Обучение письму и формирование почерка маленькой Яны

Начну с того, что кропотливость не конек моей дочери. И несмотря на этот факт, к концу первого класса мы получили очень симпатичный почерк! Я довольна, как слон!

В статье наглядно показываю динамику формирования почерка Яны, а также в конце привожу комментарии специалиста — логопеда, нейропсихолога Мазиной Вероники Дмитриевны по поводу дошкольного обучения письму. С профилем Вероники Дмитриевны в начале учебного года нас познакомила учительница Яны. И только, когда я посмотрела ее видео и вебинары, поняла, что обучение письму — ювелирная работа. Существует множество аспектов, которые важно учесть, — от физиологических до психоэмоциональных.

Нам почерком Яны велась командная работа. У нас потрясающая учительница, которая использует, наверно, все доступные современные приемы. Только не думайте, что это были какие-то индивидуальные занятия. Нет, Алиса Андреевна, как при социализме :mrgreen: , уделяет одинаковое внимание всем ученикам в классе. Просто Яна — ученица с высоким уровнем мотивации. И я (энтузиаст, исследователь собственных детей, мама-«развиватор») тоже внесла свой посильный вклад. В этой публикации хочу рассказать вам о проведенной работе, о своих ошибках и достижениях Яны.

Дошкольная подготовка

С раннего детства у Яны было много разнообразных занятий на развитие мелкой моторики и творчества. Все дошкольное детство Яна предпочитала широкие, размашистые движения. Я делала непрерывные попытки приучить её к кропотливости, но тщетно. Периодически я  подсовывала раскраски, требующие работы тонкой моторики — мандалы, раскраски с хрупкими эстетичными ботаническими мотивами, различные узоры и т.п. Но зачастую Яна с ними расправлялась по-варварски, и это была моя боль на протяжении старшего дошкольного детства.

Раскрашивание в 5 лет

Также у Яны было множество тренажеров на развитие графомоторных навыков: Кумоны, Гаккен и другие, менее популярные. Надо отметить, что выполнение этих заданий у Яны происходило с дискомфортом. Самые сложные задания из тетрадей с маркировкой 3-4-5 Яна дорешивала уже перед школой. В то же время в отзывах на Лабиринте многие мамы восхищаются плавным усложнением заданий и тем, что их дети решали такие лабиринты в 4 года с увлечением. Под катом размещаю примеры выполненных заданий в тетрадях Kumon в 4,5 года. Тогда мы прорешали около 1/4 тетрадей, дальше сложность для Яны была не по силам:

1. Из сборника «Увлекательные лабиринты 3-4-5» (labirint) показать скрытый текст

2. Из сборника «Волшебные линии 2-3-4» (labirint) показать скрытый текст

Еще из слабых мест Яны можно выделить нелюбовь к лепке. В дошкольном детстве были моменты, когда она лепила в охотку. Сейчас если и лепит, то вынужденно.

Из сильных моментов стоит указать, что к школе за плечами у Яны было 2 года еженедельных занятий рисованием. Один год в кружке, второй год в подготовительном классе художественной школы. А художка это уже серьезно — одно занятие 3 часа! По моим расчетам это должно было внести свою лепту в подготовку руки к письму.

Дети, которые рисуют и посещают кружки имеют преимущества при обучении письму. Тут в первую очередь имеется ввиду, не требование скопировать по образцу, а свободное творчество. При рисовании развивается глазомер, умение анализировать сложные формы и  раскладывать их на простые.

Обучение письму в детском саду

В последний год детского сада воспитатели проявили инициативу, и внезапно начали обучать детей письму 🙈. Я понимала, что реализация инициативы ужасная, у воспитателей нет нужной компетенции, но не могла ничего сделать. Другие родители в группе были рады этой инициативе 😯 , а запретить Яне участвовать в обучении — значит отколоть ее от коллектива. В итоге получилось вот, что:Еще примеры письменных работ с детского сада: показать скрытый текст

На мой взгляд, эта инициатива оказала детям медвежью услугу — они в течении года автоматизировали корявое написание элементов.

По комментариям логопеда, нейропсихолога Вероники Дмитриевны Мазиной в данном случае не были соблюдены следующие условия правильного обучения письму:

  1. Не верно выбрана высота строк и разлиновка для начального этапа обучения. Дети, не познакомившись с разлиновкой по возрасту, потенциально приобрели проблему «не видит разлиновку, пишет мимо строк».
  2. Слишком светлый цвет разлиновки. Для дошколят лучше выбирать контрастную, лучше черную.
  3. Не учитывался порядок обучения от простого к сложному. На текущем этапе целесообразно было обучать детей письму печатными буквами.

Подготовка к письму перед школой

Накануне первого класса я постаралась увеличить количество мелкомоторных занятий. Например, Яна связала с помощью ручной вязальной машины снуд. Изначально мы набрали неправильное количество петель и, когда дело шло уже к концу, Яне пришлось полностью распустить свое первое вязание. Яна молодец, взялась и повторила подвиг. Не смотрите на цвет, такая пряжа шла в наборе к вязальному станку.

Сплела гору браслетиков из резинок:

Этим видом рукоделия я ранее пыталась заинтересовать Яну, но она не впечатлилась. Плетение Яна заинтересовалась в летнем лагере. За вечер разобралась самостоятельно по инструкции с самым простым видом плетения и сплела браслеты для себя и для подружки. У нас подарочный чемоданчик со всем необходимым для плетения и с ПОНЯТНОЙ для ребенка инструкцией. Оставляю ссылку my-shop.

Теперь непосредственно про тренировку руки. Я регулярно давала Яне раскрашивать раскраски содержащие множества деталей.

Раскрашивание в 7 лет, за полгода до школы, неверный захват карандаша

Насмотревшись на вакханалию с письмом в детском саду, я решила вмешаться, и  попыталась научить Яну писать письменные буквы исходя из собственного видения. Это было моей ошибкой, на том этапе было бы значительно полезней отработать аккуратное написание печатных букв на листах в крупную клетку. 

показать скрытый текст

Около месяца я пыталась научить Яну письменным буквам. Но занятия проходили без желания. Яна обреченно и безропотно подчиняясь моим указаниям. Я ощущала, что процесс идет слишком сложно. В итоге мы его забросили. Сейчас я знаю, что все сложности возникали от чрезмерных объемов и резкого наращивания сложности.

В лето перед школой я перед Яной поставила 2 задачи в рамках подготовки к обучению письму:

  1. Научиться прыгать на скакалке, отбивать мяч от пола, набивать мяч ракеткой для бадминтона. Эти виды деятельности учат держать ритм, а это очень важный навык в письме. К концу лета Яна освоила только скакалку )).
  2. Регулярно рисовать одну строчку орнамента по клеточкам, заданного образцом. Тут объем был уже вполне комфортный и Яна с интересом рисовала ритмичные узоры.
  3. Также я задавала Яне графические диктанты, дорисовку рисунка по клеткам. Смотрите порцию мелкомоторных активностей в сториз инстаграм.

Формирование почерка в первом классе

В школе у Яны программа «Перспектива». За первый класс дети проходят по русском языку 4 рабочие тетради. Каждая из тетрадей рассчитана примерно на одну четверть.

Первая четверть — первая пропись программы «Перспектива»

Пропись красочная, содержит много рисунков, походит на сборник с развивающими задания для дошколят. Из письменных заданий в ней только раскраски, печатные буквы и «дорисовашки»:

Прописи в «Перспективе» выглядят симпатично, но при работе с ними выясняется несбалансированность по сложности. Если посмотреть, какие предлагаются элементы для рисования, то сложность для первоклашки запредельная — нарисовать ягодку по уровню сложности гораздо сложнее, чем письменную букву.

Обучение печатным буквам предлагается практически без опоры на клетку. Обратите внимание на образец буквы «Я». Букву предлагается нарисовать висящей в «воздухе». В этом случае опора крупной клетки не работает. Легкий вариант написания печатной «Я» с опорой на клетку — это, так:

При этом «спиной» «Я» опирается на правую стенку клетки, её ножка упирается в центр нижней грани клетки, полукруг проводится через центр верхней клетки и углы верхней клетки.

Вторая четверть — вторая пропись программы Перспектива + тетрадь №1 Мазиной В.Д. 

Обучение письменным буквам начинается со второй прописи — второй четверти. Одновременно со второй прописью учительница подключила тетрадь «Начинаю писать красиво №1» с особой разлиновкой — более крупной и с частыми косыми направляющими  (авторства Мазиной Вероники Дмитриевны) показать скрытый текст

Кстати, на уроках в школе на этапе изучения букв, учительница использовала индивидуальные маркерные доски. Ученики писали буквы крупно, затем поднимали и показывали результаты. В итоге учительница могла непрерывно видеть результаты учеников, и на лету поправлять детей, у которых получалось  не верно.

В верхней части обычная косая линейка — фрагмент прописи  «Мой алфавит». В целом кажется неплохо, но, если повнимательнее посмотреть можно увидеть, что наклон и ширина пляшут. В нижней части рисунка укрупненная разлиновка с частыми косыми Мазиной В.Д. В тетрадях Мазиной В.Д. буквы как бы вписываются в наклонные клеточки, поэтому с наклоном и шириной букв проблем нет.
Верхняя строчка из прописи «Мой алфавит», разлинованной в стандартную косую линейку. Нижняя строчка написана в тетради Мазиной В.Д. И в ней нет проблем с расстояниями между букв, с их шириной и наклоном.

и еще пара фотографий старта обучения письму в тетради Мазиной Вероники Дмитриевны:

Четвертая четверть — тетради в частую косую линейку по ГОСТу

Далее привожу примеры почерка из четвертой четверти. К этому моменту был осуществлен переход к тетрадям в частую косую линейку, которые можно найти в продаже во многих канцелярских магазинах.

Дальнейший фронт работ

Конечно же, я выбирала для публикации самые аккуратные примеры, которыми горжусь. Мне кажется логичным, когда человек показывает вершину своих достижений, но в итоге часть читателей считает, что у нас все складывается исключительно образцово-показательным. Мне хочется исправить эту пагубную тенденцию, поэтому под кат выкладываю несколько разворотов, чтобы вы увидели реальную картину, а не образцово показательную.

показать скрытый текст

Вместе с успехами в почерке, у Яны наблюдается проблема с описками. Сейчас я пытаюсь разобраться с причинами, и помочь ей в решении этой проблемы. Если честно, у меня у самой остро стояла такая проблема в детстве, и во взрослом возрасте она никуда не ушла. Это новый фронт работ за который мы взялись. Об этом будет отдельная публикация.

А еще пересмотрев видео Мазиной В.Д. я обнаружила, что сама неверно держу ручку! Кстати, во второй четверти, так и не дождавшись от Яны самостоятельного формирования верного захвата ручки, я вмешалась. Об этом читайте в отдельной публикации. В общем обучение письму — это кропотливая работа с 1000 нюансов.

Оценка специалиста моей подготовки ребенка к школе

Я попросила прокомментировать дошкольный процесс подготовки руки Яны к письму специалиста — логопеда, нейропсихолога, автора настольных игр для успешного овладения чтением и письмом Мазину Веронику Дмитриевну.

Еще два дня назад, когда я отправила файл с текстом этой статьи Веронике Дмитриевне, мне казалось, что я сделала все, что могла для подготовки Яны к письму. Мне казалось, что я большая молодец 😳 . И эту статью я начала писать, ощущая свою причастность к замечательному почерку Яны. Оказалось, я совершила кучу ошибок:

Ошибка №1 Я перепрыгнула печатные буквы. Мне казалось это неважным, ведь Яна в 6 лет уже бегло читала. Ничего подобного! Оказывается, этап прописей с печатными буквами очень важен для дальнейшего обучения письму. Даже в школе, по крайней мере по программе «Перспектива», первая четверть — раскраски, печатные буквы и разнообразные графические задания. Этот этап нельзя пропускать! Если пропустить, то обучение письменным буквам происходит в разы сложнее. Вероника Дмитриевна рекомендует придерживаться порядка, указанного в книге «10 простых шагов к красивому и правильному письму» М.М.Безруких (labirint). Тираж книги давно раскуплен, но я нашла эти 10 важных шагов, и в ближайшее время опубликую их в отдельной статье.

Ошибка №2 Слишком большие объемы заданий. Я уже выше про это писала. Это моя самая грубая ошибка, поэтому повторю ее еще раз. Я поняла ее во второй четверти, когда увидела объемы письма в классе, и в рамках домашнего задания. На старте обучения задается всего по несколько повторений (2-4) нескольких видов простых элементов (2-4), затем объем наращивается до 0,5 строчки, строчки. Объем письма до 3-4 строчек вырос только ближе к концу 2-ой четверти.

Ошибка №3 На старте обучения письму у Яны был неверный захват. Я вмешалась ближе к зиме. Когда-то, где-то я прочла, что при гармоничном развитии мышц пальцев у детей исправляется захват. Я, предлагая различные мелкомоторные задания, надеялась на его естественное исправление. По факту, когда ребенок начинает писать, он привыкает к тому захвату, который ему позволяют мышцы пальцев на момент старта письма. Переучить без использования различных держателей и специализированных ручек очень сложно. История переучивания Яны и рекомендации, когда надо формировать правильный захват опубликована тут.

Несмотря на ошибки, которые я допустила, и учительница Яны, и Вероника Дмитриевна говорят о высоком уровне дошкольной подготовки Яны. Еще более красноречиво об этом говорит красивый почерк Яны 😀 .

Завершение

Итак, за прошедший год я обрела понимание процесса формирования почерка, а Яна навык письма. Это было очень плодотворно. В будущем я постараюсь написать в отдельной публикации про разную разлиновку тетрадей для обучения письму. Так как не уверена, что успею написать об этом до конца лета, сразу даю рекомендации на важные покупки для обучения письму:

  • «Азбука. Пишем буквы от А до Я». М.М.Безруких (labirint, my-shop). Эта рабочая тетрадь для подготовки руки за 1 год до школы. Тетрадь рассчитана на занятия с ребенком старшего дошкольного возраста — точнее на подготовку в течении года перед школой.
  • Тетради Мазиной Вероники Дмитриевны (labirint, my-shop, ali). Это не прописи, а обычные тетради с более крупной разлиновкой, чем обычная частая косая линейка. В тетради №1  частая косая разлиновка высотой 8 мм. По факту буквы в 2 раза крупнее, чем в тетради с разлиновкой по ГОСТу. Рекомендуются для начала обучения письму. Скорее всего индивидуальное использование тетради с более крупной разлиновкой надо согласовать с учительницей.
  • Серия «10 шагов к красивому и правильному письму» (my-shop) М.М. Безруких. Серия пособий для подготовки руки к письму.

Обращаю внимание, это не субъективные рекомендации «мамы-развиватора», это рекомендации логопеда, нейропсихолога — Мазиной Вероники Дмитриевны. Я сама буду на 100% им следовать при подготовке нашего младшенького к школе.

Если публикация оказалась для вас интересной, рекомендую посмотреть:

Запись опубликована автором Мама зануда 3

Обучение письму и формирование почерка маленькой Яны: 3 комментария

  1. Юлия

    Большое спасибо за статью, как раз подбираю пособия для занятий по подготовке к первому классу.

  2. Евгения

    Спасибо огромное за статью, почерпнула для себя много чего полезного и интересного. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу какие учебники для изучения русского языка наиболее удачные. Заранее спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X