Раннее развитие. Системный подход. Теория

Сегодня я хочу еще раз систематизировать подход к раннему развитию. Известно, что большинство ошибок совершается из-за неправильного выбора целей и инструментов, поэтому результат развития ребенка полностью зависит от вектора, заданного родителями и подходов, которые они используют.

razvitie

Раннее развитие | Цели

Некоторые родители выбирают в качестве целей раннего или дошкольного развития навыки чтения, счета, письма, запоминания информации. Если все идет по плану, то в первый класс поступает читающий, считающий, пишущий ребенок с хорошей памятью. Последние годы одновременно с ростом популярности раннего развития школьные психологи начали бить тревогу снижения интереса к обучению. И в первую очередь это коснулось детей, с которыми целенаправленно занимались ранним и дошкольным развитием конкретных навыков (чтения, счета, письма, запоминания информации).развитие детей

Современная стратегия развития детей предполагает в своей основе развитие интереса и мотивации. При этом приобретение знаний и навыков соответствующих возрасту происходит, как побочный эффект. При таком подходе развитие ребенка происходит более полноценно. При ошибочной постановке целей раннего развития родители и дети ориентированы на результат, поэтому в какой-то момент сам процесс перестает приносить удовольствие, но при этом остается выматывающая гонка за результатами.

Приведу в пример свои основные цели раннего развития Яны. Напомню, что раннее развитие происходит от 0 до 3 лет. Яне сейчас 2 года 8 месяцев. В таблице, помимо целей, приведены предварительные итоги её раннего развития: показать скрытый текст

Пройдя достаточно большой путь у меня начала складываться более полная картина правильного подхода к развитию малышей, которой я хочу поделиться с вами.

 Раннее развитие | Типичные ошибки развития малышей начинающих родителей

В современном обществе большое влияние на тенденции раннего развития осуществляет сфера производства и сбыта товаров и услуг.

развитие детей1Сфера предпринимательства предлагает родителям, то что приносит ей наибольшие выгоды. По этой причине многие родители дезориентированы. Особенно это касается новоиспеченных родителей.

Приведу в пример себя. Я — человек, очень скептически относящийся к любой рекламе. Реклама любого продукта скорее меня отталкивает, чем заинтересовывает. Я уверена, что хороший продукт в рекламе не нуждается. В один прекрасный момент мои «мамские» будни после рождения Яны стали настолько размеренными, что я начала скучать от их однообразности. Тогда у меня появилась идея наполнить будни интересными и полезными играми и занятиями. Сначала я начала скупать интересные игрушки, но быстро поняла, что в младенческом возрасте интерес к игрушкам кратковременный и неустойчивый. Затем я обратилась к опыту других мам и наткнулась на методику Гленна Домана. Я никогда особо не доверяла лозунгам об эффективности этой методики. Но мне, как гиперответственному человеку, всегда было неудобно предоставлять Яну надолго самой себе. В один прекрасный момент для разнообразия я решила попробовать Домана. Я демонстрировала карточки, вела учет продемонстрированных, вводила новые строго по методике. Спустя месяц занятий мне пришла в голову идея получше узнать об эффективности этой методики. При этом я нашла множество экспертных публикаций о её неэффективности. Тогда я начала изучать другие методики раннего развития и обнаружила, что ни одна современная методика раннего развития не является полной и достаточной для гармоничного развития малыша.

«Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста» Водовозовой Е.Н.

Так как в этой статье я решила собрать наиболее качественные источники информации о правильном развитии малышей, то в качестве лучшей методической основы приведу рекомендацию прекрасной книги по развитию Водовозовой Елизаветы Николаевны. Её конспект можно изучить здесь. Эту книгу рекомендует для знакомства родителей с правильным развитием детей М.М. Безруких — профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования. Современные тенденции в обществе раскачиваются, как маятник. Одни считают, что детей надо развивать по максимуму. Другие, видя ошибки первых (подробней об ошибках тут), делают выводы, что дети должны расти без вмешательств «как трава».  А истина, как обычно скрывается где-то посередине, как раз о таком разумном развитии дошкольников пишет Водовозова Е.Н.

Методики раннего развития

Перейдем к обзору методик раннего развития. Я их не могу обойти стороной, так как некоторые считаю очень полезными. Методики раннего развития предоставляют широкий набор занятий с ребенком по различным направлениям. Каждая методика содержит основную технологию развития и набор конкретных упражнений и материалов для развития. У каждой методики есть свои преимущества и недостатки. Лучшим вариантом я считаю использование элементов разных методик.

Приведу краткое описание методик (я его публиковала еще в прошлом году, но пришло время обновить):

Методика Гленна ДоманаDoman

Технология развития: стимуляция органов зрения показом карточек + обильные физические упражнения

Минусы: Не многие поклонники методики знают, что Американская академия педиатрии выпустила уже 5 официальных публикаций с предупреждением о неэффективности этой методики.

shichida-all3Методика Шичиды

 

Технология развития: Выполнение цикла коротких (не более 5 минут на одно задание, лучше 1-2 минуты) разнообразных заданий с быстрой сменой деятельности.

Интересные моменты: Методика стала особенно популярной из-за интересных заданий с карточками на развитие памяти, внимания и воображения. Корни методики уходят в восточные духовные практики.

Минусы: В плане статистики эта наименее изученная методика чтобы говорить о её побочных эффектах. В ней можно выделить несколько подозрительных моментов: стимуляция зрения большим количеством карточек (рекомендуются сотни карточек в день), развитие интуиции.

Плюсы: К Шичиде привлекают интересные варианты игр с карточками и мандалами на развитие памяти и внимательности. Также следует отметить, что стимуляция мышления вследствие быстрой смены деятельности — это научно-доказанный факт.

Методика МонтессориMontessory

Технология развития: Создаем развивающую среду для малыша в которой пространство заполнено дидактическими материалами и развивающими игрушками.

 

Особенности: Методика ориентируется на возрастные потребности малыша (сенситивные периоды). СтОит отметить, что оригинальная методика Монтессори ориентирована на развитие детей в разновозрастных группах. Но это не мешает многим мамам использовать её наиболее эффективные элементы дома.

Минусы: В оригинале методики считается, что взрослые должны не воспитывать детей, а только наблюдать за детьми. Данная методика делает упор на развитие логического мышления и навыков самообслуживания, но забывает о творчестве, эмоциональном развитии, развитии фантазии. Именно по этой причине в 1926 году в России были ликвидированы все детские сады, занимающиеся по Монтессори.

Плюсы: Монтессори одна из первых обратила внимание на важность развития мелкой моторики. В этой методике большое внимание уделяется играм и занятиям на мелкую моторику. Именно Монтессори придумала рамки с вкладышами для малышей от года и шнуровки для малышей 2-3 лет. Сейчас их появилось большое множество и это радует. Доказано, что преждевременное развитие многих навыков может отрицательно сказаться на развитии в будущем. В методике Монтессори происходит ориентация на сенситивные периоды конкретного ребенка. Это обеспечивает своевременность развития.

Вальфдорская педагогика

Технология развития: Подход делающий упор на развитии эмоциональной составляющей ребенка, его чувств и мироощущения.

Особенности: Создается возвышенная среда развития. Особые требования к окружающей обстановке. Допускаются только натуральные, в идеале созданные своими руками, игрушки и дидактические материалы. В подходе практикуется очень бережное отношение к естественному плану развития ребенка, поэтому чтение и счет вводятся значительно поздней всех известных методик.

Минусы: В корнях Вальфдорской педагогики есть большая оккультная составляющая. Создатель Вальфдорской педагогики Штейнер Рудольф является основателем духовного движения антропософии и автором эзотерическую составляющей христианской философии. Подход характеризуется радикальной тягой ко всему естественному. По сути методика отрицает использование многих современных достижений цивилизации.

Плюсы: Несомненно, эмоциональное развитие ребенка является важным и очень хорошо если оно происходит целенаправленно.

Подход к развитию Сесиль Лупан

Технология развития: Сесиль Лупан рекомендует в своем подходе, как можно больше разнотипного информационного материала не зависимо от возраста ребенка по всем направлениям + физические упражнения.

Минусы: Этот подход один из самых опасных. По сути он является готовым рецептом, как получить тепличный эффект, при котором ребенок привыкает, что все знания в него вкладывают и перестает стремится к самостоятельному развитию.

Методики Домана-Маниченко от Умницы (www.umnitsa.ru)

Технология развития: У Умницы множество методик. Для них разработано большое количество наглядных материалов высокого качества. Развитие происходит в результате выполнения заданий по комплектам.

tvorchestvo-s-pelenok-1

Для раннего развития от Умницы я выбрала методику «Творчество с пеленок». Она знакомит с цветами и первыми видами творчества посредством разнообразных коротких занятия — от игр с цветными картиночками до рисование и выполнения аппликаций.

Минусы: Большинство методик Умницы предполагает несвоевременное изучение чтение и счета. Перед тем, как остановить свой выбор на одной из них ознакомьтесь со статьями о вреде раннего развития: тут и тут.

Плюсы: Методики от Умницы очень удобны для родителей наличием пошаговых программ и качественных методических и демонстрационных материалов.

Из перечисленных методик мы успели позаниматься по Доману, Шичиде, Монтессори и набору «Творчество с пеленок» от Умницы. В методике Гленна Домана я разочаровалась окончательно и бесповоротно. Элементы Шичиды, Монтессори и комплекта «Творчество с пеленок» от Умницы мы практикуем в настоящее время. Подробней об этом можно почитать в соответствующих постах.

Раннее развитие |федеральные государственные образовательные стандарты

Министерство образованияВ своих статьях я неоднократно приводила моменты несовершенства всех методик, поэтому в качестве основы для создания собственного плана развития предлагаю рассмотреть наиболее совершенные источники. В первую очередь мне в голову приходят актуальные федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС). Это именно тот документ, с изучения которого, на мой взгляд, лучше начинать знакомство с ранним развитием. Законодательные акты мне нравятся тем, что в них предусмотрено гораздо больше, чем в методиках. Если вы хотите системно подойти к развитию ребенка, вам стОит ознакомится с ФГОС.

Во ФГОС вы можете найти широкий перечень направлений развития дошкольников (он настолько широк, что для раннего развития его сложно использовать): показать скрытый текст

Направления развития во ФГОС не разнесены по возрастам, поэтому на них сложно опираться при раннем развитии. Их лучше использовать в качестве постановки целей всего дошкольного развития.

В качестве ориентира раннего развития проще использовать перечень видов деятельности, рекомендованных ФГОС в разрезе возрастов (пункт ФГОС 2.7): показать скрытый текст

Обеспечив развитие по всем вышеперечисленным видам деятельности в соответствии с возрастом малыша, мы можем быть уверенными, что его развитие происходит гармонично.

Что касается практики (сборников с материалами, рекомендациями конкретных занятий), то по ФГОС для малышей до трех есть программы, одобренные Министерством образования. Скорей всего текст самих программ для мам не представит большого интереса. Самое важное в этом, что к каждой из программ есть разработанный комплекс сборников и методичек с практическими материалами, одобренными Министерством образования. Наиболее популярные и интересные программы:

  • «Кроха» (0-3 года). Комплексная программа всестороннего раннего развития малышей для использования в семье. Сборник практических материалов «Игры и упражнения для детей раннего возраста» к программе «Кроха» можно скачать тут. В ближайшее время в Лабиринте ожидается поступление двух сборников с практикой для малышей по программе Кроха.
  • «Радуга» (0-7 лет). Авторы Доронова Т.Н. , Гризик Т. И. Комплексная программа всестороннего развития дошкольников предназначена для использования в детских садах. На данный момент она является наиболее популярной программой. Сборники с практическими материалами также можно найти в Лабиринте, My-shop.

Если вы увлечены развитием ребенка, то сборники с заданиями к программам, рекомендованные министерством образования могут быть основой или прекрасным дополнением к развитию малыша.

Раннее развитие | Когда учить читать, писать и считать?

Во многих постах я обосновывала вред раннего чтения. Но при этом встает вопрос «когда же все-таки учить читать» или «отправлять не читающего ребенка в школу». Привожу свое мнение на этот счет:

В образовательных стандартах для дошкольников, приведенных выше, не ведется даже речи о раннем чтении и письме. Но учитывая, что ФГОС содержат «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации», можно сделать выводы, что большинство детей самостоятельно к старшему дошкольному возрасту придут к чтению. Именно в этом возрасте происходит физиологическая готовность к навыку чтения.

Могу себя привести в качестве примера ребенка, который самостоятельно научился читать. Также я до сих пор помню свое горячее желание научиться писать и свои первые печатные буквы в 6 лет. В трудах многих специалистов в области развития можно прочитать подтверждения о том, что такие желания детей естественны, и они обязательно возникают. Но в последнее время психологи бьют тревогу из-за того, что познавательный интерес утрачивается впоследствии злоупотребления несвоевременным обучением. Поэтому я в отношении чтения и письма решила выбрать выжидательную тактику. Я не буду учить Яну буквам до момента пока не увижу у нее настоящего интереса к самостоятельному чтению. Настоящим интерес считается тогда, когда ребенку становится не важным наличие картинок к буквам и тексту. Это как раз будет говорить о готовности восприятия символьной информации. Если ребенок не интересуется буквами и написание слов без картинок, то говорить о чтении явно рано. Но это только касается ребенка, которому предстоит учиться читать. Маленький ребенок, который уже научился читать, конечно же будет нуждаться в иллюстрациях к тексту.

Раннее развитие | Выбираем момент изучения первого иностранного языка

Мне неоднократно задавали вопрос о том, когда же лучше начать изучать иностранного языка. Получив ответ, зачастую разочаровывались 🙂 . Я придерживаюсь мнения, что иностранные языки следует вводить только после того, когда сформирована родная речь. В противном случае иностранный язык будет усложнять развитие в целом, что ведет к риску дефектов речи. Они поправимы, но лучше их избегать. На данный момент я Яне предоставляю время для формирования правильной родной речи. Думаю, у неё появится полная готовность к комфортному старту изучения английского языка в 4-5 лет. Причем в моих планах углубленное изучение английского всей семьей. Это наша с мужем давняя мечта, на которую всегда не хватало времени. Но в отношении ребенка времени никогда не жалко, поэтому надеюсь, что наша маленькая мечта сбудется.

Для сомневающихся в наилучших сроках изучения иностранного языка, подкреплю свое мнение более авторитетными. Несколько мнений специалистов с Русского медицинского сервера:

Жиянова Полина Львовна дефектолог, специалист с большим опытом работы в области развития детей:

«Существует мнение, и я с ним согласна, что маленький ребенок склонен к изучению одного языка, т.е он по природе монолингв. ребенок на практике постепенно начинает понимать, что это разные языки, и это помогает ему преодолеть путаницу. Замечено также, что раннее усвоение двух языков, практически всегда, приводит к некоторой задержке усвоения каждого из языков ( в сумме, может не быть отставания).»

Исследование о дефектах речи при раннем изучении языков:

«Дети, которые разговаривали на двух языках раньше пяти лет, значительно больше склонны к заиканию и испытывают больше трудностей в его преодолении, чем дети, которые до этого возраста говорили только на одном языке, говорится в статье британских психологов, которая была опубликована в журнале Archives of Disease in Childhood. «

Выдержка из статьи Светланы Ильиной (клинического психолога, кандидата психологических наук, практикующей работу в Бельгии):

«Двуязычие – большая нагрузка на психику ребенка, однако абсолютное большинство детей с ней прекрасно справляются. Каковы же особенности их речевого развития?

1. Более поздний речевой старт. Двуязычные дети очень часто начинают говорить позже своих сверстников: им необходимо освоить больший объем информации, чем одноязычным сверстникам. Этот период может быть довольно трудным для родителей – в полтора-два года многие дети уже начинают говорить фразами, билингвы же нередко способны произнести всего несколько слов.

2. Путаница в языках. До 5 лет ребенок, заговорив на обоих языках, имеет право путать языки – вставлять слова из одного языка во фразы из другого. Ничего страшного в этом нет. Не стоит каждый раз поправлять ребенка, достаточно просто произнести вслух правильный перевод слова тому родителю, на языке которого построена вся фраза.»

Таким образом получаем, что для детей-билингвов проживающих в двуязычной среде, два языка — необходимость, поэтому приходится жертвовать задержками в развитии и вместе с ними рисками различных дефектов речи, которые впоследствии, конечно же, исправляются. Одновременно с этим углубленное изучение второго языка с детьми, живущими в моноязыковой среде можно считать необоснованным до уверенной речи на родном.

В завершение

Моя графомания прогрессирует :mrgreen: поэтому зачастую приходится разбивать свои статьи на несколько, чтобы упростить их восприятие. Изначально я писала пост о своих целях и планах по дальнейшему развитию Яны, но мне захотелось, чтобы важные моменты о подходах к развитию прочитали не только мамы сверстников Яны, но и мамы деток помладше.

Надеюсь, моя статья будет полезна при формировании собственного подхода к раннему развитию малыша.

 

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

 

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте .

Полезные ссылки:

Полный каталог моих статей

Раннее развитие. Системный подход. Теория: 6 комментариев

  1. Наталья Белек

    Не соглашусь насчет неэффективности методики Домана, Катя :)) Речь идет про официальные публикации, но это всего лишь чье-то мнение, а факты иногда говорят об обратном.

    Мы занимаемся по Доману с 6 месяцев (сейчас 1,2), довольно заметный речевой прогресс. Начинали с бумажных карточек, но те быстро приходили в негодность ) Поэтому перешли на электронные, для планшета.

    Оставлю тут, может кому пригодится тоже:

    Называется «Умные карточки для детей», версия для iPad https://itunes.apple.com/ru/app/DomanCards/id977157104

    И для Android https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.yellowbricks.kidscards

    Успехов!

    1. Мама зануда Автор записи

      Наталья, эффективно — это когда при минимуме усилий мы получаем максимальный результат. Методика Домана предполагает достаточно большие усилия по сравнению с получаемым результатом. Возможно, она оправдана в случаях, когда не подходят другие методики (для детей с проблемами), но для обычных детей есть значительно более естественные и эффективные варианты. Еще минус методики Домана — она не интересна и монотонна. Новые карточки поначалу могут вызвать интерес или мама может притягивать интерес к методике «за уши», используя арсенал хитростей, но это только доказывает несостоятельность методики в чистом виде. Грубо говоря, если приложить усилия можно учиться вырезать бумагу ножом, а не ножницами, но надо ли это делать? А если делать, то для чего?

  2. таня

    Привет, Катя (можно я на «ты» и со мной так же). Прежде кучи «против» хочу сказать, что в целом разделяю твою позицию и со многим согласна. 🙂 это была ложка меда, а теперь остальное)))

    Про ФГОСы — Кроха и Радуга. Я тоже пробовала зайти с того конца и пробовала их читать и изучать. Через некоторое количество страниц меня начинало выворачивать, потом я заливала их ядовитой слюной и читать их было невозможно)). Думаю, это побочное действие садика, где группу детей надо хоть как-то сравнять и построить и что-то с ними делать. Дома я могу с ребенком ориентироваться на ее потребности и интересы. В итоге наши «занятия» на редкость хаотичны, но невероятно результативны. Память у нее такая, что вспоминает события 3-5 месячной давности, произошедшие один раз. Примерно так же дело закончилось у меня со школьным ФГОСом, я сочла его профнепригодным. В итоге составила свой список и теперь мы по нему идем.

    Монтессори — по мне эта методика создавалсь для детей, которые все время вне садика живут в белых коробках, одни. Неужели дома ребенок сам не найдет пять-шесть вещей, которые можно друг в друга вкладывать, изучая размеры (крышки, контейнеры, все что угодно). То же с весом, то же с запахами и прочим. Самообслуживание….. спорно…. Мелкая моторика да, но ведь природа придумала ее первой (все кто видел детей и мелкие штучки это легко вспомнят, главное не мешать).

    Языки. Я уже писала в посте про Шичиду. В три года дочка говорит в среднем лучше многих сверстников на русском (который у нас в ущербном состоянии) и лучше почти всех на индонезийском. Думаю, что она понимает английский. Говорить начала более-менее вовремя. Хотя я тут как-то девочку видела, которая в 1 г. 3 мес. говорила «Мама, смотри, ляля». У нас позже было 🙂

  3. Наталия

    Здравствуйте, Катя! Очень люблю ваш блог и с нетерпением жду новых постов 🙂 я как раз мама детки по-младше (дочке 3 месяца). По вашему мнению и опыту в каком возрасте стоит навязывать ребенку раннее развитие, а до какого оставить его в созерцательном состоянии?

    1. Мама зануда Автор записи

      Доброе время суток! Извиняюсь за длительное молчание в ответ на Ваш комментарий.

      Я сама долгое время была в сомнениях по поводу этого вопроса. В таких важных вещах хочется получить убедительные доводы в пользу конкретных рекомендаций. Для меня расставила многие точки над Й в раннем развитии книга Водовозовой Е.Н. (http://mamazanuda.ru/obzor-knigi-vodovozovoy-umstvennoe-nravstvennoe-vospitanie/). Именно в ней автор пишет, что детям следует постоянно предоставлять регулярную развивающую нагрузку (не путать с обучением! подробней о различии понятий можно почитать тут: http://mamazanuda.ru/vred-rannego-razvitiya/). При этом очень важен тип этой нагрузки. Надо чтобы она соответствовала возрасту и способностям ребенка. Если нагрузка слишком слабая, развитие будет не таким эффективным, как могло бы быть. При чрезмерной нагрузке могут возникнуть различные побочные эффекты. В Вашем возрасте, конечно, практикуются пассивные занятия, при котором мама предоставляет малышу тактильные, визуальные или звуковые порции информации.

      1. Олег (спортивный психолог)

        Добавлю к комментарию Мамы Зануды.
        Наталья, в настоящий момент да, возможно, Вы и добились некоторых результатов, но я хочу узнать, что будет года так через 2-3, когда начнутся проблемы со здоровьем — насморк, различные виды аллергий и т.п., и различные нарушения — дисграфии, дислексии и проч… Т.к. «хороший результат» поспешного раннего развития тех функций (чтение, письмо и т.п. — «левополушарно размещённых»), к которым ребёнок ещё не достаточно подготовлен, обязательно скажутся на здоровьи в целом. Ребёнку в настоящий момент приходится «выкручиваться-выживать» под натиском родительского хотения, тратя большое количество своих ресурсов. Проще говоря, как вариант — Вы хотите и делаете так, что бы он начал бегать, не научившись уверенно ползать. Это можно…, но в результате, не развив достаточное чувство гравитации («наползавшись»), он будет в более взрослом возрасте морально страдать от неуверенности в себе на бессознательном уровне. Любой человек это не только интеллект, но и тело, и эмоции, и душа — одновременно (!).
        То, о чём я написал — смотрите работы Павлова, Бехтерева, Лурия, Леонтьева, Цветковой, Безруких, Хомская, Сиротюк, Семенович.., а так же Гутхарда, Деннисона, Ханнафорд … это только часть имён связанных с изучением развития человека в области нейропсихологии…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.