Развитие ребенка в 4 года

Лучше поздно, чем никогда. Яне уже исполнилось 6, а я только сейчас выбрала время, написать про все самое важное и интересное о ее развитии за период с 4 до 5 лет. Публикации о прогрессе развития Яны в 0, 1, 2, 3 года размещены на этой страничке.

На самом деле писать о событиях спустя некоторое время даже лучше. Когда ты в гуще событий, кажется ты делаешь все максимально хорошо. Только спустя годы взгляд на происходящее может стать более объективным и это позволит найти в собственных подходах недочеты и ошибки.

Содержание

  • Количественные параметры (Рост, вес и т.п.)
  • Физическая активность
  • Бытовые навыки
  • Умственное развитие. Настолки, сборники с заданиями, подготовка руки к письму.
    • Чтение
    • Творчество
  • Проблемы социализации (их кажущаяся серьезность и фактическая несущественность)
  • Предпочтения Яны в 4 года (мультики, книги, игрушки)
  • Кризис развивающих занятий

Развитие ребенка в 4 года | Количественные параметры

при рождении
1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет
Рост 53 см 82 см 91 см 98 см 108 см 114 см
Вес (гр.) 3200 11700 13300 14800 18000 21100
Размер ножки 22 24 27 29 32
Развитие речи

 

4 слова 6 слов Невозможно подсчитать Богатый для дошкольника словарный запас. Богатый для дошкольника словарный запас.
В раннем детстве была задержка развития речи. Про скачок в развитии пост тут.

Среди ровесников Яна зачастую самая высокая. При этом мой рост 168 см, рост мужа 182, а еще у нас в родственниках числится мой брат с ростом 195 см.  :-D.

Знаю из своего опыта, что в 4 года родители ожидают становление произношения. У Яны из дефектов произношения на 4 года оставалось:

  • заменить буквы «Р» на «Л». Например, слово «корова» Яна произносила «колова».
  • перестать проглатывать «Л» после мягких гласных. Слова «хлеб» и «гречка» Яна произносила: «хьеб», «гьечка».
YouTube player

Забегая вперед, расскажу, что дефекты речи прошли у Яны в 5 с половиной лет. Пока мы с мужем подумывали о привлечении логопеда, Яна внезапно научилась выговаривать трудные звуки правильно. Причем этот момент совпал с регулярными занятиями пением, где проводилась артикуляционная гимнастика. Думаю, совпадение было не случайным.  В целом, я осталась при мнении, что ребенок, 4 лет имеет право на некоторые дефекты речи.

Развитие ребенка в 4 года | Физическая активность

До 5 лет Яна была девочкой, предпочитающей спокойные игры и занятия. Эти предпочтения к четырем годам начинали негативно отражаться на осанке, и мы спешно начали подключать занятия для укрепления физической формы. В 4 года появились первые результаты от занятий с физ.нагрузкой. 

  • Научилась немного плавать и нырять. В 4,5 года посещали бассейн. Яна делала успехи в преодолении боязни воды и даже немного в плавании. Об этом опыте я написала отдельный пост. После того опыта к плаванию не возвращались, хотя время от времени думаем было бы здОрово возобновить.
  • Получила опыт посещения кружка танцев. На пятом году мы впервые попробовали водить Яну на занятия танцами. В то время как-то не задалось с преподавателями, вернее c их подходами. Одни были слишком требовательны и амбициозны: на девочек кричали, растягивали, невзирая на слезы. Знаю, есть дети, которые только при таком подходе могут выдать хороший результат. Яна при чрезмерно строгом подходе эмоционально закрывалась и деятельность ее становилась низкорезультативной, поэтому позже мы все-таки нашли преподавателя с нужным подходом. Об этом читайте в статье итогов развития 6 года.
  • В 4 Яна освоила двухколесный велосипед, только как велобег.  Когда Яна была малышкой я сильно недооценила пользу велобега, и по этой причине у Яны его не было. Не факт, что она стала бы на нем кататься, в силу личных предпочтений, но попробовать надо было. В 4 года был приобретен велосипед. Велосипед выбрали очень хороший (маленький вес и легкий ход). За лето с 4-ого на 5-ый год не вышло полноценно научиться кататься на двухколесном велосипеде. Только с 5-ого на 6-ой год научились полноценной езде. Пост об обучении езды на велосипеде тут о выборе первого двухколесного велосипеда здесь. Результаты опроса в ВК об опыте освоения маленьким ребенком двухколесного велосипеда показывают разнородную информацию. На текущий момент, я считаю, что скорость освоения велосипеда напрямую зависит от физической подготовки ребенка. Физически активный ребенок в 4 года может легко освоить двухколесный велосипед. Детям, предпочитающим спокойные игры и занятия, справится с задачей будет сложней и не все с ней справятся в 4.
  • В 4 года Яна мастерски научилась играть в кинект. Кинект — это дополнение к игровой приставке XBOX для телевизора. Персонажем Кинекта надо управлять не с помощью кнопок, а с помощью движений собственного тела! Т.е. это компьютерные игры, при которых надо активно двигаться — бег на месте, прыжки, приседания, махи и т.п. Именно в возрасте 4 лет (с ростом около 120 см) сенсор начал Яну отлично распознавать, а она увлеклась процессом, т.е. интересным и полезным занятием. В 4 года кинект стал устройством, который смог увлечь и предоставить ребенку качественную физическую нагрузку. Яна очень серьезно увлеклась игрой Kinnect Advenchures, которая идет в базовом в комплекте. Игру каждого уровня она совершенствовала до высших наград. Вообще технология Кинект считается неудачной, поэтому игр к ней выпущено мало, а хороших  из них по пальцам пересчитать. Т.е. к покупке не рекомендую, но если есть у знакомых или возможность взять в прокат на пару недель, то обязательно воспользуйтесь.
YouTube player

Оглядываясь назад, мне кажется, что в раннем детстве Яны мы недостаточно уделяли внимания физическому развитию. У Яны были в арсенале спортивный уголок и самокат. Но оказалось, что покупка спортивного инвентаря и физические занятия — это разные вещи 😉 . И детям, и взрослым обязательно нужны регулярные физические нагрузки. В прошлых поколениях поддержка физической формы детей успешно выполнялась в рамках уличных/дворовых совместных игр. На сегодняшний момент дворовые активные игры стали редкостью, поэтому поддержка физической формы ребенка в полном объеме ложится на плечи родителей.

Развитие ребенка в 4 года | Бытовые навыки

Оставаться дома одной. Ближе к пяти годам Яна научилась и даже полюбила оставаться одной дома. Изначально мы оставляли ее буквально на полчаса. Со временем трехчасовая поездка по магазинам вдвоем с мужем снова стала реальностью. Яну всегда выматывали магазины и с середины пятого года она начала предпочитать оставаться дома одна нежели плестись хвостиком по торговым площадям.

Звонить по телефону и принимать звонки. В тот момент, когда Яна стала оставаться дома ей в распоряжение был выдан старенький телефон, чтобы поддерживать непрерывную связь. В телефонную книгу вбиты номера всех близких. Когда Яна остается одна, у нее всегда есть возможность дозвонится до нас. Если ей становится скучно, она начинает звонить всем по очереди. Первое время для нее это было очень увлекательное занятие. Сейчас уже вошло в привычку и звонки стали редкими. 

Прибираться в своей комнате. До 4 лет результат уборки Яны выглядел более, чем скромно. В 4 года Яна научилась складывать вещи в шкафу и расставлять игрушки по местам. Конечно же, до регулярной уборки своих вещей еще далеко, но первый шаг в этом направлении сделан.

Развитие ребенка в 4 года | Умственное развитие

Настольные игры

На пятом году мы начали много и увлеченно играть в настолки всей семьей. Лучшего варианта прокачать логику, а заодно и счет я просто не представляю. Именно на пятом году мы познакомились с головоломками Bondibon. Они настолько классные, что мне до сих пор жаль упущенных игр от Bondibon для более младшего возраста. Про Bondibon читайте большой, красочный и эмоциональный обзор, с ахами и охами в честь наших фаворитов. Также мы продолжали играть в настольные игры, купленные в предыдущем году. Обзор настолок 3+ тут.  Актуальный возраст игр подкорректировала в соответствии с интересами Яны в возрасте 4 лет. К покупке четырехлеткам рекомендую игры с возрастной градацией «до 5 лет». Игры с маркировкой «до 4 лет» некоторым детям могут быть уже не актуальны.

Развивающие сборники с заданиями

  • В 4 года самыми любимыми были задания по вырезанию. Особенно нравилась в этом плане серия Kumon. Подробно про вырезание я писала тут. Тетради по обучению счету из этой серии у нас «не пошли». 
  • Сборники заданий по математике «Ступеньки к школе» (my-shop).  В целом эта серия очень нравится тем, что она готовит ребенка к изучению математики по школьной программе, которая нацелена на развитие мышление, а не зубрежку и следование правилам. Сборники «Ступеньки к школе» готовят дошкольников к нестандартной школьной программе «Школа 2000» со сложной математикой авторства Петерсон Л.Г.  Это говорит о системности знаний, получаемых из сборников. Я очень хотела, чтобы Яна в начальной школе учила математику по этой программе, но сейчас все переходят на стандартную. Сборники заданий «Ступеньки к школе» хороши своими методическими разъяснениями для родителей. Разъяснения приведены в конце книжечек. Из минусов сборников — в заданиях слишком мелкие рисунки для раскрашивания, которые не соответствуют уровню развития моторики детей для заявленного возраста. 
  • Математика по сборникам Евгении Кац (my-shop). Евгения Кац не такой именитый методист, как Петерсон, тем не менее, ее задания отличаются отсутствием шаблонности и разнообразием. Нам очень понравились. Рекомендую!

Развитие ребенка в 4 года | Подготовка руки к письму

В возрасте 4-5 лет прописями мы с Яной занимались крайне редко, но так как многие интересуются какие именно мы использовали, я решила написать свою точку зрения по этому поводу. Я покупала кучу вариантов прописей, но использовать никакие не понравилось. Пробовали всякие разные (и со стираемыми страничками, и даже для прокачки межполушарного  взаимодействия). Они все мне казались несбалансированными в плане сложности элементов. И это вполне логично, ведь внимательный родитель знает уровень сложности элементов для проработки, и от этого требования к прописям могут увеличиваться. Но даже самый опытный методист не сможет продумать прописи для конкретного ребенка, все покупные прописи рассчитаны на среднестатистическое развитие моторики. Я для себя сделала вывод, что типовые прописи хороши для групповых занятий. Для индивидуальных занятий, думаю, не может быть лучшего варианта, чем импровизированные задания, выданные в соответствии с текущим уровнем развития моторики. Об этом я писала небольшую статью с кучкой полезных материалов. На пятом и шестом году я Яне задавала задания с прямыми линиями — горизонтальные, вертикальные, диагональные палочки, домики, елочки. Все закругления и изгибы оставили на постарше. На мой взгляд, в 4 года не стоит мучить ребенка прописями, детям интересней раскрашивать или проходить лабиринты. Процесс более увлекательный, а результат в плане развития моторики тот же. Предвижу в комментариях появление мам, дети которых пылают желанием монотонно писать палочки и крючочки. О чем бы я не писала, всегда находятся люди с противоположным мнением. Ну, конечно же, если вашему ребенку нравится писать десятки строчек палочек и крючков, то надо пользоваться моментом.

Развитие ребенка в 4 года | Чтение

В 4 года Яна освоила механизм чтения. Рекорд по чтению в 4 года — прочитанный залпом по собственной инициативе сборник из 20-ти малышовых стишков с легким слогом и хорошей рифмой «Веселая книжка со стихами и заданиями. Режим дня малыша» (labirint). Сборник из стишков оказался только вершиной айсберга. Для меня обучение Яны чтением было экспериментом собственных педагогических способностей. В четыре года занятия чтением были нерегулярными, редковатыми. В среднем 1-2 раза в неделю. Иногда их забрасывали на несколько недель, затем снова возвращались. Честно говоря, после обучения механизму чтения все интересное в этом процессе заканчивается. Далее начинается рутина автоматизации и ее течение зависит только от усидчивости/упорства ребенка и умения увлечь/надавить родителя. Я думаю, интеллектуально до чтения дозревает подавляющее большинство четырехлеток, а вот психологически преодолеть барьер автоматизации могут единицы. Автоматизация для четырехлеток сложна именно с психологической точки зрения. Оглядываясь назад, считаю, что учиться в этом возрасте рановато. По самостоятельной инициативе в 4 года Яна порой читала коротенькие стишки и этот факт на тот момент меня приводил в неописуемый восторг. Тогда я еще не задумывалась о предстоящих трудностях. Виделось как легко и быстро ребенок сможет проглатывать страницы, заполненные текстом. Пост про изучение букв, выбор букваря и сборников с игровыми заданиями на чтение тут. Еще немного о чтении в инстаграм. Многие преждевременно начинают хвалиться умением читать. Из нашего опыта хочу сказать, что обучить ребенка механизму чтения гораздо легче, чем автоматизировать чтение до комфортного. У Яны неприятный процесс автоматизации пришелся на возраст 5 лет. Сейчас он уже завершен, чем я несказанно довольна. Если обучение кататься на велосипеде при соответствующей подготовке может занять 15 минут, то автоматизация чтения — это в любом случае большой объем работы и для ребенка, и для того, кто обучает. И гораздо больше, чем техническая часть обучения, важна психологическая составляющая — регулярная мотивация/поощрение.

Творчество

Как и раньше в 4 года мы с Яной много рисовали, лепили и делали поделок. Именно в 4 года у Яны начал проявляться особый интерес к поделкам из природных материалов. В квартире начали повсюду встречаться веточки, листики, камушки и прочие подручные материалы. Про осенние поделки в блоге есть отдельная публикация

Творчество | Лепка

В 4 года чаще лепили мягким пластилином «Кроха» (my-shop Крохаmy-shop Фантазияlabirint_Крохаlabirint_Фантазия), так как классическую консистенцию Яне тяжело было разминать.

Также лепили наборами play doh купленными в раннем возрасте. Надо отметить, что к наборам с инструментами с возрастом интерес только увеличивается. Некоторые у нас пролежали 3 года, прежде чем их Яна смогла оценить по достоинству. Про наборы с инструментами для лепки как-нибудь обязательно напишу. Кстати, они даже в 6 лет все еще остаются актуальными. Любимые инструменты — фактурные скалочки, штампы, пресс. Обзор о наших любимых инструментах для лепки тут.

В 4 года мы как-то упустили раскраски пластилином, а ведь они уже становятся очень актуальными. Хорошо, что не забыли о них в 5. Подробности читайте в отдельной публикации

Рисование

Большинство рисунков Яны в возрасте 4 лет носят схематичный характер. Судя по ним, можно предположить, что в семье растет еще один инженер :mrgreen: .

Большая часть рисунков Яны в 4 года выглядела примерно так. Несмотря на обилие инструментов, многие рисунки выполнены ручкой или фломастером одного цвета.
Эта пара рисунков — самые главные шедевры пятого года.
Еще пара шедевров :-).

Уже в 5 лет мы нашли проводника в мир живописи — преподавателя, к которому ходили на занятия в течении года.

Развитие ребенка в 4 года | Несуществующие проблемы социализации

В жизни часто случается, что информация, которая дается в теории искажена относительно житейской практики. В раннем детстве Яны я совершила ошибку — преждевременно читала ей множество книжек и рассказывала о таком явлении как «дружба». Так произошло, что ребенок узнал о дружбе не из личной практики, а из книжек и рассказов близких. В итоге из-за несостыковки теории и практики, в возрастном периоде с 2 до 5 лет, возникла куча психоэмоциональных проблем. Самое обидное, что никакой почвы для этих проблем не было, кроме надуманности и раздутости. Но в тот момент, нам всем действительно казалось, что проблема реально существует и мы старательно пытались ее решить  :mrgreen: .

Итак, к 2,5 годам — возрасту, когда Яна пошла в детский сад, Яна была проинформирована о преимуществах дружбы, и уже с той поры находилась в режиме непрерывного поиска подруги/друга. В детском саду ее ждало огромное разочарование — другие дети были не заинтересованы в эфемерном понятии «дружба», а кроме того, интересы Яны и других детей мало совпадали. Примерно с 3 лет Яна начала старательно и регулярно выделять для себя «друзей», которые на самом деле не отвечали ей взаимностью. Отсутствие взаимности она иногда старалась не замечать, а зачастую очень расстраивалась этим фактом. Книжный образ друзей не мог вписаться в живую реальность.

Надо сказать, что мы — родители, не были готовы к социализации Яны. Когда я размышляла о детской дружбе в дошкольном возрасте, то не учитывала очень важный факт — практически все «друзья раннего детства» обычно навязаны друг другу родственными связями, дружескими отношениями родителей или проживанием по соседству. В противном случае маленьким детям быть в дружеских отношениях просто невозможно. Попадая в коллектив детского сада, дети первые несколько лет хаотично мечутся между друг другом и лишь к старшей/подготовительной группе выделяют себе предпочитаемый круг общения.

Уже позже относительно детской дружбы выяснилось, что она случается ближе к школьному возрасту. Только к этому возрасту ребятишки созревают до того, что начинают осознанно кучковаться по интересам. Я же, преждевременно познакомив Яну с понятием дружбы по книгам, запрограммировала ее на поиск друзей в возрасте, когда дружба еще невозможна в силу психологических особенностей. В раннем возрасте все дети — эгоисты и по этой причине дружеские отношения просто невозможны. Вместо того чтобы скорректировать идеалистичные желания Яны относительно поисков друзей, я тщетно пыталась решить проблему отсутствия друзей. У меня даже было множество гипотез на этот счет. Одна из гипотез заключалась в том, что Яне будет интересней с детьми постарше, ведь в старшей группе у детей уже более структурированная, осмысленная деятельность. Яна по этому показателю всегда опережала своих сверстников. В итоге весь пятый год Яна провела в группе с детьми старшими ее на год. В результате в старшей группе Яна тоже не нашла себе друзей. Это произошло только на шестом году, когда и Яна, и дети в группе психологически дозрели.

Получается, мы несколько лет пытались решить несуществующую проблему с адаптацией в детском коллективе и только на шестом году все прояснилось :mrgreen: . В общем всем, кто заморачивается подобным вопросом хочется порекомендовать «отпустить ситуацию» и лишний раз не переживать о том, что ребенок одинок, не общается со сверстниками. Лучшим вариантом подружить был и остается вариант дать одно ответственное задание нескольким детям одновременно. Опять же это тоже относится к осознанным личностям. Конечно же, при этом учитывайте свою специфику, наверняка, встречаются и какие-нибудь запущенные случаи, которые нельзя бросать на самотек.

Забавное из периода 4 до 5 лет

  • «Фу, как вкусно!»;
  • Про лак для ногтей, в момент, когда смылся: «перестал действовать»;
  • Яна придумала, как ходить в туалет и не мыть руки — она решила одевать резиновые перчатки;
  • Придумала новое имя для кошки и переименовали. Муська стала Черникой;
  • В 4 года Яна мечтала о том, чтобы я ей подарила некоторые вещи из своего гардероба — мое красное платье, синие тапочки и джемпер цвета металлик.
В 3-4 года у Яны была детская в зеленых тонах. Я долгое время не могла выбрать кукольный домик, потому что варианты, которые нравились, не сочетались с цветовой гаммой интерьера. На 4 года Яне на день рожденье подарили картонный домик, который можно было раскрасить в любые цвета. Я обрадовалась этому варианту, предвкушая как мы его вместе раскрасим в зеленый цвет… Но выбор цветов пошел не по плану :mrgreen:. Несмотря на слишком смелые цвета в интерьере, домик мне очень понравился. Он какой-то воздушный, творческий. Яна в общей сложности стены ему перекрашивала раз 5. Деревянные домики громоздкие и цены на них выше.

Развитие ребенка в 4 года | Предпочтения Яны 

Тут самое важное, что я ни в коем случае не должна была упустить.

  • Книги. Значимыми книги в возрасте 4 лет стали «Дедморозовка», «Жили были ежики», «Знаменитая собачка Соня», «Мама МУ», «Приключения Маруси», наклейки-одевашки. Список книжных обзоров для детей 4 лет размещен тут.
  • Мультики. Самыми значимыми мультфильмами в этом возрасте для Яны стали «Доктор Плюшева» и «Робокар Поли и его друзья». Обзор менее важных, но хороших и интересных мультфильмов для дошкольников тут
  • Одежда. Поменялись предпочтение в одежде. Лет с двух Яна носила только юбочки и платьишки. Легинсы, шортики и брюки оставались в игноре два года. В 4 года Яна окончательно поняла удобство легинсов в качестве повседневной одежды. В целом Яна начала предпочитать удобную одежду.
  • Игрушки. Еще когда я была беременной я решила, что все плюшевые игрушки — пылесборники. А Яна же уже в свои полгода решила с точностью до наоборот: «самые любимые — плюшевые, мягкие, такие нежные, такие приятные». Еще год я не могла смирится с этим, но затем осознала, что для Яны очень важны тактильные качества игрушек и сдалась. Признаюсь, я не сама осознала этот факт —  глаза открыл муж. И вообще многие выводы, которые я тут выдаю за свои, мне подсказывает муж  :oops:.  Кстати, большая часть плюшевых игрушек прекрасно выдерживает стирку в стиральной машине, и за счет этого поддерживать их чистоту гораздо проще, чем чистоту многих других игрушек. Таким образом, на текущий момент у Яны собралась большая гора плюшевых игрушек. В целом, самыми востребованными игрушками у Яны на период 4 года были плюшевые игрушки, настолки и куклы.
  • И еще хочу обратить внимание, что Яна до пяти лет вообще не имела доступа к компьютеру. При этом временами дозировано играла в игры на телефоне.

Развитие ребенка в 4 года | Кризис развивающих занятий

В завершении хочу написать об отношении Яны 4 лет и Яны-малышки к развивающим занятиям.

Яна-малышка. С самого раннего возраста Яна принимала все занятия, как данность. Многие мои читатели удивлялись, как она послушно выполняет задания. Мне постоянно задавали вопросы о том, почему мой ребенок собирает пазлы и листает книжки, а не грызет их и не раскидывает. Если честно, у нас всего книжки 4 с порванными страничками. Причем это произошло по случайной неосторожности, а не из-за варварского отношения в раннем возрасте. Уже в год Яна не рвала книги с бумажными страницами. У Яны-малышки даже мысли не возникало, что можно предпочесть различным развивашкам прыжки на кровати или хаотичный бег по квартире. Я думаю, это было связано со спецификой ее психики. Конечно же, я всегда подбирала задания с учетом сложности и возрастных интересов. Старалась ловить момент, когда интерес к заданию заканчивается и предлагать другое занятие, но это не всегда получалось :-). Яна-малышка, не умеющая самостоятельно играть, кажется думала, что наши развивающие занятия являются основной деятельностью малыша в течении дня. Мы дни напролет читали, рисовали, лепили, клеили, проглатывали сборники с заданиями.

Яна 4 года и старше. В 4 года произошел переломный момент в психике — Яна поняла прелесть самостоятельных игр. Все развивашки начала воспринимать, как покушение на личное время и свободу. От былой увлеченности к занятиям осталась только любовь к прослушиванию книг. Весь пятый год мы занимались развивашками на договорной основе — перед большинством занятий я была вынуждена убеждать Яну в интересности и пользе. Мы с мужем бросились искать ответы в детской психологии. Весь пятый год прошел под эгидой изучения детской психологии и психики. Год был сложный и когда Яне исполнилось 5 лет мы общими усилиями смогли выйти в этой ситуации в плюс.

Уверена, что каждый ребенок рано или поздно, явно или скрытно проходит периоды отказов от развивающих занятий. Мы урегулировали проблему частыми тематическими беседами. Мы с мужем рассказывали ей о том, что всем взрослым приходится работать, следить за порядком в жилье, решать вопросы ежедневного питания и решать кучу других проблем. Рассматривали сколько у каждого из нас остается времени, которое он может посвятить «ничего неделанию». Тем, кто проходит подобный кризис, хочу обратить внимание, что за одну беседу ребенок не сможет ничего понять. Любой материал должен уложится в голове. На текущий момент Яна твердо знает, что каждый день она должна делать полезные дела. Некоторое время мы даже вели дневничок, в который перед сном записывали полезные дела, выполненные за день. К полезным мы относили все занятия в течения дня, которые развивают или оздоравливают: кушать фрукты, посетить кружок, почитать самостоятельно книжку, поиграть в головоломки, заправить постель, сделать гимнастику, убраться в шкафу, позаниматься математикой с мамой и т.п.

Завершение

Каждый год, оглядываясь назад, я не перестаю удивляться прогрессу в развитии. На пятом году снова происходит огромный скачек развития мышления. Обратите внимание на выражение лица Яны на паре фотографий ниже. Между этими фотографиями всего 11 месяцев. На нижней фотографии лицо содержит на десяток-другой больше эмоций, таких эмоций, которые недоступны малышам! На первой мы видим еще малышку, а на второй уже девочку старшую дошкольницу.

4 года 16 дней
4 года 11 месяцев

Я сравниваю Яну с собой в том же возрасте и понимаю, что между нами небо и земля.

 Мы с мужем выросли в семьях, где взрослым было не принято играть с детьми или обучать их чему-то кроме бытовых дел. Мы — дети улицы. Несмотря на то, что прошлым поколениям уделялось мало родительского внимания, они не остались недоразвитыми. У детей встроены мощные компенсирующие механизмы. С другой стороны, никто не знает какие бы мы были, развиваясь как современная детвора. Я бесконечно рада, что сейчас информация о развитии и воспитании детей имеется в открытом доступе, а уровень современного быта позволяет уделять детям достаточно времени. Сколько бы окружающие не жаловались на невзгоды современной жизни, я знаю, что за то время, когда стиральная машина-автомат стирает белье, мультиварка готовит кашу, посудомоечная машина драит посуду, с ребенком можно поиграть в кучу развивающих игр или позаниматься творчеством. Это бесценно. 

Другие посты о развитие Яны тут.  Огромное спасибо всем, кто оставляет комментарии! Они очень важны! Интересно, что показалось вам особенно интересным, была ли публикация полезной, нужен ли подобный пост о развитии в 5 лет или лучше книжный обзор?

Запись опубликована автором Мама зануда 17

Развитие ребенка в 4 года: 17 комментариев

  1. Евгения

    И у нас так же ситуация с дружбой, с кем то на площадке поиграет один день-все друг и рассчитывает в остальные дни, что так же будет играть только с ней, но не все разделяют такое рвение)))

  2. Евгения

    Спасибо за полезный пост. Точно получается план развития на год. Все что может подойти моему ребенку беру на заметку))).
    Вот по поводу мотивации, дочка в четыре года попросила у нас часы-как у родителей электронные))) мы нашли классный вариант фирма Гармин ( это не реклама)), так вот у них есть функция назначить детям задания-почистить зубы, одеться утром и вечером, и на каждое задание можно настроить будильник с напоминанием, за выполнение она получает звёздочки, которые потом можно обменять в магазине-у нас награды, например поход в кино, или выбор завтрака, или испечь что то с мамой. Пока отлично работает)

  3. Евгения

    Вы просто талант! Очень интересно все написано. Познавательно. Многое взяла для себя. Спасибо.

  4. Светлана

    Спасибо за обзор! благодаря вам читаем с упоением «Марусю», играем с бондибон;) Дочке сейчас 4,8 г, очень похоже на то, что вы описываете и про чтение и про физическую активность. И рисунки кстати у нас тоже инженерские;))) Где бы взять xbox)))

  5. Ольга

    Добрый день. Читаю вас и понимаю с полуслова, потому что сама тоже являюсь мамой чувствительного ребёнка. И много историй у нас с вами ну оооочень похожих) И никто другой нас не поймет и будут давать разные советы, но я (вы) знаем своих детей!
    Удачи и успехов и вам и Яночке!)

  6. Диана

    Здравствуйте! Как-то вы упоминали о том, что хотите попробовать с Яной обучению ментальной арифметике.Как продвигаются дела в этом плане?Какую школу выбрали? Оправдано ли это ваши ожидания? Вобщем, если есть о чем поделиться, буду очень благодарна.

    1. Мама зануда

      Доброго времени суток! Яна прошла первую ступень в школе Смарткидс. Начала складывать и вычитать двузначные числа в уме в примерах, где не требуется переход через десяток. В целом процесс обучения построен таким образом, что преподаватель дает новый материал, а автоматизация использования этого материала должна происходить за счет ежедневного выполнения домашнего задания. Занятия с преподавателем Яне очень нравились, а вот решение домашнего задания шло с большой неохотой. Домашнее задание действительно сложное и для его выполнения постоянно требуется поддержка и мотивация. Мы на семейном совете решили, что для 5-6 лет слишком большая нагрузка на мыслительный аппарат и остановились после завершения первой ступени. Возможно, лет в 7-8 придем продолжать обучение. Точно еще не решили.

  7. Ольга

    Здравствуйте. Спасибо за пост. Мне очень нравится, что вы легко и открыто пишете о своих ошибках, признаете их. Это ценный опыт для нас. Моя старшая дочка очень похожа на Яну. Так же ни одной порванной книги, спокойная, послушная. В 2.6 сама выучила все буквы. А в 4.6 сама начала читать. Тесть я не сидела и не учила ее. Она что-то спрашивала, а я подсказывала. Зато я целыми днями занималась с ней, лепили, рисовали, делали подделки. А ещё я тоннами распечатывала развивающие уроки и мы занимались с ней. И не потому что я такая молодец, просто она сама этого очень хотела. Сейчас она умеет читать и сама читает, сама решает. Но вот какой итог: она не умеет играть одна, не умеет себя развлекать. Тесть постоянно нужно чтобы кто-то развлекал её. И даже на улице. Это минус конечно. А ещё буквы и цифры она начала писать в зеркальном отражении.
    А вот с младшей я очень мало занимаюсь и она очень самостоятельная. Ну и что, что в три года буны не знает, зато умеет играть одна. Какие же они разные эти дети)

    1. Мама зануда

      Добрый день! Вы знаете, я недавно только поняла причину по которой я с Яной так плотно занималась — она просто в раннем детстве была тревожным ребенком и мне практически постоянно приходилось ее развлекать. Развлекать мультиками и гаджетами не наш вариант, в итоге мы окунулись в раннее развитие с головой, как я сейчас понимаю, вынуждено. Будь Яна не такой тревожной, скорее всего мы бы пошли по пути наименьшего сопротивления :-), но Яна требовала много внимания. В 1-2 года она привыкла к постоянным занятиям со мной и практически не любила и не умела играть одна. Можно сказать, что это плохо, но так случилось и другого варианта у меня не было, даже если отмотать время назад не могла я ее в 1 -2 года оставить наедине с самой собой хныкать и заниматься бытовыми делами.
      Хочу сказать, что в 5 лет Яна в детском саду научилась и полюбила играть с другими детьми, а в 6 дома стала предпочитать различным развивашкам свободные САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ игры. Т.е. в раннем детстве происходит калибровка. Изначально одни дети бегучие, другие тревожные. Наши дети требовали в свое время больше внимания и получили его. А с возрастом обязательно приходит баланс, так как психика созревает.
      Вообще умение играть с другими детьми и самостоятельно говорит о психоэмоциональном созревании. Большинство ошибок раннего развития заключается в том, что все кидаются развивать мышление или физическую подготовку, при этом не учитывают другие составляющие, их много, они обнаруживаются с течением времени.

      1. Екатерина

        Добрый день! Очень интересно ваше мнение как вы относитесь к Валентине Паевской?

    2. Евгения

      Такая же ситуация. За младшей нужно присматривать что бы куда то не залезла, а старшая даже с коврика не сползала, пятились назад .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X