Как приучить ребенка к горшку. Теория и наш опыт пребывания с года без подгузников
Каждая мама малыша мечтает о том моменте, когда малыш научится ходить на горшок и избавит её от череды бесконечных стирок. Этим летом я присоединилась к счастливицам, чьи детки освоили базовые навыки самообслуживания. В связи с этим радостным событием делюсь с вами теорией и практикой освоения горшка.
- Возрастные рамки обучения пользования горшком;
- О высаживании и почему оно не для всех подходит;
- Практические советы по приобщению к горшку;
- Наша хронология приобщения;
- Дорога к сухой постели;
- Завершение.
Когда приучить ребенка к горшку
Сроки осознанного приобретения любого навыка зависят от темпов развития мозга. Профессором А.М.Казьминым выделены следующие сроки связанных с горшком реакций:
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Первые реакции на мокрые или грязные штанишки | 1 год 2 мес. |
Первые реакции на потребность в туалете беспокойством или голосом. | 1 год 6 мес. |
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). | 1 год 10 мес. |
В течение дня остается сухим. | 2 года |
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. | 2 года |
Просится в туалет используя слова | 2 года 3 мес. |
Под присмотром взрослого ходит на горшок (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). | 3 года |
Из этой таблицы явно видно, что ранее полутора лет нет смысла требовать от ребенка осознанных навыков использования горшка. Полтора года — это начало пути к горшку. Только в 3 года мозг большинства малышей дозревает до безупречного использования горшка. Как обычно, есть исключения из правил — дети с быстрыми темпами развития.
Как приучить ребенка к горшку | Cоветы
Если малышу исполнилось полтора года наступила пора активных действий по приобщению к горшку. Несколько самых эффективных советов:
- Самым эффективным способом приобщения к горшку является осознание ребенком его функций. Для этого необходимо ребенку многократно объяснять назначение горшка, демонстрировать последовательность его использование.
- Обыгрывайте ситуации на игрушках. Водите на горшок игрушки. Для этого хорошо подходят резиновые животные для купания с дырочками. В них можно набирать воду и затем их опорожнять в горшочек. Мы для этого использовали куклу, которая умела пить и писать. Но я не могу похвастаться, что нам это очень помогло. Все-таки всему свое время.
- Хвалите за хорошие результаты. Помните, что хвалить надо уметь, иначе это может привести к тому, что у ребенка сформируется неверная самооценка, которая впоследствии может принести разочарование в родителях и в себе. Хвалите результат деятельности ребенка, а не самого ребенка. Говорите, что ребенок сделал правильно, попал в цель и т.п. Обращайте внимание на то, что штанишки остались чистые и сухие и в таких штанишках приятно ходить. Поделитесь своими позитивными эмоциями, расскажите, как Вы рады тому, что малыш научился использовать горшок.
- В полтора-два года стОит отказаться от использования подгузников в течении дня, если Вы не сделали этого ранее. Когда ребенок научится оставаться сухим в течении дня, можно переходить к следующему этапу — убирать подгузник на ночь. Для второго этапа тоже может потребоваться много времени, будьте к этому готовы.
- Не усердствуйте! Ребенок — это такой же человек, у которого присутствует воля и свобода выбора. В случае если он почувствует принуждение, можно получить обратный эффект — отказ. Так, в свое время я за свои «старания» получила полный отказ от горшка, в течении которого мой ребенок делал свои дела «куда угодно», но только не в горшок.
- Многие дети в возрасте 1,5-2 лет начинают ценить самостоятельность. Используя это, процессу приобщения к горшку можно придать особое значение, доверив ребенку самостоятельный выбор горшка в магазине. Если горшок уже есть, то, наверняка, не помешает второй (первый можно отправить на дачу или к бабушке). Если ребенок горшок всерьез не воспринимает можно предложить приобрести накладку на унитаз и ходить в туалет «как взрослому». Не забудьте этот вопрос предварительно согласовать с малышом 🙂 , таким образом вы вызовете у ребенка ожидание и заинтересованность. Также покупка нового горшка является хорошей «перезагрузкой» отношений в случае отказов.
- Дополнительно к перечисленному выше можно привлекать к обучению игрушки и книжки, раскрывающие суть назначения горшка. Например, книжки «Макс и горшок» (Labirint).
Еще раз обращаю внимание, что осознанное использование горшка в большинстве случае происходит на третьем году. Конечно, можно успешно заниматься выработкой условных рефлексов к горшку (высаживанием) даже до года, но от этого время осознания этого процесса кардинально не изменится. Поэтому все перечисленные советы периодически можно пробовать и наблюдать за изменениями в отношениях ребенка к горшку.
Как приучить ребенка к горшку | Наша хронология
Не считаю эту часть статьи сколько-нибудь полезной, так как сроки и условия приобщения очень индивидуальны. Но думаю, что она будет интересна, поэтому приведу нашу хронологию:
- Начитавшись информации о том, что дети уже в один год могут ходить осознанно на горшок, с начала 1 года мы использовали подгузники только на прогулку. Сон у нас происходил в лучших традициях предыдущего поколения — пеленки и клеёнка. Сейчас, я абсолютно точно могу сказать, что это было зря и нисколько не ускорило наше приобщение к горшку.
- В конце 1 года 3 месяцев мы успешно начали практиковать прогулки без подгузника. Яна не умела подавать сигналы о позывах, но научилась терпеть. К тому моменту я получила стойкий отказ от горшка по причине навязчивого приобщения к нему 😥 или проблем со стулом (хотя они наблюдались от силы пару раз и были кратковременные). Яну было невозможно усадить на горшок даже при необходимости. При любых попытках усадить на горшок наблюдались плач и крики. Поэтому при возвращении с прогулок у нас в обязательном порядке пачкались домашние штанишки, в то время, как горшок простаивал в углу.
- В 2 года ровно произошло первое сближение с горшком. Яна забыла про негатив к горшку и соглашалась на него сесть, научилась снимать/одевать штанишки, кряхтеть при потребности «по-большому». При этом требовалось активное участие — сидеть рядом на унитазе, подбадривать и комментировать происходящее. В этот период наблюдалось много промахов. Также в начале третьего года Яна научилась подавать первые сигналы о наличии потребности — она начинала теребить штанишки и похныкивать на прогулке.
- В 2 года 2 месяца навык использования горшка был доведен практически до совершенства. При нахождении дома Яна научилась самостоятельному использованию горшка, на улице — проситься.
- В 2 года 4 месяца научились озвучивать необходимость по-маленькому — «сь-сь-сь».
- Единственным моментом, требующим совершенствования остается ночной сон. На данный момент мне приходится ночью её будить. Некоторые практикуют вечернее ограничение в жидкости. Это эффективно, но на мой взгляд потребность в жидкости для организма ребенка важней, чем сухая постель.
Дорога к сухой постели | Откровение
Первый этап приобщения к горшку заключается в его дневной регулярной эксплуатации. Второй более сложный этап — самостоятельное пробуждение ребенка ночью. В зависимости от специфики психики одни люди спят более чутко, других «пушкой не разбудишь».
Мой ребенок из категории — «пушкой не разбудишь». Но яжправильнаямать, поэтому я прилагала максимум усилий, чтобы Яна научилась просыпаться при возникновении потребности. С года я перестала использовать подгузники на сон, в ожидании, что ощущение мокрых пеленок как-нибудь форсирует процесс. Процесс ожидания затянулся до 4,5 лет. До этого момент мокрые простыни и одеяло были практически каждый день. На подгузники я не переходила, так как боялась, что убрав фактор мокрых простыней уменьшу шансы ребенка прочувствовать ситуацию. Только в 4,5 года Яна начала самостоятельно просыпаться, будить нас и проситься в туалет.
Существует много подходов к лечению ночного энуреза:
- Будить среди ночи на горшок. Есть такая гипотеза, что если будить ребенка ночью, он привыкнет просыпаться регулярно и станет при позывах в туалет просыпаться. Эту гипотезу в течении многих лет проверяла моя мама на моем брате. Вы знаете, она не работает! У брата всегда был настолько крепкий сон, что он даже в младенчестве не просыпался ночами, а утром его приходилось будить для кормления. Первые годы после рождения брата у мамы был бонус — спокойные ночи. Большинство мам об этом только могут мечтать. Зато этот бонус впоследствии компенсировался: если брата не будили на горшок в середине ночи, он писался в постель. Поэтому приходилось просыпаться и будить ребенка, чтобы сводить на горшок. Это делалось практически еженощно вплоть до школьных лет.
- Нехватка определенного гормона. Одно из мнений причин неумения просыпаться ночью по нужде — нехватка определенного гормона. Т.е. синтез этого гормона в организме у детей может сформироваться в различном возрасте. В большинстве случаев — в 2-3 года, в некоторых случаях позже. При таком подходе детям выписывают курс препаратов для медикаментозной стабилизации уровня гормона.
- Психологические зажимы. Мне больше близок этот вариант. Я считаю, что писающийся ночами ребенок не может проснуться из-за того, что в голове не настроена процедура просыпания при потребности мочеиспускания. Если ребенка регулярно будить ночью, то установка этой процедуры в голове у ребенка не произойдет из-за отсутствия потребности. Постель всегда сухая и комфортная, ведь мама с папой заботятся. Получается причин учиться просыпаться ночью нет. Если же ребенка не будить на горшок среди ночи, а давать прочувствовать мокрые простыни и зловонный запах, тем самым мы предоставляем ребенку веское основание для того чтобы научится просыпаться. И да, решение психологического зажима осуществляется самыми разнообразными способами. Знаю, что профессионалы справляются с ними быстро, но я обычная мама и все, что я пробовала долгое время не срабатывало. Яна начала просится среди ночи в туалет после переезда в новую квартиру — видимо стресс от нового места жительства оказался сильней и на этом фоне процедура просыпания при потребности мочеиспускания начала работать.
Как приучить ребенка к горшку | Высаживание
Прочитав текст выше, многие скажут «Ваш опыт неинтересен. Ребенок подружки ходит на горшок с 6 месяцев. Они практиковали высаживание с рождения. И мы будем также.». Мне не хочется никого огорчать, но я обязана вас предупредить о том, что высаживание подходит не всем.
Для тех, кто не в курсе, объясняю, высаживание — это улавливание сигналов (плача, кряхтения и т.п.) малыша при позывах в туалет с последующим размещением ребенка над раковиной или горшком для опорожнения.
Опишу свой опыт. Когда Яне исполнился 1 месяц, я, начитавшись книг о высаживании, начала пытаться улавливать сигналы позывов и держать её над раковиной. При этом количество мокрых пеленок сократилось примерно на 80%. Я была довольна, как слон и даже возомнила себя умнее большинства. При построении планов на будущее я рассчитывала, что к году мы навсегда забудем о мокрых штанишках .
В три месяца Яна начала воспринимать свои ощущения при позывах к туалету, как норму. Она уже не боялась того, что должно произойти. С тех пор позывы больше не доставляли неудобств и не вызывали волнений. На этом моменте пропали все сигналы, по которым можно было предположить желание опорожниться и наше высаживание подошло к своему логическому завершению!
Впоследствии, изучив дневники немногочисленных мам, которые успешно практиковали высаживание с первых месяцев жизни и книгу о высаживании, я пришла к следующим выводам:
- Лучшее время для начала высаживания 1-2 месяца.
- Высаживание базируется на формировании условных рефлексов. Условные рефлексы непостоянны. Они могут видоизменяться и угасать.
- В связи с развитием мозговой деятельности уже в 3-4 месяца ребенку становятся доступны новые яркие эмоции. В это время сигналы позывов становятся знакомыми и, в зависимости от эмоциональности личности, могут практически не отличаться эмоциями от других впечатлений получаемых в течении дня. В связи с этим учащаются ошибки при которых высаживается ребенок, который не хочет в туалет. Проще говоря — мама путает эмоции от позывов с другими эмоциями. После череды таких ошибок условный рефлекс может угасать.
- Высаживание имеет большую схожесть с дрессировкой. Дрессировка — это способ обучения животных, использующий бессознательные механизмы (условные рефлексы и навыки). Осознанное отношение к горшку появляется в 1,5-2 года, более раннее приучение к горшку базируется на условных рефлексах. Навыки высаживания основаны на успешности «дрессировки» малыша. Данным сравнением я не хочу никого задеть или отговорить от высаживания, но речь о нём я завела не спроста. Изучив вопросы эффективности дрессировки животных, можно лучше понять факторы неудач. Определенные типы темперамента лучше подвержены определенным типам дрессировки. Разумеется, в отношении ребенка, допустим тип «дрессировки» только на основе поощрений (ласка) и положительной мотивации (обещания комфорта). Из этого следует, что часть детей невозможно приучить к высаживанию. Причина в этом вовсе не неправильный подход, а особенности темперамента ребенка, в частности яркость и регулярность проявления эмоций, и индивидуальных факторов формирования условных рефлексов. Некоторые дети после серии успешных высаживаний закрепляют эту связку в памяти. При последующих позывах стараются воспроизвести последовательность действий из своего успешного опыта — «плач, высаживание, поощрение ласковым голосом мамы». Зачастую мамы добавляют негативное «ай-ай-ай» при неудачах. В зависимости от используемого тона, «ай-ай-ай» может также служить наказанием или констатацией отрицательного результата. Современной психологией доказан вред использования грубости, поэтому я не буду развивать тему грубого тона. Констатация отрицательного результата мягким настойчивым тоном в неосмысленном возрасте не эффективна и может вызвать обратный результат — любопытство и интерес к звукам. Тем не менее, я не считаю использование «ай-ай-ай» на первом году жизни плохой практикой. Это выражение можно отнести к эмоциональному общению, а любое качественное общение, как известно, полезно для развития мышления ребенка.
Итак, высаживание — метод приобщения к горшку, который подходит не для всех. Успешное высаживание возможно при высоком уровне понимания эмоций малыша мамой и наличии у малыша ярко-выраженных определенных свойств психики для формирования условных рефлексов посредством положительного подкрепления (поощрения). Более подробно о высаживании читайте книгу «Жизнь без подгузников«.
Завершение
К сожалению, чудесных секретов мгновенного приобщения к горшку не существует, поэтому я советую запастись терпением и подгузниками. Еще раз повторюсь, что ранний отказ от подгузников ничего кроме лишней стирки не даст. Оптимально практиковать этот отказ не ранее 1,5-2 лет — в соответствии со сроками созревания мышления для приобщения к горшку.
Всем радости и удачи в освоении новых навыков! Напоследок пара вопросов для сбора статистики:
Если вам понравился материал блога, подпишитесь на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединяйтесь к группе Вконтакте.
Возможно Вам будут интересны следующие материалы:
- СтОит ли бояться вреда подгузников? (наша история);
- Полный каталог моих статей.
Запись опубликована автором Мама зануда 17
Как приучить ребенка к горшку. Теория и наш опыт пребывания с года без подгузников: 17 комментариев
Comments are closed.
До 2,4 ребёнок был в подгузниках. Горшок ему не нравился, я не настаивала. Приехали отдыхать на юг, я в какой-то момент сказала, что давай трусишки носить. Два дня он благополучно прудил на пол и в трусы, я вытирала лужи, водила к унитазу. В итоге ВСЁ ПРИУЧЕНИЕ заняло не больше 5 дней от момента ношения подгузников и не признавания горшка к тому, что ребёнок просится и ходит на взрослый унитаз (горшка в отпуске просто не было). Мы купили приступочку в Икее, подставили к унитазу. На данный момент (2,6) сын использует только взрослый унитаз для своих нужд, но я хожу с ним и контролирую этот процесс. Когда ходит по-большому, я его придерживаю, чтобы не упал (знаю, что есть спец. сиденья, но пока руки не дошли). Ночью спит в подгузнике на всякий пожарный, потому что не просится. Но часто наутро он сухой.
Смысл комментария таков: всему своё время.
Мне нравится ваш сайт)) однако до 4.5 лет менять мокрые простыни — это у вас просто мегатерпение… И что хорошего в этом для ребёнка?… Считаю, что всему своё время, сама пыталась научить ребёнка пользоваться горшком после года, и никого результата ( кроме испорченных нервов, своих и ребёнка). После 2 лет САМ снял подгузник и начал проситься на горшок. Утром часто сухой просыпается, но бывает и нет и я не собираюсь отменять пока подгузник.
Информация о личном опыте, добавляется не для того, чтобы дождаться «фи» от тех, у кого все прошло гладко. Она предназначена для тех, кто сталкивается с похожими проблемами.
Вы описываете свою ситуацию и вполне очевидные действия в этой ситуации. Все у вас замечательно, но не применимо к описываемой проблеме.
Представьте, что ребенок сам НЕ снял и мало того НЕ перестал писаться ночью ни в 2 года, ни в 3, ни в 4 года и т.д. Неужели вы бы не пробовали настойчивую отмену подгузника?
Освоили горшок к 1.10. Не высаживали. Купили горшок , сказали для пись-пись. Показывали, как туда писают игрушки. В 1.11 просится, без промахов. На прогулке терпит. А вот ночью не писает, спит по 10-11 часов. Всегда! сухая. Ни одной мокрой простыни. С вечера пьет много. Утром в туалет не бежит сломя голову. Раскачивается и тогда только идёт.
Добрый день! Моему ребёнку 2,2, до года горшок воспринимал нормально и если хотел, делал свои физиологические потребности. А потом как переклинило, уже больше года вид горшка и одно слово «горшок» вызывает истерику, пробовали разные горшки, разные насадки на унитаз, ничего не помогает. И вроде бы Бог с ним, возраст ещё некритичный, но через месяц идти в ясли, у нас даже летом температура редко поднимается выше +16, боюсь, что описается на прогулке, не заметят, до цистита недалеко… Надеюсь на положительный пример, может пока буду водить в сад на 1,5-2 часа, посмотрит на сверстников и тоже начнёт ходить на горшок. Дома с 8 мес только в штанах, подгузники только на прогулку и ночь (раньше одевала), с 2 лет и на ночь не одеваю. А прогресса никакого.
Большое спасибо за статью и ссылку на книгу про высаживание!
Рада, что Вам пригодилось и что у Вас правильное отношение к информации блога (без критики того, что не подходит к Вашим условиям, а с подбором полезного для себя).
Видимо, наша с Вами разница описана в поговорке: «Что для немца хорошо, для русского смерть» :-).
Вопрос с кашей остается за мной. Предполагаю, что проблема в мультиварке. У меня с годами (мультиварке уже лет 7) тена стала более сильной, поэтому влаги требуется больше. Уточню и напишу update к рецепту.
Большинство Ваших рекомендаций с успехом применяем на практике).
С питанием у нас сложности из-за аллергии Анализ на аллергены делать пока не хочу. Колоть вену в 1,5 года считаю издевательством. К тому же периодически слышу оизывы о неинформативности такого анализа. У нас все методом проб и ошибок идет. Меню ребетенка в связи с этим очень скудное и не разнообразное, поэтому я так и «зацепилась» за Ваш рецепт кашки))
Вы — мой путеводитель в вопросах материнства! Спасибо , за Ваш блог, за информацию подкрепленную конкретными данными и личным опытом!
Спасибо Вам огромное за такое подробное описание. Жаль, что не прочитала Вашу статью раньше. Моей дочке сейчас 1 год и 11 мес, на горшок у нас получается сесть в крайнем случае, но последнее время попыток становится все больше и больше, что конечно радует. Хотя с ее приучать начала с 1 год и 3 мес и ужасно нервничала, что у меня не получалось ее приучить. Тоже отказывались от подгузника, спали на клееночке и т.п. И все время ходила за ней с тряпочкой и вытирала ее пописы. А дома везде ковролин и чтобы не было устойчивого запаха от детских дел, все места затирала со средством для ручной стирки Бурти беби и им же стирала мокрые трусики и колготки.
Спасибо за статью. Все так подробно!
А про высаживание, честно мне было лень. Колики до 5 месяцев и так не оставили места отдыху, поэтому нацепила памперс и в путь. А вот к горшку действительно за неделю приучилась.
1. Пример сверстницы, рядом садили
2. Мультики эти посмотрела 2 раза
3. Сбегала за тряпкой и повытирала что написала с причитаниями ой-ой-ой (я не заставляла, сама:-))
Добрый день
Вы знаете, многие психологии по поводу похвалы говорят совсем другие вещи. Если Вы хвалите ребенка за результат, то потом в течении жизни вы его нацеливаете на достижение определенных целей, т.е. он понимает что хвалят и любят ЗА ЧТО-ТО и будет постоянно добиваться результатов или хотя бы стремиться к этому, но мы ведь портим этим им жизнь, постановка целей это хорошо конечно, но вечная погоня за чем-то лучшим в жизни думаю не принесет детям счастья.
Поэтому думаю стоит все-таки хвалить самого ребенка и результат, и весь процесс в общем)
А в целом, мне очень нравится ваш сайт, ваш опыт и то, как вы все это описываете! Спасибо Вам за Ваш труд!
Добрый день!
Случайно обнаружила Ваш сайт и зачиталась! Так ёмко, четко все описывается! Здорово! С удовольствием буду читать и дальше!
А можно попросить сделать обзоры о колясках-трансформерах, кроватках, пеленальных комодах? Очень злободневно. Потерялась в многообразии представленных брендов. Почему колясках-трансформерах?! Потому что существует ограничение по хранению в квартире. А модульные коляски состоят из нескольких частей…
Заранее благодарна!!!
Здравствуйте! Рада, что Вам понравились материалы сайта.
Статья о покупках для новорожденного давно в планах, только всё еще не решила сроки её подготовки. Хочется быть объективной, а это сложно. Например, сразу после рождения Яны у меня были одни предпочтения, позже я поняла много ошибок в своих покупках, еще позже я поняла, что многие ошибочные приобретения связаны с нашими конкретными условиями проживания и предпочтениями Яны, а для других семей эти приобретения полезны.
Благодарю за ответ! И все-таки буду ждать с нетерпением))) Ооочень нужно Ваше мнение!))))
Екатерина, скажите, как обстоят дела сейчас ночью? можете рассказать, как/за сколько и т.д. Вы приучились к ночному сну в сухих штанишках? спасибо!