Монтессори дома для малышей

Сегодня я расскажу про применение методики Марии Монтессори для малышей до 3 лет. Всем кто решил заниматься по этой методике стоит знать, что оригинальная методика рассчитана на детей от 3 лет, за редким исключением от 2. montessory-igrushkyМногочисленные варианты занятий и материалов для самых маленьких являются идеями продолжателей Марии Монтессори, но не её личными. Среди таких продолжателей можно встретить и не очень качественные варианты. Я думаю,  Мария была бы ооочень удивлена обнаружив  6-8-ми месячных малышей, которые осваивают крупы с целью развития мелкой моторики. Поэтому в этом вопросе надо быть предельно разборчивыми.

Основа методики заключается в предоставлении детям свободы выбора занятий для себя. Мария Монтессори считала, что ничего не надо придумывать для развития детей, ведь все уже придумала природа. В каждом ребенке заложена оптимальная программа его развития. Надо просто довериться этой программе и создавать максимально комфортные условия для её работы.
Некоторые дети неусидчивые и любят много бегать. По мнению Монтессори, эти дети будут развиваться гораздо быстрей, если им предоставить возможность двигаться столько, столько они захотят. Если же таких детей заставить сидеть с книжками или с мелкомоторными играми, то их развитие будет происходить медленней, так как этими занятиями мы нарушим работу их естественной программы.

Для того чтобы создавать максимально комфортные условия развития Монтессори ввела ряд требований к педагогам, составу детских групп и окружающей среде:

  • Функции педагогов. Основные занятия педагога, не лекции и нравоучения, а наблюдение!  Обучение в монтессори группах происходит естественным образом при взаимодействии детей с материалом и друг другом. Задача педагога наблюдать правильно ли расположены материалы, в полном ли объеме предоставлены и организовывать непрерывный доступ детей к наиболее востребованному материалу. Очень важно отмечать чего не хватает ребенку и предоставлять это.
  • Дружественная окружающая среда. Одной из особенностей среды Монтессори является удобство обстановки. Мебель под рост ребенка, миниатюрные аксессуары для того чтобы ребенок начинал учиться всем пользоваться самостоятельно как можно раньше. Дети любят много времени проводить на полу и для этого Мария Монтессори оснащала свои классы различными циновками и ковриками, которые можно подстелить. Еще одной важной особенностью монтессори-интерьеров является большое количество стеллажей, которые обусловлены необходимостью размещения большого количества материала. Другим важным требованием к среде является доступность занятий физической культурой — в помещении должны быть предусмотрены специальные снаряды, ведь для большинства детей очень важно утолить свой двигательный голод.
  • Интуитивно-понятные материалы. Детям должны быть постоянно доступны материалы развивающие по всем направлениям. Монтессори-материалы продуманы для всех возрастов и потребностей и должны быть представлены в наиболее полном спектре, только таким образом может происходить наиболее эффективное развитие. Самыми важными характеристиками материалов является проста их использования — с правильными монтессори-материалами ребенок должен знакомится самостоятельно без участия взрослых.
  • Дети. Общение В группах обязательно пребывание разновозрастных детей, чтобы младшие могли перенимать опыт старших. По-мнению Монтессори, старшим детям общение с младшими не менее полезно и необходимо.
  • Свобода. Дети занимаются, чем хотят и выбор занятий должен оставаться за ними, а не за педагогом. Иначе ребенок становится ведомый педагогом, а не своей внутренней программой и соответственно темпы развития в разы ниже.

Принципы методики строги и делают невозможным развитие по Монтессори в домашней обстановке в полной мере. Тем не менее, мы — мамы можем позаимствовать многие элементы из этой методики.

Монтессори дома | Как применяем мы

 Педагоги
Лучший педагог до 3 лет — собственная мама. С этим, я думаю, никто не возьмется спорить. В отличие от молчаливых педагогов-наблюдателей по Монтессори, мама должна быть очень активной, так как именно она является основным ориентиром для малыша.
Опять же активность должна быть уместной. Например, в момент вручения новой игрушки надо давать ребенку возможность самому с ней разобраться, а не мешать своим мнением.

Дружественная окружающая среда
Дружественная среда складывается из мебели подходящего размера и спортивных снарядов. С последним у нас все отлично и многие из вас, наверно, уже оценили функционал и навороты нашего спортуголка.
Из личной мебели у Яны пока только обеденный стульчик. Этот стульчик заслуживает отдельной похвалы — когда надо было он надежно оберегал Яну от падений с помощью ремней и ряда других приспособлений, теперь он обеспечивает свободу перемещения и уровень посадочного места комфортный для взрослого стола.
Последнее время я все больше склоняюсь к покупке Икеевского столика и стульчиков. Криттер я рассматриваю только с двумя столиками, так как маленький столик считаю ограничением детского творчества :-).

Мамут
Криттер
image
Примерно так выглядит квартира мамы всерьез увлеченной Монтессори

Материалы(игры, игрушки и т.п.)
Да простят меня мамы, которые организовали дома среду Монтессори в полном объеме, но я считаю фанатизмом подобное следование групповой методики в домашних условиях и ограничилась базовым списком всего необходимого для нашей возрастной категории.

Этот список я публиковала в посте о том как надо развивать ребенка в год. Именно в этом посте указан базовый перечень всего, что надо ребенку от года до двух предоставить начиная от игрушек заканчивая такими вещами как наше внимание. Сейчас у нас весь этот перечень закуплен и предоставлен в полном объеме для непрерывного взаимодействия.
В дополнение к обычным играм и игрушкам у нас накопилась целая куча логических игрушек — рамок-вкладышей и пазлов. Кстати, именно Мария Монтессори автор этого дидактического материала в виде рамок-вкладышей и развивающих дощечек с различными замочками и застежками. Подробней про наши логические игрушки читайте в посте о новогодних подарках.
Не могу не упомянуть тот факт, что Мария Монтессори одна из первых пришла к выводу о необходимости развития мелкой моторики, которой мы тоже очень плотно увлекаемся :-).  Я бы поспорила в каком случае выше эффективность, когда перед ребенком стеллаж с миской и крупой для пересыпания или занятия по просьбе ребенка на одеяле с использованием большого количества наполнителя и вариантов действий с ним.

В целом мне кажется, количество игрушек и материала для развития у нас получилось не меньше, чем на приведенном фото.

Дети. Общение
Тут стоит снова акцентировать внимание на том моменте, что Мария Монтессори занималась детьми в основном от 3 лет и всё о чем мы читаем в расчете на меньший возраст это импровизация методики в трактовке других авторов. В то же время следует прислушаться к мнению многочисленных специалистов, которые убеждены в отсутствии необходимости социализации для самого раннего возраста.

Свобода
В Монтессори методике предусмотрена организация среды в виде многочисленных стеллажей, контейнеров и коробочек под сыпучее и т.п., но  у большинства детей до 2 лет возникнет горячее желание навести порядок по своему. На этом месте надо вспомнить что, методика рассчитана на детей от трех лет которые уже осознают порядок и с помощью детей постарше способны поддержать его. Поэтому рекомендую при организации материалов учитывать особенности своего ребенка, а не фото красивых, но не функциональных интерьеров. Я зачастую такие вижу на фото и понимаю, что либо крышки контейнеров убраны на время съемки либо это интерьер создан для рекламных целей.

Монтессори дома | варианты заданий на каждый день

В первую очередь по методике предполагается большое количество времени для занятий детей с развивающими материалами. Но в возрасте до 3 лет у детей особое восприятие эмоций (сенситивный период) других людей, особенно мамы и разумеется мы должны делать уклон на эмоции, а не на развивающие материалы.

Монтессори предполагает невообразимое количество простых и доступных для всех занятий, в том числе многие по собственному самообслуживанию и по поддержанию порядка. Я решила подготовить шпаргалку с Монтессори-списком заданий, в который удобно заглянуть когда Ваша фантазия уже на исходе:

  1. Переливание воды. Потребуется: поднос или таз, лейки, сосуды, красители (можно использовать обычные краски) и не забудьте вооружить ребенка тряпочкой, чтобы вытирать случайно пролитую воду. Еще один вариант переливания с пеной — добавляем в воду пену для ванны.
  2. Расстегивание и застегивание. Потребуется: шнурки, одежда на молнии, кнопках, пуговицах. В зависимости от возраста предлагаем ребенку расстегнуть или застегнуть, развязать или завязать застежки.
  3. Полив цветов. Лейка, цветы и вода.
    Яна-цветочница
    Двухлетка прекрасно справляется с поливом цветов
  4. Ходьба по линии. Берем тесьму (2 см. шириной) или нитку приклеиваем скотчем к полу. Можно проложить маршрут из комнаты в комнату, можно по кругу. Деткам постарше предлагаем наступать точно на линии, младшие ходят как получится. Для составления маршрутов удобно использовать коврики-пазлы (тут отдельный пост об этом). Из отдельных частей коврика составляем различные дорожки — по замкнутой линии или зигзагом и т.п. Вдоль линии можно положить мелкие предметы кубики или другую мелочь — условные грибы, цветы и ягоды, которые надо собирать. В этом случае не забудьте выдать ведерко. В итоге предложите накормить собранными дарами какую-нибудь игрушку.
  5. Ходьба по линии с колокольчиком. Прокладываем маршрут при помощи тесьмы. Ребенку выдаем колокольчик. Обыгрываем ситуации, что малыш заблудился в лесу и он должен ходить по линии, чтобы мама его нашла.
  6. Понюхать ароматы специй . Тут оговорюсь, ароматическое лото я считаю агрессивной игрой, как и использование эфирных масел. В первом случае синтетические ароматы, во втором тяжелые — лучше и то и другое избегать. Вспомните свои чувства в процессе выбора очередного парфюма — уже после пары запахов интерес заканчивается, а приходит раздражение.  Вполне достаточно предложить один — два натуральных аромата. Предложите малышу понюхать — зерна кофе, стружку корицы, лавровый лист, апельсины, мяту, анис, гвоздику, душистый перец.  Кстати, именно по воспоминаниям о том как мы нюхали летом цветы, я поняла, что Яна помнит прошлое лето.
  7. Понюхать ароматы трав. Сделайте ароматное саше с аптечными травками — лавандой, мятой, тмином. В качестве мешочков используйте ставшие малыми хлопчатобумажные носочки. Предложите малышу, положить саше под подушку. Это может быть отличным мотивом для укладывания спать.
  8. Восприятие температуры. Взять пару махровых полотенец. Одно намочить в холодной воде, другое в горячей. Полотенца разложить на полу и предложить малышу поочередно походить на них.
  9. Рисование с рамками-вкладышами. Для малышей ближе к 2 годам можно предложить рисование с вкладышами от рамок. Обводить вкладыши по контуру, затем их раскрашивать.
  10. Готовим вместе. Предоставляем ребенку ломтики продуктов и показываем как составлять бутерброд. Предоставляем стакан воды и варенье. Предлагаем сделать морс.
  11. Сходить в библиотеку. Если малышу уже больше полутора лет и он любит книжки самая пора сходить в детскую библиотеку. Поверьте там и для таких крох найдется что-нибудь интересное. У нас с Яной первый библиотечный опыт состоялся в 1,3, когда библиотека проводила акцию в парке. Мы узнали, что там нас есть для нас книжки и там нас ждут!
  12. Прокатиться на автобусе или троллейбусе.
  13. Выжимать мокрую губку. Можно разрезать губку на небольшие кусочки и выжимать с помощью чеснокодавки или скалки.
  14. Провести ревизию носков. Подбирать парные носки.
  15. Стирать. Помогать складывать грязные вещи в стиральную машину. После того как мама положит средство для стирки и выберет режим нажать на кнопку старт!
    стрика2
    С двух лет запуск цикла стирки — почетная обязанность Яны. Программу, конечно же, выбираю я.
  16. Включать-выключать свет. Если выключатели расположены высоко можно предложить включать-выключать светильник или фонарик.
  17. shipzi
    Варианты щипцов и «хваталок»

    Сделать домик из нескольких стульев и одеяла. Стулья поставить друг к другу спинками. Сверху положить крышу — одеяло.

  18. Игры на мелкую моторику. Сортировка мелочей (пуговиц, бусин, деталей лего) по форме, размеру, цветам. Другие идеи смотрите в посте о мелкой моторике.
  19. Перекладывание предметов щипцами для салата, специальными хваталками или другими приспособлениями.
  20. Вылавливание предметов половником или маленьким ситечком. Можно совместить с купанием.
  21. Мыть игрушки. Можно совместить с купанием.
  22. Мыть пол. Примерно с момента как Яне исполнился год пол мы стали мыть вместе. У нее есть свои тряпочки и как только она видит, что я занялась полами, немедленно присоединяется.
    моем полы
    Малыши очень любят порядок и уборку. Возможно, взрослые её любят меньше, потому что им не давали в ней участвовать с ранних лет.
  23. Наведение порядка в шкафу с вещами. Учим ребенка складывать вещи и складываем совместно.
  24. Игры с прищепками. Для помладше отцеплять и сортировать по цвету. Для малышей постарше прицеплять по цвету.
  25. Дыхательная гимнастика. Задувание свечи, свист в свистульку, дуть на различные легкие предметы — перышки, вырезанные бумажные птички и т.п. Очень важные упражнения для развития речи!

Монтессори дома |  типичные ошибки

Напоследок хочу привести парочку типичных ошибок при реализации этой методики:

  • Одной из наиболее частых ошибок является ограничение свободы движения ребенка при выполнении определенных заданий. Зачастую мамы сажают непосед в высокие стульчики и радуются, что они занимаются по Монтессори мелкой моторикой. Как же они заблуждаются! По мнению Марии Монтессори, эти мамы допускают грубейшие ошибки в развитии своего ребенка — не прислушиваются к потребностям естественной программы организма ребенка, а значит нарушают её!
  • Другой частой ошибкой мам является постоянное желание поправить или доделать какие-то моменты. Например, если объект на аппликации или рисунке расположен кверху ногами, многие мамы начинают учить малыша, как делать правильно. Не лезьте с нравоучениями лишний раз! Придет время и ребенок усвоит пространственные и многие другие понятия самостоятельно. Причем это произойдет неизбежно, даже если вы этого не захотите и будите всеми силами этому препятствовать ;-).

На этом описание методики завершаю и надеюсь, что вы нашли интересные моменты, которые взяли себе на заметку.

Также рекомендую ознакомится с другими постами о развитии малышей:

Запись опубликована автором Мама зануда 10

Монтессори дома для малышей: 10 комментариев

  1. Анка

    Огромное спасибо за статьи! оказывается, когда мой ребенок балуется-включает выключает свет, переливает воду по стаканчикам, дергает молнии на куртке и т.п.-это он не балуется, а развивается))) вот уж действительно-детки сами все знают как и куда им развиваться, нужно просто не мешать им, а предоставлять эти возможности. А то сыну 2.4 и я корила себя, что мы еще не ходим на развивашки и время упущено)
    спасибо! побежала читать Вас дальше)

  2. Анна

    Ваш сайт — находка для меня. И обычно не люблю терять время на коментарии, но просто не могу удержаться от переполняющих меня эмоций. Спасибо Вам за то, что Вы делаете. Я Вами восхищаюсь.

  3. Инна

    Здравствуйте, я вижу, что Вы очень ответственно подходите к развитию Вашей девочки. Подскажите, пожалуйста, с какой книги лучше начать изучение Монтессори? я знакома с Доманом, Лупан, Ибука и Шичида. сейчас ребенку полгода, а мне кажется, что я упускаю время

  4. Светлана

    Я не про то, что методика работает только для отсталых детей, я о том, что с обычными можно начинать раньше, что вы и делаете:)

  5. Светлана

    Спасибо большое за статью. много интересного. Единственное, методика Монтессори была придумана для умственно-отсталых детишек, поэтому, наверное, с трех лет

    1. Мама зануда

      Светлана, Мария Монтессори начинала свою педагогическую деятельность с детишек с проблемами в развитии, но после успешных результатов она была приглашена для разработки подходов к развитию детей с нормальным развитием. Свои подходы для обычных детей она полностью пересмотрела на пригодность и апробировала в учреждении для ОБЫЧНЫХ детей, которым она сама управляла. После того как подтвердилось, что подход работает для всех детей, к ней на стажировку начали приезжать педагоги со всех стран!
      Действительно этот подход был выявлен при работе с отсталыми детишками, но те кто считает, что подход Монтессори для отсталых — ошибается. Этот подход работает для всех! Законы природы на нас действуют одинаково ). А с 3-лет потому что Мария Монтессори считала, что до 3 лет нельзя лезть в семью, ведь матери инстинктивно дают детям то, что им надо больше всего — любовь, эмоциональную близость и общение.

  6. Анна

    Екатерина, добрый день!
    Очень долго ждала подобную статью, так как сама придерживаюсь методики Марии Монтессори вот уже последние 12 лет! Именно за это время мне посчастливилось стать трижды мамой и оценить результаты применения не только данной методики, но и сочетание некоторых из них! Например, рамки Никитина, блоки Дьеныша, по моему мнению, не противоречат генеральной линии развития Марии Монтессори. Самое главное придерживаться основной стратегии — свободы поведения и развития! Своим опытом хочу подтвердить тот факт, что развитие деток по данной методике не обязательно должно начинаться только с трех лет. Со старшим у меня получилось приблизительно с этого возраста, а вот средний сынок на полтора года меньше, т.е. с 1,5 лет. Росли они почти как двойняшки, поэтому и занималась я с ними одновременно!!! Пожинаю плоды до сих пор (старшему 12 лет, среднему-11): в школе -отличники, в спорте-успешны, дома-помощники! Обожают младшего братика и, кстати, занимаются с ним по Монтессори с удовольствием:)
    Екатерина, СПАСИБО Вам огромное за Ваш труд! Жду с нетерпением новых статей!

    1. Мама зануда

      Анна, спасибо Вам за комментарий! Это лучшая награда за мой труд!
      Считаю, что каждый родитель должен придерживаться основных идей Монтессори в развитии детей. Также согласна с Вами насчет развивающих материалов Никитина и Дьеныша. Думаю они не только не противоречат, но и могут является прекрасным дополнением (или даже заменой) к материалам разработанным Монтессори. По мере знакомства, буду писать о них отзывы.

    2. Дания

      Уважаемая Анна!Поделитесь,пожалуйста ,своим опытом.У меня старшему 4,5,а младшим двойняшкам 2 года.Дома стараюсь занимать их всем чем можно,игры на моторику,счёт и и.п.но когда вижу как мамочки одного ребёнка рассказывают как успешно они создают Монтессори среду у себя дома ,у меня опускаются руки,я не представляю как можно предположим, оставить крупу в мисках или воду в тазиках чтобы играли на столе их уровня и спокойно за ними наблюдать …одно дело старший ,другое двойняшки которые то и дело что-то не могут поделить,бросают на пол все что попадается под руку и т.п.Поделитесь пожалуйста как у вас это получилось ?

    3. Дания

      Уважаемая Анна!Поделитесь,пожалуйста ,своим опытом.У меня старшему 4,5,а младшим двойняшкам 2 года.Дома стараюсь занимать их всем чем можно,игры на моторику,счёт и и.п.но когда вижу как мамочки одного ребёнка рассказывают как успешно они создают Монтессори среду у себя дома ,у меня опускаются руки,я не представляю как можно предположим, оставить крупу в мисках или воду в тазиках чтобы играли на столе их уровня и спокойно за ними наблюдать …одно дело старший ,другое двойняшки которые то и дело что-то не могут поделить,бросают на пол все что попадается под руку и т.п.Поделитесь пожалуйста как у вас это получилось ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X