Проблемы развития мелкой моторики

Несмотря на обилие информации о развитии мелкой моторики, многие сталкиваются с проблемой ее развития. Наверно, для вас будет удивительно, как с таким количеством развивашек, как у Яны, можно столкнутся с этой проблемой. Но мы столкнулись 🤷‍♀️. Большую часть дошкольного детства мелкая моторика Яны поддавалась развитию с трудом. Свою главную ошибку я поняла, когда Яне исполнилось 4 года. Тогда мы усердно начали прорабатывать пробел. Но даже в 6 лет наблюдались проблемы, и проявлялись они в следующем: 

  • Нежелание лепить пластилином классической консистенции, отдавая предпочтение более мягкому и комфортному тесту;
  • Прохладное отношение к рисованию;
  • Халтурное раскрашивание с большим количеством пробелов и нарушением границ;
  • Прохладное отношение к термомозайке с мелкими бусинами. При этом результат очень вдохновлял, но сам процесс повергал в скорбь и уныние :-);
  • Предпочтение малышового Lego Duplo мелкому Lego подходящему по возрасту.  Конечно, это слабый показатель (я сама больше люблю серию Duplo), но все-таки :-).

Если приведенные выше пункты обобщить, то можно заметить, что ребенок избегает или пытается схалтурить там, где требуется филигранная работа пальцев рук. На первый взгляд, может показаться, что ребенок ленится, но если присмотреться то можно заметить с каким трудом ребенку эти занятия даются. Один из ярких показателей проблемы — отсутствие прогресса даже при регулярных мелкомоторных занятиях. Вместе с отсутствием прогресса появляются отказы от занятий. Причем изначально ребенку интересна деятельность, но попробовав ее, ребенок отказывается по непонятно причине. Бывало, что и результат эффектный и впечатлил ребенка, но по истечению какого-то времени ребенок отказывается заниматься деятельностью. 

А теперь похвастаюсь. Мы вовремя выявили ошибку, скорректировали подход к развитию и к школе мелкая моторика Яны готова к письму на 5+. В лето перед школой Яна даже связала себе снуд на детской вязальной машине. А теперь в оставшееся до школы время она пытается освоить вязание крючком. На исправление проблемы с мелкомоторным развитием у нас ушло более 2 лет. 

Дальше немного теории о моторном развитии:

Развитие ребенка происходит последовательно от крупных областей к мелким, примерно так же, как растет дерево:

  1. У дерева изначально формируется ствол,
  2. затем самые крупные ветви,
  3. ветви поменьше, мелкие.
  4. Только после мелких отрастают самые тонкие и изящные веточки.​

Аналогично у ребенка:

  1. Изначально укрепляются мышцы туловища.
  2. Он учится делать крупномоторные движения руками, ногами, головой.
  3. Затем осваивает простые движения кистей рук.
  4. В последнюю очередь начинает прорабатываться тонкая моторика – точные и филигранные движения пальцами.

По сути, крупная моторика является фундаментом, на котором базируется мелкая.

Сейчас чрезмерно популярны развивашки на развитие мелкой моторики для малышей. На мой взгляд, это неправильная тенденция.​ Запуск речи абсолютно не очевиден. Малышам в первую очередь важно развитие крупной моторики. Если к школе у ребенка будет плохо развита крупная моторика, ему будет сложно научиться писать.


В прошлом дошкольное детство проходило на улице, где дети бегали, прыгали и скакали. Про это я подробнее писала в инстаграм. Крупная моторика прокачивалась самостоятельным образом при участии ребенка в уличных подвижных играх. По этой причине для первоклассников не составляло труда научиться писать красиво. В текущих реалиях, когда в детских садах активные движения запрещены, квартиры чаще всего тесные, да и веселой компании для игр нет. Многодетных семей мало, дворовые игры себя изжили. Все большее количество детей становится усидчивыми🙅‍♀️.

Казалось бы, к школе у ребенка не может быть плохо развита крупная моторика, ведь к этому возрасту ВСЕ УМЕЮТ ХОДИТЬ И БЕГАТЬ. Но качественное моторное развитие предполагает точную координацию движений, ловкость и скорость. Этим могут похвастаться далеко не все шестилетки и даже взрослые. К слову, я — человек с недоразвитой крупной моторикой. Многие могут сказать «мой ребенок в меня». Если вы сами неуклюжие, большая вероятность, что это не генетика, а пробел с вашим личным развитием моторики в детстве. Личный опыт меня научил не сравнивать ребенка с собой, а пробовать развивать по максимуму.

Собственно, качественному развитию мелкой моторики Яны предшествовало 2 года занятия танцами с мостиками различной сложности и колесами, + плавание. Уже на базе развитой крупной моторики пошли большие сдвиги в мелкой, в том числе вязание в 7 лет. 

Спасибо за внимание! Буду рада вашим комментариям. Если было интересно, заглядывайте в мой профиль инстаграм, по хэштегу #мамазануда_про_воспитание у меня опубликован целый ряд статей. 

Читайте также:

Запись опубликована автором Мама зануда 5 1349