Раннее развитие — формируем индивидуальный подход

развитие интеллектаВ прошлом году я писала несколько публикаций о вреде раннего развития, надеюсь никто из читателей не записал меня в лагерь его противников ;-), потому что это не так. Все дело в том, что развитие ребенка это очень тонкая работа и для успешных результатов необходимо пользоваться качественными развивающими материалами (заданиями, упражнениями, наработками, методиками, программами), разработкой которых занимались люди глубоко понимающие процессы развития.
Содержание

Для чего я пишу о раннем развитии

Начну с того, что целенаправленное ранее развитие — это вмешательство в естественный ход развития, продуманный и сбалансированный до мелочей природой и нашими предками. Людям свойственно хотеть большего, но нам пора уже привыкнуть, что за каждый неверный шаг мы будем расплачиваться.

Зачастую дети амбициозных родителей в результате их усилий теряют интерес к обучению еще до школы, а в годы раннего развития достижения этих детей являются предметом зависти знакомых. Любой школьный психолог при выявлении причин отсутствия интереса к обучению обязательно поинтересуется не занимались ли с ребенком ранним развитием и при утвердительном ответе вынесет вердикт — «перезанимались».

Честно признаться читать статьи на темы вреда раннего развития мне неприятно, но я сама не смогла пройти мимо этой темы, так как слишком много мамы делают ошибок. Раньше (когда не было интернета, возможности прочитать научные исследования, результаты, проблемы успеваемости) можно было повторять чужие ошибки бесконечно долго, но сейчас у нас с вами есть прекрасная возможность пользоваться чужим опытом и мы её просто обязаны использовать!

Я не предлагаю отказаться от идей раннего развития, я предлагаю проанализировать то, что нам предлагает современная педагогика и выбрать лучшее — теории, методики, упражнения, занятия, все то от чего нет побочных эффектов!

Cовременные тенденции и заблуждения

Первое на что я хочу обратить внимание — это то, что в развитии как и во всем остальном в нашей жизни необходимо соблюдать дозировку. Тут, как и в питании помаленьку можно всё. Делая упор за занятиях одного типа, будьте готовы к дисбалансу — только в компьютерной игре если у вашего персонажа прокачан навык силы, то обладая одним этим навыком Вы можете пройти игру. В жизни все иначе — у человеческого мозга определенная последовательность созревания мозговых структур и максимально прокачивая один навык малыша, Вы навсегда лишаете ребенка максимального потенциала развития другого навыка!

Рассмотрим наиболее популярные подходы к развитию малышей (более подробно об этом читайте тут)

  1. В большинстве «развивашек» дают предметные знания об окружающем мире — цвета, формы, другие понятия окружающего мира + логика + мелкая моторика+подвижные игры. При условии небольшой дозировки, на мой взгляд, это наиболее привлекательный из популярных подходов к развитию. Всё это лучше давать малышу в таком количестве, сколько он хочет и не больше (это соответствует методике Монтессори).
  2. Детям более амбициозных родителей повезло меньше — в дополнение ко всему перечню пункта 1, их с пеленок учат читать и считать, нарушая последовательность созревания мозговых структур и обрекая на тоску и потерю интереса к учебе в начальной школе.
  3. Мамы стремящиеся вложить в ребенка максимальное количество знаний и умений стандартными способами (регулярные тематические занятия в большой дозировке, обучение чтению, счету, плаванию, танцам и т.п.) чаще всего обречены на провал, так как они совершают глубокое вмешательство в процесс развития, а это чревато. Правильней сказать, что у их детей остается меньше всего шансов раскрыть свой потенциал (вырасти самостоятельными творческими личностями).

Еще из ошибок современных тенденций я бы выделила обилие информации оторванной от реальности предлагаемой для запоминания. Доминирующий тип памяти у детей — образный (ассоциативный). Предлагая ребенку энциклопедию с картинками, мы по сути предлагаем ему составить образы на каждую картинку. Но образ, в памяти ребенка это далеко не одно изображение, это целая система! У каждого образа должен быть ряд понятных ребенку характеристик и если изображение ничем не подкреплено, кроме непонятных слов, то оно просто будет захламлять память.
Я частенько задумывалась при изучении с Яной энциклопедий о многих вопросах: «Зачем я ей показываю слона? Что у неё в голове связано со слоном кроме пластиковой фигурки и непонятного словосочетания «он живет в Африке и Индии и т.п.»? » Теперь я убеждена, что я создавала всего лишь информационный шум в её голове на радость себе и бабушкам, которые счастливы от великолепной «эрудиции» любимой внучки. Сейчас я виню себя за то, что действовала «как все» и забила голову ребенка несвоевременной оторванной от реальности информацией.
Да, я считаю что нечего делать слонам, жирафам, пожарным машинам и т.п. в голове ребенка как минимум до года! Время слонов придет когда по возрасту начнут подходить сказки и мультфильмы про них, а также при походе в зоопарк и других случаях когда ребенку предоставляется возможность раскрыть наиболее полноценно образ этих животных. И даже если вы найдете сказки для самых маленьких про слона и обвините меня в ограничении знаний для ребенка, то про гепарда, носорога, овцебыка и многих других навряд ли ;-). Всем кто с этим хочет поспорить, обязательно читать статью до конца.

Объем энциклопедических знаний

Мне очень хочется аргументировать нецелесообразность несвоевременного накачивания энциклопедическими знаниями, чем продвинутые мамы поголовно злоупотребляют. Еще год назад я так же как и другие считала, чем больше информации вложишь в ребенка тем лучше. Последнее время я считаю это современным заблуждением.

Когда Яна выучила 12 цветов, я задалась вопросом «А сколько цветов должен знать ребенок?». 12 в полтора года —  это много или мало? У дочки цвета «пошли» прекрасно и при дальнейшем обучении легко можно было в память поместить еще несколько десятков. В этих размышлениях я наткнулась на пост одной мамы, о том как её дочка в возрасте двух лет слепила кобальтового червя (сразу оговорюсь, я не в курсе подходов к развитию этой мамы, возможно при подробном рассмотрении всё очень гармонично, просто меня её конкретный пост навел на весьма продуктивные размышления). Т.е. девочка различает и знает названия многих оттенков. После прочтения этого поста мне стало грустно, ведь я сама не знаю кобальтовый цвет и еще больше меня терзали сомнения а нужен ли он и десятки других названий оттенков Яне. Признаюсь, очень хочется чтобы Яна «всё знала». И тут мне в голову пришел простой вопрос, на который любой из вас сможет ответить: «зависит ли уровень художественного мастерства, от количества названий оттенков которые держит в памяти художник?»  И следующий вопрос: «чему надо учить ребенка для воспитания художественного вкуса и интереса к рисованию?» Разумеется надо: рассматривать и обсуждать прекрасные картины, с помощью палитры подбирать похожие/непохожие цвета, в более старшем возрасте добиваться определенных оттенков при помощи смешивания и еще многое другое, что заставляет работать мыслительный аппарат, а не нагружать память пустыми образами.

На мой взгляд, объем знаний должен быть оптимальным для его качественной обработки и основные усилия должны быть направленны на развитие мышления, а не накачку памяти. Наверно, многие сталкивались с ситуацией когда у компьютера не хватает мощности процессора и он не в состоянии обработать массивы данных. Эту же ситуацию большинство создают для своих малышей, только мало кто это осознает. К сожалению на данный момент я занимаюсь с Яной многим тем же чем и другие, но без особого фанатизма, понимая неправильность современных подходов. Поняв механизмы развития мышления, я думаю Вы как и я ощутите нехватку материалов.

Развитие мышления — мои гипотезы

Надеюсь, мне удалось вам доказать, что для правильного развития мы должны сместить акцент с простой накачки знаниями об окружающем мире на развитие мышления.

Теперь вспомните какие способы развития мышления в раннем возрасте вам известны. Из наиболее популярных мне приходят на ум только развивающие пособия, игрушки и собственно все! Скромный список получился, не так ли. Думаю те кто читает этот пост им не смогут ограничиться 🙂 .

Что ж думаю пришла пора написать теоретическую основу своих гипотез развития мышления:

1. Для совершения мыслительных операций на первом этапе необходимо загружать в память малыша качественные образы со связями. Особенно важно учитывать качество книжных образов в самом младшем возрасте — животных на картинках можно продублировать в пластиковых фигурках и оживить простыми и атмосферными историями о них. При прочтении различных книжек про одних и тех же персонажей возвращаться и соотносить. Когда ребенок научится воспринимать книги, он начнет сам соотносить объекты реальной жизни и книжные образы. На мой взгляд, образы без связей в памяти малыша — это мусорное явление, которое просто занимает место, все равно что одежда, которая нам не по размеру и стилю висит в шкафу. Зачем мы её покупаем и вешаем в свой шкаф? Выбросить это немедленно! И обзавестись теми образами, которые могут активно использоваться! В конце-концов одежду можно подогнать по фигуре, а образы дополнить информацией о них. Только не забываем, что  образ — это очень многогранное понятие и для его раскрытия нужно использовать как можно больше средств (увлекательные истории, красивые иллюстрации, мелодии, новые вкусы, ароматы, фактуры, места и т.п.).

2. Возможности и разнообразие мыслительных операций больше зависят от количества взаимосвязей и качества образов, а не от количестве самих образов. Логика заключается в том, что чем больше полноценных образов, которыми мозг манипулирует, тем больше практики и следовательно выше результаты. Если образы неполноценные (без связей друг с другом или с минимумом связей) то мозг ими не оперирует, такие образы захламляют мозг.
Связи между образами могут быть как прямые, так и ассоциативные. Прямые связи — по признаку (цвет, форма, тип и т.п.) Ассоциативные связи между образами  — это случайные связи несвязанных объектов. Например, был сильный снегопад и ребенок впервые увидел грузовик. Скорей всего в мозгу ребенка будет создана связь снег-грузовик. Таким образом подмечая различные моменты в реальности и книгах мама может помогать малышу создавать ассоциативные связи тем самым делая образы в голове малыша более четкими и качественными.

3. На третьем этапе необходимо работать над расширением спектра мыслительных операций. Одним из моментов увеличения количества операций будет являеться оптимальное количество образов. Если будет чересчур много однообразных образов, то  мозг может начать выполнять однотипные операции со всем множеством. Тут можно привести в пример всеми любимые сериалы. В большинстве своем они однотипны, но мозг воспринимает каждый сериал за отдельную систему образов и прорабатывает их заново. Вот вам и пример жвачки для мозгов, которая при злоупотреблении напрямую ведет к деградации мыслительного аппарата. Самые полезные сюжетные игры включают простейший набор игрушек и других мелочей, которые ребенок начинает комбинировать всевозможными способами. Если же ребенку предоставить разнообразие качественных и красивых игрушек, то комбинирование в таком случае уже выполнил производитель — сделал набор еды для того чтобы ребенок кормил куклу и вашему ребенку остается просто выполнять машинальные действия с минимумом комбинаций — раскладывать еду в тарелки и подносить ко рту кукол.

4. Совершенствуем качество мыслительных операций. Мыслительная операция наиболее высокого уровня создает самостоятельную систему образов, которая в свою очередь ведет к расширению спектра операций! Это уже начало творческого мышления. Самая простейшая операция по созданию образов — прогнозирование результата. Над этой операцией целеустремленно начинаем работать с первого года жизни. Элементарные прогнозы первого года жизни — «упал, будет больно», «опустил в воду, станет мокрым» и т.п. Все это для закрепления разбавляем образами:
— «упал мишка — подняли все в порядке»=образ не изменился;
— «упала кружка — разбилась»=новый образ «разбитая кружка»;
— «упала башня/пирамидка развалилась — надо заново собирать» =новый образ «сломанная башня»;
— «упал малыш — больно/вавка» = новый образ «плачущий малыш».
тест рисункаТакже, как я уже писала раннее, одним из самых эффективных инструментов развития мышления является рисование (сюда же можно отнести лепку). Оно уже к концу второго года жизни позволяет материализовать систему образов из мыслей в рисунки и оперировать с ними на новом уровне, создавая бесконечный цикл:
— генерация новых образов;
— совершение операций с ними;
— генерация новых образов полученных в результате операций с предыдущими;
— и так далее пока мама не позовет кушать или не потребуется смена деятельности.

5. При развитии мышления за счет образов и связей между ними, память неизбежно начнет сама совершенствоваться! Это основано на механизмах описанных в теории мнемотехники, которая признана официальной наукой, как самая эффективная методика по развитию памяти.

Вот такая идеальная теория развития мышления в двух словах. Собственно эта теория является пазлом раннего развития, который я собирала в своей голове больше года. Разумеется встает вопрос о практической стороне её применения. Отдельными частями практику можно встретить в наследии предков и правополушарных методиках развития. На этом я более подробно остановлюсь в следующем посте о раннем развитии. Далее я хочу обозначить еще один важный момент, который если вы мама малыша, не должны упустить, особенно учитывая простоту его реализации.

Монтеccори — развитие без негативных последствий

https://a.dilcdn.com/bl/wp-content/uploads/sites/8/2011/10/montessori-624x416.jpgИменно из-за опасности загубить потенциал малыша самые авторитетные для меня специалисты настойчиво всем рекомендуют методику Марии Монтессори. Я об этой методике подробно не писала (и зря, обещаю исправиться), потому что её азы доступны и логичны для большинства мам и без знакомства с ней.

В основе этой методике лежит система запросов-предложений. Если ребенок хочет рисовать, по методике Монтессори считается, что пришел оптимальный период для повышения уровня навыков рисования, ребенок хочет петь — необходимо ловить момент и создавать благоприятные для этого условия и т.д.

Помимо этого Монтессори уделяет много внимание совместному выполнению с родителями бытовой работы и предоставлению ребенку необходимых для развития средств и инструментов. Ведь если на виду у ребенка нет красок и он не знает где они лежат, то маловероятно, что он захочет когда-либо рисовать красками.

Я рассматриваю основы методики Монтессори, как структурированное описание достаточно очевидных вещей, про которые можно просто случайно забыть, поэтому порой почитать книги об этой методике очень полезно.

В любой авторской методике есть интересные акценты. Мария Монтессори очень много уделяет внимания материалу на развитие логики (рамки-вкладыши, счетный материал разнообразных форм). Последнее время я этим очень прониклась. Просто предоставляем ребенку всё это добро и максимально сдерживаем себя и окружающих от подсказок, таким образом получаем максимально быстрый для вашего малыша естественный ход развития мышления! Не надо тратить на это большие суммы, выбирайте недорогие и аккуратные материалы (обратите внимание на пазлы и другие головоломки). После изучения одного вводите новое. Изученные материалы прячьте на месяц-другой-полгода. На столько, чтобы ребенок успел забыть решение и  материалы были для него как новые. Ведь через некоторое время они будут восприняты уже на другом уровне. Еще вариант меняться ими со знакомыми сверстниками.

Не обошлось в методике и без крайностей — в некоторых источниках указывается, что для занятий обязательны столы, стулья и куча другого серьезного недешевого оборудования, специальные стеллажи для хранения и т.п. На самом деле я вижу методику Монтессори, как самую практичную и легкореализуемую. В будущем  обязательно опишу, как мы ее применяем.

Вместо заключения

В этом посте я постаралась изложить суть, от которой отталкиваюсь при выборе занятий для  Яны. В дальнейшем я запланировала еще целый ряд постов на эту тему, в том числе обзор доступной практики, а также совместные поиск/наработки и раздачу правильных материалов для развития мышления.

Update: Мои дальнейшие поиски правильного подхода к развитию и воспитанию детей привели меня к изучению взглядов М.М. Безруких (профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования). На мой взгляд, М.М. Безруких — человек мнению которого в области развития детей надо доверять и прислушиваться в первую очередь. Мы не должны идти на поводу у производителей детских товаров и услуг, необоснованно форсируя естественный ход развития. Опережение сверстников в «умелках» очень льстит самолюбию родителей, но может привести к негативным последствиям. Необходимо ставить правильные цели развития ребенка.

Удивительно, но отражение своей теории «загрузки образов» я обнаружила в книге по развитию детей 19 века Водовозовой Е.Н. Именно эту книгу рекомендует М.М. Безруких, как руководство по правильному развитию детей.

Кстати, недавно я выбрала программу для обучения в начальной школе для Яны (напомню, ей сейчас 1,10) :mrgreen:  и она отлично сочетается с моим видением развития малышей. Возможно мамы у которых есть детки постарше догадаются какую ;-), но об этом тоже в отдельном посте.

И еще, я не знаю насколько вы — мои читатели готовы к подобным статьям. Хотелось бы узнать ваше мнение, так как материал сложный для восприятия. Если Вам интересны публикации на эту тему прошу отметиться в комментах фразой «Пиши еще» 😀 .

 Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

 

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте 😉 .

Полезные ссылки:

Запись опубликована автором Мама зануда 36

Раннее развитие — формируем индивидуальный подход: 36 комментариев

  1. Анна

    Заступлюсь за Кобальтового червя: возможно у ребёнка просто родитель-художник? Я люблю писать темперой, и у её производителя достаточно ограниченная палитра, так что запомнить все цвета несложно. Для того, чтобы написать что-то стоящее, может и не так важно помнить их названия, но это просто один из аспектов работы художника — разбираться в материалах.

  2. Елена

    Екатерина, все гениально. Я не иронизирую. Я сама пришла к чему-то похожему, пытаясь соединить в голове вальдорфскую философию и монтессори. Получается все просто, наша задача предоставить богатую, разнообразную среду именно первичных образов (реальность, проще говоря, максимально по возможности. Ясно, что если нет за окном пустыни и денег на билет в Серенгети, хорошая фотография лучше чем ничего). А потом дать возможность для осмысливания — кот приходит в процессе воссоздания модели этой реальности, через творчество, игру сюжетн-ролевую. И здесь как ращ надо дать максимальную.свободу. Вы пишете «Самые полезные сюжетные игры включают простейший набор игрушек и других мелочей, которые ребенок начинает комбинировать всевозможными способами.» И затем даете хороший пример закрытой, неудачной игрушки. А не могли бы Вы привести примеры тех самых простейших игрушек, 3от и есть лучшие? Мне кроме натуральн кубиков в голову мало что приходит.

  3. Елена

    Очень странно, что автор, прочитав столько материала о раннем развитии, делает свой вывод о вреде раннего чтения. Вот интересно на каком основании?
    Я тоже не за крайности, но вот что интересно: известно, что уже боле 3 000 лет в иудейской педагогике детей обучают чтению с самого зачатия и в 3 года дети у них уже читают, а у кого нобелевских лауреатов больше чем у других?
    По уровню развития наши дети отстают от их детей на старте на 7 лет, а по гуманитарным наукам на все 17. Эти исследования сделаны нашим ученым, педагогом, автором системы раннего развития П.В. Тюленевым «МИР ребенка». Они были сделаны после открытия, когда по авторским методикам ребенок ползунок еще не умея ходить стал складывать из букв слова.
    Очень советую почитать его статьи и книги. Возможно, Вы посмотрите на все совершенно по-другому.

    1. Мама зануда

      Елена, я телепатией не обладаю. Если пишите про крайности, будьте добры, уточнить что конкретно вы под ними имеете ввиду.
      Что касается возраста обучения чтению, то мне кажется это Вы уходите в крайности, когда пишите про чтение с момента зачатие ))). Ну вот хоть закритикуйте меня, что я закостенелый советский консерватор, но я предпочитаю выбирать в первую очередь занятия для своего ребенка те, которые он может максимально эффективно воспринять и качественно. Т.е. ориентироваться не на усредненный рекомендуемый возраст (4, 6,7 лет …), а учиться понимать уровень развития своего ребенка — это значит не учить читать с пеленок, но в то же время не тянуть до 7 лет с чтением, а искать золотую середину.
      Ну и еще: очень очень прошу понимать мои статьи не так как вам хочется, а так как я их писала. Поверьте, когда я писала эту статью, я совсем не планировала рекомендовать всем отложить обучение чтению до школы. Мне очень жаль, что люди не замечают крайностей за собой, но с легкостью находят их у других, не вникая в общий смысл написанного и при этом делают выводы по вырванным из контекста словам. Вы пишите про чтение с зачатия и упрекаете меня в крайностях!? Задумайтесь над этим )).
      П.С. Между тем Яне через месяц исполниться 5 лет, а именно сегодня я отметила очередную важную точку в её развитии. У Яны на данный момент уже сформировался неплохой механизм чтения — сегодня она по своей инициативе прочла книжку в 20 страниц со стишками 4-6 строк на каждой странице.

      1. Елена

        Молодец Яна! 🙂 Я понимаю вас как маму, которая не зная способности и возможности детей раннего возраста, идет на ощупь…
        Наука о раннем развитии создана в России в период с 1959 по 1988 год, когда были созданы и проверены на практике методики: «Читать, печатать, считать, знать ноты, предпринимать, и даже руководить (учить быть лидером) … — раньше, чем ходить», 1988 г., — автор П.В. Тюленев, президент АОСЭР —
        РНАН. Вы можете посмотреть в Интернете, тексты и видео, где малыши 2—3-х лет печатают ещё на электрической пишущей машинке, ну и на ноутбуках — в 1,5 года… (2016 г.).
        Я специально перечисляю некоторые из работающих 30 лет методик, чтобы было представление, как далеко ушла наука от нашего обыденного сознания.
        В книге «Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления ….» автор пишет, что то, что в иудейских семьях считается нормой «воспитание с самого зачатия» уже 3 тыс. Ну, а у нас до сих пор раннее чтение для наших семей считается крайностью.
        Американцы отличаются от нас тем, что во всем стремятся быть лидерами. Но именно у них я наблюдаю крайности.
        Например.
        Крайностью, по-моему, является показывать ребенку по «программам Г. Домана» по 14 раз в день листы бумаги с десятками, сотнями и тысячью точек, считая что ребенок все это запомнит и ему это будет полезно… — в этом же возрасте П.В, Тюленев учит ребенка не только считать правильно на пальцах, но и печатать все цифры и числа от 1 до нескольких сотен — на пишущей машинке (1989 г.!).
        Так же крайностью я считаю показывать младенцу по-Доману десятки, сотни слов, чтобы он их запоминал, не зная ни букв, ни слогов, ни как уметь читать — это не методика, а примитивизм какой-то, антиметодика и крайность. В это же время и ещё раньше дети по российской методике Тюленева не только читают свободно всё подряд в 1 год 4 мес, но и печатают слова и фразы: как под диктовку, так и самими собой придуманные, то есть сочиненные ребенком с 1989 года фразы и тексты, которые можно найти на странице http://www.tyulenev.ru/recordmir.htm .
        В программе «Каждой семье — одаренных и талантливых детей нормой считается знакомство детей с пятью (5) иностранными языками — до 3-х лет
        Я читала дневник мамы Беллы Девяткиной, девочки из программы «Лучше всех», которая в 4 года знает 7 языков. Она знакомила свою малышку с иностранными языками с месячного возраста и не верила, что ребенок может это все воспринять и усвоить. И, поистине, чудом для неё оказалось nj, что для ребенка это просто.
        То, что для нас, взрослых, кажется таким серьезным подходом и трудным в обучении — для маленьких детей — просто игра 🙂
        Вот что пишет П.В. Тюленев (30 лет опыта и практики):
        «… Воспитание вундеркинда — скорее норма, чем исключение, если родители будут знать, как создать развивающую обстановку в семье для детей от 0 до 10 лет.
        Без каких — либо сложных специальных занятий, дети могут начинать читать одновременно с “хождением” и “говорением” в возрасте 1 — 2 года.
        Вы узнаете, как помочь малышу формировать способности еще до года, как стать музыкальным гением, полиглотом, президентом, бизнесменом, художником …
        Известно, что легче всего закладываются математические способности в дошкольный период, который можно сделать чрезвычайно эффективным временем для развития талантов ваших детей в непринужденной игровой форме, путем создания развивающей среды в доме. Прочтя книгу, вам удастся, предотвратить многие будущие проблемы ребенка, связанные с учебой в школе, социальной адаптацией. Каких-либо специальных знаний вам не понадобится. …»
        Ещё в 1996 году автор пришел к выводу, что дети становятся феноменально одаренными и в несколько раз превосходят по своему интеллекту всех своих школьных учителей: «рано читающие дети» в 7 лет осваивают программу основной школы, в 8 — 9 лет — программу средней школы и поступают в свой первый вуз в возрасте 9 — 10 лет!
        В 2006 году такие дети к возрасту 17 — 18 лет уже получили по четыре диплома степени бакалавр по экономике, педагогике и психологии, юриспруденции и филологии со знанием 3-х иностранных языков. Тут уж, за 4 диплома о в.о. экономия получается … в 10 — 15 лет! Вот такие возможности имеются у Вас и Вашего ребенка — Вы можете, наверное, открыть и реализовать их, если вступите в программу «Каждой семье — шестерых одаренных и талантливых детей эры Человека Развитого»…
        Вот это — не крайности, а доказанные наукой возможности современных детей, которые я, как понимаю, родители и дети раскрывают в этой самой системе «МИР ребенка».
        С 1988 года у П.В. Тюленева появилось масса последователей, которые почти ничего не понимают в настоящем раннем развитии детей — не попадитесь к ним! — иначе Вашему ребенку придется учиться в школе 12 лет, как всем. Тут Вы никак не сможете выиграть 6 — 7 лет, как по книге «Читать, считать … — раньше, чем ходить».
        К тому же все пишут, что после «обучения» в школе, ребенок перестает быть одаренными и талантливым. Многие дети оказываются нездоровы и подхватывают вредные привычки. 🙁
        Все сейчас пишут, что в школах навязали ужасные американские учебники, которые писали кто-попало, часто люди, далёкие от практической педагогики.
        После этих учебников ребенок вообще перестает что-либо соображать. Не то, что в советских учебниках, которые разрабатывали ученые, проверенные авторские коллективы.

  4. Лилия

    Очень интересно какую программу обучения для школы вы выбрали?Поделитесь пожалуйста? )

    1. Мама зануда

      Очень хотелось заниматься по Петерсон, но похоже разнообразие программ в школе прекращает свое существование. В муниципальных школах планируется уравниловка.
      На данный момент мы занимаемся по Игралочке (Labirint) — сборникам с заданиями для дошкольников авторства Петерсон. В школе скорей всего будем дополнительно заниматься по её учебникам с целью получить системный подход к логике, а не только осваивание зубрежки.

  5. Ирина

    Нашла вас недавно и читаю взахлёб! Все очень отзывается и импонирует!))) нам пока 1,2 и очень интересно ваше мнение по поводу сети развивашек Бэби-клуб. Там совмещены несколько методик, и мантессори и кубики Зайцева, и много ещё. Вроде там подход мягкий, занятия короткие чередуются с двигательной активностью в развлекательной зоне. Почитав вас про вред раннего обучения буквам и цифрам, заинтересовалась, как будет воспринимать кубики Зайцева моя дочь , как буквы или как картинки.. благодарю !)))

  6. Sun

    Читаю вас взахлеб, пишите еще! Подскажите, как вы относитесь к распечаткам черно-белых геометрических фигур для самых маленьких 0+ и в последствии уже цветных картинок с очертаними животных, деревьев и тп? Без букв и слов, лишь картинки. Их советуют для развития зрения. С Вашей точки зрения стоит ли их показывать, сколько раз в день, чтобы не переусердствовать?
    Сыну 4 месяца, мы лишь Моцарта слушаем, рассматриваем мобиль, интересуемся погремушками и на этом все. Что нужно делать для детишек этого возраста? Искала у Вас, но не нашла.
    Также крайне интересно Ваше мнение по поводу разных приложений в телефоне, там крутятся геометрические фигурки, разные животные издают звуки и тп. Сын просто в восторге от подобных приложений, но я опасаюсь за его зрение(вдруг испорчу телефоном) и вдруг будет умственное перенапряжение. С какого возраста можно включать телефон в процесс?

  7. Елена

    Екатерина, спасибо за статью. Я благодаря изучению методики Монтессори узнала про Гордона Ньюфелда, психолога развития. Его изложение теории развития ребенка полностью изменило мое понимание того, что нужно моему ребенку для нормального развития, развития его (в моем случае ее:-) человеческого потенциала. Если вам будет интересно, есть русскоязычный блог «Заботливая альфа», ну и официальный сайт, конечно же. С уважением:-)

    1. Мама зануда

      Извините, за запоздалый ответ, но лучше поздно…
      Заботливая альфа действительно замечательный ресурс. В его материале можно увидеть некоторые крайности. Думаю, кого-то они могут отпугнуть. Но в целом этот материал рассчитан на детей и их родителей, которые действительно слишком восприимчивы и если действовать иначе, но предстоит постоянная ломка психики ребенка. Другие, не сталкиваясь с такими особенностями детского поведения и эмоциональности, могут воспринять этот материал за глупости и телячьи нежности. Я многое из него почерпнула для себя, при возможности дам наводку моим посетителям на него.

  8. Софья

    Пишите обязательно еще!!!! Очень интересно и познавательно. Читаю с удовольствием!!!

  9. Юлия

    Екатерина,огромное Вам спасибо! За ваш блестящий ум, щедрость, трудолюбие! Вы редкий человек. Пожалуйста, пишите еще!

  10. Елена

    Здравствуйте! Моему малышу скоро 10 месяцев ваш сайт нашла случайно,но как говорится случайностей не бывает просто так.Пыталась найти гармонию в методиках раннего развития но анализировать одной труднее чем делать это вместе.Труд ваш очень нужен нам.Пишите еще,жду всегда с нетерпением ваши статьи и всегда в них есть главная продуманная мысль,а самое важное очень понятная и доступная. Желаю вам и вашей дочке счастья и здоровья.

  11. Екатерина

    Пиши еще!
    Для меня — мамы почти полуторогодовалого ребенка очень актуальная и животрепещущая тема. Не могу сказать, что очень много читала литературы по развитию малыша, но интуитивным образом чувствовала некую абсурдность процесса, когда начинаешь называть и комментировать изображения, объясняя ребенку неизвестные вещи неизвестными словами. А кроме слов ничего…. Пару недель рассматрия таким образом книги с животными, появилось стойкое желание свозить дочурку в зоопарк. Что с успехом и было реализовано. И кто думает, что в год детям в зоопарке нечего делать, вы ошибаетесь. Буря эмоций и восторг (хотя наш папа очень сомневался в своевременности этого мероприятия). Надеюсь, что теперь для нее, по крайней мере, некоторые картинки оживают))). Поэтому хотелось бы почитать об опыте, идеях реализации указанных в посте этапах развития. И жду с нетерпением развивающих материалов!

  12. Альфия

    Екатерина, очень хотела бы узнать ваше мнение по поводу книги Масару Ибука «После трех уже поздно». В ней, кстати, автор пишет, что мозг ребенка не способен перегружаться информацией: «Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка».

    1. Мама зануда

      Альфия, свое изучение методик раннего развития я начала именно с этой книги и первое время руководствовалась её принципами. Я буквально обрушивала на ребенка поток разнородной информации. Впоследствии поняв абсурдность такого пичкания, я стала сторонницей гармоничного и последовательного развития.
      Я считаю в этом кроется залог эффективности развития. Для усвоения информации очень важно подавать её небольшими порциями, частыми повторениями и в соответствии с возрастом. В противном случае вся разнородная, несоответствующая возрасту, слабоструктурированная информация будет мешать качественному усвоению. У всех устройств хранения информации есть такой параметр как пропускная способность канала и фрагментация. Если мы будем подавать информацию большим потоком, то в лучшем случае все, что больше нормы просто будет очень очень медленно передаваться, затормаживая всю систему в целом. В сложных случаях можно «повесить» систему и получить проблемы с засыпаниями и чрезмерной возбужденностью о которой бьют тревогу неврологи.
      Я считаю важным не путать постепенное наращивание сложности подаваемой информации (в соответствии с возрастом и потребностями ребенка!) и её ограничение. В крайнем случае здоровый мозг ребенка всегда найдет себе пищу, если, конечно, родители не злоупотребляют такими вещами как мультики, современные гаджеты и т.п, ведь потребность в развитии является одним из базовых инстинктов человека и для того чтобы сбить ребенка с этих ориентиров требуется достаточно агрессивные продукты современной промышленности.
      Кстати, есть еще одна сторона медали постоянного предоставления знаний для ребенка. Очень часто в таких случаях дети не понимают смысла самостоятельного добывания информации и у них впоследствии отсутствует самостоятельность в развитии.
      Прошу не считать меня противницей этой книги. На мой взгляд она адресована, тем, кто вообще не в курсе, что малышей надо развивать. Я же решила разобраться в этом вопросе более глубоко и поэтому всем рекомендую не бросаться в крайности ).

      1. Альфия

        Большое спасибо за ответ! Вы убедили меня не бросаться в крайности. Теперь я поддерживаю Вашу точку зрения.

  13. Елена

    Конечно, пиши еще!!!))) Очень интересно на самом деле! У меня малышке пока полгодика всего, но я регулярно просматриваю статьи о развитии и принципах познавания мира. На подсознательном уровне как только начали интересовать игрушки старалась и стараюсь предоставить выбор для маленькой, вопреки оханьям и аханьям бабушки, которая сама выбирает с чем ее любимая внученька будет играть в мое отсутствие. Почему-то мой подход ее не устраивает((( Как меня вырастили и воспитали у меня, конечно, претензий нет, но это было давно и своего ребенка мне хочется воспитывать и развивать, основываясь на собственных принципах, и такие люди как Вы, очень меня в этом вдохновляют!!! Спасибо Вам большое за Ваши статьи!!!

  14. Екатерина

    Конечно, надо ещё! 🙂 Я мама и практикующий детский психолог: многие выводы мне показались именно теми, что ведут именно к гармоничному развитию. В отношении технологии М. Монтессори я, и в том числе, пришла на собственном опыте к тому, что она одна из самых «естественных» для детей. В детском саду часто концентрировались именно на том, что она дорога. Но, если вникнуть в наши системы сертификации, то такой подход, хоть и не оправдан, но понятен. А вот дома, да, очень многое доступно. 🙂 Я всегда в группах раннего возраста обращала внимание родителей именно на эту систему.
    Идти за ребёнком — это главное, на мой взгляд. Ещё мне нравится принцип: «не доминировать, а направлять». Это когда предлагаешь что — то ребёнку, а потом смотришь: нравится или не нравится, стоит ли ещё в этом покопаться или отложить на время, а потом попробовать когда — нибудь ещё раз. Я в домашних условиях всегда после таких вот тематических дней, игр, даже если они, на мой взгляд, не произвели необходимого желанного действа, оставляю материал, игры и т.п. в зоне доступа ребёнка, чтобы Маринка могла самостоятельно попробовать — и ведь работает! Да порой так, что мне и в голову не приходило!
    Интересно, очень интересно преподнесена информация про информацию. :)) Я тоже над этим часто думаю и размышляю. Работая в системе, мы вообще с этим сталкиваемся ежедневно: что желательно для маленьких детей, а что доступно для более старших возрастов. Читаю в сети и часто, что многие мамы сетую на программу детских садов, мол, у нас дома круче. А круче должно быть в основном ввиду принципа индивидуального подхода, что в детском саду, конечно, не всегда имеет место быть из — за количества детей. А вот тематика подобрана, на мой взгляд в таких программах весьма оптимально. Ведь не рассказывать же малышам в обязательном порядке о древнем мире? Посмеялись бы, а потом, ужаснулись, осознав… Другое дело, когда малыш сам интересуется -за ребёнком…
    И ведь этот принцип важен и с другой стороны. У кого — то в год дети знают много цветов и даже оттенки, а я долго, очень долго играла с малышкой, чтобы ей запомнились основные четыре… Зато она в 3,5 года после первого показала завязывала узлы, потрясающее выполняла алгоритмы аппликации, а стадию рисования человека — головастика прошла за одну неделю, самостоятельно поняв, что руки и ноги к голове не крепятся… Детки разные, надо к ним прислушиваться. Дошкольное детство тем и важно, и удивительно, что знания и представления тем ценнее, если они приобретаются самостоятельно. А установленные ориентиры — это то, что ребёнок в принципе может, но не обязан делать — для этого его мозг сам сориентируется. 🙂
    И очень хорошо описан сам принцип преподнесения: безусловно, любая теория — это разностороннее, увлекающее подкрепление практикой: театр, игры, опытно — экспериментальная деятельность, а для детей постарше это метод проектов, когда информацию сам ищешь, дополняешь, находишь точки соприкосновения с действительностью… Это относится и к предметно — развивающей среде (это почему — то мне запал в душу слон 🙂 ): если образ возник на иллюстрации, то должен быть подкреплен и в других разнообразных ипостасях реальности. Безусловно, вот всё — всё воспроизвести часто и не получится, но прикладывать усилия по созданию вот таких вот «баз» стоит. Это помогает классифицировать действительность в детском сознании: анализировать, синтезировать и обобщать.
    Спасибо. 🙂 Вот сколько написала. 🙂 Буду заглядывать чаще. 🙂 Вручение Вам наград позволило мне познакомиться с Вами — ещё один положительный плюс этого действа. 🙂 Поздравляю! 🙂

    1. Мама зануда

      Екатерина, большое спасибо за поздравление и профессиональную оценку моих гипотез!
      Чем дальше изучаю тему развития, тем больше склоняюсь к тому, что детский сад это среда, в которой ребенок может учиться применять полученные знания, опыт и навыки. Но дать всё это кучке малышей не реально, поэтому требовать этого от воспитателей глупо: ни у какого воспитателя не хватит времени узнавать о способностях каждого малыша к цветам, к логическим задачкам, к степени понимания прочитанного с целью выбора подходящего чтения, сложности игр и игрушек и т.п. Одно понятно — у всех уровень отличается и обеспечить правильный уровень подхода ко всем детям в детском саду не возможно. Поэтому в детсадах должен выбираться ориентир на средние темпы развития.
      Если же родитель заинтересован в развитии своего ребенка, он должен обеспечить ему индивидуальный подход с дифференцированным подбором уровня сложности игр, игрушек и другого материала дома. Мы, например, уже прошли все задания на цвета из приобретенных развивающих сборников, в том числе для трехлеток и я в таких заданиях дочку не ограничиваю потому что вижу, что она для этого «созрела». Также уже считаем до двух, думаю и до трех-четырех бы легко считали, приложи я усилия. Но я ограничиваю дальнейшую выдачу материала, опасаясь нарушения порядка созревания функциональных отделов мозга. В то же время есть некоторые типы заданий для 1,5 годовалых с которыми еще не справляемся и я знаю, что мой ребенок по некоторым направлениям более слабо развивается и это обусловлено его типом личности. Взаимосвязь темпов развития по различным направлениям и тип личностей это огромная тема, которая мало кем учитывается. Грустно, что все пытаются выжать из ребенка максимум, зачастую не учитывая особенности его восприятия :-(.
      Заглянув в Ваш блог, я увидела много общего в наших взглядах на развитие детей. Буду заглядывать к Вам, ведь очень важно получать информацию из первых рук — а Вы работаете можно сказать на передовой!
      Что касается родителей с несколькими детьми, тут у меня снова пара гипотез: 1.Думаю, хорошее подспорье в развитии — небольшая разница между детьми, иначе потребуется много усилий. 2. Правильно организованный с раннего детства познавательный процесс сформирует эффективные привычки получения навыков и знаний у ребенка постарше.

  15. Ольга

    Идея понятна. Пиши еще 🙂 Моей пока год и у нас нет какой-то системности в занятиях, все хаотично и скачками. Первые «ласточки» — отдачи — только только начинают появлятся, и мне сложно поддержиавать свой интерес к занятиям — не могу понять, что идет, а что нет. То есть что-то делаем, вроде не заинтересовалась. Но, смотрю, через какое-то время активно повторяет. Значит, запомнила. Особенно «эффективен» старший ребенок. Если что-то при ней сделал — 100% эффект. Эта статья у Вас очень хорошая и глубокая, она уже такая эссенция, над которой можно поразмышлять.

    1. Мама зануда

      «То есть что-то делаем, вроде не заинтересовалась. Но, смотрю, через какое-то время активно повторяет. » — частенько ориентируюсь на этот показатель. Думаю это случаи, когда, вопреки хаотичности внимания в раннем возрасте, мозг все-таки успевает обработать и оценить, как полезную, предложенную нами информацию ). У нас так «пошли» стишки с движениями — в нормальном режиме (с книжкой в руках, где показаны изображения действий) отказываемся что-то повторять, а через день-другой оказывается все выучили и готовы с удовольствием воспроизводить движения.
      Старший ребенок скорей всего осознанно подходит к занятиям и осознано демонстрирует результаты, но я бы не делала преждевременных выводов о более низкой эффективности младшего 😉 — уверена, что это не всегда так.
      Спасибо за оценку статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X