Изучаем цвета | тест готовности и план изучения цветов
Некоторые дети начинают осознанно различать цвета еще до года, но это редкость. У подавляющего большинства малышей эти способности появляются с 1,5 до 2,5 лет. Возможные упражнения на изучение цветов зависят от уровня знаний об окружающем мире и развития мелкой моторики. Ниже приведены основные игры и приемы для первого знакомства с цветами.
Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы — цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий-знакомств с красками и пластилином.
Содержание
- Определяем готовность к изучению
- Задания и демонстрации для изучения цветов
- Рисование, лепка и аппликация
- Цветное лото (качаем, печатаем и играем)
- Книжки о цветах
- Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов
- Мой подход (о целях при изучении цветов)
Изучаем цвета | Готовность к изучению

Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.
Варианты предметов для сортировки:
- кубики;
- детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
- пуговицы;
- цветная пластиковая посуда;
- поролоновые кубики из губки для мытья посуды (Для того чтобы получить кубики надо отделить жесткий темно-зеленый слой и разрезать губку ножницами. Зеленый слой отрывается аккуратно, если губку предварительно пару раз намочить и высушить).
Изучаем цвета | План «цветного» дня
После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.
План дня по изучению красного цвета:
1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета. |
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем тут и тут. |
3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета. |
4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины. |
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов. |
Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденем кофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …», «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина» и т.п.
Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:
- Красный — ягоды, помидоры, паприка;
- Оранжевый — тыква, морковь, апельсин;
- Фиолетовый — виноград, черника;
- Зеленый — салат, горошек, киви, авокадо, виноград;
- Желтый — ананас, банан, паприка, сыр;
- Белый — рис, творог, молоко.
Изучаем цвета | Рисование и лепка

Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:
- учим получать светлые оттенки добавлением белого и темные — черного. Рисуем, лепим, выполняем аппликации используя материалы полученных оттенков.
-
Для окраски можно использовать не только основные цвета, но и оттенки полученные в результате смешивания. Подсушенные фигурки можно использовать для сортировки по цветам. изучаем получение других цветов путем смешивания:
- синий + желтый = зеленый;
- красный + желтый = оранжевый;
- красный + синий = фиолетовый;
- синий + зеленый=бирюзовый.
Изучаем цвета | Цветное лото
Вариантов лото может быть множество. Тут один из наших вариантов. Правила игры:
- Раскладываем карточки с животными перед малышом;
- Выдаем малышу одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.
Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.
После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.
Изучаем цвета | Книжки о цветах
Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала тут.
Из универсальных сборников рекомендую Альбом по развитию речи для самых маленьких (My-shop, Ozon) Батяевой. В нем 6 разворотов посвященных изучению цветов.
Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:
Для самых маленьких 2-3 года:
![]() |
«Цвета и формы» Для детей 2-3 лет Ольги Земцовой из серии «Дошкольная мозайка» издательства Махаон (Лабиринт, Озон, My-Shop) Сборники развивающих заданий для малышей Ольги Земцовой знакомы уже многим. Этот вариант с наклейками по теме цвета и формы. |
![]() Книжка-картинка-картонка с клапанами — то, что нужно малышам!
|
![]() Учим цвета Фото-книга с разворотами разных цветов. Книга большого формата с мелованной (глянцевой) бумагой и большим рейтингом в Лабиринте. Мне подобные книги кажутся бесполезными и бессмысленными, но почему-то многие такие книги любят. Но ведь гораздо интересней о цветах клапаны, наклейки, искалки, задания и другой интерактив. |
Для детей 3-4 лет:
![]() |
Ричард Скарри: Цвета, формы и цифры (Лабиринт) Книга-журнал от классика детской книги Ричарда Скарри. В книге содержится куча заданий и в комплекте идут наклейки, которые надо верно разместить. |
Привет цвет! (Лабиринт, Озон, My-Shop) Маленькая, амбиционная интерактивная книга о смешении цветов, о теплых и холодных оттенках. Стильное оформление. Вращая колесико можно изменять цвет вырубленного изображения хамелеона. Для гурманов и эстетов, остальные скажут чепуха. |
Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов
![]() |
![]()
|
![]() |
Изучаем цвета | мой подход
Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось 🙂 . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.
После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)
В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.
В завершение
Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.
Интересных открытий вашим малышам!
Если вам понравился материал блога, подпишитесь на уведомления о новых статьях по электронной почте
или присоединяйтесь к группе Вконтакте.
Другие интересные публикации о развитии малышей:
- Обзор набора развития творческих способностей малышей до 3 лет «Творчество с пеленок»; (идеально начать заниматься за пару месяцев до первого изучения цветов — примерно с 1 года);
- Рисование, как инструмент развития мышления;
- Развиваем цветовосприятие с помощью картин-шедевров мировой живописи. Для продвинутого изучения цветов. Обзор набора карточек + идеи для игр. (лучше с двух лет, раньше рановато);
- Как развивать ребенка в 1 год (побочные эффекты развивающих методик и список того, что требуется малышу для гармоничного развития от 1 до 2 лет).
хм.
ребенку 11 месяцев и он прекрасно различает цвета. Мы с рождения все вещи проговариваем: красная машина, черные колеса, зеленый шарик. После прочтения статьи выложили перед ним 3 одинаковых шарика разного цвета, подавал шары названного цвета, как и колечки пирамидки. Тут скорее зависит от того, когда родители начинают контролировать себя и называть эти цвета подавая ребенку очередной предмет, так же, как и большое-маленькое, холодное-горячее, твердое-мягкое, железное-резиновое и проч. Мне кажется, это естественный процесс, а не отдельное «обучение».
Не соглашусь. Сыну 3.2. Тоже с рождения проговаривали цвета. Где-то с 1.4 года стала активно «прорабатывать» цвета. К 1.7-1.8 он всё так же их путал. Даже точнее- вообще не попадал в нужные. Я даже психологу задавала вопрос. Она сказала: отстаньте от ребенка! Я отстала. В 2 года заговорил. И выдал нам правильно цветовую гамму оттенков в 20.
Тут все зависит от индивидуального плана развития.
Некоторые дети ходить начинают с 8 месяцев, другие в 1г.5мес. И все эти случаи быстрого и медленного развития детей в пределах норм ВОЗ. Очень нелепо бы выглядели поучающие слова в адрес мам, детей 10-12 месяцев, которые не умеют ходить, от мамы ребенка, который начал ходить в 8 месяцев.
Спасибо огромное. Очень интересно и понятно написано. Моей дочери год и я не могла понять когда следует приступать к изучению цвета, а самое главное как. Теперь в моей голове все уложилось.
Очень понравилась подборка. 🙂 И хочется добавить к последним словам про образы то, что я изначально оттенки именно так и преподношу. Основные и дополнительные цвета запоминаются, как нечто безусловное. А вот с оттенками этот номер не проходит :))), так как и название они получились ввиду того, что люди наблюдали явления и сравнивали. Мы с дочкой именно по этой причине не механически учим, а наблюдаем, размышляем и сравниваем.
Познавательно, спасибо.