Ребенок не хочет рисовать или лепить
Этой весной я прочла пару лучших книг о детском творчестве, которые мне попадались за все время изучения этого вопроса. Благодаря этим книгам я поняла свою очередную грубую ошибку. Спешу рассказать о своих открытиях вам.
На текущий момент детское творчество в большом почете. Доступны разнообразные инструменты, материалы для рисования, творческие пособия, курсы, марафоны и занятия. Все соцсети массово предлагают прокачать, развить творческие способности. Мамы подписываются на десятки, сотни пабликов с эстетичными поделками, водят детей в кружки, надеются, и ждут результатов. И вопреки этим прекрасным, на первый взгляд, условиям один из самых частых результатов — ребенку почему-то становится не интересно рисовать/лепить/клеить. Представляете какая несправедливость! Вот нам бы в нашем детстве все эти распрекрасные краски, карандаши с современными яркими пигментами… Мы бы «ух, ах и а-та-тай», а они… А им «не интересно, видите ли!»
Мало кто понимает, что на самом деле, все это лишь видимость хороших условий для творчества.
1. Атака шаблонов
Посмотрите на профили соцсетей с эталонными поделками, которые не каждый взрослый может повторить. Дети чувствуют, что нам не нужно их творчество. Они чувствуют, что взрослые ждут эстетичного результата по образцу… А если не по образцу, то должно быть эстетично для взрослых. А кто вообще решил, что творчество это эстетика? Эстетика чужда детскому творчеству. Детское творчество это про другое. Это про передачу чувств и эмоций с помощью материалов и инструментов. Дети в рамках творческого процесса наделяют материалы для творчества особыми качествами. Таким образом они придумывают/создают новые образы. Детское творчество это про развитие, и его невозможно оценивать с точки зрения эстетики, или с точки зрения сложности.
2. Низкая оценка самостоятельного творчества
Детская поделка может быть совершенно легкой в исполнении, но бесконечно глубокой по замыслу. Очень часто на такие поделки никто не обращает внимания Я сама сотню подобных поделок хвалила мимоходом, откладывала подальше, и показывала ребенку мастер-класс с более сложной и эстетичной поделкой, которую она может выполнить своими силами. Вы только подумайте, насколько часто современные дети недополучают похвалу и внимание за самостоятельное творчество, и в тоже время насколько часто ощущают, что им навязывают поделки/рисунки по образцу. Недооценка ведет к снижению мотивации.
Для эффективного творческого развития детям необходимы внимание и поддержка со стороны родителей. Что же происходит в обществе? Мамы выкладывают в соцсети фотографии самых удачных работ, выполненных ПО ОБРАЗЦУ (результаты мастер-классов и т.п.), в то же время самостоятельные творческие поделки остаются без внимания. По факту этими действиями мы поощряем работу по образцу, и оставляем без поощрения творческий процесс.
Сейчас тренд бодипозитива. И это правильно, потому что не должны быть у всех одинаковые губы, носы, скулы, и т.п. Мы должны учиться любить СЕБЯ, а не переделывать себя под образец в инстаграме. Такая же картина с детским творчеством. Я предлагаю начать в соцсетях тренд публикаций детских самостоятельных творческих работ, которых в интернете стало очень мало. Считаю, что всем родителям пора прекратить выставлять в соцсетях работы, сделанные по образцу (результаты мастер-классов и т.п.) Для ребенка, понимающего смысл соцсетей, важно видеть в профиле родителей фотографии поделок собственной задумки.
Для маленькой Яны я с раннего детства организовываю выставку рисунков на стене. Изначально мы вешали на стену доску и приклеивали картинки к доске. Позже я начала пользоваться подушечками Patafix (my-shop). На выделенную часть стены с помощью подушечек Patafix я рядами приклеиваю рисунки. Patafix не оставляют следов и легко удаляются со стены.
С семи лет я помогаю Яне вести свой профиль инстаграма. Теперь это доска почета творческих задумок Яны. Самые удачные работы я публикую в своем профиле.
Сейчас я радуюсь, что несмотря на годы навязывания шаблонов, Яна любит мастерить что-то свое, зачастую понятное лишь одним психологам )).Практически каждый день она что-то творит, потом рассказывает и показывает нам. На каждый праздник Яна устраивает свои концерты. Она сочиняет и репетирует свои танцы, подбирает под них костюмы, поет песенки, пишет стихи. К своему дню рождению смастерила лэпбук имени себя. И такого очень много!
О трилогии «Как вылепить отфыркивание» Макаровой Е.Г.
В этой статье я попыталась описать типовые ошибки развития творчества. Если ваш ребенок отказывается рисовать, лепить или делать аппликации по шаблону — не огорчайтесь. Возможно, он просто не хочет существовать в рамках, которые диктуют предложенные шаблоны, мастер-классы или преподаватель по рисованию/лепке. Из своего опыта, и не без помощи книг Макаровой мне удалось понять, что шаблоны для детей — словно клетка. Они очень быстро сталкиваются с ограниченностью шаблонов, и теряют интерес к такой деятельности. Елена Григорьевна Макарова все это описывает в своих книгах тонко и подробно.
Если статья вам показалась слишком поверхностной, то это так и есть! Я в ней попыталась изложить самые важные тезисы, осознанные мной при прочтении двух томов трилогии «Как вылепить отфыркивание» Макаровой Е.Г.. Мне очень хочется вас познакомить с этими сокровищами. И, конечно, в книгах все написано в 1000 раз лучше! Поэтому я горячо вам рекомендую их:
- Том 1 «Освободите слона» (labirint)
- Том 2 «Вначале было детство» (Labirint)
- Том 3 «Вещность и вечность» (Labirint)
7 лет назад я не осилила эту трилогию. Показалось, важнее другое. Это было ошибкой. Если вы не научились видеть глубину самостоятельного творчества собственного ребенка, если ваш ребенок не любит творческие занятия, эти книги могут стать ключом, который откроет ларчик вашего сокровища с творчеством.
В книгах Макаровой много примеров творческих уроков, во время которых она непрерывно импровизирует. Такие уроки творчества — высший пилотаж для педагога. Каждый ее урок — сочинение новой сказки. При этом Елена Григорьевна тонко чувствует психологию детей, и каждая сказка предлагается для конкретной группы детей под их внутренних мир.
И чтобы вы прониклись несколько выдержек из трилогии: Фрагмент показать скрытый текст
Фрагмент «Увидел-отрази» показать скрытый текст
Фрагмент «Погребение агрессии» показать скрытый текст
Загруженность современных детей
Напоследок акцентирую внимание еще на одном важном факторе отсутствия желания заниматься творчеством. В книгах Макаровой эта тема тоже поднимается, но с меньшим акцентом.
Я очень часто сталкиваюсь с критикой современных детей. Настолько часто, что у меня возникает желание их защищать. Мы (взрослые) сами заполнили пространство детей увлекательными игрушками, гаджетами, развивающими занятиями и после этого жалуемся, что ребенок не хочет рисовать/лепить/клеить аппликации/читать самостоятельно. Для любого занятия требуется выделение времени. Возможно, ребенка нужно разгрузить, разгрузить настолько, чтобы появилось время скуки.
Важно разгрузить ребенка не в пользу телевизора и гаджетов, а в пользу самостоятельного времяпровождения со спортивными снарядами, карандашами, красками и пластилином. Вы удивитесь, но находясь в развлекательном вакууме, в один прекрасный момент ребенок займет себя самостоятельным творчеством. Только если решитесь проводить такой эксперимент, не надо заявлять ребенку о том, что он лишается гаджетов пока не начнет рисовать. В этом случае ребенок еще больше возненавидит творчество. Просто в месте скучания пусть случайно окажутся под рукой карандаши и бумага.
Кстати, время скуки очень важно для детей. Ученые обнаружили, что наибольшая интенсивность загрузки мозга происходит не в момент решения сложных задач, а в моменты отдыха после интеллектуальной нагрузки. Ученые пришли к выводу, что для нормального функционирования мозга организм совершает фоновые сервисные операции. Также было выявлено, что эти операции могут происходить только в моменты максимально разгруженного внимания. Т.е. для полноценного развития детям важно время скучания, в котором отсутствуют раздражители внимания.
Завершение
Знаю, что некоторым в публикации покажется неприятной моя критика современных творческих развивашек. Я очень прошу вас не воспринимать её радикально!
Я не утверждаю, что применение развивашек с шаблонами для рисования, лепки и поделок оказывает один лишь вред. Уверена, что в некоторых случаях именно они могут выручить. Но в целом этот инструмент перечит творческому поиску, ограничивает детей и следовательно, использовать его надо умеренно, и осознанно. Тот же молоток в некоторых случаях может быть очень опасным оружием, а в других необходимым инструментом. Т.е. очень многое зависит от контекста и методики использования.
На этом у меня все! Спасибо за внимание! Пишите свои промахи и успехи погружения детей в творчество! А еще интересно какие книги заставили вас пересмотреть свои взгляды на развитие детей!
ВООТ! Я и говорю, что новомодный, рекламирумый из каждого утюга, Скиллберри, никакого отношения к творчеству не имеет! Тетенька сидит, улыбается и рисует. Или лепит. А перед экраном сидит ребёнок, смотрит на тетеньку и повторяет все её действия — ну какое же это творчество?!
И в саду та же беда. Да ребёнок УХ как рисует! «Там паук, у него вон какие ноги, он идёт домой с работы, а вон там не пятно, а его машина, она сломалась». А психолог на полном серьезе даёт заключение какое-то, что ребёнок мало цветных решений использует. Прямо отчаиваться я начинаю.
Точно, к творчеству никакого отношения )). Но польза все-таки есть — развитие мелкой моторики, опять же подготовка руки дошкольника к письму в увлекательной форме, получение навыков работы с материалами и инструментами, изучение различных приемов работы. Конечно, в идеале хочется погрузить его в творчество, но за неимением … хотя бы так.