Приобщение детей к театру
В этой публикации делюсь своим видением идеального плана приобщения ребенка к театру. А также хвалю и критикую современные детские постановки.
Исходные данные: Логично, перед тем как решить познакомить ребенка с театром изучить ближайшие детские театры. Напомню, что мы живем в маленьком провинциальном городке (Абакан), тем не менее, детские постановки в городе есть и еще какие. Местная кукольная Сказка иногда поражает воображение и дарит кучу позитива. Уровень некоторых постановок абаканской Сказки высочайший и это подтверждают награды, в том числе международные.
Театр и малыши
Классический зал. Когда Яне было 2 года мы ходили в Сказку в стандартный зал. Сказки возрастной категории 0+ чаще всего длительностью около 20-ти минут. Яна уже в конце второго года была усидчивой девочкой, так как у нее была привита привычка слушать чтение книг. Постановки сказок попадались разные. Например, в 2 года сказка «Как котенок учился мяукать» была воспринята на «Ура». А в «Теремке» двухлетнюю Яну напугал медведь, который слишком грозно забирался на крышу. Из опыта посещения театра с двухлеткой хочу всем порекомендовать в классическом зале занимать 1-5 ряды, не дальше. На кукольные постановки идеально выбирать 1-2 ряд. Зрение у малышей еще не откалибровано и разглядеть кукол ростом 50 см. с 10 ряда очень проблематично. В целом посещение постановок в обычном зале с малышом до 2 лет мне кажется бессмысленным. Маленьким детям хочется все потрогать и когда они понимают, что потрогать ничего не дадут многим становится неинтересно. В 2,5 уже может быть восприняты самые простые сюжеты, не перегруженные деталями, которые усложняют восприятие сюжета.
Зал для малышей. Если я не ошибаюсь, в прошлом году в Абакане открылся зал для малышей. Я немного сомневалась, стОит ли четырехлетнюю Яну вести на спектакль для малышей, но мне было очень интересно посмотреть, как все организовано. В итоге мы сходили на постановку «Первый снег». Реальность превзошла все ожидания! Помимо классических стульев в зале прямо перед сценой размещена куча пуфиков и подушечек, поэтому некоторые спектакль смотрели даже лежа. Да, да, лежа! А при входе в зал все зрители снимали обувь. При покупке билетов в этот зал можно не смотреть на ряды и места, так как зрителям разрешается перемещаться по залу во время представления. Большинство детей так и делало, изучая пространство у сцены. Постановки для этого зала имеют пометку «интерактивный». Это обозначает взаимодействие актеров со зрителями. На спектакле был представлен большой набор сенсорики: световой ряд, снежки и снеговик из ваты. Сюжета как такового не было, да и для заявленного возраста он не нужен. Двух четырехлеток с трудом удалось вытащить из зала после окончания спектакля. Малышовый зал на 30 мест Яне понравился гораздо больше, чем классический. Однозначно всем родителям малышей с полутора лет рекомендую посещение постановок для самых маленьких в подобных залах. Учитывая, что мы живем в маленьком городе, предполагаю, что в больших городах подобные явления тоже представлены.
В чем ценность театра
У нас в семье не принято смотреть мультики по телевизионным каналам, потому что в это ассорти попадают мультфильмы самого разного качества. Я наслышана о телеканале Карусель. Знаю, что по нему показывают много хороших мультфильмов. Но я «привереда» — не люблю общественные столовые, предпочитаю пищу высокого качества. Чаще всего домашнюю, в которой исключено попадание несвежих или вредных ингредиентов. О чем это я? Да, да, о содержании мультфильмов. Производители и в них могут положить, что угодно. Поэтому первый просмотр нового мультфильма у нас всегда совместный с последующим обсуждением. Когда же идешь в театр, то заочно рассчитываешь на высокое качество содержания. В литературе точно также рассчитываешь на высокое качество текстов, выбирая для чтения классику.
Как же так получается, что в ресторане театре нам иногда могут подать блюда, сдобренные глутама?том на?трия, показать постановки с дешевыми приемчиками, точно также как это делается в дешевых забегаловках на китайском рынке во второсортных мультфильмах. Я понимаю, что многие не чувствуют усилителей вкуса в пище, так же как дешевые приемчики в постановках, но ресторану театру не пристало ронять свое достоинство привлекая зрителей таким способом.
Недостойные приемчики в театральных постановках
Перейду к конкретике — буду ругать некоторые постановки своего любимого театра по поводу которых родилась предыдущая тирада. Если бы я увидела такие сказки в других театрах или по телевизору, скорей всего, приняла бы как должное, но от абаканской Сказки я обычно ожидаю контента высокого качества. Наболело. Я — зануда и возможно слишком категорична, но хочется высказаться.
Люблю абаканский кукольный театр Сказка и всем знакомым театралам из других городов его горячо рекомендую. Но в бочке меда иногда мне горчит. Мне не хотелось быть мелочной, но вот уже три сказки из репертуара театра вызывают у меня чувство непонимания и негодование. Напишу о своих разочарованиях для категории 3+:
- НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ. Возрастная категория 3+. Эта первая сказка, в которой я нашла яркие оттенки демонстрации матриархальных устоев. показать скрытый текст . Главная героиня — ведьма. На протяжении всей сказки она высмеивает и критикует своего мужа — вредного лешего, который, по ее словам делает, гадости всем лесным жителям. В ходе сюжетной линии ведьма объединяется с избушкой на курьих ножках, на которую наложено вредное заклинание. Обманным путем эта парочка вытягивает из лешего информацию для снятия заклинания у избушки. Вроде делают хорошее дело, но подход недостойный — опоить зельем и вытянуть информацию,
- ЗАГАДКА КУРОЧКИ РЯБЫ. Возрастная категория 3+. В этой сказке режиссер решил пофантазировать, продемонстрировав детям несколько вариантов, как могла бы выглядеть «Курочка Ряба» в современной интерпретации. Спектакль условно был поделен на 5-6 эпизодов. В каждом эпизоде, примерялись различные трактования смысла текста. Некоторые были забавные, другие грубые и вызывали неприязнь даже у взрослых. Первое непонимание вызвал эпизод, в котором «дед бил-бил и разбил» не яйцо, а бабу! Та в свою очередь тоже спуска не давала и била деда. На сцене была продемонстрирована длительная и напряженная драка между дедом и бабой. Заключительный самый длительный по времени эпизод показал, что режиссер погрузился в слишком свободное творчество, решив зацепить дошкольников миром стрельбы и порохового дыма. Сказать, что он вызвал у меня возмущение — ничего не сказать. Опишу детали, чтобы вы могли сделать свои выводы: в течении 10 минут сцена постепенно дополнялась следующими объектами:
- маленькая мышка заменена огромная мышью ростом выше бабы и деда;
- огромная мышь, вооруженная ножом;
- огромная мышь, вооруженная пистолетом;
- огромная мышь, вооруженная автоматом. На последнем этапе эпизода, когда звук автоматной стрельбы оглушил детский слух, а сцену заполнил плотный дым пороха, у большей части зала нервы не выдержали и дети начали плакать. Логично, что на курочку Рябу не поведут даже младшего школьника, весь зал был наполнен дошкольниками. Детей 3+ привели на сказку про курочку Рябу, а на сцене показывали элементы боевика, усиленного психоделической музыкой и освещением. Для чего показывать это маленьким детям? Неужели режиссер думает, что подавляющее большинство мам и пап не могут отказать себе в удовольствии и регулярно смотрят боевики в присутствии трехлетних детей? Неужели режиссер думает, что подобные детали сюжета привычны современным трехлеткам? Возможно, некоторые дошкольники воспринимают легко подобные спектакли. В таком случае было бы справедливо на афише увидеть жанр сказки «детский боевик» и обходить такие постановки стороной.
- ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И… (репка). Возрастная категория 3+. Эта постановка — еще одна яркая иллюстрация радикальных матриархальных устоев. Дед — лентяй, который только и мечтает, что спать целыми днями. Благо, бабка — хозяйственная женщина и время от времени тумаками и криками наставляет деда на путь истинный. Внучка — деваха ростом выше деда, не в состоянии самостоятельно даже проснуться, умыться и одеться. Ни одного положительного персонажа в сказке не оказалось. Судя по аннотации к постановке на сайте дети из этого всего должны понять, что труд (вытягивание репки) объединяет и облагораживает. Действительно, в конце сказки персонажи накрывают на стол и вместе поют песни. Но изменение личностей персонажей в лучшую сторону настолько неявно показано, что даже взрослые без аннотации не поняли задумку режиссера.
Грустно. Как может оплот культуры скатываться до дешевых приемов современных некачественных мультиков, которые родители пытаются отфильтровать. Хочется узнать ваше мнение об этих моментах. Замечаете? Принимаете? Пропускаете? Возмущены?
Несмотря на резкую критику некоторых постановок, справедливости ради хочется поблагодарить Абаканскую Сказку за спектакли, которые воодушевляют: Первый снег (0+), Волшебная ночь или когда оживают игрушки (3+), Старший сын (взрослый), Очень простая история (взрослый), Вруны (взрослый). Сказка, спасибо, что ты есть у Абакана! Твои любящие зрители и привередливые критики в одном лице.
На этом закругляюсь и всем желаю больше интересных, познавательных и позитивных эмоций от просмотра театральных постановок.
И напоследок опрос из одного вопроса для удовлетворения любопытства: