Можно ли ребенку смотреть телевизор | с какого возраста и сколько
Недавно для себя выяснила, что многие не знают, когда малышам можно предлагать к просмотру первые мультфильмы и сколько должен длиться сеанс. Некоторые мамы регулярно используют различное видео для того чтобы отвлечь малыша, как во время работы по дому так и для своего личного отдыха. Другие показывают развивающее видео.
Хочу предостеречь и тех и других: с официальной точки зрения телевизор для малышей до 2 лет вреден. Никаких компромиссов и исключений в этом вопросе нет, в том числе в виде «полезных» развивающих видео.
Чтобы не быть голословной, я собрала для вас подборку информации по данной теме.
Содержание
Можно ли ребенку смотреть телевизор | Возрастные нормы Всемирной организации здравоохранения
ВОЗ рекомендует придерживаться следующих норм (на официальном сайте ВОЗ этой информации не обнаружено, нормы ВОЗ взяты из публикации о вреде телевизора Елены Олеговны Смирновой — доктора психологических наук, профессора кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования. Будем считать, что профессора и доктора недостоверной информацией не оперируют 🙂 ):
- Младенцы и ранний возраст (0—3 года) — полный запрет просмотра телевизора;
- Дошкольный возраст (3—7 лет) — до 30 минут в день;
- Младший школьный возраст (7—10 лет) — 30—50 минут в день;
- Старшие школьные возраста (11— 18 лет) — 1—3 часа в день.
Выдержка из рекомендаций о просмотре телевизора детьми Американской Академии Педиатрии
- Просмотр средств массовой информации должен быть запланирован. При планировании необходимо учесть не только количество, но и качество и место использования средств массовой информации. Рассмотрим телевизоры, телефоны, планшеты и компьютеры.Эти правила должны быть записаны и согласованы со всеми членами семьи.
- В детской не должно быть телевизоров и других средств мультимедиа. Введите запрет на просмотр телевизора и других устройств во время приема пищи и перед сном.
- Ограничьте развлечения до 1-2 часов в день.
- Запретите просмотр телевизора детям до 2 лет. В этом возрасте важны игры и общение, которые нельзя заменить просмотром телевизора.
- Принимайте участие в медиаобразовании ребенка — смотрите телевизор с ребенком и обсуждайте просмотренное.
- Выбирайте развивающие продукты или те, которые учат хорошему — сопереживанию, терпимости, хорошим примерам навыков межличностного общения.
- Введите строгий запрет содержимого, которое не соответствует возрасту: секс, наркотики, насилие и т.д.>
- Если вы не уверены в выборе каналов в вашем доме, проконсультируйтесь с вашим педиатром о том, что ваши дети смотрят, сколько времени они тратят со средствами массовой информации.
Источник: www.healthychildren.org — ресурс предназначенный для родителей на котором публикуются все официальные рекомендации Американской академии педиатрии, (англоязычный)
И еще важная информация от Американских педиатров — исследования показали, что телевизор включенный фоном влияет на малышей следующим образом:
- потеря внимания к игре;
- сокращение игры по времени;
- периодические взгляды на экран.
В целом большинство исследований подтверждают вред фоновых СМИ мыслительным процессам, запоминанию и пониманию, поэтому американские педиатры не рекомендуют просмотр телевизора взрослыми в присутствии детей.
Можно ли ребенку смотреть телевизор |Мнения специалистов
Публикаций на эту тему множество, большая часть информации в них дублируется поэтому приведу парочку на мой взгляд самых интересных.
Статья «Кино для младенцев: осторожно, развитие!» Авторы: Смирнова Е.О. Соколова М.В. Повторюсь о том, что Смирнова Е.О. известная личность в современной отечественной педагогике — доктор психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Текст статьи:
Современные технологии решительно перешагнули порог детской комнаты. Начало века оправдало самые смелые ожидания — с каждым годом опускаются нормативы возрастных требований к различным умениям и навыкам. Это способствует тому, что родители едва успев родить ребенка уже серьезно озабочены тем, как развивать малыша и сможет ли он стать полноправным членом современного общества. Этими проблемами озабочены и производители обучающих методик и технологий.
За последние годы было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для самых маленьких. Нижняя возрастная планка опустилась до рекордной отметки – фильмы маркированы отметкой «0+» — то есть, рекомендованы для развития детей с момента рождения. Пионерами данных педагогических инноваций стали американцы, создавшие серии видеофильмов для самых маленьких. Примером успеха здесь может служить компания «Бэби Эйнштейн», которая выпускает видеозаписи, компакт-диски, книги, игрушки, рассчитанные на самых маленьких. Доход от этой продукции в 2002 году составил $170 млн. Не прошло и нескольких лет, как отечественные производители создали аналогичный бизнес и выпустили российский вариант данного продукта. Нижняя возрастная планка опустилась до 3-х месяцев, то есть видеофильмы рекомендованы для развития детей уже младенческого возраста. Эти фильмы пользуются большой популярностью среди родителей, о чём свидетельствует их высокий рейтинг продаж и активная дискуссия на сайте…показать скрытый текст
Как же отражается столь раннее потребление видеопродукции на физическом и психическом здоровье младенцев? Для начала давайте посмотрим, как относятся сами американцы к видеопродукции для детей младенческого и раннего возраста.
Американская Академия Педиатрии (The American Academy of Pediatrics) рекомендует полностью запретить просмотр ТВ детям не достигшим двухлетнего возраста. Детям в возрасте 3-5 лет разрешается смотреть «высококачественные детские передачи» не более 30 минут в день (Информация фонда Kaiser Family Foundation). Вместе с тем, по данным Семейного фонда Кайзера, 59% маленьких американцев (не старше двух лет) проводят ежесуточно перед телевизором в среднем 1 час 22 минуты. Организация под названием «Компания за детство, свободное от телерекламы» призывает родителей бойкотировать младенческие видео и теле — проекты. Представитель этой общественной организации, психиатр из Гарвардского университета Сюзан Линн подчеркивает, что «младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором, пусть даже с его экрана льется самая прекрасная музыка». Согласно ее мнению, телевизор, в конечном счете просто заменяет «пустышку». Ведь, как подчеркивает целый ряд специалистов, нет никаких научных свидетельств того, что телевидение имеет образовательную ценность для совсем маленьких. Различные телешоу, в название которых входит слово «бэби», вполне могут оказаться «мягким способом приучения человека к вредной и опасной привычке в необычайно раннем возрасте». Так что мнение американских специалистов по поводу кино для младенцев далеко не однозначно.
И, конечно же, ни один дипломированный педиатр, педагог или психолог ни в одной стране не может рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста. Мнение физиологов по этому поводу абсолютно однозначно: категорический запрет демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до 3-х летнего возраста (Всемирная Организация здравоохранения).
Согласно основополагающим теориям детского развития, полноценное живое общение с близким взрослым и реальный сенсорный опыт в освоении окружающего мира — вот главные линии развития маленького ребенка. В раннем детстве непосредственное участие реального взрослого и его эмоциональная включённость в общую жизнь с ребёнком является необходимым условием всякого познавательного процесса и развития личности в целом. Основная задача младенческого возраста – установить полноценный психологический контакт со своим непосредственным окружением. Согласитесь, что выполнить эту задачу при помощи экрана невозможно.
В мировой психологии есть общепризнанные законы развития детского мышления, восприятия, памяти, с которыми авторы фильмов для младенцев очевидно не знакомы, т.к. их фильмы сделаны не на основе, а вопреки этим законам. Для первичного сенсорного развития малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. Мир должен быть сначала понят сенсорно, руками, по-настоящему. Образ предмета или явления должен быть выстроен самостоятельно, в собственном опыте. Только тогда это будет настоящий мир, а не виртуальный с рождения. Пассивное постижение виртуального пространства ведет к искажению не только восприятия и мышления, но собственного бытия человека. Малышу нужен его собственный, а не «чей-то» опыт. Младенец чувствителен к воздействиям именно взрослого, а не вымышленного персонажа или другого ребенка. Авторитет персонажа или мягкой игрушки повышается ближе к 3 годам. Рассматривая натуральный объект, предмет, картинку ребенок свободен – он может смотреть, может отвернуться, приблизиться или удалиться, спросить, исправить. С ТВ картинкой дело обстоит иначе — она притягивает и не дает отвести глаз, навязывает свое мнение и лишает радости сделать открытие самому.
Почему же эта продукция пользуется такой популярностью? Главный аргумент в пользу таких видеофильмов заключается в том, что дети охотно их смотрят и готовы долго сидеть у экрана. Многие родители с восторгом утверждают: «мой ребенок с удовольствием смотрит эти фильмы». Это действительно так: ребенок целиком поглощен фильмом, он как бы прилипает к экрану и не может от него оторваться. Однако из этого не следует, что такой просмотр развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот. Фильмы для малышей сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов — кадров, где использованы сюжеты созерцательного характера. Эти эпизоды сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия — мелькание сюжетов завораживает. Это сродни наблюдению за серией рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент — младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком — эффект воздействия был сходным.
Самое опасное то, что для многих родителей эти «развивающие фильмы» дают свободу от ответственности за малыша, хотя бы на 20 минут. «Ребенок 20 минут занят, и – хорошо». Это один из наиболее удачных рекламных ходов компании. Родители, даже самые любящие, мечтают о минутной передышке от забот. Развивающий фильм подходит как нельзя кстати. Фильм даёт «20 минут тишины и покоя» — так звучат 80% отзывов родителей (и это подтверждает мысль о рекламном ходе), поэтому они с радостью приобретают следующие серии. При желании, это время покоя можно приумножить до 40 минут, а то и целых двух часов. Только вопрос — сколько будет стоить такой покой? Дети, с младенчества привыкшие к подобным гиперстимуляциям, требуют все большего потока стимулов. Они быстро привыкают к такой искусственной стимуляции и уже не могут жить без неё. Без «видиков» они уже не могут ни есть, ни спать, ни играть. Они кричат, закатывают истерики, требуют ещё и ещё фильмов. примитивная и ненасыщаемая потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу всё богатство мира. Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность. В случае дефицита стимуляции, в более старшем возрасте детям становится необходимой искусственная стимуляция (синдром «псевдогениальности», либо алкоголь, наркотики и т.п). Редкая мама, получая диагноз «гиперактивность», или «задержка речевого развития», сопоставляет это с тем, что с момента рождения ребенка в доме не выключается телевизор, либо дома были в ходу вперемешку новомодные методики «обучения с пеленок».
Развивающие фильмы для младенцев – это типичный перенос взрослых проблем в детскую жизнь. Взрослый, который круглосуточно находится в состоянии цейтнота и боязни не «успеть сделать что-то важное», транслирует это состояние ребенку — «торопись учиться, а то будешь неудачником». В итоге, наши дети с момента рождения все время чему-то учатся, чтобы когда-то потом стать «успешными». Вместо полноценной жизни «здесь и сейчас» мы все находимся в состоянии «неуспеха там и тогда». Дети все время чему-то учатся, вместо того, чтобы просто жить и радоваться жизни. Это становится позицией, образом жизни, который, по сути, и на самом деле не является жизнью.
Нарушение нормального общения детей и родителей это результат не только отсутствия времени, но прежде всего разрыва между поколениями. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов.
Сажая малыша перед экраном, и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребёнка. Этот основной закон, открытый хорошо известен всем психологам уже со студенческой скамьи. Однако, в контексте данной проблемы он получает новое звучание и новое, увы, печальное подтверждение. Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а в его общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает ребёнку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребёнка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребёнка, наполнять его.
Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишён полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остаётся закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребёнка – пустым. Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребёнка и детских домов.
Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что детей, лишённых семьи, отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в отсутствии интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр. Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей, и в особенности на детей высоко обеспеченных родителей.В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав) то в другом, напротив, следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления как можно раньше обеспечить ребёнка всеми техническими средствами. В обоих случаях потребности ребёнка отодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на психологию ребёнка, как и полное его игнорирование. Cказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и видеофильмы из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.
Компьютерные игры и развивающие видеофильмы можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.
В федеральном законе “О молодежи” в разделе 3 “Гарантии основных гражданских прав молодежи” есть статья, непосредственно относящаяся к обсуждаемой проблеме.
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендованной ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей”.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что распространение видеофильмов и отсутствие экспертизы на видео продукцию для детей является прямым нарушением основного закона России.
2. Физиологи и педиатры о влиянии экранной информации на ребёнка.
Мнение физиологов и педиатров о влиянии экранной информации на ребёнка, у которого только начинает формироваться зрительная система. Оказывается, есть достаточно большая разница в восприятии маленьким ребёнком реальных предметов и их образов на экране. Приведём некоторые данные физиологов:
В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При просмотре телевизора глаза лишены такой возможности и неподвижны, поскольку они постоянно сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться, что может привести к его искривлению». Изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает и мерцает. Это приводит к перенапряжению как глаза, так и нервной системы, и как итог, к ухудшению зрения. Изображение на экране состоит из точек, и поэтому взгляд не может нормально сфокусироваться. Поскольку глаз может различать гораздо более мелкие детали, а на телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза, то происходит деградация сетчатки. В естественных условиях изменение яркости объектов составляет до 60 дБ. На экране телевизора, из-за особенностей возбуждения люминофора, диапазон изменения яркостей не более 60 дБ, что приводит к утомлению глаза. При формировании непрерывного изображения используется не столько инерционное свойство глаза, сколько инерционное свойство сознания — мозг синтезирует непрерывное изображение из отрывочных кадров. Это приводит к перегрузке нервой системы, которая, благодаря обратным связям между мозгом и глазом, негативно сказывается на зрении.
Рассматривая настоящее яблоко, глаз младенца совершает множество движений (саккад), которые строят визуальный образ данного предмета. Взгляд на предмет на экране сокращает количество саккад в десятки раз, что компенсируется растущей работой головного мозга, который вынужден синтезировать непрерывное изображение из отрывочных кадров. Однако смотреть на предмет и строить образ предмета это большая разница. Мозг взрослого способен к такой синтезации на основе огромного опыта. Опыт младенца минимален, синтезировать там еще пока что нечего. Т.е. получается, что младенец видит набор непрерывно сменяющихся пятен. Сомнительное развивающее занятие.
Для построения полноценного образа маленькому ребёнку нужна работа самых различных сенсорных систем, что невозможно при телепросмотре. Для ребенка 3-12 месяцев демонстрируемый видеоряд остаётся набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что конечно же не только не способствует, но и препятствует его развитию восприятия.
Именно эти факты лежат в основе категорического запрета со стороны педиатров и физиологов демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до летнего возраста (ВОЗ).
Статья «Телевизор и дети». Автор Марина Озерова педагог с большим опытом написала целый ряд статей перечислив десятки исследований о вреде просмотра телевизора. Привожу одну из наиболее полных:
Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в — 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что — я должна его таскать, что ли? Сама?! Да вы что? Мне (тяжело, неудобно, как на меня все будут смотреть, мне нравится коляска — это очень модно, и т.п.). Как это — мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет — я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну! …показать скрытый текст
Прошу учесть, что я пишу это с той точки зрения, когда родители включают только выбранные («добрые») мультики или передачи. Про фильмы ужасов, уродливых персонажей, и прочее — это уже другая тема. Итак, хорошие передачи, фильмы и мультики — что же в них плохого? 1. Развитие восприятия. Как уже говорилось, в дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и осязательного. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит — восприятие не может полноценно развиваться.
2. Накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы в мозгу (представления) и графически (рисунки). Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсуствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей — если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.
3. Развитие мозга. Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиеся, благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи (миелин — жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса). При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, ребенок НЕ может устанавливать новые связи. Потому что: 1 — не работают основные виды восприятия, 2 — зрительное восприятие пассивно, 3 — информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров), 4 — мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно, 5 — при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.
4. Обработка информации в мозгу. Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность. При просмотре мультфильмов ребенок не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. НЕ РАЗВИВАЮТСЯ В ПЕРИОД НАИБОЛЬШЕЙ АКТИВНОСТИ И САМОГО БЫСТРОГО РОСТА МОЗГА! Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.
5. Пассивное времяпровождение, привычка к «уходу в другую реальность». Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в более старшем возрасте обращаться к психотропным средствам. (Яркие эмоции, не подкрепленные деятельностью; пассивные удовольствия).
6. Детство — очень краткий, но самый важный период в развитии личности. Просто жаль времени на то, что не приносит пользы, а наоборот, оказывает вредное воздействие. В детстве столько всего нужно успеть! И как можно отдавать драгоценные минуты разрушающим действиям?!
7. Сенсорные эталоны. Дошкольное детство — период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие, рисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности. К концу дошкольного периода заканчивается формирование «первого абриса детского мировоззрения» (Д.Эльконин). Из чего будет складываться это мировоззрение? Из карикатурных, рисованных персонажей или впечатлений от окружающего мира? При наблюдении за реальным предметом, даже если его невозможно обследовать (гора, подъемный кран, и т.п.), у ребенка сформировываются пространственные представления, ощущение объема, и пр. При просмотре даже трехмерных изображений этого нет! (Следовательно, в мозгу опять ничего не связывается). Еще нужно учесть, что в дошкольном детстве нет сознания иллюзорности восприятия — то есть, дом вдалеке ребенок считает маленьким, даже если это высотка. И телепросмотры только подкрепляют это качество, мешая развитию правильного восприятия пространства. Особенно вредят восприятию макросъемка, разноплановая съемка, и другие операторские трюки.
8. Чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Очень часто родители боятся, что ребенку «мало» впечатлений. Помните, пожалуйста, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество! Поверхностность восприятия (много объектов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют и на речь и на мышление.
9. Желание родителей «найти себе заменитель». Самые яростные споры разгораются тогда, когда мы говорим о нежелательном использовании какого-либо средства. Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в — 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что — я должна его таскать, что ли? Сама?! Да вы что? Мне (тяжело, неудобно, как на меня все будут смотреть, мне нравится коляска — это очень модно, и т.п.). Как это — мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет — я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну!
ТАким образом ничего не получится. Сначала необходимо понять, что ребенок — ВАШ, воспитываете его — ВЫ, не телевизор, не ясли, не садик, не (подставьте дальше).
Ваше общество, участие в ваших делах, ваши слова, поступки и даже мысли.
И если ребенок не занят непосредственно вашим делом (уборкой, стиркой, готовкой), то «крутится рядом» и пытается найти себе занятие возле вас, если он не дорос до того возраста, когда может настолько «заиграться» в куклы-машинки-строительство, что его не дозваться обедать. Я очень часто наблюдала картину — вот тебе мультики, дай спокойно маме по телефону поговорить. Ребенок очень быстро сделает из этого свой вывод, со временем найдет способы шантажа родителей (сделай так-то мне, а то буду тебе мешать). В подростковом возрасте это особенно ярко проявляется, «мелочи» раннего детства гипертрофируются. Из маленького семечка вырастает большое дерево. Хорошо подумайте, прежде чем приучать ребенка к методу «включу, лишь бы умолк».
10. Ощущение «обделенности» ребенка чем-то. Очень многое зависит от позиции родителей. Если родители, понимая вред телевидения, не включают его ребенку, но при этом очень переживают, что он не получит такие прекрасные впечатления, он обязательно почувствует эти невербальные сигналы. Неуверенность позиции родителей передастся ребенку, и у него может сформироваться даже комплекс от постоянного ощущения родительских тревог. Если родители понимают, что взамен разрушающего суррогата они дают своему ребенку бесценное, незаменимое ничем свое личное общение, совместную творческую деятельность, то проблемы «обделенного ребенка» не будет существовать.
Источник: www.soznatelno.ru
Можно ли ребенку смотреть телевизор | Исследования о вреде просмотра телевизора детьми
Тема: Связь между просмотром телепередач в раннем детстве последующей успеваемостью в школе и злоупотреблением вредными привычками (eng) (это одно из немногих исследований, которое анализирует долгосрочный эффект просмотра телевизора и оно как нельзя более убедительно демонстрирует насколько важно ввести запрет на просмотр телевизора в раннем детстве!!!)
Дата: Май 2010
Авторы: Linda S. Pagani, PhD;. Канада
Результаты: Изучалось 1314 детей 2-4 лет. Родители сообщали о количестве проводимого времени перед телевизором. Исследование выявило, что высокий уровень потребления телевизора в раннем детстве может привести в будущем к нездоровым привычкам и неуспеваемости в школе. Так каждый лишний час просмотра телевизора увеличивал:
- снижение уровня коммуникации в школе на 7%;
- снижение математических способностей на 6%;
- нападки со стороны сверстников на 10%;
- вероятность появления избыточного веса на 5%;
Тема: Длительный просмотр телевизора приводит к нарушениям структуры мозга
Дата: Январь 2014
Авторы: Ученые университета Тохоку Япония
Результаты: Исследовалась активность мозга 276 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Исследуемые проводили у телевизора от 0 до 4 часов в день (в среднем 2 часа). Анализ мозговой активности при помощи МРТ выявил, что при увеличении времени проводимого у телевизоров происходит увеличение объема серого вещества во фронтополярной коре. При высоком интеллекте эта зона сильно истончается, соответственно её увеличение соответствует снижению вербального интеллекта!
Тема: Обзор зависимостей просмотра телевидения детьми до 3 лет (eng)
Дата: Август 2013
Авторы: Duch H1, Fisher EM, Ensari I, Harrington A. Америка
Причины:
Исследование выполнялось для выявления зависимостей просмотра телевидения детьми до 3 лет для составления рекомендаций по их сокращению. Статистические данные на момент исследования показывают, что увеличение экранного времени у детей раннего возраста связано с негативными последствиями для здоровья, в том числе увеличился индекс массы тела (учащаются случаи ожирения), снижается уровень когнитивного (умственной) и речевого развития.
Результаты: Среднего экранного времени отмечается в большей степени у детей:
с большим индексом массы тела;
представителей национальных и этнических меньшинств;
родители, которых подвержены депрессии;
родители, которых злоупотребляют просмотром телевизора;
родители, которых занимаются стимуляцией интеллектуального развития.
Тема: Связь между просмотром телепередач в детстве и последующим антисоциальным поведением (eng)
Дата: Февраль 2013
Авторы: Lindsay A. Robertson, MPHa
Результаты: Изучена биография 1037 людей на равных промежутках с рождения до 26 лет. Выявлено, что люди смотревшие телевизор в раннем детстве большее количество времени чаще имеют судимость и антисоциальные черты личности. Ученые обнаружили, что каждый час просмотра связан с 30% увеличением риска возникновения судимости в будущем.
Тема: Связь между просмотром телепередач и нерегулярным графиком сна у детей младше 3-х лет. (eng)
Дата: Октябрь 2005
Авторы: Thompson DA1, Christakis DA. A. Америка
Причины: Проверка гипотезы о влиянии телевизора на сон
Результаты: Исследованы 2068 детей из них 34% детей с нерегулярными графиками сна. Средние часов просмотра в день телевизора распределились следующим образом: 0,9 часа / день (95% доверительный интервал [ДИ]: 0,8-1,0 часа / день) Среднее время просмотра телевизора для детей:
- 12 месяцев — 0,9 часа в день;
- от 12 до 23 месяцев — 1,6 часа в день;
- от 24 до 35 месяцев — 2,3 часа в день.
Исследование подтвердило, что дети смотревшие телевизор имели нарушения в графике сна.
Тема: Связь между просмотром телепередач и развитием речи (eng)
Дата: Январь 2005
Авторы: Deborah L. Linebarger Америка
Результаты: В рамках исследования 51 ребенку начиная с 6-ти месячного возраста демонстрировалось различное видео. Также велись журналы наблюдений и статистическая обработка полученных данных. Результаты просмотра различного видео отличались: при просмотре Улицы Сезам уменьшалась выразительность языка, при просмотре Телепузиков уменьшался словарный запас и его выразительность. В то же время просмотр Dora the Explorer, Blue’s Clues, Arthur, Clifford, or Dragon Tales увеличивал словарный запас и выразительность языка.
Тема: Влияние просмотра телевизора на детей раннего возраста
Дата: 1996
Авторы: Селия Вард Англия
Результаты:
Выявлено при активном использовании электронных средств общения (телевизоров и электронных нянь) у 20-ти % исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. В трехлетнем возрасте у таких детей наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). В случае если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.
Тема: Влияние видеоэффектов на психику
Дата: 1986
Авторы: Байрон Ривз из Стэнфордского университета, Истер Торсон из университета Миссури
Результаты: Кадрирование, монтаж, панорамирование, электронное увеличение изображения, неожиданные шумы, независимо от содержания программ, «запускают» рефлекс «что такое?». При данном рефлексе человек чувствуют примерно следующие ощущения: «Когда телевизор включен, я не могу оторвать от него глаз», «Я не хочу смотреть телевизор так долго, как я это обычно делаю, но иначе не могу», «Когда передо мной загорается телеэкран, я чувствую себя загипнотизированным».
Продюсеры образовательных телепрограмм для детей обнаружили, что, варьируя характеристиками телевидения, можно помогать обучению. Правда, они же поняли, что увеличение частоты кадров и «густоты» монтажа с целью передачи большего объема информации может перегружать мозг ребенка.
Музыкальные видеоклипы и реклама, которые используют быструю смену кадров, тоже стремятся подольше удержать внимание зрителя и сообщить ему больше информации в единицу времени. При этом люди запоминают название рекламируемого продукта и его марку, но детали рекламы, как говорится, влетают в одно ухо и вылетают из другого. То есть рефлекс «что такое?» и в этом случае оказывается перегруженным. Зритель остается прикованным к экрану, пока не почувствует усталость и истощение нервной системы.
Многие рекламные ролики сегодня строятся на увлекательном сюжете, но зрителю трудно понять, что ему пытаются продать. И впоследствии он не может вспомнить рекламируемый продукт. Однако специалисты по рекламе считают, что если они с помощью рефлекса «что такое?» сумели завладеть вашим вниманием, то при встрече с рекламируемым продуктом в магазине вы непременно припомните, что что-то о нем уже слышали.
Возможные физиологические последствия телепросмотра в раннем возрасте (взято из публикации о вреде телевизора Елены Олеговны Смирновой — доктора психологических наук, профессора кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования.):
Недоразвитие корковых отделов мозга
Нарушение зрения и зрительного восприятия
Проблемы с крупной и мелкой моторикой
Нарушение осанки
Недоразвитие мышечной массы
Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%)
Синдром дефицита внимания
Гиперактивность, агрессивность
Несформированность границ своего «я»
Аутизация, нарушения общения
Можно ли ребенку смотреть телевизор | Информация о популярных развивающих видео для самых маленьких
Начну с того, что всё видео рекомендованное производителями начиная с первого года жизни западного производства. Наши как обычно запаздывают, но я даже не сомневаюсь, что это дело времени.
Американские педиатры предупреждают, что не доказана польза ни одного развивающего видео до 2 лет, в то же время вред доказан многократно! Поэтому они призывают отказаться от просмотра телевизора минимум до 2 лет.
Самые популярные развивающие видео:
- Baby Einstein;
- улица Сезам;
- мультфильм Tiny Love;
- мультфильм Малышарики. Подробней о Малышариках тут.
Baby Einstein
Наиболее популярная передача рекомендованная с первого года жизни — Baby Einstein. Производители обещают, что регулярные просмотры сделают ребенка гением. А что же на самом деле? На самом деле в 2009 году правообладатель Baby Einstein — всеми известная компания Disney начинает оправдываться по иску компании Commercial-Free Childhood (CCFC) о ложной и вводящей в заблуждение рекламе данного продукта. Не дожидаясь официального проигрыша Дисней изменяет рекламную компанию на более сдержанную. Также предлагает всем желающим вернуть свои диски с Baby Einstein приобретенные в период с 2004 по 2009 год. Выдержка из новостей:
В 2006 году CCFC подал жалобу в Федеральную комиссию по торговле (FTC), утверждая, что видео Диснея не является по содержанию образовательным и содержит вводящую в заблуждение рекламу. В жалобе отмечено, что Американская академия педиатров не рекомендует просмотр телевизора для детей в возрасте до двух, независимо от его содержания. Таким образом, CCFC полагает, что видео может наносить вред, а не способствовать интеллектуальному развитию.
В ответ на жалобы CCFCs, Baby Einstein согласился пересмотреть свои маркетинговые материалы, чтобы устранить любые необоснованные претензии о видео потенциальных выгод. Компания также удалила родительские отзывы со своего сайта.
Сьюзен Линн, директор CCFC и психолог, отметили, что такие шаги Диснея являются подтверждением того, что данные видео не являются образовательными. В свете этих действий, FTC отказался дальше заниматься этим вопросом, развитие, которое оставил CCFC глубоко обеспокоены.
Улица Сезам
Вред от просмотра широко известной улицы Сезам доказан неоднократно. Так в одном из исследований приводятся данные об уменьшении выразительности языка.
По мультфильму Tiny Love мнений специалистов я не обнаружила, но не сомневаюсь в том, что его просмотр приносит больше вреда чем пользы. Любители мультфильма, посчитайте время длительности 1 кадра — я больше 30 секунд не нашла. Также меня беспокоит постоянное нахождение персонажей в движении — в реальной жизни такое не втречатеся. Кстати, чаще всего это видео можно скачать в разрешении 480 на 360. Это значит при просмотре на экране телевизора изображение будет расплывчатым. При подборе видео для демонстрации детям надо выбирать разрешение соответствующее размеру экрана!
Можно ли ребенку смотреть телевизор | Мое отношение к просмотру телевизора в раннем возрасте
В данной статье приведено множество правил. Эти правила придуманы не спроста, на это были причины. Некоторые родители оставляют детей у телевизора не задумываясь о последствиях, другие показывают развивающие видео сомнительного качества.
Вышеуказанные нормы о просмотре видео я сама не знала на первом году жизни Яны. Вопреки этим нормам нами были протестированы некоторые видео рекомендованные с первого года жизни. Каждый раз при просмотре видео, я была рядом и наблюдала за реакцией. Достаточно быстро я поняла, что в возрасте до года всё видео только приковывает внимание и раздражает психику. Смысл содержания мультфильма для ребенка до одного-полутора лет остается недоступным. Поэтому некоторое время просмотр телевизора у нас был под запретом.
Я пересматривала свое отношение к просмотру телевизора малышами несколько раз. На данный момент я считаю, что в возрасте с 1 года до 3 лет допустимо показывать видео длинной не более 5 минут с отсутствием динамики в кадре и низкой насыщенностью объектами.
Знаю, что мой блог читает много зануд еще бОльших, чем я, поэтому ниже привожу аргументы в пользу своей позиции.
Просмотр мультфильма для ребенка это эмоциональное удовольствие. Позитивные эмоции однозначно полезны для людей в любом возрасте, если вместе с их получением не происходит негативного эффекта. Итак, если взгляд ребенок «прилип» к изображению на экране, зачастую его мозг при этом испытывает перегрузку. После просмотра видео с ребенком лучше всего пообщаться о просмотренном сюжете и выяснить, как его воспринял ребенок. Если ответы ребенок покажут, что он многое помнит, понимает сюжет просмотренного видео + нервное состояние ребенка остаток дня в норме, значит мозг справился, дозировка не превышена, смысловое содержание доступно для понимания, положительные эмоции получены и практику просмотра ТВ можно повторить 😀 .
Если после просмотра выясниться, что ребенок не понял элементарного сюжета, значит налицо перегрузка. Причины перегрузки могут быть различные:
- слишком динамичный кадр (быстрый);
- слишком насыщенный кадр;
- сюжет не доступный для понимания по возрасту (перегружен по сложности);
- еще перегрузка может быть скрытой. Она может проявляться по разному, поэтому важно наблюдать нервное состояние ребенка в течении всего дня после знакомства с телевизором. Многим после эмоциональной перегрузки требуется разгрузка в виде плача и капризов. Причем разгрузка может случится не сразу, а например к вечеру.
В случае если наблюдается одно из явлений перегрузки следует выбрать более доступное видео или отложить знакомство с ТВ на возраст постарше.
Можно ли ребенку смотреть телевизор | Знакомство маленькой Яны с телевизором
До года я пыталась «развивать» Яну с помощью развивающих видео (карточки Домана в видео формате, Baby Einstein, Tiny Love). После того, как я осознала их вред и изучила рекомендуемые нормы, просмотр телевизора у нас был длительное время под запретом. На данный момент я крайне неодобрительно отношусь к этим «развивашкам». Их содержание и сюжет заключаются в захвате внимания и удержанию. Как такого сюжета они не содержат, это просто набор кадров. Ребенок их будет пытаться понять, но не сможет так как смысла в них нет, а динамика очень высокая. Такими видео мы предоставляем ребенку все шансы заработать невроз с ранних лет.
Когда Яне исполнилось 1 г. 7 м. мне довелось посмотреть шикарный документальный фильм «Медведи» снятый Аластером Фовергиллом и вышедший в показ в этом (2014) году. Именно с него Яна начала просмотр видео, в котором понимала смысл: наблюдение за медведицей с медвежатами. Я включала кусочки по 10-15 минут. Также я знакомила Яну с объектами и явлениями с помощью документальных роликов из youtube.
Позже я узнала о существовании мультфильма Малышарики. Именно этот мультфильм я считаю идеальным для первого знакомства с мультипликацией в раннем возрасте.
В завершении
Для тех кто считает, что он вырос с телевизором и ничего страшного с ним не произошло предлагаю обратить внимание на тот факт, что люди часто заблуждаются. Зачастую люди не хотят признавать наличие негативного эффекта, там где он есть. Видео на тему заблуждений о негативном влиянии:
Давайте беречь своих малышей от негативного влияния видеопродукции!
Если Вам понравился материал советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.
Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:
Полный каталог статей сайта
Здравствуйте! Мне очень понравился ваш сайт, спасибо,что делитесь с нами своим опытом и находками из мировых источников!
У меня вопрос по поводу вредности облучения от сотового телефона и ноутбука. Я — рабочая мама и часто сижу перед ноутбуком, когда кормлю ребенка, и мобильник — мой постоянный спутник даже во время сна…
Насколько это все опасно для нас обоих? Продаются ли какие-то средства защиты?
Спасибо. С уважением, Аиша
Большое спасибо за такую подробную подборку материалов, очень полезно! Я ещё в процессе изучения, но хочу отписаться по прочитанному.
Во-первых, я согласна с тем, что просмотр телевизора лучше отложить до 90 лет, а добрых мультиков хотя бы до 2-3.
Но наш собственный опыт показывает, что некоторые данные учёных не совсем верны. Например, наш малыш месяцев в 10 увидел кадры передачи, где пёстрая толпа в зале хлопает в ладоши (люди мелкие, да и экран маленький в другом конце комнаты). И в ту же секунду он тоже захлопал, хотя дети до года должны воспринимать картинку как набор пятен. я ему потом такое без звука показала — то же самое.
В 1,5 года мы немного смотрим Малышариков. Потом во время игры он показывает на кухню, где мы их смотрим, если в нашей игре встречается что-то по теме и пытается объяснить, а во время просмотра просит принести мишку и сидит с ним, если мишку показывают. Думаю обзавестись фигурками малышариков, чтобы он их связал с реальным опытом, но попозже. Пока, наоборот, решила полностью убрать все мультики, слишком много аргументов против, даже физиологических.
Ещё раз спасибо, незаменимый материал.
Катаня, насчет Малышариков я Вас поддерживаю. Для малышей с полутора лет отличный мульт. Думаю, те кто писал тоталитарное ограничение на телевизор до 3 лет не видели подобных мультфильмов. Еще 10 лет назад большая часть мультфильмов расчитывалась на детей лет с 5, некоторые новые мультфильмы для малышей очень хороши. Главное придерживаться меры и не злоупотреблять. 10 минут позитива в день в хорошем качестве на экране комфортного размера принесут больше пользы, чем вреда. А еще просмотр мультфильмов важно правильно подавать. Их можно использовать в качестве поощрений или мотивации к хорошему поведению, новым достижениям и т.п.
Хорошо систематизировано — спасибо. Почему-то меня все поисковые запросы на тему «что хорошо для ребенка» приводят на Ваш сайт 🙂 Я бы только добавила оговорку, что кореляция между просмотром телевизора и нежелательными эффектами еще не означает причинно-следственной связи. Наверняка родители, которые безответственно относятся к просмотру ребенком мультиков, так же безответственно относятся к воспитанию вообще, отсюда и все проблемы. Но результатов, абстрагированных от этого фактора, наверное, и нет, по крайней мере, в открытом доступе.
Ну не знаю. У меня, например, и в мыслях нет ставить годовалой дочке мультики «для эмоциональной отзывчивости». Явно же она еще ничего не понимает кроме мельтишения картинок. Но смотрят все сплошь и рядом. Помню отдыхали на море и там за завтраком куча детей разных возрастов (даже до года) ели исключительно с айпэдами.
Признаться, тоже не понимаю как могут мультики положительно повлиять на формирование эмоциональной отзывчивости в раннем возрасте. Но тут ключевой момент, в том что Юлия ограничивает эти сеансы по времени и, предполагаю, по качеству мультфильмов. 🙂
Очень полезная статья. Хотя все мамочки знают, что просмотр телевизора вреден для ребенка, но все же прибегают к нему. Да еще и очень часто!!!
Да, в наше время такого изобилия не было! Больше времени проводили на свежем воздухе да и с родителями! Больше времени уделялось на чтение книг, прослушивание сказок( когда взрослые читают малышам) и играли в разные развивающие игры.