Учимся вырезать ножницами
Вырезание очень полезное занятие, ведь оно предоставляет нагрузку для укрепления пальчиков, что в свою очередь развивает мелкую моторику (улучшается координация движений пальцев, а это способствует образованию новых нейронных связей, т.е. развитию мышления ребенка). В дополнение к прочему вырезание предоставляет расширенный функционал для творчества. После освоения ножниц ребенок активно подключает вырезание к рисованию и аппликации.
Содержание
- Сложности в освоении ножниц для малышей (советы бывалых :-));
- Задания для вырезания на начальном этапе знакомства с ножницами. Материалы для печати и снова советы (!);
- Хронология освоения ножниц маленькой Яной;
- Обзорчик пособий по вырезанию (про тетради Kumon для самых маленьких и украшения из бумаги для усидчивых).
Учимся вырезать ножницами | Сложности
Уверена, что с детьми постарше многое иначе. Но у нас с Яной был опыт освоения ножниц с 2 лет поэтому я опишу подводные камни при обучении вырезанию малышей и способы минимизации ущерба от них.
- Тугие ножницы. Основная сложность, когда малыш пытается вырезать приходится на моменты разъединения колечек ножниц и соединения. Для маленького ребенка такие манипуляции вызывают трудности, так как пальцы слабые. Встает задача как на начальном этапе дать ребенку минимальную нагрузку, такую чтобы ему не было слишком дискомфортно, чтобы не было разочарования из-за сложностей, такую чтобы его порадовал результат. Ситуация немного напоминает тренажеры у взрослых — слишком большой вес груза на тренажере принесет вред, а не пользу. С ножницами у малышей также. Производители для самых маленьких придумали ножницы с фиксатором открытого состояния. Ножницы, снабженные этим механизмом, сами раскрываются. Поэтому усилие на раскрытие ножниц с пружинкой делать не надо, усилие нужно прилагать только на закрытие (сведение колец). Чтобы еще облегчить задачу вырезания при выборе ножниц обратите внимание на количество усилий необходимое для открытия/закрытия лезвий — ножницы не должны быть тугими. У нас ножницы Koopy от Maped с фиксатором открытого состояния ( my-shop, ). Как-то я писала о них в своем профиле Instagram. В ответ на публикацию некоторые поделились, что их детям проще было начать вырезать обычными детскими ножницами. На самом деле ножницы с фиксатором открытого состояния упрощают процесс только в том случае если в пальцах недостаточно сил для раскрытия ножниц. В возрасте двух-трех лет Яне это действительно помогало. В то же время в 4 года фиксатором открытого состояния Яна давно не пользуется, ведь в 4 года для большинства детей не составит труда раскрыть и открыть обычные детские ножницы. Подробнее о механизме фиксации в ножницах смотрите видео:
- Неумение вовремя остановится. Маленькому ребенку сложно остановится на определенной точке и, как правило, на первых этапах надрез получается длиннее, чем планируются. Для получения разрезов нужной длинны можно потренироваться на специальных заданиях с точками остановки.
- Отсутствие плавности в движениях. Плавные изгибы двухлетки и трехлетки превращаются в ломанные прямые и кривые. Первые задания на вырезания должны включать прямые линии. К вырезанию изгибов и окружностей лучше переходить после того как вырезание прямых линий перестанет доставлять дискомфорт.
Одно немаловажное условие для увлечения вырезанием на начальном этапе, предлагать простые задания.
Учимся вырезать (шаблоны)
Упражнения на вырезания в порядке возрастания сложности:
- Самое простое задание, с которого лучше начинать учить ребенка резать ножницами: выдаем ребенку узкие небольшие полоски бумаги и просим их разрезать напополам. Если готовые полоски склеить в колечки получатся цепи, которые порадуют малыша. Полоски можно резать из старых рисунков, цветной бумаги, ненужных журналов.
- Разрезание полосок на кусочки. На втором этапе пора перейти к разрезанию полосок на множество кусочков. Дети очень любят все кромсать на кусочки. При первых попытках разрезания ставьте задачу «1. отделить всех персонажей друг от друга», после наработки опыта «2. разрезать полоску на ровные квадратики по линиям». Дети очень любят выполнять простые задания, с которыми они легко справляются. Особенно задания ниже их текущего уровня развития. В целом такие задания для ребенка не дают развивающего эффекта, но этот момент можно использовать в правильном направлении. Например, печатаете лист заданий с лото для самых маленьких (сопоставление животных и их детенышей и др.) или лото на сопоставление цветов и просите ребенка самостоятельно разрезать материалы для игры. Кстати, подобную уловку с интересом к заданиям ниже текущего уровня развития используют при изучении других языков. Ловится интерес на то, что ребенку нравится, в чем он чувствует свои силы и добавляется новое развивающее направление (вырезание, иностранный язык, и т.д.).
Еще пара заданий «вырежи и найди пару»: мандалы (печатать в двух экземплярах), узоры.
- Произвольное вырезание. Любой деятельности всегда интересен масштаб. Чтобы его продемонстрировать в вырезании выдайте ребенку газету или журнал с просьбой изрезать на кусочки.
- Задания по остановке на точке. Для совершенствования навыка важно умение останавливаться на точке. Парочка заданий для прокачки остановок:
- Режем тесто для лепки. Разрезание ножницами лепешек и палочек из теста для лепки. Прошу не путать с пластилином, пластилин быстро залепит лезвия ножниц и их придется муторно отмывать. Для вырезания подходит упругое тесто. Его можно сделать самим или купить готовое. Например, в этом плане хорош Play-doh в желтых банках. Из фиолетовых не подойдет, так как он для самых маленьких и слишком мягкий. Я раскатывала скалочкой лепешки из Play-doh. Мне очень нравятся скалочки-трубочки с различными фактурами, например, как в этом наборе my-shop, подробней об этом и других инструментах для лепки в другой раз… Готовые лепешечки Яна с удовольствием резала на кусочки. Фактура у этого теста очень приятная для лепки и вырезания.
- Прически для девочек. Идея оформления причесок для нарисованных девочек подсмотрена мной в тетради аппликаций Gakken для двухлеток. Выкладываю идею в другой реализации. Рисунки для заданий взяты с ресурса Freepik и чуть подправлены. Это задание сложное для малышей и подходит для детей от 3-4 лет.
Покажите ребенку своим примером, как можно сделать прическу, также покажите образец кукол с длинными волосами.
- Вырезание раскрасок. Когда ребенок прокачает навык вырезания до сложных линий можно предложить ему вырезать изображения из крупных раскрасок. Их можно найти в интернете в большом изобилии. Моя горсточка раскрасок для малышей тут, доберусь выложу кучу побольше :-).
Учимся вырезать ножницами | Хронология освоения ножниц маленькой Яной
С рождения Яны я веду дневник её достижений и освоения умений. Приведу записи о знакомстве с ножницами.
Вырезание в два года
Первая запись о ножницах в дневнике Яны фигурирует в возрасте 2 года 6 мес. В два года Яне понравилось резать ножницами с фиксатором открытого состояния. Она пробовала вырезать даже круг. Круги были ужасно кривые, но уже вырезались. Пробовали вырезать по тетрадкам Kumon, но для двухлетней Яны оказалось, что у тетрадей Kumon происходит слишком быстрое наращивание сложности. Поэтому до трех лет перешли на вырезалки попроще, список которых я привела выше. В этом возрасте с ножницами Яна занималась только под моим пристальным взором, ведь порыв соскочить с места и рвануть галопом в руках с ножницами может закончится плачевно. К сожалению, я не нашла ни видео, ни фото вырезалок Яны в этом возрасте. Наверно, это было настолько нефотогенично, что я воздержалась от съемки :-).
Вырезание в три года
В три года у Яны очень популярны были тетради Kumon по вырезанию с маркировкой 2+. В 3 года 7 месяцев пришло умение относительно неплохо резать ножницами. Яна все еще предпочитала ножницы с фиксатором открытого состояния.
Видео с вырезанием в 3г. 7 м. В видео Яна повторяет, ей одной известную, мантру :-), на самом деле в этом возрасте речь у нее была развита очень хорошо.
Ближе к четырем годам ножницы стали привычным для Яны инструментом и стали размещаться в открытом доступе.
Вырезание ножницами в четыре года
Верней за ножницы она бралась, но вырезала долго время свои идеи с простой реализацией. Развивающие пособия же предлагают задания с постепенным наращиванием сложности и это способствует очень эффективному прокачиванию умений.
Учимся вырезать | Развивающие книжки
За последние пару лет у нас появились любимые пособия по вырезанию.
Для старта я не видела ничего лучше, чем тетради Kumon с отметкой 2+. Всего таких тетрадей выпущено 4 штуки:
(my-shop, labirint, | my-shop, labirint, | my-shop, labirint, | my-shop, labirint, |
По формату — половинка А4, мелованная бумага. У нас было три из них. Первая к нам попала, когда Яне было 2 года и особой востребованности в заданиях в том возрасте не возникло. В три года появился огромный интерес. Яна запала на вырезалки и вырезала задания залпом штук по 10, тогда я купила другие варианты тетрадей уровня сложности 2+ и одну на уровень посложней — «Готовимся к школе. Учимся вырезать». По сложности все тетради 2+ мне показались одинаковыми. Тетрадка с тигренком и ежиком на обложке кажется содержит цвета картинок более сочные.
Для продвинутых пользователей ножницами хороша тетрадь Kumon «Готовимся к школе. Учимся вырезать» (my-shop, labirint,). Тетрадь формата А4. В ней задания более сложные — вырезание объектов по контуру, сюжетные декорации (объекты цирка, игровых площадок и т.п.). После вырезания объекты сгибаются, склеиваются и составляются объемные сценки из жизни.
Еще у нас есть сборник аппликаций GAKKEN (my-shop, labirint, ), который мне не очень нравится. Признаюсь, не люблю я мультперсонажей ярко-выраженного азиатского типа. В тетрадях Kumon это тоже есть, но в них чаще рисуют зверушек. В целом не могу сказать, что он хуже Kumonов. Тетради Kumon и GAKKEN похожи. У вторых немного попроще бумага, более блеклые цвета, немного дешевле. Думаю, у них тоже есть свои поклонники, но я к этим пособиям отношусь нейтрально в отличие от Kumon. Так как я стараюсь находить полезное даже в том, что мне не нравится, в сборнике аппликации GAKKEN я обнаружила отличную идею создания причесок.
И еще не могу не отметить в который раз книжки для вырезания украшений от Клевера. Мне они ну очень нравятся. Я уже про них писала многократно и еще раз напишу, потому что они классные… Весенний вариант книги раскуплен, поэтому скрываю описание под кат, как неактуальное…показать скрытый текст
Завершение
Многие мамы переживают за безопасность занятий малышей с ножницами. И это правильно, ведь безопасность превыше всего. Я бы порекомендовала перед первыми занятиями с ножницами проговарить малышу правила поведения во время вырезания: не вставать с места с ножницами, не размахивать руками, после завершения положить ножницы на место.
Для сведения: В настоящее время в детских садах детей знакомят с ножницами с 4 лет. Т.е. в 4 года целой группе детей выдают колющие и режущие инструменты и это является нормой. Учитывая данный факт, можно сделать вывод, что дети помладше должны вырезать только под присмотром взрослых.
На этом я закругляюсь. Пишите о рекордах своих малышей, делитесь историями.
Вопрос для тех, у кого был опыт приобщения ребенка до 3 лет к ножницам, апробировавшим ножницы с фиксатором открытого состояния: