Методика Домана целесообразность применения

Каждая мама считает своего малыша самым-самым, чтобы закрепить и приумножить этот эффект многие мамы прибегают к развивающим методикам. На данный момент одна из самых самых популярных методик раннего развития — методика Гленна Домана. Doman-GlenНе обратить на нее внимание невозможно потому что обещания автора методики, к которым активно подключились производители дидактических материалов, манят и дразнят родителей огромными перспективами успешного будущего для малыша.
По словам производителей этих материалов, пройти мимо такой методики — значит не предоставить своему ребенку широких возможностей.

Содержание статьи:

 В начале изучения методики, в силу дефицита компетентных отзывов, у меня сложилось благоприятное впечатление о ней. Надо отметить, что компетентных отзывов раз, два и обчелся, зато отзывов родителей, которые уверены, что их ребенок достиг определенного уровня развития благодаря методике Домана, неимоверное количество. Специалисты по этому поводу дают однозначный ответ, родители недооценивают интеллектуальные возможности своих детей и уровень развития их ребенка был бы не хуже и без использования данной методики. Чтобы делать дальнейшие выводы коротко опишу основные сведения об авторе и о самой методике.

Методика Домана | Кто такой Гленн Доман

Гленн Доман (1919—2013) — американский врач-физиотерапевт. Основатель некоммерческой организации Института достижения потенциала человека, в которой практиковал применение своих восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы. Когда использование восстанавливающих методик показало высокие результаты в реабилитации больных детей, часть из них Гленн Доман порекомендовал в своих книгах для раннего развития здоровых детей. Одна из наиболее популярных книг по раннему развитию детей — Гармоничное развитие ребенка. Наиболее популярна его техника обучению чтения с помощью карточек с изображениями и надписями.

Методика Домана | Суть методики развития детей

(вернутся к содержанию)

Методика Домана включает в себя серьезный набор физических упражнений и интеллектуальных тренажеров, которые надо регулярно выполнять. Доман является одним из авторов теории, в которой установлена прямая связь между физическим развитием и интеллектуальным. Он утверждает, что занимаясь физическими упражнениями с ребенком родители тем самым стимулируют развитие интеллекта и соответственно, чем лучше физическое развитие, тем выше интеллектуальные способности детей.

Упражнения для регулярного выполнения:

    • Упражнения уровень 1. С рождения:
      • Упражнение на двигательные навыки. Младенцу с рождения необходимо, пользуясь рефлексами отталкивания, проползать по специальному треку, начиная с 30 см до 90см (при хороших результатах допускается не более одной остановки за дистанцию) . Регулярность упражнения: минимум 10 раз в  день. Продолжительность: как минимум 4 часа в день! По-моему мнению, для здорового новорожденного ребенка, который даже голову держать не умеет, переворачиваться не умеет — это редкостный бред и, наверняка, он может нанести вред здоровью. К сожалению, специалисты избегают высказываний по этой теме.трек
      • Упражнение на мануальные навыки. Младенцу с рождения необходимо, предлагать пальцы/деревянный штырь для захвата. Когда захват выполнен родитель должен приподнять верхнюю часть туловища. Регулярность упражнения: минимум 10 раз в  день. Продолжительность: 10 минут.
      • Упражнения на равновесие. Плавные покачивания, вращения, подбрасывания ребенка в разных плоскостях. Серия из 15 упражнений на развитие вестибулярного аппарат. Регулярность: 1 упражнение 1 раз в день. Продолжительность: 10 минут.
    • Упражнения уровень 2.  Для тех, кто «перерос» нагрузку для новорожденных (ориентировочно 2,5 месяцев):
      • Упражнение на двигательные навыки. Ползание «ничком»(по-пластунски) на полу за предметами. Необходимо проползать по специальному треку, начиная с 60 см до 90 см (при хороших результатах допускается не более одной остановки за дистанцию). Регулярность упражнения: минимум 15 раз в день. Продолжительность: как минимум 4 часа в день.
      • Упражнение на мануальные навыки. Захват пальцев/деревянного штыря. Когда захват выполнен родитель должен приподнять верхнюю часть туловища, чтобы малыш повисел. Регулярность упражнения: 15 раз в  день. Продолжительность: начиная с 2 секунд, в дальнейшем увеличивать до 10 секунд.
      • Упражнения на равновесие. Плавные покачивания, вращения, подбрасывания ребенка в разных плоскостях. Серия из 15 упражнений на развитие вестибулярного аппарат. Регулярность: 1 упражнение 1 раз в день. Продолжительность: 10 минут.
    • Упражнения уровень 3.  (ориентировочно 7 месяцев):
      • Упражнение на двигательные навыки. Ползание на четвереньках. Регулярность упражнения:  20-30 сеансов в день. Продолжительность: как минимум 4 часа в день, лучше 8-12 часов.
      • Упражнение на мануальные навыки. Висение на перекладине стараясь минимизировать поддержку. Регулярность упражнения: 15 раз в  день. Продолжительность: 20 секунд.
      • Упражнения на равновесие. Плавные покачивания, вращения, подбрасывания ребенка в разных плоскостях. Серия из 10 упражнений пассивной программы равновесия. Регулярность: 1 упражнение 1 раз в день. Продолжительность: 20 минут.
    • Упражнения уровень 4.  (ориентировочно 12 месяцев) :
      • Упражнение на двигательные навыки. Ходьба, начиная с 1-2 шагов. Регулярность упражнения: 20-30 сеансов в день. Продолжительность: как минимум 2 часа в день.
      • Упражнение на мануальные навыки. Передвижение с помощью перехватов и висение на перекладине. Регулярность упражнения: 10 раз в  день перехваты, 5 раз в день висение. Продолжительность: 5 минут.
      • Упражнения на равновесие. Плавные покачивания, вращения, подбрасывания ребенка в разных плоскостях. Серия из 10 упражнений пассивной программы равновесия. Регулярность: 1 упражнение 2 раза в день. Продолжительность: 20 минут.
    • Серия интеллектуальных тренажеров:
      1. Как научить вашего ребенка читать. Ребенку демонстрируются карточки со словами. Первые дни занятий включают 3 сеанса показа по 15 слов — существительных. Затем количество сеансов наращивается до 9. На следующих этапах занятий также наращивается количество слов и добавляется показ нескольких слов (словосочетаний, предложений) одновременно. Используются карточки 50 на 10 см, на которых красными крупными буквами написаны слова.
      2. Бит интеллекта. Ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями, при этом необходимо произносить факты о изображенных объектах.  Время показа 1 карточки — 1-2 секунды! Используются карточки 28 на 28 см, на которых на белом фоне изображены объекты. Первые дни занятий включают 3 сеанса по 10 карточек, затем количество карточек в 1 сеанс плавно увеличивается до 120! Карточки, которые демонстрировались 30 раз убираются из показов, регулярно добавляются новые. Таким образом за год возможно изучить более 1000 карточек и фактов о изображенных объектах.
      3. Как научить вашего ребенка считать. Для обучения счету до 20 ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями точек по количеству изучаемых цифр. Занятия включают 3 сеанса по 5 карточек. Ежедневно добавляются 2 новые карточки и удаляются из показов две карточки с уже изученными цифрами. Далее вводятся дополнительные карточки с большим количеством точек и увеличивается их число.  Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами.

      Помимо выполнения тренажеров родителям также надо заботиться о подготовке демонстрационных материалов, спортивного инвентаря — трека, шеста. Также следует регулярно вести журнал, в котором отмечать  успехи, и изученные материалы (карточки), чтобы контролировать удаление уже изученных материалов и добавление новых. Надеюсь, я Вас убедила, что эта методика требует бОльшего количества времени, чем это обещает реклама дидактических материалов.

Методика Домана | Мифы методики интеллектуального развития

(вернутся к содержанию)

1 Эффективность. Существует множество отзывов на сколько и кому помогла эта методика. Существуют заявления о том, что с некоторыми нобелевскими лауреатами занимались по этой методике, НО ни одно контролируемое испытание на данный момент не подтвердило эффективность этой методики для раннего развития детей. Американская академия педиатрии комитета по проблемам детей с ограниченными возможностями вынесла несколько предупреждений против использования методик Домана для детей с повреждениями мозга. Издания предупреждений 1968 г., 1999 г., 2002г. и 2005. В предупреждениях указывается в первую очередь неэффективность методики. Также затронуты проблемы этичности — по мнению Американской академии педиатрии, рекламная компания методики подает чересчур много надежд родителям особых детей, в то же время стоимость прохождения курса методики в институте Домана очень высока.

2. Простота в реализации. Методика развития Домана в целом ориентирована на детей с повреждениями мозга — детей, у которых в силу сложившихся обстоятельств существует информационный дефицит. Дети с повреждением мозга долгое время не могут справляться с элементарными задачами — удерживание головы, повороты тела, ползание, поэтому у них возникает информационный дефицит, который необходимо восполнять — в том числе демонстрационными занятиями с карточками. Здоровые дети, с нормальным развитием не имеют информационного дефицита в силу его самостоятельного удовлетворения — когда малыш сам захотел повернулся, перевернулся, приподнялся, сел, подполз-уполз и т.п. При отсутствии информационного дефицита достаточно сложно добиться внимания ребенка к занятиям.

3. Экономичность. При серьезном подходе количество карточек с картинками, словами и точками должно исчисляться тысячами!

4. Запоминание выдается за чтение. 

В рамках Американского телевизионного шоу The Today Show корреспонденты выясняли эффективность методик раннего чтения с демонстрацией карточек со словами у экспертов:

  • По мнению доктора Nonie Lesaux эксперта по развитию детей Гарвардского университета Высшей школы образования «Они запоминают то, что на этих карточках  … Это не чтение»;
  • По мнению доктора Maryanne Wolf директора когнитивной неврологии в Университета  Tufts  «Это экстраординарная манипуляция фактами»;
  • Доктор Karen Hopkins педиатр по развитию в Медицинском центре Langone  Нью-Йоркского университета: «Я думаю, что это заблуждение. Я думаю, что это ложь, и я думаю, что это провоцирует ложные ожидания…»;

В рамках шоу был произведен опрос мнений десяти экспертов лучших университетов и организаций страны в области развития ребенка и у всех было единое мнение: «это не чтение, это просто запоминание».

Методика Домана | Мнения о вреде применения

(вернутся к содержанию)

 

Мнение психолога, кандидата педагогических наук Анны Бояринцевой:

«…Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания).
Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире. Но, к сожалению, методика очень трудоемка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребенка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время…»

Врач-невролог Елизавета Меланченко — противница методик раннего развития (статья из журнала Наш любимый малыш):

«…В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.

Почему так происходит? Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.

У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной — высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чем больше родители будут стремиться «развивать» своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность. В то время как без чрезмерных нагрузок ребенок мог бы прожить жизнь психически здорового человека или же нарушения проявились бы лишь в старшем возрасте.

Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его. Грудничок подолгу лежит в мокрых пеленках, мама радуется, что он нетребователен, интересуется только развивающими игрушками и не теребит ее за фартук. В два года малыш начинает говорить длинными фразами и цитировать стихи. Родители опять радуются и отдают его в языковую группу. До трех лет все нормально. А потом ребенок становится неуправляем, отказывается слушаться взрослых, а порой перестает говорить вообще.

К сожалению, бывают случаи, когда родители все-таки не прислушиваются к рекомендациям и интеллектуально перегружают детей. Дети выпадают из общественной жизни, переводятся на домашнее обучение, часто получают серьезную терапию психотропными препаратами…»

Мнение психолога Анны Клыковой (к сожалению страница-источник статьи прекратила свое существование):

«…Обратите внимание, что при обучении чтению, математике и энциклопедическим знаниям ребенок занимает сугубо пассивную позицию (сидит и созерцает активную маму и быстро сменяющиеся карточки), что не характерно для здорового ребенка.
Методика обучения построена на мелькании карточек перед глазами ребенка. Доман считает, что именно в таком темпе человек лучше воспринимает информацию…

Методика опирается на способность маленького ребенка запомнить большой объем информации. Предполагается, что ребенок, получив колоссальный объем информации (я даже не стала подсчитывать количество задействованных в методике карточек – оно огромно), будет способен впоследствии этой информацией пользоваться. И это обеспечит ему преимущество перед теми, кого не обучали по этой методике. На практике этого не происходит. Ребенок или просто ничего не помнит, или не пользуется этой информацией…..»

Мнение Марины Степановой, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН:

«…Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение…

….Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница…»

Мнение О.В. Хухлаевой – профессора, кандидата психологических наук, доктора педагогических наук, руководителя психологической службы НОУ «Ломоносовская школа»:

«… два (на самом деле больше) подводных камня, на которые можно налететь.

Первый обусловлен наличием функциональной асимметрии мозга, т.е. разными функциями, которые выполняют левое и правое полушария. Традиционное раннее обучение актуализирует в основном левое полушарие. Не вдаваясь в подробности, скажем, что есть шанс переутомить ребенка или вырастить из него «несозидателя», т. е. человека, не умеющего создать собственный творческий продукт.

Второй – это лишение ребенка, активно включенного в обучение, времени, которое ему требуется для его естественного развития, необходимого для формирования активности, инициативности, личностных характеристик и т. п. С последствиями выбора такого пути родители столкнутся уже в начальной школе, а в подростковом возрасте придется бить тревогу. Серьезные трудности в общении, неуверенность в себе, в особенности у мальчиков, безволие – эти и многие другие беды ждут таких детей.

Мое любимое слово – гармония. Поэтому давайте позволим ребенку гармонично развивать тело и душу. Логику и интуицию. Эмоции и разум. Тогда он обязательно будет счастлив…»

Мнение Т.В. Вымекаевой кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии развития Сургутского государственного университета:

«…С проблемами перегрузок у младенцев и детей раннего возраста мы, психологи, сталкиваемся достаточно часто. Это очень опасный возраст из-за огромного потенциала «впитываемости» всего, что ребенку предлагается. У взрослых возникает великий соблазн «закачать» в принимающую систему как можно больше информации, не задавая себе вопрос: ЗАЧЕМ?. Оканчивается это, как минимум неврозами и психосоматическими расстройствами, а как максимум – психическими заболеваниями, ве дущими к серьезной задержке психиче ского развития на всю жизнь. Иногда создается ощущение, что из благих намерений родители (иногда педагоги) пытаются напичкать ребенка всем, что якобы может в жизни пригодиться. Но любое средство хорошо, когда на него есть жизненный запрос. А стратегия «про запас» напоминает «скупого рыцаря», который над своими сокровищами так и умер, не поняв, зачем они ему были нужны. Берегите своих детей от такой судьбы!…»

Мнение дефектолога и логопеда Полины Львовны, взято с форума Дискуссионного Клуба Русского Медицинского Сервера:

«…При раннем обучении чтению и письму непомерно эксплуатируется лобная зона, причем в ущерб всем остальным. В результате получаем » тепличных» детей…

…С точки зрения нейропсихологии, в первые годы жизни более активно развивается правое полушарие коры головного мозга, которое ответственно за развитие эмоций, воображения, творчества. Ранняя стимуляция левого полушария (навыки чтения и счета), ответственного за развитие формально-логических функций приводит к тому, что у детей, наблюдались трудности в общении, ограниченность воображения (много знают, но мало умеют)…

..из зарубежных  данных: «Тепличное воспитание» является результатом деятельности взрослых, принуждающих ребенка приобретать знания, адекватными для более поздних стадиях развития. При этом у детей на фоне развития потребности к новой информации угасает интерес к общению и исследованию реального мира. Давая знания в готовом и условно-формальном виде мы тем самым подрубаем корни для их дальнейшего развития, лишаем их полноты эмоциональных впечатлений, не даем им возможности самим исследовать, творить и решать проблемы в постоянно изменяющихся условиях.
В качестве альтернативы такому воспитанию родителям предлагается обеспечить детям обогащенную среду и социальную поддержку, что позволяет детям получать представления о окружающем мире с помощью собственного сенсорного опыта, развивать когнитивные возможности и умение принимать самостоятельные решения.
Sigel, 1987 г. об исследованиях и наблюдениях, посвященных результатам обучения детей по стимулирующим программам, созданным на основе программы Глена Домана «Better Baby Program»…Статья о эксплуатации лобных долей не популярная, это выводы сделанные ведущими учеными, специалистами по раннему развитию на основании наблюдения за развитием т.н. «тепличных детей».
Приведу цитату:
«Снимая урожай раннего развития «тепличных детей»мы подрубаем их корни для дальнейшего развития,и лишаем их полноты эмоциональных впечатлений, у детей не только не хватает времени для игру них развивается неукротимая жажда достижений и угасает интерес и способность к неформальному общению… Выход видится в создании обогащенной развивающей предметной среды и социальной поддержки… Родители должны поощрять детей в приобретении социальных знаний, развитии ясной и устойчивой Я-концепции и в формировании позитивных взаимоотношений с другими людьми» (Sigel, 1987)
С тех пор прошло много времени, и потеряв популярность за рубежом, эти методики стали активно пропагандироваться у нас…

…Я считаю вредным использовать методику раннего обучения, не учитывающего последовательность созревания зон головного мозга и развивающего символические функции (цифры, буквы) в ущерб деятельности. Все это и случается у тех, кто полностью следует методике Глена Домана. Придумала это не я. Есть наблюдения по развитию уже взрослых людей, которые в детстве обучались по этой методике.»

К сожалению, формализованных мнений специалистов,  по многим интересующим меня, вопросам использования методики Домана мне не удалось найти. Но в открытом доступе многочисленные обзоры родителей, как противников, так и приверженцев методики. И главное не ошибиться с выбором лагеря к которому собираетесь примкнуть. Я для себя решила, что методика Домана в полной версии наносит значительный вред. Родителей же, которые являются приверженцами теории, я считаю людьми,  либо заблуждающимися в эффективности методики либо неспособными признавать собственные ошибки.

Признаться, я также как и многие родители не смогла устоять против рекламных обещаний сделать моего ребенка гением, в крайнем случае эрудитом. Примерно с 3-х месяцев до последнего времени (8-ти месяцев) я регулярно демонстрировала Яне карточки с картинками и словами — 3 раза в день около 30 карточек, как завещал дедушка Доман. Сказать, что это дало какой-нибудь эффект я не могу. Развитие Яны идет без особых скачков и достаточно близко к среднему графику развития указанному в книгах.

Как я уже писала множество мнений и исследований специалистов данной методики не так много как хотелось бы, но многие родители, разобравшись с сомнительной эффективностью методики Домана, посчитали своим долгом донести эту информацию для остальных:

  • одна из самых известных мам, которая усомнилась в эффективности методики Домана — французская артистка Сесиль Лупан. Она написала книгу «Поверь в свое дитя»  в которой описывает своей неудачный опыт развития по методике Домана и приводит собственный подход к развитию детей.
  • папа Леонид Некин — также автор нескольких книг,  на собственном сайте описывает своей неудачный опыт развития по методике Домана;
  • папа Вячеслав Озеров — пытался безуспешно применить методику к своему особому малышу. Приводит множество обоснованных доводов против использования данной методики в их числе «Впечатление было двоякое: вроде бы всё правильно, но прослеживался навязчивый популизм в изложении процессов развития мозга ребенка. На фоне рассказа о «поиске истины» читателю преподносилась упрощенные, а в ряде случаев явно не соответствующие науке, данные о мозге человека и методики его развития.».

Во многих статьях об эффективности методики Домана приводятся аргументы в пользу развития правого полушария и многие мамы начинают этим целенаправленно заниматься. Упражнения на развитие памяти «Бит интеллекта» сравнивают с методикой Макото Шичида, которая направлена на развитие правого полушария. По мнению специалистов, односложные занятия на механическое развитие одного навыка (в случае с «Битом интеллекта» Домана это механическая прокачка памяти) или занятия несоответствующие возрасту могут привести к множеству проблем и стоит 100 раз подумать прежде чем начать использовать эти занятия.  Чрезмерная прокачка занятиями одной зоны мозга повлечет помехи развития других зон.  Особо продвинутые мамы пытаются сделать из своих малышей левшей, чтобы максимально развить творческие способности. Они не учитывают, что прибавляя творческие способности ребенку, не уделяют должного внимания развитию логики. К тому же учеными доказана врожденная предрасположенность к использованию левой или правой руки.

Принимая во внимание, приведенные аргументы против применения методики Домана, речь о целесообразности её применения идти не может. Специалисты сходятся в едином мнении, что развитие детей должным быть гармоничным, а значит естественным, без злоупотребления методиками раннего развития!  В то же время массовость рекламных акций производителей дидактических материалов поражает своими масштабами. Большое количество родителей использует методику развития Домана в данный момент времени, многие уже разочаровались. И самое грустное, огромное количество родителей, применяющих методику, считают что залогом успеха развития их малыша является использование этой методики. Такие родители, как правило, критикуют других, которые не добились блестящих результатов в её применении, т.е. они продолжают заблуждаться относительно эффективности и безопасности этой методики для развития детей.

UPD:

Так как дискуссия оказалась достаточно острой, я посчитала себя обязанной расставить все точки над Й. В результате получилась статья с перечислением доказанных фактов вреда при применении методики Домана и других: Вред раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития).

Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте.

Ссылки по теме:

Познавательные игры с карточками для самых маленьких карточки Умница
«После трех уже поздно» — ошибочные выводы 60-х годов! (видео доклад Марьяны Михайловны Безруких —  профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования) Фото из книги Ибука Масару
О методике раннего развития М.Шичиды; shichida-all3
О методике раннего развития Марии Монтессори в домашних условиях; Montessory
Как развивать ребенка одного года как развивать ребенка
Полный каталог моих статей 

Методика Домана целесообразность применения: 53 комментария

  1. Sergeev

    Честно говоря, не очень понимаю, как эту методику можно применять для обучения русскому чтению. В английском языке обучение изначально идет целым словом. Там имеет смысл показывать карточку и называть предмет. Даже так скажу по-другому и не научишь. А русское слово состоит из слогов, у нас прослеживается буквослагательный принцип, поэтому проще объяснить мучительно перетекание согласного в гласный, чем показывать длинные слова. Не согласны?

    1. Мама зануда Автор записи

      Спасибо, Ольга, но о купании новорожденных я уже на своем опыте писала пост http://mamazanuda.ru/%d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d1%8b%d1%88%d0%b0/ . Собственно ничего нового еще не придумано — пеленки, совместное купание с мамой.

      П.С. позже весь оффтоп будет перенесён в соответствующие темы.

  2. Криси

    Мама зануда, вопрос о естесственности тоже очень спорный. У человеческих детенышей, родившихся в юрте и у младенцев тропиков совершенно иные представления об естесственносии или необходимости определенных навыков. Минус образовательной системы,на мой взгляд, в том, что кто-то решил,что все дети в этот момент должны изучать именно это. Не учитываются личные предпочтения и уровень развития. Я тоже против домашнего обучения, даже самые маленькие дети,на мой взгляд,нуждаются с общении с другими детьми,совершенно разных возрастов. Но речь не идет о группе 20 человек.

    1. Мама зануда Автор записи

      Криси, Вы, видимо, неправильно меня поняли. Я «за» индивидуальное воспитание и обучение, но с правильным подходом! Думаю любая современная мама знает важность социализации и при выборе индивидуального подхода обязательно позаботится о том чтобы у малыша были сверстники с которыми он может регулярно общаться. Если бы была у меня такая возможность большая вероятность, что я бы ей воспользовалась ).

      Различие в географическом положении не дает утверждать, что плавание естественный вид занятия для человека. В соответствии с приспособленностью к жизни в определённой среде среди млекопитающих выделяют следующие адаптивные типы: наземные, подземные, водные, древесные и летающие формы (еще есть переходные группы). И человек относится к наземному типа вне зависимости от широт. Нет такой широты, где люди вынуждены регулярно хоть сколько-нибудь времени проводить в воде. А вот чувство опасности от воды вполне естественно и я склоняюсь, что именно генетическая память об опасности доставляет столько слез при водных процедурах. Когда малыш подрастает, то полученные о воде знания вытесняют бессознательные страхи основанные на генетической памяти и купание становится приятным процессом.
      И кстати, особенности физиологии все-таки зависят в какой-то степени зависят от географии — младенцам в тропиках нужно совершенно другое количество того же витамина Д и предполагаю что существуют и другие различия.

      1. Криси

        Мама зануда, страх у ребенка, когда он находится в воде — о каком возрасте идет речь?

        1. Мама зануда Автор записи

          На данный момент речь идет не о конкретном ребенке, а о грудничковом плавании и рассматриваемый возраст соответственно грудничковый.

          П.С. позже весь оффтоп будет перенесён в соответствующие темы.

  3. Криси

    Ольга, действительно, нет никакого смысла насильно пичкать знаниями ребенка, которого отдадут в обыкновенную школу. Разница между «своевременностью» и ее противоположностью субъективна. Большинство людей доверяют программам детских садов, так так,видимо,плохо представляют себе, насколько ограниченно она приводится в реальной ситуации.
    Методики раннего развития направлены на расширение кругозора ребенка и удовлетворении и поддерживании врожденной любознательности (Монтессори). Это альтернативный взгляд,в сравнении с садами-пережитками коммунизма. Попытка выявить истинные нужды ребенка,развить индивидуальность, а не шаблонность и бездумное послушание.

    1. Мама зануда Автор записи

      При использовании методик каждый родитель преследует свои цели и в лучшем случае это —
      «Попытка выявить истинные нужды ребенка,развить индивидуальность, а не шаблонность и бездумное послушание.» , но в методике Домана я этого ни не увидела.
      На мой взгляд, Домановская методика — навязывание определенных видов занятий. «Главное условие всех методик раннего развития-ребенку должно нравиться» — при правильной подаче занятий малышам может, что угодно понравиться и задача родителя выбрать, что требуется конкретно его малышу, а не бросаться на лозунги о самой эффективной методике.

      1. Криси

        Выбор приходит с практикой 🙂 Кстати, я тоже со многим не согласна у Домана, но это не делает меня его ярым ненавистником. Конечно, динамическая гимнастика-это явно не для всех, но, например, умеренное ползание, раннее плавание и обучение знакам выглядят лично для меня интересными решения, так как очевидна дальнейшая польза данных умений.

      2. Криси

        Что еще хотелось бы добавить относительно мнений экспертов. Моими преподавателями в университете были сплошь доктора и кандидаты.Психолог,имеющий докторскую степень,не считал зазорным унизить студентов,что говорит о проф непригодности.Ученая степень,тем более теоретика-это далеко не последняя инстанция,может,он и ребенка в глаза не видел.У педагов, логопедов и психологов классическая база.Часто мнение педагога о выборе и подаче материала консервативно,субъективно и подается как непреложная истина. Вот почему так много времени специалистов бездумно продолжают традиции воспитания,даже не попробовав алттернативные методы обучения.

        1. Ольга

          Криси, тогда у нас и школа тоже далека от «идеала». И вообще вся система, получается, несовершенна. А знаете, я в стиле хозяйки сайта, хочу пойти против стереотипов и заступиться за детский сад. Вполне все там нормально. И опять же, пресловутый человеческий фактор играет главную роль. Нормальные занятия, по возрасту. Можно их проводить формально, а можно с интересом. И классические занятия это не есть плохо. Монтессори — это конечно хорошо, но детям в обществе жить и идеалы у всех свои. А опекать свое чадо и оберегать от всего всю жизнь не получится. И надо уметь приспосабливаться жить среди людей, «социализироваться».

          Кстати, раннее плавание весьма сомнительный элемент развития (особенно в первые месяцы жизни). Даже ужасно-травмирующий порой. Советую изучить этот вопрос прежде чем начинать.

          Еще один аргумент за детский сад — если человек генетически нормален, никакой детский сад его не испортит. Почти все советские дети выросли с раннего возраста в детском саду, от чего не перестали быть нешаблонно мыслящими людьми (к коим я и себя отношу). И строем всю жизнь не ходят. Так что дело явно в другом. Что вообще подвергает сомнению современные развивающе теории. Сейчас если ты с ребенком не занимаешься по теориям и вообще не занимаешься «ранним развитием» в тебя чуть ли не пальцем тыкают, настолько это вошло в головы современных мам. А в результате ребенок всё равно впитает то, что видит в своем окружении. Яблоко от яблони.

        2. Мама зануда Автор записи

          Криси, утверждение «нет никакого смысла насильно пичкать знаниями ребенка, которого отдадут в обыкновенную школу » перечит теориям сензитивных периодов Монтессори, зон ближайшего развития Выготского и гипотезе о необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей. Как раз правильно развивая малышей мы «закладываем фундамент» , иначе можно упустить момент. Кстати, давайте отличать понятия «пичкать знаниями» и гармоничное развитие. Это разные понятия и зачастую взаимоисключающие )).
          Согласна с замечанием Ольги по поводу раннего плавания, его польза, как и других неестественных для человеческих детенышей занятий вопрос спорный. Знаю из опыта инструкторов, что первые занятия это всегда стресс и если делать даже небольшие перерывы в регулярных занятиях, то возвращения к занятиям сопровождаются повторным стрессом. На данный момент, я придерживаюсь мнения, что для малышей, которые легко воспринимают всё новое, польза от плавания превышает вред от стрессов, но для большинства это не так. Приведу личный пример про сензитивные периоды, еще месяц назад дочка плакала при появлении бабушек (достаточно редко они у нас гостят), а сейчас появление ЛЮБОГО гостя в доме это повод для неудержимой радости. Для водных процедур, я считаю, у каждого малыша тоже есть свой возраст.
          Что касается воспитания без детсада и обучения без школы при ГРАМОТНОМ подходе,то безусловно, это имеет массу преимуществ, но давайте будем реалистами для абсолютного большинства (как и для экономики в целом) непозволительная роскошь, чтобы мама не работала, а занималась детьми поэтому домашнее воспитание и обучение не может быть альтернативой в современном обществе.

          1. Криси

            Мама зануда, наверное, я слишком резко выступила против школ и детских садов, но подчеркну, что ето только мое личное мнение. Ольга, Вас я также не хотела задеть своим мнением относительно системы образования. Но недовольство школами и садами никак не связано с гипероперкой.
            Проработав в детском центре, а также в детском саду, с ужасом признала, что детям 2х лет не составляет труда выучить алфавит (они сами просили читать азбуку и рассматривали картинки), никто их насильно не заставлял. А дети 6 лет смотрели на меня очень странно, когда, заменяя их педагога, я предложила им подписать свои рисунки.Многие даже не знали букв своих имен. Конечно, ето частный случай, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в группе 20 человек внимание уделяется явно не всем, а дисциплину просто невозможно поддерживать «гуманными» методами.

  4. Криси

    Мама зануда, как говорилось в Вашей статье, чтение (и счет) по методике Домана является запоминанием картинок (именно так ребенок воспринимает слова и цифры). Так что мнение о вреде подаваемого материала необосновано.
    Главное условие всех методик раннего развития-ребенку должно нравиться. И Доман особенно подчеркивал, что занятия нужно заканчивать всегда чуть раньше, чем хотелось бы ребенку, чтобы поддерживать его интерес. Я «за» методики раннего развития, но необходимо разработать собственный «симбиоз», так как ни одна методика лично для меня не является полноценной, это и нормально, так как каждый из ее создателей преследовал свои цели.
    Кстати, целью Домана было выявить максимальные возможности человека. Он показывает, чего и как можно добиться, но это не значит, что именно Вам все это нужно.

    1. Мама зануда Автор записи

      Криси, Во-первых, Вы не учли много информации о вреде раннего обучения, которую я уже достаточно подробно расписала в комментариях к этой статье, в том числе о важности определенной последовательности созревания различных отделов мозга и различные последствия непропорционального развития мозга при чрезмерной стимуляции одной из областей мозга.
      А во-вторых, прошу ознакомится с моими взглядами о развитии прежде чем делать какие-либо выводы о моем мнении , потому как я именно за микс методик, но Домановская мне симпатизирует в меньшей степени.

      1. Криси

        Как раз я и пыталась обратить Ваше внимание на то, что вряд ли можно перегрузить младенца информацией, которую он воспримет, как картинку.
        Интересна Ваша комбинация методик раннего развития. Была бы Вам признательна,если бы Вы поделились своими наработками.

        1. Мама зануда Автор записи

          Как раз в процессе подготовки ряд постов о наших развивающих играх и занятиях, потому что я начала видеть отдачу от занятий с дочкой и теперь уже это будут посты обоснованные личным опытом, а не голая теория.
          И как это не парадоксально готовлю посты о правильных занятиях по картинкам, в том числе по Доману ( если уж кто-то решил заниматься пусть делают это правильно) и самые интересные игровые.
          Из готового материала мое мнение указано в постах: http://mamazanuda.ru/%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c-%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%b0-1-%d0%b3%d0%be%d0%b4/ и http://mamazanuda.ru/%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%b4-%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b5%d0%b3%d0%be-%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f/

  5. Ольга

    Очень понравился ваш сайт. Ваши доводы я нахожу разумными. Были интуитивные сомнения (кстати, ни у меня одной). Большой вопрос: зачем? Научится ребенок читать в три года и что? Единственный момент, если ребенок сам хочет научиться и проявляет явный интерес (вариант: гений Ломоносов, который за обозом в Москву пришел — жажда знаний :)). Но я таких не встречала, потому что это редко. Примеры с супер-развитыми детьми, которые в пять лет знают кучу языков, и читают, и пишут и т.д. ни о чем не говорят, кроме понтов родителей этих детей. Ибо разницу между «развитым» ребенком и тем, кто научился читать в 7 лет, в 20 можно и не заметить. Неизвестно, каков был бы выбор ребенка, будь у него выбор. До всего нужно дозреть, и морально и физически. Здравый смысл никто не отменял. Единственный критерий, это кто из этого ребенка вырастет в итоге. А вот здесь у меня уже много личных примеров взрослых людей, которых в детстве дрючили «развитием». Умные, но есть в человеке при этом какая-то «долбанутость».

  6. Мария

    И я добавлю свое мнения, кстати, впервые на подобном сайте.
    Уважаемая мама Зануда, стала читать ваш сайт только потому, что вы описали почему вы зануда и я увидела себя (пеленки, голопопость)),сама готовлю прикорм и пр.). А вот в вопросе Домановской методики мы разошлись во мнениях.
    Я не фанатично с рождения делала упражнения по его методике. И в наши 7,5 мес. с весом в 11.5 кг мальчик очень подвижный, активный, интересующийся. Врачи предрекали «колбасу» в связи с сильными набором веса. Массаж прошли только 1 курс (поэтому двигат.активность обосновывать им не считаю актуальным).
    При этом папа ребенка был ленивый, ползать не любил, сел ок.8 мес. Я тоже не отличалась активность. (Ремарка о наследственности, т.к. считаю, что часто это влияет).
    А вот наша родственница в свои 6 мес. не ползает, с трудом переворачивается, мало держит торс на руках находясь на животе, о другом и речи не идет. При этом по заверению врачей очень здоровый ребенок, по шкале Апгар 10 баллов, кстати.
    Мы видим разницу в интересах детей-не нужно ей ползти к игрушкам, не интересно ей пощупать розетки и провода и пр.
    А я считаю, что только от познания будет развит ум, интеллект, смекалка ребенка.
    Читать по Доману учить не буду, а вот карточки с картинками показывать начала. Ребенок проявляет к ним интерес. Показываю не все из наборов, а только то, с чем ребенок может встретиться в окружающем мире (например, тигр, без разновидностей уссурийс., бенгальск).
    И согласна с девочками, которые писали, что просто нужно заниматься своими детьми, самое важное контакт, а уж методику не принципиально какую выбирать.
    И по поводу лобных долей:муж начал говорить в 6 месяцев, еще не сидел сам, к году дикламировал стихи. Читать начал рано. Его мама не знала никаких методик-а просто много с ним говорила и бабушки активно играли,а не оставляли его одного в кроватке. И здоровый мужчина, скажу я вам, вырос!
    И самое главное: ЛИШЬ БЫ ДЕТКИ БЫЛИ ЗДОРОВЫМИ! И вам того-же)))!

    1. Мама зануда Автор записи

      Мария, я с Вами согласна в части того, что детьми нужно заниматься, но для раскрытия интеллектуального потенциала ребенка очень важно ПРАВИЛЬНО и СВОЕВРЕМЕННО подбирать занятия и методики. Специально для тех кто сомневается, что нельзя навредить развивающими занятиями я написала еще один пост, уже не о конкретной методике, а о развитии в целом: http://mamazanuda.ru/?p=1463 .

  7. Оля

    все хорошо в меру. мы занимались по Доману сначала прям фанатично, вскоре в сильно усеченном варианте (т.к. готовить все материалы и их демонстрировать именно «по-домански» — нереально) и в итоге без особых усилий (ну вот правда, макс 10 мин в день занимали «показы» карточек) сын к 2м годам вышел в чтение (именно чтение любых слов, с полным пониманием (если оно ему уже по жизни знакомо), а не «запоминание вместо чтения».

    я очень даже разделяю ваше волнение, т.к. и правда лонгитюдных нормальных исследований нет (да и невозможно провести), а потому и research по эффективности мы вряд ли увидим. и да, встречала (виртуально) множество излишне сфокусированных на РР мамочек. вот это перебор…

    я лишь могу сказать, что раннее чтение открыло моему ребенку еще один канал восприятия мира: там где обычный двухлетка пройдет мимо, наш прочтет название станции метро, название продукта в магазине, сам прочтет и запомнит стихотворение в книге.

    я не утверждаю, что это (раннее чтение/математика/ЭЗ) обязательно каждому ребенку, но в вашей статье серьезных аргументов против не увидела.

    1. Мама зануда Автор записи

      Ольга, про «запоминание вместо чтения» я больше склонна доверять специалистам, так как мы-мамы склонны преувеличивать достижения своих малышей, а порой нам кажется большее, чем есть на самом деле.
      Вред раннего чтения/математики/ЭЗ в этой статье я затронула вскользь — для меня самой это было открытием (а это как выяснилось описано во многих учебниках по нейрофизиологии и является фактом), поэтому планирую подробную статью написать об этом.

  8. Елена

    Екатерина, к сожалению я не имею личного опыта, чтобы высказать свое «за» или «против», но тема меня заинтересовала, не могу пройти мимо 🙂 Перед глазами есть пример девочки, которую развивали по разным методикам, в том числе использовали карточки Домана. Все с ней в порядке, ребенок хорошо развит, но вы правы — это была не полная версия, а упрощенный вариант. Интересные факты приведены в этой статье. Прослеживается авторская позиция, которую я считаю разумной — не стоит слепо и в точности следовать какой либо развивающей методике, что-то можно применить, от чего-то следует отказаться в пользу естественного развития малыша. Я правильно поняла основную мысль? 🙂

    1. Мама зануда Автор записи

      Елена, Вы меня абсолютно правильно поняли — на данный момент не доказана эффективность, а самое главное БЕЗВРЕДНОСТЬ ни одной из методик раннего развития. Поэтому применять в целом любую из них вообще глупо, а частично, конечно, же нужно, но с разумным подходом ).

  9. Мария Ледда

    Я «за» методику Домана, потому что применила ее на практике для своей 8мимесячной дочери.

    Статья несколько категорична и однобока, поскольку не учла положительный опыт мам от применения методики Домана. А общая повальная проблема мам-зануд в том, что зацикливаются на одной методике и ставят обучение превыше ребенка.

    Я с дочкой применяла многие программы раннего развития и не учитывала мнения «горе-специалистов», а руководствовалась исключительно своим здравомыслием. Очевидно без всяких ученых, что динамическая гимнастика — это бред и вред, показывание карточек по миллион раз тоже. Я выбрала для себя свой ритм обучения, исходя из возраста и потребностей моего малыша и занималась. При этом мы занималась многими другими играми и проводили на улице по 5-6 часов ежедневно.

    Сейчас дочке 5,5 лет. Она развита не по годам — это отмечают и воспитатели, и другие мамы, и все, кто с ней знаком. Говорит свободно на 2-х языках, немного на третьем: играет на ф-но, умеет читать на одном языке, умеет писать на 2х языках, знает счет и простую математику на трех языках, любопытная, любознательная, спортивная, гибкая как в мышлении, так и в теле. Безусловно, можно сказать, что родилась такой. Но я убеждена, что развивающие программы сыграли свою роль. Единственный секрет — нет фанатизму!!!

    1. Мама зануда Автор записи

      «А общая повальная проблема мам-зануд в том, что зацикливаются на одной методике и ставят обучение превыше ребенка» — если Вы заметили, то я нисколько не зациклена на этой методике, как раз наоборот ).
      Про «положительный» опыт в статье есть несколько слов, Вы вероятно им не придали значение, я приведу их тут: «Надо отметить, что компетентных отзывов раз, два и обчелся, зато отзывов родителей, которые уверены что их ребенок достиг определенного уровня развития благодаря методике Домана неимоверное количество. Специалисты по этому поводу дают однозначный ответ — родители недооценивают интеллектуальные возможности своих детей и уровень развития их ребенка был бы не хуже и без использования данной методики. «. Про категоричность претензии не по адресу, я просто привела мнения специалистов из области нейрофизиологии и психологии и все Ваши претензии значит к ним. Кстати, сам Гленн Доман не был нейрофизиологом — это опечатка одной из газет, он был врачем-физиотерапевтом, а это большая разница.

  10. мама

    Дорогие мамочки поверьте, чем бы Вы не занимались с ребенком это принес только пользу. Никто не просит Вас тупо следовать методике, добавляйте свое,»»вкладывайте душу» , так сказать. Результаты будут. ни одна из методик, поверьте не основана на пустом месте.

    1. Мама зануда Автор записи

      Мама, будем реалистками, есть много занятий с ребенком, которые при их НЕСВОЕВРЕМЕННОМ использовании могут навести вред. «Результаты будут. ни одна из методик, поверьте не основана на пустом месте» — согласна, но результаты могут быть самыми разными, в том числе негативными! Именно поэтому я так внимательно отношусь к использованию методик.

      1. Кристина

        Согласна с тем, что плохие результаты формирует сама мама, а не методика.

        1. Мама зануда Автор записи

          Кристина, я вовсе не считаю что «плохие результаты формирует сама мама, а не методика.», перечитайте мой коммент внимательней. И если уж на то пошло ИМХО, качественно проработанная методика, которой можно доверять, должна содержать инструкции, в которых должны быть описаны все важные моменты — интенсивность, регулярность, количество уделяемого времени и другие условия в том числе возможный вред при использовании методики. И еще гораздо лучше вообще не использовать методики, чем использовать неправильные методики или использовать их неправильно.

  11. Кристина

    И тут Остапа понесло… 🙂
    Я, наверное, сейчас буду закидана помидорами, но собственное мнение напишу, раз уж данная статья открыта для комментариев.
    После прочтения этой статьи у меня волосы встали дыбом! Представляю какая картинка видится маме, которая не знакома с методикой: маленький несчастный ребенок затюкан родителями, которые, невзирая ни на что, хотят сделать его гением. Ребеночку весь день показывают карточки, отчего кровь постоянно приливает к маленькой головке, вызывая болезни. Причем кроме карточек мама больше ничем с малышом не занимается, ограничивая общение только обучением. Ребенок от всего этого пытается уползти, его настигают со словами» а теперь мы будем считать!» Бррр! Мамы, уважаемые, ну почему же вы так любите сгущать краски? Да, методика Домана тут описана механически. Но, своя голова то есть? Посмотрите еще раз на физическое развитие по Доману. Неужели вы никогда не подталкивали малыша за ножки, когда он лежал на пузе? Он пытается отталкиваться и каждая (да 100%) мама с улыбкой хоть раз, да попробовала помочь. Поставить упор под ножки, чтоб маленькая гусеничка сдвинулась на несколько см. Просто у Домана это нормальная зарядка. Не обязательно же следовать всем рекомендациям. Пусть ползет, устал — перевернули, а не выжидаете нужное расстояние. Не хочется вам по 250 раз заставлять его ползать, так не заставляйте. Не забывайте, методика Домана направлена на обучение особых деток. Ваши то здоровые. Неужели в комнате здорового ребенка, на массажах, у ортопеда, педиатров вы не видели, как врачи и массажисты берут ребенка за ручки и начинают приподнимать (это с месячного возраста упражнение). Это норма и проверка рефлексов. Вы никогда не поднимали ребенка над головой, не крутились с ним, не покачивали? Это и есть упражнение на вестибулярный аппарат. Все это Вы делаете, я уверенна. Просто не методично. Скорее интуитивно. Так что-физическое развитие по Доману, та же самая зарядка у нас для грудничков и младенцев. на счет интеллектуальной части. Доман — Американский врач. Нельзя его методику переносить на рускоязычных детей. Начнем с того, что наш язык намного сложнее, нежели английский. У нас же есть переработанная методика. Те, кто комментировал — с ней знаком.
    Я сама занимаюсь со своим малышом по «Умнице» и точно знаю, что это все совсем не так. Почему раннее развитие противопоставляется обычным детским радостям, когда занятия включены в эти детские радости? Мы и карточки смотрим, и сказки слушаем, и плаваем, и обнимаемся вволю — ребенок и я полностью счастливы. По сути, мы ведь даже не делаем ничего такого, что не делала бы среднестатистическая мама. Вы что, никогда не читали ребенку книжек, не играли в потешки, не смотрели животных на картинках? А если делали, то бросьте немедленно — это же жутко вредно! Пусть ребенок развивается гармонично сам. Простите мои эмоции, но, честно, устала от всевдонаучных и лжеавторитетных заявлений по поводу обучения ребенка от тех людей, кто никогда сам не занимался. Я уважаю ваш труд, вы переработали большой объем информации,и сделали вывод, что лучше для вашего малыша. Я уважаю ваш выбор, хотя и не согласна в корне с критикой методики. Нужно просто разобраться в занятиях. На первом этапе ребенок зрительно запоминает карточки. Согласна. Но, на этом обучение не останавливается! Вы же потом начинаете играть с ребенком в словообразование. Составлять словосочетания, предложения. Ребенок, зрительно запомнивший слово мама, заметит изменения, когда в словосочетании оно станет мамУ. . Через некоторое время ребенок САМ приходит к выводу, что все слова состоят из одних и тех же значков (букв). Воспринимая одновременно устную и письменную речь, малыш начинает самостоятельно выстраивает логические взаимосвязи между увиденным и услышанным, выходит в понятие буквы, т.е. понимает, что звук «а» на карточке обозначается значком «А». Впоследствии малыш уже может прочитать короткие простые слова (например, «дом», «кот», «мама»), а затем длинные и даже незнакомые слова. А то, что написано тут — просто вырвано из контекста методики.
    Согласна, фанатичное следование методике, действительно, принесут мало пользы, т.к. совсем не учитывают желание и настроение ребенка. Но, если Вы смотрите за реакцией малыша, если прислушиваетесь к его желаниям, то такой проблемы не возникнет.
    Да и в этом возрасте ребенка перегрузить информацией очень сложно. Малыши не будут смотреть то, что Вы показываете, только из уважения. Если они устали или им скучно, они просто уйдут, уползут, отвернутся. Все. Никакого перегруза, если мама смотрит на реакцию. А вот если она насильно пытается впихать в него всю запланированную информацию, то тут уже амбиции мамы играют, которая хочет из ребенка гения сделать.
    Методика не действительна? А вы спросите у этих 9000 мам, которые ежедневно делятся уроками, наработками, советами, т.к. пришли к своей конечной цели. http://club.umnitsa.ru/ Просто поговорите с ними, спросите совета у них.
    Хотите разобраться в чем смысл методики, так прежде чем начать заниматься почитайте, посмотрите что говорят специалисты. Хотя бы тут. Ну вебинары специально же придуманы для нас, чтоб на вопросы отвечать. http://vk.cc/2i8so3
    И никто методику не заставляет покупать. Можете сами делать. Просто мне лень. мне проще купить готовое.
    Уф, на этом все. спасибо тем, кто дочитал до конца. Надеюсь, моя мысль понятна.

    1. Мама зануда Автор записи

      Уважаемая, Кристина! Во-первых, на мой взгляд, методика Домана-Маниченко имеет слабое отношение к методике Домана. И если Вы впервые с ознакомились с методикой Домана действительно было от чего волосам встать дыбом. Взять тот же основополагающий факт Домановской методики — огромное количество физических упражнений не соответствующих возрасту. В целом эта статья только косвенно затрагивает методику Домана-Маниченко — в части раннего чтения. Ваша позиция насчет чтения словами (запоминаю слов) ясна, но у меня больше вызывают доверия специалисты указанные в статье. И Вы забыли откомментировать «преждевременное развитие лобной зоны мозга при раннем чтении и счете» , для нас — мам это очень критичный момент.

      1. Аля

        Я прошу прощения, а как диагностируется преждевременное развитие лобной зоны мозга? Можете кинуть ссылку на исследования детей раннего возраста (не мнения, а результаты исследований), где это четко прописано? Каковы критерии или симптомы преждевременного созревания лобных долей? Или как отличить, например математические или лингвистические задатки ребенка от последствий преждевременного развития лобных долей? Я погуглила, статьи о нейрофизиологии лобных долей у детей школьного возраста, обучающиеся по школьной программе в основном касаются НЕЗРЕЛОСТИ разных центров этой области мозга у детей с неуспеваемостью и другими трудностями обучения. А из бытовых наблюдений я не замечаю особой социализированности и эмоциональной зрелости, равно как и творческой выразительности у современных дошколят, торчащих у телевизора с мультиками, игрушками в планшетах, но да, освобожденных от «вредоносных» методик.

        1. Мама зануда Автор записи

          Аля, я не нейрофизиолог и вообще не врач, чтобы отвечать на такие вопросы. Я выложила мнение одного из специалистов и если Вы «погуглили», то наверняка, обнаружили, что нейрофизиологи сходятся в этом мнении насчет негативного влияния ранних чтения и счета на развитие мозга.
          Для меня, как для мамы, это очень важная информация и я думаю она должна быть известна мамам, которые принимают решение занимаются ранним чтением и счетом! Что касается злоупотребления родителями в воспитании детей использования телевизора и другой техники то этот вопрос не имеет никакой связи с обсуждаемой темой и я нигде не упомянула об их пользе. Если Вы считаете, что телевизор и планшеты единственная альтернатива использованию методик, то ошибаетесь.

        2. Евгения

          Я согласна с тем,что вред приносит именно злоупотребление без учета настроения и потребностей малыша. Я сама показываю своему ребенку карточки со словами. Но не с рождения,а с двух лет (так получилось). Начали мы это дело,когда она сама стала пытаться соединять буквы в слоги. Это было около полутора месяцев назад. Конечно,при этом мы занимаемся и формами,и цветами,и животными..да и поиграть времени у нее достаточно. Просто все надо делать с умом,без фанатизма.

      2. Кристина

        На счет методики чисто — Домана. Ау! Она для особых детей! Разумеется, чтоб особого ребенка подтянуть на нужный уровень, его нужно заставлять работать. Таких деток нельзя жалеть, иначе результата в их развитии не будет. Поэтому и задания для них сложные, чтоб тянуть в обучении.
        Но, у вас же нормальные детки. Поэтому чистую методику Домана никто не применяет. Это даже глупо (простите меня за это, закидайте тапками). Зачем ребенка заставлять много ползать, если у него все в порядке с двигательной системой? Поползали немного и хватит. Всего остального то же касается. Ну да, во время занятий детки выглядят не так красиво, как на фото. Но, у меня дочь уже в месяц уверенно голову смогла держать. И не пару минут. Соответственно кругозор расширился. Что в этом плохого? Врачи единогласно на комиссии сказали НИЧЕГО.
        На счет лобных долей… Если у мамы стоит цель сделать из ребенка — гения, то тут хоть что сделай, хоть каких авторов и ученых ей приводи в пример. Бесполезно. Это амбиции. А если мама адекватна, то не будет она целыми днями ребенка своего только по чтению и математике гонять. Все равно будет и петь, в свое время рисовать станут. так что у ребенка явно будет развитие идти гармонично. Да и физиологические особенности возраста, волнообразное внимание — их еще никто не отменял. Я, честно, пока вы не сказали, даже о лобных долях и не задумывалась. Играла и играла с ребенком. Так что, меня данный вопрос не волновал и не волнует. И, судя по комментирующим мамам, их тоже не шибко интересует данный вопрос.
        Как и в предыдущем посту еще раз конкретно выражу свою мысль: Доман — для «особых» деток с нарушениями. У кого здоровые детки — включайте головы и оставляйте амбиции. Дети-не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите. Тогда и проблем с лобными долями, перегрузами, нервными засыпаниями не будет. Так как если ребенок берет ровно столько, сколько ему надо в данный момент, то он счастлив. А если дает мама, столько-сколько запланировала, то это уже ее проблема.

        1. Мама зануда Автор записи

          Кристина, с нецелесообразностью использования методики Домана для здоровых детишек Вы оказывается согласны ;). Хотя отмечу, что Американская академия педиатрии 5 раз публиковала предупреждение о неэффективности методики Домана именно в адрес родителей особых деток.
          А вот про ВАЖНОСТЬ СВОЕВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И СЧЕТУ услышать не хотите. «А если мама адекватна, то не будет она целыми днями ребенка своего только по чтению и математике гонять.» — если мама будет регулярно заниматься с ребенком чтением то в конечном итоге ребенок рано научится читать. С точки зрения нейрофизиологов НЕ ВАЖНО КОЛИЧЕСТВО УДЕЛЯЕМОГО ЗАНЯТИЯМ ВРЕМЕНИ важен факт СВОЕВРЕМЕННОГО обучения навыкам чтения и счета. «Включайте головы и оставляйте амбиции» — золотые слова! Кстати, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии БГПУ А.А. Давидович ответил на вопрос об исследованиях «Вопрос: Проводились ли исследования, позволяющие говорить о том, что у детей, которые обучаются, не имея функциональной готовности, нарушается фундаментальный блок регуляции уровня активности мозга? Ответ: К соответствующим выводам пришли учёные на основе нейрофизиологических исследований.» Вдогонку еще порция информации о вреде раннего развития по теме раннего развития авторства А.А. Давидович: «Как показывают результаты нейропсихологического занятия, говоря о развитии личности, следует учитывать две характеристики: 1) гетерохронность; 2) сенситивность. Речь идёт о важности своевременности в обучении, т.е. для того, чтобы функции появились, нужна зрелость нервной системы. Соответствующие мозговые структуры должны функционировать – только в этом случае возможно эффективное обучение чтению, письму, счёту.
          А.Р. Лурия выделил три блока мозга:
          1. Энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга.
          2. Блок приёма, переработки и хранения информации.
          3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
          В результате проведённых исследований, установлено, что функциональные системы письма, чтения и счёта регулируются работой второго и третьего блоков мозга. Следовательно, если мы обучаем ребёнка в 1-3 года, когда сформирован только первый блок мозга, мы активизируем не готовые к обучению структуры (второй и третий блоки). В результате, происходит неадекватная энергетическая работа блоков мозга. Страдает вегетативная нервная система, эндокринная система и т.д.»
          Взято отсюда: http://dialog.bspu.unibel.by/?p=679#more-679

    2. машер

      круть ! я за
      и еще Лупан не противница методики Домана, она им вдохновилась и от него отталкивалась. почитайте ПОВЕРЬ В СВОЕ ДИТЯ. и Доман писал об обоюдном желании, и т.д
      глупо его так…

      1. Мама зануда Автор записи

        Насчет Домана это Вы ошибаетесь, сами книжку перечитайте и найдите место где она указывает кучу моментов, что его методика не работает и придумывает свою — очень похожую на расширенную школьную программу )). То что она начинала с методики Домана ни о чем не говорит. С неё сейчас вообще многие начинают и многие после этого становятся его противниками.

  12. Ирина

    А какой вы вывод для себя сделали? Будите продолжать учиться читать?

    Я вот что-то засомневалась. Мы уже 3 недели занимаемся чтением. После вашей статьи появилось желание отложить на время его. И поизучать цвета, картинки порассматривать.

    А может вы и про методику лупан напишите статью? а тотак лень книгу читать)))

    1. Мама зануда Автор записи

      Я сейчас карточки наши отложила, переживаю свое разочарование в методике :). Изначально их приобретала с целью познакомить с окружающим миром — т.е. не по 1-2 секунде показывать как по Доману, а полноценно по нескольку минут с обсуждениями изображения. Наверно, в таком полноценном режиме и буду дальше знакомить с картинками. Чтение однозначно отложу лет до 3-ех-4-ех, если не найду опровержение информации о его раннем вреде(а этот момент для меня критический — я очень хотела, чтобы дочка рано читать начала). Про Лупан обязательно напишу, когда сама разберусь. Также много хорошего о монтесори начиталась. Согласна с мнениями специалистов о вреде использовании методик. По сути использование одной методики подразумевает однообразие — а это уже неверный шаг. Считаю, что некоторые методики могут быть источниками занятий, чтобы вносить разнообразие в будни, поэтому буду подбирать занятиями, которые нам подходят у разных методик.

      1. Ирина

        мужу очень понравилась ваша статья. сказал что для женщины)))) очень логично и без эмоций изложено. а у вас гуманитарное образование?

        а карточки от умницы у вас или какие-то другие? мне очень понравилось описание к их комплектам мир на ладошке, я думала их купить чтобы знакомить с животными, географией. можно конечно и по телевизору все это смотреть, но мне кажется лучше с ребенком больше общаться.

        и кстати, я стала чтением с сыном заниматься не для того чтобы он читать научился или стал гением, а просто потому что не знала как убить время. сыну скучно делать одно и то же. и мне тоже тяжело без интеллектуальной деятельности, поэтому очень загорелась идеей раннего развития. получается это ирга больше для родителей.

        1. Мама зануда Автор записи

          Наверно, все дело в моем техническом образовании и профессии — я инженер-программист. Насчет идеи с раннем развитием у меня такая же история — думала чем разнообразить будни и попалась на глаза рекламка с материалами от Умницы.

          У нас Суперкарточки, «Мир на ладошке» и еще набор книжек наподобии листалок(как они на самом деле называются уже не помню) от Умницы. На этой неделе как раз планирую опубликовать обзор с фото и свое мнение о них. Если коротко, то: картинки суперкарточек буду продолжать показывать с комментариями и подолгу, а Мир на ладошке на мой взгляд до года рано. Насчет общения согласна, считаю что это самое важное на данном этапе. Вообще пришла к такому приоритету: 1 реальные предметы (игрушки, части игрушек, любые предметы быта), 2. картинки 3. телевизор. Теперь уже не понимаю зачем ребенку сотни объектов на картинках, которые он даже не может представить себе, если в любой квартире сотни реальных объектов, которые надо изучить и можно даже потрогать ручками и разобрать. Поэтому картинки сейчас буду стараться показывать тематические — играем с пирамидкой показываю пирамидку, с куклой — картинку куклы, пьем сок — картинку со стаканом сока. Чтобы дочка вообще поняла, что такое картинка. Кстати, забыла момент описать в статье — с 6 месяцев показывали по телевизору читалку от умницы. Потом наступил период нервный — дочка засыпала с плачем. Перестали показывать — засыпание нормализовалось. Налицо нервное перенапряжение от телевизора. Даже не знаю когда будем вводить разное видео(в том числе с животными), ориентируюсь на дочку — сейчас изучаем глазки, ушки, носик. Иногда путаем :), думаю ей рано еще животных да еще и не настоящих, а по телевизору. Взяла бы котенка напрокат на пару часов показать дочке.

      2. Аноним

        Есть опыт обучения 4-хлетнего ребенка чтению. Читает по слогам, достаточно бегло. Проблема: не понимает, что читает. Неосознанное чтение какое-то получается. Не зря школа с 7лет все-таки:)

      3. Аноним

        Про Монтессори начитались «хорошего» в кавычках? Есть у вас на ее методику общор?

        1. Мама зануда Автор записи

          И в кавычках и не только. Обзор есть и он положительный ) http://mamazanuda.ru/montessori-doma/ — но там идет речь об использовании элементов методики. Т.е. весь негатив из-за которого было прекращено использование методики в России при этом исключается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.