Осторожно Петрановская! Критика

Я много раз рекомендовала ее книги. При этом последние пару лет чувствовала их несовершенство, подвох, и продолжала рекомендовать… Недавно, пазл сложился полностью, теперь я считаю себя обязанной предостеречь свою аудиторию от подводных рифов в трудах ЛЮДМИЛЫ ПЕТРАНОВСКОЙ.

Что Петрановская несет в народные массы

  • ИЗБАЛОВАННОСТЬ. Ее труды формируют у матерей подходы к воспитанию приводящие к инфантилизму и разбалованности детей. Учитывая, ГОСПОДСТВО привязанности над всеми другими аспектами воспитания в трудах Петрановской , многие ее читатели приходят к тому, что нельзя детям отказывать в их капризах. Отказы приносят боль, следовательно, повреждают привязанность, а значит родители не должны их практиковать.
  • НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНФАНТИЛЬНОСТЬ. Дети бывают разные, кто-то сепарируется по собственной инициативе, а некоторые готовы спать с мамой в одной кровати во взрослом возрасте. Проблема дележки кровати не самая серьезная, еще хуже, когда шестнадцатилетняя дочь ждет полдня маму с работы, чтобы та приготовила ей покушать. Петрановская, и ее сторонники скажут, что у этого ребенка повышенная потребность в мамином тепле, но они вам не расскажут, что эти моменты надо начинать прорабатывать еще дошкольном возрасте. Воспитание самостоятельности НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО, чем обеспечение качественной привязанности. А может даже важнее ;-).
  • ГЛУПОСТЬ. Петрановская выставляет целенаправленный процесс обучения и развития в негативном свете, рекомендуя ориентироваться на интересы и ЖЕЛАНИЯ детей. При этом умалчивается, что большинство ПОЛЕЗНЫХ интересов и желаний детей ФОРМИРОВАТЬ ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ и другие взрослые.
  • ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Кроме выше перечисленного, я не разделяю взгляды Петрановской на гендерное воспитание.  Ниже приведена ссылка на ее статью о важности защиты толерантности, а еще позиционирования .

Я достаточно долго разгадывала Петрановскую, в то время как другие давно написали кучу критики. Оставляю ссылки с разборами ее «интересных» статей и цитат:

  • Критика на статью «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»: показать скрытый текст
  • Разбор текстов Петрановской  о том, что родители должны подстраиваться под прихоти ребенка показать скрытый текст
  • Статья о сомнительной аргументации в книгах Петрановской.
  • Статья о демонизации негативного влияния интернета, и важности защиты толерантности. «Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь» показать скрытый текст

Какие можно сделать выводы из этой критики? С помощью вкраплений НЛП в якобы «азбуку по детской психологии для новоиспеченных родителей» прогружены самые крамольные идеи. Молодым родителям такие книги могут нанести огромный ущерб в формировании тактики и стратегии воспитания и развития детей. Ребята, я должна была это написать раньше, но лучше сейчас, чем никогда. В общем «ОСТОРОЖНО! ПЕТРАНОВСКАЯ!!!»

Список адекватных специалистов в области психологии, воспитания и развития детей

Как говорится, критикуешь предлагай. Кого же читать по психологии, если с Петрановской не все гладко? У меня вызывают наибольшую симпатию следующие специалисты:

  • Анна Быкова VK, @anna_bykova_psychologis  с ее циклом книг «Ленивая мама» (labirint, my-shop). Анна сформулировала собственную философию материнства. Ту самую, которую многие практикуют неосознанно. Ту, самую, о которой часть из нас не догадывается, практикуя идеальное родительство.  Особенно рекомендую книги Анны мамам малышей, так как у нее максимально легкий для восприятия язык.
  • Екатерина Вадимовна Мурашева @k.v.murashova лучше подойдет для более опытных родителей — тех, кто уже прочувствовал груз родительского бремени. Отличается резким слогом, без заискиваний, поэтому не всем нравится )). У меня есть отдельная публикация с подборкой ее лекций.
  • Елена Григорьевна Макарова и ее трилогия «Как вылепить отфыркивание» (labirint). Это не популярная психология. Серия обычно позиционируется, как книги о детском творчестве, но на самом деле в них много больше, чем творчество, в них глубоко о воспитании.  В трилогии мало о малышах, больше о детях старшего дошкольного возраста и, конечно, школьного. Я прочла трилогию, когда Яне уже было 7, и пожалела, что не прочла раньше.  На мой взгляд, в идеале ее лучше читать, когда ребенок приближается к среднему дошкольному возрасту. В блоге есть публикация об этой трилогии.
  • Татьяна Владимировна Черниговская @tv_chernigovskaya. Учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент Российской академии образования. В ее видео-лекциях вы найдете истинные ориентиры в воспитании и развитии детей. Знаю, что ее манера держаться и внешность многим не даст воспринять информацию, но я вас прошу вдумываться в суть сказанного. Татьяна Владимировна имеет большой авторитет в современных научных кругах. Все же понимают, что мнение ученого с огромным послужным списком гораздо более весомое, чем мнение психолога-популяризатора ;-).

П.С. во все свои рекомендации Петрановской добавляю ссылку на эту публикацию. Своим подписчикам рекомендую с осторожностью обращаться к ее трудам, в идеале избегать. Но опять же, это сложно сделать.  Например, аналога книги «Что делать если…» авторства Петрановской я не встречала. Это очень полный легкий для восприятия сборник советов по безопасности и психологии для детей 6-7 лет.

Запись опубликована автором Мама зануда 53