Ребенок не хочет помогать
Я редко делаю перепосты чужих статей. Это тот случай, когда текст у меня сильно откликается. Прочитав житейскую историю ниже, возможно, вы найдете свою ошибку в воспитании.
Хвали, даже если хочется плакать
Скажу честно — я родителям не помогала. Точнее, когда-то, в очень раннем возрасте я пыталась, но им это не нравилось:
- Не нравилось, когда я плевала на носовой платок и «до блеска» терла окна на кухне. «Только вчера все отмыла, — горько вздыхала мама, — а теперь все заново! Шла бы ты лучше играть».
- Не нравилось, когда я мыла холодной водой посуду, и она оставалась жирной. «Отойди, я лучше сама», — подталкивала меня мама к выходу.
- Не нравилось, когда я садилась лепить с ней пельмени и «переводила» половину теста и мяса. «Не мешай!» — сердилась она.
Нет, мама не хотела меня обидеть. Она хотела как лучше. Сделать все быстрее и идти со мной гулять. У нее было еще столько дел! И я перестала мешать. Я вообще перестала что-то пытаться делать по дому. Это она мне рассказывала уже тогда, когда я стала взрослой. «Если бы все вернуть назад!», — вздыхает она сейчас. Я и готовить, собственно, научилась, только когда вышла замуж. Одна моя подруга до сих вспоминает, как я звонила ей и шептала в трубку, чтобы муж не слышал: «Оль! Скажи, как варить бульон».
… Помню, свекровь, бабушка Катя, женщина простая, выросшая в деревне, в многодетной семье, как-то сказала мне: «Пусть всегда помогают, даже если мешают. И хвали! Хвали! Даже если от помощи хочется плакать!». Я видела, как она хвалила внучек, когда они помогали ей жарить котлеты, и весь стол, кухня, занавески, об которые кто-то вытер в кулинарном запале руки, были в фарше.
- Смотри, это Сонечка (наша вторая) полностью сама приготовила, — показывала мне бабушка Катя какие-то бесформенные угольки. А потом на радость внучке героически их съела. Все, до единого! И на ее лице не дрогнул ни один мускул. А я с ужасом смотрела на нее и думала: «Отравится или нет? Вроде жива…».
- Она хвалила их, когда они сами накрывали на стол для чаепития и разливали по блюдечкам варенье. Приглашали ее к столу, она садилась на табуретку и понимала, что ее новая юбка прилипла. И что варенье не только на этой табуретке, но и на полу. — Какой у вас вкусный чай, — нахваливала бабушка Катя. — Можно еще вареньица? — Можно! — радовалась Дуня (третья) и тут же переворачивала полбанки на стол.
- Бабушка со слезами на глазах хвалила их, когда они помогали ей на даче полоть сорняки и выпалывали половину клубники. — Какие молодцы, — незаметно вытирая глаза, говорила она. — Не грядка, а паркет. Ни одной травинки. И дочки радовались…
Как же они радовались! И как хотели еще помогать. Кричали наперебой: «Бабушка, что еще для тебя сделать?». А она улыбалась. И как им нравится помогать второй своей бабушке, моей маме, лепить пельмени. Ее уже не волнует, что девчонки «переведут» фарш с тестом. Наверное, это приходит с годами.
Не буду делать глубокомысленных выводов и рассказывать, как нужно воспитывать детей. Каждая мама знает сама. Да и не помудрела я, пока для этого. Но жизнь сделала все за меня: у нас четверо детей, и ясно, что без их помощи я просто не справлюсь. Да, пока они научатся, я выпью не один пузырек валерьянки, но другого пути, видимо, нет.
Кстати, старшая Варя уже может все! Она моя главная опора и поддержка. Правда, научила ее этому не я. Просто, когда рождались ее младшие сестренки, ей пришлось многое делать самой. И ей это нравилось. Детям вообще важно чувствовать, что они могут нам помочь и сделать что-то «взрослое».
Об авторе текста
Автор текста Елена Кучеренко. Текст издается с другими рассказами в книге «Спасибо вам, люди» (labirint, my-shop). Также статьи Елены можно почитать на сайте pravmir.ru. Она глубоко религиозна, и большая часть её материалов связана с христианством. Религиозные темы мне чужды. А вот личные переживания Елены, связанные с материнством, очень близки. Я прочла несколько статей и очень прониклась.
Ребенок не хочет помогать (мой опыт)
Мой личный опыт немного пересекается с опытом Елены, но любой опыт надо изучать с начала. Начну со своего детства. Мне кажется, корни проблемы именно в нем. Мое детство прошло без посудомоечной машины. И даже стиральные машины-автоматы тогда отсутствовали. У нас был огромный огород и участок земли, на которых трудилась вся семья. Мама была вынуждена делегировать уборку дома мне достаточно рано. Я даже не помню в каком возрасте это произошло. С детства уборка проходила по субботам и была для меня обязаловкой. Мама в это время занималась стиркой и работами на огороде. К появлению своих детей я была твердо уверена, что обязывать детей помогать в быту неверно.
Я наивно считала, что детям полезнее заниматься творчеством, играми и другими детскими делами. Я начала воспитывать Яну именно с этой позицией. В итоге к 6 годам(к году рождения Артема) получила полную эгоистку в плане помощи по дому. У нее жизнь – творчество, в которой не место обыденностям типа уборки. Уборка Яны – это серьезное показательное мероприятие, которым она радуется нас не чаще, чем 1 раз в две недели. Этим мероприятием она демонстрирует свои способности по максимуму. И да, она может навести идеальный порядок, когда захочет. Но привычки соблюдать чистоту регулярно у нее нет. Я сожалею об упущенном воспитательном моменте, ведь привычка контролировать порядок в своем пространстве дает бонусы организованности личности в целом.
Артему уже два года, и он растет хозяйственным. Если что-то прольет на пол, бежит за тряпкой, вытирает. Если испачкает одежду, тут же кидает в стиральную машину, и требует запускать стирку. При завершении игры, игрушки, в которых мало деталей складывает в коробку сам. Если деталей много, складываем вместе. Уборкой игрушек я стараюсь не заниматься, ведь этим я лишаю детей воспитательного момента. И таких нюансов очень-очень много.
Прочитав статью Елены «Хвали, даже если хочется плакать», я окончательно прояснила для себя очередную ошибку в воспитании. Но даже после чтения этой статьи, ловлю себя на том, что маленького Артема хвалю за каждую попытку помощи. Что касается Яны, то по инерции, и в силу ее возраста, не могу удержаться от недовольства при ошибках. Даже если его не высказываю, то отношение к ее помощи обыденное, и она это ощущает. Сознательно я понимаю, что Яна нуждается в эмоциональной поддержке в направлении помощи по дому.
В идеале родители должны акцентировать значимость и важность каждого маленького жеста, чтобы привычка убирать сформировалась естественным образом.
- Напоминания по 100 раз в день – «подбери это», «положи на место, то» — привычку к чистоте не формирует. Даже наоборот, каждая лишняя рамка в воспитании ужесточает режим дня, нагружает психику. Если выбирать между неврозами и бардаком в личных вещах ребенка, а предпочту второе.
- Также я пробовала использовать расписание дня с моментами уборки (5 минут утром, 15 минут во второй половине дня), и это тоже у нас не пришлось ко двору.
- Сейчас я в очередной раз пытаюсь исправить ситуацию, и в этот раз начинаю с себя. Я должна изменить СВОЕ отношение к помощи ребенка. И это посложнее, чем составлять расписание или постоянно задавать вопросы в духе «а это ты сделала?».
Вот такие дела. Делитесь своим видением проблемы.
Очень актуальная тема, думаю для многих. Мне очень импонирует методика Монтессори, и я не раз пыталась позволить себе разрешить дочери помогать… но, от комментариев вроде «не лей так много воды на пол», «отжимай губку сильнее» и т.д. удержаться не могу думаю, что ребенок таких посланий «помогать можно, но я все делаю не так» не понимает. Сейчас дочери 3 года, и она что-то умеет убирать сама (игрушки, если разбросано не много, свои вещи, правда все время зовет «помощников» вроде зайцев на носках или какой-то игрушки). Она все еще пытается помочь помыть пол или постирать шерстяные вещи руками в тазу, но у меня вечные отговорки: «давай ты лучше вытрешь пыль в своем шкафу» или соберешь игрушки с пола. И над этим мне надо работать, над собой в первую очередь.
Но вот есть та область, куда дочь допущена уже давно, это кулинария В конце прошлого года я обучались на он-лайн курсе по французской выпечке и мы с дочерью все делали вместе, вымешивали руками песочное тесто, взбивали венчиком меренгу и сливки, выкладывали «розас» и т.д. И конечно, она везде и пальцем залезла, и пробовала все. А сейчас даже шоколад вместе со мной темперирует)) хотя на долгие процессы терпения не хватает. И под это все очень «зашла» у нас книга «Рецепт праздника», за что большое вам спасибо!
Как же это здорово, когда родители сознательно подходят к воспитанию, и в первую очередь совместно занимаются со своими малышами. Вы большая умничка. Спасибо, что поделились своим опытом!
Спасибо вам, Екатерина, но я себя «достаточно хорошей мамой» не считаю(
Мне еще расти и расти… вместе с дочерью)