Вред раннего развития (выбор правильных ориентиров)

Mother reading book to baby
Все чаще можно встретить мам с лозунгами «Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением». Давайте разберемся в причинах по которым мамы отказываются от таких заманчивых возможностей для своих малышей. Оказывается, эти дальновидные мамы потрудились изучить не только преимущества методик раннего развития, но и побочные эффекты от их применения. С анализом побочных эффектов от развивающих методик дела обстоят удручающе — их, зачастую, невозможно ни увидеть, ни измерить, ни отследить. Только здравая логика и кропотливое изучение результатов научных исследований могут остановить современных родителей от ошибок в применении методик раннего развития.

Содержание

Вред раннего развития | Отличие понятий «раннее развитие» и «раннее обучение»

(вернутся к содержанию)

Для начала обсуждения проблемы необходимо отделить котлеты от мух, потому как некоторые восприняли мои предыдущие посты, как абсолютный отказ от развивающих занятий. Это совсем не так! При подготовке предыдущих постов о раннем развитии я постаралась структурировать свои знания и пришла к выводу, что вред несет не раннее развитие, а раннее обучение. Прошу все мои прежние нападки на раннее развитие относить к раннему обучению и злоупотреблению методиками.

Разберемся в чем же собственно отличие этих понятий:

Раннее развитие — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет, стимулирующая познавательный интерес;

Раннее обучение — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).

Ключевая разница этих понятий в преследуемых целях:

    • Раннее обучение. Если вы общаетесь с родителями, которые рассказывают о достижениях малыша в запоминании какой-либо информации (букв, цифр, животных и т.п.), чтении или счете — то родители, сами того не ведая, занимаются ранним обучением.
  • Раннее развитие. Если молодая мама с восторгом делится о том, что её чадо придумало или освоило новые приемы и правила игры с играми и игрушками, новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т.п.

Собственно, уже на этапе рассмотрения понятий становится ясно насколько более важно развитие, чем обучение. Ведь при развитии мозга ребенка в первую очередь должен сформировать оптимальные алгоритмы, внутренние механизмы и методики для своего будущего обучения и соответственно дальнейшее обучение без них эффективным просто не может быть.

Вред раннего развития обучения | Негативные последствия

(вернутся к содержанию)

    • Получение «тепличного» эффекта. Многим знакомый, но малопонятный термин «тепличные дети» становится более ясным после рассмотрения разницы понятий обучение и развитие. «Тепличные дети» — дети с которыми занимались ранним обучением, в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения — в большинстве своем такие люди эрудированы, но самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции.
    • Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
    • Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воздействий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функционально-органический (т.е. последствия которые уже не обратить) характер. Проявляется подобная несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе. Про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет».
    • Уменьшение шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала за счет раннего снижения пластичности мозга не без помощи методик раннего развития обучения.
    • Энергетическое обкрадывание участков мозга, текущего сенситивного периода (Как правило, до 4 лет это будут участки, обеспечивающие движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.)

Вред раннего развития | Мнения специалистов

(вернутся к содержанию)

Марьяна Безруких директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:

«…Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения…»

Татьяна Волосовец директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:

«…Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться»

Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), из интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать«:

«…К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…

В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.

Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей…«

Ольга Писарик — блогер, чьи профессиональные интересы лежат в области психологии развития, из статьи «О раннем обучении вскользь»:

«…Если раньше нейрофизиологи считали, что за выполнение определённых интеллектуальных задач отвечают определённые области мозга, то теперь понятно, что по мере развития мозга, по мере того, как созревают новые области, нейронные цепи, отвечающие за обработку информации, изменяются. И чем пластичнее мозг, тем больше у растущего ребёнка шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала.

Вы спросите, причём тут раннее обучение? А при том, что преждевременное (без запроса) обучение ребёнка абстрактным вещам вынуждает его при обработке информации задействовать доступные ему нейронные цепи и, в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Когда непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее «перепроложить маршрут» на более эффективный. Таким образом, раннее обучение тормозит интеллектуальное развитие ребёнка.

Логику «надо начать пораньше и тогда к 6 годам мы оторвёмся от конкурентов, а к 17-ти у нас будет гений» я сравниваю с логикой садовода, который в условиях средней полосы России в феврале садит картошку в открытый грунт, с тем, чтобы к июню у него уже был невиданный урожай. Всё хорошо в своё время, и в обучении «раньше» не значит — «лучше».»

А.В. Семенович — известный нейропсихолог, профессор МГППУ, из учебного пособия «Ведение в нейропсихологию детского возраста»

«…Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»

Дарья Иванченко — логопед, выдержка из статьи «Кубики Зайцева»:

«…Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.

В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает…»

Ольга Исаенко — детский психолог, кандидат психологических наук, из методического пособия «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей» издательства Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. :

Безымянный

Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с. С. 356-358:

«…В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отста­вать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начи­нают форсировать темпы детского развития. Под видом модер­низации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощен­ной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускоре­ние детского развития, или акселерация, провоцируется и поощ­ряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит од­носторонний, механический характер и является форсирован­ной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психо­логии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерно­му упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляет­ся с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не уме­ющем. В последнее время данное представление подкрепляет­ся лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространя­ется на их фактическое и психологическое равенство,соглас­но которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре­ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят по­лезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог­раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демокра­тизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представ­ление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию воз­можностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от при­нятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение не­которыми знаниями и навыками)…»

Правильные ориентиры для раннего развития

(вернутся к содержанию)
«Нет» — раннему обучению, «Да» — раннему развитию! По мнению многих специалистов, самым важным ориентиром в раннем развитии является восприимчивость к той или иной информации — сенситивные периоды. Для определения восприимчивости малыша к определенной информации можно воспользоваться как родительским чутьем, так и готовыми наработками психологов и педагогов. Одна из наиболее популярных сенситивных периодизаций составлена Марией Монтессори:

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПО МОНТЕССОРИ

Наименование

Период

 
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ длится в среднем от 0 до 6 лет Общение, взаимодействие, пение, чтение для ребенка
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА длится от 0 до 3 лет, наиболее интенсивно около 2 — 2.5 лет. Обеспечиваем:

  • пространство для управления порядком – шкафчики с игрушками, вещами и т.п.;
  • ёмкости разной величины для складывания/вытаскивания;
  • кубики;
  • пирамидки.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (развитие всех видов восприятия: тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д.) Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Обеспечиваем обилие сенсорной пищи:

  • сенсорные коробки с наполнителями различных фактур (фасоль, манная крупа, рис, вата, другой наполнитель);
  • прослушивание и воспроизведение различных музыки и звуков;
  • сюжетно-ролевые игры.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет
  • обеспечиваем игрушками и предметами, состоящими из частей и собирающимися в целое — конструкторы, пазлы и т.п.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ от 1 года до 4 лет Поощряем двигательную активность.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ в возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Обеспечиваем достойный образец для подражания.

Вооружившись таблицей сенситивных периодов можно вплотную рассмотреть развивающие методики на предмет интересных и полезных упражнений. Например, демонстрация большого количества карточек по методике Домана, в период, когда мозг малыша требует сенсорного развития, может вызвать сенсорный голод. Гораздо более приемлемо показывать не карточки с изображениями предметов, а сами предметы. Методика предложенная Монтессори заключается в создании оптимальных для развития условий окружающей среды — обеспечения необходимыми игрушками и другим дидактическим материалом.

Несмотря на разнообразные рекомендации методик, следует помнить, что наиболее полноценным видом деятельности для детей раннего возраста являются сюжетно-ролевые игры, так как они, в отличии от большинства других занятий для детей, обеспечивают равномерное качественное воздействие одновременно на множество сенситивных центров. Специалисты рекомендуют уже с полугода приучать ребенка к сюжетно-ролевым играм. Начинать такие игры лучше всего с имитации типовых бытовых ситуаций при помощи игрушек. Показывая, как куклы и плюшевые игрушки, кушают, умываются, одеваются, укладываются спать, играют, танцуют, ходят на горшок, ребенка можно заинтересовать не только навыками самообслуживания, но и играми, в которых максимально развивается фантазия и мышление. Помимо сюжетно-ролевых игр достаточное количество внимания необходимо уделять подвижным играм (догонялки, прятки и т.п.) и чтению книг. Занятия из методик раннего развития могут дополнять основное времяпрепровождение малышей в играх, но ни в коем случае не заменять!

Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующие ориентиры для гармоничного раннего развития:

    • создание условий для сюжетно-ролевых игр: предоставляем игрушки, регулярно выделяем время для игр, придумывая разные односложные сюжеты;
    • создание условий для подвижных игр: предоставляем малышу пространство и игрушки для подвижных игр, регулярно выделяем время для игр;
    • чтение и прививание любви к книгам: читаем книжки для самых маленьких и показываем картинки;
    • прививание любви к музыке: прослушивание мелодичной музыки (как правило из категории для самых маленьких или классики);
    • создание развивающих условий окружающей среды: предоставляем малышу развивающие игрушки (пирамидки, кубики, мозайки и т.п.), рабочее место (детские стол и стул) , мелки, краски, пластилин, сенсорные коробки, дидактические пособия, карточки и т.п., регулярно выделяем время для игр и занятий. Данный пункт является основным элементом методики Монтессори.
    • воспитание интереса к творчеству: знакомим малыша с приемами рисования, лепки, аппликации и т.п.

Как Вы относитесь к чтению раньше 4 лет?

Загрузка ... Загрузка ...

 Если вам понравился материал блога, Вы можете подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группам в соцсетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook).

Другие публикации по этой теме:

Вред раннего развития (выбор правильных ориентиров): 40 комментариев

  1. Наталия

    Если почитать все отзывы не только на этом сайте о раннем развитии и обучении, напрашивается вывод, что ВСЕ научились читать в 3 года!)))))))))) Это вам придает «чувство успешности» ? Есть, кто научился читать в 1 год?
    Ребенку нужно дать время ИЗУЧАТЬ МИР, дать больше физической свободы(по возрасту).

  2. Chaoutte

    Спасибо за отличную статью про вред (и даже опасность) раннего обучения. Давно искала обзороную статью, подкрепленную научными исследованиями, на эту тему. Я сама кандидат технических наук в области алгоритмов искусственного интеллекта, поэтому с рождением своих детей стала интересоваться вопросом развития интеллекта и воспитания детей, так как кругом одни ‘гении’ (читающие, пишущие дети чуть ли не с пелёнок), а мои бегают, прыгают, играют в ролевые игры:) Я уже стала думать, что может я что-то упускаю, но спасибо вам.

  3. Евгения

    Все так, все так, сужу по себе. Читала и писала в прописях и обучалась счету с 3-4 лет. Первые 3 класса была лучшей ученицей, в первом даже неудобно было что все читали по слогам а я нет, не хотелось отличаться. Но по мере дальнейшего обучения в школе все больше ухудшалась способность анализировать и строить причинно следственные связи. затем и желание к обучению тоже резко пропало. в итоге всю жизнь — теория на 5 с плюсом, а практика дается с трудом. Давно считала что раннее обучение как раз таки сыграло в этом свою роль, вы это как раз подтвердили.

  4. Аноним

    Я научилась читать в 3- 3,5 года. Сама приставала к маме с вопросами, как читаются те или иные буквы. Уж очень много интересного таилось в книжках, и я очень хотела это оттуда извлечь. В итоге школа не была для меня проблемой НИКОГДА. В штаны я не какала и слабым здоровьем не отличалась. Родителям не приходилось делать со мной уроки, вообще процесс обучения ни в школе, ни в вузе, ни позже не был для меня проблемой. Никто не мешает заниматься ранним развитием параллельно с ранним обучением, а в обучение вкладывать элементы развивающих игр.
    В школах сегодня с вашими детьми возиться никто не будет. Мой сосед ходит во второй класс, в школу пришел уже читающим, хоть и шестилеткой при этом, таких во всем классе было двое. Как вы считаете, сколько сейчас во втором классе детей, умеющих читать в пределах нормы для второклассника? Правильно, двое. А сколько успевающих по всем предметам? Да-да, двое, остальные не тянут. И учитель так и не смогла их подогнать хотя бы под минимальный стандарт.
    Я сама преподаю английский язык в языковой школе и не видела еще ни одного ребенка, умеющего читать в дошкольном возрасте, но испытывающим при этом какие-то проблемы впоследствии. Я категорически против насильственного обучения дошколят, но гармоничное обучение не вредило еще ни одному моему ученику 🙂 уж поверьте, я общаюсь с ними на протяжении всей школьной жизни и даже после таковой.

    1. Мама зануда Автор записи

      Уважаемый Аноним, если Вы чего-то не видели, то не значит, что этого явления не существует.

      Те, кто не хочет себя утруждать развитием детей, получает соответствующий результат и это справедливо в отношении таких родителей. Но эта статья о других родителях и она не пропагандирует вред раннего развития, она акцентирует внимание, что все должно быть своевременно и в меру. Очень несправедливо, когда родители стараются максимально развивать ребенка, вкладывают много усилий, но выбирают неправильное направление — направление раннего обучения, которое при злоупотреблении может дать негативные результаты.

      1. AS

        Неужели вы думаете, что есть случаи когда детей которых учат читать и считать, учат этому целый день? То есть малыш просыпается, завтракает, а дальше родители его привязывают к стулу и суют под нос книжку без картинок, чтоб читал в слух? Нет, час-полтора в день никому ещё не повредил. Я не ходила в садик, в три уже читала по слогам и знала счёт. Меня учила бабушка, занималась со мной вечером, перед сном, а днём я рисовала, играла с конструктором, в кубики, разбирала на детальки бытовую технику, вырезала фигурки из бумаги и всего что под руки попадётся, носилась во дворе и играла с друзьями. И в школе (в середине августа исполнилось 6 лет, 1 сентября пошла в школу) по сравнению с выпускниками детсада знаний и умений у меня было побольше. Умение соображать и ориентироваться в незнакомой, нестандартной ситуации также осталось на нормальном уровне. Единственное — поначалу были небольшие проблемы с адаптацией в школе (потому что в садик не ходила), и сейчас, во взрослом возрасте я неуклюжая (но это из-за серьёзного лишнего веса), а в детстве я была ловкой, вёрткой.
        Сама заметка, без части с ужасами о раннем обучении хороша.

        1. Мама зануда Автор записи

          Если Вас проблема раннего обучения не затронула, это не значит, что её не существует.
          Я считаю, что эти специалисты, цитаты которых приведены в статьи, обнаружили системную проблему в современном в обществе и предостерегают родителей от ошибок. Именно поэтому я старательно эту информацию впитываю и собираю.
          Родители, которые обязывают своих детей приложить усилия, рассчитывая вырастить гения, тоже не редкость. Почитайте в интернете про последователей Домана в оригинале методики. Их немало, а методика достаточно жесткая. В то же время популярность данной методики среди широкого круга населения является одним из показателей масштаба проблемы раннего развития.

          1. AS

            Есть такая пословица: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт. Если эти статьи и исследования призваны остановить фанатичных родителей, которые реализуют свои амбиции через ребёнка, то пусть будут. Вряд ли они их заставят отказаться от идеи фикс вырастить гения, но пусть будут.
            Гленн Доман же, останется для меня человеком, который помог многим детям с поражениями мозга и нервной системы на которых лучшие специалисты поставили крест, а общество навесило ярлык «овощ». Родители этих детей на него молятся. А вот зачем пытать жёсткими тренировками здоровых малышей это вопрос уже к родителям. В любой методике есть ошибки и слабые места. Методика кажется идеальной, до тех пор пока учёные не получают новую информацию, вот как здесь. И опять же сами специалисты могут разбиться на два и более лагерей, одни из которых признают открытие, а другие не признают, а через 20 лет ещё кто-то что-то опровергнет или подтвердит… А родителям раздираемым противоречивой информацией надо делать выбор уже сейчас. Дети растут уже сейчас.

          2. Аноним

            Доман в первую очередь пропагандирует физическое развитие, а потом уже карточки, которыми ребёнок занимается 15 мин в день

            1. Мама зануда Автор записи

              15 минут для малыша 1-2 года — целая вечность. Кстати, у Домана также предполагаются моторные сверхнагрузки, когда малыша неумеющего ползать самостоятельно (с неподготовленными мышцами) гоняют на треке за счет новорожденных рефлексов. Для детей с нарушениями мозга вероятно это оправданная процедура, для всех остальных очень сомнительно.

              1. Аноним

                Откуда Вы знаете, что целая вечность? Исследования проводили? Доман проводил, и другие специалисты, которые высказываются за ранее развитие. В его книге не нашла призыва гонять. Многие люди, которые лично не знакомы с его работой, высказываются резко отрицательно из-за незнания

                1. Мама зануда Автор записи

                  Я детально изучила работу его авторства о развитии детей прежде, чем сделать вывод.
                  Почитайте здесь кратко изложено мое видение его методики. Вы на самом деле считаете физиологичными тренировки для треке для ползания для младенца первых месяцев (!) в течении не менее 4 часов ежедневно или показывать малышу 100 и более мелькающих карточек с изображением предметов, о которых он не имеет никакого представления?
                  Доман — это пропиаренный бренд, на котором зарабатываются деньги, об этом в официальных публикациях предупреждало более 5 раз американское правительство своих граждан.

                  Что касается длительности занятия, то даже в яслях все занятия проводятся длительностью не более 15 минут, для детей первых лет жизни время занятий должно быть еще меньше.

    2. Мария

      Мне 35. Читаю с трех лет. В штаны с года не какаю :). Энурезом не страдала. В школе и вузе была хорошисткой. В целом в раннем обучении чтению на своем примере вижу только один минус — скучно сос сверстниками было, не о чем разговаривать… Только в ВУЗе ситуация выровнялась

      1. Мама зануда Автор записи

        Здравствуйте, Мария! Перечисленные Вами пункты не говорят, что на Вас не сказались последствия раннего чтения. Судя по Вашему комментарию, смысл текста статьи Вами не понят, поэтому вполне можно допустить обратное.

  5. Мария Валентиновна

    Я полностью на стороне автора статьи. Моя жизнь отдана работе с детьми дошкольного возраста вот уже 36 лет. Последние 17 работаю домашним воспитателем. К сожалению, в моей практике был случай негативного воздействия обучающих методик на девочку, которая читала с 3х лет, прекрасно считала и решала логические задачки,но при этом даже в 5 лет регулярно какала в штаны , например, в цирке или другом общественно-развлекательном месте. С точки зрения гастроэнтеролога ребенок был абсолютно здоров. А психолог на консультации указал именно на несоответствие возраста и развития. Причем неважно в данном случае ,сама она тянулась к этим знаниям или это была инициатива взрослых. Поскольку это была моя воспитанница в возрасте с 3 х лет, не могу точно утверждать, с какого возраста с ней начинали занятия, но родители гордились ее успехами еще задолго до знакомства со мной. Сейчас ей 16 лет и об этой деликатной проблеме говорить не очень удобно, поэтому я не знаю, как она из этой ситуации вышла, да и вышла ли вообще. А в целом я за создание условий для гармоничного раннего развития и воспитания наших будущих гениев!

  6. Дарья

    хорошая статья. со всем согласна. вообще не понимаю, зачем учить малюток чтению, письму. к чему это? мама моя не занималась подобной ерундой, всегда были стандартные игрушки вроде кукол, пирамидок и тд. и ничего, читаю я очень быстро 🙂 и грамотность вполне приличная. мне кажется, сейчас идет сильная погоня за «развитием». детская индустрия не дремлет. рынок предлагает прямо-таки тонну пособий, карточек за немыслимые деньги (взять, хотя бы, Умницу). риторический вопрос: есть ли в этом всем смысл?…

  7. Юлианна

    Спасибо за статью. Читала на эту тему пару исследований. Да, эта статья- не исследование, а частное мнение, но оно подкреплено исследованиями(ссылки есть). И мнениями специалистов. Да, возможно, все индивидуально, но интерес ребенка к обучению, еще не свидетельствует, что физиологически ребенок созрел для этого. Это логическая ошибка- одно не следует из другого. Так же и субъективное мнение/опыт одной -трех мам по поводу своих ранне интеллектуально развитых детей не может быть аргументом. Это единичные субъективные ничем не доказанные случаи- уж точно не научно.

    1. Аноним

      Все же горницы между ранним развитием и воспитанием у Вас получились размыты. И как понять какие навыки соответствуют раннему возрасту. По опыту предыдущих поколений и только? Но время меняется и люди меняются, это норма. Любой ребенок сейчас умеет управлять техникой, это норма или неестественное ускорение развития? И факт среды обязателен сказывается на развитие мозга и определяет особенности его роста. У нас есть много методик и все они игровые. Занимаемся только по желанию дочки. Акцент на физическое развитие и мелкую маторику. В 1,5 года знала слова и цифры. Очень сообразительная и отличная фантазия. Больше всего любит играть в ролевые игры, лазить и бегать. Мы обучаемая или развиваемся?)

      1. Мама зануда Автор записи

        Пытайтесь понять, что доступно ребенку для понимания в текущий момент времени. Границы размыты, так как дети разные и подготовка разная. География, астрономия, чтение, счет больше 10 и большинство других школьных предметов для детей до трех-четырех лет недоступны для понимания, но в то же время можно добиться их заучивания. Заучивание массивов информации без их понимания перегружает мозг и кардинальным образом смещает естественный план развития, может привести к непредсказуемым последствиям. Некоторые последствия, которые получили массовый характер, уже изучены. Большинство никому не известны.

        1. Аноним

          Но почему вы уверены, что именно эти понятия размыты? Человеческий мозг до сих пор совершенно неизучен. Мнения учёных координально отличаются. Кстати, я сама научилась читать в 3 года, без специальных программ, просто книги любила и мама мне их читала, а потом заметила, что и я читаю. Счёт освоила примерно так же. Те для моего нормального развития она не должна была давать мне книги? Мы так же учимся чтению: потешки и детские стихи с крупным текстом. Что тут ненормального? У Вас единственная адекватная статья о вреде раннего развития из всех, что я читала. Но шаблоны, к сожалению, остались. А как заставить что-то делать такого маленького ребенка, я вообще не понимаю, либо есть интерес, либо нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.