Отношение к мультфильмам

Эта статья — ликбез для неопытных мам по вопросам, связанным с мультфильмами. Наверно, в ней многие найдут очевидные истины. Я ее написала, исключительно по той причине, что слишком часто вижу в социальных сетях самые нелепые вопросы и предположения по теме выбора мультфильмов и организации их просмотра. Скорее всего публикация не найдет своих адресатов, но я считаю себя обязанной ее написать.  

Содержание

Полезные, примитивные и пустые мультфильмы

Я для себя выделила 3 категории мультфильмов. Попробую вам рассказать их особенности и свою логику подбора мультфильмов для Яны. 

Примитивные мультфильмы. Большинство современных мультфильмов — разжеванная пища, которая для мышления не дает нагрузки. Производители поставляют в продажу готовый состав, который подается в таком виде, чтобы без усилий его «поглотить». Такой состав, даже переваривать не надо. Современные мультфильмы — это готовая смесь для тех, у кого еще не сформированы навыки мышления, восприятия и анализа.

К примитивным мультфильмам я отношу следующие: Малышарики, Тима Тома, Свинка Пеппа, Три кота, Ми ми мишки, Доктор Плюшева, Пчелка Майя, Робокар Поли и его друзья, Дуда и Дада, Октонавты, Фиксики, Ангел Бэби, Джинглики, Смешарики, часть Диснеевских мультфильмов.

На самом деле, для дошкольников именно такие мультфильмы нужны — подготовленные для восприятия, без аналитической обработки. Но беда современных продуктов в том, что даже для детей постарше основная часть продукции выпускается такого же типа, т.е. не дающая нагрузки для мышления. 

Полезные мультфильмы. Все знают, как важна в рационе человека клетчатка. Любая «малышовая» смесь или «пюрешка»  — промежуточный период. Нормальная пища для человека обязательно должна содержать клетчатку и много других важных компонентов, которых нет в смеси для грудных детей или в пюре. Для правильного формирования жевательного аппарата в пище должны быть комочки, кусочки и т.п. Правильное функционирование ЖКТ невозможно без клетчатки. Если ребенка в определенном возрасте не перевести на здоровый рацион с общего стола, он не сможет сформироваться полноценно. Точно также и мультфильмы, книги, кино могут быть разные по нагрузке на мыслительную деятельность. 

Как отличить полезные мультфильмы: 

  • Сюжеты могут быть многоплановыми, у которых первый план примитивный, а второй и последующие проявятся только если подумать. Сюжет может быть одноплановый. При этом чаще всего он будет сложным и на первый взгляд непонятным.
  • В таких мультфильмах чаще всего используется цветовая гамма, подчеркивающая атмосферу. Она может быть похожа на цветовую гамму картин самых разных стилей живописи. Очень редко цветовая гамма полезных мультфильмов включает розовый, и другие яркие, кислотные цвета популярные в производстве детских игрушек. 
  • В качестве музыкального оформления используются сложные музыкальные композиции, классические произведения. 

Большая часть советских мультфильмов относится к категории мультфильмов, которые предоставляют нагрузку на мыслительную деятельность. Именно по этой причине к советским мультфильмам многие относятся с большим теплом. Например, классика жанра — Ежик в тумане. Кстати, кто увлекается чтением, знают, что у Козлова (автора сказки, по которой написан сценарий «Ежика в тумане») все сказки философские. 

К полезным современным мультфильмам для дошкольников я отношу мультфильмы студии Метроном.

Но дело в том, что в период СССР тоже было не все гладко (об этом подробности здесь). В тот период определенная часть мультфильмов была недоступна для понимания детей, так как предполагала чрезмерную нагрузку на мыслительную деятельность. Именно поэтому начали появляться совершенно «пустые» мультфильмы, как большая часть современных. Например, «Ну, погоди!». По сути своих сюжетов эти мультсериалы являются аналогами «Том и Джери». Их сюжет построен на примитивных юмористических моментах, в которых, плохой персонаж непрерывно (зачастую физически) «получает» по заслугам. Этот сюжет попросту приучает к агрессии неокрепшие умы.

Пустые мультфильмы. Эти мультфильмы дарят ребенку позитивные эмоции и чаще всего в довесок учат негативным вещам. В лучшем случае вообще ничему не учат. Их можно сравнить с жвачкой для мышления. Также же как организм человека регулярно нуждается в пище, мышление человека регулярно нуждается в нагрузке. Если человеку в качестве еды давать одни конфеты добром дело не кончится. Рано или поздно начнутся проблемы со здоровьем. Точно также если ребенок с детства будет смотреть пустые мультфильмы в большом объеме, рано или поздно у него начнутся проблемы с мышлением.

Пустых мультфильмов надо стараться избегать. К пустым мультфильмам можно отнести «Том и Джери», «Ну погоди!», «Маша и Медведь», «Принцесса София», «Буба», Tiny love развивающее видео». Этот список должен быть очень длинным, но дело в том, что я не запоминаю названия мультфильмов, которые не проходят отбор для показа Яне.

Оптимальные мультфильмы для дошкольников — это мультфильмы с примитивной подачей материала. По ходу взросления, в плейлист ребенка добавляются полезные мультфильмы. С возрастом объем полезных мультфильмов должен расти, а примитивных убывать. Кстати, с книгами точно также. 

Развивающие мультфильмы для дошкольников

Мамы, увлеченные развитием детей, до сих пор выбирают для своих детей мультфильмы  обучающие буквам, счету, цветам, английскому языку и т.п. На самом деле, мультфильмы в таких делах очень плохие помощники:

  • Они не могут обеспечить понимания учебного материала;
  • Мультфильмы могут помочь запомнить материал за счет частого повторения одного и того же. Зазубрить при частом повторении пару сотен слов на английском, буквы и цифры может даже попугай, но целесообразность этого всего под большим вопросом. Для того чтобы ребенок действительно научился читать, считать и изучил английский язык необходимо этому целенаправленно обучать ребенка.

Психологи уверены, что в этом возрасте первично знакомство ребенка с окружающим миром, с типовыми социальными и бытовыми ситуациями. Буквы и цифры в дошкольном возрасте гораздо менее важны. Приведу содержание нескольких серий познавательных мультфильмов для этого возраста:

Дети хотят посмотреть, как мама работает за компьютером. Сидя на коленях у мамы, у одной любопытной особы возникает соблазн понажимать кнопочки самой. В итоге компьютер ломается. Благо, папа приходит на выручку — перезагружает компьютер, и он начинает работать. При этом дети начинают понимать, если не слушаться маму и нажимать на какие попало кнопки компьютера можно его сломать. А ведь для мамы очень важен компьютер, она на нем работает, да и сами любят поиграть на нем в игру, когда родители позволяют.  

Одному персонажу надоел собственный дом. Ведь там постоянно надо что-то делать: готовить, мыть посуду, убираться. Он придумал выход — жить в гостях. В гостях все «очень хорошо устроено»: не надо готовить, мыть посуду. Отправился этот персонаж в гости и выяснил, что у каждого свои правила:

  • У одних «кто не работает, тот не ест». Персонажа оставили голодным. 
  • У других кто проигрывает в игру заставляют мыть посуду. Персонажа заставили мыть посуду. 
  • У третьих пришлось выслушивать и просматривать нескончаемую череду красовства перед зеркалом в разных нарядах. 

В итоге персонаж понял, что лучшее место — это собственный дом.

Одной семье знакомые оставили попугая на время поездки. Дети решили пока попугай живет с ними научить его разговаривать. Проблема обнаружилась на моменте выбора слов, которым обучить птицу. Дети рассматривали разные слова и останавливались на том, что эти слова в некоторых ситуациях могут быть не уместны. В конце мультфильма оказалось, что попугай выучил все слова, которые рассматривались.

Надеюсь, прочитав сюжеты из нескольких, взятых наугад, серий вы поняли, что знания, которые даются в этих мультфильмах более важные для детей 2-4 лет, чем заучивание букв, цифр и английских слов. 

Зависимость от мультфильмов

В этой части написаны мои размышления о том, как не допустить зависимость от мультфильмов. 

Люди воспринимают мультфильмы по-разному. Одни пытаются с их помощью развивать своих детей, другие развлекать. На мой взгляд, мультфильм для ребенка — это в первую очередь удовольствие. Если ребенок с раннего возраста в неограниченном количестве избалован различными удовольствиями, позже будет сложно его в этом ограничить. К тому же психика и взрослого, и ребенка построена таким образом, что человек всегда стремится к увеличению дозы того, что приносит ему удовольствие.  

Когда маленького ребенка, который никогда не пробовал сладости, угощаешь пирожным он становится счастливым. Если угощать пирожным ребенка ежедневно, то скоро это войдет в привычку и станет нормой, а не поводом для счастья. В то же время отсутствие пирожного станет причиной плохого настроения. Ребенка, привыкшего к дозе в 1 пирожное, можно осчастливить 3-4-мя порциями сладости. В дальнейшем увеличение дозы удовольствия будет требоваться постоянно. Родители должны это четко осознавать, будь то пирожное, мультфильмы или игры на смартфоне.  

Кстати, у взрослых абсолютно идентичный процесс привыкания к хорошему. Например, если выпускник ВУЗа устроится на работу с очень приличной для неопытного человека зарплатой в 100 000 руб., то через несколько месяцев (или лет) эта зарплата перестанет его устраивать, и он начнет халтурить. 

Родителям необходимо контролировать и сдерживать процесс увеличения объемов удовольствия. Если вы не хотите столкнуться с моментом, когда ребенок будет требовать слишком многого. Кстати, в этом будет виноват не ребенок, а те родители, которые не смогли сдерживать дозировку удовольствия на раннем этапе. 

Как контролировать объем удовольствий:

Прежде чем предоставить доступ ребенка к удовольствию необходимо обозначить границы:

  1. Объяснить ребенку вредные стороны этого удовольствия. Обилие сладостей, жирного, мучного — негативное влияние на здоровье. В качестве демонстрации важности правильного питания я подключала картинки из интернета в стиле до/после похудения. Обилие мультфильмов, планшета и компьютера — негативное влияние на психику, на зрение, на осанку.  Все подобные объяснения Яна неплохо воспринимала уже с 3 лет. Главное, чтобы все изменения по дозировкам удовольствий были плавные и заранее обсуждались с ребенком. Нельзя ребенку, который привык ежедневно смотреть целыми днями мультфильм резко вести запрет на просмотр телевизора. В этом случае получите обиды, истерики и капризы. И вы это заслужите, так как вы сами приучили ребенка к удовольствиям, а затем резко ввели запрет.  Можно попробовать смотивировать ребенка на подвиг — уменьшение просмотра телевизора на 4 часа в день. В итоге вместо капризов, можно получить героя, который справился со своим желанием смотреть долго телевизор, который играл в конструктор, рисовал или сделал что-то другое «ну ооочееень важное». Лучше заранее предусмотреть, чем ребенок может заняться в появившееся свободное время. Так как на первых порах, ребенок не сможет себя ничем занять, и легко может впасть в негатив. На самом деле, Яна никогда много телевизора не смотрела, поэтому все эти советы теоретические (по сути я их выдумала 😳 ), и они вообще могут не сработать, но по логике вещей вполне правильные. У нас были другие моменты, которые мы упускали. Покупки лишних сладостей и т.п. Для многих они и лишними бы не показались, но все-таки мы с мужем скорректировали дозировку в меньшую сторону и теперь ее удерживаем на нужном нам значении. 
  2. После объяснений о вреде вводим понятие дозировки. У нас дозировка просмотра телевизора 2 серии мультфильма утром и 2 вечером. Серии обычно длятся 5-10 минут. Так как Яна еще не очень хорошо изучила время, мы с мужем жульничаем и даже короткие мультфильмы не показываем в большем количестве 😳 . Т.е если серии по 5 минут — в итоге на день приходится 20 минут просмотра.  Дозировка может быть изменена только по решению родителей. Раз в пару месяцев по выходным мы всей семьей смотрим полноформатный мультфильм или фильм. На самом деле смотрели бы чаще, но достойных экземпляров мало. Вот недавно в Бетховене разочаровались. Оказалось, это еще один фильм культивирующий матриархат. Папа в Бетховене глупее собаки. Да, кстати, дозировка игр на смартфоне у нас тоже есть — примерно 20-30 минут 1 раз в день. При этом в 5 лет среди игр появились сложные головоломки, которые не просто развлекательный контент, а еще и развивающий. С такими головоломками Яне разрешено превышать дозировку. Мне хочется, чтобы вы поняли, в любом вопросе важна гибкость, но гибкость должна проявляться только по необходимости и быть в меру. Гибкость не должна скатываться до лояльности при которой царит анархия. Например, в утомительных ожиданиях своей очереди, выезда транспорта на помощь приходит увеличение дозировки. В качестве поощрения за особые достижения можно запланировать показ любимого мультфильма на выходных. Именно запланировать, а не сразу показать. Ребенка необходимо с детства приучать,  что желаемого надо заслужить и дождаться. Именно в этом случае интерес к паре серий мультфильма и одной порции мороженного не угаснет. В случае просмотра мультфильмов без ограничений они достаточно быстро перестанут доставлять ребенку удовольствие. 

Подобные ограничения мы с мужем использовали в отношении Яны с самых ранних лет. Многие могут подумать, что ограничения могут только увеличить тягу к желаемому удовольствию, что в итоге ни к чему хорошему не приведет. Рассказываю, как у нас на текущий момент:

  • В игры на смартфоне Яна играла последний раз ожидая нас в магазине, пока мы делали покупки. Это было примерно в начале недели. Т.е. уже три дня про игры на телефоне Яна даже не вспоминает. 
  • Сладости. Яна очень их любит. На них тоже введены ограничения по дозировкам. В открытом доступе сладости никогда не держим. Яна сильно радуется даже одной карамельке. При этом зачастую не доедает до конца кусочек вкуснейшего торта или пирожного. Быстро наедается. Хотя, много конфет и шоколада в неограниченном количестве ей еще не предлагалось. 
  • Мультфильмы у нас плотно входят в процедуры дня поэтому про них забыть невозможно. Утренние мультфильмы помогают просыпаться. Вечерние мультфильмы входят в процедуру укладывания на сон. Вообще эта процедура у нас раздутая:
    • посмотреть мультик;
    • послушать сказку или главу сказки от мамы и от папы;
    • загадать, что должно присниться;
    • раздать любимчиков (плюшевых игрушек) маме, папе. 

С какого возраста ребенку показывать мультфильмы

Для каждого человека важны положительные эмоции. Кино и мультфильмы — доступный источник получения положительных эмоций, практически не требующий финансовых затрат. 

Многие родители кидаются в крайности. Одни показывают детям мультфильмы без ограничений с раннего детства, другие их обходят стороной за километр, как опасную заразу.

В ограничениях ВОЗ заявлен возраст 3 года. Я уверена, что эти ограничения составлены до того, как появились мультфильмы подобные Малышарикам. По себе знаю, что будни в декрете могут быть серыми и бесконечно длинными. В такие моменты необходима эмоциональная подзарядка, как для мамы, так и малыша. Подпитка эмоций мамы это отдельная большая и сложная тема, а вот малыша мультфильмы очень хорошо заряжают позитивом. Главное мультфильмы выбрать правильные — по возрасту, с доступным сюжетом и не вредящие хрупкой и нежной психике. Наша подборка тут.

Мультфильмы можно использовать в качестве поощрения для дальнейшей мотивации, для создания праздничной атмосферы и т.п. 

Например, в составе процедур укладывания или пробуждения. Яне было сложно просыпаться утром в детский сад, и мы в процедуру пробуждения включили пару 5-ти минутных мультфильмов. Пробуждение в ранее время стало приятным. 

Помните рекламный лозунг «ты не любишь кошек потому что не умеешь их готовить», точно также и мультфильмы могут быть очень полезным инструментом в грамотных руках.  

Список мультфильмов сомнительного качества и вредных

Список небольшой. Откомментировать все низкокачественные мультфильмы в мои планы не входило. Их слишком много, а я одна :-).  В списке присутствуют те, которые попались мне на глаза в последнее время, а также самые популярные и вредные. 

Песни Буренки Даши Песенки Буренки Даши — клипы для детей с приятным мультипликационным видео оформлением. У них очень большое количество просмотров на Youtube. На мой взгляд, динамика видео для детей до 5 лет в них слишком высокая. Если же эти клипы только слушать, то сразу же надоедает начальная аудио вставка. Для детей 5 лет и старше содержание таких песенных мультиков уже сильно примитивно.   
Даша путешественница Низкокачественный бесполезный контент, цепляющий внимание и не дающий ничего полезного. Дешевая прорисовка — яркие цвета, специфичные мультяшные пропорции.   
Уроки тетушки Совы Низкокачественный контент. Дешевая прорисовка — яркие цвета, специфичные мультяшные пропорции. Данные рисунки очень слабый демонстративный материал для обучающего контента. Зачастую резкие переходы между кадрами, быстрая смена кадра. Иллюстраций в меньшем количестве, чем требуется для понимания материала.  
Барбоскины  Многие персонажи мультфильма обладают негативными качествами «среднестатистических» людей. Многие критикуют Пеппу за «страшную» прорисовку. Для меня гораздо неприятней выглядит персонаж Барбоскиных — Роза. Она подросток и при этом ярко красится, любит косметику, красивые наряды, украшения. Т.е. маленькие девочки, которые будут смотреть мультфильм, будут стремится к образу этой глупой блондинки.  
Принцесса София Приторный мультфильм. Культивирует в девочках зацикленность на внешности, розовых единорогах и отрывает от реальности. У нас числится в черном списке.   
А как же Маша и медведь? 

Мультфильмы, в которых главные персонажи, демонстрируют негативный пример, мы исключаем из просмотра. Психологи определяют поведение Маши в мультфильме как «психопатоподобное». Избыток порой недетского юмора в современной мультипликации делает ребенка неспособным чувствовать боль персонажа, его обиду. Границы дозволенного стираются.

Пишут, что к третьему сезону изготовители прислушались к мнению критиков и сделали Машу умнее. В третьем сезоне в разные переделки чаще попадают жители леса во главе с Медведем, а Маша помогает им выпутываться из них. 

 
Лунтик  В целом этот мультфильм я не нахожу ужасным, но все-таки в нем есть отрицательные моменты. Главный персонаж не должен обладать негативными чертами характера, так как ребенок обычно копирует его модель поведения. Лунтик по характеру существо аморфное. О Лунтике можно встретить крайне негативные отзывы. От них можно отмахнуться назвав бредом, но я вижу в них долю правды.  
Tiny love развивающее видео Этот мультик я считаю одним из самых опасных. Его показывают детям уже с первых месяцев жизни! Видеоряд  так построен, что захватывает внимание. Ребенок при этом «прилипает» к телевизору. Есть родители, которые сокрушаются, что ребенок не смотрит этот мультфильм долго. Они даже считают, что это плохо, так как не происходит развивающего эффекта от видео. На самом деле подобное видео не способно развивать. Максимум, что ребенок может получить от него — бессмысленно выучить слова, но при этом мышление не работает.    
Буба Очень красивый динамичный мультфильм про домовенка, который занимается пакостями без границ. При этом он выходит цел и безнаказан после любых хулиганских проделок. У нас включен в черный список.  
Леди Баг

Официальное возрастное ограничение этого мультсериала — 12+. Меня шокирует тот факт, что родители позволяют смотреть его маленьким детям.

Я посмотрела одну серию и поняла, что даже в 12 лет этот мультфильм для Яны останется в черном списке. Этот мультсериал является переходным вариантом между привычной анимацией и аниме. Т.е. по сути он готовит подростков к просмотру аниме. Эта лестница для маленьких к культуре «cерьезных», «взрослых» японских мультфильмов…

 
Винкс

Мультфильм коверкающий психику девочек

  • Формирование феминистичных взглядов;
  • Непропорциональные части тела героев;
  • Частый акцент на интимных частях тела (позы и движения);
  • Вызывающая одежда (короткие юбки, обтягивающие брюки и топ, открытый живот.
 

Завершение

Этой статьей завершаю все свои изыскания по теме просмотра мультфильмов на текущий момент (осень 2018 года). Напоминаю, что я не специалист в этих вопросах, я обычная мама, которая выбирает для своего ребенка лучшее, и которая сформировала свое отношение к такому явлению, как мультфильмы. У вас вполне может быть по этому вопросу своя позиция. Личную позицию никому не навязываю. Она опубликована по той причине, что может быть полезной и интересной для многих, но, разумеется, не для всех 😉 .

Статьи по теме:

 

В 2014 году я публиковала пост с жесткими запретами и нормами на просмотр телевизора детьми.  Есть такое выражение «суха теория, а древо жизни зеленится». 

Запись опубликована автором Мама зануда 26 13654