О плавании

Рассказываю об очередной ошибке воспитания, которую я допустила на первом году жизни Яны: мне не удалось подружить её с водой. Естественно, она любила «похлюпаться» в воде, но мытье волос с первого года наводило ужас на всю семью. До этого лета Яна боялась в водоемах заходить на глубину более, чем по колено. Долгое время я предполагала, что данное отношение к воде является возрастной нормой. Сейчас я считаю себя обязанной довести до сведения всех, кто меня читает, что боязнь воды ребенком является упущением родителей, их следованием за неосведомленными массами.

Предыдущие несколько лет я много читала о воспитании и развитии детей. Я наблюдала за десятками блоггеров, которые регулярно выезжают на пляжный отдых с детьми и даже живут вблизи пляжных зон. В то же время их дети погружались в воду не более чем по колено, прятали лицо, раздражались от брызг, боялись толщи воды даже в надувном круге. Яна точно также себя вела по отношению к воде, поэтому я считала, что все в норме. На самом деле, тенденции в обществе могут достаточно сильно отходить от нормы и в случае с приобщением к воде произошло именно так.

Психологические моменты подготовки к занятиям плаванию

В конце весны я в очередной раз решила попробовать приобщить Яну к воде. Яне на тот момент было 4 с маленьким хвостиком.

Предыдущая подобная попытка была в 3 года и завершилась она полным фиаско:

  1. Мы с Яной заранее договорились о том, что попробуем плавание.
  2. Зашли в помещение с бассейном и всё было прекрасно.
  3. Яна при виде бассейна впала в дикий ужас, несмотря на то, что он выглядел вполне обычно. Она вцепилась в меня и начала сильно кричать. Крики стихли, только когда мы покинули помещение.

В этом году я подошла к вопросу более обстоятельно. Заранее показывала Яне видео, на которых плавали довольные малыши. Выбрала бассейн с инструктором с хорошими отзывами и большим послужным списком, в том числе по направлению грудничкового плавания. В бассейне был установлен режим тренировок: в воде мамы с детьми. О занятиях ребенок+инструктор в том момент не могло быть и речи, я бы получила однозначный протест.

Первые занятия в бассейне

В начале лета четырехлетняя Яна впервые очутилась в воде глубиной ей по шею. После 5 минут анализа собственных ощущений пребывание в воде ей очень понравилось.

Хлюпание первых двух месяцев.

Отмечу, что с самых первых занятий учиться плавать Яне и выполнять команды тренера абсолютно не хотелось. Ей понравилось хлюпаться в воде, поэтому некоторые инструкции «главнокомандующего бассейна» она вынужденно выполняла.

Задания, которые предлагаются детям на первых занятиях в бассейне

  1. В первые дни посещений инструктор дала задание перемещаться немного подпрыгивая в воде или просто ходить по дну идти от одного края бассейна до другого. Поначалу мы перемещались вместе, я шла впереди и перемещала по воде мячик или другую игрушку. Яна догоняла меня с игрушками. Позже оказалось, что такая ходьба по дну является одним из способов обучения плавания. Прыжками и шагами дети учатся отталкиваться. Когда движения автоматизируются, то к ним добавляется естественная синхронность. За первые дни у Яны наблюдался всего одно пересечение бассейна с синхронными движениями рук и ног. Позже эти движения ей надоели, и она не выходила на нужную частоту и ритмичность движений.
  2. Плавание на палках из пенного материала специальных для аквааэробики (нудлы). Нудл помещался параллельно груди ребенка, концы заводились под мышки. Таким образом, осуществлялась очень легкая поддержка тела на воде. Более интересным оказался вариант с двумя нудлами.
  3. Выполнялись движения ногами, как при плавание, в то время как руки держатся за поручень, размещенный вдоль борта.

Чтобы подготовить Яну к ныряниям тренер пыталась вводить игры, в которых брызги попадали на лицо. Яна достаточно быстро распознавала их и протестовала:

  1. Например, ей категорически не понравилась игра в мяч в воде, из-за того, что мяч зачастую приземлялся прямо возле нее и оставлял кучу брызг на лице.
  2. Наклоняться за игрушками на дно Яна категорически отказывалась.
  3. Наиболее завуалированными оказались прыжки с бортика. Они всем детям нравится. Но на данном этапе это прыжки при, которых голова остается на поверхности воды.
  4. Еще одна интересная забава для детей — пускание пузырей в воде (то, что называется словом бурлить). Пузыри вызвали в свое время бурю восторга.

Этим списком упражнений мы занимались почти два месяца. Мне думалось, что все идет правильно, и мы плавно придем к плаванию. В итоге случилось так, что нам пришлось поменять бассейн. Я по этому поводу переживала, так как считала, что мы попали в руки профессионалу, с которым мало, кто может сравниться, но смена бассейна оказалась очень кстати.

После адаптации к толще воды в бассейне Яна согласилась купаться на речке с надувным кругом.

Профессиональный подход

В другом бассейне оказались другие правила. В нем допускались занятия только с инструктором. Так как этот бассейн был в 5 минутах ходьбы от дома, я приложила кучу усилий и уговорила Яну попробовать занятие с инструктором.

Особенности организации занятий

Для того чтобы родители возле борта бассейна не перетягивали внимание детей, в бассейне, который мы ходили, был организован вывод происходящего на экран телевизора в соседней комнате в реальном времени. Мне это показалось очень удобным: пока ребенок занимается с профессионалом, можно спокойно выпить чашечку чая, наблюдая за занятием по телевизору. Это очень кстати, если учесть, что занятие происходит в вечернее время после работы.

Продолжение начало истории плавательного прогресса Яны

Первое занятие с инструктором оказалось невнятным. Яна осталась не очень довольна. Сомневалась. Ей одновременно хотелось посещать в бассейн (ощущать себя в воде) и не хотелось заниматься с инструктором. На второе занятие случилось настоящее чудо! Нам попался инструктор, который сумел найти подход — дядя Женя. Кстати, это был первый инструктор-мужчина с которым столкнулась Яна. Каким-то чудесным образом он виртуозно уговорил Яну нырять в виде разных фигур (медуза, звезда и т.п.), плавать с ластами, собираться камушки со дна. Меня смогут понять только мамы детей, у которых неприязнь к воде. Представляете, до начала первого занятия ваш ребенок раздражался по поводу каждой капли воды попавшей на лицо, а уже после первого занятия вам восторженно рассказывает, как он погружался под воду: «раз, два, три и под воду!» 😀 . Первый месяц занятий с дядей Женей Яна уходила домой с новыми достижениями. У нее горели глаза, когда она рассказывала, как у нее получилось очередное упражнение. В конце августа у Яны стало получаться плыть в ластах без дополнительных приспособлений!

К сожалению, видео с результатами только такого качества. 

После получения значительного прогресса, длительное отсутствие нового снизило интерес Яны, поэтому сейчас мы решили сделать перерыв в занятиях. Возможно, мы снова попробуем занятия Яна + мама, но это уже будет другая история. 

Занятия с инструктором обходятся дороже, но для Яны, которая только преодолевала страх к воде и осваивала технику, они оказались гораздо более эффективными.

Находясь в декретном и стесненных финансовых обстоятельствах мне почему-то казалось очень важным приобрести хороший стульчик для кормления, комбинезон или коляску. Сейчас я бы выделила из семейного бюджета деньги на занятия плаванием в ущерб брендовым вещам ;-), ведь плавание — это не только позитивные эмоции, это дыхательная гимнастика (профилактика заболеваний дыхательных путей) и гармоничная физическая нагрузка. Только попав в бассейн, я увидела малышей, которые наслаждаются занятиями с водой легко и непринужденно.

Да, есть сложные моменты. Мне было неприятно смотреть, как пытаются заставить нырять малыша 1,5, который категорический был против. А взрослые с натянутым видом улыбались, смеялись и показывали вид, что все прекрасно, заново окуная малыша с головой. Малыш в шоке смотрел на воду и происходящее и поначалу даже не мог заплакать, в конце концов разревелся. Я знаю, что дети бывают разные. Яна очень ранимая и её приучать к воде раньше я не решилась. Хотя, знай я вовремя о рефлексах новорожденных я бы обязательно попробовала ими воспользоваться:

  • рефлекс задержки дыхания. Оказывается, если ребенку до полугода подуть в лицо он задержит дыхание и после этого можно ему ополаскивать голову или погрузить на мгновение под воду;
  • плавательный рефлекс при погружении под воду обеспечивает малышам естественность движений. Рефлекс угасает после полугода.

Приобщение к воде в момент наличия рефлексов опять же не является гарантией того, что в более старшем возрасте не появятся фобия воды и сохранится техника плавания. Технику и теплые чувства к воде можно обеспечить только регулярными занятиями.

Получается после угасания этих рефлексов и до момента появления осознанности (примерно с 0,5 до 3,5 лет) приобщить ребенка к воде сложней всего. Опять же,  многое зависит от психоэмоционального фактора. Уверена, что некоторые дети и в сложный период могут быть приобщены к воде без особого стресса.

Запись опубликована автором Мама зануда 22

О плавании: 22 комментария

  1. Дарья М.

    Вижу, что пост уже старый, но допишу для тех, кто темой интересуется.Техника плавания до 5 лет — ее не существует )) Более менее нормальный уровень техники это два года занятий хотя бы с 5 до 7 лет в бассейне.Грудничковое плавание это не место, где заставляют нырять и потом срочно плыть по технике) Если ребенок до года научится нырять сидя с бортика это значит, что ему нравится, а не то, что его так сильно заставляли. Моя дочка ныряла с большим удовольствием с 7 месяцев с бортика , доплывая под водой.Мы пришли в 3 месяца на воду и первое, что мы делали это привыкали к воде, играли с игрушками, поливались водичкой из ведра игрушечного, кидали мячики.Это результат обучения с мягким и регулярным подхом.К году она прыгала с бортика стрелочкой вниз головой, не боялась воды и мыла спокойно голову под душем.Я к тому, что плавание если в радость очень полезная вещь и для снятия тонуса, и для мышц, и для получения навыка у ребенка отсутствия боязни воды.Надо искать хорошие школы гр.плавания и регулярно посещать занятия, и конечно плавающие дети болеют реже.Чем страше ребенок, тем сложнее его приучить к воде.

  2. Аня

    Катя, вы адекватная, прекрасная мама. Вы ищите собственный подход к ребёнку. Не думаю, что вы что-то упустили.
    Я вот, например, часто встречала полярное мнение о бассейне, особенно для новорожденных и грудничков.
    Поэтому считаю, что отталкиваться нужно от конкретного ребёнка и ощущений родителей от этого конкретного ребёнка. Собственно, вы так и делаете;)
    У нас был период боязни мытья головы, но он сам прошёл. Сейчас даже душем в лицо разрешает себя поливать (2.10 дочери). Открытой воды не видела, ну так уж вышло))) Бассейна достойного на районе нет, а возить в центр я считала нецелесообразным. Это час в одну сторону где-то.

    1. Мама зануда

      Спасибо за поддержку! Я тоже наслышана случаями, когда грудничковое плавание являлось стрессом для ребенка. Думаю, что главное в таких вопросах подбирать правильных людей, которые умеют находить индивидуальный подход к детям, не жалеют на это время, силы и приобщают к процессу мягко. А если с обычным подходом, то лучше и правда вообще без грудничкового плавания.

  3. Ольга

    Моя дочка 2,1 плавает с удовольствием везде и в бассейне и на озере и на океане, где огромные волны. Страха воды нет совсем. А вот нырять категорически отказывается, хотя пробовали с раннего возраста. Я особо не заставляю, как говорит инструктор «иду на поводу у ребенка». Считаю это правильным. После принудительного ныряния в бассейн идет без энтузиазма, поэтому не понимаю зачем портить позитивное отношение к воде. Как зажил пуп каждый вечер наливала ванну до краев и мы там плавали до первых признаков усталости. Иногда получалось 40 мин иногда только 10. Никогда не заставляла если видела что уже не в радость. Голову тоже мыть не любила. Я до года практически не мыла шампунем, ничего страшного не случилось. Где-то в 1,5 научилась сама лежать на спинке в воде и полюбила пенку (шампунь). Все детки разные, заставлять не нужно.

  4. Ирина

    А с мытьем головы вы разрешили проблему ?
    Моя дочка тоже не любит бассейн, только играться, если воды по пояс и стопа твердо стоит. Она так реагировала всегда, и хотя я видела других детей ее возраста плескаться с довольствием, никогда не заставляла ее идти в воду. Даже с двоюродными, за которыми она ходит хвостиком, когда видит, в бассейн она ходить не хотела. Мне кажется, есть масса других способов развиваться физически, и плаванье может подождать. Но вот мыть голову с боем уже нет сил. Если капля воды (не шампуня !) попадает на лицо, истерики не избежать. Мы моем голову через день-два, и в этот день и в душ не загонишь. Что теперь, вести в бассейн, чтобы привыкала ?

  5. Ирина

    Подскажите, какой бассейн вы посещали в первом и втором случае. Живу недалеко от вас и тоже интересует бассейн в пяти минутах от дома

    1. Мама зануда

      Бассейн, где плавание только с инструктором — Купелька по Торговой. Большой бассейн практикующий совместное плавание — Крепыш (работает при доме-интернате для по Белоярской 110).

  6. Юлия

    С рефлексом новорожденных в реальности не так всё просто, как в книжках. Многие начинают заниматься «на рефлексе», потом ребенок заболевает на недельку по причинам, не связанным с плаванием — и всё, вернуться к рефлекторной задержке дыхания уже не получается. Несколько таких историй слышала. Я в своё время хотела попробовать «нырнуть» дочку, но у неё этот рефлекс работал плохо даже в 1-2 месяца, так что я оставила эту идею. Но боязни воды у нас не было ни тогда, ни теперь (сейчас 3 года) — заходит, насколько хочется, на глубине плавает с поддержкой плавсредств, брызг и случайных ныряний не боится, хотя добровольно нырять не лезет. С глубокой водой общаемся нерегулярно, только в отпуске или изредка по выходным — море, речка, аквапарк, бассейн в доме отдыха… Я планирую заняться полноценным обучением плаванию лет в 6 — как раз 6-8 лет тренеры называют оптимальным возрастом для освоения правильной техники, которую потом не придется корректировать. А еще в 5-7 лет у детей часто «вылезают» проявления поллиноза, астмы, и для лечения и профилактики плавание может оказаться весьма кстати.

  7. Александра

    Все дети разные, да! Может я смогу немного развеять Ваши мысли, что Вы что-то сделали не так.
    Мы начали занятия с сыном в 3 месяца. Все рефлексы у него ещё были и они работали — он задерживал дыхание и даже не плакал при погружении — но это, наверное, было единственное время, когда он там не плакал)) В отличие от других детей он все время пытался начать истерить. В общем, ему не нравилось. В 6 месяцев были с ним на море — тоже не могу сказать, что ему доставляло удовольствие быть в воде. Потом я пробовала возобновлять занятия, но не пошло у нас совсем.
    Сейчас ему 2.5 и летом на море он один раз зашёл в море по пояс и сразу вышел, потому что «оно мокрое»!
    Потом уже в озере он уже ложился в воду и даже стал привыкать. Посмотрим, как будет дальше. Но я это все пишу к тому, что мне мои родственники говорят, что это моя вина, потому что я водила его на грудничковое плавание. (Во всем виноваты мамы))))) А я думаю, прийдет ещё его время и он тоже начнёт получать удовольствие от воды и плавания.

    1. Мама зануда

      Александра, спасибо за поддержку! Действительно, я совсем не уверена, что во время наличия новорожденных рефлексов Яна к ныряниям бы отнеслась положительно. На самом деле в это время она даже кататься в коляске отказывалась. Период был очень плаксивый. Но все-таки немного жаль, что не попробовали.

  8. Александра

    Мой нырял в ванной с удовольствием, и даже прплывал под водой, специально не накупывала, как-то так ему понравилось. Сейчас ему 2,7 г. Я бы повела в бассейн, но некуда. Но вот с чем соглашусь, у каждого ребенка в этом мире своя задача, у каждой души свои особенности. Нужно развивать то, что развивается и не париться из-за остального. Раз перебирает дочка веточки, значит наблюдательная, усидчивая, может художественная натура, и чего ее на горках мучить, может лучше пусть сидит рисует. Другое дело разобрать где психология мамы, а где ребенка.. У детей такой сильный симбиоз, что мамины переживания, они ведь считывают. А вообще со всех горок я с дитем сама скатывалась. Купаемся в речке вместе и так далее. Я ничему не учу ребенка, если не сделаю этого сама. Прикольно на детской площадки мамашка такая лазает за дитем по всем лазалкам. Зато он лезет за мной и вместе со мной. Но вот рисовать, например, я очень люблю,это мое хобби, деть со мной тоже рисует, но такого восторга как от бегания-лазания не получает.
    Спасибо большое застатью и описание упражнений, очень полезно.

  9. Анастасия

    Хочу поддержать автор в том, что дети — разные. Мой ребёнок тоже боится воды, тоже проблема была с мытьем головы. Только в 2,5 он стал даваться и не было часовой истерики после. Так что утверждать, что во всем виноваты родители, слишком самоуверенно. Плавание не самая приоритетная вещь, чтобы ломать из-за этого ребёнка. И, кстати, насчёт чистого листа — темпераменты никто не отменял, то есть как минимум 4 вида устройства нервной системы. А ещё родовые травмы, другие особенности и пр.

  10. Мария

    Екатерина, я очень люблю ваш сайт. Здесь очень много информации полезной для меня. Но вот, почитав, остальные положительные отзывы, хочу оставить и свой. А откуда такое стремление научить ребенка плавать? Я честно признаюсь, что плавать я не умею из-за детского страха (мне хватило одного неосторожного погружения с головой в бассейне в 4-5 лет). Своего сына я даже не пытаюсь научить плавать (ему 2,4 г.). Придет время, мб, он сам захочет, и будет в том возрасте, в к-ром он сам сможет быть более увереным. Какие ваши цели? Что вы ожидаете от занятий плаванием? Спасибо!

  11. Наталья

    Екатерина, вопрос не по теме плавания. Планируете ли статью на тему обучения иностранному языку. Наверняка вы уже изучали и обобщали материалы на предмет возраста для начала обучения языку, особенностям работы с детьми и прочим аспектам?

  12. Лена

    Если честно, эта статья меня очень удивила. Раньше я думала, что это родители боятся пустить детей в воду, или просто сначала кутают детей и везде катают на коляске, а потом дети не могут в холодную воду зайти.
    У меня две девочки, обе обожают воду, с рождения их ростили «по Комаровскому» — поменьше одежды, гулять по любой погоде и как можно дольше, давать детям побольше двигаться, даже ползать по улице, вечером ванная с прохладной водой. И никаких проблем с занятиями в бассейне с 1 года нет. Со старшей мы начали с групповых занятий с тренером, в 1,6 она плавала почти как Яна на видео. С младшей я занималась сама, но при этом все время ещё следила за старшей, то есть эффективность занятий заметно снижена, в 1,8 доча научилась сама держаться на воде, хоть и как бы стоя. Дети отлично купаются и во «взрослом» бассейне с водой 28 градусов, и в прохладном море, даже в 19.
    С нырянием тоже никаких проблем, если купаться в ванной, невозможно не забрызгаться. Старшую за два занятия научили нырять в бассейне, младшую я уже во время купания каждый день поливала.
    Я это к чему — наверное, образ жизни очень сильно влияет на все, а не возраст, тренер, бассейн, и это точно не боязнь воды.

    1. Мама зануда

      Елена, дети очень по разному воспринимают мир. Меня многие убеждают, что дети с рождения все воспринимают без страха, так как «дети — чистые листы». Но моя дочь убеждает меня в обратном: в детях при рождении уже заложено отношение к миру. У Яны это отношение настороженное.
      Например, она с самого раннего возраста боялась высоты. Уговорить скатиться её с высокой горки невозможно. Верхнюю часть спортивного комплекса, который стоит дома с 1 года, Яна осваивает только сейчас. Причем раньше у нее даже попыток не было залезть на самый верх. Высокие аттракционы, даже с пометкой 3+, в детском парке развлечений, Яна обходила стороной даже в этом году.
      Такое же у нее отношение к скорости. В этом году мы пытались научить её кататься на велосипеде. Она пока его освоила только, как велобег и то при этом не разгоняется быстро. Собственно, её нежелание разгоняться еще больше и стало препятствием в обучении катания с педалями.
      Никто её не кутал, бродить по лужам не запрещал (сапоги всегда к сезону были). Насчет кутать вообще отдельная история. Совет не кутать придуман исходя из гипотезы, что все дети активными. Это работает для большинства, но не для всех. До меня дошло это только на третий год, когда Яна пошла в детский сад и начала простывать на прогулках. Позже выяснилось, что пока все дети играют активно, мой ребенок сидит на одном месте и перебирает льдинки, ветки, и простывает.
      Вот такие психологические особенности :-).

      1. Оксана

        Извините, Екатерина, но это опять же упущение первых недель жизни занятий с ребёнком: и в воде, и на высоте, и со скоростью. Дети, на самом деле, все одинаковые, а вот родители со своими подходами — все разные. Если начинать ребёнку прививать всё это уже в первые дни и у самой без задержки дыхания, то во всех трёх направлениях ребёнок быстро и без страха приспосабливается (проверено и на своих, и на чужих детях, родители, которых считают, что «а мой ещё не дорос»)

        1. Мама зануда

          Оксана, Вы всегда на «Посмотрите, какой я торт научилась печь! Если заинтересовало, оставляю рецепт» отвечаете «Фи, какая уродская тарелка для торта! Наверно, у Вас проблемы со вкусом! А вкус дурной из-за воспитания ….»?
          По теме: Всех знакомых детей Вы проверяете в своих условиях со своей колокольни меряете вот и весь секрет Ваших выводов. В зависимости от требуемого результата изменения даже ученые используют специальные методики, которые подтверждают истинность их изысканий, но никак не наоборот. Что человеку надо , то он и получит в результате изменения ;-). Наш мир полон субъективизма. Поймите, что люди разные (уровень чувствительности, эмоциональный порог), подходы разные, мировосприятие разное. Как можно всех уравнивать у меня в голове не укладывается. Я прекрасно пониманию почему себя ведет так моя дочь, но в силу обстоятельств на данном этапе это изменить невозможно и объяснять это не входило в тему поста. Ну вот также, как у некоторых дети едят книги, не читают или не могут устоять 2 минуты на одном месте и могут юркнуть под машину. У меня ребенок растет другим. Психологи пишут отличия в воспитании мальчиков и девочек, а я вижу, что мой ребенок не подходит по описанию ни на одну из групп «правильного» детского поведения. И кстати, это совсем не плохо, а просто план созревания очень отличается. Она рьяно защищает свою зону комфорта, и это она берет у родителей. Чего ж в этом плохого? Познакомится чуть позже с некоторыми элементами окружающего мира, зато у нее более осознанный будет к этому моменту подход.

  13. Галина

    После рождения сына, я очень хотела сразу заняться с ним грудничковым плаванием. Тоже нашла в нашем городе лучших инструкторов. Изучила материал. Но когда муж посмотрел видео занятий, сказал, что не даст так мучать своего сына. Сейчас сыну 2.3. В надувной детский бассейн лезет с удовольствием. В ванной не играет. Только душ)) На речке в этом году заходил по колено. И нас не пускал

    1. Мама зануда

      Да, некоторые дети очень стрессово воспринимают обучение нырянию и плаванию. Сама пересмотрела кучу видео. Ныряние с удовольствием в раннем возрасте встречается достаточно редко. Как мама ранимой девочки, я категорически против такого обучения. Лучше подождать, когда ребенок будет готов.
      В теории если приобщать к ныряниям во время действия новорожденных рефлексов, то все должно проходить без стресса, но мы с Вами этот момент упустили :-).

Добавить комментарий для Мария Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X