Обучение чтению подборка материалов и личный опыт

Близится день знаний, и я хочу поделится накопленным опытом по обучению чтению. Мы начали обучение с апреля, когда Яне было 3г. 11 мес. И сейчас, с высоты родительского опыта в 8,5 лет, я знаю, что 3-4 года — это слишком рано. В 3г. 11м. Яна знала уже все буквы. показать скрытый текст

Обучение чтению — запоминание букв

«ЗвероБуквы» (  My-shop, Labirint). Эта игра оказалась очень эффективной для комфортного запоминания букв. В ней предусмотрено несколько уровней сложности. Яна начинала играть не зная ни одной буквы, я ей называла буквы с выбранной карточки. Постепенно выучились все. Я её купила за 3 месяца до начала обучения чтению. За это время Яна отлично запомнила все буквы. На самом деле, думаю, хватило бы и меньшего времени. Кстати, помимо запоминания букв, игра тренирует память.показать скрытый текст

Звуковая(говорящая) азбука

Еще один инструмент для запоминания букв. Такая азбука позволяет ребенку самостоятельно находить информацию о забытой букве. На определенном этапе, я Яне перестала подсказывать буквы, которые она забывала и просила находить их в говорящей Азбуке. Говорящая Азбука является отличным источником знаний о буквах для «нечитающего» ребенка.

Азбуки издательства Умка. У нас вариант Азбуки с Винни-Пухом (my-shop ) . В ней качественный звуковой модуль и хорошая озвучка (звук чистый, в меру громкий). Звуковые модули этого производители стабильное работают много лет! Рекомендую звуковые книги именно этого производителя. На данный момент варианта с Винни-пухом нет в наличии, но есть другие азбуки этого производителя (my-shop). показать скрытый текст

«Азбукварик»  (my-shop). У нас не было азбуки Азбукварик, но я знаю, что оформление книг у этого издательства на высоком уровне, звуковой модуль с чистым качественным звуком. Но без ложки дегтя тут не обошлось. Звуковой модуль в книгах азбукварика быстро ломается, по крайней мере с нашими экземплярами такое всегда случалось.

Говорящие азбуки изд. Лабиринт. Симпатичная азбука с рисунками Ксении Павловой 💡 (LabirintLabirint)!  Но в азбуке с рис. Павловой озвучены названия букв, а не звуков :-(. Т.е. они рассчитаны на детей 6 лет и старше. Если у вас шестилетка, обязательно загляните по ссылкам и полюбуйтесь на развороты в Лабиринте.


Обучение чтению — буквари

После запоминания букв пора переходить к чтению. На этом этапе понадобится букварь, а также вспомогательные книги. Буквари для дошкольников и школьников отличаются подачей материала. Например, дошколят учат не названию букв, а звукам соответствующим буквам.

Букварь Надежды Жуковой(my-shop, labirint) — самый популярный букварь для дошкольников в РФ. Если вы услышите, что ребенка готовили по букварю Жуковой, то 99,9% вероятности, что по зелененькому. Он считается проверенной временем, зарекомендовавшей себя, классикой. Опять же к букварю много критических замечаний о стилистических ошибках, опечатках, о девчачьем оформление и т.п. Возможно, их обилие напрямую связано с популярностью. Я этот букварь не держала в руках, но посчитала себя обязанной проинформировать вас о нем. Ведь ниже я буду вам рассказывать о букваре Жуковой, но другом букваре, другой Жуковой.

Логопедический букварь Олеси Жуковой (my-shop, labirint). Мы занимаемся по этому логопедическому букварю, поэтому опишу его подробно. Он меня привлек своим акцентом на правильность произношения звуков. В нем для каждой буквы подобрано логопедическое упражнение с ассоциативной связью. У Яны особых проблем в речи не наблюдается. Все типично: «Р» заменяет «Л». Шипящие немного свистят в пределах возрастной нормы. Тем не менее, идея чередования чтения с логопедическими упражнениями мне понравилась. показать скрытый текст

Букварь Узоровой, Нефедовой (my-shop). Помимо логопедического букваря меня угораздило купить этот. Авторы книги считают, что детей в 2-3 года пора учить читать и дают им доступный по возрасту материал — книгу, в которой все слова не длиннее 2-ух букв! Жаль, что об ограничении длинны слов не указано в описании букваря, так как это вводит в заблуждение покупателей. На мой взгляд, затея плохая и в 2-3 года детей учить читать не следует. Оформление у букваря симпатичное, но пользоваться им не советую. Пара разворотов:показать скрытый текст

Обучение чтению — в помощь букварю

Букварь — книга хорошая, но для автоматизации навыков чтения объемы в нём недостаточные. Поэтому мы открыли для себя замечательную серию книжек «Первые книги по чтению» от Карапуза (my-shop, my-shop, labirint). В нашей библиотеке их 4. На мой взгляд, именно эти книги — лучшие материалы для ребенка, который начинает учиться читать. Книги в твердом переплете, по формату приближены к А4, 7 мм толщиной, бумага плотная, иллюстрации выполнены в едином стиле. Ниже привожу развороты и видео.

«Первые книги по чтению» Книжка в синей обложке на повторение и закрепление букв от Б до Н, при этом в словах и текстах можно встретить все буквы. Текстов, как таковых в книжках нет, зато есть ребусы, чистоговорки и другие игровые задания, которые дети очень любят. Для чтения этих книг ребенок должен знать все буквы. показать скрытый текст

Красная книга на автоматизацию чтения слогов с буквами от П до Щ. Задания аналогичные, как в первой книгепоказать скрытый текст

 

«Мама мыла раму» (my-shop, labirint). Третья по сложности книга в серии Первые книги изд. Карапуз . Задания новых видов.

 

«Маша ела кашу» — четвертая по сложности книга в серии «Первые книги» изд. Карапуз my-shop, ) — это брошюрка со списками слов приведенных в порядке от простых к сложным. Хорошая вещь для автоматизации.

Карточки со словами. Когда Яне был всего 1 год я покупала наборы суперкарточек карточек для методики Домана . В итоге в методике разочаровалась, но карточки мы активно использовали для игр. В период обучения чтения они снова пригодились:

  • На первом этапе обучения я выбрала карточки со словами из трех букв с однообразным слоговым построением: сок, лук, чай, жук…
  • Далее пошли двухслоговые слова: каша, вода…

Первые книжки-малышки

Книжки-малышки Татьяны Русситы (labirint). Серия подходит сразу после изучения всего алфавита. Книжечки маленькие — с ладошку. Продаются наборами по 8 штук. Каждый набор укомплектован наклейками. После прочтения на каждую книгу приклеивается наклейка «прочтена». Книги отличаются легкими и интересными текстами. На каждом развороте всего одно предложение. Они не дешевые, но дети их очень любят. Покупать лучше сразу несколько наборов, так как прочитываются они за один присест. Наборы отличаются уровнем сложности. Самые простые содержат слова максимальной длинны 4 буквы. Далее по нарастающей — 5,6,7. В серии представлено несколько наборов из книжек малышек. Формат примерно с ладонь взрослого. показать скрытый текст

Автоматизация

Тренажер по чтению Чурсиной (my-shop, labirint). Когда пришла пора к чтению сложных слов, я поняла, что классическое деление слов на слоги чтения не облегчает. В тот момент мне на глаза попался Тренажер по чтению. В этом тренажере используется дугообразное подчеркивание букв, которые сливаются и пометки точками одиночночитаемых букв. По своей сути этот соответствует чтению по складам.показать скрытый текст

Компакт-технология для дошкольников Мальцевой (my-shop, labirint). Из экспериментальных методик к нам в руки попали книжки компакт-технологии Мальцевой. Азбука узнавайка (my-shop, labirint) — тонкая книжка-развивашка для изучающих чтение. Содержит кучу небанальных заданий. В ней все свежо и интересно. Но сразу даются длинные слова. Её подключать лучше немного позже. Эта книжка не для знакомства с материалом, а для систематизации и закрепления. В ней разбивка слов на склады.показать скрытый текст

Завершение

Видео с чтением Яны в 4г. 11мес.:

Также читайте:

П.С. читайте комментарии, там написано много полезных разъяснений об автоматизации чтения,  в том числе  моих.

Запись опубликована автором Мама зануда 33 24650

Обучение чтению подборка материалов и личный опыт: 33 комментария

  1. Мария

    К сожалению Азбукварик произносит буквы а не звуки, разочаровалась в покупке (( Исправьте по возможности описание, чтобы было меньше покупок по ошибке.

    1. Мама зануда

      Спасибо за информацию! Сама при заказе ориентировалась на описание в интернет магазине. Хотела именно азбукварик, но на тот момент не было в наличии. Получается, повезло.

  2. Марина

    Здравствуйте. Прочитав все комментарии, решила поделиться своим практическим опытом) Я в свое время поработала в детском саду и за 5 лет видела там разные результаты обучения чтению. По большому счету пришла к выводу, что раннее чтение (до 5 лет) в силу особенностей ребенка — это огромная трата сил, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. А выхлоп при этом практически нулевой.
    Кроме того, были и такие дети, которых начинали обучать чтению или просто буквам в 2-3 года. И в подготовительной группе эти дети очень часто показывали более худший результат, чем дети, которые вот только в подготовительной группе и начали учиться чтению.
    Зато были дети, с которыми родители рисовали, читали им сказки и просто много общались. И вот именно эти дети показывали более высокие результаты на занятиях. И даже психологически такие дети на занятиях держались легче и увереннее. В них словно отсутствовал страх ошибки.
    Среди знакомых я видела и такой пример. Ребенка, который не ходил в сад, пытались научить в 6 лет читать, а он ни в какую. А через несколько месяцев дедушка сел с этим ребенком и научил его читать за месяц.
    В целом я пришла к выводу, что если что-то делаешь с ребенком, а он упирается и у него не «идёт» — лучше оставить это на время и вернуться к этому позднее.
    В итоге со своим ребенком я начала учить буквы с 5ти лет. Занимались мы по букварю Резниченко. А дальше читали всякие книжки, предназначенные именно для детского чтения (это когда слова по слогам написаны и рассказы в них коротенькие). Единственное, к чему я очень критично подхожу — это оформление книг. Всегда просматриваю иллюстрации при покупке. Потому как порой неудачное оформление книги убивает всякий интерес к ней.

    1. Мама зануда

      Доброго времени суток!
      Я с Вами согласна во взглядах на возраст обучения чтению. Но Яна в этом плане специфична — очень вдумчивая. Ей только через месяц исполнится 5 лет и уже к этому возрасту она охотно и с увлечением вовлеклась в самостоятельное чтение. Два дня назад я отметила важный прогресс в чтении — самостоятельно залпом была прочитана книга в 20 страниц со стишками по 4-6 строк. Напомню, что первое обучение мы чтению начинали год назад. Собственно самые активные занятия пришлись именно на прошлую весну. Весной занимались чтением примерно 3 дня в неделю эпизодами по 20-30 минут пару раз в день. Затем к лету я инициативность сбавила и возвращала занятия чтением набегами — не более 1 раза в неделю )). И этого для Яны оказалось достаточно. Т.е. хочу обратить внимание, что занятия были редкие, нерегулярные — все больше в порыве увлеченности. Сейчас во время самостоятельных игр она обязательно хоть раз в день, но обращается к самостоятельному чтению — читает тоненькие книжки куклам: играет в школу и читает им сказки на сон.
      Вообще, у меня возникло мнение, что впитывается то, чем ребенок эмоционально захватывается. Детей регулярность и монотонность занятий очень отталкивает. У нас получалось так, что я ей предлагала новые темы для изучения и когда мы упирались в стенку возможностей, я отступала. Затем искала подход с другой стороны — объясняла по новому, предлагала задания другого типа, переходили на материалы с уровнем попроще на некоторое время. Т.е. не старалась «впихать» в нее навыки и умения однообразно и монотонно. Старалась все подавать под разнообразными соусами и с разными вкусами. Разнообразие обучающих материалов этому также очень способствовало.

  3. Алевтина

    Внучка очень рано начала читать, но техника чтения не такая уж хорошая у нее сейчас , это 2 класс. Другие ребятки начали читать позже, но сейчас обгоняют. Не знаю, от чего это может зависеть.

  4. Анастасия

    Здравствуйте, Катя ) Извините, что не в тему. Вы не подскажете, какую литературу можно почитать на тему взаимодействия ребенка с чужими людьми ? Моему ребенку сейчас 2 года и месяц. Как только кто-то из чужих начинает с ней разговаривать или просто как-то посмотрит на неё, или чем-то захочет угостить, она сразу замыкается, иногда пугается, прячется за меня, иногда закрывает глаза, чтобы не видеть чужака, который с ней близко начинает её что-то спрашивать. Я незнаю как правильно реагировать на это. В последнее время она стала немного спокойнее относится к чужим, но у неё постоянно возникает вопрос — когда кто-то из чужих её что-то спрашивает или говорит ей, она смотрит на меня и как бы вопрошает: «Тетя (дядя) сказала.» И я начинаю ей объяснять, что тетя или дядя хотели ей донести. Мне кажется, она в принципе не понимает, зачем чужие люди с ней вообще начинают разговаривать. В общем, вы не подскажите, что на эту тему можно почитать. Спасибо!

    1. Мама зануда

      Доброе время суток! Думаю, таких узких случаев в литературе не описывается. Надо читать психологию детей раннего возраста и самостоятельно выявлять причины. На самом деле в возрасте до 4-6 лет очень многоразличных отклонений в поведении. Наверно, поэтому их не конкретизируют. Например, когда Яне исполнилось 2 года она не хотела играть на площадках, где присутствуют другие дети. Мы какое-то время для прогулок выбирали пустые площадки :-).
      Возможно был какой-то случай, когда чужой человек криком или тоном напугал, иногда даже родители несознательно способствуют таким психологическим зажимам. Один из примеров случайного формирования зажимов у детей: http://annabykova.ru/detskie-straxi/a-to-tetya-budet-rugatsya.html#more-727 . Это блог психолога Анны Быковой. Кстати, она наверняка знает лучше ответ на Ваш вопрос ;-).
      А может это не зажим, а просто попытка понять, что происходит и ребенок в этот момент пытается сконцентрироваться, чтобы его мыслительные процессы протекали лучше. Сразу в голову только приходит мысль чтобы снять блок, показать дружелюбие незнакомцев. Но это тоже чревато, можно сделать сильный крен в сторону доверия к незнакомцам. Я бы в подобных случаях старалась помочь ребенку справится, сама бы вступала в разговор с людьми, причем разговор старалась строить нешаблонным образом, а так чтобы косвенно привлечь внимание ребенка.
      Например, «ой Вы знаете дочка сегодня не в духе, потому что у солнца пропали кудряшки» или «потому что солнце спряталось за тучки, наверно, надо идти его искать. А может Вы видели куда оно спряталось». Подобными фантазиями можно сместить акцент внимания ребенка с персоны незнакомца на обсуждение сказочной проблемы. Если ребенок вникнет в суть разговора, его должно заинтересовать продолжение, а также и сам разговор с незнакомцем. Если на лице ребенка появится заинтересованность, можно попробовать вовлечь его в разговор.
      Вообще вторжение незнакомцев достаточно сложное явление и действительно само по себе может вызвать негатив. Именно поэтому, мне кажется, что надо первый момент вторжения сбуферризировать вступив в разговор и взяв инициативу на себя, защитить ребенка, а потом уже плавно вовлечь интересной для него темой. Это чисто мамский совет, скорей всего психологи Вам посоветуют более внятные варианты.

    2. Аленка

      Анастасия,здравствуйте! У нас тоже была похожая ситуация с дочкой(сейчас 3,5г.)когда помладше была,реакция была даже на бабушек,не то что на наших друзей и знакомых. Мы с ней разговаривали,все обьясняли и Вы знаете,все это то как то в один момент прекратилось,теперь и на бабушек и на наших знакомых таких реакций уже нет,но когда совсем не знакомый человек,то конечно на руки не бросается,но я думаю это и нормально,все таки ребенок должен различать кто свой,а кто чужой. Вообщем,думаю это возрастное,по крайней мере в нашем случае.

  5. Юлия

    Спасибо за интересную дискуссию, Екатерина! Кажется, я не совсем правильно расставила акценты в вопросе про интеграл, попробую пояснить.
    Я не высказывалась за преподавание математического анализа дошкольникам. Я согласна, что педагогическая инициатива «садись, сегодня я тебе расскажу про производные» с дошкольником будет странной и несвоевременной. Раскрашивание было упомянуто как простой способ дать понятие о площади. Я не могу придумать более хорошего способа объяснить, что такое площадь, ребенку, а определение из начальной школы на мой взгляд гораздо более «мутное» и непонятное, чем понятие о том, раскрасили много или мало. Так что раскрашивание упомянуто отнюдь не потому, что для дошкольника естественно рисовать и поэтому можно параллельно рассказывать всякую муть, а потому, что Вы дали такой пример. Изначально вопрос был о том, что делать, если ребенок сам спросит про интеграл. Если спросит — хоть про интеграл, хоть про самоубийство Анны Карениной — отвечать. И вот почему.
    Первое, поощрение любознательности. Любой психолог Вам скажет, что «подрастешь — узнаешь» — это путь к педагогической катастрофе, а «меня это не интересует, значит и тебя не должно» — это подавление личности в ребенке, которое может обернуться серьезными проблемами в дальнейшем. Мало что бывает действительно слишком сложно. Эйнштейн говорил, что можно говорить о понимании любой теории только тогда, когда ты сможешь объяснить её 8-летнему ребенку. Интеграл проще теории струн, про него можно и трехлетке рассказать — важно только найти правильные образы. Зачем поощрять любознательность, наверное, многие ответят по-разному. Отвечу, зачем мне. Чтобы 11 лет школы + 6 лет универа были не страданием, а приключением. Чтобы не приводила в ужас любая работа, требующая исследования, будь то сочинение, проект по информатике или задача выбора жилья (Вспомните, многие Ваши одноклассники писали сочинения, не привлекая родителей? В моём классе — единицы). Чтобы жизненные изменения приводили не к депрессии, а к дальнейшему изучению и саморазвитию. Чтобы, вырастив детей, люди не загибались психологичеси и физически на огородах и перед телеэкранами, а следовали за своими желаниями, потребностями мозга, продолжали читать, открывать новое и достойно жить. Так что, на мой взгляд, воспитание здоровой любознательности — главная задача дошкольного возраста. Всякое чтение или английский — это тоже важно, но уходит на второй план. Если вопросы ребенка останутся неотвеченными, это отобьёт охоту интересоваться чем-то в дальнейшем, и незаметно позиция «это для взрослых, а я еще маленький» перерастет в нытьё «ну зачем мне разбираться, как устроена ставка по кредиту, я же гуманитарий».
    Второе, эрудиция. Она включает многое из того, что Вы называете неактуализируемым знанием. Вот я год назад читала Хокинга. Читала с огромным удовольствием, но рассказать сейчас про кварки и мюоны нормально вряд ли смогу, так же как и про виды черных дыр. Всё потому, что мне уже 30, а в течение года мне эта информация была не очень нужна. Однако же, когда в 28 лет я купила для дочки Чуковского, оказалось, что я почти всё почти точно помню наизусть, хотя не повторяла и не читала ни в каком виде лет с 4. Почему так — да потому что у детей память работает по-другому. Это мы не повторяем информацию и забываем её, а ребенок переваривает, переживает по этому поводу эмоции и откладывает важное для него на долгие годы. Дети родителей, уезжающих в эмиграцию, часто уже через 2-3 месяца прилично лопочут на местном языке, в то время как родители могут мучиться год и больше, и то поставить на место фонетику шансов почти нет. Расскажу про свою память. Я никогда не перепутаю государства Африки и Южной Америки, потому что у меня в раннем возрасте была карта, которую я рассматривала часами. Я не ошибусь в расстановке на временную ось по векам русских правителей и основных вех истории, потому что это было в первом учебнике истории за 4 класс. При этом аналогичный материал по мировой истории из 7 класса вспоминается едва-едва. Модель атома для меня навсегда та, из первой энциклопедии, а не кварки-мюоны, про которых я могла тысячу раз читать впоследствии. Муж вот вспомнил из дошкольного или раннего школьного детства огромную схему работы живой клетки, со всеми митохондриями и вакуолями. Я это всё учила, как все «нормальные» люди, в 10 классе, поэтому помню плохо и едва ли могу поддержать разговор. И да, по всем этим темам нас никто все эти годы не экзаменовал, это неактуализируемая информация, но это база эрудиции. Зачем нужна эрудиция? Если отбросить субъективные вещи вроде «приятно общаться с умными людьми» и «мальчикам пригодится, чтобы охмурять девочек», а посмотреть глобально, получается всё равно много. Чтобы демократические процедуры не приводили к идиотским выводам, как в этом исследовании https://goo.gl/98qAkR. Чтобы не было религиозных войн. Чтобы у людей, у которых есть инструменты в виде критического мышления и всевозможных голосований, была база знаний для принятия взвешенных решений. Да много для чего еще.. Вы ведь тоже читаете Яне русскую классику, не потому что она способна разобраться в эмоциях, мотивах, нравственности (наверняка, она и слов-то таких не знает, кроме простых «плохо-хорошо, добрый-злой», и это нормально в дошкольном возрасте), а для того, чтобы заложить базу в виде богатого языка. Хороший язык — это тоже часть эрудиции.
    И третье. В современном мире соревнование стало нормой. Кто поступил в хороший университет — тот выиграл, кого взяли на перспективную вакансию — тот молодец. Проигравшие могут долго рассуждать, что ЕГЭ — это неправильно, это стресс для детей, от которого их надо ограждать, поэтому ребенок не виноват, что недобрал баллов. Увы, таковы правила игры. Иногда ради реализации своих шансов приходится делать то, что кажется неверным — учить иностранный с пеленок, терпеть график, перегруженный репетиторами, не имея ресурсов для полноценного общения со сверстниками. В этом вопросе тоже важно чувство меры, но, мне кажется, иногда стоит начать раньше, чтобы свои шансы не растерять.

    1. Мама зануда

      Юлия, мне кажется, что в целом у нас с Вами взгляды совпадают, просто некоторые вещи вблизи рассмотреть невозможно, а Вы смотрите пока на них со слишком близкого расстояния.
      Когда Яне было 7 месяцев я под микроскопом разглядывала средства от потнички, разбирала составы по ингридиентам, выбирала наиболее эффективные, а теперь я понимаю, что все средства — ерунда. Главное при потничке — комфортный температурный режим и регулярные купания, средства вообще можно не использовать.
      Фразу «Любой психолог Вам скажет, что «подрастешь — узнаешь» — это путь к педагогической катастрофе» я не воспринимаю, как железное правило. Я вообще все правила ставлю под сомнения :-). Да, я стараюсь минимализировать «подрастешь — узнаешь», но в разумных приделах. Интегралы для дошкольника, на мой взгляд, — неразумно. Я на такие вопросы рассказываю вводную часть (типа: «интегрирование это такой математический способ увидеть каким объект станет если его дополнить другими составляющими. это очень интересно. представляешь с помощью цифр и правил математики можно рассчитать результат) и завершаю её: «вот когда ты будешь готова, примерно когда станешь старшеклассницей, ты научишься этому в школе или я научу тебя». Т.е. я в такие моменты стараюсь сделать закладку(якорь) в памяти, а также простимулировать интерес к знаниям, которые доступны в текущий момент. Например, могу предложить повыполнять задания с числами и т.п.
      Что память тесно связана с эмоциями, я согласна. Да, есть такой механизм, но этот механизм требует особых ресурсов и использовать его для интегралов мне кажется все равно, что на реактивных самолетах летать из одной точки города в другую. Во взрослом возрасте этот тип памяти так же есть, вот только он настолько изношен, что практически перестает работать. В общем я считаю, что эмоциональную память ценить и на тратить на такие пустяки, как «пичканье» знаниями. Надо развивать образную память, чем надеяться на эмоциональную. Эмоциональная память очень сложно контролируется поэтому целенаправленно её использовать практически не возможно. Взять те же праздники! Вот далеко не все они остаются в памяти. Хотя при подготовке мы каждый раз надеемся, что такое не забудется :-).
      С точки зрения стратегии воспитания ребенка: задача в младшем возрасте — привить любовь к знаниям, задача среднего возраста — научить ребенка самостоятельно получать знания. Если не в тот период времени заниматься не теми задачами, получаем риски на нужном этапе не получить планируемого результата, поэтому всему свое время. Когда ребенку будет 15, если мы заранее научим его любить знания и самостоятельно к ним тянуться он будет знать и интегралы, все, что надо для ЕГЭ и куче еще всего. Если мы в момент, когда надо лелеять любовь к знаниям начнем его уже пичкать знаниями, ресурсы потратим не туда. Да, ребенок при этом запомнит каким-то чудным образом представления об интегралах, но есть при этом он все равно не будет уметь их использовать и мы получаем риск потери интереса к знаниям.
      Если представить возраст до 18 лет — дистанцией для бега на 10 км, то все мы знаем спринтеров, которые выдохнутся на 5 минуте, хотя к ним будет в это время обращено много внимания. Затем выйдет на первый план более крепкие физически, но к финишу придут только те, кто лучше всех сбалансировал нагрузку на протяжении всей дистанции. Именно балансировкой нагрузки на различные системы должны заниматься родители при воспитании и при этом каждый раз учитывать состояние показателей увлеченности и т.п. По сути наиболее успешные люди — те, у кого была максимально сбалансирована нагрузка.
      Юлия, я как и Вы считаю, что человек в обществе должен быть конкурентноспособен. ЕГЭ далеко не самое важное, где показывают себя выпускники. Сейчас в крупных компаниях, помимо диплома ВУЗа, чтобы получить место надо пройти тесты выявляющие особенности мышления. Именно для этих целей я прилагаю усилия, чтобы на текущем этапе максимально увлечь Яну знаниями, развить у неё память (в первую очередь контролируемую, которую она сможет использовать в своих целях). Я предпочитаю более глубоко прорабатывать задачи текущего этапа, чем заглядывать на следующие уровни, которые ребенку еще не доступны.
      Знания приходят и уходят. Интегралы можно помнить или забыть и при необходимости снова вспомнить ничего от этого не случится. Получить знания можно достаточно быстро при наличии желания и навыков при обретать новые знания. Главное — это мотивация, желания, способности и навыки правильно мыслить и запоминать. Именно эти составляющие я лелею и развиваю в Яне, все остальное приходящее и уходящее.

    2. Ольга

      Юлия, достижение тех результатов, о которых Вы пишите, не вытекает из тех действий, которые Вы делаете с ребенком. Учение иностранного с пеленок не дает ребенку преимущества перед теми, кто начал учить его в 8 лет. Возможно, это сработает в спорте, но не в языках или чтении. Здравое звено во всем тексте — это не убить любознательность.
      А вот перегруженность репетиторами в ущерб общению со сверстниками — это Ваши амбиции и нарисованное Вами будущее для своего ребенка, что совсем в итоге не факт. Стоит ли лишать детей детства ради какой-то призрачной «успешности» в будущем (которую Вы ему придумали)?

  6. Юлия

    Спасибо за пост, я, признаться, давно его ждала, поглядывая в Ваш инстаграм. Можно немножко контраргументов по существу статьи?
    Когда я читала рекомендации педагогов и логопедов по поводу готовности к обучению чтению, мне показалось, что большинство причин «почему ребенка младше 6 лет не стоит учить чтению» притянуты за уши. Ну зачем для чтения правильная фонетика? Ну не выговаривает Яна «р», но ей же это ничуть не мешает! Если уж на то пошло, многие взрослые не выговаривают. Ну зачем идеальный фонематический слух, мы же не писать сочинения учим дошкольников! И причем тут умение пересказать текст или описать картинку? Мне кажется, это всё правила такого же типа как «шестилетнему ребенку необходимо полтора часа дневного сна» или «беременной нельзя поднимать больше 2.5 кг» — кочуют из книжки в книжку, доказательств, что так и нужно, нет, а жизнь показывает, что несоблюдение этих правил не мешает вообще ничему. Для чтения, конечно, нужно уметь говорить, но это дети обычно умеют кто к 2м, кто к 3м годам. В общем, я абсолютно «за» обучение чтению в дошкольном возрасте. Не за три месяца до школы, а в настоящем дошкольном. Хотя бы потому, что в реалиях Москвы попасть в хорошую школу ребенку, не умеющему хорошо читать, нереально. К примеру, я присматриваю дочке математические классы, которые несколько школ набирают через экзамен уже во 2 класс. Экзамен проводится в середине года для первоклашек, норма чтения — 80 слов в минуту. Если начинать читать уже в школе или за пару месяцев до неё, справиться с такой задачкой нереально, как было бы нереально за такой срок выучить китайский. Естественно, математические задачки олимпиадного типа тоже решать нужно. И во всяких хороших языковых и прочих гуманитарных школах требования к технике чтения не ниже. В первый класс экзамены запрещены, так они набирают второй или четвертый и требуют уже и хорошее знание языка в придачу — и вот уже вокруг первоклашки маячит толпа репетиторов, чтобы и чтение-письмо догнать, и с остальным не отстать.
    То, что непоседливые дети будут читать позже — миф. И зря Вы запираете перед ними двери хороших школ, высказываясь за позднее обучение чтению 🙂 Если найти правильный подход к своенравному ребенку, его любопытство и активная жизненная позиция пойдут только на пользу в процессе обучения. Правда, с групповыми занятиями не так всё легко, но мы же тут говорим об индивидуальных. (К слову, также миф и то, что послушные дети могут отставать физически. Я видела много таких детишек в гимнастическом центре, куда мы ходим, и они за счет прилежного выполнения упражнений и хорошего контакта с тренером часто легко достигают результата, который непоседам вроде моей не дается.)
    Так вот, может быть я как раз из категории тех, кого Вы причисляете к терпеливым мамам, но у меня как раз таки непоседливый ребенок, которому неделю назад исполнилось три года, уже потихонечку читает. Хуже, чем Яна — безусловно. Не сливает слоги, есть элемент «угадывания». Но — мы занимаемся чтением всего примерно 3 недели (буквы знала давно, об этом коммент выше). Ежедневно читаем 5 слов, занимает это порядка 3-5 минут в зависимости от того, насколько ребенок мотивирован. То есть всего 20-30 минут в неделю. Слишком мало, чтобы признать, что я заслужила Ваше определение «терпеливой мамы» 🙂 Букварь и магнитная доска не используются, потому что такой формат неинтересен, без картинки ребенок не видит смысла читать и убегает играть в игрушки. Вот так это выглядит https://www.youtube.com/watch?v=YZWRmG7TR3I . Специально записала вчера для этого коммента. Извините за качество домашнего видео, я всё ж не блогер, а Ваша коллега 🙂 Непоседливость, на которую я тут везде ссылаюсь, можно заметить почти в любых других видео из канала, вчерашнее видео непоседливость не отражает.
    А про пособия не знаю. Мне кажется, всем детям подходит разное. Букварь с двухбуквенными словами, не имеющими смысла для ребенка, я тоже видела и у меня он тоже вызвал недоумение. Пока рисуем упражнения сами, и как переходить к чтению текстов, я пока не представляю себе. Думаю, у нас это будет не раньше, чем через год. Буду ждать постов или хотя бы инстаграммо-комментов, как у Яны прошел этот переход. Спасибо за Ваши обзоры!

    1. Мама зануда

      Юлия, спасибо за развернутое мнение.
      С фонематическим слухом у Яны все в порядке. Она не произносит «Р», но прекрасно понимает её отличие от «Л». В своей речи сейчас она умышленно заменяет все «Р» на «Л».
      Пересказ у нее на данный момент прекрасный. Она может рассказывать длиннющую сказку, услышанную в детсаду, в течении часа, уточняя помимо основного сюжета кучу деталей.
      Поэтому, можно сказать, что все требования психологической готовности перед стартом обучения чтению у Яны были соблюдены :-).
      Знание и последовательное произношение написанных букв нельзя считать чтением. Чтение — это именно умение складывания слов/текста из букв по определенным правилам и понимание озвученного.
      Хотя успехи в сливании некоторых слогов у Вашей девочки есть, я бы все-таки на Вашем месте отложила занятия на год.
      Для перехода на чтение текстов потребуется очень много практики, нарисованных упражнений для этого не хватит, именно поэтому я рекомендовала в посте книжки. Кстати, в Вашем видео были даны достаточно сложные примеры для начального этапа. Автоматизируйте изначально чтение слогов и самых простых слов 3-4 букв одинаковых по структуре: согласная +гласная+согласная, согласная+гласная+согласная+гласная, потом усложняйте. Причем для начала это должны быть книжки со слогами и словами. Сейчас многие издательства под названием «для первого чтения» издают книжки с коротенькими рассказами, по факту это книжки для «второго» чтения.

      1. Юлия

        Не соглашусь, что перебор букв это не чтение, но соглашусь, что это неправильное чтение. При такой технике можно достичь приличной скорости и понимания текстов, и я видела таких детей, но потом у них будут проблемы с переходом на «взрослую» технику и с письмом и придется переучиваться. Так что я согласна, что слияние слогов (или складов — не важно) — это необходимый этап. Мы его еще не прошли. Сейчас Алиска ни с какими подсказками слог слить не может. Если это и происходит, то только потому, что она угадала картинку-ответ. Так что разгадать, как сливать слоги, нам еще предстоит.
        Про длину слов — я всё-таки ограничиваюсь не 3-4, а 5 буквами. Слоги из двух букв читать неинтересно совсем, а существительных из трех букв так мало, что за 2-3 занятия Алиска их легко запомнит визуально, и будет не чтение, а то же угадывание (Был прецедент, когда бабушка попробовала обучить, как пишутся слова — в моё отсутствие. В итоге штук 6-7 слов из разряда мама-папа-кот-Алиса легко выучились за раз). Кстати, Лена Данилова, например (автор «Раннего старта» и много еще чего полезного), как раз за такое начало обучения и высказывалась, но мы пока пробуем пойти другим путём.
        В общем, смысл этих занятий сейчас в том, чтобы ребенок привык не отвлекаясь перебирать буквы. Если она будет думать над одной буквой 10 секунд, потом отвлекаться и рассказывать какую-нибудь историю из садика, и потом продолжать, где остановилась — смысла не будет никакого. Поначалу у нас так и было, но потихоньку при помощи картинок эта проблема уходит.
        Про формальную готовность к обучению чтению. Вот с ходу первая попавшаяся статья про обучение чтению. http://family.booknik.ru/articles/nedetskie-problemy/kak-nauchit-rebyenka-chitat/. «Полностью сформированная речь» и «связный рассказ» — это не бесконечное пересказывание интересного (моя это и в 2.5 умела), час на это не требуется. Тут имеется умение выдерживать все логические и временные зависимости и т. п. Многие и к окончанию школы этого не умеют. «Неумение произносить звуки» тут тоже указано явно. Яна всё же произносит некоторые звуки неправильно, и Вы тоже это признаете. «Право-лево» я сама научилась различать лет в 6, а белоснежку сама читала в 4.5-5, есть свидетельства. Про важность фонематического слуха не скажу, пока на своём опыте непонятно. Первые звуки Алиска определяет, но когда говоришь про середину слова, как правило, не понимает, чего от неё хотят. В общем, авторы этой статьи, похоже, остановили бы Вас в порыве заниматься с Яной, ну и зря.
        А Вашим советом подождать годик я всё же пренебрегу. И я сама, и муж, уже вполне читали потихоньку книжки примерно в 4.5-5 лет. К школе было уже было беглое чтение порядка 100 слов в минуту. При поступлении в гимназию в первый класс технику чтения проверяли и плохо читающих не брали. Я не верю, что есть причины, почему Алиска с такой же задачей не справится.

        1. Мама зануда

          100 слов в минуту к школе можно легко набрать за 1 год, например, с 5 до 6. Лично мне жалко смотреть на мучения маленьких детей с чтением: можно «пыкать-мыкать» 2-3 года, а можно позже начать, но перейти к комфортному чтению за 3-6 месяцев.
          Букву Р некоторые и в первом классе не выговаривают. Поэтому её отсутствие в речи я не считаю критичным. 🙂
          Длина пересказа зависит от длины пересказываемого текста. Поверьте, есть тексты длиной побольше часа. В 2,5 года ребенок бы «утонул» в сюжете к концу первой странице такой сказки ;-).
          Я не рассчитываю, что Вы прислушаетесь к моему совету, я просто высказала свое мнение.

          1. Ольга

            Екатерина, я полностью поддерживаю Вас. У нас это доказано практикой. Мой старший ребенок научился читать в 5.5-6 лет, причем, практически сам, где-то что-то проходили в детском саду. Все, что я пыталась «навязать» ему раньше — не шло совершенно. Не было у него интереса совершенно. Я, решив, что не нашла «подхода», интуитивно отпускала ситуацию до лучших времен. И они, таки, настали, вопреки тем, кто считает, что «поздно». Единственное, сразу полюбил читать про себя, вслух только по необходимости. В первом классе он читал очень прилично (это за год чтения!). Сейчас во втором, читает сам книжки, журналы, газеты, все, что под руку попадется или что привлекает его интерес. Проблем с этим нет никаких совершенно. И пишет хорошо (тут, я думаю, сыграло то, что всегда читала ему вслух).
            Так что не нужно бежать впереди паровоза, действительно, можно заниматься по возрасту, всегда можно найти, чем. А с рождения нацеливать ребенка «на успех», на лучшее место под солнцем — по мне, глупо. Никогда не знаешь, где «программа» даст сбой. С живыми людьми это не прокатывает.
            Действительно, важнее гармоничное развитие личности и живое мышление.

  7. Аленка

    Спасибо большое, Екатерина за полезный пост и особенно видео с мнением специалиста. Много узнала и подчерпнула для себя,теперь буду знать как действовать в будущем в обучении чтению для своей дочери(3,4г)

  8. Оксана (mylala.ru)

    Спасибо за чудесный пост и подробный обзор литературы. Когда увидела в интернет-магазине Букварь для детей 2-3 лет была, мягко говоря, поражена: какая знаковая система может быть для таких крох? Да и как объяснить карапузу, что такое «па» или «юн». Согласна с Вами, что должна быть золотая середина в возрастных рамках. И ещё по поводу книг. Очень понравились азбуки ассоциативного типа. «Азбука превращений» Дарьи Герасимовой — связывает каждую букву с определённым образом (например, буква Ж — показана в виде жука). В книге «Я учусь говорить» О.Жуковой для каждого звука — ассоциация с рядом звучаний (например, звук «С» — вода льётся из крана, песок сыпется, шарик лопнул и сдувается, свистит свисток). Хотя вторая книга предназначена для развития речи самых маленьких,но думаю, на этапе изучения букв она придётся как нельзя кстати.

  9. Наталья

    Спасибо Вам, Екатерина! Замечательный пост! Как раз вовремя! Многое взяла для себя на заметку. Подскажите пожалуйста, какие именно карточки (там где с одной стороны фото, а с другой слово) для чтения Вы использовали? По ссылкам, указанным в посте не получается их найти.

    1. Мама зануда

      Рада быть полезной! Это Суперкарточки от Умницы. В блоге есть обзор о них. Ссылки на карточки поправила и добавила ссылку на обзор.

  10. Ирина

    Екатерина, спасибо! Ждала этот пост, потому что по опыту своего детства боюсь упустить момент, когда надо будет учить сына читать. Но и торопиться не хочется.
    В начале Вы написали, что читали о методиках обучения чтению, можете порекомендовать литературу?

    1. Мама зануда

      Из одного источника обо всех методиках исчерпывающую информацию Вы навряд ли найдете. Детальное описание плюсов методик дается на ресурсах издателей материалов. Минусы на сайтах-конкурентов :-).
      Поизучайте основные: слоговая (дается в Букварях), складовая (кубики Чаплыгина, Зайцева, Компакт-технология). Для начального этапа обучения слияния букв хвалят ребус-методику.

  11. Марина

    Подскажите, что почитать, чтобы подготовится к обучению чтению? Сейчас дочери 2.5, мы не торопимся читать. Пока учим буквы( точнее звуки). Но это больше для речевого развития, пока мы плохо разговариваем.

    1. Мама зануда

      На мой взгляд, буквы к моменту готовности к чтению уже будут забыты. Честное слово, не надо готовится учиться носить шубу летом. Летом в шубе неудобно :-). Придет зима, шуба станет впору и уместной, а еще будут оценены её преимущества. А если серьезно, любая информация без регулярного использования забывается. Яна после двухнедельных пропусков занятий чтением зачастую забывает несколько букв, а у вас впереди далеко не 2 недели. Рекомендую не форсировать события, а заниматься актуальными вопросами по возрасту. В первую очередь — развитием речи. Тут вам в помощь все мелкомоторные занятия (лепка, рисование, вырезание и игры с сенсорными коробками) + наша подборка для развития речи
      Кстати, Яна в 2,5 только начинала учится говорить. Некоторые дети учатся говорить несколько лет, другие за полгода :-). В 3 года она стала болтушкой и обогнала по речевому развитию многих сверстников.

      1. Марина

        Вы меня не совсем поняли. Мы не учим буквы просто так. У нас занятия такие, мы лепим, рисуем, клеим и вырезаем и задания связаны с какой то буквой. Между делом тренеруем язычок.
        Я хотела бы узнать какую мне литературу почитать, чтоб подготовится к обучению чтению?

        1. Мама зануда

          Я читала об отдельных методиках:

          • Классические — обучение по букварям с делением слов на слоги.
          • Популярные, вызывающие общественный резонанс базируются на складах: кубики Чаплыгина, Зайцева. Чтение со складами действительно быстрее понимается детьми. Если научить ребенка бегло читать до школы, то проблем в школе никаких не будет. При этом ребенок освоит чтение легко, без усложнений со слогами в школьных программах.
          • Экспериментальная методика: Ребус-метод Льва Штернберга.
        2. Мама зануда

          Видимо, надо писать отдельный пост с теорией о методиках :-). Я для себя выделила две основные: с чтением по слогам и по складам.
          Методики с кубиками Зайцева и Чаплыгина базируются на складовом чтении. Буквари на слоговом.
          Еще есть ребус-метод. Забыла про него упомянуть в посте, а зря. Его хвалят для начальных этапов, когда ребенок только учится сливать слоги и соединять их между собой.
          Из одного источника обо всех методиках исчерпывающую информацию Вы навряд ли найдете. Детальное описание плюсов методик дается на ресурсах издателей материалов. Минусы на сайтах-конкурентов :-).
          Мы начали по Букварю(методика со слогами), столкнувшись с первыми трудностями классической методики перешли на Первые книги от Карапуза, в них много простейших заданий с ребусами.Игровые задания увлекли. В дальнейшем обучении чередовали Букварь с книгами от Карапуза. В букварях каждый переход на новый уровень сложности вызывает затруднения. В книгах от Карапуза задания игровые (много ребусов и др.). Когда сложность слов начала увеличиваться нашли тренажер Чурсиной и книги Мальцевой со складовой методикой. Оказалось, что в материалах построенных на складовом обучении сложные моменты понимаются проще. После знакомства со складовой методикой я начала тексты в букваре размечать по складам простым карандашом.

      2. Юлия

        Екатерина, все дети разные. Я не собиралась «мучить» ребенка буквами лет до 2 — 2.5, но в условиях жизни современного ребенка не выучить буквы к этому возрасту было нереально. Афиши с интересными картинками и огромными надписями, вывески на улицах, большие надписи на всяких наших домашних плакатах (а плакаты отнюдь не про азбуку, а про музыку, географию и т. п..), «красная строка» в книжках, набор кубиков, купленных для строительства, оказавшихся тоже с буквами, а еще столик для занятий, тоже разрисованный в том числе и буквами… В общем, как только у нас прорезалась простейшая фразовая речь примерно в 1.7-1.8 (у нас развитие фразовой речи было раннее и более медленное, чем у Яны), ребенок стал постоянно обо всём спрашивать «что это?» Ну что было отвечать про буквы — «вырастешь — узнаешь»? Так и выучились легко все буквы к двум годам, кроме всяких мягких знаков, которые в жизни не очень встречаются, абсолютно безо всяких занятий. С тех пор прошел год, ни чтением, ни буквами ни в каком виде не занимались (кроме последних трех недель, но это тема отдельного коммента) — ничего не забылось. Это ж дети, у них всё в память врезается навсегда.
        А Яна, когда была маленькая, совсем не обращала внимания на текстовую информацию вокруг? Ну пусть не буквы — ну хотя бы цифры: номер дома, номер этажа, квартиры?..
        P.S. Какая у Вас интересная капча с картинками выскакивает! Моему естественному интеллекту было непросто 🙂

        1. Мама зануда

          У Яны с пеленок перед глазами было обилие книжек с буквами и она, как любой нормальный ребенок, обращает на все свое внимание. Просто однажды было сказано, что это и зачем, без обучения и без введения в подробности. Также был озвучен факт, что я её научу читать, когда придет время. Если Вас ребенок спросит о знаке интеграла Вы же не кинетесь ему приводить примеры с простейшим вычислением интеграла?
          Кстати, дети с ЗРР тоже умеют общаться со своими родителями, только вопросов они «задают» еще больше в силу специфики. Ваш ребенок спросит конкретику, а ребенок с ЗРР пальцем тыкнет, голосом мыкнет и мама начнет уточнять о чем ребенок интересовался. В итоге зачастую ребенок с ЗРР получит еще больше ответов и комментариев об окружающем, чем тот, который умеет разговаривать :-).
          Что касается афиш, то на них много всего вредного, яркого, раздражающего, поэтому у меня в целом к афишам пренебрежительное отношение и это же впитала Яна.

          1. Юлия

            Ну вообще я не говорила ничего плохого про ЗРР. Я согласна, что на этапе вопросов «что это» развитие речи особого значения не имеет. Когда хочется спросить что-то более сложное, тут уже возможны варианты, тут всё зависит от догадливости мамы. Я, например, не догадливая и неговорящего ребенка понимала плохо, но не все такие.
            А про интеграл — это как раз очень простой пример. Вот с ходу объяснение для ребенка 3-4 лет. «Это называется интеграл. Смотри, после него буквы, цифры и всякие знаки, они обозначают линию. Вот, например, такими знаками задается такая линия, а такими такая. А теперь давай раскрасим всё под этими линиями. Видишь, под этой раскрашено мало. Значит, у интеграла будет маленькое число. Может быть, два или три. А вот под этой линией раскрашено много. У этого интеграла — 100 или 1000». И так можно о чем угодно рассказать. Единственная сложность, когда знание правды может повредить психике. Например, почему у некоторых детей нет мамы? Но и тут можно объяснить аккуратно и честно.

            1. Мама зануда

              Я не пишу, что Вы что-то плохое говорили про ЗРР, просто посчитала нужным уточнить некоторые моменты.
              Что касается интегралов, то да их можно раскрашивать, рисовать, клеить аппликации, выкладывать мандалы… Можно сделать фетровые интегралы с бусинами, бантиками и лоскутками и прикрепить на стены…
              Но зачем? Я считаю, что в раннем возрасте есть более важные темы для изучения, которые доступны для понимания в текущем возрасте.
              Все рассказы об интегралах, как и о буквах, для младшего дошкольника бессмысленны. Актуально, для человека то, что он готов применять, остальное «проходит мимо кассы». Тот факт, что Ваш ребенок помнит все буквы выученные более года назад говорит не о памяти ребенка, а скорей всего о регулярном повторении материала ;-). У любого человека неиспользуемая и неактуализируемая информация переводится в режим долговременного хранения (архивируется и убирается подальше), откуда её человек позже достает с трудом или вообще не может достать. Это обычные законы хранения информации и исключений тут нет! Вариант с быстрым доступом к информации к памяти может быть связан с эмоциональным всплеском в момент получения информации или небольшой загрузкой памяти (в этом случае последняя порция хранится в оперативной памяти).
              Взять обучение в школе вождения: нет смысла изучать теорию вождения в начальной школе (хотя большая часть материала будет вполне доступна для понимания). Всем надо заниматься параллельно с практикой. Именно практика позволяет закреплять и усваивать теорию. Пичкать теорией без практики — неблагодарное занятие. Пока ребенок не научиться интегрировать, все плюшевые интегралы — полная ерунда. Он забудет все ваши умные выкладки об интегралах уже через неделю, а в памяти останется только красочный значок и слово с интригующим произношением, которые никакой пользы не принесут.
              П.С. Прошу не считать, что я за счет своей фобии пропагандирую ограничение кругозора детей. Многие постоянно меня пытаются в этом обвинить. Просто я тщательно сортирую материалы по доступности к пониманию и способности к усвоению. Вот, например, двумерные матрицы в 3 года вполне доступны. Это не значит, что ребенку надо объяснять теорию матриц, но ребенка лет 3 можно знакомить с матричным представлением информации — поиск пересечений полей и строк по заданной тематике. Это тема доступная для понимания при правильной подаче и ребенок её легко воспринимает и изучает на практических заданиях. Я уверена при занятиях с информацией в матричном представлении у ребенка создаются новые нейронные связи, так как это нового вида деятельность для мозга и в то же время она доступна для оперирования. А вот лепка букв, мало чего даст для развития мышления дошкольника. Это всего лишь отработка моторики и нагрузка на память. Для развития мышления в этом занятии минимум пространства. Свободная лепка дает больше, так как включает фантазию. Фантазия ребенка — это самый естественный механизм развития мышления. Еще делением можно заниматься с дошкольником. Опять же на практике: берете любое материал, который можно использовать в качестве счетного (детали мозайки, лего, счетные палочки и т.п.) — это ваше угощение. Делите поровну между собой, игрушками. А следующий этап вычисление: сколько надо будет предметов для того чтобы каждому дать по одной штуке, а по две. Практика деления в пределах первого десятка вполне доступна с 3 лет. Делим число на самого себя, на 1, на 2 и т.п. Качественная практика всегда укрепляет, упрочняет и углубляет знания, поэтому с ней ребенок быстрей перейдет к счету в бОльших пределах и вообще будет более уверенно оперировать числами. В общем для каждого возраста можно найти кучу занятий практика по которым доступна ребенку.
              Практика использования букв только понемногу начинает быть доступной с 3 лет, поэтому до 3 лет лепить и рисовать буквы я не вижу смысла. Более того рисование, аппликацию и лепку букв я вообще считаю не очень эффективными для изучения букв и чтения. Это подача теории чтения в другой оболочке. Также можно подавать с помощью лепки и рисования географию, астрономию и т.п. Но для усвоения материала нужна практика по изучаемому предмету. Лепка и рисование развивают лепку и рисование и навыки связанные с этой деятельностью (моторику, глазомер, цветовосприятие и т.д.). Рисование и лепка букв и другого теоретического материала это ограничение детской фантазии заданной темой в занятиях по лепке и рисованию. Да, в некоторых моментах, эти занятия могут разнообразить подачу теории, но делать это на постоянно основе бессмысленно. Ребенок в конечном итоге поймет навязанность теории и потеряет интерес к подобным занятиям. Будет хорошо если в целом не потеряет интерес к творческим занятиям лепкой, рисованием и аппликацией. Думаю, подобное навязывание теории оправдано, только когда ребенку 6-7 лет и у него сложности с усвоением материала. Тогда завертываем материал в оболочку рисования, аппликации или лепки и пытаемся донести до ребенка сложные моменты.
              Это мое мнение насчет некоторых ранних развивашек и похоже оно идет в разрез и укор общепринятым тенденциям, но его логичность я, думаю, никто даже не возьмется опровергать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *