Занимать позицию ребенка или разобраться в ситуации?

Психологи настоятельно советуют родителям при любых обстоятельствах занимать позицию детей. Я хочу посоветовать в любых обстоятельствах тщательно разобраться, и оставаться на своей родительской позиции.

ШКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Дело было в ноябре, и наш первый класс усердно учился писать. Яна оказалась одной из самых подготовленных учениц в классе. Учительница часто ее хвалила, и все было прекрасно.

Но вот наступил день, когда из школы она шла со слезами, потому что «не получались» буквы,  «и даже у Пети они были лучше», «Петю так хвалили, так хвалили, а мне делали замечания!». Надо отметить, что до этого момента Яна частенько отмечала, что у Пети все получается не очень здОрово, и вообще Петя в первый класс пошел не очень подготовленным. И вот море слез, обида на учительницу за несправедливое отношение.

Пока мы дошли до дома меня ситуация тоже начала напрягать. В голове крутилось «Какого черта! Так жестоко обращаться с детьми нельзя! Даже если не получается, это не повод травить детей!».

Современная психология нам указывает всегда занимать позицию детей. По этим примитивным правилам я должна была бы повести себя примерно так: «Ты — моя умница! Я знаю, что ты пишешь лучше всех. ЭтА ваша учительница ничего не понимает, и хвалит кого попало». В этом случае в данной ситуации мы бы поддержали уверенность ребенка, но одновременно с поддержкой, дискредитировали учителя! Как дальше произойдет становление отношений у ребенка с учителем большой вопрос.

Я с трудом взяла себя в руки, позвонила учительнице, смогла объяснить ситуацию, не переходя на повышенные тона 🤗 … И тут выяснилась совершенно иная картина дня: оказывается Петя, осознавая свои сложности в освоении навыка письма, много уделял ему сил и времени. Соответственно, у Пети произошел качественный скачек навыка. Яна же лишний раз в учебе не напрягалась. Писать домашнее задание в черновик? Фи, лишняя трата времени… Навык письма развивался верно, но медленно. Несмотря на то, что Яна писала лучше Пети, в тот день хвалить её было не за что, а вот поводы для мелких замечаний по поведению были.

Все увиденное Яна исказила. Похвала учительницы красноречиво ей дала понять, что Петя за короткий период научился писать лучше нее. Это её  очень задело, ведь Яна в дошкольном возрасте много старалась, а какой-то Петя всего за пару месяцев учебы ее обогнал. Тут же был сделан вывод о том, что она БЕЗДАРНАЯ и НЕСПОСОБНАЯ. Уже от этого случилась «травма души» со слезами, терзаниями и всем подобным.

В итоге мне пришлось объяснить, что её видение ситуации в корне неверное. Её буквы по-прежнему лучше Петиных, но у Пети наблюдается прогресс навыка, и именно за прогресс он получил похвалу. А еще глупо сравнивать себя с соседом, надо стараться улучшать свой результат. Когда Яна все поняла, сразу ко всем пришло эмоциональное облегчение.

В прошлом году я видела много негодующих сториз, в которых развивающие мамы-блогеры высказывали свое недовольство несправедливыми придирками учителей. И почему-то уверена, что проблематика части этих историй схожа с нашей😁.

На фото Яна-второклассница 31 августа

Вот такая житейская история. Обратите внимание, я не призываю слепо поддерживать позицию учителя. У родителей в этих отношениях должна быть своя позиция, и они должны играть свою роль. Для эффективной учебы ребенок, родители и учитель должны быть командой:

  • Когда речь идет о поддержке ребенка, получается «дружба» против учителя.
  • В случае поддержки учителя, получается «дружба» против ребенка. Такая схема практикуется у родителей диктаторов.
  • В нормальных отношениях должна быть дружба и взаимопонимание трех инстанций: ребенок, учитель, родитель.

 

Пользуясь случаем, поздравляю всех с началом учебного года🌷! Желаю взаимопонимания с педагогами!

Еще интересное по теме:

Запись опубликована автором Мама зануда 2

Занимать позицию ребенка или разобраться в ситуации?: 2 комментария

  1. Натали

    Здравствуйте! А в классе у Яны есть еще отличники/цы? Я к тому, что она нормально воспринимает тот факт, что и другие дети могут также хорошо учиться и писать? Просто много примеров,когда родители вроде как хотят лучшего, но неосознанно прививают синдром отличника…

    1. Мама зануда

      Добрый день! Да, есть. Хороший подчерк у отличников ее не беспокоит. Ее расстраивало, что больше хвалят ребенка, у которого объективно хуже получается. У нее просто разрушалась картина мира (например, она начала ставить под сомнения не только свои способности писать, но способность оценить почерк), пока ей не объяснили, что хвалят не за уровень умения, а уровень старания.

      Ну и, честно признаться, тему синдрома отличницы я для себя еще до конца не раскрыла. То, что я вижу в психологических пабликах слишком грубо и поверхностно. Да, с одной стороны плохо ребенка включать в гонку. С другой стороны соперничество — это отличная мотивационная составляющая. Из теории психологии известный факт, что без социума становление личности невозможно. Таким образом так или иначе все достижения человека — конкурентная гонка в сообществе, котором человек находится. Если человек умеет прыгать через голову — конкурировать с книжными персонажами, лидерами, он становится успешнее других в своем сообществе. Другое дело, что направление и интенсивность этой гонки не должна загонять в крайности.

      Западная современная психология предлагает жить в зоне комфорта, минимизируя соревновательный процесс. Я на данном жизненном этапе считаю это утопией. Ведь с таким подходом мы автоматически все виды спорта помечаем, как занятия опасные для психики. А ведь именно спортсмены самые собранные, концентрированные люди. И разве это плохо? То же самое с соперничеством в профессиональной среде. Здоровое соперничество — прекрасное явление, которое идет всем на пользу. Что действительно «плохо», на мой взгляд, так это нездоровое соперничество и неумение проигрывать. Это закладывается в детстве и именно эти умения я прививаю своим детям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *