Сесиль Лупан | развитие детей
Сесиль Лупан известна многим мамам, как мама-автор методики развития и книги «Поверь в свое дитя», в которой она описывает индивидуальный подход к развитию своих дочерей. В своей биографии она указывает, что оставила карьеру актрисы, посвятив себя воспитанию детей. Возможно этот шаг у кого-то вызовет симпатию к автору, но признаться меня это не трогает. В статье я даю свою оценку пригодности подхода Сесиль.
- Упражнения для занятий с малышами по возрастам
- Упражнения для занятия с малышами малышей по дисциплинам
- Самодельные книжки, в которых главный герой — Ваш малыш
- Мое отношение к подходу Сесиль
Начну с того, что эта статья не для экзальтированных родителей, которые использование любой методики раннего развития воспринимают за великое благо. Я в этом отношении придивчива. Мое мнение насчет подхода и автора однозначно — Сесиль в маразме! (для ярых сторонников Сесиль поясняю: Сесиль с её крайне перегруженной программой просто не дала своим детям развиваться гармонично, как и многие другие родители, которые чрезмерно увлекались/ются различными методиками. Более подробно об этом с мнениями специалистов читайте в посте: Вред раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития) ) Для того чтобы читатели могли сами оценить масштаб катастрофы и составить свое мнение относительно её подхода, я привожу в статье в сжатом виде нагрузку рекомендуемую Сесиль для малышей. Книга «Поверь в свое дитя» (предполагаю, что это единственный труд Сесиль который был опубликован), состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть содержит историю её знакомства с методиками развития, в том числе Домана, опыт Сесиль в грудничковом плавании, обучении чтению, письму. Вторая часть книги содержит сборник практических упражнений для занятий.
Сесиль Лупан | Упражнения для занятий с малышами по возрастам
(вернутся к содержанию) Для того чтобы понять в чем заключается подход предлагаю ознакомиться с сжатыми сведениями об основных видах занятий, которые Сесиль рекомендует для малышей первых трех лет.
Для малышей до года (основная цель занятий — стимулирование пяти чувств):
Чувства |
Упражнения для стимуляции чувств |
Зрение | Демонстрируем:
Даем возможность понаблюдать за различными занятиями взрослых |
Слух | Прослушивание:
Предоставление возможности для сравнения звуков: звон маленьких и больших колокольчиков и др. |
Осязание и хватание |
|
Вкус и обоняние |
|
Помимо чувств стимулируем двигательную активность в виде самых привычных и распространенных упражнений: для самых маленьких выкладывание на животик, гимнастика, «плавание» по воздуху на руках у родителей, упражнения на фитболе.
Дети от 1 до 2 лет
К занятиям первого года добавляем
- Двигательная активность (прививание любви к ходьбе, длительной ходьбе, учимся бегать, прыгать и т.д.);
- Подготовка совместно с мамой первой книги с собой в главной роли;
- Слух (начинаем рассказывать короткие истории о том что изучаем – о частях тела и т.п. «как нога прячется в носке», все объекты окружения объясняем)
- Повествование детских книжек, стишков часто повторяя одни и те же;
- Пение песенок;
- Изучение чтения и письма (учим алфавит в виде песенки, окружаем ребенка карточками с написанием слов окружающих предметов – причем пишем согласные буквы черным цветом, гласные красным. Приводится целый алгоритм как научиться писать – начиная со знакомства 4-ех букв, затем 10 и т.д.);
- Рисование, логика, иностранный язык, история и на выбор: зоология, ботаника, анатомия.
Дети от 2 лет
К занятиям второго года добавляем:
- Зрение (продолжаем показывать карточки, предлагаем к просмотру кино);
- Слух (начинаем рассказывать библейские мифы);
- Занятия грамматикой (смотрим, как пишутся слова и словосочетания, разбираем написание, изучаем род и число существительных, подлежащее и сказуемое);
- Занятия чтением (вводим чтение басней с объяснением их смысла в каждой строчке, разбором новых слов);
- Занятия географией, живописью.
Сесиль Лупан | Упражнения для занятий с малышами по дисциплинам
(вернутся к содержанию) Большая часть книги посвящена упражнениям различного уровня сложности по многим дисциплинам, которые Сесиль рекомендует вводить постепенно. После получения навыков выполнения простейших упражнений осуществляется переход к более сложным. Данную тактику Сесиль называет методикой поэтапного обучения, я бы отнесла это к обычному обучению от простого к сложному, которое повсеместно практикуется во всех учебных программах. Таблица ниже составлена для первичного ознакомления с подходом Сесиль, поэтому для краткости она содержит упражнения только начальных этапов. В случае если упражнение вызвало у Вас интерес рекомендую обратиться к тексту книги, наверняка, Вы в ней найдете много рекомендаций по его выполнению.
Дисциплина |
Упражнения этапа |
Возраст |
Чтение |
1 этап. Карточки (слова) Показывать их надо как бы случайно в занимательной форме. Карточки со словами разбросаны в доме то тут, то там и связаны с теми вещами, которые они обозначают: слово «кресло» оказывается на кресле; слово «шкаф» прикреплено к шкафу; когда Галя пьет, я держу перед ее глазами слово «чашка». Таким путем Сесиль достигает того, что дочка с интересом просматривает около ста слов за первый этап. |
Не указан |
2 этап. Карточки (словосочетания) Словосочетания двух слов: «мама пьет», «красный шар» и т.п. Дочка Сесиль без особых эмоций от этих занятий. |
Не указан |
|
3 этап. Предложения (книжки)
|
1,5 |
|
Чтение детской классики – «Маленький принц», «Алиса в стране чудес») |
От 3 лет |
|
Письмо |
|
От 1,5 года |
Логика |
|
от 1,5 лет |
Счет |
|
1,5 лет |
|
3 года |
|
Иностранные языки |
С учителем иностранного языка занятия лучше начинать как можно раньше. Ввести правило с учителем общение только на иностранном языке. |
С 4 месяцев |
Если занимаетесь сами, то лучше вводить второй язык попозже. До начала изучения приучить ребенка к звучанию иностранного языка – петь песни, рассказывать стишки и т.п. Ввести ритуал начала занятия и конца. Упражнения:
|
С 8 месяцев |
|
|
С 1,5-2 лет |
|
|
Когда ребенок начнет понимать на родном языке |
|
Энциклопедические знания |
Демонстрируются рисунки с изображениями птиц и млекопитающих, целая серия портретов политических деятелей различных стран, живших во все периоды мировой истории, фотографии созвездий и планет, цветов и многое другое.
|
с 1,5 лет |
География |
«Особый интерес вызвала игра в географические карты: в комплекте было пять больших карт (25*25 см), на которых нарисованы континенты, и сорок маленьких карточек (12*20 см). На каждой из них изображена страна, которую нужно определить по цвету и контуру, нанесенному на одной из больших карт. Я выбираю те области знаний, для изучения которых у меня есть красочные иллюстрации, например птицы Северной Америки, географические карты, портреты исторических деятелей.» |
Начало первого этапа с 1,5 |
История |
«За основу преподавания истории страны берутся песенки и считалки, которые сочиняются мамой. Про каждый исторический период также подбираются и печатаются картинки. Чтобы все это было легче усвоить (как детям , так и родителям), я пою текст в ритме марша. При произнесении имени каждой исторической персоны берется высокая нота. В конце каждого куплета идет припев: «Эх-эх, эх-эх, такой-то век . При такой подготовке «уроки» истории очень легкие и могут происходить в любом месте – на прогулке, в машине и т.п. Родители с плохой памятью не должны отчаиваться, ведь именно они лучше всех смогут оценить ту пользу,которую принесут их ребенку занятия, связанные с его развитием. Достаточно записать песенку на кассету и время от времени проигрывать ее ребенку. Малыш, который пел такие песенки, просто забавляясь, потом, несомненно, захочет узнать обо всем, что в них говорилось, гораздо больше — он уже попался на эту удочку.» |
С 1,5 |
Рисование |
|
С 2-ух лет |
Музыка |
До 3 лет ежедневное погружение в музыку, прослушивание мелодий, которые затем будут предлагаться для игры. Приглашается преподавать или родитель обучается игре. Рекомендуется купить настроенный ксилофон, как инструмент одновременно мелодический и ударный и со временем не теряющий настройку! Регулярные занятия с повышением уровня сложности, включая историю музыки. Музыкальных упражнений приведено в книге большое количество начиная от сочинения мелодий заканчивая изучением нот и истории музыки. |
С 3-4 лет |
Зоология |
1 этап
2 этап
3 этап Изучение классификации: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся. Показать и рассказать ребенку о нескольких представителях каждого класса. |
С 1,5 |
Ботаника |
|
С 1,5 |
Анатомия |
|
С 1,5 |
Живопись |
|
С 1,5 лет |
Плавание |
Обучение грудничковому плаванию, как правило, происходит с инструктором. В разделе о плавании приведено множество упражнений и рекомендаций. Самое важное замечание Сесиль о плавании: «Первая опасность грудничкового плавания — интоксикация водой. Вторая опасность – обучения другими лицами. Организация, специально занимающаяся проблемой плавания грудных детей, настоятельно требует, чтобы ребенок до трехлетнего возраста никогда не входил в бассейн без одного из своих родителей. Умение плавать в таком возрасте – не столь уж жизненная необходимость для вашего ребенка. Однако при правильном подходе эти занятия могут принести ему большую радость. ….Самое важное правило проныривания – ДУЙТЕ В ЛИЦО МЛАДЕНЦА ВСЕГДА ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЕГО ОКУНУТЬ. Ветерок от вашего дыхания заставит ребенка инстинктивно закрыть глаза и рот и на мгновение задержать дыхание.» |
с рождения |
Верховая езда |
В разделе приведено множество упражнений и рекомендаций о верховой езде. |
С 3 лет |
Другая двигательная активность |
|
С 3 лет |
Думаю, ознакомившись с таблицей, Вы остались под большим впечатлением от масштаба катастрофы, постигшей детей Сесиль. Я признаться от такого объема в тоске и мне заранее жаль всех тех деток, чьи мамы решат заниматься используя рекомендации Сесиль. Кстати, самих мам тоже жаль, учитывая все многообразие дисциплин и требований к вспомогательным материалам все свободное время мамы должны посвящать подготовке этих материалов.
Сесиль Лупан | Самодельные книжки, в которых главный герой — Ваш малыш
(вернутся к содержанию) Несмотря на мои негативные эмоции я извлекла пользу из чтения книжки — взяла на вооружение некоторые интересные моменты. Среди моих находок оказались самодельные книжки, которые Сесиль сама подготавливала. Во времена когда Сесиль воспитывала дочек (1982 год!) технологии создания снимков, редактирования фото и печати не были доступны каждому, сейчас практически каждая мама может создать для своего малыша подобные книжки!
Рецепт первой книги: 7 страниц — на каждой странице по 2 слова и 1 фотографии. Для того чтобы научится читать приготовить карточки со словами, которые присутствуют в книжке и по разному их проработать – собрать в правильном порядке. На одной странице не больше двух слов!
Слова |
Фото |
|
Фотографии с указанными в словах действиями |
Рецепт второй книги: 11 страниц содержащих по одной фотографии на каждой.
Слова |
Фото |
Камилла пьет молоко | Фото, на котором Камилла пьет молоко. |
Камилла выпила молоко | Фото, на котором Камилла держит пустой стакан. |
Камилла хочет еще молока | Фото, на котором Камилла берет бутылку. |
Молока больше нет! | Фото, на котором Камилла переворачивает пустую бутылку вверх дном. |
Камилла ищет молоко | Фото, на котором Камилла что – то ищет, стоя посреди комнаты |
Под шкафом молока нет | Фото, на котором Камилла заглядывает под шкаф. |
На телевизоре молока нет. | Фото, на котором Камилла смотрит на телевизор. |
В кровати молока нет! | Фото, на котором Камилла заглядывает в кровать |
Камилла недовольна. Она говорит : «Я хочу молока!» | Фото, на котором Камилла сердито плачет |
Приходит мама. Она открывает холодильник. | Фото, на котором Мама открывает холодильник. |
Камилле дали молоко. Она довольна! | Фото, на котором довольная Камилла. Показывает стакан с молоком |
Сесиль приводит еще пару вариантов самодельных книг, но они для малышей постарше. Книжки меня впечатлили и я обязательно сделаю подобные для Яны, но не для того чтобы учить ее раннему чтению, а для того чтобы слушать как я их читаю и любоваться на фотографии. Для тех кто не читал мой пост о методике Домана, я повторюсь, что являюсь противницей:
- раннего чтения, счета и других умений требующих работу логики,потому что это приводит к преждевременному развитию лобных долей мозга в ущерб другим отделам;
- бездумной накачки детей энциклопедическими знаниями;
Только прошу меня не путать с мамами, которые не хотят заниматься со своим ребенком. Я очень тщательно подхожу к выбору занятий и считаю, что лучше ничем не заниматься, чем развивать неправильно. Ведь Исходя из вышесказанного, я не стала рассматривать для своего использования дисциплины, которые требуют логического мышления и накачки энциклопедическими знаниями. Развитие навыков рисования и музыки были в моих планах и без рекомендаций Сесиль.
Мое отношение к подходу Сесиль
(вернутся к содержанию) Помимо прочего в книге Сесиль можно найти информацию о требованиях детей к индивидуальному подходу. Исходя из этой информации, каждому ребенку может потребоваться составление собственных упражнений — именно так Сесиль поступала, когда упражнения интересные для старшей дочери, младшая дочь не воспринимала. Основные принципы раннего развития по Сесиль:
- все упражнения должны вызывать хорошее настроение и позитивные эмоции;
- лучше педагоги — родители;
- нельзя устраивать проверки ребенку;
- любознательность следует поддерживать быстротой и новизной.
Минусы подхода и минусы книги:
- Интересный факт, сама Сесиль в книге пишет, что её дочь Галя, с которой она так тщательно занималась, начала самостоятельно читать в 4 года 7 месяцев! Возникает закономерный вопрос — стоило ли с полутора лет мучить себя, ребенка и всю семью.
- Подход не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсетивных навыков и обычных игр не на эрудицию (прятки, догонялки и т.п.).
- Во время прочтения книги не уходит впечатление, что автор описывается факты само собой разумеющиеся и в большинстве своём применяет упражнения, которые рекомендованы педагогами при изучении указанных дисциплин в рамках традиционного образования. Например, чтение потешек, стихов рекомендуется в любом источнике. Изучение басен практикуется в школьной программе.
- При прочтении книги, не следует путать понятия личный и индивидуальный. Потому что индивидуальности в подходе мало, а личных переживаний и эмоций очень много. Я бы не стала называть индивидуальностью сдвиг возрастных рамок в изучении большинства предлагаемых материалов.
- Так как личный опыт (включая истории, эмоции и другие отступления) сложно поддается процессу формализования, то первая часть получилась несистемной, с дублирующейся информацией в разных ее частях. Вторая часть также далека от точности пособий, издаваемых специалистами с педагогическим образованием. Можно встретить в разных частях книги рекомендации о выполнении в разных возрастах для одного и того же упражнения.
Плюсы
- Ценность книги «Поверь в свое дитя» заключается в том, что она содержит личный материнский опыт и возможно этим и заслуживает внимание мам;
- Простой доступный всем мамам язык, без педагогических понятий и терминов;
- Многообразие рекомендуемых упражнений.
Свое отношение к подходу я обозначила еще в начале статьи. Надеюсь, её прочтение Вам позволило сформировать своё мнение, в этом и заключается мой посыл для читателей! Напоследок хочется привести слова из комментариев одного пользователя к моей статье о методике Домана «Включайте головы и оставляйте амбиции. Дети — не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите.»