Детям о деревьях (конспект занятий и комплект заданий для первого знакомства)

Изучаем деревья. Я подготовила материал для цикла из 3-4 занятий рассчитанный на детей от 3 лет, делюсь с вами.

deravya

Ссылку на скачку материалов для печати ищите в тексте статьи. В результате изучения, дети смогут научится узнавать деревья на улице, поймут цикл роста дерева и изменения листвы деревьев в течении года.

Я опробовала несколько подходов к предоставлению информации о деревьях для Яны. Ей сейчас 3,5 года и интерес к подобной информации вызвать достаточно сложно. Привожу для вас конспект самого удачного, на мой взгляд, варианта знакомства с деревьями для маленьких детей:

Детям о деревьях | Конспект занятий по изучению деревьев с маленькими детьми

  1. Планирование. На этапе планирования выбираем несколько объектов (деревьев) для подробного знакомства. Я остановилась на 4-х. Думаю, изучая в год по 4-5 деревьев, к школе можно сформировать хорошую базу знаний. Для изучения можно взять популярные деревья. Мне этот вариант не подошел, так как дубы и березы в нашем городе единичное явление и знакомить с ними трехлетку занятие сомнительное. Ёлочку и её способность круглый год оставаться зеленой Яна уже отлично знает.
    listya-populyarnyh-dereviev
    Самые популярные деревья

    Я для изучения выбрала деревья, которые наиболее часто встречаются в окрестностях нашего дома:
    %d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%8c%d1%8f-%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85-%d0%b4%d0%b5
    Деревья, часто встречающиеся в городском озеленении

    Стыдно признаться, но до последнего времени я сама не знала названий этих деревьев, за исключением тополя. Думаю, я не одна такая, поэтому написала небольшой ликбез, по опознаванию экземпляров этого списка (ликбез читайте ниже).  После определения списка изучаемых деревьев, планируем цикл тематических прогулок с беседами о деревьях и поиском заданного дерева. При первых знакомствах с деревьями за одну прогулку лучше прорабатывать 1-2 дерева. Мы первую прогулку провели по вязу, вторую по клену, третью по тополям. Следующая прогулка будет по всем деревьям вместе.
  2. В ходе прогулки находим и показываем экземпляры заданного рода деревьев: 

    2.1. Если есть желание можно напечатать карточки с листьями деревьев и вооружить ими ребенка для поиска по образцу. Фотографии листьев, которые мы нашли на прогулке, я разместила по ссылке ниже.

    2.2. Объявляем ребенку о поисках заданного дерева в разном возрасте. Обращаем внимание, что с возрастом у дерева увеличивается его высота, длинна и диаметр — «толщина» ствола. Первоначально находим сами один экземпляр дерева и объясняем его возраст (без конкретики, ограничимся маленький, молодой, взрослый, старенький). Я при этом провожу аналогии. Показывая молодые ростки, можно их сравнивать с малышами. Рядом растущие, взрослые деревья можно объявлять родителями дерева-малыша. В этом случае ребенка можно попросить найти маму или папу маленького ростка или наоборот малышей крупных деревьев. В целом у нас стоит задача продемонстрировать ребенку разнообразие размеров дерева в зависимости от возраста: маленькие деревца — ростки или  деревья — подростки высотой около двух метров, взрослые деревья разного размера и деревья гиганты.

    2.3. Акцентируем внимание на текущих изменениях у деревьев связанных  с временами года. Рассказываем (или напоминаем) как дерево изменяется в течение года.  Разглядываем какого цвета листва на дереве. Ищем на земле опавшие листья и обсуждаем их цвет и состояние (начинающие желтеть, пожелтевшие, но еще не засохшие, сухие). Из листьев разной степени зрелости можно выложить последовательность.

    2.3. Находим различные варианты формирования кроны (естественное формирование и деревья со стрижкой).

    Длительность беседы и поисков должна зависеть от интереса ребенка. Если ребенок «включился» в поиски и активно находит экземпляры заданного рода, можно побегать от дерева к дереву 15-30 минут.  Если ребенка тема особо не заинтересовала, 10 минут достаточно.

  3. После каждой прогулки демонстрируем видеокадры ускоренной съемки развития дерева, предложенные ниже. Если вы запланировали цикл бесед из 3-4 прогулок, в итоге у вас получится 3-4 просмотра одних и тех же видеороликов. Для детей важны повторы, они позволяют лучше понять и усвоить материал.
  4. После просмотра видео можно переходить непосредственно к решению заданий комплекта. Задания лучше поделить на количество планируемых прогулок. Например, так:  складывание последовательности, сбор пазла с цифрами, раскрашивание или «дорисовывание».

Детям о деревьях | Состав комплекта заданий

  1. Задания на выкладывание упорядоченной последовательности карточек по изменению в течение года дерева и цветка;
  2. Задания на изучение изменений деревьев в зависимости от сезона. Выкладываем упорядоченную последовательность, соотносим карточки этого задания с карточками первого задания. derevo-sezony-goda
  3. Последовательность изменений листа в течение его жизни. Выкладываем упорядоченную последовательность, соотносим карточки с карточками второго задания.
  4. Задания на автоматизацию запоминания цифр 1-5 с помощью пазлов с нумерованными деталями. Эти задания лучше подходят для детей, которые умеют считать до 5, но не помнят, как выглядят цифры.%d0%bf%d0%b0%d0%b7%d0%bb%d1%8b-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d1%81%d1%87%d0%b5%d1%82%d0%b0Задания на автоматизацию запоминания цифр 1-10 с помощью пазлов с нумерованными деталями. Предлагать задания, после того как ребенок комфортно справляется с заданиями на цифры 1-5.
  5. Раскраски. В комплекте предложен набор раскрасок с крупными изображениями для малышей. В более старшем возрасте раскрашенные листья можно предложить вырезание раскрашенных листьев и склеивание из них гирлянды.raskrasky
  6. Материал для дорисовывания креативных деревьев. %d1%80%d0%b8%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d0%ba%d0%b8

Ссылка на скачивание: комплект заданий.

Детям о деревьях |Ссылки на полезные видеоматериалы

Делюсь полезными ссылками на видеоматериалы с youtube. Видео с ускоренной съемкой длительных процессов, таких как жизненный цикл растений, поможет понять суть происходящего ребенку значительно лучше, чем все задания вместе взятые:

Рост дерева ускоренная съемка:

Рост дерева качественная познавательная анимация:

Ликбез по опознанию деревьев | Незнакомые знакомцы  — вяз, американский (ясенелистный) клен, тополь серебристый (белый)

  • Вяз. В одном из источников я видела, что вяз используется в 70% от общего объема для озеленения городов. Не буду вдаваться в подробности характеристик дерева, так как это не поможет вам идентифицировать его визуально. Просто посмотрите на пару кадров, которые позволят вам узнать это дерево максимально быстро. Обратите внимание, что вязы могут быть самой разной формы. Некоторые вязы достигают высоты тополей, некоторые остаются небольшими кустарниками. Они являются отличным материалов в ландшафтном дизайне и узнать их при этом можно только по форме листьев. vyaz-1
    vyaz
    Литья на ветках вяза расположены достаточно симметрично. После стрижки симметричное расположение листьев становится незаметным.
  • Клен ясенелистный (американский). Еще одно очень распространенное дерево на городских улицах. Крона американского клена разнообразна и подвергается формированию, поэтому фото дерева в полный рост в процессе идентификации мало поможет. Сейчас в городских пейзажах можно встретить живые изгороди из американского клена. При свободном росте американский клен вырастает до 10-15 метров высотой. Часто его побеги становятся сорняками на близлежащих участках. Привожу ряд фото для опознания:klen-amerikanskyy-1klen-yasenevidnyy
    %d0%ba%d0%bb%d0%b5%d0%bd-%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%ba%d0%b0
    Клен ясенелистный после формирования. Клены формируют редко, поэтому найти аккуратно сформированный клен достаточно сложно. Выкладываю, что попалось в объектив, но знайте, что можно встретить ясенелистные клены в форме идеальных шаров и живых изгородей.
    %d0%b2%d1%8f%d0%b7%d1%8b-%d0%b8-%d0%ba%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%8b
    Из этого кадра можно видеть, что форма крон вязов и ясенелистных кленов достаточно произвольная и по ней сложно определить род дерева. Крупные ясенелистные клены достигают высоты третьего этажа (до 21 метра). Крупные вязы чаще достигают высоты 5 этажа (около 30 метров). Самые крупные экземпляры могут вырасти 40-45 метров. Крупные тополя вырастают высотой 40-45 метров. Самые крупные могут вырасти до 60 метров.
  • Тополь серебристый (белый). Сейчас появляется все больше модификаций тополей: пирамидальный, серебристый и т.п. Листья серебристого тополя с лицевой стороны имеют глянцевый блеск, а с внутренней стороны светлую бархатистую фактуру. Крупные листья серебристого тополя по форме напоминают листья клена, небольшие — листья осины. Из моих наблюдений, более крупные листья имеют более резные края. Из приведенных ниже экземпляров, нижний правый лист самый крупный, он практически в 2 раза крупней других. Серебристые тополя зачастую имеют крону пирамидальной формы.
    topol-listya
    Слева сверху — лист обычного тополя. Три другие листа с одного экземпляра дерева — серебристого тополя. Сверху справа — маленький лист серебристого тополя. Я его масштабировала, чтобы было хорошо видно рисунок прожилок и текстуру. Он очень похож на лист осины.  Снизу справа расположен крупный лист серебристого тополя. Его размер около 15 см. и он очень похож на лист клена. Масштаб листьев на фото не соблюден.

Надеюсь, после этого ликбеза вы сможете идентифицировать деревья своего двора и научить этому своих детей.

Детям о деревьях | В завершении

Еще один важный момент — печать материалов. Когда-то я печатала материалы в фотолаборатории Netprint. Затем я пришла к выводу, что фотобумага не самый лучший вариант для занятий с детьми. Она быстро теряет внешний вид, а печать обходится недешево. В этом году я для себя открыла ламинирование. Я купила пачку пленки для ламинирования формата А4 толщиной 75 мкм. Во-первых, после ламинирования картинка становится тверденькой, практически неубиваемой, во-вторых, расходы значительно сократились.

Пленку для ламинирования я покупала А4 толщиной 75 мкм такую   my-shop. Этот вариант оказался самым дешевым из А4 в каталоге. Толщина пленки 75 мкм в заламинированном состоянии отлично держит форму листа бумаги и прочность такого заламинированного бумажного документа становится аналогичной качественному картону. Если того варианта не окажется в наличии можно обратить внимание на пленку того же производителя с толщиной 100 мкм my-shop.

Расчеты расходов. Так как принтер я все еще не купила, то печать 1 листа в цвете мне обходится в 10 рублей (если, конечно, не выручают знакомые). Плюсуем стоимость 1 пленки для ламинирования — 6 руб. 4 коп. Получаем 16 руб. 4 коп. за цветной неубиваемый лист А4! В то время как фотопечать листа А4 стоит около 45 рублей и больше за лист и является значительно менее прочным вариантом. За цветную очень прочную карточку формата 10 на 15 соответственно получаем около 4 рублей. Если у вас есть цветной принтер, печать обойдется еще дешевле. 

Пара слов о ламинировании. Оказывается, ламинировать можно обычным утюгом. Главное запастись специальной пленкой. При ламинировании утюгом выбирайте низкие температуры. Я ставлю регулятор температуры на 1,5 единицы (это примерно 1/4 от возможного температурного диапазона моего утюга). Качество ламинирования утюгом зависит от опыта и абсолютно идеальным быть не может. Иногда получаются бугорки, складочки. Также будьте готовы к микроцарапинам от подошвы утюга, они неизбежны при таком типе ламинации. При первом ламинировании обычно случается неудачи. Для идеального ламинирования необходим ламинатор. Я на данный момент приноровилась ламинировать утюгом, так как объемы у меня небольшие. С выходом из декрета я больше стала покупать готовых материалов (игр, развивающих пособий). Для небольшого объема развивающих материалов ламинирования утюгом вполне достаточно. Еще я приобрела фигурный степлер для уголков c Ali, чтобы закруглять уголки. В эксплуатации он не очень удобен, карточки, ламинированные пленкой 75 мкм, берет только при сильном нажатии, но стоит он копейки, в отличии от других.

Еще одна рекомендация для проработки темы с  дошкольниками — книга «Кто живет в лесу» (Labirint, my-shop, ) из серии «Что? Зачем? Почему?». В один из моментов, когда я рассказывала о деревьях, Яна  принесла её и начала мне рассказывать по памяти о том, как видоизменяются деревья в зимний период с демонстрациями соответствующих картинок из книги. Впрочем, эта книга в серии не исключение, вся серия «Что? Зачем? Почему?» (labirint, my-shop, ) просто чудесная и снова появилась в продаже. Похоже пора делать очередной набег. Кстати, кодовые слова для Лабиринта я выписываю сюда.

На этом сегодня у меня все. Спасибо за внимание!

Если Вам понравился комплект заданий, конспект занятий или вообще что-нибудь  в моем блоге 😀 прошу разместить ссылку на него в социальных сетях, на любимом форуме общения на детские темы или рассказать о нём своим подругам. Также буду  рада комментариям об использовании материалов.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи блога:

Запись опубликована автором Мама зануда 10

Детям о деревьях (конспект занятий и комплект заданий для первого знакомства): 10 комментариев

  1. Светлана

    Здравствуйте, я хочу напечатать игру из тех, что вы выкладывали — топологика, я правильно поняла, что самый практичный вариант, это заказать цветную печать, разрезать, а потом заламинировать? а цветную печать на самой простой бумаге можно сделать 80г/кв. м или на 160 лучше? тонкая не «намокнет» от такого количества краски?

    1. Мама зануда

      Добрый день! Я печатаю на бумаге 80г/кв. , затем ламинирую и разрезаю. Стандартный фотопринтер отлично печатает на обычной офисной Снегурочке. Я не вижу смысла в более плотной бумаге, при планировании ламинирования. Думаю «намокание» зависит от исправности принтера. Способ дешевле скопировать игру еще не придумала :-).

  2. Ирина

    Здравствуйте, Екатерина! Большое спасибо Вам за ваш труд! Я многое узнала из ваше сайта. Очень часто обращаюсь сюда за информацией. Очень-очень вам благодарна! Раньше я у знакомых мамочек узнавала информацию, а теперь я сама многое знаю и рассказываю, даю советы. А все потому что есть где подчерпнуть информацию. Спасибо!!!!
    Хотелось подробнее узнать о ламинировании. Какого формата вы заказывали пленку? И как ее ровно обрезать в домашних условиях (под маленькую картинку)? У Вас ссылка не активна на My-shop. Я хочу заказать пленку, но там такой выбор большой, что я даже и не знаю какую заказать. Одного формата или разного?

    1. Мама зануда

      Доброе время суток! Я тоже первый раз присматривалась к набору из разноформатных листов, но заказала А4 (ссылку поправила). После первой практики поняла, что для меня А4 самый универсальный формат. Небольшие картинки после ламинирования вырезаю. Каждый раз искать и покупать наборы под размеры конкретных картинок, чтобы не было необходимости вырезать, достаточно проблематично, кроме того следует учесть, что для небольших листов эффективность раскроя разнообразных по форме деталей снижается (в излишках при раскрое остаётся больше пленки).
      Для идеальной обрезки краев надо покупать резак. Это еще одна большая тема для выбора и сомнений. Есть роликовые и сабельные. Роликовые режут с помощью бегающего ролика, а сабельные отсекают, как саблей. Цена идет от 700р. Сначала покупается недорогой (в пределах 1500 руб.), потом им обычно разочаровываются и переходят на более точные устройства с высокой ценой (тут уж у кого как финансы позволяют 🙂 ). Самый важный параметр — толщина, которую способен резак взять. Самые дешевые резаки справляются с 5 листами простой бумаги. Так как пленка после ламинирования становится твердой, но не факт, что резак для 5 листов может справиться с одним ламинированным листом. Я еще не сделала первый шаг и вырезаю карточки ножницами.

  3. Татьяна Владимировна Л

    Отличный пост, читала с огромным удовольствием. И ламинатор есть, и пленка к нему, и даже карточки деревьев и кустарников, но все никак не сядем за изучение Прочитав статью, появился стимул. Будем изучать. Нам как раз 3 года и 5 месяцев.

  4. Аленка

    Екатерина! Спасибо большое за ликбез,можно сказать «просветили»:)),теперь будем точно знать названия этих деревьев и знакомить с ними своего ребенка;)

    1. Мама зануда

      Наверно, для многих дети являются поводом самим «подтянуться» в знаниях :-). Еще бы до английского языка добраться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X