"После трех уже поздно" — ошибочные выводы 60-х годов!

Фото из книги Ибука Масару
Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»

В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно».  Несмотря, на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.

 

После трех уже поздно — ошибочные выводы 60-х годов!

В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах. В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».

Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких —  профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования. Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.

Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:

Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст

Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):

Текст с выдержками из доклада в опровержение теории «После 3 уже поздно»: показать скрытый текст

После трех уже поздно? | Раннее чтение

Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:

«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»

Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:

Текст видеоролика о вреде раннего чтения, для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст


По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.

После трех уже поздно |методика Гленна Домана (комментарий М.М. Безруких об эффективности)

Ответ на вопрос о методике Гленна Домана:

Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст

О нецелесообразности методики Гленна Домана Вы можете изучить отдельную статью, мнение которой полностью совпадает с мнением Безруких М.М. В ней также приведены комментарии о неэффективности методики от других специалистов по развитию.

В завершение

123334
Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»

Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям о вреде раннего развития, прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов. 

Безруких М.М. во многих своих докладах рекомендует книгу о развитии Водовозовой Е.Н. (1844-1923) «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста». Что примечательно, впервые эта книга издавалась еще в 1871 году! В ней описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания, основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Для нашего времени книга необычна и привлекательна своим стилем изложения. Предлагаю конспект наиболее важных моментов книги.

Видеоматериалы рассмотренные в этой статье сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров. В свою очередь, ваши репосты в соцсетях помогут узнать другим мамам о вреде преждевременного развития и его неэффективности:

 

 Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте.

 Ссылки по теме:

Перечень рисков злоупотребления ранним развитием  + мнения специалистов  
О методике раннего развития Марии Монтессори в домашних условиях Montessory
О нецелесообразности методики Гленна Домана Doman
О методике раннего развития Макото Шичиды shichida-all3
Обзор кинетического песка. Известно, что самое гармоничное развитие происходит при игре. Кинетический песок замечательный вариант развития мелкой моторики через игру. Читайте чем отличается кинетический песок разных производителей и какой лучше выбрать

kineticheskyy-pesok-formy2

Полные версии видеодокладов: «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М М», «Психофизиологические особенности обучения письму и чтению«
Сайт Института возрастной физиологии Российской Академии Образования — ivfrao.ru
Полный каталог моих статей

Запись опубликована автором Мама зануда 14

"После трех уже поздно" — ошибочные выводы 60-х годов!: 14 комментариев

  1. Олета

    Мириам Безруких почему-то скрывает, что в ее же Институте Физиологии, в здании напротив окна ее кабинета слепых и глухих детей учат читать по азбуке Брайля и они читают в 2-2,5 года.
    Ни одному слову её, мне кажется, верить нельзя.

  2. Александра

    Катя, третий день зависла на вашем сайте: (изначально искала, чем заняться с малышом 1 г 9 месяцев, но в процессе чтения цель забылась). Как здорово, что есть такие мамы-зануды:)
    Хочу добавить чуть своего опыта.
    Мне кажется, есть дети, у которых рано созревают центры, отвечающие за чтение. Моя старшая дочь читает в 7 со скоростью филолога:) («Хоббит» за три часа). Книги — это любовь её с полугода и (кажется) на всю жизнь. С 2 до 3 мы играли с карточками наподобие ваших (с одной стороны картинка, с другой слово). Я успела сделать слова трёх типов: КИТ (СГС), КАША (СГСГ), ГРОМ (ССГС), поскольку дальше она читала слова целиком. Первые книжки, которые мы читали — лабиринтовские сказки с наклейками и крупным шрифтом (как жаль, что их не переиздали!!) в 3,5. В 4 она читала бегло про себя. Моя роль — ограничивать чтение, чтобы не было чрезмерной нагрузки на глаза.
    В общем, по моим наблюдениям, все, что задействует центры чтения (ноты, например) — ей даётся очень легко (при том, что, скажем, в математике она звезд с неба не хватает — все по возрасту).
    А с младшей совсем иначе. Ей только что исполнилось 5, и она только-только доросла до совместного чтения книг (слова 7-8 букв бегло, длинные по слогам). С ней мы несколько раз начинали обучение чтению, но откладывали, потому что она явно была неготова.
    Посмотрим, как пойдёт с третьим. Пока его страсть к книгам упирается в мою нехватку времени:)
    Это к тому, что не всегда раннее обучение чтению — амбиция родителей в ущерб гармоничному развитию ребёнка. Иногда ребёнок «заточен» на математику / чтение / музыку и учится в этом направлении с жадностью. Главное, отличить жадность ребёнка от собственных амбиций:)

  3. Диага

    Я сама научилась читать в 4 года. В итоге, в Советской школе я читала лучше всех бегло и с выражением. Часто учителя ставили в пример. А мне было странно, что некоторые мои одноклассники в 3 классе читают по слогам.

    1. Мама зануда

      В статье делается акцент на чтении при раннем развитии. Под маркировкой «ранее» общепринято считать «3 года и младше».
      Если сами научились, значит уже была готовность и весь нужный функционал мозга созрел к 4 годам. Возраст созревания функционала мозга для чтения может варьироваться от 4 до 7 лет. Когда ребенка тянут к знаниям «за уши» всеми силами, а функционал не созревший, тогда случаются перекосы о которых говорится в статье.
      Сейчас Яна интересуется чтением. Ей в конце месяца исполнится 4 года. Начала читать простые слова. Но я вижу у Яны ошибки формирования механизма чтения, о которых говорит Безруких. Так как я пришла к этому вооруженная знаниями, а Яна горит интересом, то стараюсь ей дать правильный механизм чтения «на ходу». Но теперь я абсолютно уверена, что Безруких не выдумывает, когда ставит проблему в раннем обучении чтения. Ждать до школы с чтением Яне тоже не хочется. Но я уверена, что результат любых усилий гораздо лучше если эти усилия делаются осмысленно, вдумчиво. Именно это я делаю и предлагаю делать другим. Меньше всего мне хочется навязывать свою точку зрения другим.

  4. Аноним

    Очень интересно, большое спасибо за статью.

  5. Марина

    Интересно, М.М. Безруких сама читала Домана? Что она имеет в виду под лесом и елочками? В методике Домана НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ карточек, где одновременно есть изображение и надпись. Странно, что человек берется рассуждать, не изучив методику. Так что остается только одно возражение — довольно громоздко, если давать полную программу и самой готовить материалы, у мамы времени действительно тогда не будет свободного 🙁
    И существенный вопрос — КАК учили читать того несчастного ребенка, который плохо читает в 4 классе? Уж точно не по Доману и не по Зайцеву. Так что проблема не в том, что в 3 года начали, а в том, что без ума это делали. Либо у ребенка дислексия. Начали бы в 6-7, был бы тот же результат.
    И странно, что в комментариях нападают в основном на родителей, которые «мучают» детей. Вы попробуйте в школу привести ребенка, который букв не знает, и сказать — мы его не мучали, вам там точно не будут рады. Так что не только родители требуют от детей раннего развития, но и школы.

  6. Диля

    Спасибо за статью. Все правильно написано. Ребенку необходимо общее развитие, а не умение писать и читать в 3 года. Хватить мучать детей, вспомните как сами росли. Играли, пели, танцевали, рисовали, лепили, слушали либо как родители сказки читают, либо пластинки.

  7. Стас

    «Перевод» с русского на русский. Ну-ну.

    1. Мама зануда

      Перевод из разговорного в печатный. Мне больше нравится, когда в тексте отсутствуют междометия и др. лишние разговорные вставки. Смысл текста полностью сохранен.
      Интересно в чем Вы увидели криминальное смещение акцента или так, попаясничать много свободного времени поэтому не можете удержаться от своих «Ой-ой-ой!» и «ну-ну»?

  8. Стас

    Ой-ой-ой! «Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат» — это мягко говоря некорректное цитирование, вы сместили акценты так, чтобы подтвердить собственный тезис «авторитетным мнением». Такая техника цитирования называется «фигурный квотинг».
    Ролик «О неэффективности методики Гленна Домана» 0:50-1:13:
    «Почитайте его работы. Не популярные книжки переведённые! Есть его работы, исследовательские работы. На самом деле Гленн Доман не настаивал как раз на этой дрессировке. Он считал чрезвычайно важным акцентом в развитии ребёнка первого и второго года жизни является движение и речь.»
    Ещё мне бросилась в глаза фраза «Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология» — это ПЕРЛ. «Официальная точка зрения» в науке не существует и не может существовать, это ненаучно. В науке есть доказанные утверждения (теории) и не более того. Безруких говорит о проводящих исследованиях, тут ещё нет речи о доказательствах.

    1. Мама зануда

      Любой недословный перевод сложного текста содержит неточности. Те, кто избегает всяческого смещения акцентов всегда обращаются к первоисточникам. Именно поэтому в статье есть видео.
      «Официальная точка зрения» в науке не существует и не может существовать, это ненаучно» Ну разумеется ненаучно, я на степень не претендую :-). Как Вы считаете к какой точке зрения следует прислушиваться, которая проплачена и которую разделяют горстка ученых, зарабатывающих на ней или точка зрения большинства профессионалов определенной специфики?
      Я в курсе о том, что Доман считал первичным движение и речь, только моменты дрессировки это не убирает. Переведено уже достаточно. Например, одно из упражнений на двигательные навыки. Младенцу с рождения необходимо, пользуясь рефлексами отталкивания, проползать по специальному треку, начиная с 30 см до 90см (при хороших результатах допускается не более одной остановки за дистанцию) . Регулярность упражнения: минимум 10 раз в день. Продолжительность: как минимум 4 часа в день!

    2. Draiver-2

      Совершенно согласна с Вашим мнением! Во всяком случае, поздно или рано — это достаточно индивидуально. Я читаю с 4 лет и скорость чтения у меня прекрасная, читать всегда любила и читала много. Так что, дело не в том, насколько рано ребёнка «подсадить» на чтение. А в том, насколько у него запрограммированы у ребёнка трудолюбие, как его родители приучают трудиться

  9. carolesja

    Честно, и не знала, что после 3-х уже поздно, а жаль, что это не так, еще пол годика помучилась бы — поразвивала и свободна до школы!)

  10. Елена

    Согласна с содержанием статьи. Особенно в части о подготовке детей к школе. Возможно детки много знают, но совершенно не готовы принимать школьные правила, уживаться с одноклассниками, уважать окружающих. Развивая интеллектуальные способности детей не стоит забывать о социальных навыках.

  11. Светлана

    Ваша статья просто бальзам на душу! Полностью согласна с автором. Считаю, что родители должны не развивать всеми силами своих детей, а просто быть рядом с ними, жить их интересами. Просто читать сказки, играть в игры. Да просто погулять, не превращая каждую прогулку в урок-экзамен. А то встречаются такие дети, которые ловко переносят пинцетом горох с одной тарелки на другую, и при этом их в пять лет кормят с ложечки.

Comments are closed.

X