Отношение к мультфильмам

Эта статья — ликбез для неопытных мам по вопросам, связанным с мультфильмами. Наверно, в ней многие найдут очевидные истины. Я ее написала, исключительно по той причине, что слишком часто вижу в социальных сетях самые нелепые вопросы и предположения по теме выбора мультфильмов и организации их просмотра. Скорее всего публикация не найдет своих адресатов, но я считаю себя обязанной ее написать.  

Содержание

Полезные, примитивные и пустые мультфильмы

Я для себя выделила 3 категории мультфильмов. Попробую вам рассказать их особенности и свою логику подбора мультфильмов для Яны. 

Примитивные мультфильмы. Большинство современных мультфильмов — разжеванная пища, которая для мышления не дает нагрузки. Производители поставляют в продажу готовый состав, который подается в таком виде, чтобы без усилий его «поглотить». Такой состав, даже переваривать не надо. Современные мультфильмы — это готовая смесь для тех, у кого еще не сформированы навыки мышления, восприятия и анализа.

К примитивным мультфильмам я отношу следующие: Малышарики, Тима Тома, Свинка Пеппа, Три кота, Ми ми мишки, Доктор Плюшева, Пчелка Майя, Робокар Поли и его друзья, Дуда и Дада, Октонавты, Фиксики, Ангел Бэби, Джинглики, Смешарики, часть Диснеевских мультфильмов.

На самом деле, для дошкольников именно такие мультфильмы нужны — подготовленные для восприятия, без аналитической обработки. Но беда современных продуктов в том, что даже для детей постарше основная часть продукции выпускается такого же типа, т.е. не дающая нагрузки для мышления. 

Полезные мультфильмы. Все знают, как важна в рационе человека клетчатка. Любая «малышовая» смесь или «пюрешка»  — промежуточный период. Нормальная пища для человека обязательно должна содержать клетчатку и много других важных компонентов, которых нет в смеси для грудных детей или в пюре. Для правильного формирования жевательного аппарата в пище должны быть комочки, кусочки и т.п. Правильное функционирование ЖКТ невозможно без клетчатки. Если ребенка в определенном возрасте не перевести на здоровый рацион с общего стола, он не сможет сформироваться полноценно. Точно также и мультфильмы, книги, кино могут быть разные по нагрузке на мыслительную деятельность. 

Как отличить полезные мультфильмы: 

  • Сюжеты могут быть многоплановыми, у которых первый план примитивный, а второй и последующие проявятся только если подумать. Сюжет может быть одноплановый. При этом чаще всего он будет сложным и на первый взгляд непонятным.
  • В таких мультфильмах чаще всего используется цветовая гамма, подчеркивающая атмосферу. Она может быть похожа на цветовую гамму картин самых разных стилей живописи. Очень редко цветовая гамма полезных мультфильмов включает розовый, и другие яркие, кислотные цвета популярные в производстве детских игрушек. 
  • В качестве музыкального оформления используются сложные музыкальные композиции, классические произведения. 

Большая часть советских мультфильмов относится к категории мультфильмов, которые предоставляют нагрузку на мыслительную деятельность. Именно по этой причине к советским мультфильмам многие относятся с большим теплом. Например, классика жанра — Ежик в тумане. Кстати, кто увлекается чтением, знают, что у Козлова (автора сказки, по которой написан сценарий «Ежика в тумане») все сказки философские. 

К полезным современным мультфильмам для дошкольников я отношу мультфильмы студии Метроном.

Но дело в том, что в период СССР тоже было не все гладко (об этом подробности здесь). В тот период определенная часть мультфильмов была недоступна для понимания детей, так как предполагала чрезмерную нагрузку на мыслительную деятельность. Именно поэтому начали появляться совершенно «пустые» мультфильмы, как большая часть современных. Например, «Ну, погоди!». По сути своих сюжетов эти мультсериалы являются аналогами «Том и Джери». Их сюжет построен на примитивных юмористических моментах, в которых, плохой персонаж непрерывно (зачастую физически) «получает» по заслугам. Этот сюжет попросту приучает к агрессии неокрепшие умы.

Пустые мультфильмы. Эти мультфильмы дарят ребенку позитивные эмоции и чаще всего в довесок учат негативным вещам. В лучшем случае вообще ничему не учат. Их можно сравнить с жвачкой для мышления. Также же как организм человека регулярно нуждается в пище, мышление человека регулярно нуждается в нагрузке. Если человеку в качестве еды давать одни конфеты добром дело не кончится. Рано или поздно начнутся проблемы со здоровьем. Точно также если ребенок с детства будет смотреть пустые мультфильмы в большом объеме, рано или поздно у него начнутся проблемы с мышлением.

Пустых мультфильмов надо стараться избегать. К пустым мультфильмам можно отнести «Том и Джери», «Ну погоди!», «Маша и Медведь», «Принцесса София», «Буба», Tiny love развивающее видео». Этот список должен быть очень длинным, но дело в том, что я не запоминаю названия мультфильмов, которые не проходят отбор для показа Яне.

Оптимальные мультфильмы для дошкольников — это мультфильмы с примитивной подачей материала. По ходу взросления, в плейлист ребенка добавляются полезные мультфильмы. С возрастом объем полезных мультфильмов должен расти, а примитивных убывать. Кстати, с книгами точно также. 

Развивающие мультфильмы для дошкольников

Мамы, увлеченные развитием детей, до сих пор выбирают для своих детей мультфильмы  обучающие буквам, счету, цветам, английскому языку и т.п. На самом деле, мультфильмы в таких делах очень плохие помощники:

  • Они не могут обеспечить понимания учебного материала;
  • Мультфильмы могут помочь запомнить материал за счет частого повторения одного и того же. Зазубрить при частом повторении пару сотен слов на английском, буквы и цифры может даже попугай, но целесообразность этого всего под большим вопросом. Для того чтобы ребенок действительно научился читать, считать и изучил английский язык необходимо этому целенаправленно обучать ребенка.

Психологи уверены, что в этом возрасте первично знакомство ребенка с окружающим миром, с типовыми социальными и бытовыми ситуациями. Буквы и цифры в дошкольном возрасте гораздо менее важны. Приведу содержание нескольких серий познавательных мультфильмов для этого возраста:

Дети хотят посмотреть, как мама работает за компьютером. Сидя на коленях у мамы, у одной любопытной особы возникает соблазн понажимать кнопочки самой. В итоге компьютер ломается. Благо, папа приходит на выручку — перезагружает компьютер, и он начинает работать. При этом дети начинают понимать, если не слушаться маму и нажимать на какие попало кнопки компьютера можно его сломать. А ведь для мамы очень важен компьютер, она на нем работает, да и сами любят поиграть на нем в игру, когда родители позволяют.  

Одному персонажу надоел собственный дом. Ведь там постоянно надо что-то делать: готовить, мыть посуду, убираться. Он придумал выход — жить в гостях. В гостях все «очень хорошо устроено»: не надо готовить, мыть посуду. Отправился этот персонаж в гости и выяснил, что у каждого свои правила:

  • У одних «кто не работает, тот не ест». Персонажа оставили голодным. 
  • У других кто проигрывает в игру заставляют мыть посуду. Персонажа заставили мыть посуду. 
  • У третьих пришлось выслушивать и просматривать нескончаемую череду красовства перед зеркалом в разных нарядах. 

В итоге персонаж понял, что лучшее место — это собственный дом.

Одной семье знакомые оставили попугая на время поездки. Дети решили пока попугай живет с ними научить его разговаривать. Проблема обнаружилась на моменте выбора слов, которым обучить птицу. Дети рассматривали разные слова и останавливались на том, что эти слова в некоторых ситуациях могут быть не уместны. В конце мультфильма оказалось, что попугай выучил все слова, которые рассматривались.

Надеюсь, прочитав сюжеты из нескольких, взятых наугад, серий вы поняли, что знания, которые даются в этих мультфильмах более важные для детей 2-4 лет, чем заучивание букв, цифр и английских слов. 

Зависимость от мультфильмов

В этой части написаны мои размышления о том, как не допустить зависимость от мультфильмов. 

Люди воспринимают мультфильмы по-разному. Одни пытаются с их помощью развивать своих детей, другие развлекать. На мой взгляд, мультфильм для ребенка — это в первую очередь удовольствие. Если ребенок с раннего возраста в неограниченном количестве избалован различными удовольствиями, позже будет сложно его в этом ограничить. К тому же психика и взрослого, и ребенка построена таким образом, что человек всегда стремится к увеличению дозы того, что приносит ему удовольствие.  

Когда маленького ребенка, который никогда не пробовал сладости, угощаешь пирожным он становится счастливым. Если угощать пирожным ребенка ежедневно, то скоро это войдет в привычку и станет нормой, а не поводом для счастья. В то же время отсутствие пирожного станет причиной плохого настроения. Ребенка, привыкшего к дозе в 1 пирожное, можно осчастливить 3-4-мя порциями сладости. В дальнейшем увеличение дозы удовольствия будет требоваться постоянно. Родители должны это четко осознавать, будь то пирожное, мультфильмы или игры на смартфоне.  

Кстати, у взрослых абсолютно идентичный процесс привыкания к хорошему. Например, если выпускник ВУЗа устроится на работу с очень приличной для неопытного человека зарплатой в 100 000 руб., то через несколько месяцев (или лет) эта зарплата перестанет его устраивать, и он начнет халтурить. 

Родителям необходимо контролировать и сдерживать процесс увеличения объемов удовольствия. Если вы не хотите столкнуться с моментом, когда ребенок будет требовать слишком многого. Кстати, в этом будет виноват не ребенок, а те родители, которые не смогли сдерживать дозировку удовольствия на раннем этапе. 

Как контролировать объем удовольствий:

Прежде чем предоставить доступ ребенка к удовольствию необходимо обозначить границы:

  1. Объяснить ребенку вредные стороны этого удовольствия. Обилие сладостей, жирного, мучного — негативное влияние на здоровье. В качестве демонстрации важности правильного питания я подключала картинки из интернета в стиле до/после похудения. Обилие мультфильмов, планшета и компьютера — негативное влияние на психику, на зрение, на осанку.  Все подобные объяснения Яна неплохо воспринимала уже с 3 лет. Главное, чтобы все изменения по дозировкам удовольствий были плавные и заранее обсуждались с ребенком. Нельзя ребенку, который привык ежедневно смотреть целыми днями мультфильм резко вести запрет на просмотр телевизора. В этом случае получите обиды, истерики и капризы. И вы это заслужите, так как вы сами приучили ребенка к удовольствиям, а затем резко ввели запрет.  Можно попробовать смотивировать ребенка на подвиг — уменьшение просмотра телевизора на 4 часа в день. В итоге вместо капризов, можно получить героя, который справился со своим желанием смотреть долго телевизор, который играл в конструктор, рисовал или сделал что-то другое «ну ооочееень важное». Лучше заранее предусмотреть, чем ребенок может заняться в появившееся свободное время. Так как на первых порах, ребенок не сможет себя ничем занять, и легко может впасть в негатив. На самом деле, Яна никогда много телевизора не смотрела, поэтому все эти советы теоретические (по сути я их выдумала 😳 ), и они вообще могут не сработать, но по логике вещей вполне правильные. У нас были другие моменты, которые мы упускали. Покупки лишних сладостей и т.п. Для многих они и лишними бы не показались, но все-таки мы с мужем скорректировали дозировку в меньшую сторону и теперь ее удерживаем на нужном нам значении. 
  2. После объяснений о вреде вводим понятие дозировки. У нас дозировка просмотра телевизора 2 серии мультфильма утром и 2 вечером. Серии обычно длятся 5-10 минут. Так как Яна еще не очень хорошо изучила время, мы с мужем жульничаем и даже короткие мультфильмы не показываем в большем количестве 😳 . Т.е если серии по 5 минут — в итоге на день приходится 20 минут просмотра.  Дозировка может быть изменена только по решению родителей. Раз в пару месяцев по выходным мы всей семьей смотрим полноформатный мультфильм или фильм. На самом деле смотрели бы чаще, но достойных экземпляров мало. Вот недавно в Бетховене разочаровались. Оказалось, это еще один фильм культивирующий матриархат. Папа в Бетховене глупее собаки. Да, кстати, дозировка игр на смартфоне у нас тоже есть — примерно 20-30 минут 1 раз в день. При этом в 5 лет среди игр появились сложные головоломки, которые не просто развлекательный контент, а еще и развивающий. С такими головоломками Яне разрешено превышать дозировку. Мне хочется, чтобы вы поняли, в любом вопросе важна гибкость, но гибкость должна проявляться только по необходимости и быть в меру. Гибкость не должна скатываться до лояльности при которой царит анархия. Например, в утомительных ожиданиях своей очереди, выезда транспорта на помощь приходит увеличение дозировки. В качестве поощрения за особые достижения можно запланировать показ любимого мультфильма на выходных. Именно запланировать, а не сразу показать. Ребенка необходимо с детства приучать,  что желаемого надо заслужить и дождаться. Именно в этом случае интерес к паре серий мультфильма и одной порции мороженного не угаснет. В случае просмотра мультфильмов без ограничений они достаточно быстро перестанут доставлять ребенку удовольствие. 

Подобные ограничения мы с мужем использовали в отношении Яны с самых ранних лет. Многие могут подумать, что ограничения могут только увеличить тягу к желаемому удовольствию, что в итоге ни к чему хорошему не приведет. Рассказываю, как у нас на текущий момент:

  • В игры на смартфоне Яна играла последний раз ожидая нас в магазине, пока мы делали покупки. Это было примерно в начале недели. Т.е. уже три дня про игры на телефоне Яна даже не вспоминает. 
  • Сладости. Яна очень их любит. На них тоже введены ограничения по дозировкам. В открытом доступе сладости никогда не держим. Яна сильно радуется даже одной карамельке. При этом зачастую не доедает до конца кусочек вкуснейшего торта или пирожного. Быстро наедается. Хотя, много конфет и шоколада в неограниченном количестве ей еще не предлагалось. 
  • Мультфильмы у нас плотно входят в процедуры дня поэтому про них забыть невозможно. Утренние мультфильмы помогают просыпаться. Вечерние мультфильмы входят в процедуру укладывания на сон. Вообще эта процедура у нас раздутая:
    • посмотреть мультик;
    • послушать сказку или главу сказки от мамы и от папы;
    • загадать, что должно присниться;
    • раздать любимчиков (плюшевых игрушек) маме, папе. 

С какого возраста ребенку показывать мультфильмы

Для каждого человека важны положительные эмоции. Кино и мультфильмы — доступный источник получения положительных эмоций, практически не требующий финансовых затрат. 

Многие родители кидаются в крайности. Одни показывают детям мультфильмы без ограничений с раннего детства, другие их обходят стороной за километр, как опасную заразу.

В ограничениях ВОЗ заявлен возраст 3 года. Я уверена, что эти ограничения составлены до того, как появились мультфильмы подобные Малышарикам. По себе знаю, что будни в декрете могут быть серыми и бесконечно длинными. В такие моменты необходима эмоциональная подзарядка, как для мамы, так и малыша. Подпитка эмоций мамы это отдельная большая и сложная тема, а вот малыша мультфильмы очень хорошо заряжают позитивом. Главное мультфильмы выбрать правильные — по возрасту, с доступным сюжетом и не вредящие хрупкой и нежной психике. Наша подборка тут.

Мультфильмы можно использовать в качестве поощрения для дальнейшей мотивации, для создания праздничной атмосферы и т.п. 

Например, в составе процедур укладывания или пробуждения. Яне было сложно просыпаться утром в детский сад, и мы в процедуру пробуждения включили пару 5-ти минутных мультфильмов. Пробуждение в ранее время стало приятным. 

Помните рекламный лозунг «ты не любишь кошек потому что не умеешь их готовить», точно также и мультфильмы могут быть очень полезным инструментом в грамотных руках.  

Список мультфильмов сомнительного качества и вредных

Список небольшой. Откомментировать все низкокачественные мультфильмы в мои планы не входило. Их слишком много, а я одна :-).  В списке присутствуют те, которые попались мне на глаза в последнее время, а также самые популярные и вредные. 

Песни Буренки Даши Песенки Буренки Даши — клипы для детей с приятным мультипликационным видео оформлением. У них очень большое количество просмотров на Youtube. На мой взгляд, динамика видео для детей до 5 лет в них слишком высокая. Если же эти клипы только слушать, то сразу же надоедает начальная аудио вставка. Для детей 5 лет и старше содержание таких песенных мультиков уже сильно примитивно.   
Даша путешественница Низкокачественный бесполезный контент, цепляющий внимание и не дающий ничего полезного. Дешевая прорисовка — яркие цвета, специфичные мультяшные пропорции.   
Уроки тетушки Совы Низкокачественный контент. Дешевая прорисовка — яркие цвета, специфичные мультяшные пропорции. Данные рисунки очень слабый демонстративный материал для обучающего контента. Зачастую резкие переходы между кадрами, быстрая смена кадра. Иллюстраций в меньшем количестве, чем требуется для понимания материала.  
Барбоскины  Многие персонажи мультфильма обладают негативными качествами «среднестатистических» людей. Многие критикуют Пеппу за «страшную» прорисовку. Для меня гораздо неприятней выглядит персонаж Барбоскиных — Роза. Она подросток и при этом ярко красится, любит косметику, красивые наряды, украшения. Т.е. маленькие девочки, которые будут смотреть мультфильм, будут стремится к образу этой глупой блондинки.  
Принцесса София Приторный мультфильм. Культивирует в девочках зацикленность на внешности, розовых единорогах и отрывает от реальности. У нас числится в черном списке.   
А как же Маша и медведь? 

Мультфильмы, в которых главные персонажи, демонстрируют негативный пример, мы исключаем из просмотра. Психологи определяют поведение Маши в мультфильме как «психопатоподобное». Избыток порой недетского юмора в современной мультипликации делает ребенка неспособным чувствовать боль персонажа, его обиду. Границы дозволенного стираются.

Пишут, что к третьему сезону изготовители прислушались к мнению критиков и сделали Машу умнее. В третьем сезоне в разные переделки чаще попадают жители леса во главе с Медведем, а Маша помогает им выпутываться из них. 

 
Лунтик  В целом этот мультфильм я не нахожу ужасным, но все-таки в нем есть отрицательные моменты. Главный персонаж не должен обладать негативными чертами характера, так как ребенок обычно копирует его модель поведения. Лунтик по характеру существо аморфное. О Лунтике можно встретить крайне негативные отзывы. От них можно отмахнуться назвав бредом, но я вижу в них долю правды.  
Tiny love развивающее видео Этот мультик я считаю одним из самых опасных. Его показывают детям уже с первых месяцев жизни! Видеоряд  так построен, что захватывает внимание. Ребенок при этом «прилипает» к телевизору. Есть родители, которые сокрушаются, что ребенок не смотрит этот мультфильм долго. Они даже считают, что это плохо, так как не происходит развивающего эффекта от видео. На самом деле подобное видео не способно развивать. Максимум, что ребенок может получить от него — бессмысленно выучить слова, но при этом мышление не работает.    
Буба Очень красивый динамичный мультфильм про домовенка, который занимается пакостями без границ. При этом он выходит цел и безнаказан после любых хулиганских проделок. У нас включен в черный список.  
Леди Баг

Официальное возрастное ограничение этого мультсериала — 12+. Меня шокирует тот факт, что родители позволяют смотреть его маленьким детям.

Я посмотрела одну серию и поняла, что даже в 12 лет этот мультфильм для Яны останется в черном списке. Этот мультсериал является переходным вариантом между привычной анимацией и аниме. Т.е. по сути он готовит подростков к просмотру аниме. Эта лестница для маленьких к культуре «cерьезных», «взрослых» японских мультфильмов…

 
Винкс

Мультфильм коверкающий психику девочек

  • Формирование феминистичных взглядов;
  • Непропорциональные части тела героев;
  • Частый акцент на интимных частях тела (позы и движения);
  • Вызывающая одежда (короткие юбки, обтягивающие брюки и топ, открытый живот.
 

Завершение

Этой статьей завершаю все свои изыскания по теме просмотра мультфильмов на текущий момент (осень 2018 года). Напоминаю, что я не специалист в этих вопросах, я обычная мама, которая выбирает для своего ребенка лучшее, и которая сформировала свое отношение к такому явлению, как мультфильмы. У вас вполне может быть по этому вопросу своя позиция. Личную позицию никому не навязываю. Она опубликована по той причине, что может быть полезной и интересной для многих, но, разумеется, не для всех 😉 .

Статьи по теме:

 

В 2014 году я публиковала пост с жесткими запретами и нормами на просмотр телевизора детьми.  Есть такое выражение «суха теория, а древо жизни зеленится». 

Запись опубликована автором Мама зануда 26

Отношение к мультфильмам: 26 комментариев

  1. Вика

    И снова рекомендую) книга Курпатова «счастливый ребенок». В этой книге подробно написано почему нельзя детям гаджеты и мультики до трёх лет. Они негативно влияют на формирование нейроных связей мозга. Только обязательно читайте последнее издание 21года выпуска. Автор недавно дополнил книгу новыми главами.

    1. Мама зануда

      Книгой заинтересовалась. Но все-таки хочу Вам обосновать дозированное использование гаджетов и мультиков до трех лет )). Думаю, до Курпатова не достучаться, да и далек он от реальности материнства.

      Представьте себе маму замученную бытовыми хлопотами, несущуюся в больницу в назначенное время с малышом. А там очередь из тех, кто пришел по времени. Врач сегодня медленно принимает и хотя они пришли ко времени, перед ними 4 человека записанные на время более раннее. Ребенок хныкает и мама может дать двухлетке минут на 5-15 игру или мульт по возрасту. Заметьте тут речь не идет о том, что ребенок будет играть до тех, пор пока не примет врач. Совершенно небольшая, но важная порция времени. За счет него она себе даст эмоциональную передышку, разгрузится, прояснит обстановку, спланирует дальнейшие действия, чтобы дальше развлекать малыша. Ребенок не будет ныть, мама не будет его попрекать — «ты же взрослый, вон смотри все ждут .. и т.п.». Таких ситуаций десятки. Понимаете, с гаджетами не все так однозначно и категорично…

      У Артема кариес с 10 мес., для меня крайне важно выполнить чистку зубов максимально качественно. И я не хочу создавать ему неврозов и дискомфорта, я чищу зубы с мультиками. И уверена, что за 2 минуты влияние до такой степени сведено до минимума, что нигде и ни на чем не скажется.

      Важно всегда оценивать эффективность принимаемых мер. Иногда лучше дать гаджет, чем довести себя или ребенка до невроза. Конечно, мы не будем обсуждать другую крайность, когда приучают кушать с мультиками, или просто телевизор включен фоном. Курпатов выводит из этих крайностей, но иногда заводит в другие. Я за принятие эффективных решений для каждой ситуации. Вот даже взять трапезу с мультиками. Да мы даже не представляем себе степени истощения некоторых детей, их травмы головного мозга и отклонения. А таких все больше. И я вижу, что эта тенденция идет параллельно с задержками развития речи. Но всем повально готовы рекомендовать «с мультиками кушать нельзя». А если у ребенка пищевой интерес не сформирован, а если нарушения в развитии центральной нервной системы, если он вкусы не может чувствовать нормально? Что тогда? Истощение? Или можно попробовать мультики. У кого та мама должна спрашивать разрешения и целесообразность? Она один на один с этой проблемой каждый день, другие такую проблему не испытывали, зато каждый горазд советовать. И да, общество ее будет осуждать… У меня такое впечатление, что дай волю народу, особо правильные таких начнут сжигать на кострах. Но я надеюсь та мама оценит ситуацию верно и при необходимости включит мультик, а не доведет ребенка до стационара своей принципиальностью.

      Также считаю хорошей практикой включать мультфильмы-пятиминутки в ритуал подготовки к детскому саду — проснулся, оделся, умылся, причесался и посмотрел мультфильм. Тем самым у ребенка создается хорошее настроение с начала дня. При адаптации к детскому саду это замечательный инструмент мотивации — «ты большой, ты идешь в детский сад, значит тебе уже и мультфильм можно утром посмотреть». Честно признаться, у нас всегда мультфильмы используются в качестве мотивирующего или поощряющего инструмента. Не вижу смысла их показывать просто так.

      П.С. мультики до трех лет в качестве развлечения, для развития и фоновый телевизор тоже считаю злом.

  2. Елена

    Кое-что в защиту:
    Tiny love. Мультфильм состоит из разных эпизодов и некоторые из них, на мой взгляд, хорошо помогают малышу усвоить некоторые понятия, как форма, цвет, внутри-снаружи и т.д. и могут служить вспомогательным материалом для совместного просмотра и освоения. А заставка к мультфильму у нас используется вместо будильника — нежная мелодия, крик петушка и «Солнышко взошло, доброе утро!» Малыш уже знает эти звуки, просыпется плавно, без капризов и даже имитирует крик петушка. Процесс пробуждения и подъема проходит на Ура!
    «Ну погоди!», «Маша и Медведь» — это мультфильмы просто смешные, остроумные, немножко хулиганские, часто трогательные и уж точно не агрессивные. Главные герои по-детски вредничают, но не Злобствуют! Эти мультфильмы показывают, что вредительство/непослушание не приносят радости и счастья, что гораздо приятнее (говоря психологическим языком Выгоднее) быть добрым.
    Такие мультфильмы, как Музыкальная шкатулка, Говорящая рыба, Ух ты Масленица отличаются стильностью, остроумием, развивают вкус. Это не ширпотреб.
    Где-то в списке мелькнули Бременские музыканты. Это один из лучших музыкальных мультфильмов с приключенческим сюжетом. Особенно хорош в комплекте в аудиосказкой. И поверьте: непослушание родителям — это последнее, что воспитывает в детях этот мультфильм. Проверено уже на трех поколениях!

    Среди Полезных мультфильмов не увидела замечательный сериал «Летающие звери» и ответвления от этого сериала «Оля и Коля» и «Машинки». Познавательные, остроумные, добрые, стильные, с прекрасным музыкальным материалом! Рекомендованы для просмотра всей семьей!

    1. Мама зануда

      Спасибо за внимание к статье. Конечно же, любую критику не следует воспринимать буквально и шарахаться от всего маркированного «вредным». В зависимости от своих жизненных подходов один человек умеет мультики использовать на пользу ребенку, в то же время другой родитель, заставляя ребенка делать полезную зарядку, наносит ему психологическую травму. Все в нашей жизни относительно.

      Я рада за тех, кто умеет использовать даже вредные мультфильмы на благо детям. Есть такая практика смотреть вредные мультфильмы совместно и разбирать негативные моменты, давать их обнаружить ребенку самому и это хорошая проработка негативных ситуаций.

      1. Елена

        Да, вы совершенно правильно резюмировали мои слова! Мультфильмы — это один из множества инструментов. А, как известно, вреден инструмент или полезен зависит от того, кто им владеет :))

  3. Виктория

    Прочитала посты про мультфильмы, но, к сожалению, ни в одном не увидела «Маленькие Эйнштейны» и «Паровозики из Чаггингтона». Первый мульсериал очень музыкальный, знакомит с классической музыкой, развивает музыкальный слух и чувство ритма.
    Паровозики — очень добрый мультик, спокойный с интересным сюжетом.

  4. Ольга

    Согласна, Винксы у нас тоже под запретом.
    Еще скажите, пожалуйста, а как вы относитесь к диафильмам? Пробовали смотреть с Яной? В моём детстве это было одно из любимых развлечений наряду с прослушиванием пластинок))

    1. Мама зануда

      В нашем детстве диафильмы и пластинки пользовались популярностью до появления видеомагнитофонов. Именно по этой причине у нашего поколения сохранились теплые эмоции от просмотра мультфильмов в затененной комнате. Но это все проиходило до момента получения возможности просматривать мультфильмы на свой вкус, в момент когда захочется, а не когда их начнут транслировать по телевизору. Сейчас у современных детей всегда в полном доступе есть телевизор с детскими каналами и все мультфильмы мира в интернете. Предложить ребенку замену телевизора в пользу диафильмов, на мой взгляд, глупость. Это развлечение не более, чем на пару тройку-раз. Т.е. деньги на ветер.
      Кроме того, качество картинки любого игрушечного проигрывателя диафильмов в десятки раз ниже, чем качество изображения современного телевизора. Т.е. при обильном просмотре будет наблюдаться нагрузка на зрение, за счет того, что резкость и другие параметры изображения невысокие.

      1. Ольга

        Советую Вам присмотреться к сайту хххх. На большом экране компьютера мы показываем ребенку в полноэкранном режиме прекрасные советские диафильмы — стихи, сказки.. Качество отличное.

        1. Мама зануда

          Не вижу проблем скачать и показывать на большом экране телевизора советские мультфильмы. У нас диагональ ПК раза в 4 меньше диагонали телевизора. Чем больше экран и чем четче картинка, тем меньше нагрузка на зрение.

  5. Мария

    Лунтик — существо аморфное? Вы вообще смотрели мультфильм? Лунтик, один из лучших поучительных мультфильмов для детсадовцев Не ребенок, а мечта любого родителя Послушный, воспитанный, добрый, иногда он конечно шкодит, но всегда, когда ему объясняют что к чему, принимает правильное решение Все стремятся к тому, что бы их дети росли именно такими
    «Главный персонаж обладает негативными чертами характера?» Вот интересно какими?
    Во многих сериях, Лунтик, при выборе как поступить, поступает именно правильно, а не так, как ему навязывают окружающие
    Маша и медведь отличный мультфильм для детей постарше, именно не для того что бы чему-то научиться, а для того что бы похохотать вдоволь Хотя правильный посыл в мультфильме тоже есть

    1. Мама зануда

      В КАЖДОМ мультфильме, в КАЖДОМ явлении при желании можно найти что-то хорошее, особенно если с ним многое связано.
      Уверена, что родители, которые показывают детям Винкс и т.п. также считают, что эти мультфильмы не причиняют ребенку вреда. Винкс — ведь не просто феи в откровенных нарядах, которые ломают психику девочек. Они делают это под эгидой спасение мира. С виду цель Винк очень благородная и если не вдаваться в подробности деталей формирующих психику неудачниц, то смотреть Винкс получается полезно.
      Всем кому нравится какой-то продукт обязательно найдет в поисковике развернутые отзывы по нему. Введите в поисковик «Лунтик вред» и найдете множество негативных отзывов, каждый из которых субъективный, но все-таки содержит здравые зерна. В целом я не вижу смысла показывать детям мультфильм с подозрительными посылами, учитывая наличие в современной индустрии мультфильмов без нареканий.
      Надо сказать, что мне самой не нравится ни прорисовка Лунтика, ни цветовая гамма. Они очень сомнительного качества, но это самая маленькая претензия, которую можно сформулировать к этому продукту. Не буду перечислять мягко-говоря странные посылы отдельно взятых серий. Про это ищите в поисковике. За меня уже все написали.

  6. Ольга

    Во многом с Вами согласна, спасибо за статью. Не поняла комментарий к мульту Принцесса София. Этот мультфильм о девочке, оказавшейся в новой семье, где теперь у неё отчим и сводные брат с сестрой и оба с не очень покладистым характером. Сама героиня показана доброжелательный, умной, доброй и отзывчивой, она помогает своим новым брату и сестре бороться с их слабыми сторонами. При этом показано как непросто влиться в новую семью и обзавестись друзьями, если ты не такой как все. К обучающимся мультикам я его не отношу, но и в категорию серного списка однозначно относить не буду. Лучше туда занести Май Литл Пони — вот там уж точно — зацикленность на внешности и розовых единорогах

    1. Мама зануда

      Расскажу свою историю с Софией. Когда Яне было 3 года я нашла в продаже куклу Принцесса София диснеевский оригинал с 3-мя нарядами и 3-мя парами обуви! Других кукол с комплектом нарядов с телом девочки, а не девушки с аналогичным качеством и ценником я не нашла. Конечно, я бы тогда хотела найти Золушку. Ведь именно про нее Яна смотрела советский 20-ти минутный мультфильм в том возрасте. Но в продаже была только София и я ее заказала. 
      Именно тогда в ожидании заказа с куклой Софией мы с мужем внимательно посмотрели несколько серий мультфильма про Софию и занесли в черный список. Большие сомнения в качестве этот мультфильм вызывает уже с первой серии, но так как к нам ехала кукла мы посмотрели несколько серий, который однозначно убедили нас, что Яна такое смотреть никогда не будет. Честное слово, я очень хотела чтобы он оказался хорошим. И даже когда к нам пришла кукла София, я этот мультфильм Яне так и не показала. 
      Сюжетную линию, которую вы описали, кажется невозможно критиковать. Но дьявол кроется в мелочах. Вы знаете, что феи Винкс регулярно спасают мир? Казалось бы, как мультфильм с таким основным сюжетом может разрушать психику девочек? А ведь может! И делается это за счет множества деталей (одежды, манер и т.п.), за счет мимолетных сюжетных включений.
      Производитель, который манипулирует психикой, который заинтересован в формировании общества потребления, становится хитрее — заворачивает в обертки с благородными сюжетами самые опасные и грязные удары по детской психике. 

  7. Татьяна

    На мой взгляд, мультфильм «Деревяшки» очень хороший для самых маленьких, хотя я совершенно не даю смотреть своему годовалому ребенку вообще ничего ))) . Но мне самой он нравится, а ваше мнение?

  8. Маргарита

    Но вы так и не написали какие мультфильмы смотрит ваша Яна? Список негативных мультов я поняла — не смотреть канал Карусель и МУЛЬ!Т

  9. Татьяна

    Практически во всем согласна с вашим списком мультфильмов. Кроме Маши и Медведя. Всем нелюбителям данного сериала очень рекомендую посмотреть серию 32 Когда все дома. В ней Маша, олицетворяющая ребенка, наступает так сказать «на горло собственной песни» ради Медведя (роль взрослого). Редкий мультфильм так показывает необходимость душевной чуткости. Я смотрела все серии Маши с ребенком. И ответственно могу сказать, что этот мультсериал совсем не из разряда Том и Джерри.

  10. Светлана

    Спасибо за очередную полезную статью, хоть и основанную на собственном мироощущении)). У меня схожая позиция в отношении ограничений (будь то мультики, сладкое, смартфон (сейчас нам 3,9, пока под запретом, ибо не фиг:))). Рада, что я не одна в своих попытках поступать правильно. В последнее время начала сомневаться в своем отношении к ограничениям (именно к ним, а не к запретам), но Ваш блог придает мне уверенности, что я не «вредная мама, зануда, отнимающая у ребенка счастливое детство»!
    Оказались тут недавно в больнице. В палате, кроме нас было 3 разновозрастных ребенка. 3 года мальчик — ему позволяли есть всё, что попадалось ему на глаза (при условии, что у него было сильнейшее кишечное отравление), соответственно, все и выходило, простите, наружу и лечение его было более продолжительным, чем у детей, которых ограничивали; девочка 2,5 лет: предложениями почти не говорит, отдельные слова, зато активно пользуется маминым планшетом и смартфоном (меня порадовала мама, которая удивилась, что моя дочь говорит на уровне пятилетнего (ей 3,5 было) ребенка и еще больше удивилась, узнав про развитие мелкой моторики (причем занимались мы без фанатизма, между делом)); мальчик лет 5: устраивал маме истерики, когда у него отбирали телефон (чтобы поставить на зарядку или позвонить). И абсолютно все дети с удовольствием собирались у нашей кровати, когда мы с дочерью начинали рисовать/разукрашивать/проходить лабиринты/наклеивать наклейки и т.п., в то время, как остальные мамы радостно выдыхали и утыкались в свои телефоны. Нет, я не говорю, что я не без греха, залипнуть в телефоне я тоже люблю, и в больнице мы тоже смотрели мультики (куда ж без них, маме тоже нужен отдых, да и в туалет сходить…). Но ограничения, я уверена, должны быть! и фильтр по мультфильмам., согласна с Вами! Маша и Медведь у нас в черном списке, пытаюсь отучить от Щенячьего патруля и от Героев в масках (папа ставил, когда на больничном сидели, теперь я расхлебываю…).
    Хочу сказать, что я вообще не фанат аниме, скорее, наоборот. Но Мы с мужем большие поклонники Миядзаки. Именно эти мультфильмы просто шедевральны и с ними стОит знакомить детей. Буквально вчера начали смотреть мультфильм Миядзаки (мой сосед Тоторо). Но опять-таки, т.к. мультфильм длинный, смотрели всего полчаса.
    Была очень рада, когда дочке понравилось «Ну, погоди!» (все-таки мой мультик советский, из детства…). Радость была не долгой, когда осознала, что дочь в играх копирует зайца, а я должна «играть» злого волка, который все время пакостит зайцу. Теперь не могу отучить от него. Вообще, конечно, детям больше нравятся «злодеи» и «герои», но в основном, это «пустые» мультфильмы, достойных мало (например, Винтик и Шпунтик, хотя там тоже драка с насекомыми и камнями и палками…).
    Первая часть комментария — о наболевшем, никого им не хотела обидеть, все люди разные и подходы тоже разные, это не критика, а небольшие наблюдения из жизни.
    Давно хотела поблагодарить Вас за блог, которым активно пользуюсь уже года 3 и который меня неоднократно выручал.
    Начинала знакомство с не агрессивных средств для стирки, выбор зубной щетки (после этого новые щетки только мылом обрабатываю), частенько подсматриваю в блоге статьи о книгах (за это отдельный реверанс:)), развешивание «одежды» на прищепки — была нашей любимой игрой!!! Дочь на пару лет младше Яны, поэтому мы идем по Вашим стопам)).
    Изложение материала очень легкое, доступное, а главное, насущное! Спасибо большое!!! Буду с нетерпением ждать новых постов)))
    П.С. простите за сумбурное изложение, я, в отличие от автора, больше по древу растекаюсь мыслью.

  11. Софья

    Спасибо, интересная подборка! Разъясните, пожалуйста, чем плохо аниме? В этом жанре есть замечательные работы, Миядзаки, например. И лет с 6 (с 12 точно) уже вполне можно смотреть вместе с ребенком. Еще не очень поняла насчет феминистичных взглядов. Возможно, мы с вами под этим словом понимаем разное. Для меня — равноправие женщин и мужчин. Не смотрела мультик Леди баг, понятия не имею, что там происходит.

    1. Мама зануда

      Я действительно настороженно отношусь к жанру аниме. Все дело в психике человека, её развитии и функционировании. Не буду расписывать подробно, уверена «гуглить» вы умеете. Было бы желание, а желание всегда вытекает из возникшего интереса и превращает независимый объект в объект своего внимания и изучения. Важно «незамыленным» взглядом смотреть, как бы лишиться на время изучения своих собственных предпочтений. По поводу феминизма могу пояснить, что не это явление меня волнует (как вообще оно может кого-то волновать в 21 веке), а люди, которые фанатично что-то отстаивают. Стараюсь проходить мимо ярых коммунистов, пацифистов, сыроедов, свидетелей Иеговы и прочих увлеченных личностей 🙂 Опять же корнем преткновения всего является её величество психика. Человек себя идентифицирует, для этого вешает на себя любой из понравившихся ярлыков, в руки флаг позаборестее и вперед, причинять добро. Это и бесконечное оправдание любым жизненным неудачам, и ответ самому себе на любые вопросы, и замещение ценностей на «ценности», и маяк для направления, в конечном итоге полное формирование индивидуальной, однобокой реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X