Завершение ГВ

В этой публикации я хочу рассказать о критичном индикаторе правильности воспитания. Только этот индикатор может гарантировать мягкое завершение ГВ. Именно его я недавно открыла для себя, и теперь мне не терпится поделиться этим с вами.В статье рассматривается два основных момента — завершение с точки зрения лактации и с точки зрения психологии малыша. Оба момента важные, оба надо знать. 

Напомню, я не медик и не психолог. В прошлом инженер-программист, в настоящем блогер. Пишу, как живу; живу, как чувствую 😊.

Психоэмоциональная готовность ребенка к завершению ГВ

Раньше я слышала, что бывает мягкое отлучение от ГВ, мягкая адаптация в детском саду. У меня же высокочувствительные дети, и я всегда считала, что это не про меня. Буквально недавно я для себя открыла индикатор правильности воспитания. Мягкая адаптация доступна всем, кто осознает процесс воспитания, как более-менее целостную картину. 

Итак, главный секрет, та-да-да-там:

Для мягкого завершения ГВ необходим достаточный уровень эмоциональной самостоятельности малыша.

В принципе это все, что нужно знать. Да, вот так все просто. Дальше я буду подроообно раскрывать эту фразу.

По своей сути завершение ГВ — это переход ребенка на новый психоэмоциональный этап взросления. Если при переходе уровень сепарации от мамы (уровень эмоциональной самостоятельности малыша) слишком мал, то переход осуществляется болезненно. Чем меньше уровень сепарации, тем завершение ГВ будет более травматичным для психики малыша.

Что обозначает эмоциональная самостоятельность малыша? Это значит, что большой объем эмоций малыш  способен получить от САМОСТОЯТЕЛЬНОГО взаимодействия с миром. С рождения малыш получает эмоции от грудного вскармливания и тактильного контакта с мамой. Это ключевые источники эмоций на первом году жизни. Но ко второму году важно, чтобы подключились другие поставщики эмоций. При  подключении других поставщиков эмоций  ГВ теряет важность, обесценивается, остается формальной привычкой.

  • Завершение ГВ для эмоционально НЕСАМОстоятельного ребенка. Если мама лишает такого ребенка основного поставщика эмоций, то ребенок испытывает ощущение психологической боли. Внутри ребенка переживается настоящая трагедия с болью сопоставимой с утратой близкого человека, т.е. наносится серьезная психологическая травма.
  • Завершение ГВ для эмоциональноСАМОстоятельного ребенка. Для такого ребенка дискомфорт при завершении ГВ сравним с потерей игрушки. Примерно так: всплакнуть, можно даже громко и требовательно, но все-таки через 10-20 минут забыть о собственных слезах и жить дальше, как ни в чем ни бывало. При этом уровень стресса наблюдается не критичный. В этом случае не может идти речи о психологической травме.

Почему дети имеют разный уровень эмоциональной самостоятельности? У каждого свой жизненный уклад. Я замечала, что жизнь маленьких детей в семьях сильно различается. И тут можно выделить два крайних полюса:

  • Мамы, день которых крутится вокруг ребенка. Такие дети получают очень много внимания и ласки. Ребенок в этом случае — этакий пуп земли. Для ребенка это постоянное пребывание в зоне комфорта, из которой он не стремится выходить в ущерб собственному развитию. Известно, что развитие без стресса невозможно. Зачастую в этом случае ГВ для ребенка слишком долго является эмоциональной основой,  и не даёт переходить на другие этапы эмоционального взросления. Ребенок не торопится изучать и использовать другие каналы общения. Он напитывается эмоциями при ГВ и этого для него вполне достаточно. Пока малыш в зоне комфорта, у него нет мотивации к развитию. Детям важна среда для развития, а не зона максимального комфорта. Я много читала о том, как важно давать детям много внимания для их правильного развития. Ни в одном современном популистском источнике не написано предостережение о том, что внимания может быть слишком много. Для детей с таким подходом к воспитанию завершение ГВ — настоящая трагедия.
  • Мамы, которые заняты в первую очередь собой и своими делами. Ребенок при этом на втором плане. Маленький малыш уже с момента ползания обитает в каком-то пространстве много времени самостоятельно. Когда малышу уделяется слишком мало внимания у него происходит депривация коммуникативной сферы. В данном возрасте это чревато, в том числе, отставанием в умственном развитии. С другой стороны, этот малыш становится максимально самостоятельным с ранних лет. Он психологически закален. Завершение ГВ его расстроит меньше других, потому что при таком положении вещей ГВ не является основой эмоциональной жизни.

Как мягко завершить ГВ? Как мягко адаптировать ребенка в детском саду? Постепенно выводите ребенка из зоны максимального комфорта, обеспечьте его временем и пространством для самостоятельности. Избавьте ребенка от гиперопеки, предоставьте ему разумную дозволенность, доверие и поддержку, и он найдет себе важные дела сам. Будет бегать по квартире со шваброй, кидать в кошку мячик, скатываться со спинки дивана, ползать под стульями и т.п. Делайте это постепенно, день ото дня увеличивая время самостоятельных игр. Если ранее наблюдалась гиперопека, то ребенок будет вас часто звать в свои игры, настаивать и требовать, ведь он не умеет самостоятельно проводить время. Важно часть просьб удовлетворять, как раньше, а часть оставлять с отказом. Важно при повышении самостоятельности не травмировать ребенка.  Для этого надо демонстрировать, что вы заняты. Я объясняю и показываю дело, которым я занимаюсь в текущий момент. Объясняю, насколько оно важно. Например: «Посмотри, я измельчаю капусту для супа. Скоро время кушать, поэтому мне надо продолжать готовить. Давай я тебе дам мозаику, ты поиграешь сам.». Выдаю знакомую игрушку, с которой он может возиться достаточно долго. Во время совместных игр учу ребенка простым играм, чтобы в самостоятельное время он мог их проиграть, повторить. Осознанное воспитание я бы назвала процессом балансировки между жизненными укладами, описанными выше. Сейчас я знаю, что правильно, когда:

  • ребенок к 1,5 годам переведен с ГВ по требованию на ГВ по графику (часам);
  • ребенок в 2 года —  живет в соответствии с распорядком дня, который не мешает развитию личностных качеств. Т.е. в этот распорядок включены достаточные окна самостоятельной деятельности, во время которых мама занимается своими делами. При этом ребенок не ходит хвостиком за мамой, а играет или занимается своими делами. Уже в 1-2 года ребенка в рамках самостоятельности можно приучать к структурированной развивающей деятельности (игра в сюжетные игры (машинки, куклы, сказки со сказочными персонажами), собери мозаику сам, пока я мою посуду, собери пазлы сам, пока я вытираю пыль).

Теория из психиатрии

Проводить аудит отношений с ребенком, избавляться от гиперопеки правильно не потому, что удобно и эгоистично с точки зрения мамы. Это важно для формирования личности ребенка. Этапы взросления описаны в психиатрии и от них никуда не денешься. Фрейд их называл стадиями психосексуального развития, Эриксон стадиями психосоциального развития. Оральная стадия соответствует периоду ГВ и по теории психиатрии завершается в 1-1,5 года. Если мы продолжаем ГВ обильно (по требованию) в 1,5-2 года и дальше, то создаем риски депривации для стадий взросления, следующих за оральной.  Опять же при резком завершении ГВ возникают риски психоэмоциональных травм с еще худшими последствиями, чем затянутое пребывание на оральной стадии. Тут еще важно указать, что с точки зрения Всемирной организации здравоохранения ГВ — чрезвычайно полезная штука до 2 лет и далее.

Кстати, именно оральная стадия и ее протекание формируют базовое доверие человека к миру на всю оставшуюся жизнь. Всех людей можно поделить с точки зрения доверия на подозрительных и доверчивых. Если человек всего опасается, везде ему видится подвох, скорее всего оральная стадия взросления у него прошла с негативным результатом.  По Эриксону, если ребенок ощущает поддержку, удовлетворение основных потребностей, и преемственность, то он пройдет эту стадию получив доверие к миру. Отсутствие поддержки, депривация (оральная неудовлетворенность — дефицит ГВ, пустышки и тп, сенсорики), непоследовательность приводят к формированию недоверия к миру.

Проблемы с доверием могут возникать по различным причинам, и в разном возрасте. Но качество проживания орально-сенсорной стадии в теории психоанализа считается базовым для формирования отношения к миру.

Проблемы оральной стадии по Фрейду:

  • излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
  • чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто доверчив, зависим от знакомых. И одновременно – крайне недоверчив к тем, кто не укладывается в образ «мамочки»!

Помимо вышеперечисленных проблем слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства также могут быть проявлениями фиксации на оральной стадии.

Завершение ГВ с точки зрения лактации

С точки зрения мягкого завершения лактации идеально постепенное сокращение количества кормлений. Таким образом, будет вырабатывается все меньшее количество молока и никакого дискомфорта в груди ощущаться не будет. В идеале это будет выглядеть так:

  1. Переходим от ГВ по требованию на ГВ по графику (по часам). Оставляем следующие кормления: утром при пробуждении, на обеденный сон, на ночной сон, ночные кормления.
  2. Убираем утреннее кормление.
  3. Убираем дневное кормление.
  4. Убираем кормление на ночь вместе с ночными.

Постепенность логична, но, если у ребенка недостаточный уровень эмоциональной сепарации от мамы, он не будет согласен с самим фактом завершения. Например, когда я у Артема оставила только ночные кормления, в обед появлялось сильное требование груди, сильное до истерик. Ночные кормления и сильная ассоциация «грудь-сон» не давали в обед покоя. В итоге я убрала враз дневное, вечернее и ночные кормления. Хотя, с точки зрения завершения лактации, мне пришлось дня три сцеживаться при переполнении, и каждую свободную минуту делать массаж от застоев.

Мой опыт завершения ГВ

Итак, у меня есть опыт двух длительных ГВ. Первое до 2г. 7м., второе до 2г. 1м. Завершала их немного по-разному. Второе быстрее, так как его прервала из-за необходимости пройти курс лечения, поэтому получилось более болезненным. Еще первое отличается меньшей эмоциональной самостоятельностью ребенка.

  • Отлучение Яны в 2г. 1м. Неудачная попытка по причине отсутствия эмоциональной самостоятельности. В этот момент Яна была сильно зациклена на ГВ. Мне удалось убрать кормления по требованию. Дальше было хуже. Яна без груди отказывалась от дневного сна, но физиология брала свое и ребенок засыпал в 16:00. Из-за смещения дневного сна эмоциональное напряжение увеличивалось еще больше. Попытки убрать  кормление на ночной сон давали тот же эффект — истерики, отказ от сна, смещение сна. Ребенок засыпал в изнеможении только после двухчасового плача. На третий день, когда амплитуда страданий не сократилась,  я поняла, что ребенок не готов к завершению и сдалась.
  • Отлучение Яны в 2г. 7м. Легкое завершение ГВ при эмоциональной самостоятельности ребенка. Вторая попытка с Яной была после ее поступления в детский сад. Я надеялась, что пребывание в детском саду на полный день завершит мою лактацию, но ничего подобного не произошло.  Через полгода после первой попытки, после завершения адаптации в детском саду, я решила поставить в ГВ точку — намазала грудь красным фломастером и заявила  «болит». Ребенок проникся, посокрушался, всплакнул, как полагается. В этот раз масштабы трагедии были на 99% меньше, чем при первой попытке. Истерик и эмоциональных истязаний не было. На второй и третий вечер слез не было совсем. Оставались многозначительные взгляды на грудь, грусть, тоска-печаль, но это уже можно было пережить. Вообще консультанты по ГВ крайне категорично относятся к приемам с краской, йодом, зеленкой и т.п.  Теория психиатрии говорит о том, что такой прием может сформировать недоверие к стабильности мира. И в этом есть рациональное зерно — никакая горчица и краска не поможет облегчить душевную боль, только высокий уровень эмоциональной самостоятельности может дать легкое завершение ГВ.

Разбор ошибок

При первом отлучении у Яны уровень эмоциональной самостоятельности был крайне низкий. Я явно злоупотребляла гиперопекой и никак не могла себя перестроить. Стараясь быть максимально хорошей мамой, я всеми силами сглаживала стресс, оказывала поддержку в сложный период, подстраивала график дня под ее капризы, сама подстраивалась, носила ее на руках, старалась во всем угодить.

Если в целом оценить итоги ГВ Яны, можно увидеть, что несмотря на длительное комфортное ГВ, орально-сенсорный этап взросления Яны я умудрилась завалить. По Эриксону в завершении этапа взросление формируется доверие или недоверие к окружающему миру. Все дошкольное детство у Яны наблюдалось выраженное недоверие к миру. К школе в большей степени этот момент нам удалось исправить. Мы с мужем целенаправленно развивали в ней уверенность и продолжаем этому уделять много внимания. Про уверенность у меня есть несколько публикаций в инстаграме.

Что полезного можно из этого опыта взять

Планируйте завершение ГВ заранее, оценивая при этом степень сепарации малыша. При заблаговременном планировании за 6-3 месяца можно постараться эмоционально сепарировать ребенка, тем самым подготовив к мягкому отлучению от ГВ. 

Если вы отлучаете от груди эмоционально «несепарированного» ребенкафакт психологической травмы неизбежен. Если у вас нет времени на подготовку постарайтесь период отлучения заполнить делами и событиями. У моих детей период самых острых страданий длился 3 дня. Возможно, в эти дни стОит  запланировать визиты куда-либо в гости, или пригласить к себе незнакомых людей. Чтобы облегчить страдания нужны сильные впечатления и высокий уровень физической активности.  Чем больше ребенок устанет к моменту сна, тем легче он заснет без груди. Возможно, это посещение игровых центров, парков, интересные поездки. Мои дети в 1-2 года воспринимали за масштабное приключение поездки на автобусе, трамвае, троллейбусе :-).  Можно отправиться в гости туда, где ребенок еще не бывал. Главное избежать ситуации, при которой ребенок будет мариноваться в своих и ваших эмоциях завершения ГВ. Надо чтобы дни были напитан другими событиями и впечатлениями. В то же время ритуал укладывания спать должен быть в норме – т.е. в своем обычном месте, в привычное время. Если место и время изменить, то после возвращения их в нормальное положение снова будет стресс.

 Завершение ГВ Артема  (стремительное, связанное с моим курсом лечения)

Со вторым ребенком к двум годам я устала от ГВ, эгоистично мечтала о его завершении, но не решалась.  Все-таки ВОЗ же рекомендует «до 2 лет и дольше …». А когда это «дольше» никто точно не знает. С другой стороны ГВ при совместном сне к 2 годам — это супер-легкое укладывание. Лег вместе — 5 минут и ребенок спит. Не надо соблюдать никакие ритуалы — гладить, петь песенки, делать массажики часами и укладывать плюшевых питомцев рядом. Просто достаточно лечь рядом и дать грудь. Хотелось отложить стресс завершения ГВ  «подальше» и пожить с текущим порядком укладывания.  В голове крутились примерно такие мысли: «Понятно, что 5 лет это перебор. Но ему пока всего 2».  А затем мне прописали курс лечения несовместимый с ГВ. Примерно в тот же момент я осознала, что Артем предпочитает проводить время, зависая на груди, а не играя. Начала читать психологию и выяснилось, что у детей с длительным ГВ зачастую возникают проблемы с коммуникацией и самостоятельностью. Т.е. с точки зрения психиатрии ГВ после 1,5 лет, а тем более после 2 наносит ущерб, а не пользу. Выше я уже писала, что при затягивании ГВ зачастую  развитие других каналов получения эмоций происходит с трудом.

Я начала с перехода на кормление по часам. Спустя месяц у нас оставались следующие кормления: на пробуждение утром, на дневной сон, на ночной сон и ночные.

Уровень сепарации Артема: Надо отметить, что второй и последующие дети, по условиям своего окружения, должны быть более эмоционально самостоятельны от мамы, чем единственный ребенок в семье. В случае двух и более детей у них нет монополии на внимание мамы. Артем в свои два года — человек деятельный. Стоит ему положить в зону видимости  швабру, перетащить коврик на другое месте, тут же возникает какая-то деятельность, недоступная нашему пониманию. Сегодня он вооружился столовым ножиком и полчаса «колупал» картонную коробку. Возможно, он пытался смастерить гараж для игрушечной машины. Для того чтобы он стал таким деятельным человеком ему многое позволено. Например, он сам перекладывает столовые приборы из посудомоечной машины в шкафчик. Конечно, он их просто закидывает кучей, зато вы бы видели эти глаза — взгляд самого творца, создающего порядок )). На кухне у него есть собственный шкафчик с крупами и специями на кухне. Когда мы приезжаем из магазина он перекладывает крупы из пакетов в шкафчик. В шкафчике с крупами, так же как в шкафчике с ложками куча мала. Секрет в том, что в этом шкафчике с крупами хранятся только не распакованные пачки. Все эти мелочи являются маленькими кирпичиками в его эмоциональной сепарации.

Отмену утренних кормлений Артем пережил, практически не заметив их отсутствия. С дневными кормлениями вышла «засада». Без них у нас никак не получается дневной сон. В обед мои дети беспечно требуют драйва, не понимая, что через пару часов сядет батарейка, и начнутся истерики без повода. Помучавшись пару дней, сон перенесли на прогулку в коляске и отменили вечерние и ночные кормления. Отмена ночных кормлений сопровождалась плачем. Но это было терпимо. Некоторые советуют укладывать ребенка с другими близкими людьми – папами, бабушками и т.п. Уровень сепарации Артема был недостаточно высок, и это не давало ему засыпать с другими людьми.

Сейчас Артему 2г.3м. На дневной сон он до сих пор засыпает только в коляске. В некоторых источниках пишут,  если уложить ребенка, он чуточку полежит, вы его погладите, а он пригреется и заснет. Не тут-то было, не на того напали. У Артема в этом плане  хороший самоконтроль, полежав минуты 3, он почует неладное и сразу же убежит, сорвав все ваши «хитроумные планы».

Важные моменты завершения ГВ

Повторю самые важные моменты легкого завершения ГВ:

  1. Завершение ГВ — это переход ребенка на новый психоэмоциональный этап взросления. На этом этапе завершается не только питание, но и поставка эмоций от ГВ. Если к этому моменту ребенок не приучен к получению основного объема эмоций из общения с окружающим миром, из собственной деятельности завершение будет сопровождаться психологической травмой.  Когда ребенок является самостоятельной единицей своей маленькой детской деятельности, а не маминым хвостиком, только тогда отлучение будет легким. Т.е. к завершению ГВ ребенка нужно готовить заранее за 6-3 месяца. Ввести режим дня: ввести обязанности, организовать самостоятельные игры.
  2. Одновременное завершение ГВ с отселением в отдельную кроватку удваивает глубину психологической травмы для эмоционально несамостоятельного ребенка.  В случае если вы завершаете ГВ, продолжая совместный сон, ребенок находит эмоциональную поддержку в форме тактильного контакта — объятий и поглаживаний. Артем первые дни отлучения спал, забравшись на меня.
  3. С точки зрения завершения лактации у мамы, предпочитаемая схема – постепенное сокращение количества кормлений.

Завершение

Завершения ГВ у меня вышли не идеальным, все оттого что выводы о важности эмоциональной сепарации я сделала только на основе опыта полученного с Артемом. Впереди у Артема адаптация в детском саду. И я уже знаю, что требуется для мягкой адаптации и начала работать над увеличением эмоциональной самостоятельности.

В завершении хочется добавить, что отлучение малыша от груди — это огромное эмоциональное переживание и для мамы, и для ребенка. Психиатры утверждают, что воспитание детей без психологических травм и ошибок невозможно. Это немного успокаивает 😊. Я — мама с синдромом отличницы, это мне добавляет повышенную тревожность, непрерывные перерасчеты оптимальности принятого решения и т.п. Мамам со спокойным эмоциональным фоном такие жизненные этапы даются гораздо легче. На мой взгляд, глубинное понимание ситуации может облегчить процесс завершения ГВ тревожным мамам.

Очень надеюсь  на то, что материалы статьи у вас откликнутся. Это поможет оценить и при необходимости подкорректировать уровень самостоятельности малыша.

В следующий раз напишу подробнее, почему лучше завершать ГВ в 1,5-2 года и не тянуть до 3 и более. Для легкости  отлучения вам необходима уверенность, что уже действительно пора отлучать. Очень важно откинуть все внутренние сомнения. Легкого вам завершения ГВ!

Запись опубликована автором Мама зануда 18