечный спазм (в кишечнике, горле, диафрагмальный и т.д.). То есть сформируется разнообразная психосоматическая симптоматика. Которая в подростковом возрасте выливается в гастриты, дискинезии, бронхиальную астму, аллергические реакции, снижение иммунитета, кожные нарушения. В подростковом возрасте вся эта беда расцветет пышным цветом потому, что:
    1. резко возрастает социальная нагрузка на ребенка, а его формы взаимодействия с помощью сформированных в детстве реакций истероидного круга не работают и превращаются в психосоматическую симптоматику.
    2. в то же время, на организм подростка обрушивается огромная физиологическая нагрузка. Интенсивный рост организма. Гормональный форсаж всех этих изменений.

И опять скажу, как практик: В каждом случае необходим сугубо индивидуальный подход. Даже лечение насморка разнится у всех людей. У одного он с высокой температурой и надо ее сбивать, у другого без температуры. У одного — с осложнениями в силу анатомических особенностей пазух у другого — нет. А что касается психики там нюансов больше на порядок. Работа иногда напоминает работу ювелира. Дилетантство здесь не приемлемо. Я говорю не про родителей. Родители находятся внутри ситуации. Любят ребенка, хотят ему всего, всего и стараются. То, что они, как и любые люди, ограничены в рамках собственного жизненного и профессионального опыта так же как я и вы, как и все мы – это понятно. Но если дилетантство помножить на неистовость усилий? Плюс категоричность, обусловленная часто высоким уровнем образованности и амбиций мам деток, страдающих капризами и истерическими реакциями? Весь жизненный опыт таких мам говорит им, что они на самом деле умные, компетентные. Это на самом деле так, но ошибаться может каждый. Видя кучу советов, которые не действуют они, конечно же, ищут выход, много читают, очень много знают. По-своему справляются с бедой и, если удается, заслуженно горды этим. Но схема, выработанная данной конкретной мамой, не обязательно сработает в случае с другим ребенком.

Помимо вышеперечисленных пунктов, очень важно понять, что, если случай клинический, как в примере 2 или в примере 3, необходима срочная даже экстренная профессиональная помощь врача психотерапевта.

 

Завершение

Можно сколько угодно дискутировать о правильности и неправильности норм поведения родителей. Воспитывать взрослых людей – занятие неблагодарное и некорректное. Просто существуют вполне конкретные психофизиологические конструкции, сопровождающие ту или иную поведенческую форму. 

Приведу пример: На столе стоит бокал, определенной формы. В него можно налить что угодно, воду, сок, вино, керосин, краску… Содержание бокала изменится. Но его форма останется той же самой.

Так вот, ребенок усваивает именно форму поведения взрослых, а не содержание, не смысл, которые ему недоступны. Ребенок присваивает себе мимические, жестовые конструкции родителей. Интонационные модуляции и соответствие тональному ряду речи воспитывающего взрослого. Усваивает позиционирование эмоциональных акцентов. Содержание поведения взрослого человека, его смысл не может быть понятен ребенку 2-3 и так далее лет. Происходит именно бессодержательное копирование психофизиологии взрослого. Поэтому работать с ребенком, особенно с содержанием его реакций — не имеет смысла до раннего школьного возраста. Убрать страхи, тревожность связанные с конкретным поводом (например, напугался лифта, собаки, дяди и т.д.) – пожалуйста. Систематическое поведение – нет. Это отдельная очень серьезная тема. Ее не уложить в рамки отдельных статей целиком.

В этой статье я, равно как и в предыдущей, не претендую на абсолютную истину в последней инстанции. Я просто опираюсь на многолетнюю практику и описываю ее. Небольшая часть моей практики – это несколько сотен случаев работы с детьми, (хотя в основном работаю с взрослыми людьми) подобных, изложенным выше.

Очень здорово, что родители в наше время посвящают много времени детям. Изучают литературу, рекомендации в интернете, используют все доступные ресурсы. Семья снова становится основной ценностью. Существует огромное количество грамотных психологов и воспитателей умело и профессионально работающих с детьми и семьями.

И я вношу свою скромную лепту этот процесс. Как понимаю, как умею, как могу. Мои статьи не являются сугубо научными и тем более категоричными. В традициях публицистического жанра закончу тем, с чего начал. Помните притчу о четырех слепцах? Я, как один из них, просто трогал этого «слона» много-много раз и в разных местах, но уверен, что до конца не знаю всех его особенностей и повадок. На этом, наверно, о капризах закончу. Можно продолжить Каприз часть 3, часть 4 и т.д., но стоит ли? Тема глубока и бесконечна, как, впрочем, все, что касается человека…

Запись опубликована автором Андрей Алексеевич Неровных 30

Капризы 2 | Случаи из практики психотерапевта и их анализ: 30 комментариев

  1. Юлия

    Не поняла откуда столько вопросов что да как делали?! Это и есть профессионализм ! Спасибо за статью! Моей дочке всего 8 месяцев, ребёнок первый, поэтому как правильно воспитывать не знаю((( вижу только уже начались первые капризы! И вот не понятно бежать сразу исполнять или ждать…. как быть

  2. Мама Насти

    Спасибо Вам за потраченое время и силы! С любовью к ресурсу, мама Насти.

  3. надежда

    Очень много вопросов, как же конкретно нужно было вести себя родителям. Мне бы хотелось всем спрашивающим напомнить о замечательной книжке Лены Алексеевны Никитиной «Я учусь быть мамой». Взаимоотношения в их семье, на мой взгляд, — оптимальный вариант, на который можно только равняться. Вспоминаются даже конкретные слова из этой книги: 1. «Мы все искренно расположены друг к другу» (не «любим друг друга» — ведь любовь часто бывает слегка истеричной и эгоистичной), 2. «Когда я спорю, я изо всех сил желаю неотразимыми аргументами склонить его на свою сторону» (а не продавить своё). 3. Своему сыну она говорила в ответ на какой-то возмутительный поступок: «да, я тебя не понимаю. Но я хочу понять!» И т.д. Чудесная АДЕКВАТНАЯ семья, из опыта которой можно почерпнуть много конкретики, которой тут так всем не достает.

  4. Елена

    Я тоже подумала — как хорошо бы посмотреть на себя со стороны или чтобы кто-то дал объективную оценку со стороны. Почему-то у других людей замечаю, что они делают не так, а у себя совсем не могу найти ошибки, а ведь они наверное есть. Дочка с младенчества начала ударяться головой об пол или другую твердую поверхность, я думала, что возможно для привлечения моего внимания, потом это прошло, сейчас завершили ГВ и это снова началось!

  5. Anna

    Сначала хочу сказать спасибо, нет, даже не так — СПАСИБО! За отличные обзоры, интересный опыт, полезные списки, таблицы и подборки. Ваш сайт был одним из лучших практических блогов для малышей.
    Почему был? Потому что, к сожалению, ничто не вечно под луной и сайт, вот уже вторую статью стал обычным. Бесполезным, рекламным, со статьями полными воды и ни о чем, коих сотни в рунете. Жаль. Очень жаль.
    Лучше читать личный непрофессиональный опыт мамы маленькой Яны, чем профессиональную статью супер-психолога, весь смысл которой сводится к одному «срочно идите ко мне, вы сами не справитесь».

  6. Сания

    Я честно говоря запуталась)))
    Было бы отлично узнать отличие между понятиями «каприз» и «истерика» одно другому ровняется или нет. Может статьи нужно было назвать «Истерическое поведение у детей» или как — то так..
    Так значит все-таки каприз не лечится » терпеливым игнором» а суть гораздо глубже?
    Капризное поведение ребенка до двух совсем не связано с неврологической незрелостю?

  7. Ирина

    Здравствуйте! А у меня вопрос к доктору. А как мне получить консультацию лично, если я живу в другом городе? Спасибо. Очень нужно.

      1. Инна

        Здравствуйте! И мне можно пожалуйста контактную информацию Андрея Алексеевича! Благодарю!

      2. Инна

        Екатерина, добрый вечер! Нам очень нужна помощьспециалиста! Очень прошу у вас контакты Андрея Алексеевича!
        Спасибо!

  8. Ольга

    Огpомное вам спасибо за статьи! Вы смотивировали на самоконтроль, буду стараться анализировать свое поведение и поведение ребенка)

  9. Андрей Алексеевич Неровных

    В комментариях от меня иногда ждут конкретных кнопок с инструкцией для нажимания. Их просто нет. Ни у меня, ни у кого. Например спрашивают: «Убрал у ребенка то-то за 3 дня…или перевоспитал родителей за ИКС дней — как ты это сделал, покажи?«. Отвечу таким образом: Для специалиста, владеющего техниками, позволяющими сделать что-то в психокоррекции — ответ очевиден и без моей «разжевки». Потому что этот специалист ими владеет и без меня, ему эта информация ни к чему. А если спрашивает не специалист? Ему то зачем? Ну есть кнопка «Пуск двигателя», кнопка «Взлет», кнопка «Выход в открытый космос»… Зачем ему? Неужели лететь собрался, да еще ребенка с собой прихватить? По меньшей мере странные пожелания. Я хотел сказать в этих статьях то, что коррекция повседневного поведения родителей вне авральной ситуации, а обычного бытового, с родственниками, с посторонними и т.д. позволяет достоверно скорректировать или не дать закрепиться ненужным формам поведения, какими являются в том числе и капризы… Хочу, чтобы меня услышали, что ВОСПИТЫВАТЬ подростка, например, в 15 лет, когда родители «ВДРУГ?!» обнаруживают нарушения в поведении, зачастую уже нечем да и незачем. Хочу донести именно это. Детей жалко. Подростков жалко. Взрослых жалко.

  10. Анна

    Спасибо огромное за статью! Очень информативно! Однако, возник вопрос: а как понять границу «нормальной, ожидаемой по возрасту» капризности и «патологической»? Когда нужно уже идти к специалисту и к какому: к психологу или уже к психотерапевту? Заранее признательна за ответ.

    1. Андрей Алексеевич Неровных

      На мой взгляд, граница между нормой и патологией проходит там, где какая-то реакция становится доминирующей. Например один в сложной ситуации все время плачет и никак по другому не пытается выйти из стимулирующей реакцию ситуации. Другой — все решает шуткой. Третий капризами. Четвертый агрессией. Все эти способы поведения имеют место быть как варианты. Примерно так же как с одеждой — модная, красивая, идет к фигуре, но сильно жмет. Она конечно подойдет, но не на «повседневку», не для постоянного применения. А если человек ее не снимает вовсе? Вот тогда и есть патология. Простите за подобные не совсем корректные сравнения, но они уместны… А в случае с конкретным ребенком — нужна конкретная информация, чтобы ответственно дать совет.
      С уважением!

  11. Валентина

    Уважаемый доктор, думаю, это не совсем то, что имели ввиду читатели говоря о «поактических советах». Я понимаю, что опасность дилетантского применения приёмов коррекции из конкретной ситуации имеется всегда. Но вот в первом примере Вы могли хотя бы указать, в какую сторону вы проводили коррекцию родителей. Какие именно техники вы применяли, не суть важно. Если только вы не хотели обратить внимание, насколько сложна эта задача. Объяснили, что надо жить по средствам (шутка)? Папе объясняли, что его ребёнок не самый самый? Что, конкретно, по вашему мнению привело в такой реакции девочки?
    Второй и третий пример — это не пример капризов, как мне кажется. Или родители считали рвоту проявлением капризного поведения? Речь изначально шла именно о капризах, и о практике их преодоления у детей.

    1. Анна

      Валентина, эта статья не для Вас. Вы ничегошеньки не поняли… Про родителей первой девочки все предельно ясно. Второй и третий пример, это запущенные и застарелые капризы, написано ведь, что капризы работают в детском возрасте, а потом включается психосоматика , когда ребенок становится подростком….

      1. Валентина

        Судя по стилю вашего ответа, на мою просьбу объяснить мне, что же вам предельно ясно, вы ответите, что мой уровень не позволит мне понять ваших объяснений? )))

    2. Мама зануда

      Валентина, на статью хирурга, в которой написано об удалении рыбной кости из тела человека, Вы тоже потребуете конкретики? «Взять скальпель, пригласить анастезиолога…». Что за чушь? Разве не понятно, что причина болезни заключалась в рыбной кости, а приемы и инструменты специалиста для обывателей не применимы? Другое дело, что кость может быть недалеко в горле и иногда ее можно достать, если понять, что причина боли и дискомфорта — кость. Второй и третий пример показывают, что может произойти если «кость» вовремя не вытащить. Эти примеры рассказывают о том, что многие дети привыкли жить с костью в горле, что родители не видят проблем в своем поведении, эмоциях, которые негативно влияют на ребенка.

      1. Валентина

        На статью хирурга про кость я ПОПРОШУ уточнить объем операции. Необходима ли была полостная операция, или она проведена с применением зонда. В данной же статье описание выглядит как: ребёнок проглотил кость, стандартными методами медицины она была извлечена. Это и ежу понятно. Зачем вообще тогда писать эту статью? Показать, что данный врач профессионал? Или убедить всех, что только психиатр способен справиться с детскими капризами?

        1. Мама зануда

          Зачем вообще тогда писать эту статью?
          Для того чтобы родители капризных детей поняли наличие этой «кости» и необходимость ее устранения. В комменте о хирурге указано, что в некоторых случаях (не запущенных) «кость» можно удалить самостоятельно если понять, что она есть и в чем она заключается. Многие просто не обращают внимание на дискомфорт ребенка и дети живут с «костями в горле» многие годы, впоследствии все это усугубляется и исправить ситуацию уже может только «хирург».

    3. Андрей Алексеевич Неровных

      Большое спасибо за комментарий! Тем более, что он абсолютно по существу. Попробую ответить.

      • Главный практический совет в том, что коррекция капризного поведения ребенка бессмысленна в момент каприза. Она должна осуществляться постоянно, именно в период, когда проявлений капризного поведения нет. Что сама реакция каприза, –лишь верхушка, иллюстрирующая процессы, происходящие в психике ребенка в период ее формирования.
      • Каким образом она может осуществляться эта коррекция? Формированием иного поведения у родителей. А чем еще, если это надо делать ежеминутно и ежечасно, находясь рядом с ребенком? Кто может это сделать еще? Никто…
      • Поведение родителей из примера (да бог с ним с папой, пусть живет, как умеет материально и успехов ему в этом) характеризуется демонстративностью, категоричностью, упрямством в отстаивании своих интересов, выставление их во главу угла. Ничего не напоминает? Правильно – один к одному поведение ребенка в состоянии каприза. Только у ребенка оно пока ситуативное, резкое… А у родителей хроническое, ежеминутное повсеместное. Но, в чем коварство ситуации, не такое резкое и яркое, как детская истерика и даже социально поощряемое. Представьте катающуюся по полу маму в магазине (шутка), или бьющегося головой о стенку папу (тоже шутка).
      • Что делать с родителями. А вот здесь уже полная конкретика, невозможная без конкретного человека передо мной. Но попробую.
        — Надо не объяснять родителям, что ребенок не самый-самый, а объяснить, что вести себя с ним надо не как с самым-самым. Согласитесь, что разница принципиальная.
        — Не объяснять, что жить не по средствам плохо. А дать понять, что потребительские свойства вещей и эмоциональное удовлетворение от обладания ими – две разные вещи, в которых ребенок разобраться не может, согласно возрасту и социальному статусу, и эмоции данных родителей в глазах ребенка имеют ценность сами по себе ни к чему не привязанные. Т.е. надо показывать ребенку, что может поощряться эмоционально, материально (любым набором поощрений), не само действие ребенка, а результат этого действия. Примерно так: Какой замечательный мишка у тебя получился, давай дадим ему конфету за то, какой он хороший. А не наоборот, – какая ты умница — такого медведя нарисовала, — на тебе за это конфету… Все равно конфету мишка не съест, а съест его творец ? Иначе в следующий раз ребенок, нарисовавший плохого мишку потребует конфету, а если в садике, школе поощрят другого – вот вам истерика…..
        В результате деятельность ребенка, материализованная в конкретном результате будет мотивироваться и поощряться, и не будет мотивироваться и поощряться ее эмоциональная составляющая … В ином случае, для достижения поощрения ребенок начинает использовать, например, каприз….
      • Как этого добиться от родителей? Можно, например, пытками (злая шутка). Можно наказывая материально (очень злая шутка). Можно идеологически их воспитывая (шутка добрая). У каждого свои инструменты. У меня то же — свои. Обучать им в статьях не видя конкретных людей – непрофессионально. Кстати, профессионал справится с задачей перевоспитать родителей, тем более, когда есть такая жесткая мотивация, как неуправляемый ребенок.
      • Что, по моему мнению, привело к такой реакции девочки? Не понимаю смысл вопроса. Эта реакция у девочки была по несколько раз на дню, семь дней в неделю. Каждый раз поводом было что-то. Перечислять? (Шутка) На самом деле – только поведение родителей в повседневной жизни…
      • Клинические примеры 2-й и 3-й привел для того, чтобы показать динамику определенных черт детского поведения. Старшие дети из примеров имели в анамнезе сходное с первой девочкой поведение…Согласен с Вами, что рвота — это конечно же не капризное поведение. Это результат сформированного типа реагирования, который формировался с раннего детства… У девочки подростка из 3-го примера тоже…

      Еще раз скажу. Я практик. Ответ на Ваш комментарий – пятнадцать минут набора текста и объем почти полторы страницы шрифтом 12. А если вникнуть во все тонкости?
      Поэтому спасибо большое за умный предметный комментарий, он позволил мне конкретизировать некоторые свои мысли, что не входило в план статьи…

    4. Марта

      Да, Валентина, вы задали очень интересные вопросы автору. Ситуации, описанные выше просто описаны, но как решалась и решилась ли проблема — большой вопрос! Ведь родителей не переделаешь, а у реб. уже успела сформироваться некая модель поведения и защитные реакции.

      1. Мама зануда

        Марта, одно из важных отличий взрослого от ребенка, как раз в том, что он может (при соответствующих желании и усилиях) сознательно направлять и вызывать свое изменение.
        Как раз об этом будет следующая статья Андрея Алексеевича.

  12. Сабрина

    Спасибо, большое за статью! Было очень полезно. С нетерпением буду ждать еще статей на тему капризов.

  13. Евгения

    Спасибо. Статья очень хорошая. Возникли вопросы и желание бежать (куда?), чтобы посмотреть на себя другими глазами и понять причину тех или иных реакций ребенка.

    1. Ольга

      И у меня возникло такое желание! Как бы хотелось все это уметь замечать в себе и в своей семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X