Адаптация или «в школе лучше, чем в детсаду!»

В этой публикации нет секретных приемов специалистов, в ней житейские размышления и опыт обычной мамы, которая рада, что ее первоклассница полюбила школу. Популярные психологи давно разложили тему адаптации по полочкам, я не вижу смысла пересказывать их опусы. Тут рекомендация правильной книги показать скрытый текст

Многие дети ходят в школу и в детский сад с ненавистью и отвращением. В нашем обществе это норма . Родителям надо куда-то девать ребенка во время собственной занятости, ребенку надо получать знания и умения. Вариантов, на самом деле, не так уж и много, но они есть. И я не буду вам советовать бросать или менять работу. Я лишь хочу обратить внимание на адаптацию ребенка к условиям детского сада или школы. 

Ребенок, ненавидящий школу и детский сад, попросту неадаптирован к обстановке. Скорость адаптации у разных детей совершенно разная. Зависит от множества факторов. Но именно от степени адаптированности зависит комфорт человека.

Если ребенок интегрируется в школьную жизнь, таким образом, что почувствует себя важным винтиком в большой системе, учеба и школьная жизнь будет в радость! На мой взгляд, самая важная задача родителя в период школьной жизни поспособствовать тесной и качественной интеграции. 

Адаптированность ребенка в коллективе

Что это такое и как она проявляется? Я не буду переписывать канонические определения из учебников, приведу свое видение явления.

Каждый человек может создать свою зону комфорта в коллективе, где он часто и длительно пребывает. А может психологически отгородится от внешнего мира и терпеть пребывание в этом месте. Адаптированность заключается, как раз-таки, в наличии личной зоны комфорта.

Кстати, взрослые тут мало чем отличаются от детей. Для многих офисных работников частичка личной зоны комфорта — это утренняя чашечка кофе/чая в буфете или на рабочем месте, фотографии на рабочем месте, дружеское общение с коллегами. 

Аналогично это проявляется у детей. В школе и детском саду это подбор друзей по темпераменту и интересам. В детском саду дети находят любимые игрушки и игры, любимые блюда из столовой, любимые занятия, картинка или собственная фотография на кабинке и т.п. Каждый из этих пунктиков — кусочек комфорта ребенка. Хороший родитель знает зону комфорта своего ребенка: его знакомых, его любимые занятия, игры. Когда все это есть в коллективе, ребенок включен в деятельность. Ему становится интересно и комфортно жить коллективной жизнью. Его границы постепенно расширяются. Ребенка подключают к участию в выступлениях на праздниках. Личность растет гармоничной.  

Первоочередная задача каждого родителя помочь организовать своему ребенку зону комфорта в коллективе. Некоторые дети часто берут с собой игрушки в школу или детский сад. Обычно, мы — родители выделяем игрушки для детского сада/школы неохотно. Тут важно знать, что зачастую игрушка, принесенная из дома, решает задачу психологической поддержки. Это маленький кусочек дома, который обладает способностью создавать зону комфорта ребенку. Конечно, для уверенных в себе, психологически сильных детей, игрушки из дома решают совершенно другие задачи, вплоть до позиционирования в социуме )).  

Очень плохо, когда у ребенка нет личной зоны комфорта. В этом случае он просто отгораживается от внешнего мира. В детском саду психологические проблемы не так явно отслеживаются, как в школе. Ребенок может быть замкнутым, оживляться только к приходу родителей. В школе лакмусовой бумажкой психологического состояния является успеваемость. 

Адаптивность на личном примере

Последние десятилетия стало трендом критиковать собственное место работы, вести закрытый, обособленный образ жизни. Подобная критика, конечно же, говорит о наличии психологических проблем. Озвучивая свои проблемы при ребенке, вы даете ему понять, что у вас тоже отсутствует зона комфорта. Большая вероятность, что ребенок начнет копировать ваше отношение к работе. 

Родители — первые люди, которые задают детям пример поведенческих реакций. Дети формируют свои шаблоны по образу и подобию родительских. Как мы сами идем на работу? Как на каторгу? Или как в место, дающее нам какие-то возможности, финансовое вознаграждение, положительные эмоции, где у нас создана своя атмосфера. У вас не так? Спешу вас огорчить, вы сами не смогли адаптироваться к окружающему миру. В этом случает вероятность того, что ребенок сможет адаптироваться к окружающей обстановке снижается. Так или иначе ваше отношение по отношению к работе транслируется ребенку.

У нас в семье с этим полный порядок. Мы с мужем ценим и любим свою профессиональную деятельность. Если честно, мне сложно понять людей, которые ненавидят свою работу, но это уже другая история.  

Отношение к школе в семье

В обществе в настоящее время наблюдается пик ортодоксального эгоцентризма. Родители при детях критикуют власть, медицину, образование, школу, учителей, детские сады, воспитателей. Подобная критика в корне конфликтует с формированием положительного отношения к школе или детскому саду. Многие не задумываются, что после родительского «ваша училка — дура» ребенку будет затруднительно учится с этим учителем. Авторитет учителя подорван, ребенок не будет слушаться и стараться. Точка.

Даже, когда в учебнике попадаются неадекватные задания не обязательно при ребенке выплескивать все эмоции на систему образования. Как раз наоборот, их стоит сгладить. Можно списать на того, кто не задействован в учебном процессе. Например, на автора учебника. Надо рассматривать неадекватные задания, как задания повышенной трудности, учится их решать совместно с вами, с учителем и т.п. Но ни в каком случае нельзя критиковать школу. Школа для ребенка всегда должна быть хорошая! 

Вы должны рассказывать, что школа вам помогла стать умным, поступить в ВУЗ, получить любимую, ну хотя бы хорошую работу. Т.е. школа — это важная ступень взросления. Полезно ребенку рассказывать о том, как много школа дает помимо учебы. Школа это: 

  • новые знакомства, новые игры, новая жизнь.
  • коридор во взрослую жизнь. Дети с большим интересом воспринимают все, что помогает им смотреть и делать по-взрослому. 
  • школа — это интересно. Не надо рассказывать свое личное отношение к школе, если оно негативное. Поверьте, вас просто недоадаптировали. Кстати, в этом в первую очередь виноваты ваши родители, а не ваша школа. 
  • первые друзья. Именно в школе проходят годы, когда дети учатся дружбе. Чаще всего они находят много хорошего общения. Если ваше личное общение в школе не было комфортным, значит вы были недоадаптированы, и не надо это распространять на своего ребенка. 
  • внеучебная организованная деятельность — кружки и секции.
  • институт социализации. В школе ребенок столкнется с десятками разных личностей учителей и знакомых. Именно там ребенок впервые учится коммуницировать: договорится с учителем отработать плохую оценку, выходить из конфликтных ситуаций. Школа этакий полигон для отработки и совершенствования навыков. Если мы оставляем ребенка на домашнем обучении, под маминой юбкой, зачастую ребенок лишается возможности приобрести навыки социализации в школьном возрасте. Вы же помните про сенситивные периоды и важность своевременного получения некоторых навыков? Например, если ребенок не научился вовремя говорить (лет до 5), был сенсорно депривирован в период раннего детства, и никто не занимался проблемой речи, то этот пробел до конца НИКОГДА в ребенке не исправить. Маугли никогда не сможет стать нормальным членом общества. Это крайний случай, в реальной жизни он практически не встречается. Но мы из него можем сделать выводы о том, что потенциал можно загубить в зачатке, не предоставив ему благодатной почвы для развития. Пластичность некоторых зон мозга с возрастом утрачивается, и человек живет всю жизнь с тем, что успел получить в сенситивный период.  

Общий язык с учителями

Качественный контакт с учителем — сильный фактор легкой адаптации и комфортного процесса обучения. Сейчас много закрытых от контактов людей, которые отгораживаются или относятся к работе формально. Но все-таки не надо отчаиваться найти в современном обществе человечность. Первый месяц в школе я практически ежедневно общалась с учительницей Яны. Сейчас я очень ей благодарна за то, что она уделила внимание тонкостям восприятия Яны. Большая заслуга в легкой адаптации Яны — наша замечательная учительница. 

Одна мама — популярный детский блогер, начала с сентября публиковать негатив в адрес школы.  Ее дочь пошла в школу, да еще и сразу во второй класс. Большая часть этих публикаций содержала критику, возмущения в адрес некорректных, на ее взгляд, оценок дочери и учебных материалов. Через сториз эта мама на весь рунет угрожала пойти и выяснить у учителя в чем проблема )). Не находите, что странная ситуация? Вместо того чтобы понять причины проблемы, пообщаться с учителем, помочь дочери найти общий язык с учителем, мама на весь интернет клеит негативные ярлыки школе и учителю. Угадайте какой отношение к школе будет у ребенка при таком отношении родителей? Если ребенок уже умеет ясно мыслить, он поймет, что школа — это полезная гадость, которую придется кушать еще 10 лет. Т.е. у ребенка через маму отбит аппетит к учебе в конкретной школе, хотя в целом тот ребенок, по словам мамы, очень любит учится.   

Психологическая готовность к школе

За годы изучения и практики раннего развития я поняла, что дошкольные знания и умения, не относящиеся непосредственно к деятельности ребенка или быту, ерунда. Главное — психологическое состояние личности ребенка. Именно этому направлению я посвятила последние пару лет перед школой. 

В итоге адаптация к школе прошла в исключительно положительном ключе. Психологи по результатам адаптации выделили Яну, как ребенка, у которого сформирована адекватная самооценка. Все остальные показатели, которые анализировались, у нее тоже максимально высокие. Если же ребенку не нравится школа, а процесс обучения для него каторга, это первый показатель неадаптированности ребенка к новым условиям.

Учить ребенка развивашками легко и просто. Другое дело привести ребенка в школу с  готовностью к самостоятельной учебе. В этом главная задача психологической подготовки перед школой. 

Важно ли дошкольнику хотеть в школу

Нет. Это также как с заочным пищевым интересом:

  • Один ребенок до начала прикорма смотрит на еду, тянется к ней, пытается попробовать. Мама начинает прикорм, ребенок плюется, аппетита нет, постоянные отказы. 
  • Другой ребенок может не интересоваться едой на столе. Но с началом прикорма распробовать вкус и оценить его. На этом моменте при правильной атмосфере трапезы постепенно запускается пищевой интерес. С каждым новым блюдом интерес будет расти. 

Заочный интерес — несущественный показатель, на который можно не обращать внимание. Истинный интерес может прийти только в процессе деятельности. В зависимости от комфорта и эмоциональной отдачи интерес будет увеличиваться или падать. 

Перед поступлением в первый класс Яна, как разумная девочка, с ужасом ожидала школы. Она была наслышана о длинных уроках, о сложных заданиях, о том, что там нельзя играть, о дисциплине, и все это ее пугало. Она мечтала продолжать ходить в детский сад и вести там беспечный образ жизни. Там у нее любимая подруга, воспитательница, привычный ритм. Тогда она не понимала, что она отлично подготовлена к школе. Хорошо читает, усидчивая, спокойная, скромная. Этот набор качеств делает её удобным ребенком для любого учителя и соответственно отношение у учителей к ней исключительно положительное.  

Кстати, отношение к школе у Яны изменилось с одежды )). Строгие цвета и модели одежды для нее были непривычными и взрослыми. Стоило купить пару синих сарафанов и белых блузок, как сразу же захотелось помодничать. Потом в школу начала манить новая канцелярия и красивый рюкзак. И вот уже с собрания, которое проводилось в конце августа, Яна с нетерпением ждала обещанные учебники. Таким примитивным образом все страхи перед школой были побеждены. Решающим аргументом в пользу школы, конечно, стала любимая учительница.

Прошло уже 2,5 месяца с начала обучения, школа приносит всей семье исключительно положительные эмоции. Теперь при вопросе «хочешь вернутся в детский сад» Яна весело морщит нос, а большое домашнее задание считает крупной удачей. Последнее время заметно улучшился подчерк. Повторюсь про моторное развитие показать скрытый текст

Вот такие у нас дела.

Также вам может быть интересно:

  • Публикации на тему школы
  • Про адаптацию в детском саду подробности тут. Там есть лайфхаки, которые помогут на первых этапах посещения детского сада, но в целом понятие адаптации не разложено.
  • И, конечно, не забываем готовится к Новому году. Все новогодние публикации собраны тут

Мои эмоции, когда вы уходите, не взглянув на другие прекрасные материалы моего маленького уютного блога:

Кстати, я кажется решила проблему с отправкой комментариев — сделала темной капчу. Попробуйте добавить комментарий. Все ок или еще надо разбираться? 

Запись опубликована автором Мама зануда 7

Адаптация или «в школе лучше, чем в детсаду!»: 7 комментариев

    1. Мама зануда

      Яна пошла в 7 для максимально мягкой адаптации. И это несмотря на то, что уже в 6 по знаниям обгоняла большинство первоклашек. В возрасте поступления в школу сомневалась до последнего, но последовала рекомендациям психологов, учитывая, что Яна девочка тонкой душевной организации.

      В 6 я бы отпустила ребенка в школу только в исключительных условиях. Например, при его идеальной коммуникации с детьми разного возраста и разумеется при сильном для возраста наборе знаний и умений. Еще одно условие при котором вижу смысл отдать в школу в 6 — когда группа детсада, в которой адаптирован ребенок, выпускается и другие дети из группы попадут в один класс.

  1. Анна

    Вот просто люблю ваше мировоззрение! Давно вас читаю, много интересного открыла для себя. Вы совершенно правы — как много родители своего переносят на ребёнка, не давая ему иметь свое мнение и опыт.

  2. Алина

    Большое спасибо, что поделились своим опытом. Дочке предстоит идти в школу в следующем году, немного тревожно)

    1. Мама зануда

      Спасибо! В школу на подготовку не ходила. Я сама с ней плотно занималась развивашками и научила читать. Половина материалов блога, как раз об этом )). И да, готовность к школе (хороший уровень развития крупной и мелкой моторики, развитое мышление) очень способствуют адаптации. Неподготовленный ребенок будет чувствовать свое отставание и ему будет дискомфортно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X