Проблемы развития мелкой моторики
Несмотря на обилие информации о развитии мелкой моторики, многие сталкиваются с проблемой ее развития. Наверно, для вас будет удивительно, как с таким количеством развивашек, как у Яны, можно столкнутся с этой проблемой. Но мы столкнулись 🤷♀️. Большую часть дошкольного детства мелкая моторика Яны поддавалась развитию с трудом. Свою главную ошибку я поняла, когда Яне исполнилось 4 года. Тогда мы усердно начали прорабатывать пробел. Но даже в 6 лет наблюдались проблемы, и проявлялись они в следующем:
- Нежелание лепить пластилином классической консистенции, отдавая предпочтение более мягкому и комфортному тесту;
- Прохладное отношение к рисованию;
- Халтурное раскрашивание с большим количеством пробелов и нарушением границ;
- Прохладное отношение к термомозайке с мелкими бусинами. При этом результат очень вдохновлял, но сам процесс повергал в скорбь и уныние :-);
- Предпочтение малышового Lego Duplo мелкому Lego подходящему по возрасту. Конечно, это слабый показатель (я сама больше люблю серию Duplo), но все-таки :-).
Если приведенные выше пункты обобщить, то можно заметить, что ребенок избегает или пытается схалтурить там, где требуется филигранная работа пальцев рук. На первый взгляд, может показаться, что ребенок ленится, но если присмотреться то можно заметить с каким трудом ребенку эти занятия даются. Один из ярких показателей проблемы — отсутствие прогресса даже при регулярных мелкомоторных занятиях. Вместе с отсутствием прогресса появляются отказы от занятий. Причем изначально ребенку интересна деятельность, но попробовав ее, ребенок отказывается по непонятно причине. Бывало, что и результат эффектный и впечатлил ребенка, но по истечению какого-то времени ребенок отказывается заниматься деятельностью.
А теперь похвастаюсь. Мы вовремя выявили ошибку, скорректировали подход к развитию и к школе мелкая моторика Яны готова к письму на 5+. В лето перед школой Яна даже связала себе снуд на детской вязальной машине. А теперь в оставшееся до школы время она пытается освоить вязание крючком. На исправление проблемы с мелкомоторным развитием у нас ушло более 2 лет.
Дальше немного теории о моторном развитии:
Развитие ребенка происходит последовательно от крупных областей к мелким, примерно так же, как растет дерево:
- У дерева изначально формируется ствол,
- затем самые крупные ветви,
- ветви поменьше, мелкие.
- Только после мелких отрастают самые тонкие и изящные веточки.
Аналогично у ребенка:
- Изначально укрепляются мышцы туловища.
- Он учится делать крупномоторные движения руками, ногами, головой.
- Затем осваивает простые движения кистей рук.
- В последнюю очередь начинает прорабатываться тонкая моторика – точные и филигранные движения пальцами.
По сути, крупная моторика является фундаментом, на котором базируется мелкая.
Сейчас чрезмерно популярны развивашки на развитие мелкой моторики для малышей. На мой взгляд, это неправильная тенденция. Запуск речи абсолютно не очевиден. Малышам в первую очередь важно развитие крупной моторики. Если к школе у ребенка будет плохо развита крупная моторика, ему будет сложно научиться писать.
В прошлом дошкольное детство проходило на улице, где дети бегали, прыгали и скакали. Про это я подробнее писала в инстаграм. Крупная моторика прокачивалась самостоятельным образом при участии ребенка в уличных подвижных играх. По этой причине для первоклассников не составляло труда научиться писать красиво. В текущих реалиях, когда в детских садах активные движения запрещены, квартиры чаще всего тесные, да и веселой компании для игр нет. Многодетных семей мало, дворовые игры себя изжили. Все большее количество детей становится усидчивыми🙅♀️.
Казалось бы, к школе у ребенка не может быть плохо развита крупная моторика, ведь к этому возрасту ВСЕ УМЕЮТ ХОДИТЬ И БЕГАТЬ. Но качественное моторное развитие предполагает точную координацию движений, ловкость и скорость. Этим могут похвастаться далеко не все шестилетки и даже взрослые. К слову, я — человек с недоразвитой крупной моторикой. Многие могут сказать «мой ребенок в меня». Если вы сами неуклюжие, большая вероятность, что это не генетика, а пробел с вашим личным развитием моторики в детстве. Личный опыт меня научил не сравнивать ребенка с собой, а пробовать развивать по максимуму.
Собственно, качественному развитию мелкой моторики Яны предшествовало 2 года занятия танцами с мостиками различной сложности и колесами, + плавание. Уже на базе развитой крупной моторики пошли большие сдвиги в мелкой, в том числе вязание в 7 лет.
Спасибо за внимание! Буду рада вашим комментариям. Если было интересно, заглядывайте в мой профиль инстаграм, по хэштегу #мамазануда_про_воспитание у меня опубликован целый ряд статей.
Читайте также:
Здравствуйте! Прочла также Вашу статью про спорткомплекс, который Вы использовали с 1.2 лет для Яны. Подскажите пожалуйста, почему на Ваш взгляд этого было недостаточно для развития крупной моторики и с помощью чего кроме танцев и плавания Вы развивали крупную моторику?
Спасибо!
Добрый день! Спортивные комплекс это всего лишь снаряд. Будет ли он использоваться зависит от интересов ребенка. Поначалу, конечно же, фонтан эмоций обеспечен, но так чтобы ребенок бесконечно лазал и прыгал и все это еще и в одиночку , конечно, может не случиться. Так же как и с любой игрушкой. Есть дети с большими потребностями в движении и в этом случае спорткомплексы эти потребности удовлетворят. Но все чаще для занятий на спорткомплексе не хватает интереса и мотивации, также как взрослому с беговой дорожкой.
Если интерес ребенка снижен к физическим занятиями, нет природного запала активности, то это происходит только при регулярной мотивации и работе с тренером. При наличии спортивного комплекса можно и дома заниматься многими упражнениями под руководством мамы, но как правило, детей гораздо проще заинтересовать в коллективе. Логично если у мамы не получается, обратиться к профессионалам. При правильном подборе тренера ребенку будет комфортно и вероятность того, что ребенок увлечётся активностью в сотни раз больше.
О том, что вообще нужно развивать крупную моторику и это основа до 3 лет — узнала только в 2.5 года сына и это стало ударом по моему материнскому перфекционизму 🙂 Слава богу сын подвижный и активный, и это видимо спасло нас от сильного отставания по нормам развития крупной моторики, хотя некоторые моменты до сих пор отстают. Сейчас понимаю, что если бы занялась в раннем возрасте — было бы легче. В 3 года стал не любить проигрывать и заниматься тем, что у него не получается, заставить гораздо сложнее. Приходится просить его поймать мячик хоть пару раз, прыгнуть по разу на каждой ноге хотя и т.д. Идет медленно и не без негатива.
Сейчас начали заниматься по курсу «Теория баланса» Аллы Козуровой, там упражнения показывают вместе с девочкой, сына это мотивирует заниматься 🙂 Ещё знаю есть похожий марафон на развитие крупной моторики у Елены Лаштабега. Также пытаюсь внедрить утреннюю зарядку в нашу жизнь и сразу вспоминаю ироничную фразу о том что «Люди обожают воспитывать детей, потому что не могут воспитать себя» 🙂 Не можем закрепить эту привычку именно из-за моей лени. Приходится и себя «дрессировать», слава богу с углублением в тему детского развития, поняла, что моя малоподвижность и неспортивность — это не что-то краеугольное и незыблемое, а просто комплекс привычек. 🙂
На мой взгляд, проблема малоподвижности наших детей — индивидуализация людей в современном обществе. Мы отгородились от мира, устроили себе жизнь «по интересам» современного дезориентированного внимания, при этом противоречим интересам собственного тела.
Марафоны и зарядка — это все-таки нудная обязаловка, СЛОЖНО регулярно заставлять себя чем-то заниматься. В идеале надо ЗАРЯЖАТЬСЯ на подвижный образ жизни и заряжать этим ребенка.
Я недавно пересчитывала сколько физических активностей было у нас — у детей, которые играли в коллективные игры на улице: десяты в мяч, десяты в скакалку, резиночка, игры в мяч (лапта, козел, выжигало), классики (играли в полную версию с бросанием камушков!), чиж, городки и тп. Уже в этом списке мы видим прокачку координации рук, метание мяча, ловкости, баланса тела, прыжков, бега. Все это было с азартом. Каждый из навыков прокачивался как в совместной игре, так и в одиночку. Когда компании не было видно на улице, ничего не оставалось делать, как тренировать отдельный навык в одиночку — прыжки на скакалке, набивание мяча, и т.п.
На текущий момент, я во дворе вижу компании ребятишек максимум катающихся на велосипедах и самокатах. В мяч и скакалки никто, никто не играет! Изредка можно заметить у девочек резиночку. Я уж молчу про опыт организации этих игр. Этим же занимались школьники. Они подтягивали детей помладше и в итоге играли дети всего двора (в частном секторе улицы). А сейчас все уткнулись в гаджеты, в лучшем случае ходят на различные секции.