Обучение письму и формирование почерка маленькой Яны
Начну с того, что кропотливость не конек моей дочери. И несмотря на этот факт, к концу первого класса мы получили очень симпатичный почерк! Я довольна, как слон!
В статье наглядно показываю динамику формирования почерка Яны, а также в конце привожу комментарии специалиста — логопеда, нейропсихолога Мазиной Вероники Дмитриевны по поводу дошкольного обучения письму. С профилем Вероники Дмитриевны в начале учебного года нас познакомила учительница Яны. И только, когда я посмотрела ее видео и вебинары, поняла, что обучение письму — ювелирная работа. Существует множество аспектов, которые важно учесть, — от физиологических до психоэмоциональных.
Нам почерком Яны велась командная работа. У нас потрясающая учительница, которая использует, наверно, все доступные современные приемы. Только не думайте, что это были какие-то индивидуальные занятия. Нет, Алиса Андреевна, как при социализме , уделяет одинаковое внимание всем ученикам в классе. Просто Яна — ученица с высоким уровнем мотивации. И я (энтузиаст, исследователь собственных детей, мама-«развиватор») тоже внесла свой посильный вклад. В этой публикации хочу рассказать вам о проведенной работе, о своих ошибках и достижениях Яны.
Дошкольная подготовка
С раннего детства у Яны было много разнообразных занятий на развитие мелкой моторики и творчества. Все дошкольное детство Яна предпочитала широкие, размашистые движения. Я делала непрерывные попытки приучить её к кропотливости, но тщетно. Периодически я подсовывала раскраски, требующие работы тонкой моторики — мандалы, раскраски с хрупкими эстетичными ботаническими мотивами, различные узоры и т.п. Но зачастую Яна с ними расправлялась по-варварски, и это была моя боль на протяжении старшего дошкольного детства.
Также у Яны было множество тренажеров на развитие графомоторных навыков: Кумоны, Гаккен и другие, менее популярные. Надо отметить, что выполнение этих заданий у Яны происходило с дискомфортом. Самые сложные задания из тетрадей с маркировкой 3-4-5 Яна дорешивала уже перед школой. В то же время в отзывах на Лабиринте многие мамы восхищаются плавным усложнением заданий и тем, что их дети решали такие лабиринты в 4 года с увлечением. Под катом размещаю примеры выполненных заданий в тетрадях Kumon в 4,5 года. Тогда мы прорешали около 1/4 тетрадей, дальше сложность для Яны была не по силам:
1. Из сборника «Увлекательные лабиринты 3-4-5» (labirint) показать скрытый текст
2. Из сборника «Волшебные линии 2-3-4» (labirint) показать скрытый текстЕще из слабых мест Яны можно выделить нелюбовь к лепке. В дошкольном детстве были моменты, когда она лепила в охотку. Сейчас если и лепит, то вынужденно.
Из сильных моментов стоит указать, что к школе за плечами у Яны было 2 года еженедельных занятий рисованием. Один год в кружке, второй год в подготовительном классе художественной школы. А художка это уже серьезно — одно занятие 3 часа! По моим расчетам это должно было внести свою лепту в подготовку руки к письму.
Дети, которые рисуют и посещают кружки имеют преимущества при обучении письму. Тут в первую очередь имеется ввиду, не требование скопировать по образцу, а свободное творчество. При рисовании развивается глазомер, умение анализировать сложные формы и раскладывать их на простые.
Обучение письму в детском саду
В последний год детского сада воспитатели проявили инициативу, и внезапно начали обучать детей письму 🙈. Я понимала, что реализация инициативы ужасная, у воспитателей нет нужной компетенции, но не могла ничего сделать. Другие родители в группе были рады этой инициативе 😯 , а запретить Яне участвовать в обучении — значит отколоть ее от коллектива. В итоге получилось вот, что:Еще примеры письменных работ с детского сада: показать скрытый текст
На мой взгляд, эта инициатива оказала детям медвежью услугу — они в течении года автоматизировали корявое написание элементов.
По комментариям логопеда, нейропсихолога Вероники Дмитриевны Мазиной в данном случае не были соблюдены следующие условия правильного обучения письму:
- Не верно выбрана высота строк и разлиновка для начального этапа обучения. Дети, не познакомившись с разлиновкой по возрасту, потенциально приобрели проблему «не видит разлиновку, пишет мимо строк».
- Слишком светлый цвет разлиновки. Для дошколят лучше выбирать контрастную, лучше черную.
- Не учитывался порядок обучения от простого к сложному. На текущем этапе целесообразно было обучать детей письму печатными буквами.
Подготовка к письму перед школой
Накануне первого класса я постаралась увеличить количество мелкомоторных занятий. Например, Яна связала с помощью ручной вязальной машины снуд. Изначально мы набрали неправильное количество петель и, когда дело шло уже к концу, Яне пришлось полностью распустить свое первое вязание. Яна молодец, взялась и повторила подвиг. Не смотрите на цвет, такая пряжа шла в наборе к вязальному станку.
Сплела гору браслетиков из резинок:
Этим видом рукоделия я ранее пыталась заинтересовать Яну, но она не впечатлилась. Плетение Яна заинтересовалась в летнем лагере. За вечер разобралась самостоятельно по инструкции с самым простым видом плетения и сплела браслеты для себя и для подружки. У нас подарочный чемоданчик со всем необходимым для плетения и с ПОНЯТНОЙ для ребенка инструкцией. Оставляю ссылку my-shop.
Теперь непосредственно про тренировку руки. Я регулярно давала Яне раскрашивать раскраски содержащие множества деталей.
Насмотревшись на вакханалию с письмом в детском саду, я решила вмешаться, и попыталась научить Яну писать письменные буквы исходя из собственного видения. Это было моей ошибкой, на том этапе было бы значительно полезней отработать аккуратное написание печатных букв на листах в крупную клетку.
Около месяца я пыталась научить Яну письменным буквам. Но занятия проходили без желания. Яна обреченно и безропотно подчиняясь моим указаниям. Я ощущала, что процесс идет слишком сложно. В итоге мы его забросили. Сейчас я знаю, что все сложности возникали от чрезмерных объемов и резкого наращивания сложности.
В лето перед школой я перед Яной поставила 2 задачи в рамках подготовки к обучению письму:
- Научиться прыгать на скакалке, отбивать мяч от пола, набивать мяч ракеткой для бадминтона. Эти виды деятельности учат держать ритм, а это очень важный навык в письме. К концу лета Яна освоила только скакалку )).
- Регулярно рисовать одну строчку орнамента по клеточкам, заданного образцом. Тут объем был уже вполне комфортный и Яна с интересом рисовала ритмичные узоры.
- Также я задавала Яне графические диктанты, дорисовку рисунка по клеткам. Смотрите порцию мелкомоторных активностей в сториз инстаграм.
Формирование почерка в первом классе
В школе у Яны программа «Перспектива». За первый класс дети проходят по русском языку 4 рабочие тетради. Каждая из тетрадей рассчитана примерно на одну четверть.
Первая четверть — первая пропись программы «Перспектива»
Пропись красочная, содержит много рисунков, походит на сборник с развивающими задания для дошколят. Из письменных заданий в ней только раскраски, печатные буквы и «дорисовашки»:
Прописи в «Перспективе» выглядят симпатично, но при работе с ними выясняется несбалансированность по сложности. Если посмотреть, какие предлагаются элементы для рисования, то сложность для первоклашки запредельная — нарисовать ягодку по уровню сложности гораздо сложнее, чем письменную букву.
Обучение печатным буквам предлагается практически без опоры на клетку. Обратите внимание на образец буквы «Я». Букву предлагается нарисовать висящей в «воздухе». В этом случае опора крупной клетки не работает. Легкий вариант написания печатной «Я» с опорой на клетку — это, так:
При этом «спиной» «Я» опирается на правую стенку клетки, её ножка упирается в центр нижней грани клетки, полукруг проводится через центр верхней клетки и углы верхней клетки.
Вторая четверть — вторая пропись программы Перспектива + тетрадь №1 Мазиной В.Д.
Обучение письменным буквам начинается со второй прописи — второй четверти. Одновременно со второй прописью учительница подключила тетрадь «Начинаю писать красиво №1» с особой разлиновкой — более крупной и с частыми косыми направляющими (авторства Мазиной Вероники Дмитриевны) показать скрытый текст
Кстати, на уроках в школе на этапе изучения букв, учительница использовала индивидуальные маркерные доски. Ученики писали буквы крупно, затем поднимали и показывали результаты. В итоге учительница могла непрерывно видеть результаты учеников, и на лету поправлять детей, у которых получалось не верно.и еще пара фотографий старта обучения письму в тетради Мазиной Вероники Дмитриевны:
Четвертая четверть — тетради в частую косую линейку по ГОСТу
Далее привожу примеры почерка из четвертой четверти. К этому моменту был осуществлен переход к тетрадям в частую косую линейку, которые можно найти в продаже во многих канцелярских магазинах.
Дальнейший фронт работ
Конечно же, я выбирала для публикации самые аккуратные примеры, которыми горжусь. Мне кажется логичным, когда человек показывает вершину своих достижений, но в итоге часть читателей считает, что у нас все складывается исключительно образцово-показательным. Мне хочется исправить эту пагубную тенденцию, поэтому под кат выкладываю несколько разворотов, чтобы вы увидели реальную картину, а не образцово показательную.
Вместе с успехами в почерке, у Яны наблюдается проблема с описками. Сейчас я пытаюсь разобраться с причинами, и помочь ей в решении этой проблемы. Если честно, у меня у самой остро стояла такая проблема в детстве, и во взрослом возрасте она никуда не ушла. Это новый фронт работ за который мы взялись. Об этом будет отдельная публикация.
А еще пересмотрев видео Мазиной В.Д. я обнаружила, что сама неверно держу ручку! Кстати, во второй четверти, так и не дождавшись от Яны самостоятельного формирования верного захвата ручки, я вмешалась. Об этом читайте в отдельной публикации. В общем обучение письму — это кропотливая работа с 1000 нюансов.
Оценка специалиста моей подготовки ребенка к школе
Я попросила прокомментировать дошкольный процесс подготовки руки Яны к письму специалиста — логопеда, нейропсихолога, автора настольных игр для успешного овладения чтением и письмом Мазину Веронику Дмитриевну.
Еще два дня назад, когда я отправила файл с текстом этой статьи Веронике Дмитриевне, мне казалось, что я сделала все, что могла для подготовки Яны к письму. Мне казалось, что я большая молодец 😳 . И эту статью я начала писать, ощущая свою причастность к замечательному почерку Яны. Оказалось, я совершила кучу ошибок:
Ошибка №1 Я перепрыгнула печатные буквы. Мне казалось это неважным, ведь Яна в 6 лет уже бегло читала. Ничего подобного! Оказывается, этап прописей с печатными буквами очень важен для дальнейшего обучения письму. Даже в школе, по крайней мере по программе «Перспектива», первая четверть — раскраски, печатные буквы и разнообразные графические задания. Этот этап нельзя пропускать! Если пропустить, то обучение письменным буквам происходит в разы сложнее. Вероника Дмитриевна рекомендует придерживаться порядка, указанного в книге «10 простых шагов к красивому и правильному письму» М.М.Безруких (labirint). Тираж книги давно раскуплен, но я нашла эти 10 важных шагов, и в ближайшее время опубликую их в отдельной статье.
Ошибка №2 Слишком большие объемы заданий. Я уже выше про это писала. Это моя самая грубая ошибка, поэтому повторю ее еще раз. Я поняла ее во второй четверти, когда увидела объемы письма в классе, и в рамках домашнего задания. На старте обучения задается всего по несколько повторений (2-4) нескольких видов простых элементов (2-4), затем объем наращивается до 0,5 строчки, строчки. Объем письма до 3-4 строчек вырос только ближе к концу 2-ой четверти.
Ошибка №3 На старте обучения письму у Яны был неверный захват. Я вмешалась ближе к зиме. Когда-то, где-то я прочла, что при гармоничном развитии мышц пальцев у детей исправляется захват. Я, предлагая различные мелкомоторные задания, надеялась на его естественное исправление. По факту, когда ребенок начинает писать, он привыкает к тому захвату, который ему позволяют мышцы пальцев на момент старта письма. Переучить без использования различных держателей и специализированных ручек очень сложно. История переучивания Яны и рекомендации, когда надо формировать правильный захват опубликована тут.
Несмотря на ошибки, которые я допустила, и учительница Яны, и Вероника Дмитриевна говорят о высоком уровне дошкольной подготовки Яны. Еще более красноречиво об этом говорит красивый почерк Яны 😀 .
Завершение
Итак, за прошедший год я обрела понимание процесса формирования почерка, а Яна навык письма. Это было очень плодотворно. В будущем я постараюсь написать в отдельной публикации про разную разлиновку тетрадей для обучения письму. Так как не уверена, что успею написать об этом до конца лета, сразу даю рекомендации на важные покупки для обучения письму:
- «Азбука. Пишем буквы от А до Я». М.М.Безруких (labirint, my-shop). Эта рабочая тетрадь для подготовки руки за 1 год до школы. Тетрадь рассчитана на занятия с ребенком старшего дошкольного возраста — точнее на подготовку в течении года перед школой.
- Тетради Мазиной Вероники Дмитриевны (labirint, my-shop, ali). Это не прописи, а обычные тетради с более крупной разлиновкой, чем обычная частая косая линейка. В тетради №1 частая косая разлиновка высотой 8 мм. По факту буквы в 2 раза крупнее, чем в тетради с разлиновкой по ГОСТу. Рекомендуются для начала обучения письму. Скорее всего индивидуальное использование тетради с более крупной разлиновкой надо согласовать с учительницей.
- Серия «10 шагов к красивому и правильному письму» (my-shop) М.М. Безруких. Серия пособий для подготовки руки к письму.
Обращаю внимание, это не субъективные рекомендации «мамы-развиватора», это рекомендации логопеда, нейропсихолога — Мазиной Вероники Дмитриевны. Я сама буду на 100% им следовать при подготовке нашего младшенького к школе.
Если публикация оказалась для вас интересной, рекомендую посмотреть:
- публикацию о формировании правильного захвата ручки. Без правильного захвата обучение письму будет тяжелым!
- раздел «Первый класс». Там про все школьное. От проверенной канцелярии до адаптации Яны в школе;
- статью с заданиями для подготовки руки дошколят к письму.
БлагоДарю за информацию и ваш опыт
Большое спасибо за статью, как раз подбираю пособия для занятий по подготовке к первому классу.
Спасибо огромное за статью, почерпнула для себя много чего полезного и интересного. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу какие учебники для изучения русского языка наиболее удачные. Заранее спасибо.