Математические игры для дошкольников

 Я уже вас знакомила с математическими игровыми материалами для дошкольников — блоками Дьенеша. Блоки я выделила в отдельный пост, потому что они получили наибольшую популярность у Яны. В этом посте я расскажу про наши другие логико-математические новинки.

cubiki-nikitina

Сразу предупреждаю, что речь пойдет про серьезные игры и большая часть их потенциала реализуется в занятиях с детьми среднего и старшего детсадовского возраста. Первое знакомство с ними можно начать уже в 2-3 года. 

Содержание

Кубики Никитина

Этими кубиками (My-shop, Babadu) я заинтересовалась не спроста. Возможно, кто-то из постоянных читателей помнит мой конспект о «развивашках» 19 века. В нём я писала, что уже в средневековье занятие на выкладывание рисунков и узоров считались очень полезными для развития детского творчества. Материал для выкладывания может быть самым различным: обычные кубики, пуговицы, лучинки, мозайки и т.п. Кубики Никитина, на мой взгляд, имеют преимущества по сравнению с другими материалами для выкладывания. При игре с ними требуется не просто положить кубик, а кроме того подобрать подходящую для рисунка грань, что усложняет задачу.

В наборе 16 одинаковых кубиков, и брошюрка со схемами. Игра заключается в выкладывании рисунков и симметричных узоров.

cubikyКаждая грань кубика имеет свою расцветку:

cubiky1 Таким образом из этого набора можно сложить просто невероятное количество рисунков и узоров. Мы пока практикуемся на самых простых:

cubiky2 В комплекте с кубиками идет содержательная брошюра. В ней очень много вариантов схем. Выкладывание рисунков по образцам всего лишь промежуточный этап занятий с этими кубиками. Основная цель — это, конечно же, заставить работать фантазию и начать придумывать собственные рисунки.

cubiky3 cubiky4.

В дополнение к набору я приобрела альбом с заданиями (My-shop, Babadu):

cubiky5 cubiky8
cubiky7 cubiky6

Кубики выполнены из пластика. Видно, что изначально они были синие. Красный, желтый и белые цвета приклеены сверху.

Свое знакомство с кубиками мы начали с выкладывания простейших рисунков и занятий по альбому. Сказать, что у нас случился ажиотаж с появлением кубиков Никитина, не могу. На данном этапе Яна больше любит играть в сюжетные игры, в том числе с этими кубиками. Они у неё играют роль грибов 😀 . 

Палочки Кюизинера

счетные-палочкиЭто многофункциональный счетный материал (My-shop, Babadu). В набор входят 10 видов палочек. Каждый размер палочек выделен своим цветом. Чем больше размер палочек, тем меньше их количество. Больше всего самых маленьких палочек (белых — 25 штук), меньше всего самых больших палочек (оранжевых — 4 штуки).

Помимо обучению счета из этих палочек можно выкладывать различные узоры и рисунки. Надо отметить, что обычные счетные палочки имеют мало общего с палочками Кюизинера. Последние достаточно крупные. В поперечном сечении имеют форму квадрата, поэтому из них можно выкладывать даже объемные фигуры.

Особый интерес к этим палочкам у меня вызван изучением проверенных временем методик развития. В 19 веке педагог-новатор Фридрих Фрёбель разработал ряд материалов для развития детей. Одним из элементов развития творчества являлось выкладывание изображений из лучинок. Когда я увидела впервые палочки Кюизинера, кубики Никитина и альбомы со схемами к ним я несказанно обрадовалась, что в настоящее время есть аналоги даров Фрёбеля. Нельзя не отметить, что современный вариант развивающих материалов более приятный и многофункциональный нежели средневековый. По палочкам Кюизинера можно изучать цвета, размеры, счет, сравнения, простейшие арифметические операции.

Кроме того, специально для палочек разработан ряд альбомов и комплектов со схемами, которые дополнительно увеличивают интерес. Мы приобрели комплект «На злотом крыльце…». Комплект замечательный, но на мой взгляд в нем мало схем для самых маленьких. Ниже несколько фото разворотов:

счетные-палочки2счетные-палочки3счетные-палочки4С палочками, как и с блоками Дьенеша, существует множество вариантов произвольных игр. Так как мы только начали своё знакомство с ними, то играем в самые простые варианты:

  • выбрать из набора самую маленькую/большую палочку;счетные-палочки1
  • выложить из палочек последовательность по возрастанию/убыванию;
  • выбрать из предложенного набора палочки одного цвета/размера;
  • заполнить маленькими палочками квадрат из больших.

Вероятно, со временем у нас наберется копилка с играми для палочек. Сегодня приведу пример, как я учила Яну выкладывать домик. Обычное пошаговое повторение оказалось не интересным и в этом случае даже нельзя сказать, что домик у Яны не получался. Он у нее вообще не хотел строится, потому что все наши палочки — это «желе, которое надо кушать малышам (плюшевым игрушкам)» :oops:. Пришлось навязать свой сюжет. Для этого я использовала сказку про зайца и лису. Яне был выдан следующий реквизит: наклейка зайца, 4 синие палочки, 2 красные палочки и лист А4. Себе я взяла: 4 палочки оранжевого цвета, 2 красного цвета, наклейку с лисой и лист А4.

  1. Наклейки наклеили на центр листов. Я делала первая, Яна следом за мной.
  2. Сделали пол — каждый положил свою палочку под наклейкой.
  3. Сделали потолок — положили палочку над наклейкой.
  4. Построили стены — положили палочки по бокам.
  5. Затем построили крышку — две палочки сверху. В этот момент лицо Яны засияло от получившегося результата.

Далее по сценарию домик лисы растаял, а у зайчика остался целым. После лиса выгнала зайчика, но в конце зайчик вернулся в свой домик и был счастлив :mrgreen: .

счетные-палочки-6 счетные-палочки-5

В интернете выложено большое количество игр с палочками Кюизинера рассчитанных на разные возраста. Их можно найти, введя в поисковик фразу «конспект занятий с палочками Кюизинера младшая/старшая группа«.

Математический планшет

Еще одна наша «развивашка» из разряда «все гениальное просто» — математический планшет (Babadu). Он предназначен для изучения геометрии и развития речи.

planshet-planshet7Планшет представляет собой пластиковую пластину со штырьками. На одной стороне штырьки расположены по кругу, как на циферблате часов. На другой —  в виде решетки. Развитие речи предполагается за счет «прокачивания» мелкой моторики. 

В комплекте с планшетом идет брошюра, содержащая 114 схем. Ниже представлены фото разворотов:

planshet1planshet2 Дополнительно к планшету я приобрела альбом с заданиями:

planshet3 planshet10
planshet4 planshet5

Планшет замечательный, за исключением небольшого нюанса. Во некоторых схемах надо одеть резинки на три штырька расположенных вряд или на пару штырьков наискосок. Все резинки набора достаточно длинные и такая комбинация смотрится не эстетично. Мы вышли из положения дополнив планшет резинками для плетения браслетов. Браслеты Яне плести еще рано, но последние пару лет у меня появилась привычка скупать все, что может пригодится для развития мелкой моторики и стоит копейки.

planshet6 planshet-9

Квадраты Никитина

kvadraty-Nikitina1Одно время Яна очень любила собирать пазлы. Достигнув предела в 30 частей, интерес угас. Для наращивания количества частей ей просто не хватает терпения. Новые варианты в 30 частей ей уже не так интересны. Я решила попробовать квадраты Никитина. Смысл как у пазла, но сложность сборки квадратов зависит не только от количества деталей, но и их формы. При заказе я выбрала 2-ой или даже 3-ий уровень сложности, подумав, что у Яны уже хорошо «прокачан» навык сборки. В итоге выяснилось, что я сильно ошиблась с уровнем сложности 😳 .

Квадраты Никитина выполнены из тонкой фанеры. У всех деталей есть места сцепления между собой. При переворачивании панели с собранными квадратами, детали хорошо зафиксированы и не выпадают. С другой стороны, детали достаточно туго вставляются на свои места и поэтому для игры требуется определенный уровень моторики пальцев.

kvadraty-Nikitina2

Игра-конструктор с молотком

Эта игра меня заинтересовала возможностью забивать «гвоздики» по-настоящему и своей творческой составляющей. mozaikaПри заказе я не подумала, что такие «гвоздики» могут быть опасными для малышей, так как не видела что они из себя представляют. Когда я увидела, что «гвоздики» представляют собой силовые кнопки с круглой шляпкой, то была разочарована. Тем не менее, можно справедливо отметить, что существование безопасных гвоздиков, с возможностью забивать по-настоящему, перечит законам физики.

Поначалу игра вызвала большой интерес. Возможность забивать «гвоздики» была воспринята на «ура». Но ряд ограничений, сделанных из соображений безопасности, достаточно быстро остудил пыл к игре. Думаю, эта игра больше подходит для среднего или старшего дошкольного возраста.

mozaika2В завершение

Читая посты о наших обильных «развивашках», мне часто задают вопросы об их необходимости для малышей. Хочу отметить, что наша с Яной особенность — обилие книг и «развивашек». У нас их количество растет потому, что я вижу в ней большую отдачу от наших развивающих игр. Мне доставляет большое удовольствие предлагать Яне очередное задание и наблюдать за её интересом и прогрессом. В то же время надо осознавать, что для гармоничного развития малыша содержание всех «развивашек» — дело вторичное. Первичным является эмоциональное, познавательное и разнообразное общение с мамой. Можно каждый день с малышом играть в разнообразные сюжетные игры или совершать различные прогулки с большим количеством качественных бесед и в раннем возрасте. Такое развитие в раннем возрасте будет не менее эффективно, чем большой набор «развивашек». Очень подробно на многочисленных примерах об организации правильного взаимодействия мамы с ребенком пишет Е.Н. Водовозова.

В то же время, если речь идет о развитии дошкольника среднего и старшего детсадовского возраста, то знакомство с азами математики и развитие творчества посредством выкладывания рисунков и узоров является важными моментами. Для знакомства со многими понятиями потребуются наглядные примеры. Материалы, описанные выше, являются прекрасным вариантом для этих целей.

Всем приятного и эффективного процесса развития!

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

 

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте 😉 .

Полезные ссылки:

Математические игры для дошкольников: 11 комментариев

  1. Ольга

    Екатерина, добрый день! Подскажите, пожалуйста, у меня назрел вопрос. Уже год как эта статья написана + статья по блокам Дьенша, а у нас как раз подходит возраст для подобных игр. Можете ли Вы написать, полезны ли оказались данные пособия для Вас? Пользовались ли игры «спросом» у Яны? Дело в том, что я сейчас выбираю пособия для сыночка, кубики Никитина мы будем брать, это точно. Нравится идея с блоками Дьенша. Полезны ли они оказались? Интересно ли было ребенку с ними играть? Что можете сказать о математическом планшете, играла ли в него Яна? Вот палочкам Кюинзера у меня большие сомнения, нужны ли они. Понимаю, что у каждого своя уникальная ситуация, и все дети и родители разные, но поделитесь, пожалуйста, своим опытом за прошедший год. И еще один вопрос, точно помню, что ранее в этой статье упоминалась группа вконтакте, где Вы приобрели эти пособия, но сейчас ссылка на нее убрана из статьи, можно поинтересоваться, почему? Если не секрет )

  2. Валентина

    Отлично, что все Развивающие игрушки не навязчиво заставляют ребенка думать, а лучше если родители рядом, посматривая на фантазии ребенка

  3. Анастасия

    Максимке 2 и у нас идет на ура конструктор бауэр — он сам придумывает машины и конструкции, называет их сам (это паровозик, это самолет), и цвета и формы и размер на нем легко учить:)
    А вы писали что-то про мозаику? Я упустила… выбираю сейчас варианты, оказывается их столько разновидностей!

    1. Мама зануда Автор записи

      С 9 месяцев мозайка-конструктор «башни» Quercetti. Обзор тут.
      С года Стеллар с крупными деталями (http://goo.gl/3Ypjj0). Понемножку в нее играли время от времени.
      В 2 я покупала крупные пуговицы с шаблонами http://www.alexbrands.com/product/arts-crafts/button-art/ . Рассчитывала, что будет интерес к шаблонам, но у Яны его не проявилось. Несмотря на это по прежнему считаю, что вариант с шаблонами лучший в период с 2 до 3. Оставлю ссылку, она часто появляется в my-shope (http://goo.gl/NO1Zgf). Аналог такой мозайки есть у Quercetti http://goo.gl/4HrRZP
      В 2,5 покупала обычную (http://goo.gl/MN3EJg ) от ТойзЮнион. Этого производителя я занесла в свой черный список. Мозайка попалась неяркая, выцветшая с неравномерным количеством цветов. Фишек не хватает чтобы закрыть все поле. Сразу интереса к ней не было, а через пару месяцев Яна стала задействовать её не по назначению — в ролевых играх.

  4. Ольга

    Екатерина, спасибо-спасибо-спасибо! Я в восторге, наконец-то теперь знаю, где купить кубики Никитина! Ура! Про математический планшет не знала раньше, но идея отличная! Ваши статьи вдохновляют!

    1. Мама зануда Автор записи

      Очень рада, что пост оказался кстати. Видимо, мы с Вами на одной волне. Я тоже долго предвкушала покупку этого развивающего материала :-).

  5. Татьяна

    Спасибо за статью, прошлую прочитала с большим интересом, т.к. про многие развивашки даже и не слышала и эту не пропустила мимо..))) Буду высматривать в инете или СП где прикупить подешевле.

    1. Мама зануда Автор записи

      Если Вашему малышу 3 и больше можно посмотреть другие «развивашки» от Корвета. Их огромное разнообразие. Я в силу возраста Яны начала с базовых авторских методик (Дьенеш, Кюизинер, Никитин), по мере их освоения, будем пробовать другие безымянные.

  6. Александра

    Еще магформерс магнитный конструктор, хорошо по схемам делать, интерес не ослабевает, с тех пор как на новый год подарили. Но она делает не по схемам, а в процессе игры — то паровоз с вагончиками, то домики строит, иногда это печенье — гостей кормить. Но прогресс в конструировании есть определенно.
    А вообще, все у нас очень похоже на Яну (у нас с вами разница в месяц или 2) — и про пазлы, и про кубики Никитина. Всевозможные мозаики и игры с мелкими деталями часто становятся «желе», «суп», каша, печенье и даже чай. Их насыпают в кукольную и настоящую посуду, в игрушки на молнии, в папины ботинки, в кошачью миску…Уже сил нет сортировать, на несколько игр я махнула рукой, и они пребывают ассорти в самых разных игрушечных емкостях.
    «Сложи квадрат» я покупала первого уровня, еще год назад, 8 из 12 сложили сразу, а остальные долго отрабатывали.

    1. Татьяна

      Моя доча младше, нам 1,4 мес, тоже купила магнитный конструктор с заделом на будущее, пока лежит, надеюсь, что заинтересует. Кубиков Никитина пока нет, надо приобрести, а вот что касается пазлов, как вы отметили: «Всевозможные мозаики и игры с мелкими деталями часто становятся «желе», «суп», каша, печенье и даже чай.: 🙂 Это прямо про нас, целая кастрюля (наша обычная металлическая) набита всем этим добром…..у нас тоже большое ассорти ))))

    2. Мама зануда Автор записи

      Как раз последние пару дней раздумывала о наборе Магформерс и дополнительном наборе Лего. У нас есть Smartmax с цветами, палочками и шариками, но архитектурные конструкции из палочек и шариков сложны в сборке, а с цветами уже все варианты пересобирали.

      С порядком в игрушках с 2,5 лет тоже начались сложности. Яна начала выбирать самостоятельно места игр и хранения игрушек и выглядит это удручающе. Отстаиваю критичные моменты, но видя потребности в самостоятельности и важности быть хозяйкой своего пространства, приходится терпеть и ждать, когда понятие порядка перейдет на новый уровень.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.