Учимся читать (впечатления от процесса +обзор материалов )

 Близиться день знаний, и я хочу поделится накопленным опытом по обучению чтению. Мы начали обучение с апреля, когда Яне было 3г. 11мес. На этот момент Яна знала уже все буквы. Сейчас она перешла на беглое чтение простых слов. Читает простые предложения и даже сложные слова с несколькими согласными, идущими подряд, но их пока по буквам. При этом чтением занимаемся мы очень мало (1-2 раза в неделю, и это еще с пропусками), а прогресс отличный.

В обучении чтению мне очень помогло понимание процесса освоения навыка и его автоматизации. Я перечитала множество методик. По сути каждый букварь и другие книги для обучения чтению представляет собой определенную методику. Но любая методика рассчитана на поток и не учитывает индивидуальных особенностей. Поэтому даже наш любимый букварь Яна читает урывками и наплывами. Сталкиваясь со сложностями мы переходим к другим материалам, в которых обучение построено по другому принципу. Столкнувшись с трудностями в тех материалах, возвращаемся к букварю. Так или иначе процесс идет вполне результативно и использование дополнительных материалов значительно облегчает обучение.

Содержание

 

Учимся читать | Этапы обучения

Я разделила обучение чтению на несколько этапов. Для разных этапов я использовала различные материалы. Обзор о лучших читайте ниже.

  1. Запоминание букв. На мой взгляд, лучше ВСЕ буквы хорошо выучить на самом первом этапе до перехода к чтению. Сразу оговорюсь, что авторы букварей имеют противоположное мнение. Они рекомендуют последовательное запоминание букв. Мне такая тактика не нравится. В момент, когда известны всего 3-5 букв автоматизировать навык чтения фактически не на чём, кроме как бессмысленных слогов. Читать бессмысленные слоги никому не интересно. Пробелы со знанием букв сковывают действия и доставляют неудобства. Тем более, что выучить буквы в игровой форме не так и сложно.
  2. Сливание самых простых слогов: СОГЛАСНЫЙ+ГЛАСНЫЙ звук (да, не, ну, но …).
  3. Чтение слов из трех букв: СОГЛАСНЫЙ+ГЛАСНЫЙ+СОГЛАСНЫЙ (Дом, кот, лев, лук …).
  4. Чтение слов из двух слогов: СОГЛАСНЫЙ+ГЛАСНЫЙ+СОГЛАСНЫЙ+ГЛАСНЫЙ (Мама, папа, вода…).
  5. Чтение предложений из двух-трех слов, каждое из которых из 3-4 букв (Мама мыла раму. Папа пил чай. Киса ела…).
  6. Чтение слов из двух слогов: СОГЛАСНЫЙ+ГЛАСНЫЙ+СОГЛАСНЫЙ+ГЛАСНЫЙ+СОГЛАСНЫЙ (Баран, банан, диван…).
  7. Чтение слов, содержащих две подряд согласные в одинаковых позициях. Пример1: Ложка, Вилка, Кукла, Чашка. Пример2: кран, фрак, стул, стол
  8. Чтение слов, содержащих две подряд согласные в разные позициях.
  9. Чтение всех подряд слов.
  10. Чтение простых предложений.
  11. Чтение текстов из простых предложений.
  12. Чтение сложных предложений.

Для автоматизации каждого этапа чтения требуется большое количество практики. Возраст, в котором легче всего происходит обучение, — 6-7 лет. Чем ребенок младше, тем сложней приходит понимание и дольше происходит автоматизация навыка. В 2-3 года чтение может осилить всего лишь единицы детей, имеющих самых терпеливых мам :mrgreen: . Но это будет чтение самых коротких слов из 2-3 букв. Научится читать тексты в 2-3 года нереально. На это будет потрачено много усилий, а результата не будет. Встает вопрос «зачем учить читать с пеленок?», если тексты будут читаться и пониматься не раньше 4-5 лет даже у самых одаренных, усидчивых и тех, с кем много занимались.

Если ребенку 6-7 лет, то перечисленных этапов можно не заметить, так как мышление работает на другом уровне. Некоторые этапы ребенок может пройти «слету». Но в целом механизм остается таким же.

Учимся читать | Запоминаем буквы

Одно из самых важных отличий в раннем обучении чтению — это обучение звукам, а не буквам. Ребенку до 6 лет надо давать только звуки, а не название букв. Т.е. учим «м», а не «эм»! Иначе на этапе сливания слогов начнутся сложности: ребенок будет пытаться читать не «мама», а «эма-эма». И вообще долго не сможет понять куда девать звук «э» от названия буквы «эм».

Настольная игра ЗвероБуквы

Для запоминания букв очень эффективной оказалась игра «ЗвероБуквы» (my-shop, ozon, labirint). В ней предусмотрено несколько уровней сложности. Яна начинала играть не зная ни одной буквы, я ей называла буквы с выбранной карточки. Постепенно выучились все. Я её купила за 3 месяца до начала обучения чтению. За это время Яна отлично запомнила все буквы. На самом деле, думаю, хватило бы и меньшего времени. Кстати, помимо запоминания букв, игра тренирует память.

Звуковая(говорящая) азбука

Это еще один суперполезный инструмент для запоминания букв. Такая азбука позволяет ребенку самостоятельно находить информацию о забытой букве. На определенном этапе, я Яне перестала подсказывать буквы, которые она забывала и просила находить их в говорящей Азбуке. Говорящая Азбука является отличным источником знаний о буквах для «нечитающего» ребенка.

У нас вариант Азбуки с Винни-Пухом от издательства Умка. В ней очень качественный звуковой модуль и хорошая озвучка (звук чистый, в меру громкий). Произношение рассчитано на дошкольников — проговариваются звуки, а не буквы.

На данный момент варианта с Винни-пухом (my-shop, ozon) нет в наличии, но в этой серии есть другие азбуки. Помимо этой серии я доверяю качеству книг со звуковым модулем бренда «Азбукварик» (my-shop, ozon). И еще звуковые азбуки в шикарнейшем оформлении с рисунками Ксении Павловой 💡 есть у Лабиринта (LabirintLabirint)!  К сожалению, я об этих азбуках узнала поздно  :cry:. Судя по тому, что вы читаете этот пост, у вас все впереди ;-). Обязательно загляните по ссылкам и полюбуйтесь на развороты в Лабиринте.

Важное дополнение по азбукам с рисунками Павловой: в этих азбуках озвучены названия букв, а не звуков :-(.

Демонстрация работы звукового модуля:

Еще фото разворотов показать скрытый текст

Какой вариант говорящей азбуки лучше купить ребенку 6-7 лет даже не знаю. Я бы все-таки купила со звуками. Ведь чтобы научится читать важны звуки, а наименование букв по сути формализм, который ребенок освоит без усилий, зная звуки.

Учимся читать | Букварь

Зеленый — Жуковой Надежды, белый — Жуковой Олеси

После запоминания букв пора переходить к чтению. На этом этапе понадобится букварь, а также вспомогательные книги. Буквари для дошкольников и школьников отличаются подачей материала. С букварями для школьников я не знакома, поэтому буду писать о том, с чем сталкивалась.

Правильные буквари для дошкольников:

  • Самый популярный букварь для дошкольников — Букварь в зеленой обложке Жуковой Надежды (my-shop, labirint, ozon).
  • Наш любимый букварь — Логопедический авторства Жуковой Олеси.  (my-shop, labirint, ozon).

Оба букваря содержат исчерпывающую информацию для родителей об обучении дошкольников чтению. Т.е.  купив один из этих Букварей, можно не заморачиваться изучением методик об обучении чтению в других источниках.

Логопедический букварь Олеси Жуковой

Мы занимаемся по логопедическому букварю, поэтому опишу его подробно. Этот букварь меня привлек своим акцентом на правильность произношения звуков. В нем для каждой буквы подобрано логопедическое упражнение с ассоциативной связью. У Яны особых проблем в речи не наблюдается. Все типично: «Р» заменяет «Л». Шипящие немного свистят, все в пределах возрастной нормы. Тем не менее, идея чередования чтения с логопедическими упражнениями мне понравилась. Логоупражнения и рекомендации для родителей приводятся в нижней части страницы.

Помимо последовательного изучения букв в букваре дается плавное наращивание сложности слов. Ниже выкладываю фото разворотов, по которым можно отследить динамику наращивания сложности. На первых страницах слоговое чтение. К 30-ой странице предполагается чтение первых простых предложений из элементарных слов. К 60-ой странице очень коротенькие тексты.

Оформление: рисунки красочные; бумага достаточно плотная, но немного просвечивает. Формат немного короче, чем А4. В целом удобный и качественный учебник.

показать скрытый текст

Из неправильных Букварей нам попался букварь Узоровой, Нефедовой (my-shop). Авторы книги считают, что детей в 2-3 года пора учить читать и дают им доступный по возрасту материал — книгу в которой все слова не длиннее 2-ух букв. Жаль, что об ограничении длинны слов не указано в описании букваря, так как это вводит в заблуждение покупателей. На мой взгляд, затея плохая и в 2 года детей учить читать не следует. Оформление у Букваря симпатичное, но пользоваться им не советую. Пара разворотов:

Учимся читать | Книги в помощь букварю

Букварь — книга хорошая, но для автоматизации навыков чтения объемы в нём недостаточные. Поэтому мы открыли для себя замечательную серию книжек «Первые книги по чтению» от Карапуза (my-shop, my-shop, ozon, ozon, labirint). В нашей библиотеке их пока две. И еще парочка («Мама мыла раму» и «Маша ела кашу» my-shop, ozon, ozon) идёт в очередной посылке. Показываю то, что есть, в будущем пост дополню другими книгами этой серии. На мой взгляд, именно эти книги — лучшие материалы для ребенка, который начинает учиться читать.Книжка в синей обложке на повторение и закрепление букв от Б до Н, красная на диапазон от П до Щ. В этих книжках сделан акцент на обозначенных согласных буквах, хотя в словах и текстах можно встретить все буквы. Текстов, как таковых в книжках нет, зато есть ребусы, чистоговорки и другие игровые задания, которые дети очень любят. Для чтения этих книг ребенок должен знать все буквы.

Книги в твердом переплете, по формату приближены к А4, 7 мм толщиной, бумага плотная, иллюстрации выполнены в едином стиле. Книжки вполне подойдут в качестве подарка. Ниже привожу по три разворота из каждой книги.

показать скрытый текст

Учимся читать | Использование карточек

Когда Яне был всего 1 год я купила наборы суперкарточек карточек для методики Домана (my-shop, ozon1, ozon2, ozon3, ozon4, ozon5, labirnt).  В методике я вовремя разочаровалась, но карточки оказались чудо, как хороши и полезны в хозяйстве раннем развитии.  С тех пор прошло 3,5 года. Эти карточки побывали в большом количестве различных игр. В свое время я писала обзор о них и пост об играх с этими карточками. И вот пришло их время учить Яну читать!

На начальном этапе я сортировала карточки по сложности слов и предлагала Яне для чтения оборотной стороной. На оборотной стороне написано слово, но нет картинки. Прочитав слово, Яна переворачивала карточку и находила на картинке изображение объекта.

Кусочек видео из занятия с карточками (Яне 3г.11м.). Покупать эти карточки специально для обучения чтению не стоит, но если ребенку 1-2 года и вы увлечены ранним развитием, то они будут являться очень полезным развивающим материалом на множестве этапов.

Учимся читать | Книжки от МИФа

Еще одна наводка на удачную серию для начинающих читать (my-shop, my-shop, ozon, labirint). В серии представлено несколько наборов из книжек малышек. Формат примерно с ладонь взрослого. Наборы отличаются по сложности. У самых простых стоит значок уровня сложности «четыре буквы», посложней «шесть». В комплекте с книжками идут наклейки, которые наклеиваются на обложку прочитанной книги.Все развороты книжки-малышки «Ку-ку»

Книжки этой серии хороши, рассказы интересны, но проглатываются очень быстро. Для тех, кто не стеснен финансово, такие наборы разнообразят некоторые этапы обучения чтению. Те, кто находится в режиме экономии, ничего не потеряют пропустив их.

Учимся читать сложные слова и автоматизируем навык

Тренажер по чтению Чурсиной (my-shop, labirint, ozon)

Когда пришла пора к чтению сложных слов, я поняла, что классическое деление слов на слоги чтения не облегчает. В тот момент мне на глаза попался Тренажер по чтению. В этом тренажере используется дугообразное подчеркивание букв, которые сливаются и пометки точками одиночночитаемых букв.

Читать сам тренажер дошкольнику скучновато (он без картинок), но я взяла на заметку из него технику подчеркивания и стала по аналогии размечать сложные тексты. Для ускорения темпов чтения ребенка в начальной школе, такой тренажер может быть очень эффективен.

Часть страницы из тренажера

Я попробовала по этой аналогии подчеркивать слоги и буквы в букваре и процесс чтения для Яны стал более понятен и доступен.

Компакт-технология для дошкольников Мальцевой (my-shop, ozon, labirint)

Из экспериментальных методик к нам в руки попали книжки компакт-технологии Мальцевой. Очень интересная и надо признать работоспособная методика! Некоторые критикуют её за то, что Мальцева не использует классические слоги. Что тут можно сказать! Зачем нужны ребенку слоги, если они не облегчают чтение. Зато склады, используемые в технологии Мальцевой, действительно позволяют ребенку прочесть сложные слова. Да, в школе складов не будет, там будут классические слоги. Вот только ребенку, который умеет читать бегло, уже без разницы, что используется в тексте классические слоги или склады, облегчающие чтение на начальных этапах.В частности её Азбука-узнавайка (my-shop, labirint, ozon). Я всегда считала, что Азбука нужна на начальных этапах обучения чтению. Но эта Азбука совершенно другая — она состоит из сложных слов и предназначена для совершенствования навыка чтения, но не начала обучения чтению. В какой-то момент времени я была разочарована покупкой. Сейчас, когда Яна начала бегло читать простые слова, эти книжки ей стали интересней, чем все другие для самостоятельного чтения.  В Азбуке собраны разнообразные задания и много иллюстраций это притягивает внимание ребенка. Приведу несколько разворотов из Азбуки:

Разворот из книжки с загадками:

Выполнение заданий из книжки с загадками Мальцевой (my-shop).

Разворот из книжки с профессиями:

Учимся читать | Почему ребенок не может перейти на беглое чтение

Многие родители учат читать детей в 4-5 лет, но не могут добиться беглого чтения. Не все знают, что при раннем обучении чтению может сформироваться некорректный механизм.

Стандартная схема при раннем обучении чтении, в которой минимум ущерба: Мама пытается научить ребенка читать. Ребенок начинает читать простые слова, но переход на чтение текстов и беглое чтение не происходит. Мама думает, что ребенок не готов и отпускает процесс. В лучшем случае все полученные навыки утрачивается. Мозг ребенка дозревает. И в 6-7 лет ребенка учат в школе читать, при этом механизм формируется заново и правильный, так как все функциональные системы готовы к эффективному процессу обучения чтению.

Стандартная схема при раннем обучении чтении (негативная). При особом усердии в раннем обучении чтению у ребенка автоматизируется неправильный механизм. Если не скорректировать механизм, то впоследствии будет мешает ребенку научится бегло читать даже в начальной школе. Таким образом ребенок с которым много занимались в дошкольный период может стать отстающим в классе. Подобных примеров школьные психологи насчитывают множество. Спасти ситуацию может только выяснение причины и коррекция механизма.

Словосочетание «некорректный механизм чтения» звучит непонятно и зловеще и вообще похоже на запугивание. Чтобы вы не подумали, что я решила своего ребенка научить читать пораньше, а остальным советую не читать до школы, чтобы мой ребенок был самый умный привожу один из вариантов неправильного формирования механизма.

Типичная ошибка при формировании механизма: Если при чтении слова ребенок несколько раз ПЕРЕЧИТЫВАЕТ его начало, нужна коррекция! При чтении допустимо повторение начала слова по памяти. В начале обучения именно так и происходит и это вариант нормы. Но ни в коем случае не должно происходить систематичного перечитывания части слова по 2-3 раза! С механизмом чтения, в котором присутствуют постоянные возвраты, ребенок никогда не станет читать объемные тексты.

У Яны наблюдался такой момент, но я в этом плане была подкованная и мы исправили механизм на начальном этапе, не дав ему автоматизироваться. Я начала закрывать прочитанную часть слова белым листом. Таким образом ей стало быстро понятно, что читать второй раз нельзя, а вот запоминать можно и нужно.

Тут я приводила более детальные сведения об ошибочном формировании механизма. При этом в докладе неоднократно рекомендуется начинать обучение чтению не ранее 6 лет. В противовес докладу Безруких я хочу привести противоположное, но тоже разумное мнение о том, что лучше все-таки в школу отдавать подготовленного ребенка — уже умеющего читать:

 

Учимся читать | Почему я начала учить Яну читать рано

Этот вопрос мне уже задавали много раз и предвижу его повторение, поэтому расставлю сразу точки над i. Анализируя различные мнения, а также европейскую практику повсеместного обучения чтению до 6 лет я решила, что истина где-то посередине: не в 7 лет, и не в 2-3 года, а среднее 4-5. Для более активные детей, наверно, более оптимальным возрастом будет 5-6. Для более усидчивых, на мой взгляд, оптимально начинать обучение чтение с 4-5 лет.

Учимся читать | Магнитные азбуки и кубики

Перед началом обучения чтению я купила 3 очень симпатичные магнитные азбуки. Обзор тут. Но в процессе обучения я поняла, что кубики и магнитные буквы для чтения для нас лишние и используем мы их мало.

На мой взгляд, их можно использовать точечно, но не в качестве основного обучающего материала. Когда мы учим ребенка читать, то должны сконцентрировать его внимание на процессе чтения, а не рассеивать внимание по методическим материалам. Лучший инструмент на этапе обучения сливанию слогов — фломастер/ручка/карандаш (кому что удобней) и бумага.

Научились сливать слоги? Пора предоставить практику! Надо много практики, чтобы закрепить навык. Как предоставить практику? Придумывать слова и собирать из кубиков/магнитных букв слова, выискивая каждую букву. Немножко можно, но в целом это утомительно. Процесс чтения при этом начинает сводится к поиску букв. Поэтому кубики и магниты, на мой взгляд, годятся только в качестве дополнительных материалов, основной материал для чтения все-таки книги!

Учимся читать | Завершение

Подборка самых полезных материалов:

Запоминаем буквы:

Начинаем читать (простые слова):

Переходим к чтению всех подряд слов (без градации сложности):

В заключение выкладываю фото подборки, которая ждет момента, когда Яна начнет осиливать тексты. Среди них книги серии «Я уже большой» (my-shop, labirint, ozon), и цветные книги изд. Клевер серии «Учимся читать легко и радостно» (my-shop, labirint, ozon). Книги серии «Я уже большой»)содержат рассказы в среднем по 50 слов, каждый из которых занимает страничку. Книги от Клевера содержат более длинные рассказы (около 100 и более слов). Это пока все, что я о них могу сказать. После более подробного знакомства с этими книгами выложу подробную информацию.

Учимся читать (впечатления от процесса +обзор материалов ): 19 комментариев

  1. Анастасия

    Здравствуйте, Катя ) Извините, что не в тему. Вы не подскажете, какую литературу можно почитать на тему взаимодействия ребенка с чужими людьми ? Моему ребенку сейчас 2 года и месяц. Как только кто-то из чужих начинает с ней разговаривать или просто как-то посмотрит на неё, или чем-то захочет угостить, она сразу замыкается, иногда пугается, прячется за меня, иногда закрывает глаза, чтобы не видеть чужака, который с ней близко начинает её что-то спрашивать. Я незнаю как правильно реагировать на это. В последнее время она стала немного спокойнее относится к чужим, но у неё постоянно возникает вопрос — когда кто-то из чужих её что-то спрашивает или говорит ей, она смотрит на меня и как бы вопрошает: «Тетя (дядя) сказала.» И я начинаю ей объяснять, что тетя или дядя хотели ей донести. Мне кажется, она в принципе не понимает, зачем чужие люди с ней вообще начинают разговаривать. В общем, вы не подскажите, что на эту тему можно почитать. Спасибо!

  2. Юлия

    Спасибо за пост, я, признаться, давно его ждала, поглядывая в Ваш инстаграм. Можно немножко контраргументов по существу статьи?

    Когда я читала рекомендации педагогов и логопедов по поводу готовности к обучению чтению, мне показалось, что большинство причин «почему ребенка младше 6 лет не стоит учить чтению» притянуты за уши. Ну зачем для чтения правильная фонетика? Ну не выговаривает Яна «р», но ей же это ничуть не мешает! Если уж на то пошло, многие взрослые не выговаривают. Ну зачем идеальный фонематический слух, мы же не писать сочинения учим дошкольников! И причем тут умение пересказать текст или описать картинку? Мне кажется, это всё правила такого же типа как «шестилетнему ребенку необходимо полтора часа дневного сна» или «беременной нельзя поднимать больше 2.5 кг» — кочуют из книжки в книжку, доказательств, что так и нужно, нет, а жизнь показывает, что несоблюдение этих правил не мешает вообще ничему. Для чтения, конечно, нужно уметь говорить, но это дети обычно умеют кто к 2м, кто к 3м годам. В общем, я абсолютно «за» обучение чтению в дошкольном возрасте. Не за три месяца до школы, а в настоящем дошкольном. Хотя бы потому, что в реалиях Москвы попасть в хорошую школу ребенку, не умеющему хорошо читать, нереально. К примеру, я присматриваю дочке математические классы, которые несколько школ набирают через экзамен уже во 2 класс. Экзамен проводится в середине года для первоклашек, норма чтения — 80 слов в минуту. Если начинать читать уже в школе или за пару месяцев до неё, справиться с такой задачкой нереально, как было бы нереально за такой срок выучить китайский. Естественно, математические задачки олимпиадного типа тоже решать нужно. И во всяких хороших языковых и прочих гуманитарных школах требования к технике чтения не ниже. В первый класс экзамены запрещены, так они набирают второй или четвертый и требуют уже и хорошее знание языка в придачу — и вот уже вокруг первоклашки маячит толпа репетиторов, чтобы и чтение-письмо догнать, и с остальным не отстать.

    То, что непоседливые дети будут читать позже — миф. И зря Вы запираете перед ними двери хороших школ, высказываясь за позднее обучение чтению 🙂 Если найти правильный подход к своенравному ребенку, его любопытство и активная жизненная позиция пойдут только на пользу в процессе обучения. Правда, с групповыми занятиями не так всё легко, но мы же тут говорим об индивидуальных. (К слову, также миф и то, что послушные дети могут отставать физически. Я видела много таких детишек в гимнастическом центре, куда мы ходим, и они за счет прилежного выполнения упражнений и хорошего контакта с тренером часто легко достигают результата, который непоседам вроде моей не дается.)

    Так вот, может быть я как раз из категории тех, кого Вы причисляете к терпеливым мамам, но у меня как раз таки непоседливый ребенок, которому неделю назад исполнилось три года, уже потихонечку читает. Хуже, чем Яна — безусловно. Не сливает слоги, есть элемент «угадывания». Но — мы занимаемся чтением всего примерно 3 недели (буквы знала давно, об этом коммент выше). Ежедневно читаем 5 слов, занимает это порядка 3-5 минут в зависимости от того, насколько ребенок мотивирован. То есть всего 20-30 минут в неделю. Слишком мало, чтобы признать, что я заслужила Ваше определение «терпеливой мамы» 🙂 Букварь и магнитная доска не используются, потому что такой формат неинтересен, без картинки ребенок не видит смысла читать и убегает играть в игрушки. Вот так это выглядит https://www.youtube.com/watch?v=YZWRmG7TR3I . Специально записала вчера для этого коммента. Извините за качество домашнего видео, я всё ж не блогер, а Ваша коллега 🙂 Непоседливость, на которую я тут везде ссылаюсь, можно заметить почти в любых других видео из канала, вчерашнее видео непоседливость не отражает.

    А про пособия не знаю. Мне кажется, всем детям подходит разное. Букварь с двухбуквенными словами, не имеющими смысла для ребенка, я тоже видела и у меня он тоже вызвал недоумение. Пока рисуем упражнения сами, и как переходить к чтению текстов, я пока не представляю себе. Думаю, у нас это будет не раньше, чем через год. Буду ждать постов или хотя бы инстаграммо-комментов, как у Яны прошел этот переход. Спасибо за Ваши обзоры!

    1. Мама зануда Автор записи

      Юлия, спасибо за развернутое мнение.

      С фонематическим слухом у Яны все в порядке. Она не произносит «Р», но прекрасно понимает её отличие от «Л». В своей речи сейчас она умышленно заменяет все «Р» на «Л».
      Пересказ у нее на данный момент прекрасный. Она может рассказывать длиннющую сказку, услышанную в детсаду, в течении часа, уточняя помимо основного сюжета кучу деталей.
      Поэтому, можно сказать, что все требования психологической готовности перед стартом обучения чтению у Яны были соблюдены :-).

      Знание и последовательное произношение написанных букв нельзя считать чтением. Чтение — это именно умение складывания слов/текста из букв по определенным правилам и понимание озвученного.
      Хотя успехи в сливании некоторых слогов у Вашей девочки есть, я бы все-таки на Вашем месте отложила занятия на год.
      Для перехода на чтение текстов потребуется очень много практики, нарисованных упражнений для этого не хватит, именно поэтому я рекомендовала в посте книжки. Кстати, в Вашем видео были даны достаточно сложные примеры для начального этапа. Автоматизируйте изначально чтение слогов и самых простых слов 3-4 букв одинаковых по структуре: согласная +гласная+согласная, согласная+гласная+согласная+гласная, потом усложняйте. Причем для начала это должны быть книжки со слогами и словами. Сейчас многие издательства под названием «для первого чтения» издают книжки с коротенькими рассказами, по факту это книжки для «второго» чтения.

  3. Аленка

    Спасибо большое, Екатерина за полезный пост и особенно видео с мнением специалиста. Много узнала и подчерпнула для себя,теперь буду знать как действовать в будущем в обучении чтению для своей дочери(3,4г)

  4. Оксана (mylala.ru)

    Спасибо за чудесный пост и подробный обзор литературы. Когда увидела в интернет-магазине Букварь для детей 2-3 лет была, мягко говоря, поражена: какая знаковая система может быть для таких крох? Да и как объяснить карапузу, что такое «па» или «юн». Согласна с Вами, что должна быть золотая середина в возрастных рамках. И ещё по поводу книг. Очень понравились азбуки ассоциативного типа. «Азбука превращений» Дарьи Герасимовой — связывает каждую букву с определённым образом (например, буква Ж — показана в виде жука). В книге «Я учусь говорить» О.Жуковой для каждого звука — ассоциация с рядом звучаний (например, звук «С» — вода льётся из крана, песок сыпется, шарик лопнул и сдувается, свистит свисток). Хотя вторая книга предназначена для развития речи самых маленьких,но думаю, на этапе изучения букв она придётся как нельзя кстати.

  5. Наталья

    Спасибо Вам, Екатерина! Замечательный пост! Как раз вовремя! Многое взяла для себя на заметку. Подскажите пожалуйста, какие именно карточки (там где с одной стороны фото, а с другой слово) для чтения Вы использовали? По ссылкам, указанным в посте не получается их найти.

    1. Мама зануда Автор записи

      Рада быть полезной! Это Суперкарточки от Умницы. В блоге есть обзор о них. Ссылки на карточки поправила и добавила ссылку на обзор.

  6. Ирина

    Екатерина, спасибо! Ждала этот пост, потому что по опыту своего детства боюсь упустить момент, когда надо будет учить сына читать. Но и торопиться не хочется.
    В начале Вы написали, что читали о методиках обучения чтению, можете порекомендовать литературу?

    1. Мама зануда Автор записи

      Из одного источника обо всех методиках исчерпывающую информацию Вы навряд ли найдете. Детальное описание плюсов методик дается на ресурсах издателей материалов. Минусы на сайтах-конкурентов :-).

      Поизучайте основные: слоговая (дается в Букварях), складовая (кубики Чаплыгина, Зайцева, Компакт-технология). Для начального этапа обучения слияния букв хвалят ребус-методику.

  7. Марина

    Подскажите, что почитать, чтобы подготовится к обучению чтению? Сейчас дочери 2.5, мы не торопимся читать. Пока учим буквы( точнее звуки). Но это больше для речевого развития, пока мы плохо разговариваем.

    1. Мама зануда Автор записи

      На мой взгляд, буквы к моменту готовности к чтению уже будут забыты. Честное слово, не надо готовится учиться носить шубу летом. Летом в шубе неудобно :-). Придет зима, шуба станет впору и уместной, а еще будут оценены её преимущества. А если серьезно, любая информация без регулярного использования забывается. Яна после двухнедельных пропусков занятий чтением зачастую забывает несколько букв, а у вас впереди далеко не 2 недели. Рекомендую не форсировать события, а заниматься актуальными вопросами по возрасту. В первую очередь — развитием речи. Тут вам в помощь все мелкомоторные занятия (лепка, рисование, вырезание и игры с сенсорными коробками) + наша подборка для развития речи
      Кстати, Яна в 2,5 только начинала учится говорить. Некоторые дети учатся говорить несколько лет, другие за полгода :-). В 3 года она стала болтушкой и обогнала по речевому развитию многих сверстников.

      1. Марина

        Вы меня не совсем поняли. Мы не учим буквы просто так. У нас занятия такие, мы лепим, рисуем, клеим и вырезаем и задания связаны с какой то буквой. Между делом тренеруем язычок.

        Я хотела бы узнать какую мне литературу почитать, чтоб подготовится к обучению чтению?

        1. Мама зануда Автор записи

          Я читала об отдельных методиках:

          • Классические — обучение по букварям с делением слов на слоги.
          • Популярные, вызывающие общественный резонанс базируются на складах: кубики Чаплыгина, Зайцева. Чтение со складами действительно быстрее понимается детьми. Если научить ребенка бегло читать до школы, то проблем в школе никаких не будет. При этом ребенок освоит чтение легко, без усложнений со слогами в школьных программах.
          • Экспериментальная методика: Ребус-метод Льва Штернберга.
        2. Мама зануда Автор записи

          Видимо, надо писать отдельный пост с теорией о методиках :-). Я для себя выделила две основные: с чтением по слогам и по складам.
          Методики с кубиками Зайцева и Чаплыгина базируются на складовом чтении. Буквари на слоговом.
          Еще есть ребус-метод. Забыла про него упомянуть в посте, а зря. Его хвалят для начальных этапов, когда ребенок только учится сливать слоги и соединять их между собой.

          Из одного источника обо всех методиках исчерпывающую информацию Вы навряд ли найдете. Детальное описание плюсов методик дается на ресурсах издателей материалов. Минусы на сайтах-конкурентов :-).

          Мы начали по Букварю(методика со слогами), столкнувшись с первыми трудностями классической методики перешли на Первые книги от Карапуза, в них много простейших заданий с ребусами.Игровые задания увлекли. В дальнейшем обучении чередовали Букварь с книгами от Карапуза. В букварях каждый переход на новый уровень сложности вызывает затруднения. В книгах от Карапуза задания игровые (много ребусов и др.). Когда сложность слов начала увеличиваться нашли тренажер Чурсиной и книги Мальцевой со складовой методикой. Оказалось, что в материалах построенных на складовом обучении сложные моменты понимаются проще. После знакомства со складовой методикой я начала тексты в букваре размечать по складам простым карандашом.

      2. Юлия

        Екатерина, все дети разные. Я не собиралась «мучить» ребенка буквами лет до 2 — 2.5, но в условиях жизни современного ребенка не выучить буквы к этому возрасту было нереально. Афиши с интересными картинками и огромными надписями, вывески на улицах, большие надписи на всяких наших домашних плакатах (а плакаты отнюдь не про азбуку, а про музыку, географию и т. п..), «красная строка» в книжках, набор кубиков, купленных для строительства, оказавшихся тоже с буквами, а еще столик для занятий, тоже разрисованный в том числе и буквами… В общем, как только у нас прорезалась простейшая фразовая речь примерно в 1.7-1.8 (у нас развитие фразовой речи было раннее и более медленное, чем у Яны), ребенок стал постоянно обо всём спрашивать «что это?» Ну что было отвечать про буквы — «вырастешь — узнаешь»? Так и выучились легко все буквы к двум годам, кроме всяких мягких знаков, которые в жизни не очень встречаются, абсолютно безо всяких занятий. С тех пор прошел год, ни чтением, ни буквами ни в каком виде не занимались (кроме последних трех недель, но это тема отдельного коммента) — ничего не забылось. Это ж дети, у них всё в память врезается навсегда.
        А Яна, когда была маленькая, совсем не обращала внимания на текстовую информацию вокруг? Ну пусть не буквы — ну хотя бы цифры: номер дома, номер этажа, квартиры?..
        P.S. Какая у Вас интересная капча с картинками выскакивает! Моему естественному интеллекту было непросто 🙂

        1. Мама зануда Автор записи

          У Яны с пеленок перед глазами было обилие книжек с буквами и она, как любой нормальный ребенок, обращает на все свое внимание. Просто однажды было сказано, что это и зачем, без обучения и без введения в подробности. Также был озвучен факт, что я её научу читать, когда придет время. Если Вас ребенок спросит о знаке интеграла Вы же не кинетесь ему приводить примеры с простейшим вычислением интеграла?

          Кстати, дети с ЗРР тоже умеют общаться со своими родителями, только вопросов они «задают» еще больше в силу специфики. Ваш ребенок спросит конкретику, а ребенок с ЗРР пальцем тыкнет, голосом мыкнет и мама начнет уточнять о чем ребенок интересовался. В итоге зачастую ребенок с ЗРР получит еще больше ответов и комментариев об окружающем, чем тот, который умеет разговаривать :-).

          Что касается афиш, то на них много всего вредного, яркого, раздражающего, поэтому у меня в целом к афишам пренебрежительное отношение и это же впитала Яна.

          1. Юлия

            Ну вообще я не говорила ничего плохого про ЗРР. Я согласна, что на этапе вопросов «что это» развитие речи особого значения не имеет. Когда хочется спросить что-то более сложное, тут уже возможны варианты, тут всё зависит от догадливости мамы. Я, например, не догадливая и неговорящего ребенка понимала плохо, но не все такие.
            А про интеграл — это как раз очень простой пример. Вот с ходу объяснение для ребенка 3-4 лет. «Это называется интеграл. Смотри, после него буквы, цифры и всякие знаки, они обозначают линию. Вот, например, такими знаками задается такая линия, а такими такая. А теперь давай раскрасим всё под этими линиями. Видишь, под этой раскрашено мало. Значит, у интеграла будет маленькое число. Может быть, два или три. А вот под этой линией раскрашено много. У этого интеграла — 100 или 1000». И так можно о чем угодно рассказать. Единственная сложность, когда знание правды может повредить психике. Например, почему у некоторых детей нет мамы? Но и тут можно объяснить аккуратно и честно.

            1. Мама зануда Автор записи

              Я не пишу, что Вы что-то плохое говорили про ЗРР, просто посчитала нужным уточнить некоторые моменты.
              Что касается интегралов, то да их можно раскрашивать, рисовать, клеить аппликации, выкладывать мандалы… Можно сделать фетровые интегралы с бусинами, бантиками и лоскутками и прикрепить на стены…
              Но зачем? Я считаю, что в раннем возрасте есть более важные темы для изучения, которые доступны для понимания в текущем возрасте.
              Все рассказы об интегралах, как и о буквах, для младшего дошкольника бессмысленны. Актуально, для человека то, что он готов применять, остальное «проходит мимо кассы». Тот факт, что Ваш ребенок помнит все буквы выученные более года назад говорит не о памяти ребенка, а скорей всего о регулярном повторении материала ;-). У любого человека неиспользуемая и неактуализируемая информация переводится в режим долговременного хранения (архивируется и убирается подальше), откуда её человек позже достает с трудом или вообще не может достать. Это обычные законы хранения информации и исключений тут нет! Вариант с быстрым доступом к информации к памяти может быть связан с эмоциональным всплеском в момент получения информации или небольшой загрузкой памяти (в этом случае последняя порция хранится в оперативной памяти).

              Взять обучение в школе вождения: нет смысла изучать теорию вождения в начальной школе (хотя большая часть материала будет вполне доступна для понимания). Всем надо заниматься параллельно с практикой. Именно практика позволяет закреплять и усваивать теорию. Пичкать теорией без практики — неблагодарное занятие. Пока ребенок не научиться интегрировать, все плюшевые интегралы — полная ерунда. Он забудет все ваши умные выкладки об интегралах уже через неделю, а в памяти останется только красочный значок и слово с интригующим произношением, которые никакой пользы не принесут.

              П.С. Прошу не считать, что я за счет своей фобии пропагандирую ограничение кругозора детей. Многие постоянно меня пытаются в этом обвинить. Просто я тщательно сортирую материалы по доступности к пониманию и способности к усвоению. Вот, например, двумерные матрицы в 3 года вполне доступны. Это не значит, что ребенку надо объяснять теорию матриц, но ребенка лет 3 можно знакомить с матричным представлением информации — поиск пересечений полей и строк по заданной тематике. Это тема доступная для понимания при правильной подаче и ребенок её легко воспринимает и изучает на практических заданиях. Я уверена при занятиях с информацией в матричном представлении у ребенка создаются новые нейронные связи, так как это нового вида деятельность для мозга и в то же время она доступна для оперирования. А вот лепка букв, мало чего даст для развития мышления дошкольника. Это всего лишь отработка моторики и нагрузка на память. Для развития мышления в этом занятии минимум пространства. Свободная лепка дает больше, так как включает фантазию. Фантазия ребенка — это самый естественный механизм развития мышления. Еще делением можно заниматься с дошкольником. Опять же на практике: берете любое материал, который можно использовать в качестве счетного (детали мозайки, лего, счетные палочки и т.п.) — это ваше угощение. Делите поровну между собой, игрушками. А следующий этап вычисление: сколько надо будет предметов для того чтобы каждому дать по одной штуке, а по две. Практика деления в пределах первого десятка вполне доступна с 3 лет. Делим число на самого себя, на 1, на 2 и т.п. Качественная практика всегда укрепляет, упрочняет и углубляет знания, поэтому с ней ребенок быстрей перейдет к счету в бОльших пределах и вообще будет более уверенно оперировать числами. В общем для каждого возраста можно найти кучу занятий практика по которым доступна ребенку.

              Практика использования букв только понемногу начинает быть доступной с 3 лет, поэтому до 3 лет лепить и рисовать буквы я не вижу смысла. Более того рисование, аппликацию и лепку букв я вообще считаю не очень эффективными для изучения букв и чтения. Это подача теории чтения в другой оболочке. Также можно подавать с помощью лепки и рисования географию, астрономию и т.п. Но для усвоения материала нужна практика по изучаемому предмету. Лепка и рисование развивают лепку и рисование и навыки связанные с этой деятельностью (моторику, глазомер, цветовосприятие и т.д.). Рисование и лепка букв и другого теоретического материала это ограничение детской фантазии заданной темой в занятиях по лепке и рисованию. Да, в некоторых моментах, эти занятия могут разнообразить подачу теории, но делать это на постоянно основе бессмысленно. Ребенок в конечном итоге поймет навязанность теории и потеряет интерес к подобным занятиям. Будет хорошо если в целом не потеряет интерес к творческим занятиям лепкой, рисованием и аппликацией. Думаю, подобное навязывание теории оправдано, только когда ребенку 6-7 лет и у него сложности с усвоением материала. Тогда завертываем материал в оболочку рисования, аппликации или лепки и пытаемся донести до ребенка сложные моменты.

              Это мое мнение насчет некоторых ранних развивашек и похоже оно идет в разрез и укор общепринятым тенденциям, но его логичность я, думаю, никто даже не возьмется опровергать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.