Рисование для малышей (помогаем малышу "разрисоваться")

Два года назад я писала выжимки теории развития детского рисунка в раннем возрасте. Тогда при написании я опиралась на чужие рекомендации. В основном это были рекомендации Марины Озеровой и элементы Монтессори педагогики. В этот раз я хочу поделится своим опытом, который накопился у меня за предыдущие пару лет.

Содержание

Рисование для малышей | Старт

Перед началом любого дела надо ставить правильные цели. В развитии творчества это тоже очень важно. Насмотревшись лент инстраграмма, ББ и других соцсетей, мы невольно начинаем ориентироваться на результат. Мы ждем «головоногов», милых зверюшек или семейный портрет. Чтобы не получить комментарии «а я не ждала», уточню, что не все, но многие ждут. А ждать-то еще рано. Перед тем как начать ожидать результата, надо привить любовь к рисованию.  Потому что только при интересе к рисованию и частых занятиях ребенок «обгонит» сверстников и выдаст «шедевр». Поэтому цель №1 — привить любовь к рисованию. У кого эта цель достигнута, цель №2 — постепенно совершенствовать навыки, расширять их спектр и ждать «шедевра» :mrgreen: . «Постепенно» — это для того чтобы не потерять интерес. СтОит чуточку поторопится, переусердствовать как ребенку становится неинтересно. Этим надо уметь маневрировать: вовремя завершать занятия, лучше на самом интересном, чтобы продолжить на другой день; вносить интригу (использовать нестандартные предметы и консистенции). Планирование творческих занятий для маленьких детей, на мой взгляд, имеет общее с работой режиссера фильмов. Режиссеры лучше всех знают, как удержать внимание зрителя на протяжении всего фильма. Именно этим и надо заниматься если интерес к занятию рисованием уже получен.

В целом заниматься творчеством с ребенком надо не для получения красивой картинки, а для души. Я стараюсь настраиваться на получение удовольствия от занятия и на совершенствование техники, предлагая различные варианты занятий. Пусть будут объективно некрасивые рисунки, главное, чтобы ребенку нравится процесс и устраивал результат. Если ребенок будет заинтересован при дальнейших занятиях результат естественным образом улучшится.

Рисование для малышей | Направления развития

Я бы хотела выделить характеристики, на которые я делаю упор при занятиях рисованием. Чтобы хорошо рисовать нам потребуется:

  • развитие моторики (навык правильно держать инструмент, ровность линий, умение регулирования нажима);
  • интеллект (умение находить простые формы в предметах, рассчитывать требуемый нажим, умение рассчитывать пропорции смешиваемых красок для получения определенного цвета);
  • художественное видение (подбор цветов и форм для получения гармоничного (приятного для глаз) изображения);
  • изучение техники рисования (это в первую очередь формирование набора мазков и линий, понятие фона, основных (центральных) объектов и деталей).

Я выделила эти характеристики потому, что считаю их необходимыми для проработки. Каждая из перечисленных характеристик должна должна прорабатываться. Некоторые характеристики автоматические прокачиваются каждое занятие. Часть надо целенаправленно прорабатывать и объяснять ребенку. Например, чтобы долгое время все рисунки не были мрачными из-за некорректного смешивания цветов красок, можно ребенка познакомить с сочетающимися цветами. Ниже приведен ряд примеров, которые рисовала Яна в рамках изучения техники рисования, смешивания красок, использования различных мазков.

Рисование для малышей | Фобии в организации рисования для детей

Когда Яне исполнился год я постаралась изучить современные подходы к развитию детского творчества. Оказалось, что начинать заниматься лучше с первого года. Т.е. я уже опаздывала :-).  Кроме этого, я для себя вывела ряд правил, о которых написала пост.  Три основных с которыми я, на данный момент времени, не согласна:

  • В передовых советах крайне не рекомендовалось рисование фломастерами.  Ведь у них не смешиваются цвета. Получается, что фломастер является инструментом с ограниченными возможностями. Так, у меня появилась первая фобия — фломастеры. Когда Яне исполнилось два года, я поняла, что ей не очень интересны мелки, пальчиковые краски, гуашь. По совету подруги, дочка которой предпочитала именно фломастеры, я купила фломастеры.  Благодаря ей я поняла, что большинству деток понравятся именно фломастеры. Они при минимальном нажатии дают максимально яркий интересный след и этим интересуют ребенка. А еще оказалось, что существуют прекрасные смываемые фломастеры. Малышам функция смешивания цветов нужна далеко не каждый день :-). Зато фломастером наиболее легко и просто работать над формой линий.
  • Вторая спорная рекомендация относится к использованию шаблонов (штампов). По мнению некоторых специалистов в детском рисовании, надо категорически избегать шаблонов. В данном случае под шаблонами имеется ввиду образец для рисования продемонстрированный взрослым. Оказывается, солнышко в виде кружка с лучами или цветок из 7 кружков, способны засесть в голове у ребенка и не дать дальнейшего развития художественного видения! На данный момент, эту теорию я считаю применимой для специфичных условий. Возможно, в каких-то объемах, для каких-то возрастов она вполне справедлива, но только не для большинства детей до 3-4 лет. Чтобы человек научился рисовать ему нужна техника. Умение рисовать линии, круги и сочетать их в одном рисунке — это часть техники рисования, которую может осилить ребенок в 2-4 года. Вы же понимаете, что рисовать одиночные линии и круги не очень интересно. Научив ребенка шаблонам солнышко, цветочек, снеговик и т.п., мы даем ему возможность «прокачать» моторные навыки в рисовании этих элементов посредством многократного повторения их на различных рисунках. Таким образом, рука будет получать тренировку, а мозг будет придумывать новые комбинации этих объектов с новым позиционированием, цветами, инструментами. Таким образом, ничего опасного в использовании шаблонов нет. Есть вариант крайности, когда ребенку в 3 года показали, как рисовать солнышко и цветок, и больше доступных занятий по рисованию не проводилось. В этом случае велика вероятность, что шаблоны запишутся в память навечно и испортят будущее потенциального художника, но это крайность. Шаблоны очень помогают на определенном этапе, просто не надо на них ориентироваться, как на основной инструмент знаний по рисованию. Я считаю шаблоны прекрасным инструментом для дошкольников. Хотя одними ими ограничиваться, конечно же, нельзя. Все должно быть в меру. Если ребенок нарисовал 25 одинаковых солнышек, пора предложить усложнение шаблона или переход на другие инструменты или материалы для творчества.
  • Третья рекомендация о доступности средств для рисования. Наверняка, Вы сталкивались с тем, что доступный объект со временем становится обыденным и неинтересным. Именно также, вопреки авторитетному мнению Марии Монтессори, игрушки и инструменты для творчества становятся скучной обыденностью для детей с раннего возраста. Это не значит, что надо все прятать подальше. Мне в этом плане очень понравился подход девушки под ником Жабыч. В одной из своих статей она написала, что фломастеры и мелки у ребенка в постоянном доступе, а краски по особым случаям. Т.е. для ребенка рисование красками некий праздник. У этой девушки есть большой опыт работы в ДХШ (по всей видимости, под аббревиатурой скрывается детская художественная школа) и она ведет дневник на ББ, пишет очень интересные факты. Занятия по рисованию и лепке для дочки она проводит только по просьбе и без шаблонов. Жабыч считает, что регулярные занятия могут отбить интерес к творчеству.  Важно отметить, что её ребенок самостоятельно рисует примерно пару раз в день, используя материалы в свободном доступе.  Её девочка уже в 2г.1м. начала рисовать головоногов. Это очень рано. По данным Озеровой к схематичным изображениям чего-либо дети приходят в 3-5 лет. Я из её дневника очень много почерпнула для себя. Но еще раз повторюсь, что условия у всех разные. В одной из статей она пишет, что иногда сама рисует. Как часто это происходит не понятно, но из этого становится ясно, что ребенку есть кому подражать. У нас в семье в плане рисования подражать некому и материалы для рисования в свободном доступе Яна может неделями игнорировать. Из этого можно вывести популярное: не развивайте детей, развивайтесь сами, и дети начнут подражать. И все-таки, получается, что при отсутствии объекта для подражания подход к занятиям творчества должен быть другим. По этой причине я стараюсь применять элементы различных взглядов.  В целом дневник Жабыча очень полезный и интересный, но надо помнить, что всю информацию надо пропускать через фильтр сравнения жизненных условий.

Резюмирую: Учитывая разницу условий, я пришла к выводу, там, где есть творчество, правил НЕТ. Если у ребенка нет интереса к занятиям, надо пробовать даже те средства и методы, которые другие критикуют. Возможно они применимы, как раз к вашим условиям.

Рисование для малышей | Хронология

О стадиях прогресса детского рисунка читайте тут.

1 год. Я, начитавшись передовых советов, для первого знакомства с рисованием предложила Яны пальчиковые краски, мелки и бумагу большого формата.  Из инструментов на первом году Яну больше всего привлекла крупная силиконовая кисть для выпечки. После преодоления моей фобии, к творчеству были подключены смываемые фломастеры. О своем открытии смываемых фломастеров я писала  тут.

Типичные каляки. Большая часть архива рисунков за период 1-3 года имеет именно такой вид :-).

Из полученного опыта, в этом возрасте мне кажется нет смысла предлагать ребенку более 3 цветов красок. Лишние цвета отвлекают от процесса рисования. Чтобы рисунки были более гармоничные я выдавала Яне цвета красок, сочетающиеся между собой (красный + желтый, зеленый + синий). Самым первым идеальным инструментом для рисования я считаю масляные мелки и смываемые фломастеры, с закругленным выступом стержня.

2 года. В два года в творческих занятиях я подключила гуашь, валики, штампики и прочую канцелярию.  Также я покупала различные трафареты, но для двухлеток трафареты оказались сложны. С года Яна много рисовала без определенной темы и без шаблонов. Прогресса за этот период времени практически не произошло. Как в год, так и в два получались одни каляки. Отличие только состояло в том, что часть каляк Яна начала наделять смыслом. Ниже приведены самые затейливые из каляк. При этом общая часть рисунков, выполненных самостоятельно, практически не отличалась от произведений, выполненных в 1 год.

Слева курочка и яички (красное — гребешок курочки, оранжевое яички). Яне 2г. 9мес. Справа собачка, которая спряталась в будке. Яне 2.10 мес.

Помимо каляк, в два года я начала Яне предлагать задания на смешивание цветов и рисование фонов. При этом я обращала внимание на важность заполнения цветом всего рисунка.

Параллельно с рисованием Яна много раскрашивала. Пост о раскрашивании в 2 года тут. Новогодние раскраски для малышей 1-3 лет можно скачать тут. Также у нас много покупных раскрасок, если интересно, пишите в комментах, и я подготовлю обзор на эту тему. Кстати, одним из основных элементов повышения интереса к рисованию в 2 года у Яны стали многоразовые водные раскраски. Все элементарно: Такие раскраски зачастую для ребенка интересней, чем собственное творчество, так как результат получается более эстетичный. Многократно раскрашивая пластиковые водные раскраски ребенок тренирует моторные навыки. После этого ему становится удобно держать фломастеры, карандаши, кисти и ребенок охотней рисует. Главное не зацикливаться на раскрасках и вовремя сместить акцент на самостоятельное рисование. Интересно, что именно на этот период пришлось начало бурного речевого развития. Мне сложно сказать, что явилось первопричиной, но обильное раскрашивание, начало разговорного периода и начало посещения детского сада пришлись на один и тот же момент времени. Из теории физиологии центр развития моторики и речевого развития расположены в мозге рядом, развитие одного из них может спровоцировать развитие второго.

3 года. Когда я только начала знакомить Яну с рисованием, я понимала, что результаты будут не скоро. Но мелькающие ленты инстраграмма и ББ невольно сформировали завышенные требования к результатам. В итоге, ни в год, ни в два, ни даже в три Яна так и не научилась рисовать милых мультяшных зверят :mrgreen: . Вместо них Яна пачками рисует фантастические пейзажи. Типичные рисунки Яны в 3 года выглядят так:

Характерность изображений связана с изученными до 3 лет темами:

  1. использование всего пространства листа;
  2. различные мазки;
  3. смешивание цветов.

Дерево в середине нижнего ряда нарисовано после нашего совместного рисования деревьев. В нижнем левом углу не совсем типовая работа, так как нарисована совместно с папой.

Зайчик и лисичка на фото ниже получены в результате многочисленных просьб. Я этот рисунок нахваливала как могла. Уши, лапы есть, а что еще маме надо 🙂 .  Сделать более точные линии и заяц будет вполне хорош. С умением рисовать лису в фас, конечно, нужна более серьезная работа, но изображения в различных проекциях до дошкольников вообще сложная штука. Похоже Яна рассчитывала на результат получше, разочаровалась и решила больше не рисовать животных. С тех пор прошло уже достаточно времени, рисунок висит на почетном месте, как мой любимый. Других попыток нарисовать зайца, лису или других животных у Яны больше пока не было, хотя я просила много раз её об этом.

Зайчик и лисичка. Ожидание/реальность. Яне  3г. 1 мес.
В 3 г. 1 мес. у Яны случилась попытка рисования людей. Поэтому в нашем архиве единственный рисунок с «головоногами».

Несмотря на единственный экземпляр рисунка с «головоногами», на данный момент Яна перешагнула этот этап развития. В 3 г. 8 мес. она начала рисовать снеговиков со всеми частями тела (фото примера приведено ниже). Получается, как и в любом прогрессе, в прогрессе рисунка некоторые этапы могут происходить скрыто.

Когда Яне исполнилось 3 года я проанализировала ситуацию с нежеланием рисовать персонажи и поняла, что делаю что-то неправильно. Пришлось разбираться с происходящим. В итоге я пришла к выводу, что прежде чем замахиваться на серьезные работы, ребенку надо дать основы техники. При отсутствии элементарных умений (регулирование нажима кисти, рисование ровных линии) результат рисования может разочаровать ребенка. В то же время для совершенствования техники нужна практика. Получается замкнутый круг. Ребенок отказывается рисовать без техники, а техники не будет без практики. Как раз в этот сложный момент на помощь приходят шаблоны. Практика невозможна без использования шаблонов и многократных повторений (с целью отработать маневр). Поэтому я окончательно пересмотрела свое отношение к шаблонам. На мой взгляд, в некоторых случаях они просто необходимы.

Приведу цитату из дневника Жабыча (блогер — преподаватель в ДХШ). Несмотря на то, что она очень критично относится к шаблонам, в одном из своих комментариев дает совет предоставить ребенку шаблон:

«мне кажется, он у вас на подходе рисования человечков, попробуйте сами нарисовать человечка при нем»

Этот комментарий показывает, что в некоторых условиях шаблоны полезны.

Ниже приведены примеры по знакомству с шаблонами простейшего цветочка и дерева. У Яны медленные темпы моторного развития, поэтому некоторые дети по идее с таким шаблонным рисованием уже в 2 года могут выполнить рисунки еще лучше.

Помимо прочего, в три года Яна хорошо освоила принципы смешивания красок, и я начала ей покупать краски с большим количеством цветов. Она уже осмысленно использует смешивание цветов. Большое количество цветов по логике должно исключить необходимость смешивания. У Яны пока это правило не работает, так как ей на данный момент нравится экспериментировать. Также мы перешли на акварель.  В плане удобства детского рисования я нашла в акварели много преимуществ:

  • акварель не надо каждый раз распределять по палитре, а излишки после рисования перекладывать в баночки или прятать от засыхания в пакетик;
  • если цвет акварели испачкался его достаточно просто отмыть кисточкой;
  • проще дозируется.

Единственная сложность в акварели для самых маленьких — её надо уметь наносить на кисть. Не все двухлетки с этим справятся. Это сложней, чем макнуть кисть в гуашь или пальчиковые краски.

Рисование цветов

Сделав вывод, что надо делать упор на технику я начала Яне предлагать простые рисунки для подражания с отдельными элементами техники. Начали мы с элементарного: цветок в форме кружка с серединкой и стебельком. При рисовании такого рисунка отрабатывается навык рисования кругов и линий. Ниже показаны различные варианты его исполнения. Использован один и тот же шаблон, но в каждом рисунке есть индивидуальность. Критикам шаблонов можно привести фразу «кради, как художник». Из публикаций о живописи можно узнать, что многие художники только тем и занимаются, что перенимают и совершенствуют чужие шаблоны и у некоторых это выходит лучше, чем в первоисточниках.

Первые цветы в 3г.1мес.
Слева расположен образец. По центру — рисование по образцу. Справа — рисование по образцу на заранее подготовленном фоне. Яне было 3г.1мес.
Слева — цветок с усложнением, справа — цветы, выполненные ватной палочкой.
Цветочное поле, выполненное масляными мелками. Яне 3г. 6мес.
Слева акварельный фон + цветы гуашью, справа — мелки. Яне 3г. 6мес.

Рисование дерева

Полагаю, что с помощью этого шаблона отлично автоматизируются навыки рисования линий. Яна его еще упростила — она рисует ветки перпендикулярно стволу :mrgreen: .

Самое левое дерево — мой образец, другие нарисованы Яной в 3г. 0мес.

 

Слева рисунок выполнен в 3г.0мес. Справа в 3г.1мес.

Деревья. Слева рисунок выполнен в 3г.5м., справа — в 3г.2мес.
Креативные ёлочки. Рисунок выполнен в 3г. 9мес.

Рисование для малышей | Смешивание цветов

Попытки рассказать о смешивании цветов я делала со второго года. Осмысленно и целенаправленно пользоваться этой информацией Яна начала только с 3 лет 6 мес.

Я объяснила ей, что есть цвета-друзья и цвета-враги. Друзья при смешивании дают новые чистые, яркие цвета. Враги при смешивании дают серые, коричневые, мрачные оттенки. Изначально в одно занятие мы рассматривали не более двух вариантов смешиваний.

Рисунки-упражнения по смешиванию цветов:

Изначально была нарисована заготовка с кругами различного цвета. Яна к каждому из цветов добавляла друга и смотрела, как изменяется цвет.
Эти сочетания Яна подбирала сама. На момент раскрашивания ей было 3г. 6м.

Рисование фонов

Выше я уже писала, что приучала Яну с двух лет заполнять весь лист рисунком и рисовать на, заранее подготовленном, фоне. Нежные абстракции, как приведены на фото ниже, мы используем в качестве фонов.  В два года к Яне так и не пришло понимание цепочки: 1. подготовка фона, 2. рисование на фоне. В три пришло понимание. Также в 3г.8м. мы смогли перейти к изучению насыщенности цвета и толщины слоя. Иногда Яна все еще забывает о регулировке насыщенности, но в целом она её уже понимает и умеет использовать.

В два года для получения нежных тонов в качестве инструмента Яна использовала кусочек губки для посуды с прищепкой в качестве ручки. Варианты нанесения и растушевки могут быть самые разнообразные. Можно сначала кистью добавить немного гуаши на лист, а затем губкой распределить краску по листу.

В три года Яна начала без проблем справляться с листом бумаги с помощью кисти.

Рисунок слева выполнен кистью в 3г. 7мес., справа губкой и кистью — в 2г. 9мес.

Другие приемы рисования  (без категорий)

В этом разделе я приведу рисунки с демонстрацией проработки отдельных приемов, которые можно взять на заметку.

На фото ниже слева нарисованы каракули со смыслом с применением акварели в точечной технике. На них изображена синичка под именем «Чучело», которая мешала спать в детсаду. Рисунок нарисован в 2г.9мес. В такой технике обычно рисуют снег, дождь, листопад. Но Яне все перечисленное показалось неинтересным, она нарисовала креативную «синичку» :mrgreen: .

Справа нарисована ёлочка по точкам. Трехлетки очень любят рисовать по точкам. Яна частенько рисует домики, геометрические фигуры и др. по точкам, которые предварительно ей рисуем мы. На этом рисунке точки Яна расставляла сама. Ей было 3г. 9мес.

На фото ниже рисунки с изображением узоров: бусы, коврик в клеточку и монетки. Самое простое из этого коврик. Его можно предлагать рисовать в том числе двухлеткам, с быстрыми темпами развития. Бусы и монетки посложней. Яна такие начала рисовать только в 3г. 6мес.

Изначально в наших занятиях я упустила из виду штриховку. Яна познакомилась с ней в детском саду. На самом деле это очень полезное упражнение. Оно укрепляет силу нажима. На фото ниже: слева задание на дорисовывание и раскрашивание дерева выполнено масляными мелками в 3г. 7мес. Ссылку на скачку комплекта креативных деревьев для дорисовывания и раскрашивания можно найти в этом посте. Справа пейзаж с любимым сюжетом Яны: в нижней части — травка, в верхней — закат.

Корректировка отношения к рисованию

Иногда Зачастую у Яны в рисовании наблюдается халтура. Так я называю маленькие невзрачные каляки на большом листе, которые не имеют смысла, и никто их не хочет дорабатывать. Если такой тип рисования задерживается дольше моего терпения 😀 , я начинаю предпринимать различные меры.

Эти советы не на каждый день и их использовать можно только в исключительных ситуациях, когда назревает необходимость корректировки. При регулярном использовании подобных уловок, у ребенка может ухудшится отношение к рисованию в целом.

У нас в практике бартер:

  • «я не хочу доедать» — «если нарисуешь мне рисунок, как мой любимый, то можешь скушать половину содержимого тарелки»;
  • «я хочу вкусненького» — «мне очень понравился твой последний рисунок, нарисуй мне еще такой же, но с перламутровыми пуговицами, будет тебе вкусняшка»;
  • Когда стемнело, но еще рано ложиться спать, я делаю вид, что пора в постель. В этот момент Яна готова на что угодно, лишь бы не спать. Тогда я предлагаем вариант бартера: «мы ляжем спать попозже, но ты мне нарисуешь…свои условия».

У меня в запасе есть еще очень действенный метод для мотивации к рисованию без побочных эффектов. Надо выбрать самые интересные рисунки и инструменты для рисования. Эстетично их разложить и начать фотографировать. На этом этапе у Яны всегда проявляется очень большое искушение, утащить что-нибудь из разложенного и порисовать. Хотя последнее время бывает и так, что Яна начинает дополнять и украшать кадр.

Наиболее безопасный метод манипуляции отношением к рисованию это смена инструментов и материалов для рисования. Если ребенок хочет рисовать фломастерами, а мы ему подсовываем мелки и краски, творчества не будет. Ребенок просто не захочет рисовать неудобными для него инструментами. Когда придет время он обязательно обратит внимание на мелки и краски.

В завершение

Я знаю, что мои советы далеко не всем подойдут, именно по этой причине я так тщательно описываю условия в которых их применяю. Многие при чтении моих статей не обращают на это внимания и после высказывают критические замечания. Если Ваш ребенок не нуждается в мотивации к рисованию и самозабвенно самостоятельно регулярно занимается рисованием, мои советы вам не нужны. У вас другие условия и скорее всего занятия должны проводиться по-другому. Все логично.

Помимо развития техники не забывайте о развитии художественного видения. Для самых маленьких для этого лучше использовать художественные книги с классическими иллюстрациями. По мере подрастания лучше всего подключать беседы по шедеврам живописи с обсуждением сюжета, цветов, постановки света. Содержание беседы, конечно же, должно варьироваться от возраста и понимания. Ниже привожу перечень полезных ссылок.

И ещё! Теперь, чтобы стать еще ближе к читателям, которые меня знают и любят, я выкладываю фото с заметками в   инстаграмм. В моем профиле вы можете посмотреть о развивашках Яны, как прошли новогодние праздники Яны, любимые мультфильмы, о рисовании. Кому интересно, подписывайтесь. Буду рада новым подписчикам!

Анонсы статей блога, как и прежде, публикуются в группе ВKонтакте, а также можно подписаться на уведомление по email.

Полезные ссылки:

Запись опубликована автором Мама зануда 15

Рисование для малышей (помогаем малышу "разрисоваться"): 15 комментариев

  1. Татьяна

    Екатерина, изучаю азы рисования с малышом. Нам 8 мес, примерно с 9-10 хочу начать. В качестве первых инструментов вы советуете мелки и фломастеры. Вопрос: учили ли вы Яну правильному захвату фломастера? В смысле, чтобы она его правильно держала в руке. Или как удобно ребенку, так и пусть держит? Спасибо за ваши труды, очень много полезной информации.

    1. Мама зануда

      Татьяна, правильный захват у ребенка формируется постепенно, переучивать до 4-5 не надо ).
      Лет до 3-4 (когда моторика пальцев плохо развита) ребенок выполняет захват ладонью и такой захват в тех условиях будет является оптимальным.
      По мере развития мелкой моторики пальцев ( это может произойти в разном возрасте от 3 до 5-6 лет) в какой-то момент ребенку для прорисовки мелких деталей ребенку не хватит точности захвата ладонью и он самостоятельно может подключить пальцы для управления карандашом. Примерно в 4 года можно иногда предлагать попробовать держать карандаш правильно. Непривычный захват ребенку будет казаться неудобным. Но если такие упражнения предлагать часто, то пальцы сами в один прекрасный момент переключатся на правильный захват, как наиболее естественный для текущего развития моторики.

  2. Наталья Краснова

    Я любила в детстве рисовать, никто меня не заставлял. А мои сыновья совсем рисовать не умеют. Младший почти отличник по всем предметам, но, глядя на его рисунки, об этом трудно догадаться.

  3. Дария

    У нас ребенок в 1,5 года просит, чтобы ей нарисовал круг (большой и маленький), «игугока»(треугольник), «обА» (овал), «какадюк» (кондиционер), «тиалка» (стиральная машина), «дуга» (радуга). Не знаю насколько полезны ей такие шаблоны, но мы рисуем ей по ее просьбе)). Сама в основном калякает фломастером на холодильнике, иногда пытается нарисовать сама круг.

  4. Любовь

    Здравствуйте, дорогая Екатерина!!!
    Благодарю за щедрые посты, за опыт и его анализ и просто информацию! Давно читаю ваш блог, много чего интересного в нем для себя встретила!
    Я живописец-педагог (такой вот диплом)) и хочу сказать, насколько прекрасные работы получились у Яны под вашим названием «фантастические пейзажи»!!! Хочу съакцентировать….
    И хочется немного добавить от лица т.н. профессионалов):
    Cамое важное, по моему скромному мнению, в работах всех людей и тем более детей!(так как у них все только начинается! и важно как начнется) — это ОБРАЗ и чувство, художественная мысль.
    Поверьте, в самом раннем возрасте, при хороших условиях у ребенка все это есть.
    И задача взрослых (поживших) людей в этом ребенку помочь вырасти, раскрыться.
    Выражать новые миры, свои впечатления, тонкие нюансы природы, отношений, настроения и просто красоты ( а, может быть и конфликта?) — в этом цель ЛЮБОГО творчества. ВЕСЬ инструментарий приложится! Но распахнуть крылья и полететь — чувствуя, что — вот оно- выражается! — это конечно счастье педагога и автора)
    Таким образом, в художественном мире творчества важно именно ТВОРЧЕСТВО. То есть личное, новаторское, наполненное отношением. А произвести это могут помочь изображения сказок, любимых героев, воспоминаний, фантастических конструкций и невероятного, рисование настроения по музыке и т.д. Свобода в обращении с материалами и в управлении кистью руки, знания в области не только смешения но и соседства цветов (а там ваши «враги» могут стать вновь «друзьями») — все это может (и должно) появиться в арсенале художника ВО ВРЕМЯ создания работ. На те темы, которые достанет сознание, фантазия, воспоминания, впечатления, мечта.
    И в этом нужно и можно помочь.
    Как педагог хочу еще добавить, что навыки все придут от занятий ко всем ученикам, а вот творчество могут дать ребенку только крылья ТВОРЧЕСТВА.
    У меня была ученица 5 лет, которая при мне сочиняла такие картины, в дымчатых розово-пепельных тонах выплеснулся кит из воды — это «облачный кит» — я была в неописуемой радости. Там была и композиция и пятно и линия движения кита и колорит прекрасный и все это родилось из настоящего искреннего увиденного внутри ОБРАЗА.
    Хотя начинали мы с того, что я говорила, давай нарисуем мишку (потом появился и мед в бочке и закат на заднем плане )

  5. Katia

    Большое спасибо за статью! Как всегда очень основательно и информативно!
    Подскажите пожалуйста, может есть какие пособия для родителей-чайников в изобразительном искусстве, именно с практическими заданиями, рекомендациями, примерами как проводить занятия с ребенком? Заранее благодарю!

  6. Мария

    Спасибо огромное, Екатерина, за Ваш познавательный блог! Это очень большой труд! Хотелось бы спросить Вашего совета про рисование. Сыну 1, 5 года, начали рисовать с 1 г 2 мес. Рисуем мелом, восковыми карандашами, красками, можем иногда ручкой (это если я упущу).В последнее время при использовании красок появилось великое желание раскрасить себя, причем 2 минуты рисуем на бумаге, 8-10 минут раскрашиваем пятки, коленки, руки, нос. Как Вы считаете нужно ли пресекать подобное творчество и как?

    1. Надежда

      Моему сыну тоже полтора года и тоже любит себя разукрашивать! Я не пресекаю и не препятствую, думаю этого не стоит делать, мешать ребенку развиваться)) Пусть рисует, я отмою)))

  7. Аленка

    Добрый вечер! Екатерина,напишите пжл.пост о покупных раскрасках,очень интересен этот вопрос,спасибо!;-)

  8. Галина

    Доброго времени суток! Катя, спасибо за личный опыт! Давно ждали с сыном статью про рисование!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X