Психотоксичные игрушки
Давно уже хотелось обозначить тему плохих игрушек. Наболело!
Не буду рассказывать об опасности токсичных игрушек, которые производятся с использованием ядовитых материалов, потому что на сегодняшний момент потребители защищены законом показать скрытый текст
В этой статье я хочу поднять тему ПСИХОтоксичных игрушек — игрушек, коверкающих психику. Порой, смотря на зоопарк монстров на прилавках магазинов, создается впечатление, что подавляющее количество родителей — неадекваты. Они покупают своим детям, все что обильно рекламируется. К сожалению, этим детям невозможно помочь. Например, переписка энтузиастов с генеральной прокуратурой о негативном влиянии кукол Monster High на детскую психику не дала никаких результатов. Что уж говорить о менее вызывающих представителях мира игрушек. Среди них многие даже не замечают подвоха.
О термине «ПСИХОтоксичность» я впервые узнала из статьи психиатра А.А.Неровных. В своей статье А.А.Неровных дает родителям общие сведения об психологической опасности отдельных игрушек:
«Ребенок, взаимодействуя с игрушками, в процессе игровой деятельности впитывает в себя их сущность, примеряет на себя их роль. Мы часто покупаем игрушки не думая, следуя за модой, за желаниями детей, а потом удивляемся совершенно непонятным эскападам нашего маленького чада. Но зачем покупали ему в магазине фиолетово — бурого дурогона, с выражением лица гермафродита-ящерицы, потерявшей кошелек с мармеладками из капусты?»
Я решила составить свой черный список игрушек, которые считаю ПСИХОтоксичными. При составлении этого списка я исходила из того, что ЛЮБАЯ игрушка для маленького ребенка — это вклад в формирование его личности. Соответственно, удачное вложение может принести прибыль (обогащение полезным опытом, приобретение полезных установок), а неудачное банкротство (приобретение деструктивных установок). Логично, что влияние этого вклада на ребенка зависит прямопропорционально от того сколько игрушке уделяется времени.
В мой черный список попали:
- Барби;
- Куклы-монстры;
- Куклы-зверюшки Enchantimals;
- Куклы Лол;
- Куклы, с негативными выражениями лиц;
- Конструкторы с набором деталей для сборки креативных существ.
- Завершение
Психотоксичные игрушки | Барби
В этом разделе я имею ввиду не только оригинальных Барби, но и кукол других производителей с похожими пропорциями тела. Итак, игры в Барби закладывают в девочках желание иметь стройную фигуру и ухоженный вид. В среде психологов даже выделены термины «комплекс Барби», «синдром Барби». В базе научных исследований можно встретить сотни исследований с результатами, которые говорят о том, что большинство девочек играющих с подобными куклами, недовольны своей внешностью. Это недовольство начинается уже в 3-5 лет. С возрастом оно обычно прогрессирует. О подробностях негативного влияния читайте текст исследования «РОЛЬ МОДНЫХ КУКОЛ В УСВОЕНИИ НЕРЕАЛИСТИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТЕЛЕСНОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ У ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНИЦ«.
Признаться, я ничего плохого не вижу в стремлении девушек хорошо выглядеть, т.е. иметь стройную фигуру и ухоженный вид. В разумных пределах это вполне правильное стремление. Если дополнительно к нему родители сумеют заложить в детстве привычки правильного питания, физической активности, одеваться опрятно и со вкусом, то девочка только выиграет.
Гораздо бОльшие проблемы я вижу в том, что:
- Барби — кукла, побуждающая к преждевременной сексуализации. Объемные грудь и попа, узкая талия, длинные ноги, одежда и макияж, подчеркивающие женственность (нередко вызывающие), роскошные распущенные локоны давно уже стали атрибутами сексуальности в современном обществе. Помимо прочих атрибутов, для Барби можно докупить Кэна. Ответьте сами себе честно на вопрос «Для чего всеми этими атрибутами снабжать детскую куклу?». Пара фактов о времени появления Барби раскрывает причины атрибутов внешности:
- Период сексуальной революции на Западе пришелся на 1960-е-1970-е годы.
- Первая Барби была выпущена в 1959 году в США. Совпадение? 😎
- Барби зачастую вытесняют/замещают игры с куклами в дочки-матери. В свою очередь игры в дочки-матери критически важны для формирования материнского инстинкта и их девочкам крайне нежелательно пропускать. Как-то я читала интересное исследование о сравнении результатов игр с куклами, похожими на детей и кукол-женщин. К сожалению, сейчас не смогла его найти, поэтому опишу по памяти. После цикла игр с куклами-детьми девочки питали к ним теплые эмоции. Они с удовольствием обнимали своих кукол и делились своими эмоциями. Девочки, игравшие в Барби, в ответ на просьбу обнять своих кукол делали это неохотно, а некоторые вовсе отказались.
Знаю, что многие готовы встать на защиту Барби. Давайте, я вас опережу, и от своего лица напишу комментарии в том стиле, которые мне часто пишут:
Я сама в детстве играла с Барби и выросла нормальным человеком :mrgreen:. И у моей дочери есть несколько барбиподобных кукол… показать скрытый текст
Мне очень хочется, чтобы вы правильно восприняли эту публикацию. Я далека от рекомендаций всем срочно выкинуть Барби, также не утверждаю, что все, кто играл с Барби имеют психологические травмы. Но я уверена, что игры с Барби не самые полезные и они не должны быть основой. Так же как в пищевой рацион включаются сладости и выпечка, также среди кукол могут быть Барби. Но при этом мы не должны забывать об основе рациона. Для девчачьих игр это в первую очередь куклы-пупсы и куклы-девочки.
Из интересного о Барби: а вы знаете, что современные Барби имеют разные варианты фигур:
Психотоксичные игрушки | Куклы-монстры
Куклы-монстры — самые скандальные игрушки. Вокруг них много критики, они пронизаны негативом, но больше других игрушек притягивают детское внимание.
В интернете множество статей о вреде этих кукол. Читая статьи, я поняла, что не все специалисты в полной мере видят ущерб, наносимый детской психике при игре с куклами-монстрами. Поэтому решила выписать основные тезисы об их негативном влиянии на детскую психику:
- При играх в кукол-монстров ребенок одевает на себя образ монстра — его эмоции, жесты, действия. [spoiler] Прошлой осенью я, разглядывая яркие фотографии с Хеллоуина в соцсетях, подумывала, о том, почему бы и нам не подурачится перед камерой в мрачных костюмах и гриме. Действительно, фотографии с Хеллоуина особые. Вовремя мне на глаза попалась публикация Елизаветы Ярославцевой, которая просто и лаконично объяснила, почему нельзя примыкать к лагерю празднующих Хеллоуин (на текущий момент публикация из профиля удалена, поэтому ссылку не даю):
«Когда вы надевали вечернее платье или смокинг, костюм и галстук? Вспомните те ощущения, которыми наполняется ваше сознание и тело, как меняется настроение, как выпрямляется осанка… приятно правда ☺☺☺ А если пришлось участвовать в сценке и примерить костюм зайки? Или волка? Сразу становишься как бы зайкой и меняется голос и взгляд становиться пугливым. Или злобный волк входит в ваше настроение. И так … млекопитающие формируются копированием поведения. Когда вы поощряете участие своего ребёнка в празднике Хеллоуина, оперируя тем, что не верите в духов и потусторонний мир, вы позволяете ребёнку стать ведьмой, вурдалаком, мёртвым на несколько часов, проведя которые ребёнок как бы становиться «не зайкой» и «не принцессой», а «ЗЛОМ», «НЕЧЕСТЬЮ»… так в ребёнке формируется соответственное поведение. А потом вы так удивляетесь что ребенок хамит, дерется в школе, обижает младших и так далее… «ах какая плохая школа, учит детей драться» — часто слышу от родителей. Но не школа разрешает ребёнку смотреть боевые злые мультики на планшете и праздновать Хеллоуин — слёт бесов, чертей и другой нечисти. Можно не верить в духов и силы зла, однако формирование поведенческих навыков очень даже материально.»
Таким образом получается, что при выборе даже исключительно симпатичных куколок-монстров ребенок учится воспроизводить негативные эмоции, изображенные на лице кукол, вызывающие жесты. По сути, покупка подобных кукол является фактором, развивающим деструктивные эмоции и поведение ребенка. [spoiler]
- Также, как и Барби, куклы-монстры — игрушки, побуждающие к преждевременной сексуализации. Объемные грудь и попа, узкая талия, длинные ноги, вызывающие одежда и макияж, роскошные распущенные локоны давно уже стали атрибутами сексуальности в современном обществе.
- Слишком яркая внешность и большие технические возможности этих кукол привлекают слишком много внимания и отвлекают от создания воображаемой ситуации, которая составляет основную суть сюжетной игры. Игры с этими куклами зачастую имеют бедные сюжеты.
- Содержание, отражающее человеческие страхи смерти и насилия, подается ребенку
сразу в инверсированном, достаточно привлекательном виде…В результате не происходит распознания зла и его проживания. Вместо этого, зло и его
образы воспринимаются как забавные, ничего не значащие формы. В размывании этических и эстетических норм и заключается, по-видимому, главная опасность данных игрушек. Подробнее об этом в исследовании «Что видят и чего не видят дети
в куклах Монстр Хай«. На мой взгляд, данное исследование подозрительно лояльно. В самом исследовании упущен вопрос сексуализации маленьких детей, а также в итогах исследования психологи не посчитали нужным дать рекомендации избегать или наоборот покупать эти куклы.
Психотоксичные игрушки | Куклы-зверюшки Enchantimals
Последний тренд в кукольной промышленности — куклы-зверюшки серии Enchantimals от игрушечного гиганта Маттел. Если даже среди симпатичных кукол-монстров чувствуется негатив, то эти девчушки-зверушки безупречно милые. Уверена, многие видя симпатичные личики, фигурки и превосходное качество материалов этих кукол, захотят их приобрести. В начале этой публикации я писала о важности правильных игрушек для формирования психики. Самоидентификация девочек, как будущих мам начинает формироваться еще в дошкольном детстве при играх в дочки-матери. На мой взгляд, последствия игр с куклами-зверюшками психиатры не могут прогнозировать. Ведь в психиатрии проблем, связанных с отклонением в самоидентификации, огромный спектр. Представляете, что может произойти с психикой ребенка, когда в момент попыток осознания, кем же является он сам, подсунуть ему куклу-зверушку. Дать ребенку, который только познает себя, яркую, милую игрушку-нечеловека, незверушку. Яркость образа, конечно же, сыграет решающую роль и на многие важные ответы ребенок не сможет ответить верно.
Создается впечатление, что фирма Маттел (производитель Барби, кукол-Монстров) основательно подошла к разрушению психики целых поколений девочек. Началось все с продукта периода сексуальной революции — Барби. Затем разрушение психики перешло на новый уровень. Куклы-монстры с детства сбивают ориентиры между добром и злом. Новые куклы вовсе затрудняют самоидентификацию. Проигрывая образ кукол-зверушек, ребенок может узнать, что можно быть не просто девочкой, а девочкой-собачкой. А может быть и вовсе не девочкой, а просто собачкой?
Психотоксичные игрушки | Куклы ЛОЛ
Наверно, каждая мама девочки наслышана об этих куклах. Знаю, некоторые мамы скупают их пачками, а другие ненавидят. Я во втором лагере . Честно, не понимаю, как можно покупать таких примитивных куколок для своих принцесс.
Надо отдать должное, производители ЛОЛ постарались завуалировать их негативные качества. В них нет выраженной сексуальности, агрессии, как у кукол Маттел. Их большеглазые лица и фигурки с хрупкими плечиками вызывают ассоциации с персонажами аниме. Тем не менее, если рассмотреть подробно целые серии ЛОЛ, то можно обнаружить следующее:
- Лол бывают зверушками, девушками, младенцами. Налицо происходит размытие границ идентификации.
- Малышки Лол, как будто не имеют возраста. Некоторые из них в повседневной молодежной одежде — футболочках и штанишках/шортиках. Другие в коротеньких платьицах и это тоже выглядит нормально. По себе знаю, мамы оглянуться не успевают, как дети вырастают из одежды. Вполне естественно, что детей часто можно увидеть в коротеньких штанишках и платьицах. Весьма странно выглядят малышки в черных колготках в сеточку или те, у которых юбочки короче трусиков. Если внимательно рассматривать детали одежды кукол целой серии можно увидеть, что дизайнеры Лол играют с потребителями такими «незначительными» деталями.
- Вкладыши, в которых приведены примерами кукол серии, коварно навязывают детям сбор всей коллекции кукол.
Куклы для игры в дочки-матери
Наука психология однозначно утверждает, что закладка материнского инстинкта у девочек начинается с дошкольного детства. Важное влияние на этот процесс оказывают сюжетно-ролевые игры в дочки-матери. В настоящее время на прилавках наблюдается чрезмерное разнообразие кукол. Кто-то доверяет только куклам собственноручного изготовления или вальфдорским куклам, другие предпочитают популярные бренды. На мой взгляд, каждый из этих вариантов в своей качественной реализации имеет право на существование.
Вспомним, слова психиатров о том, что дети многократно примеряют, проигрывают, изучают, проживают образы, заданные куклами, и сформируем требования к правильным куклам для игры в дочки-матери. На мой взгляд, для корректного формирования психики достаточно того, чтобы
- кукла была похожа на ребенка;
- в позе куклы и на ее лице не было проявления негативных эмоций.
Этим нехитрым требованиям способна удовлетворить даже тряпичная кукла, сшитая за один вечер мамой, далекой от швейного мастерства. Казалось бы, все просто, но в желании выделиться у современных брендов иногда можно встретить явный перебор . Экземпляры ниже я занесла в свой черный список:
Конструкторы
Всем известно, что конструирование закладывает привычку созидания, развивает логику, пространственное мышление, мелкую моторику и фантазию. Разнообразие современных конструкторов будоражит воображение. У многих родителей возникает вопрос: «какой лучший?».
Я для себя выделила несколько характеристик конструкторов, которые обхожу стороной. Конечно же, главная характеристика — высокое качество пластика и плотное сопряжение деталей. В этом случае даже большая постройка не развалиться и будет иметь ровные очертания. После ряда разочарований мы окончательно остановились на Лего. Я стараюсь выбирать наборы, в которых содержится множество базовых однообразных блоков, а также окна и двери, позволяющие строить простые творческие архитектурные сооружения. Ниже описываю два вида конструкторов покупки которых избегаю.
Конструкторы, из которых можно собрать 1-2 ЗАДАННЫХ объекта
Такие конструкторы не дают пространства для развития фантазии, а конструирование сводят до сборки по образцу. Сборка объекта по инструкции с большим числом деталей относится уже не к развитию творчества, а к формированию привычки заниматься длительное время однообразной монотонной деятельностью. Такая привычка не менее важна, чем богатая фантазия. Тем не менее, покупая конструктор, мы рассчитываем на его многофункциональность, в том числе возможность сборки объектов по творческому замыслу. С большинством наборов того же Лего творчество ограничено набором деталей под конкретную схему сборки. При попытке собрать что-то другое ребенку просто-напросто не хватит деталей.
Хотя конструкторы для сборки по образцу я отметила в этой публикации, в то же время не считаю их вредными. Правильней сказать считаю их значительно менее и полезными, чем наборы для творческого конструирования.
Креативные конструкторы
Мне категорически не нравятся наборы для создания ныне модных креативных конструкций. Такие наборы включают большое количество нестандартных деталей, из которых невозможно сконструировать что-то доступное для понимания.
Играя с подобными конструкторами, дети скрепляют детали случайным образом, получая в результате объекты без определенной идентификации. Зачастую даже непонятно является ли объект одушевленным. При таких занятиях ребенок не фантазирует, а создает объекты из первых попавшихся под руку деталей. При сборке «креативных объектов» нет никаких правил. Какие детали оказались ближе или ярче, из тех и будет собран объект. Затем то, что получится ребенок пытается идентифицировать, но не сможет в силу нехватки жизненного опыта. Тут может придти на помощь мама. Мама может продемонстрировать ребенку, как к тому, что ничто из себя не представляет привязать ассоциации. На мой взгляд, в данном случае мама сделает только хуже. Одно дело, когда ребенку демонстрируется положительный пример — уместная привязка ассоциаций в музыке, в живописи и когда ассоциативным рядом обрастает ничем не обладающая пустота — случайный набор деталей, которые соединились между собой.
Таким образом, можно предположить, что в процессе игры в подобные конструкторы, перед ребенком непрерывно ставится задача идентификации, с которой он, в силу малого жизненного опыта, не может справиться. Сложно сказать, что могут дать детям эти психологические задачи с идентификацией неидентифицируемых в принципе объектов. Если раньше процесс самоидентификации девочек происходил с участием кукол-девочек, мальчик с участием солдатиков, то современным детям промышленность навязывает самые странные образцы. У меня подобные игрушки вызывают мысли о навязчивых общественных тенденциях по размытию гендерной идентификации.
Завершение
Уверена, что на этом месте у некоторых возникнет разочарование о недостаточной полноте списка. На самом деле, физически невозможно составить перепись всех ПСИХОТОКСИЧНЫХ игрушек, которые представлены на сегодняшний день на прилавках. Если его и составлять полным, то это должна быть какая-то удобная база данных с поиском, так как прочитать весь этот список будет просто невозможно.
В данной публикации приведены варианты психотоксичных игрушек, которые я считаю крайне нежелательными для детей.
- В первую очередь это куклы, которые заполняют все внимание девочек и при этом не обеспечивают формирование материнского инстинкта.
- Во-вторую очередь мне хотелось акцентировать внимание на игрушках, затрудняющих и путающих процесс самоидентификации детей, в том числе гендерной. В нашей стране это относительно свежая тенденция и в ближайшие годы она будет набирать обороты.
Буду рада если вы в комментариях поделитесь своими размышлениями о психотоксичности игрушек, а также дополните список своими вариантами.
Напоследок хочется обратить внимание на тот факт, что для гармоничного развития ребенка первичны не игрушки, а атмосфера в семье. Даже самые психотоксичные экземпляры не смогут существенно навредить ребенку, если в семье гармония и ребенку уделяется достаточно родительского внимания. И наоборот, самый тщательный отбор игрушек (вальфдорских, высококачественных брендовых европейских из натуральных материалов, и т.п.) не спасет ребенка от психологических проблем если ребенок недополучает внимания, если в семье раздоры и даже если кто-то из родителей частенько в депрессии. На эту тему в народе есть хорошая поговорка «воспитание начинай с себя«, а в блоге есть интересная статья психотерапевта «воспитание ребенком».
П.С. уважаемые, ваша защита Лего неуместна. Никто на него не нападал 😄. Если внимательно прочтете публикацию 💡 , то обнаружите, что из всех конструкторов я предпочитаю именно этот бренд, НО далеко не все его наборы считаю удачными. Как некоторые отметили, ОЧЕНЬ не хватает возможности скомпоновать набор по своему усмотрению.
Мне очень жаль, что большинство эту статью восприняло как нападки в адрес Лего, а не диалог о важном и сложном.
Возможно, вас заинтересуют следующие публикации:
- Цикл статей про мультфильмы. Отношение к мультфильмам (дозировка, выбор в соответствии с возрастом), Официальные возрастные нормы, когда можно смотреть телевизор, список мультфильмов от 1,5 до 5 лет одобренных Mamazanuda.ru.
- Обзоры развивающих игрушек.
- Приглашаю к участию в 💥конкурсе раскрасок пластилином💥. Времени еще много — аж до 4 апреля! Если вы еще не пробовали со своим дошколенком пластилиновые раскраски с прозрачной основой настоятельно рекомендую. Сравните результат на фото ниже.
Если было интересно не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группам в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.
Класс! Спасибо, что комментируете ответы. Мне очень понравилось как Вы расписали все! Согласна полностью.
Есть девочки, которые при наличии разнообразных игрушек предпочитают машинки и конструкторы. Не вижу в этом ничего плохого. Играть должно быть интересно!
Мне проще, у меня мальчик. Тем не менее мнение напишу.
Сначала небольшой собственный опыт: я помню себя с трех лет, и я никогда не любила играть в дочки-матери. Смею утверждать, что это не помешало мне стать хорошей мамой. Из типично девчачьих игр я очень любила наряжать кукол в платьица, а поскольку много кукол и нарядов было не по карману родителям, то днями я сидела с бумажными куклами и их бумажными платьицами — рисовала новые, примеряла старые, составляла гардеробы. Сейчас я ненавижу торговые центры и шоппинг — лет с 20 примерно.
К чему я все это описала: психология вообще точной наукой не является. Психологию в России называть наукой на мой взгляд даже не смешно — работ, идущих дальше, чем досужие размышления и спекуляции на мизерном материале, из которого заведомо невозможно сделать и менее далеко идущие выводы, чем делаюся авторами, практически не существует. Найти худо-бедно подготовленного практикующего психолога — задача из разряда невыполнимых, по крайней мере в провинциях. Поэтому мнения психологов об игрушках не впечатляют и не убеждают. Например, проблема самоидентификации в связи с игрушками-зверушками выглядит притянутой за уши: человечество поколениями растет на сказках, а до того — на мифах, легендах и прочих эпосах, где очеловеченные животные являются центральными персонажами. И живая красиво сложенная история куда больше поощряет идентифицировать себя с ее героями, чем любая кукла.
Ну и наконец мое сугубо непрофессиональное мнение: нет психотоксичных игрушек. есть психотоксичный подход к воспитанию. Когда родители не занимаются детьми, их воспитывают мультики, игрушки и сверстники в детском саду. Не думаю, что игрушками можно изменить представление о норме для ребенка, которому родители изо дня в день это представление транслируют.
Что же касается конструкторов, то здесь полностью согласна: эти многочисленные дорогущие лего не имеют отношения к творчеству и не только не развивают способности ребенка, но и подавляют их. Как мне кажется, я это вижу в детях подруг и племянниках: чем больше ребенок увлечен лего и пазлами, тем сложнее ему что-то сочинить, нарисовать и т.д.
Здравствуйте! Спасибо за рекомендации. Согласна по поводу выбора кукол. Дочке 2,9 и стараюсь не покупать кукол с выраженными женскими признаками. По вопросу выбора игрушек , особенно для малышей могу порекомендовать книгу: «Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки». Написанной центром игры и игрушек МГППУ . Это не реклама, книгу нашла случайно, просто мне она помогла в выборе игрушек.
С куклами согласна. У лол, кстати, это не мама и дочка, а две сестрички.
А вот с конструкторами — нет, нет и ещё раз нет. Я двумя руками за нестандартные конструкторы. Зачем строить непременно архитектурные сооружения? Ведь конструктор, от слова конструировать — создавать новое, что угодно, самолёт, дерево, человечка, торт, корону или неведомую кракозябру. Зачем границы? Это ведь так сужает творческое мышление! Даже двухлетки обладают уже огромной фантазией и могут построить что-то нестандартное и интересное. Это ведь так круто, собрать случайным образом что-то, а потом придумать что это! Есть ведь даже упражнения на фантазию, где нарисованную мамой загогулину, ребенок должен дорисовать до чего-то понятного. Банальный домик можно выстроить и из деревянных кубиков.
Другое дело, что наборы всегда собирают так, чтобы вынудить вас купить ещё несколько. Но у того же Лего есть ведь не только тематические наборы, но и наборы базовых кубиков-деталек.
У нас несколько разных видов, но любимые Лего дупло и гибкий корейский конструктор из которого можно выстроить, все, что угодно, работала бы фантазия!
В общем повторюсь, нестандартные конструкторы это очень круто, не надо загонять детей в рамки «домиков». Домик, в конце-концов может быть не из кирпича, а бамбуковым, пряничным или шалашом.
Сегодня разговаривала с детским психологом. Она акцентировала внимание, что из конструкторов для малышей лучше всего именно нестандартные. Знаете почему? Потому что родители не могут поправить и посоветовать, как «нужно» строить. Как не построй, все правильно! А домик без маминых советов, ну никак не выстроить.
Давайте начнем с того, что границы могут ограничивать то, что существует хоть в каком-то количестве. А если границам нечего сдерживать, то ограничения не имеют смысла.
На текущий момент многие психологи формируют свое мнение о развивающих игрушках и занятиях с детьми исходя из гипотезы, что у детей фантазия богаче, чем у взрослых. Я же приверженец идей Выготского, который утверждал обратное. Интересно, что точка зрения Выготского до сих пор воспринимается, как новаторская, хотя его трудам на тему развития детского воображения уже более 90 лет. Исходя из идей Выготского воображение у малышей в зачаточном состоянии и, следовательно, в силу его отсутствия его просто невозможно ограничить. Следуя этой логике домик, предложенный к постройке мамой, ребенка нисколько не ограничит, а как раз наоборот — наполнит его базу знаний. Конечно же, помимо маминых предложений, ребенок может черпать варианты из других областей своего окружающего мира, но мамины идеи доступней всего, и они будут не ограничивать, а демонстрировать возможности и наполнять пока еще пустую базу жизненного опыта.
И еще несколько слов о конструировании. Конструирование — это деятельность которая неразрывно связана с логикой. Если мы рассмотрим обычную пирамидку, то увидим, что это один из самых элементарных конструкторов. На примере с пирамидкой малыш знакомится с логическими понятиями больше-меньше. Собирая пирамидку, ребенок учится получать устойчивую конструкцию. Затем на очередном из этапов при сборе пирамидки ребенок использует свои знания о величинах. Т.е. происходит вполне себе осмысленное конструирование.
При сборке конструкций из современного креативного набора непонятных запчастей маленький ребенок учится только сопрягать детали между собой. Анализ выбора детали из ХАОТИЧНОГО разнообразия форм и цветов просто невозможен в силу условий. Если бы мы предложили ребенку собирать цветочки из мозаики красных, синих, желтых и зеленых цветов, то ребенок, пользуясь своим опытом мог бы листики делать зелеными, серединки желтыми. Т.е. включал бы работу логики, выбирал бы детали по форме или цвету. А если все вокруг пестрит, то логика малыша просто останется не задействованной, ребенок просто возьмет деталь поярче или поближе и пользы от игры с пестрящим базаром не будет.
Если уж говорить о пользе креативных конструкторов, то речь должна вестись о детях, в которых заложен первый опыт конструирования и которые уже готовы к комбинированию и экспериментам. Освоение каждого нового уровня «креативного» конструирования возможно только при освоении очередного базового уровня. Ребенок начнет экспериментировать в строительстве домиков/мостиков/башенок/машинок/замков/и т.д. ТОЛЬКО после того, как научится строить ОБЫЧНЫЕ строения, но не наоборот. Чем больше база у ребенка (старше ребенок) тем более эффективными будут игры с креативными наборами.
Интересен был бы обзор для мальчиков
Спасибо за статью. Какие конструкторы рекомендуете? Моей дочке год и пять, хотела для начала купить Лего (набор с пироженками), но почитала Вас и засомневалась.
Моему сыну тоже год и пять. Может, вам пригодится мой ответ. На новый год подарила два маленьких набора дупло — машинку и набор мои первые животные (в нём тоже есть несколько кубиков). За две недели он освоил принцип сборки и начал выстраивать разные варианты машин, объединяя два набора. Здесь вижу развитие и моторики, и фантазии. Сейчас заказала уже большой набор дупло из 80 деталей, там, как советовалось в статье, в основном базовые повторяющиеся детали, из которых можно очень много построить, есть схемы, как собирать разные предметы (рыбка, цветочек и т.п.). Много простора для фантазии. Плюс это самый бюджетный набор лего дупло.
спасибо, Инна!
В моем детстве у приятеля был большой набор лего, из которого можно было собрать вообще все что угодно. Да, там была схема сборки какого-то здания, но играли мы с ним часами и собирали много разных конструкций. Со временем туда добавлялись детали из других наборов, их интересно было собирать по схеме максимум один раз, дальше шло чистое творчество. 🙂 Сыну, как подрастет, куплю обязательно набор с большим числом деталей.
Отлично написали, не поспоришь ))). Покупала дочке два конструктора лего с замком для принцессы и Эльзы, абсолютно бесполезна игрушка ((( собрали и стоит пылиться, стоит дорого. Лол дочке я покупала, это был заказ на 11 лет, я посчитала, что лучше купить жутких лолов, чем гаджеты. В итоге : лолы были распакованы, счастью не было предела, расставлены на полочку и всё. Счавтлив ребёнок счастлива мама. Конечно, для детей до первого класса лол точно не нужен. Кукла монстр хай тоже есть, самая красивая и приличная для коллекции. Я всегда радовалась игрушкам, т к моя дочка просила и играла в них до 11 лет. Дети ее возраста из гаджетов не вылезают. Сейчас нам 12 и у нас новая страсть: книги. Очень долго ждала ))). Список книг пока не радует, все однообоазные, но я считаю это лучше, чем гаджеты. Вообщем, я очень не люблю гаджеты. Мне нравиться, когда дети играют и читают. Спасибо за ваши рекомендация.