Проблемы развития мелкой моторики

Несмотря на обилие информации о развитии мелкой моторики, многие сталкиваются с проблемой ее развития. Наверно, для вас будет удивительно, как с таким количеством развивашек, как у Яны, можно столкнутся с этой проблемой. Но мы столкнулись 🤷‍♀️. Большую часть дошкольного детства мелкая моторика Яны поддавалась развитию с трудом. Свою главную ошибку я поняла, когда Яне исполнилось 4 года. Тогда мы усердно начали прорабатывать пробел. Но даже в 6 лет наблюдались проблемы, и проявлялись они в следующем: 

  • Нежелание лепить пластилином классической консистенции, отдавая предпочтение более мягкому и комфортному тесту;
  • Прохладное отношение к рисованию;
  • Халтурное раскрашивание с большим количеством пробелов и нарушением границ;
  • Прохладное отношение к термомозайке с мелкими бусинами. При этом результат очень вдохновлял, но сам процесс повергал в скорбь и уныние :-);
  • Предпочтение малышового Lego Duplo мелкому Lego подходящему по возрасту.  Конечно, это слабый показатель (я сама больше люблю серию Duplo), но все-таки :-).

Если приведенные выше пункты обобщить, то можно заметить, что ребенок избегает или пытается схалтурить там, где требуется филигранная работа пальцев рук. На первый взгляд, может показаться, что ребенок ленится, но если присмотреться то можно заметить с каким трудом ребенку эти занятия даются. Один из ярких показателей проблемы — отсутствие прогресса даже при регулярных мелкомоторных занятиях. Вместе с отсутствием прогресса появляются отказы от занятий. Причем изначально ребенку интересна деятельность, но попробовав ее, ребенок отказывается по непонятно причине. Бывало, что и результат эффектный и впечатлил ребенка, но по истечению какого-то времени ребенок отказывается заниматься деятельностью. 

А теперь похвастаюсь. Мы вовремя выявили ошибку, скорректировали подход к развитию и к школе мелкая моторика Яны готова к письму на 5+. В лето перед школой Яна даже связала себе снуд на детской вязальной машине. А теперь в оставшееся до школы время она пытается освоить вязание крючком. На исправление проблемы с мелкомоторным развитием у нас ушло более 2 лет. 

Дальше немного теории о моторном развитии:

Развитие ребенка происходит последовательно от крупных областей к мелким, примерно так же, как растет дерево:

  1. У дерева изначально формируется ствол,
  2. затем самые крупные ветви,
  3. ветви поменьше, мелкие.
  4. Только после мелких отрастают самые тонкие и изящные веточки.​

Аналогично у ребенка:

  1. Изначально укрепляются мышцы туловища.
  2. Он учится делать крупномоторные движения руками, ногами, головой.
  3. Затем осваивает простые движения кистей рук.
  4. В последнюю очередь начинает прорабатываться тонкая моторика – точные и филигранные движения пальцами.

По сути, крупная моторика является фундаментом, на котором базируется мелкая.

Сейчас чрезмерно популярны развивашки на развитие мелкой моторики для малышей. На мой взгляд, это неправильная тенденция.​ Запуск речи абсолютно не очевиден. Малышам в первую очередь важно развитие крупной моторики. Если к школе у ребенка будет плохо развита крупная моторика, ему будет сложно научиться писать.


В прошлом дошкольное детство проходило на улице, где дети бегали, прыгали и скакали. Про это я подробнее писала в инстаграм. Крупная моторика прокачивалась самостоятельным образом при участии ребенка в уличных подвижных играх. По этой причине для первоклассников не составляло труда научиться писать красиво. В текущих реалиях, когда в детских садах активные движения запрещены, квартиры чаще всего тесные, да и веселой компании для игр нет. Многодетных семей мало, дворовые игры себя изжили. Все большее количество детей становится усидчивыми🙅‍♀️.

Казалось бы, к школе у ребенка не может быть плохо развита крупная моторика, ведь к этому возрасту ВСЕ УМЕЮТ ХОДИТЬ И БЕГАТЬ. Но качественное моторное развитие предполагает точную координацию движений, ловкость и скорость. Этим могут похвастаться далеко не все шестилетки и даже взрослые. К слову, я — человек с недоразвитой крупной моторикой. Многие могут сказать «мой ребенок в меня». Если вы сами неуклюжие, большая вероятность, что это не генетика, а пробел с вашим личным развитием моторики в детстве. Личный опыт меня научил не сравнивать ребенка с собой, а пробовать развивать по максимуму.

Собственно, качественному развитию мелкой моторики Яны предшествовало 2 года занятия танцами с мостиками различной сложности и колесами, + плавание. Уже на базе развитой крупной моторики пошли большие сдвиги в мелкой, в том числе вязание в 7 лет. 

Спасибо за внимание! Буду рада вашим комментариям. Если было интересно, заглядывайте в мой профиль инстаграм, по хэштегу #мамазануда_про_воспитание у меня опубликован целый ряд статей. 

Читайте также:

Запись опубликована автором Мама зануда 5 187

Проблемы развития мелкой моторики: 5 комментариев

  1. Мария

    Здравствуйте! Прочла также Вашу статью про спорткомплекс, который Вы использовали с 1.2 лет для Яны. Подскажите пожалуйста, почему на Ваш взгляд этого было недостаточно для развития крупной моторики и с помощью чего кроме танцев и плавания Вы развивали крупную моторику?
    Спасибо!

    1. Мама зануда

      Добрый день! Спортивные комплекс это всего лишь снаряд. Будет ли он использоваться зависит от интересов ребенка. Поначалу, конечно же, фонтан эмоций обеспечен, но так чтобы ребенок бесконечно лазал и прыгал и все это еще и в одиночку , конечно, может не случиться. Так же как и с любой игрушкой. Есть дети с большими потребностями в движении и в этом случае спорткомплексы эти потребности удовлетворят. Но все чаще для занятий на спорткомплексе не хватает интереса и мотивации, также как взрослому с беговой дорожкой.
      Если интерес ребенка снижен к физическим занятиями, нет природного запала активности, то это происходит только при регулярной мотивации и работе с тренером. При наличии спортивного комплекса можно и дома заниматься многими упражнениями под руководством мамы, но как правило, детей гораздо проще заинтересовать в коллективе. Логично если у мамы не получается, обратиться к профессионалам. При правильном подборе тренера ребенку будет комфортно и вероятность того, что ребенок увлечётся активностью в сотни раз больше.

  2. Наталья

    Добрый день! Давно и внимательно слежу за вашим блогом, много полезной информации почерпнула, особенно касательно книжек и развития. Однако, хочется отметить, что все дети индивидуальны. со своим темпераментом, и если что-то заинтересует одного, то необязательно заинтересует другого. У моей дочери например очень большой интерес к книгам — после вашего блога у нас появился отдельный книжный шкаф для детской литературы и книг там с запасом вперед, хотя куплено далеко не все , что хотелось бы. Дочка очень любит когда ей читают, знает книги почти наизусть, иногда открывает сама и делает вид что читает, хотя на самом деле цитирует. Спортивный комплекс нам тоже пришелся по душе, в отличии от сверстников у нее намного лучше и быстрее получается осваиваться во дворе, на турниках, на самокате, велобеге. А вот все, что касается сидячих игр и внимания — у нас полный провал. К пазлам нет никакого особого интереса, сначала не нравились, потом взяла и одномоментно сложила все (3,4,5,6 элементов) и больше не возвращалась, с большимм количеством элементов не пошли. Все виды мозаик — тоже самое (и аналог самой детской, которая пирамидками, и кнопочная по шаблону и шестигранная Стеллар). Начинает собирать и бросает, по шаблону так вообще не хочет. Одно время проявляла интерес к деревянному конструктору, строила гаражи (домики для машин), еще здорово строила башни, причем так находила баланс, что они чудом не падали. К балансиру интереса не было от слова совсем. Шнуровки -( у нас просто ботинки из фанеры со шнурками и деревянные иголки с пуговицами крупные (см 6-8 в диаметре) иногда играет, бусины не покупала , боялась что проглотит. Из блоков Деньеша иногда делает мебель — диван, кресло, в кубики Никитина играет как в обычные, нравится как я собираю узор, сама делать не хочет, по альбомам складывать не заставишь. Лепить любим, но недолго. По картинкам Янушко нам неинтересно. Либо крошим всестеком на мелкие кусочки , либо смешиваем все цвета в один. Рисование мелками неинтересно, любит акварелью, водой по водным раскраскам. Но рисует чаще одним цветом (ярким вроде розового или красного или наоборот черный) и размазывает выходя за контуры. Фломастеры Крайола у нас не пошли. Любит черкать все обычной шариковой ручкой. Из конструктора есть паровоз от Лего Дупло. Какое-то время играла — сейчас забросила, к конструкторам с обычными блоками типа Полесья интерес тоже был недолог. Зимой проявили любовь к ножницам, вырезали вместе по Кумоновскими тетрадям, но в итоге она брала обычные листы А4 и делала бахрому или мелкую нарезку (муж стал называть ее Шредер). С речью у нас никогда проблем не было, тараторила как сорока и в 1,5 года уже активно составляла предложения. У меня 10 наборов карточек, но мы так и не смогли с ними играть. Когда она была младше, то просто их сминала. А когда стала старше, то уже знала все названия. Игры на запоминание или на придумывание сказки нас тоже не впечатлили. Чаепития с куклами и ношение их на руках — периодически, коляску любит катать вообще без кукол. Многих игрушек у нас не было совсем — например машинка-каталка (ходить мы стали в 9 месяцев, пропустив период ползанья) или тех же натуралистичных игрушек животных (до сих пор мучаюсь вопросом — покупать или нет). Зато у нас была утка-каталка с длинной ручкой на 2х колесах, которая пользовалась успехом очень долго. Она и сама ее катила и любила убегать от нее. Любит делать дом из диванных подушек. Просматривая ваши статьи по тому, что было у Яны отмечаю какой разный у них интерес. Сейчас у нее больше интереса к играм во дворе, но как вы правильно заметили — игры сейчас не те, и подвижности совсем мало (максимум горка или какой-нибудь транспорт, а так песочница или качели). Долго ждала когда она подрастет, хотелось начать покупать ей настолки, чтобы развивать логику и усидчивость (все книжки на задания из вашего списка и другие вызывают интерес минуты на 2, никакого азарта и выполнять по 20 заданий запоями у нас нет), периодически просматривала ваши статьи на эту тему. Теперь даже не знаю, что и брать. Просматривая список Паевской понимаю, что не было и половины всего, что там рекомендуется, а с другой стороны у нас уже столько игрушек взятых на пробу и захламляющих шкафы. Через месяц нам 3 года и я в ступоре насчет подарков. Хотела спросить, может вы порекомендуете на чем все-таки сделать акцент? Или что мы упустили, что никакой дисциплины и усидчивости у нас нет и в помине? Заранее спасибо

  3. Аня

    О том, что вообще нужно развивать крупную моторику и это основа до 3 лет — узнала только в 2.5 года сына и это стало ударом по моему материнскому перфекционизму 🙂 Слава богу сын подвижный и активный, и это видимо спасло нас от сильного отставания по нормам развития крупной моторики, хотя некоторые моменты до сих пор отстают. Сейчас понимаю, что если бы занялась в раннем возрасте — было бы легче. В 3 года стал не любить проигрывать и заниматься тем, что у него не получается, заставить гораздо сложнее. Приходится просить его поймать мячик хоть пару раз, прыгнуть по разу на каждой ноге хотя и т.д. Идет медленно и не без негатива.
    Сейчас начали заниматься по курсу «Теория баланса» Аллы Козуровой, там упражнения показывают вместе с девочкой, сына это мотивирует заниматься 🙂 Ещё знаю есть похожий марафон на развитие крупной моторики у Елены Лаштабега. Также пытаюсь внедрить утреннюю зарядку в нашу жизнь и сразу вспоминаю ироничную фразу о том что «Люди обожают воспитывать детей, потому что не могут воспитать себя» 🙂 Не можем закрепить эту привычку именно из-за моей лени. Приходится и себя «дрессировать», слава богу с углублением в тему детского развития, поняла, что моя малоподвижность и неспортивность — это не что-то краеугольное и незыблемое, а просто комплекс привычек. 🙂

    1. Мама зануда

      На мой взгляд, проблема малоподвижности наших детей — индивидуализация людей в современном обществе. Мы отгородились от мира, устроили себе жизнь «по интересам» современного дезориентированного внимания, при этом противоречим интересам собственного тела.
      Марафоны и зарядка — это все-таки нудная обязаловка, СЛОЖНО регулярно заставлять себя чем-то заниматься. В идеале надо ЗАРЯЖАТЬСЯ на подвижный образ жизни и заряжать этим ребенка.

      Я недавно пересчитывала сколько физических активностей было у нас — у детей, которые играли в коллективные игры на улице: десяты в мяч, десяты в скакалку, резиночка, игры в мяч (лапта, козел, выжигало), классики (играли в полную версию с бросанием камушков!), чиж, городки и тп. Уже в этом списке мы видим прокачку координации рук, метание мяча, ловкости, баланса тела, прыжков, бега. Все это было с азартом. Каждый из навыков прокачивался как в совместной игре, так и в одиночку. Когда компании не было видно на улице, ничего не оставалось делать, как тренировать отдельный навык в одиночку — прыжки на скакалке, набивание мяча, и т.п.

      На текущий момент, я во дворе вижу компании ребятишек максимум катающихся на велосипедах и самокатах. В мяч и скакалки никто, никто не играет! Изредка можно заметить у девочек резиночку. Я уж молчу про опыт организации этих игр. Этим же занимались школьники. Они подтягивали детей помладше и в итоге играли дети всего двора (в частном секторе улицы). А сейчас все уткнулись в гаджеты, в лучшем случае ходят на различные секции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *