Раннее развитие | Системный подход. Теория

Сегодня я хочу еще раз систематизировать подход к раннему развитию. Известно, что большинство ошибок совершается из-за неправильного выбора целей и инструментов, поэтому результат развития ребенка полностью зависит от вектора, заданного родителями и подходов, которые они используют.

razvitie

Раннее развитие | Цели

Некоторые родители выбирают в качестве целей раннего или дошкольного развития навыки чтения, счета, письма, запоминания информации. Если все идет по плану, то в первый класс поступает читающий, считающий, пишущий ребенок с хорошей памятью. Последние годы одновременно с ростом популярности раннего развития школьные психологи начали бить тревогу снижения интереса к обучению. И в первую очередь это коснулось детей, с которыми целенаправленно занимались ранним и дошкольным развитием конкретных навыков (чтения, счета, письма, запоминания информации).развитие детей

Современная стратегия развития детей предполагает в своей основе развитие интереса и мотивации. При этом приобретение знаний и навыков соответствующих возрасту происходит, как побочный эффект. При таком подходе развитие ребенка происходит более полноценно. При ошибочной постановке целей раннего развития родители и дети ориентированы на результат, поэтому в какой-то момент сам процесс перестает приносить удовольствие, но при этом остается выматывающая гонка за результатами.

Приведу в пример свои основные цели раннего развития Яны. Напомню, что раннее развитие происходит от 0 до 3 лет. Яне сейчас 2 года 8 месяцев. В таблице, помимо целей, приведены предварительные итоги её раннего развития: показать скрытый текст

Пройдя достаточно большой путь у меня начала складываться более полная картина правильного подхода к развитию малышей, которой я хочу поделиться с вами.

 Раннее развитие | Типичные ошибки развития малышей начинающих родителей

В современном обществе большое влияние на тенденции раннего развития осуществляет сфера производства и сбыта товаров и услуг.

развитие детей1Сфера предпринимательства предлагает родителям, то что приносит ей наибольшие выгоды. По этой причине многие родители дезориентированы. Особенно это касается новоиспеченных родителей.

Приведу в пример себя. Я — человек, очень скептически относящийся к любой рекламе. Реклама любого продукта скорее меня отталкивает, чем заинтересовывает. Я уверена, что хороший продукт в рекламе не нуждается. В один прекрасный момент мои «мамские» будни после рождения Яны стали настолько размеренными, что я начала скучать от их однообразности. Тогда у меня появилась идея наполнить будни интересными и полезными играми и занятиями. Сначала я начала скупать интересные игрушки, но быстро поняла, что в младенческом возрасте интерес к игрушкам кратковременный и неустойчивый. Затем я обратилась к опыту других мам и наткнулась на методику Гленна Домана. Я никогда особо не доверяла лозунгам об эффективности этой методики. Но мне, как гиперответственному человеку, всегда было неудобно предоставлять Яну надолго самой себе. В один прекрасный момент для разнообразия я решила попробовать Домана. Я демонстрировала карточки, вела учет продемонстрированных, вводила новые строго по методике. Спустя месяц занятий мне пришла в голову идея получше узнать об эффективности этой методики. При этом я нашла множество экспертных публикаций о её неэффективности. Тогда я начала изучать другие методики раннего развития и обнаружила, что ни одна современная методика раннего развития не является полной и достаточной для гармоничного развития малыша.

«Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста» Водовозовой Е.Н.

Так как в этой статье я решила собрать наиболее качественные источники информации о правильном развитии малышей, то в качестве лучшей методической основы приведу рекомендацию прекрасной книги по развитию Водовозовой Елизаветы Николаевны. Её конспект можно изучить здесь. Эту книгу рекомендует для знакомства родителей с правильным развитием детей М.М. Безруких — профессор, академик, психолог, доктор биологических наук, глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования. Современные тенденции в обществе раскачиваются, как маятник. Одни считают, что детей надо развивать по максимуму. Другие, видя ошибки первых (подробней об ошибках тут), делают выводы, что дети должны расти без вмешательств «как трава».  А истина, как обычно скрывается где-то посередине, как раз о таком разумном развитии дошкольников пишет Водовозова Е.Н.

Методики раннего развития

Перейдем к обзору методик раннего развития. Я их не могу обойти стороной, так как некоторые считаю очень полезными. Методики раннего развития предоставляют широкий набор занятий с ребенком по различным направлениям. Каждая методика содержит основную технологию развития и набор конкретных упражнений и материалов для развития. У каждой методики есть свои преимущества и недостатки. Лучшим вариантом я считаю использование элементов разных методик.

Приведу краткое описание методик (я его публиковала еще в прошлом году, но пришло время обновить):

Методика Гленна ДоманаDoman

Технология развития: стимуляция органов зрения показом карточек + обильные физические упражнения

Минусы: Не многие поклонники методики знают, что Американская академия педиатрии выпустила уже 5 официальных публикаций с предупреждением о неэффективности этой методики.

shichida-all3Методика Шичиды

 

Технология развития: Выполнение цикла коротких (не более 5 минут на одно задание, лучше 1-2 минуты) разнообразных заданий с быстрой сменой деятельности.

Интересные моменты: Методика стала особенно популярной из-за интересных заданий с карточками на развитие памяти, внимания и воображения. Корни методики уходят в восточные духовные практики.

Минусы: В плане статистики эта наименее изученная методика чтобы говорить о её побочных эффектах. В ней можно выделить несколько подозрительных моментов: стимуляция зрения большим количеством карточек (рекомендуются сотни карточек в день), развитие интуиции.

Плюсы: К Шичиде привлекают интересные варианты игр с карточками и мандалами на развитие памяти и внимательности. Также следует отметить, что стимуляция мышления вследствие быстрой смены деятельности — это научно-доказанный факт.

Методика МонтессориMontessory

Технология развития: Создаем развивающую среду для малыша в которой пространство заполнено дидактическими материалами и развивающими игрушками.

 

Особенности: Методика ориентируется на возрастные потребности малыша (сенситивные периоды). СтОит отметить, что оригинальная методика Монтессори ориентирована на развитие детей в разновозрастных группах. Но это не мешает многим мамам использовать её наиболее эффективные элементы дома.

Минусы: В оригинале методики считается, что взрослые должны не воспитывать детей, а только наблюдать за детьми. Данная методика делает упор на развитие логического мышления и навыков самообслуживания, но забывает о творчестве, эмоциональном развитии, развитии фантазии. Именно по этой причине в 1926 году в России были ликвидированы все детские сады, занимающиеся по Монтессори.

Плюсы: Монтессори одна из первых обратила внимание на важность развития мелкой моторики. В этой методике большое внимание уделяется играм и занятиям на мелкую моторику. Именно Монтессори придумала рамки с вкладышами для малышей от года и шнуровки для малышей 2-3 лет. Сейчас их появилось большое множество и это радует. Доказано, что преждевременное развитие многих навыков может отрицательно сказаться на развитии в будущем. В методике Монтессори происходит ориентация на сенситивные периоды конкретного ребенка. Это обеспечивает своевременность развития.

Вальфдорская педагогика

Технология развития: Подход делающий упор на развитии эмоциональной составляющей ребенка, его чувств и мироощущения.

Особенности: Создается возвышенная среда развития. Особые требования к окружающей обстановке. Допускаются только натуральные, в идеале созданные своими руками, игрушки и дидактические материалы. В подходе практикуется очень бережное отношение к естественному плану развития ребенка, поэтому чтение и счет вводятся значительно поздней всех известных методик.

Минусы: В корнях Вальфдорской педагогики есть большая оккультная составляющая. Создатель Вальфдорской педагогики Штейнер Рудольф является основателем духовного движения антропософии и автором эзотерическую составляющей христианской философии. Подход характеризуется радикальной тягой ко всему естественному. По сути методика отрицает использование многих современных достижений цивилизации.

Плюсы: Несомненно, эмоциональное развитие ребенка является важным и очень хорошо если оно происходит целенаправленно.

Подход к развитию Сесиль Лупан

Технология развития: Сесиль Лупан рекомендует в своем подходе, как можно больше разнотипного информационного материала не зависимо от возраста ребенка по всем направлениям + физические упражнения.

Минусы: Этот подход один из самых опасных. По сути он является готовым рецептом, как получить тепличный эффект, при котором ребенок привыкает, что все знания в него вкладывают и перестает стремится к самостоятельному развитию.

Методики Домана-Маниченко от Умницы (www.umnitsa.ru)

Технология развития: У Умницы множество методик. Для них разработано большое количество наглядных материалов высокого качества. Развитие происходит в результате выполнения заданий по комплектам.

tvorchestvo-s-pelenok-1

Для раннего развития от Умницы я выбрала методику «Творчество с пеленок». Она знакомит с цветами и первыми видами творчества посредством разнообразных коротких занятия — от игр с цветными картиночками до рисование и выполнения аппликаций.

Минусы: Большинство методик Умницы предполагает несвоевременное изучение чтение и счета. Перед тем, как остановить свой выбор на одной из них ознакомьтесь со статьями о вреде раннего развития: тут и тут.

Плюсы: Методики от Умницы очень удобны для родителей наличием пошаговых программ и качественных методических и демонстрационных материалов.

Из перечисленных методик мы успели позаниматься по Доману, Шичиде, Монтессори и набору «Творчество с пеленок» от Умницы. В методике Гленна Домана я разочаровалась окончательно и бесповоротно. Элементы Шичиды, Монтессори и комплекта «Творчество с пеленок» от Умницы мы практикуем в настоящее время. Подробней об этом можно почитать в соответствующих постах.

Раннее развитие |федеральные государственные образовательные стандарты

Министерство образованияВ своих статьях я неоднократно приводила моменты несовершенства всех методик, поэтому в качестве основы для создания собственного плана развития предлагаю рассмотреть наиболее совершенные источники. В первую очередь мне в голову приходят актуальные федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС). Это именно тот документ, с изучения которого, на мой взгляд, лучше начинать знакомство с ранним развитием. Законодательные акты мне нравятся тем, что в них предусмотрено гораздо больше, чем в методиках. Если вы хотите системно подойти к развитию ребенка, вам стОит ознакомится с ФГОС.

Во ФГОС вы можете найти широкий перечень направлений развития дошкольников (он настолько широк, что для раннего развития его сложно использовать): показать скрытый текст

Направления развития во ФГОС не разнесены по возрастам, поэтому на них сложно опираться при раннем развитии. Их лучше использовать в качестве постановки целей всего дошкольного развития.

В качестве ориентира раннего развития проще использовать перечень видов деятельности, рекомендованных ФГОС в разрезе возрастов (пункт ФГОС 2.7): показать скрытый текст

Обеспечив развитие по всем вышеперечисленным видам деятельности в соответствии с возрастом малыша, мы можем быть уверенными, что его развитие происходит гармонично.

Что касается практики (сборников с материалами, рекомендациями конкретных занятий), то по ФГОС для малышей до трех есть программы, одобренные Министерством образования. Скорей всего текст самих программ для мам не представит большого интереса. Самое важное в этом, что к каждой из программ есть разработанный комплекс сборников и методичек с практическими материалами, одобренными Министерством образования. Наиболее популярные и интересные программы:

  • «Кроха» (0-3 года). Комплексная программа всестороннего раннего развития малышей для использования в семье. Сборник практических материалов «Игры и упражнения для детей раннего возраста» к программе «Кроха» можно скачать тут. В ближайшее время в Лабиринте ожидается поступление двух сборников с практикой для малышей по программе Кроха.
  • «Радуга» (0-7 лет). Авторы Доронова Т.Н. , Гризик Т. И. Комплексная программа всестороннего развития дошкольников предназначена для использования в детских садах. На данный момент она является наиболее популярной программой. Сборники с практическими материалами также можно найти в Лабиринте, My-shop.

Если вы увлечены развитием ребенка, то сборники с заданиями к программам, рекомендованные министерством образования могут быть основой или прекрасным дополнением к развитию малыша.

Раннее развитие | Когда учить читать, писать и считать?

Во многих постах я обосновывала вред раннего чтения. Но при этом встает вопрос «когда же все-таки учить читать» или «отправлять не читающего ребенка в школу». Привожу свое мнение на этот счет:

В образовательных стандартах для дошкольников, приведенных выше, не ведется даже речи о раннем чтении и письме. Но учитывая, что ФГОС содержат «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации», можно сделать выводы, что большинство детей самостоятельно к старшему дошкольному возрасту придут к чтению. Именно в этом возрасте происходит физиологическая готовность к навыку чтения.

Могу себя привести в качестве примера ребенка, который самостоятельно научился читать. Также я до сих пор помню свое горячее желание научиться писать и свои первые печатные буквы в 6 лет. В трудах многих специалистов в области развития можно прочитать подтверждения о том, что такие желания детей естественны, и они обязательно возникают. Но в последнее время психологи бьют тревогу из-за того, что познавательный интерес утрачивается впоследствии злоупотребления несвоевременным обучением. Поэтому я в отношении чтения и письма решила выбрать выжидательную тактику. Я не буду учить Яну буквам до момента пока не увижу у нее настоящего интереса к самостоятельному чтению. Настоящим интерес считается тогда, когда ребенку становится не важным наличие картинок к буквам и тексту. Это как раз будет говорить о готовности восприятия символьной информации. Если ребенок не интересуется буквами и написание слов без картинок, то говорить о чтении явно рано. Но это только касается ребенка, которому предстоит учиться читать. Маленький ребенок, который уже научился читать, конечно же будет нуждаться в иллюстрациях к тексту.

Раннее развитие | Выбираем момент изучения первого иностранного языка

Мне неоднократно задавали вопрос о том, когда же лучше начать изучать иностранного языка. Получив ответ, зачастую разочаровывались 🙂 . Я придерживаюсь мнения, что иностранные языки следует вводить только после того, когда сформирована родная речь. В противном случае иностранный язык будет усложнять развитие в целом, что ведет к риску дефектов речи. Они поправимы, но лучше их избегать. На данный момент я Яне предоставляю время для формирования правильной родной речи. Думаю, у неё появится полная готовность к комфортному старту изучения английского в 4-5 лет. Причем в моих планах углубленное изучение английского всей семьей. Это наша с мужем давняя мечта, на которую всегда не хватало времени. Но в отношении ребенка времени никогда не жалко, поэтому надеюсь, что наша маленькая мечта сбудется.

Для сомневающихся в наилучших сроках изучения иностранного языка, подкреплю свое мнение более авторитетными. Несколько мнений специалистов с Русского медицинского сервера:

Жиянова Полина Львовна дефектолог, специалист с большим опытом работы в области развития детей:

«Существует мнение, и я с ним согласна, что маленький ребенок склонен к изучению одного языка, т.е он по природе монолингв. ребенок на практике постепенно начинает понимать, что это разные языки, и это помогает ему преодолеть путаницу. Замечено также, что раннее усвоение двух языков, практически всегда, приводит к некоторой задержке усвоения каждого из языков ( в сумме, может не быть отставания).»

Исследование о дефектах речи при раннем изучении языков:

«Дети, которые разговаривали на двух языках раньше пяти лет, значительно больше склонны к заиканию и испытывают больше трудностей в его преодолении, чем дети, которые до этого возраста говорили только на одном языке, говорится в статье британских психологов, которая была опубликована в журнале Archives of Disease in Childhood. «

Выдержка из статьи Светланы Ильиной (клинического психолога, кандидата психологических наук, практикующей работу в Бельгии):

«Двуязычие – большая нагрузка на психику ребенка, однако абсолютное большинство детей с ней прекрасно справляются. Каковы же особенности их речевого развития?

1. Более поздний речевой старт. Двуязычные дети очень часто начинают говорить позже своих сверстников: им необходимо освоить больший объем информации, чем одноязычным сверстникам. Этот период может быть довольно трудным для родителей – в полтора-два года многие дети уже начинают говорить фразами, билингвы же нередко способны произнести всего несколько слов.

2. Путаница в языках. До 5 лет ребенок, заговорив на обоих языках, имеет право путать языки – вставлять слова из одного языка во фразы из другого. Ничего страшного в этом нет. Не стоит каждый раз поправлять ребенка, достаточно просто произнести вслух правильный перевод слова тому родителю, на языке которого построена вся фраза.»

Таким образом получаем, что для детей-билингвов проживающих в двуязычной среде, два языка — необходимость, поэтому приходится жертвовать задержками в развитии и вместе с ними рисками различных дефектов речи, которые впоследствии, конечно же, исправляются. Одновременно с этим углубленное изучение второго языка с детьми, живущими в моноязыковой среде можно считать необоснованным до уверенной речи на родном.

upd 2019 года: На текущий момент Яне 5 лет. Мы все еще не начали изучение английского. При более детальном рассмотрении вопроса оказался очень существенен фактор организации процесса обучения. Водить дошкольника пару раз в неделю к репетитору или на групповое занятие протяженностью около часа я считаю пустой тратой времени. Единственный результат от подобного обучения — разрозненные слова и предложения в памяти. Подобным образом можно учить языку более старших детей, у которых мышление работает более эффективно. Старшие дети и взрослые могут понимать структуру языка и соответственно совершенствовать речь при небольшом объеме занятий. Маленькие дети нуждаются в качественном погружении в языковую среду — какой-либо регулярной коллективной деятельности с использованием изучаемого языка. С учетом требований процесс обучения получается достаточно затратный по времени и финансам. По этой причине мы изучение все еще откладываем.

 Раннее развитие | В завершение

Моя графомания прогрессирует :mrgreen: поэтому зачастую приходится разбивать свои статьи на несколько, чтобы упростить их восприятие. Изначально я писала пост о своих целях и планах по дальнейшему развитию Яны, но мне захотелось, чтобы важные моменты о подходах к развитию прочитали не только мамы сверстников Яны, но и мамы деток помладше.

Надеюсь, эта статья будет полезна при формировании собственного подхода к раннему развитию малыша.

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

 

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте .

Полезные ссылки:

Полный каталог моих статей

Запись опубликована автором Мама зануда 16 35522

Раннее развитие | Системный подход. Теория: 16 комментариев

  1. Карина

    Добрый день) Марка Weleda основана Рудольфом Штайнером в том числе, основываясь на принципах антропософской философии;)

  2. Анна

    Здравствуйте. Не могу понять и найти, логические понятия, рекомендуемые в текущем возрасте ФГОС. ФГОС скачала, но не вижу. Подскажите, пожалуйста, где искать.

  3. Анна

    Для начала хочу выразить Вам свое восхищение Вами. Давно читаю Ваш сайт, очень нравится Ваш «занудный» подход. Есть с чем сравнить, Ваш сайт любимый.
    Очень надеюсь на Ваш ответ. Я по поводу английского языка. То, что с 4-5 лет лучше начать я поняла. Но каким образом?Начиталась про школу Хелен Дорон и английский по методике Мещеряковой. Хелен Дорон стоит безумных денег (для меня), но будет ли от этого эффект лучше, чем от обычного английского в обычных дет.клубах (стоят в 2-2,5 раза меньше)? И стоит ли вообще ждать эффект от 2 занятий в неделю по 40 мин? Как Вы решили вопрос английского в своей семье?
    И второй вопрос насчет детского сада. Скажите у Вас ребенок ходит на целый день в обычный гос. сад или это частный/неполный день? Спрашиваю Вас, так как у меня буквально разрывают сомнения насчет полного дня — хочется тоже проводить с ребенком время, принимать участие в воспитание, а не отдать чужим людям. Сейчас ходит в садик с 8.30 до 12.00, а я ничего не успеваю по работе (работаю со свободным графиком). Жутко устала. Вот думаю, может у меня психоз, нужно отдать ребенка на целый день и как бы тоже потихоньку строить свою жизнь, а то гиперответственная мама в моем случае равняется несчастной женщине. Буду очень признательна, если поделитесь своими мыслями на этот сче. Очень нужны адекватное мнение (воспитываю сына без мужа, родственников нет).

    1. Мама зануда

      Анна, об изучении английского я все еще только мечтаю. Когда Яна была маленькая, то я 4-5 лет выделила, как оптимальные. Но теперь по достижении 5 лет, абсолютно солидарна с вашими сомнениями о необходимом количестве занятий. На мой взгляд, маленькие дети для изучения языка нуждаются в погружении в языковую среду — т.е. объем занятий должен быть существенный, если мы хотим услышать от ребенка речь на другом языке и ее понимание. Выучить пару сотен слов и несколько десятков фраз на английском может даже попугай, поэтому обучать дошкольника английскому в режиме 2 часа в неделю не вижу смысла. Удовольствие обучения с погружением в языковую среду стоит немало :-(. Именно по этой причине, мы снова отложили изучение языка до момента, когда сможем себе это позволить или когда Яна дорастет до того момента, когда часа 4 в неделю будут для нее достаточными.
      Яна ходит в муниципальный детсад на полный день с 2,5 лет. У меня трезвый взгляд на жизнь и я понимаю, что для ребенка важней психологический комфорт мамы, чем ее ненужные подвиги ради мнения окружающих и собственного самоедства. Психологический дискомфорт в семье («загнанные» от работы родители, семейные конфликты и т.п.) всегда отпечатывается на ребенке. Если есть возможность снизить этот дискомфорт необходимо ее использовать. Думаю, многие собственные нападки на себя вы можете найти среди бестактных комментариев к статье об адаптации Яны в детском саду, а слова в пользу выбора верного решения найдете среди моих ответов на эти нелепости :-).

      1. Анна

        Спасибо Вам большое. Ваш ответ действительно был очень важен для меня.

  4. Лариса

    Я про раннее разите слышала еще во время беременности- книжка есть Масару Ибука, там очень хорошо написано. В общем, вдохновилась. И мы начали занятия с малышом. Но в возрасте лет 4х он просто перерос домашние развивашки) благо, мы нашли Смартум недалеко от дома) поэтому раннее развитие-это вещь!)

    1. Мама зануда

      У каждого свое.
      Масару Ибука мне кажется поверхностным и настолько неточным, что по его книжке можно наломать дров. Он задает вектор и не предупреждает о подводных камнях раннего развития.
      У меня ребенок в 4 начинает бегло читать, воспринимать на слух тексты классиков и объемные сказки, считать в пределах сотни… Общегрупповые комплексные развивашки явно такого не дадут. Ничего лучше индивидуальной проработки навыков и умений не придумано.
      Групповые занятия больше прививают самостоятельность и навыки общения, что, конечно, тоже важно. ЗдОрово, что Вы нашли приемлемый вариант для свого ребенка и себя.

  5. Дария

    Екатерина, спасибо большое за материалы и информацию к размышлению!

  6. Елена

    Спасибо, содержательно, всё по делу, со ссылками на готовый материал.

  7. Наталья Белек

    Не соглашусь насчет неэффективности методики Домана, Катя :)) Речь идет про официальные публикации, но это всего лишь чье-то мнение, а факты иногда говорят об обратном.
    Мы занимаемся по Доману с 6 месяцев (сейчас 1,2), довольно заметный речевой прогресс. Начинали с бумажных карточек, но те быстро приходили в негодность ) Поэтому перешли на электронные, для планшета.
    Успехов!

    1. Мама зануда

      Наталья, эффективно — это когда при минимуме усилий мы получаем максимальный результат. Методика Домана предполагает достаточно большие усилия по сравнению с получаемым результатом. Возможно, она оправдана в случаях, когда не подходят другие методики (для детей с проблемами), но для обычных детей есть значительно более естественные и эффективные варианты. Еще минус методики Домана — она не интересна и монотонна. Новые карточки поначалу могут вызвать интерес или мама может притягивать интерес к методике «за уши», используя арсенал хитростей, но это только доказывает несостоятельность методики в чистом виде. Грубо говоря, если приложить усилия можно учиться вырезать бумагу ножом, а не ножницами, но надо ли это делать? А если делать, то для чего?

    2. Наталья

      Наталья, у любого здорового ребенка будет наблюдаться речевой прогресс в период с 6 месяцев до года и 2 месяцев 🙂 Даже если Вы не занимались бы с карточками, а просто читали ребенку и рассматривали с ним картинки. Или просто разговаривали бы эмоционально с ребенком каждый день. Этого достаточно для речевого прогресса, т.к. именно в этот период ребенок особо чувствителен к развитию речи. И дело тут не в карточках 🙂

  8. таня

    Привет, Катя (можно я на «ты» и со мной так же). Прежде кучи «против» хочу сказать, что в целом разделяю твою позицию и со многим согласна. 🙂 это была ложка меда, а теперь остальное)))
    Про ФГОСы — Кроха и Радуга. Я тоже пробовала зайти с того конца и пробовала их читать и изучать. Через некоторое количество страниц меня начинало выворачивать, потом я заливала их ядовитой слюной и читать их было невозможно)). Думаю, это побочное действие садика, где группу детей надо хоть как-то сравнять и построить и что-то с ними делать. Дома я могу с ребенком ориентироваться на ее потребности и интересы. В итоге наши «занятия» на редкость хаотичны, но невероятно результативны. Память у нее такая, что вспоминает события 3-5 месячной давности, произошедшие один раз. Примерно так же дело закончилось у меня со школьным ФГОСом, я сочла его профнепригодным. В итоге составила свой список и теперь мы по нему идем.
    Монтессори — по мне эта методика создавалсь для детей, которые все время вне садика живут в белых коробках, одни. Неужели дома ребенок сам не найдет пять-шесть вещей, которые можно друг в друга вкладывать, изучая размеры (крышки, контейнеры, все что угодно). То же с весом, то же с запахами и прочим. Самообслуживание….. спорно…. Мелкая моторика да, но ведь природа придумала ее первой (все кто видел детей и мелкие штучки это легко вспомнят, главное не мешать).
    Языки. Я уже писала в посте про Шичиду. В три года дочка говорит в среднем лучше многих сверстников на русском (который у нас в ущербном состоянии) и лучше почти всех на индонезийском. Думаю, что она понимает английский. Говорить начала более-менее вовремя. Хотя я тут как-то девочку видела, которая в 1 г. 3 мес. говорила «Мама, смотри, ляля». У нас позже было 🙂

  9. Наталия

    Здравствуйте, Катя! Очень люблю ваш блог и с нетерпением жду новых постов 🙂 я как раз мама детки по-младше (дочке 3 месяца). По вашему мнению и опыту в каком возрасте стоит навязывать ребенку раннее развитие, а до какого оставить его в созерцательном состоянии?

    1. Мама зануда

      Доброе время суток! Извиняюсь за длительное молчание в ответ на Ваш комментарий.
      Я сама долгое время была в сомнениях по поводу этого вопроса. В таких важных вещах хочется получить убедительные доводы в пользу конкретных рекомендаций. Для меня расставила многие точки над Й в раннем развитии книга Водовозовой Е.Н. (https://mamazanuda.ru/obzor-knigi-vodovozovoy-umstvennoe-nravstvennoe-vospitanie/). Именно в ней автор пишет, что детям следует постоянно предоставлять регулярную развивающую нагрузку (не путать с обучением! подробней о различии понятий можно почитать тут: https://mamazanuda.ru/vred-rannego-razvitiya/). При этом очень важен тип этой нагрузки. Надо чтобы она соответствовала возрасту и способностям ребенка. Если нагрузка слишком слабая, развитие будет не таким эффективным, как могло бы быть. При чрезмерной нагрузке могут возникнуть различные побочные эффекты. В Вашем возрасте, конечно, практикуются пассивные занятия, при котором мама предоставляет малышу тактильные, визуальные или звуковые порции информации.

      1. Олег (спортивный психолог)

        Добавлю к комментарию Мамы Зануды.
        Наталья, в настоящий момент да, возможно, Вы и добились некоторых результатов, но я хочу узнать, что будет года так через 2-3, когда начнутся проблемы со здоровьем — насморк, различные виды аллергий и т.п., и различные нарушения — дисграфии, дислексии и проч… Т.к. «хороший результат» поспешного раннего развития тех функций (чтение, письмо и т.п. — «левополушарно размещённых»), к которым ребёнок ещё не достаточно подготовлен, обязательно скажутся на здоровьи в целом. Ребёнку в настоящий момент приходится «выкручиваться-выживать» под натиском родительского хотения, тратя большое количество своих ресурсов. Проще говоря, как вариант — Вы хотите и делаете так, что бы он начал бегать, не научившись уверенно ползать. Это можно…, но в результате, не развив достаточное чувство гравитации («наползавшись»), он будет в более взрослом возрасте морально страдать от неуверенности в себе на бессознательном уровне. Любой человек это не только интеллект, но и тело, и эмоции, и душа — одновременно (!).
        То, о чём я написал — смотрите работы Павлова, Бехтерева, Лурия, Леонтьева, Цветковой, Безруких, Хомская, Сиротюк, Семенович.., а так же Гутхарда, Деннисона, Ханнафорд … это только часть имён связанных с изучением развития человека в области нейропсихологии…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *