Ползание младенцев и межполушарное взаимодействие

Статья о важности ползания младенцев для гармоничного развития. Автор статьи — врач-психиатр, психотерапевт Неровных Андрей Алексеевич.

Все видели на картинках рисунки человеческого мозга. Там два полушария, внешне похожих на грецкий орех. Они соединены между собой и вместе вдвоем называются мозгом человека. Левое и правое полушария мозга отвечают за организацию движений в противоположных частях тела. Левое отвечает за движения в правой части, а правое — в левой.

Два этих полушария во время своей работы дополняют и подменяют друг друга. Но в момент рождения ребенка они еще не умеют взаимодействовать и должны этому научиться. Должна сформироваться их тесная, тонкая и точная взаимосвязь. Возникает и вырабатывается эта связь исключительно в период младенчества и младшего детства. Главный способ выработки такой связи в самом младшем возрасте состоит в многочисленных стереотипных, сочетанных, перекрестных движениях верхних и нижних конечностей ребенка, как ручек, так и ножек.

Успех мероприятия зависит от количества произведенных во время ползания младенца перекрестных движений. Их может быть несколько тысяч за период младенчества, а может быть много сотен тысяч. И чем дольше и точнее координируются движения маленьких ручек и ножек любимого ползуна, тем в большей степени осуществляется, закладывается способность к координации деятельности правого и левого полушария и всего тела вслед за ними. В более позднем возрасте, конечно, появляются и другие механизмы, но мы сейчас говорим об одном, самом, наверное, первом и, поэтому, ключевом.

Вывод: Совершенствуя координацию движений, поначалу не сложную моторику ребенка, мы тем самым обеспечиваем условия для становления и калибровки сложнейших психических процессов. Банальное милое ползание обуславливает не только физическое развитие, а формирует именно психические особенности, психику ребенка, которая проявит затем себя в остальных возрастных периодах в т.ч. в школе, в зрелом возрасте и, когда он внуков вам принесет.

Возможные проблемы при отсутствии периода ползания: Среди тех, кто сейчас читает эту статью, практически каждый сталкивался с детьми, которые с  большим трудом способны сосредоточиться на выполнении самых простых, не говоря уже о сложных, заданий. В детском саду, в школе, при подготовке к школе.

На этих ребятишек обычно ворчат, поругивают, требуют сосредоточиться. А называют их в глаза, и за глаза неорганизованными и невнимательными, вечно отвлекающимися, не сосредоточенными бедолагами. Вроде и соображает неплохо, интеллект хороший, но…

Когда такие дети идут в школу, прямо с первого класса они выделяются тем, что медленно и нудно читают, письменные задания выполняют крайне долго и очень неровным, некрасивым почерком. На ровном месте совершают большое количество ошибок, которые обычно относят к «глупым» ошибкам по невнимательности.

В выполнении математических заданий у них такие же трудности – простые и странные своим постоянством. Такой ребенок получает, например, правильный ответ в задаче, решает правильно, но в ответе почему-то пишет совсем другую цифру.  Ребенок очень старается, пытается выполнять все как положено, но во время очередной самостоятельной работы, контрольной или диктанта, снова повторяется одна и та же беда. Вдвойне обидно, когда родители видят, что ребятенок мучается, пыхтит, старается, но у него, ничего не получается. И семья хорошая и время массу на детеныша тратится – результат один и тот же.

Из-за чего такая беда? Ответ вас может сильно удивить:

Высока вероятность того, что этот ребенок просто мало ползал в младенчестве и раннем детском возрасте. То есть период ползания у него был коротким или вообще отсутствовал, ребенок сначала сел, а потом практически сразу без периода ползания, начал вставать на ножки и вскоре пошел.

Звучит на первый взгляд странно, но причины этих и многих других проблем в учебной деятельности связаны с анатомическими особенностями строения мозга. А именно, наличием правого и левого полушария и их совместным функционированием. И вот перед нами замечательный ребенок, который мало ползал в младенчестве, и не сформировал качественный механизм передачи информации от правого полушария к левому! В результате происходит раскоординация психики ребенка в восприятии целостного внешнего мира.

Если ребенок мало ползал в младенческом возрасте, это взаимодействие оказывается недосформированным.

Я попробовал сформулировать группы риска на «ограниченное» ползание:

  • повышенный тонус мышц ног за счет гипоксии в родах и нарушений нервной системы;
  • крупные дети с нарушением питания, которым тяжело ползать;
  • дети чересчур осторожных родителей;
  • дети родителей, которые ограничивают диапазон и динамику движений, вспомним разнообразные манежи, которые служат больше для удобства родителей, а на самом деле ограничивают траекторию движений малыша;
  • бегучие дети, которые сразу быстро встают в силу индивидуальных особенностей развития нервной системы и моторных функций.

Как вы уже поняли из текста статьи очень хорошо если риски будут преодолены и у ребенка произойдет полноценный период ползания. Конечно, не только качество младенческого ползания определяет качество межполушарного взаимодействия, но в раннем возрасте, безусловно, это один из, критически важных факторов.

Напоследок вся суть статьи в одном абзаце:

Ползание является тем необходимым действием, которое запускает процесс выстраивания межполушарного взаимодействия. Важно помнить, что правое полушарие отвечает за левую половину тела человека, а левое полушарие отвечает за правую. Согласованные перекрещивающиеся движения при ползании дают возможность полушариям услышать и понять друг друга, и начать выполнять единую целостную работу по формированию психики ребенка. А насколько все это будет эффективно и достаточно во многом зависит от родителей младенца. Он ведь сам может еще только ползать, и, посмотрите, как рвется это делать….

Сбор статистики о периодах ползания:

Загрузка ... Загрузка ...

Публикации на смежные темы:

Запись опубликована автором Андрей Алексеевич Неровных 11

Ползание младенцев и межполушарное взаимодействие: 11 комментариев

  1. Алёна

    Не ползала в младенчестве. Пошла в 10 месяцев. Школу закончила с серебряной медалью,2 красных диплома.

    1. Мама зануда

      Судить по вашим результатам об эффективности ваших межполушарных связей не возможно.

      Возможно, при каких-то обстоятельствах у вас скомпенсировалось развитие. Например, вы отучились в музыкалке по классу баян. Это очень хорошо прорабатывает межполушарные связи.

      А возможно ваши достижения дались вам с гораздо большими усилиями, чем детям с эффективным межполушарным взаимодействием. И если это так, вы можете никогда об этом не узнать — вам просто не с чем сравнить, никто и никогда вам не сможет продемонстрировать проживание жизни с нормальными межполушарными связями. Даже специалисты не смогут проверить точность этого момента, без специальных исследований межполушарной активности мозга, поэтому под этой статей каждый может написать свои достижения и заявить, что отсутствие ползания на нем ну никак не сказалось )).

  2. Мария

    Бред. В детстве вообще не ползала. Совсем ни капельки. Очень рано встала на ноги и пошла. Перечесленными «недугами» в школе не страдала.

    1. Андрей Алексеевич Неровных

      Спасибо за комментарий! Надо внимательно читать статьи. В данной статье приводится ОДИН из факторов влияющих на формирование правильного межполушарного взаимодействия. Как бы вы не ползали, много или мало в детстве, дважды два будет именно четыре. То, что «не страдали недугами» — здорово! Но про недуги нет ни слова в статье. Страдает только развитие межполушарного взаимодействия. И все! В конце концов и в семьях рецидивистов вырастают доктора наук и космонавты! Потому, что это ОДИН, еще раз повотрю, из факторов. Но то что он научно доказан — аксиома, верит в это кто-то или нет. Равно как и Земля вертится вокруг Солнца. Хотя можно сказать, что это бред, ведь опыт личной жизни доказывает совершенно обратное. Попробуйте докажите, что Солнце больше Земли и не вертится вокруг нее. За это даже в средние века на кострах живьем сжигали, тех кто доказательства находил. Вот здесь точно также качество развитя межполушарного взаимодействия зависит от периода ползания малышей. Нравится это кому или нет, но Солнце больше Земли. А если не верите — мракобесие называется. Это не вопрос веры — а вопрос знания или не знания.
      «Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?» (Козьма Прутков)

  3. Дарья

    Андрей Алексеевич, добрый день!
    Скажите пожалуйста, как-то можно компенсировать то, что ребенок мало ползал и рано пошел? Есть ли какие-то упражнения для развития взаимодействия полушарий?
    Ребенок ползал и сам пошел довольно рано — в 10 месяцев, мы никак не поощряли его поскорее начать ходить, но и заставить его ползать дольше было тоже невозможно).
    Спасибо!

  4. Юлия

    Андрей Алексеевич, спасибо Вам за такие статьи об исследованиях ученых. Я давно искала информацию касаемо ползания детей в возрасте до года и влияние на дальнейшее развитие. К сожалению, старшая дочь (2,8) ползала по-пластунски. На четвереньках маленько очень, после того как пошла. Пусть врачи и говорили что все в норме, я понимала что нет. Мы с мужем очень мнительные были и осторожные во всем с ней, чуть ли не делали все за нее. Это огромная ошибка, от которой наворачиваются слезы. Ведь все могло быть иначе, если мы ее старались именно ползать на четвереньках. В итоге, свекровь в 7,5 ее начала садить в подушки. В 9 начали под мышки пихать полотенце и бегать с ней по дому. Она у меня была на гв и вес был чуть выше среднего по возрасту. В итоге, в год и неделю пошла без поддержки. В два с половиной года обнаружили вальгусное плоскостопие и х-образное искривление ног 1 степени. Разговаривать предложениями начинает только сейчас. В нашем случае все сильно запущенно или можно поправить это. Я имею ввиду, как сейчас заставить дочу доползать то, что не доползала. Сыну полгодика, скоро научится ползать, правильно. С ним все по другому, условия другие совершенно. С ним я уже знаю что и как нужно делать. А вот с дочей очень обидно мне, что я упустила это драгоценное время.

  5. Елена

    Информация огорчила меня и всех родителей, дети которых мало ползали. Это упущение, как я поняла, не поправимо. Можно ли хоть немного повлиять на ситуацию, например, ползая в более старшем возрасте? То есть использовать ползание как упражнение для развития связей. Моей дочери сейчас 2,3 г.

  6. Галина

    Сыну 2.10. До года был достаточно пухлым ребёнком, но ползать начал месяцев в 5.5. И вплоть до года ползал. Никогда не ограничивали в этом! Сам сел в 8.5 мес. До этого момента не присаживали. Встал у опоры в 6.5 мес. Категорически отказывался ходить за ручки. Редко ходил вдоль опоры. Ползал, ползал, ползал. За ручки стал ходить где-то в 11 мес. А в 1 год и 10 дней пошёл сам. Очень интересно, насколько внимательным будет в саду/школе

  7. Ольга

    Здравствуйте,а это нормально если первый месяц ребенок усердно ползал назад а только потом начал ползать вперёд ?)

    1. Андрей Алексеевич Неровных

      Что касается ползания, я думаю, что важен сам процесс сочетанногоперекрестного движения всех конечностей. Это первое по-настоящему сложное движение для ребенка, в котором участвуют практически все мышцы обеих половин тела. Варианты самого ползания могут быть, безусловно, разными. Ползание назад в самом начале ползания встречается достаточно часто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X