Развитие ребенка по месяцам. Точка зрения Американской Академии педиатрии.

развитие детейЯ уже приводила в блоге книгу «Дневник развития ребенка от рождения до трех лет» профессора А.М.Казьмина, но зная насколько тема развития беспокоит родителей, думаю не лишним будет привести официально признанную по этому вопросу точку зрения Американской Академией Педиатрии.

Содержание

Возраст

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка

1 месяц

После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными, особенно в части запихивания руки в рот. Вы заметите, что он слушает, когда вы говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда совершает осознанные движения, или чтобы привлечь ваше внимание.

Двигательное развитие

  • Резкие вздрагивающие движения ручками
  • Подносит руки к глазам и ко рту
  • Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону
  • Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать
  • Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движения
Зрительное и слуховое развитие

  • Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
  • Взгляд блуждает, возможно небольшое сходящееся косоглазие
  • Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
  • Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
  • Слух полностью сформировался
  • Ребенок узнает некоторые звуки
  • Может повернуться к знакомым звукам и голосам
Обоняние и осязание

  • Отчетливо предпочитает сладкие запахи
  • Избегает горьких или кислых запахов
  • Узнает запах грудного молока своей матери
  • Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
  • Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно
Контроль за развитием ребенкаСообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных признаков задержки развития на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка:

  • Ребенок выражено плохо и медленно сосет
  • Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света
  • Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону
  • Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
  • Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка
  • Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
  • Ребенок не реагирует на громкие звуки

3 месяца

(вернутся к содержанию) 

К возрасту трех месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится, проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов, свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются.

Развивающая игрушка для детей 3 месяцев
Именно в этом возрасте малыши начинают проявлять первый интерес к игрушкам. Игрушки для таких малышей должны быть легкие, мягкие и удобно ложиться в ручку.
Предлагаю Вам ознакомиться с обзором самых популярных игрушек для этого возраста.

Двигательное развитие

  • Поднимает голову и грудь, лежа на животе
  • Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
  • Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
  • Раскрывает ладони и сжимает кулачки
  • Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
  • Подносит руки ко рту
  • Ударяет свисающие предметы руками
  • Хватает игрушки и трясет ими
Зрительное и слуховое развитие

  • Внимательно разглядывает лица
  • Следит за движущимися предметами
  • Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
  • Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
  • Улыбается при звуке вашего голоса
  • Начинает гулить
  • Начинает подражать некоторым звукам
  • Поворачивает голову в направлении звука
Социальное и эмоциональное развитие

  • Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
  • Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
  • Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
  • Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого
Контроль за развитием ребенкаХотя каждый малыш развивается по-своему, в своем темпе, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около трех месяцев, обсудите это с вашим педиатром:

  • Не реагирует на громкие звуки
  • К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки
  • К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса
  • К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
  • К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
  • К возрасту трех месяцев не улыбается людям
  • Не может хорошо держать голову в три месяца
  • К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их
  • К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить
  • К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот
  • К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
  • К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
  • Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
  • Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
  • Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку
  • Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев

7 месяцев

(вернутся к содержанию)

В возрасте от четырех до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже ползать.

Период бодрствования малыша к этому возрасту увеличивается и перед мамами встает задача — внести разнообразие в будни малыша. Знакомство с книгами — это отличный вариант разнообразить будни.
Недавно я опубликовала свеженький обзор очень интересных книг для этого возраста.

Двигательное развитие

  • Переворачивается с живота на спину и обратно
  • Садится с помощью, а затем и без помощи рук
  • Стоит с поддержкой
  • Дотягивается до предметов одной рукой
  • Перекладывает предметы из одной руки в другую
  • Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват
Зрительное развитие

  • Может видеть все цвета
  • Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов Может лучше следить взглядом за движущимися предметами
Развитие языковых навыков:

  • Откликается на своё имя
  • Начинает реагировать на слово «нет»
  • Различает эмоции и интонации
  • Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
  • Выражает голосом радость и неудовольствие
  • Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов
  • Развитие процесса познания:
  • Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
  • Исследует предметы руками и ртом
  • Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии
Социальное и эмоциональное развитие:

  • Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, «дай-на»))
  • Проявляет интерес к изображениям в зеркале
  • Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется
Контроль за развитием ребенкаКаждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте семи месяцев:

  • Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
  • Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла
  • Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
  • Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
  • Отказывается от обниманий
  • Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
  • Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
  • Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
  • Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету
  • Не реагирует на звуки
  • Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
  • К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука
  • К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно
  • В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам
  • К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
  • К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой
  • К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает
  • К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами
  • К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.)
  • К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
  • К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями
  • К возрасту восьми месяцев не лепечет
  • К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в «ку-ку!»

1 год

(вернутся к содержанию)

В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля — впервые ребенок ощущает себя физически независимым.

Двигательное развитие

  • Садится без посторонней помощи
  • Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
  • Встает на четвереньки
  • Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание Это либо четвереньки — ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи — опора на стопы и ладони)
  • Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
  • Подтягивается, чтобы встать
  • Ходит, держась за мебель
  • Недолго стоит без поддержки
  • Может сделать пару шагов без поддержки
Развитие мелкой моторики и движений рук

  • Использует «пинцетный» захват
  • Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга
  • Кладет предметы в разные емкости
  • Вынимает предметы из различных емкостей
  • Осознанно выпускает предметы из рук
  • Толкает/трогает предметы указательным пальцем
  • Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые
Развитие языковых навыков

  • Все больше интересуется речью окружающих
  • Реагирует на несложные устные просьбы
  • Реагирует на слово «нет»
  • Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет»
  • Лепет становится более выразительным
  • Говорит «мама» и «папа»
  • Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»
  • Пытается повторять слоги и простые односложные слова
Развитие процесса познания

  • Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)
  • Легко находит спрятанные предметы
  • Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке
  • Копирует жесты
  • Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)

 

Социальное и эмоциональное развитие

  • Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев
  • Плачет, когда мама или папа уходит
  • В своих играх любит копировать других
  • Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам
  • Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)
  • Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)
  • В определенных ситуациях может пугаться
  • Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным
  • Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание
  • Сосет свой пальчик
  • Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает
Контроль за развитием ребенка Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте восьми-двенадцати месяцев.

  • Не ползает
  • Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
  • Не может стоять с поддержкой
  • Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
  • Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
  • Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
  • Не указывает на предметы или картинки

2 года

(вернутся к содержанию)

На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием.

Двигательное развитие

  • Самостоятельная ходьба
  • Ходит, волоча за собой игрушки
  • Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек
  • Начинает бегать
  • Встает на цыпочки
  • Бьет ножкой по мячу
  • Заползает и сползает с мебели без помощи других людей
  • Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой
  • Развитие мелкой моторики и движений рук
  • Сам рисует каракули
  • Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое
  • Стоит башню из четырех или даже больше кубиков
  • Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой
Развитие языковых навыков

  • Показывает на предмет, который называют ему другие люди
  • Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела
  • Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам)
  • Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)
  • Говорит предложениями из двух-четырех слов
  • Исполняет простые просьбы
  • Повторяет слова, которые слышит в речи других людей
Развитие процесса познания

  • Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими
  • Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета
  • Начинает играть в символические игры
Социальное и эмоциональное развитие

  • Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его
  • Все лучше осознает свою отдельность от других людей
  • Все с большим удовольствием общается с другими детьми
  • Проявляет все большую независимость
  • Начинает проявлять непослушание
  • Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте двух лет:

  • К полутора годам не начал ходить
  • Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках
  • К полутора годам не произносит как минимум пятнадцати слов
  • Не использует в речи простые предложения, состоящие из пары слов
  • К возрасту год и три месяца не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)
  • К концу описываемого периода развития не начинает копировать действия или повторять слова
  • К возрасту двух лет не исполняет простые просьбы
  • К возрасту двух лет не научился катить игрушки на колесиках

3-4 года

(вернутся к содержанию)

С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период «ужасных 2-х лет» и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» — от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.

Двигательное развитие

  • подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
  • поднимается и спускается по лестнице без поддержки
  • пинает мяч
  • подбрасывает мяч вверх
  • почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
  • движется проворно, как лицом вперед, так задом наперед
Развитие мелкой моторики и движений рук

  • копирует квадратные формы по образцу
  • рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
  • пользуется ножницами
  • рисует круги и квадраты
  • начинает срисовывать по образцу большие буквы
Развитие языковых навыков

  • различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
  • совершенствует основные грамматические навыки
  • говорит предложениями из 5-6-ти слов
  • говорит достаточно чётко — так, что его понимают даже незнакомые люди
  • рассказывает истории
Развитие процесса познания

  • правильно называет некоторые цвета
  • имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
  • подходит к проблемам со своей точки зрения
  • начинает обретать чувство времени
  • выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
  • вспоминает части рассказа
  • различает понятия «одинаковое» и «разное»
  • Играет в фантазийные игры
Социальное и эмоциональное развитие

  • с интересом относится ко всему новому
  • объединяется и взаимодействует с другими детьми
  • играет в «маму» или «папу»
  • проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
  • сам одевается и раздевается
  • с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
  • становится более независимым
  • представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
  • воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
  • часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
  Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.

  • не может подбрасывать мяч
  • не может подпрыгнуть на месте
  • не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
  • не может держать мелок (каркандаш) в пальцах
  • с трудом рисует каракули
  • не может поставить 4 кубика один на другой
  • по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
  • не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
  • игнорирует других детей
  • не общается с людьми которые не являются членами его семьи
  • не использует фантазию в играх
  • сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
  • выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
  • не может нарисовать круг по образцу
  • не использует предложения больше чем из 3-х слов
  • неправильно употребляет слова «я» и «ты»

4-5 лет

(вернутся к содержанию)

Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.

Двигательное развитие

  • Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
  • Подпрыгивает, кувыркается
  • Раскачивается, карабкается (на что-либо)
  • Возможно, перепрыгивает (через что-либо)
Развитие мелкой моторики

  • Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
  • Рисует человека с телом
  • Пишет некоторые буквы
  • Одевается и раздевается без помощи
  • Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
  • Обычно сам заботится об использовании туалета
Развитие языковых навыков

  • Вспоминает часть рассказа
  • Произносит фразы более чем из пяти слов
  • Использует будущее время
  • Рассказывает длинные истории
  • Называет свое имя и адрес
Развитие процесса познания

  • Может пересчитать десять и более предметов
  • Правильно называет не менее четырех цветов
  • Лучше представляет себе понятие времени
  • Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
Социальное и эмоциональное развитие

  • Хочет радовать друзей
  • Хочет быть похожим на своих друзей
  • Легче соглашается с правилами
  • Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
  • Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
  • Знает о различии полов
  • Может отличить фантазию от реальности
  • Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребенок развивается своим, особенным образом, невозможно предсказать, когда именно или как ваш дошкольник достигнет совершенства своих навыков. Достижения в развитии, указанные здесь, дадут Вам лишь общее представление о переменах, ожидаемых по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие идет немного другим путем. Тем не менее, обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в этом возрасте.

  • Ведет себя очень испуганно или робко
  • Ведет себя очень агрессивно
  • Не может расстаться с родителями без сильного протеста
  • Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше пяти минут
  • Мало интересуется игрой с другими детьми
  • Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно
  • Редко использует воображение или имитирование в игре
  • Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
  • Не интересуется новыми видами деятельности
  • Избегает или сторонится других детей и взрослых
  • Не выражает широкого диапазона эмоций
  • Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
  • Не может различать фантазию и реальность
  • Выглядит необычно пассивным
  • Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
  • Не может правильно назвать свои имя и фамилию
  • Не использует в речи множественное число и прошедшее время
  • Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
  • Не может построить башню из шести-восьми кубиков
  • Испытывает неудобство, держа карандаш
  • Испытывает трудности, снимая одежду
  • Не может эффективно чистить зубы
  • Не может вымыть и вытереть руки

Источники:

Публикации на похожие темы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.