Мечты о будущей профессии

Размышляю о детских мечтах и хвастаюсь маленькой родительской победой.

В нашем обществе принято детям делать «заказы» на «полезные» профессии: врач, юрист, экономист, инженер, учитель… Мое детство прошло именно так. Учителя наказывали своим детям — «не вздумай учиться на учителя, иди в экономисты». Моя мама — бухгалтер, говорила — «только не бухгалтером, иди в учителя». Мы с мужем решили пойти дальше — и еще до рождения Яны решили за нее. Решили, что было бы неплохо если бы наша будущая дочь стала врачом.

Врач — это уважаемая и полезная для общества профессия. Свой врач — вдвойне нужный человек. Решили, рассказали родственникам, помечтали и отложили хотелку в долгий ящик. Родилась Яна и понеслось. Бабушка особенно включилась в процесс приобщения к будущей профессии. Из всех игр с Яной она методично предпочитала игру в больницу. В два года свершилось долгожданное, Яна заговорила и заявила о «своем» горячем желании стать врачом.

И все шло замечательно, пока в какой-то момент мы не ощутили ошибочность происходящего. От осознания меркантильного навязывания будущей профессий стало не по себе. Растет новый человек. Разве нам не интересно, что это за человек? Врач, потому что полезно для эгоистичных окружающих — нас? Это же несправедливо. А если бы с нами так?  С таким же успехом можно сразу на бирке в роддоме штамповать — учитель/строитель/художник/акушер/менеджер по продажам :-). У нас же в семье ребенок! Значит мы должны разглядеть, развить его способности, его качества, его интересы. И после этого предоставить ему возможность сделать свой выбор. Мы поставили точку на профессии «врач» и решили, что Яна должна выбрать себе профессию самостоятельно.

После того, как пиар-компания стать врачом была прекращена, мечта еще долго преследовала Яну. В это лето, когда Яне уже стукнуло 7 лет, она психологически доросла до собственных мечтаний о профессии.

Конкурс Адмиралтейская звезда, Красноярск 2020

Это произошло, когда она попробовала кучу различных увлечений (рисование, шахматы, плавание, и т.п.). Теперь Яна мечтает стать преподавателем танцев! Я считаю это важным нашим с мужем достижением. Такая мечта говорит о том, что ребенок начал искренне и свободно мечтать и рассуждать о будущей профессии. Яна делает это по-детски непосредственно, а не с подачи взрослых. Теперь это не навязанная фигура речи, а вполне конкретное, собственное желание.

Конечно, карьеры преподавателя танцев для Яны нам бы не очень хотелось. Но еще больше нам не хочется навязывать то, что со временем окажется не родным, опостылеет. Мы стараемся ее погрузить в разнообразную деятельность, чтобы она пробовала этот мир и выбирала по своим личным ощущениям. При этом стараемся, чтобы она старательно прорабатывала различные навыки, анализировала свои ощущения в деятельности. Мы помогаем ей найти себя, а не подсовываем свои упущенные возможности. Думаю, именно в этом заключается родительская миссия.

Кстати, занятия танцами Яна начала посещать исключительно для поддержки физической формы. На первых порах они были для нее не в радость. За три года, сменив несколько коллективов и преподавательских подходов, танцы стали любимыми. И это несмотря на возрастание нагрузки и непрерывное усложнение акробатических элементов! Мы долгое время подбирали преподавателя, который не слишком строгий и не слишком лояльный. На первых этапах именно от преподавателя зависит большая часть успеха. Нельзя сказать, что строгие или лояльные преподаватели плохие, а умеренные хорошие. У разных детей разная психологическая подготовка и разные потребности в преподавании. На мой взгляд, самое важное при вовлечении ребенка в деятельность — горящие глаза преподавателя, его энергия, отдача этой энергии своему делу, своим подопечным.

Сегодня я смотрела выпускное видео Яны с детского сада. В нем детям задавался вопрос кем они хотят стать в будущем. Видео снималось еще весной, поэтому Яна в нем отчеканила «хочу стать врачом». Я немного «погадала» о природе желаний других детей:

  • Врач. Такое желание может быть искренним если ребенок сталкивался близко с болезнями, процессом лечения и ощутил на себе важность врачебного дела. Еще вариант, когда родители или близкие родственники в профессии.
  • Парикмахер. Да, в 7 лет заплетать косички может быть реально увлекательно!
  • Кондитер. Искреннее желание получить доступ к сладостям.
  • Ветеринар. Может быть искренним. Дети обожают возиться со зверушками.
  • Пилот. Желание летать! Такое желание может посетить любого человека :-).
  • Повар. На мой взгляд, странное желание для ребенка. Возможно, ребенка кормят не так вкусно, как он бы хотел :-).
  • Стоматолог. Такое желание может быть искренним у ребенка, который перенес множество эпизодов длительного и неприятного лечения. Или навязано родителями.
  • Таксист. Ребенок с этим желанием собрался накопить много денег. Недоинформированный.
  • Электрик, видеооператор. Думаю, эти профессии манят детей своей загадочностью. Высокие технологии притягивают как магнит, особенно мальчиков.
  • Военный/полицейский. Люди этих профессий самые смелые, сильные и справедливые. Каждый может захотеть стать таким.

Нередко дети хотят скопировать карьеру родителей. Это явление применительно к маленьким детям является признаком того, что родитель является авторитетом для ребенка и того, что ребенок еще по-настоящему ничем не увлекся. Закономерный возрастной период. На мой взгляд, для маленького ребенка это очень положительное явление.

Мечты о профессиях могут быть психологическим индикатором. Иногда дети выбирают профессию для того, чтобы скомпенсировать свои текущие пробелы. Например:

  • Пара знакомых детей с долей неуверенности и слабыми местами в физ.развитии мечтают стать полицейскими.
  • Гиперуверенная, боевая девочка мечтает стать ветеринаром. Не поиск ли это моментов эмоциональности и открытости, которые она не позволяет себе в общении с людьми?

Подводя итоги, хочу акцентировать свое отношение к детским мечтам:

  • Я «за» детство с увлечениями,  «за» поиски того самого важного увлечения, от которого у ребенка будут гореть глаза. И как следствие, когда вам удастся зажечь ребенка деятельность, у него появится желание увлечение перевести в будущую профессию.
  • Я против навязывания мечты. Это как фиктивная свадьба — родители с младенчества расписали, а там уж «вырастешь — притрёшься», «войдешь во вкус».  Если и становится доктором, то не с пеленок, а после того, как в младшем и среднем детстве нарисовался, наигрался, набегался, наплавался, натанцевался, прочел тонну книг, «добавьте свое». Затем дорос до подросткового возраста и нашел в глубине себя желание помогать людям, желание сделать мир лучше, а еще любовь к химии, биологии, интерес к анатомии.

Пишите, кем ваши дети мечтают стать. Удалось ли вам найти занятие ребенку по душе? Как вы относитесь к навязыванию «правильных» профессий?

Запись опубликована автором Мама зануда 3

Мечты о будущей профессии: 3 комментария

  1. Галина

    Сыну 5 лет ровно. Хочет стать садовником и дегустатором. На мой вопрос о том, кто такие дегустаторы ответил, что это люди, которые пробуют вкусную еду)) Откуда он про них знает- мне не известно, но предполагаю, что из мультиков. Садоводчество и огородничество- это увлечение сына с 3х летнего возраста. В этом году уже осознанно сам выращивал рассаду, пересаживал на грядки, ухаживал за своими растениями. Из прошлых желаний в выборе профессии: военный, полицейский, президент, детектив, повар, писатель, и совсем немножечко- художник)))))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X