Адаптация в детском саду. Личный опыт

DSC_1155В прошлом году я так и не успела написать об адаптации Яны в детском саду. Исправляюсь и делюсь личным опытом адаптации малыша с тонкой душевной организацией.

Повествование пойдет в следующем порядке:

Адаптация в детском саду | О тонкой душевной организации 😀 и решение о поступлении в детсад

Начну с того, что Яна с рождения была плаксивой ручной девочкой, требующей постоянного внимания. Некоторые время мне казалось, что все дети такие и регулярный плач — возрастная норма. Позже я поняла, что все дети абсолютно разные и мой ребенок более чувствительный поэтому нуждается в большем количестве внимания.

Кстати, эти выводы я сделала после изучения полезного ресурса об альфа-родительстве.  Приведу ссылку на одну из статей о чувствительных детях. Изучив особенности чувствительных детей, я старалась Яне уделять максимально много внимания, стараясь понимать и удовлетворять её истинные, а не поверхностные, потребности.

В два года у Яны начало проявляться проявилось категорическое неприятие сверстников. Если в песочнице играл хотя бы один ребенок, она просто отказывалась в ней играть. Пришлось для игр выбирать пустые песочницы. Причина такого поведения очевидна — отсутствие регулярного общения со знакомыми сверстниками. Прогулок на детских площадках для социализации оказалось недостаточно.

Как раз в этот момент подошла очередь Яны на детский сад. Ранее мы планировали отдать Яну в детский сад ближе к трем годам. Учитывая, проблемы с социализацией и речью, решили, что в 2г. 3мес. детский сад ей пойдет на пользу.

Адаптация в детском саду |Предварительная психологическая подготовка

В рамках подготовки к детскому саду я познакомила Яну с распорядком его дня и особенностями. Мы проигрывали типичные сюжеты дня в детском саду на плюшевых зверях и куклах. Часть игрушек были малышами, и мы их старательно кормили, водили гулять, укладывали спать, а вечером их забирали игрушки, которые играли роли мам и пап.

Так как Яна любительница книг, то наша библиотека на тот момент пополнилась книжками про детский сад:

Великая книга о том самом Зайке, или полезные истории и беседы по картинкам

Пара истории о детском саду есть в Великой книге о зайке (My-shop, Labirint, Ozon). Эта книга — главный книжный фаворит Яны за прошлой год. Для малышей, любящих обильное чтение, настоятельно рекомендую.

Детский сад для зверят (My-shop, Labirint, Ozon).

У этой книги название говорит само за себя.

В детском саду

В детском саду. (My-shop, Labirint, Ozon). Это книга-гляделка из серии «Первые книги малыша». В книгах этой серии всего по одной строчке текста на каждой странице. Книга отличается замечательными иллюстрациями и картонными страницами. Из минусов можно отметить, что кухня больше похожа на кухню в обычной квартире (по всей видимости, представлен европейский частный детский сад).

Адаптация в детском саду |Первый месяц в детском саду

В первый день Яна не понимала до конца, что её ждет и вошла в группу с волнением, но без плача. Я забрала её уже через пару часов. При нашей встрече было понятно, что большую часть этого времени она провела не в веселых играх, а в ожидании меня.

Самые сложные моментыDSC_00474

Следующие три недели без слез не обошлось. Слезы мы наблюдали только по утрам. По словам воспитателей, в мое отсутствие, Яна никогда не плакала. Видимо, дети понимают, что на воспитателей слезы не действуют. В течении первого месяца Яна с каждым днем все больше осмысливала суть пребывания в детском саду. По мере этого к ней приходило осознание, что из-за детского сада мы больше не будем постоянно вместе и её негатив к детскому саду увеличивался. Пик кризиса пришелся на третью неделю. Было даже несколько дней, когда Яну пришлось насильно одеть и «утащить» в сад в буквальном смысле этого слова.

Ключи к адаптации

С начала приобщения к детскому саду я делала попытки смягчить процесс.  Опробованные варианты:

  • «Игрушка с собой». Яне в период адаптации было не до игрушек. Думаю, на этом этапе более естественным является переключение внимания малышей на незнакомые игрушки, чем предоставление болезненных воспоминаний о доме по принесенным игрушкам. Опять же все индивидуально…
  • Адвент. На холодильнике я расположила 5 карточек-окошек по количеству будних дней в неделе. За каждой пряталось изображение с малышом-животным. Утром Яна открывала одно из окошек и смотрела какой за ним прячется зверек. Затем надо было идти в детский сад, чтобы там найти маму этого зверька. Специально для адвента я покупала набор фигурок животных и передавала их утром по одному воспитательнице, чтобы Яна в течении дня «нашла» маму очередному звериному малышу. Надо отметить, что в тот период отношение к детскому саду у Яны было настолько негативным, что такой адвент нисколько не сгладил ситуации.
  • Наш первый эффективный ключик — делегирование обязанностей уводить Яну в детский сад папе. Этот вариант для нас был спасительным. Оказывается, Яна в свои 2 года прекрасно понимала, что её слезы трогают только меня и все концерты были рассчитаны на мое присутствие. Однажды утром, когда я чем-то была занята, Яну в сад повел папа. Случилось чудо — Яна впервые за 3 недели зашла в группу без слез. Мы это взяли на заметку и стали использовать. Правда после этого маневра слезы были перенесены на сборы дома.
  • Вторым эффективным ключиком для адаптации Яны к детскому саду оказались книги. Ранее я неоднократно предлагала Яне игрушки взять с собой. Она к этим предложениям относилась без энтузиазма. Только на третью неделю (в пик кризиса) при очередном истерическом плаче мне пришла мысль предложить взять с собой в детский сад книжку. И тут понеслось… Книжка каждый день. Повторяться нельзя! Такое требование у Яны. Только некоторым счастливицам удалось избежать похода в детский сад. Многие после него вернулись потрепанными и потерявшими вид, зато у ребенка появилось душевное равновесие. Воспитательницы к нашим книжкам отнеслись с пониманием, первое время исправно читали. Потом это уже перестало быть таким важным. Яна втянулась в коллектив. Думаю, за счет книжек она пережила первое чувство значимости в коллективе, ведь всем в группе читали её книжки и в связи с этим моментом отношение к детскому саду существенно изменилось. Формальность носить книжки в детский сад осталась до сих пор :-D.

Кстати, со временем старые ключи перестают работать, поэтому надо постоянно искать новые. Спустя полгода после адаптации у Яны снова начало проявляться отрицание детского сада. В этот раз отношение к детскому саду помогло нивелировать введение утренних чаепитий с печенюшками перед детским садом.

Динамика погружения Яны в среду детского сада

  • Первые три дня Яна оставалась в детском саду на пару часов.
  • К концу первой недели Яна оставалась в детском саду до дневного сна. 
  • На третью неделю она впервые научилась засыпать без меня, и я начала оставлять её на сон.
  • К концу первого месяца Яна оставалась в детском саду на полный день и утром собиралась без слез.

На каждый следующий этап погружения в среду детского сада мы переходили по рекомендации воспитателя. Воспитатели в группе Яны, у меня сразу вызвали доверие. Я часто обращалась и продолжаю обращаться к ним с расспросами. Думаю, в момент адаптации профессионализм воспитателя может сыграть решающую роль.

В момент адаптации у меня была идея растянуть процесс. Казалось, что более плавное погружение в среду детского сада является менее болезненным. Сейчас я думаю иначе, ведь ребенок испытывает резконегативные эмоции весь период адаптации и в интересах всех организовать и завершить её как можно быстрее. На мой взгляд, самая большая ошибка при адаптации — водить ребенка в сад нерегулярно. В этот момент даже выходные очень выбивают из колеи.

Самообслуживание

К моменту поступления в детский сад Яна неважно справлялась с базовым самообслуживанием. Кушать ложкой она немного умела, но всегда требовала, чтобы я её кормила. Подобная картина наблюдалась с одеванием. Примерно в полтора года Яна успешно пробовала одевать штанишки, но затем начала отказываться от самостоятельности. Даже с горшком Яна к 2 г. 3 м. допускала промахи.

Перед тем как Яна начала ходить в детский сад, меня очень волновал вопрос самообслуживания. По факту оказалось, что в младшую группу многие малыши приходят с отсутствием этих навыков. Первые недели Яне, как и многим другим малышам, помогала кушать воспитательница. Горшочные дела в детсаду решаются еще проще — малышей водят на горшок по графику. Конечно, бывают промахи, но это не так часто. В целом в детском саду, из-за отсутствия индивидуальной непрерывной помощи :mrgreen: , базовые навыки очень быстро прогрессируют.

Адаптация в детском саду |Детский сад, доводы «за» (выводы на личном опыте)

Последнее время стала модной критика детских садов и даже отказы от их использования. Одно время меня впечатляли публикации на эту тему, но рано или поздно мы сталкиваемся с реальностью и все встает на свои места. У ребенка 3-4 лет возникает потребность в социализации. Сможете ли Вы организовать для ребенка регулярное, эффективное и продолжительное общение со сверстниками? То есть не просто приводить ребенка куда-то для развлечений, а именно организовывать совместную деятельность детей (игры, развивающие занятия). Ведь именно в процессе совместной деятельности происходят наиболее эффективные моменты социализации. При отказе от детского сада надо, как минимум, иметь несколько единомышленников-энтузиастов с детьми близкого возраста. Общение со взрослыми тоже не должно ограничиваться одной мамой. Мама — это зона комфорта. Для психологического роста личности любому человеку надо иногда покидать зону комфорта.

Не буду перечислять другие очевидные преимущества детских садов, остановлюсь на интересных наблюдениях в психологическом плане связанных с началом посещения детского сада Яны.

Повышение уровня самостоятельности

Детский сад ставит детей в условия, где им приходится очень быстро учиться самостоятельно кушать, одеваться и ходить на горшок. По-моему, для двухлетнего ребенка ничего в этом плохого быть не может :mrgreen: .

Обретение свободы

С первого проявления сознания и до конца вливания в коллектив детского сада Яна была психологически скованным ребенком. Я даже не знаю, что послужило формированию этих психологических зажимов и были ли они сформированы при неправильном отношении или изначально заложены, но не раскрыты. Наверно, в книжках по детской психологии об этом есть отдельная глава, но она мне не попалась. Эти зажимы выражались в боязни всего нового. Даже обычное купание долгое время для нас представляло проблему с кучей отказов. Машинка-толокар, подаренная на 1 год, вызвала у Яны большой ужас. Только спустя день удалось доказать, что игрушка не только не опасна, а даже очень хороша. Так Яной воспринималось очень много вещей. По мере взросления зажим немного ослабевал, но с вливанием в коллектив детского сада я начала ощущать в Яне огромный прилив внутренней свободы.

До детского сада Яна всегда была послушная, как пластилин. Многие, смотря на наши видео и читая описания развивающих занятий, удивлялись её послушности. Рассказав всего пару раз об опасности автомобилей, я привила годовалой Яне аккуратность при перемещении на улицах. Завидев машину она всегда старалась быть рядом с нами и никогда у неё и в мыслях не было направится на проезжую часть самостоятельно. Так же обстояли дела с лужами. После пары нравоучений о том, что побывав в луже без резиновых сапог можно испачкаться и промочить ноги, Яна обходила лужи аккуратней меня. В детском саду Яне показали, как весело можно скакать по лужам, не задумываясь о том, какая на тебе обувь. Оказалось, эмоциональное удовольствие от обуви не зависит.  Свободная от условностей Яна стала позволять себе бегать в сторону проезжей части. Надо признать, что у неё осталась боязнь явной опасности. Например, высоты. Но все, что было на уровне послушания, улетучилось.

Появившаяся внутренняя свобода положительно повлияла на речь и социализацию. О проблемах по этим направлениям я писала в начале поста. Через два месяца посещения детского сада начались первые признаки активизации процесса развития речи. Через полгода после начала посещения детского сада Яна начала отлично для своего возраста разговаривать. Думаю, это не совпадение и без посещения детского сада прогресс в речи был бы более медленным. Подробный пост о развитии речи тут. С социализацией все тоже нормализовалась. Через 4 месяца у Яны появилась первая подружка. Норма играть в многолюдных местах появилась еще быстрей.

Также с обретением свободы выбора изменился набор наших занятий. Теперь их чаще выбирает Яна. Прошло время «навязываний» :mrgreen: , к трем годам у ребенка сформировался конкретный список предпочтений.  Сюжетные игры, чтение и лепка остались в фаворитах. Неплохо воспринимаются карточки, пазлы и наклейки. В список аутсайдеров попали рисование, аппликация, логико/математические развивашки.

Сложно оценить подобное влияние детсада. Думаю, психологи бы оценили его, как очередную ступень развития личности. Наверно, все неудобства родителей связанные с обретением свободы личности — это проблемы, для решения которых мы — родители и существуем и глупо винить в подобных проблемах детский сад. По факту детский сад форсировал психоэмоциональное развитие, и сказать, что это плохо будет ошибкой.

Адаптация в детском саду |Базовый набор вещей для детского сада

Этот раздел не совсем по теме, но, думаю, для тех, кто впервые собирает малышей в детсад он будет актуальным. Когда я делала первые покупки к детскому саду, то покупала много лишнего или делала не самый удачный выбор. К трем годам я осознала, что у нас оказались невостребованными практически все тонкие кофточки с длинным рукавом (их сейчас принято называть лонгсливами) и платья из плотной ткани (вельвет, флис). Зимой и летом в группе, которую ходит Яна, поддерживается жара, поэтому такие вещи совсем неактуальны. Лучше всего перед шоппингом для детского сада узнать у воспитателей о температурном режиме в группе.

На сегодняшний день для детского сада я стараюсь поддерживать следующий комплект вещей:

набор одежды1

Мой выбор гардероба для детского сада на май.

  • 4-5 вариантов одежды для ежедневной нОски. В идеале для Яны это качественные хлопчатобумажные трикотажные комплекты юбка+футболка/шорты+футболка или платья с коротким рукавом. Платья мне кажутся наименее удобными. В холодные времена года на прогулках юбку от платья приходится заправлять в штаны и это может выглядеть не очень эстетично, после прогулок она становится помятой. Юбку и шорты для прогулок в прохладную погоду воспитатели обычно снимают и одевают штанишки. Чаще всего я отдаю предпочтение брендам: Next (теперь у них стало дороговато и по размерам случаются промахи), PlayToday (последнее время перешли на этот бренд, есть возможность примерки + в wildberries можно дождаться хороших скидок с учетом личных до 40%), также встречаются хорошие недорогие вещички у Gloria Jeans, PELICAN и Crockid.
  • комплекты нижнего белья в идеале по количеству дней в неделе.
  • тоненькие носочки в идеале по количеству дней в неделе.
  • пара сменной обуви — сандали с липучками. Для малышей с идеальной моторикой на типе застежке внимание можно не заострять. Светлую обувь будьте готовы регулярно забирать домой и мыть.
  • в зависимости от времени года для прогулок я покупаю водолазку или свитер с длинным горлышком. Удобней, если они есть в двух экземплярах;
  • на прохладное время года около 4-ех пар колготок;
  • Шапочки на прохладную погоду (зимняя, двойная с подкладом из флиса, тоненькая однослойная на ветреную погоду летом и теплой весной), панамка на жару;
  • Верхняя одежда. Для теплой весны/лета на прохладную погоду ветровка (очень нравятся с флисовым подкладом) + джинсы (выбираю только из мягкой ткани, не сковывающие движения) + кроссовки + резиновые сапоги. На холодное время года предпочитаю варианты для активных игр — плотные высокие штаны с лямками + куртка. При выборе мембранной верхней одежды не забывайте, что все нижние слои одежды должны быть термопроводящие иначе смысл мембранного верха теряется — влага будет скапливаться в слое натуральной одежды. Т.е. в идеале футболка, колготки, кофта/водолазка, носки должны быть с пометкой «термобелье» или состоять из синтетики. Зимняя обувь — отдельная история. Удобной (гибкой и по форме ноги) в наших широтах она быть не может, поэтому в первую очередь выбираем по терморежиму своего ребенка (для активных — мембрану, на спокойных детках можно сэкономить и ограничиться валенками).

На этом тему детского сада считаю раскрытой. Надеюсь статья окажется полезной. Всем поступающим в детский сад желаю легкой адаптации и понимающих воспитателей!

Другие статьи, связанные с поступлением в детский сад:

Адаптация в детском саду. Личный опыт: 36 комментариев

  1. Инна

    Уважаемые дамы! Кира и Мария, вы как будто не слышите, что Екатерина пытается до вас…ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ….поэтому люди отдают детей в сад до трех лет

  2. Кира

    Боже мой, читаю и диву даюсь! Конечно ребёнок орать будет, он ещё кроха, а его уже в незнакомую среду отдают. Маленьким детям нужна мама, её тепло,до трёх лет они вообще ничего не понимают в коллективизации, тупо ходят за воспиталкой. Ребёнок ещё себя обслуживать не научился, а вы насилуете его психику. Мама, бросившая ребёнка в яслях, отдав в детсад или бабушкам, потом удивляться будет и нервничать почему её ребёнок так от неё далёк. Я знаю много подобных примеров. А ребёнок истерит после сада,так как он соскучился по маме, по дому,ему было просто ПЛохо! А вы адаптация, социализация, чушь это. Всему своё время.

    1. Мама зануда Автор записи

      Похоже ничего из прочитанного Вы не поняли. Такое часто случается, когда человек может воспринимать единственно верным только свое личное мнение. Повторюсь в сотый раз, мы все разные, наши обстоятельства и их оценка тоже разные, поэтому не стоит отрицать истинность моих суждений для моих условий. Вообще на мой взгляд, у каждого явления есть несколько сторон и Вы учитываете только одну. Приведу еще раз свои доводы в пользу раннего детсада, раз уж Вы поленились их понять из статьи:

      1. Ребенок в 3-4 года значительно более осознанный, но в то же время критичности мышления до 5-6 лет отсутствует, поэтому во многих случаях более резко воспринимает расставание с мамой, чем в 1-2 года. Например, в год-два ребенка проще отвлечь или перевести с темы на тему, чем трехлетку.

      2. В коллективе и с воспитателем ребенок вынужден соблюдать правила распорядка, субординацию в общении с воспитателями и за счет этого значительно быстрей осваивает навыки самообслуживания. В семье, как правило, присутствует психологический буфер — дети начинают манипулировать родителями: мама покорми, одень и т.п. Причем, неопытность мамы не является причиной. Подобные факты наблюдаются и в отношении мам — опытных воспитателей.

      3. Погружение в жизнь коллектива вызывает большой эмоциональный отклик, который также стимулирует развитие, в том числе речевое. Причем, особенность этого коллектива — стабильность и постоянность, в отличии от спонтанной компании на детской площадке во дворе. На мой взгляд, очень важным является именно наблюдение за знакомыми сверстниками и совместная деятельность с ними. Т.е. просто гуляя во дворе этого эффекта невозможно добиться.

      Разумеется при этом есть свои минусы, про них всем известно и смысл их перечислять и обсуждать не вижу. Логично, что каждая мама при принятии решения взвешивает количество плюсов и минусов. Своей статьей я хотела сказать, что такое явление, как детский сад оказывает, в том числе, положительное влияние и что не надо бояться негативных моментов, все они решаемы. Главное негатив не оставлять и не копить, а прорабатывать его. Что касается «плохо» в детском саду, то большинству людей «плохо» на протяжении всей жизни и в школе, и в ВУЗе, и на работе. Это зависит в целом от отношения к жизни, а не от школы, ВУЗ, работы или возраста в котором отдали ребенка в детский сад.

      1. Мария

        До, 3-х лет ребёнок связан с мамой. Это написано во всех психологических изданиях. В три года всё само бы свершилось. А ранняя отлучка может сказаться в другой сфере.

        1. Мама зануда Автор записи

          Это статья не о выборе возраста для адаптации в детском саду. Обратите внимание, что нигде в статье я никому не рекомендую отдавать детей рано в детский сад. Я знаю кучу особенностей восприятия мира своим ребенком и, принимая решение, было учтено именно это. Данная статья включает опыт личный адаптации и не нуждается в советах, цитирующих популярное мнение современных теоретиков. При принятии своих решений, я в первую очередь обращаюсь к базе этих советов и бывает такое, что мне они не подходят. Случай с садиком был как раз из этого разряда.

          Мария, когда Вы научитесь понимать по-настоящему своего ребенка, то поймете, что всё что пишут в книгах это усредненные условности и им должны следовать те, у кого не открылся внутри «истинный родитель», который чувствует истинные потребности и индивидуальные особенности восприятия ребенка.

          Поверьте, многие дети и в три и в четыре и старше также не хотят в детский сад. Да, что уж говорить, даже большинство из взрослых не хочет покидать свою зону комфорта. Что касается привития привычек, то они как раз-таки прививаются в более раннем возрасте проще. У каждой точки зрения есть свои доводы, но я считаю, что родители должны ориентироваться по своему ребенку, исходя из своих личных условий. Поэтому давать советы по данному вопросу тем, кто их не просит, достаточно неэтично.

          1. Мария

            Я опираюсь и на глубокий опыт традиций воспитания славянского народа и на практическую деятельность. А как же объятия мамы, ласка и т.п. Что воспитатель это заменит? До трёх лет должны сформироваться определённые психологические структуры. И я не заметила из Вашего описания , что у девочки была сильная потребность в социализации. Это у Вас беспокоит тревожность по отношению к ребёнку. И исходя из практики , иногда надо прислушиваться к теоретическим обоснованиям.

            1. Мама зануда Автор записи

              В ответе ниже я уже дала исчерпывающую информацию по интересующему Вас моменту. Переход к конкретике (частностям) я считаю лишним, тем не менее, посчитала себя обязанной его прокомментировать:

              Про свое отношении к теории в данном вопросе я написала ниже. Под теорией в данном случае я имею ввиду, в том числе, глубокий опыт традиций воспитания славянского народа и практическую деятельность. Обратите внимание, я не советовала не прислушиваться к теоретическим обоснованиям, я советовала анализировать их применение на конкретных условиях и лишь после этого принимать решение о их применении.

              Что касается потребности в ласки, неужели Вы считаете, что у детей в 3 года она снижается. С возрастом данная потребность только увеличивается. Надо учиться её удовлетворять и поддерживать не взирая на ограничение по времени. Есть такое понятие «эффективность». Эффективностью в воспитании я вижу краткость воздействий, но при этом высокую положительную результативность.

              Я нигде не писала, что у Яны была потребность в социализации. Скажу даже больше, её не было. У неё был «психологический зажим» (о нем я написано в статье), а также её особенности восприятия. В терминах я могу ошибаться, так как действовала по наитию, а не по советам теоретиков. Я отдала её в сад из-за потребности в толчке к «психологическому раскрытию», который в домашних комфортных условиях я не могла дать. Именно это и произошло, в первые полгода посещения детского сада Яна начала говорить и комфортно общаться с детьми.

              «Это у Вас беспокоит тревожность по отношению к ребёнку». У любой нормальной мамы возникнет беспокойство если её ребенок категорически не приемлет других людей и не разговаривает. Плохо если у какой-то мамы отсутствует беспокойство по этому поводу и нет желания узнать причины проблем и изменить эту ситуацию.

  3. Евгения

    Екатерина, добрый день! В нашей семье также наступил детсадовский период :)) Правда мы пока на стадии окончательного выбора детского сада. Можем пойти в обычный стандартный дет.сад или в сад по методике «Монтессори». Вот сидим уже который день и думаем, где будет ребенку лучше, сын также, как и Яна, эмоционально чувствительный. В обычном садике пугает отношение воспитателей к деткам, бывают и крики и вечные запреты на прогулке на перемещение, в яслях так вообще ужас, дети воспринимаются как роботы, которые справляют свою нужду и кушают. В саду «Монтессори» присутствовала на одном занятии, уж очень специфичен подход к развитию деток, много времени дети просто сидят за столами, мало времени общаются между собой, все как то шаблонно, работа с материалом только так полагается, мало творчества, напоминает немного армейский режим по ощущениям, НО большое но педагоги уравновешенны, атмосфера спокойная, ни криков, как то тепло чтоли. Посоветуйте пожалуйста, если бы была возможность отдать Яну в сад «Монтессори» вы бы отдали? Заранее спасибо!

    1. Мария

      Если Вы хотите самостоятельного , творческого, развитого ребёнка ,который работает не за оценку взрослого, а для собственной удовлетворённости и развития,то идите в Монтессори сад , а после в Монтессори- школу .Только проконсультируйтесь у профессионального педагога, который работает в этой системе. Он Вам объяснит почему всё так происходит, или сходите на семинары для родителей, которые читают профессионалы . Но не спрашивайте совета у человека не связанного с педагогикой .

      1. Мама зануда Автор записи

        Мария, Вы снова проявляете верх нетактичности. Видимо, это связано с качеством Вашего воспитания.

        Поясняю, Вопрос задан мне, а не Вам. Некрасиво вот так беспардонно вмешиваться в разговор. Тот факт, что мне не хватило времени ответить на вопрос не обозначает, что Вам надо на него писать свои ответы в виде изложения прописных истин. Еще раз повторюсь, озвучиваемая Вами теория Вашим собеседникам известна.

        1. Мария

          «Мария, когда Вы научитесь понимать по-настоящему своего ребенка, то поймете, » Эта Ваша фраза верх тактичности? Если Вы создаёте такой сайт , где рассматриваете вопросы педагогики и психологии , то думаю, следует не так самоуверенно излагать . У Вас есть на сайте то, что действительно достойно уважения ( прививки , питание, подробно про игрушки) , но как педагог с некоторыми статьями не могу согласиться. Вот и всё. Вы мне начинаете доказывать не имея психолого-педагогического образования , и ещё своими фразами принижать.

          1. Мама зануда Автор записи

            И снова об одном и том же: как человек заочно решил сделать выводы о том, когда лучше чужому ребенку идти в детский сад :-).

            Еще раз повторюсь, у ребенка были психологические проблемы, решаемые погружением в коллектив. Решение проблемы, произошло, как и предполагалось. Доказывать то, что мне надо было решать эти проблемы без детского сада до 3 лет, так как это написано в учебниках, глупо.

            Вы же не только педагог, но еще и психолог, поэтому должны понимать, что с психологическими проблемами жить сложно, лучше их сразу решать. Решение было найдено. Учитывая успешность применения, критика решения в данном случае неуместна. Вот уж простите, что отошла от учебников и посвоевольничала. И еще раз обращаю внимание, никому так поступать не советовала. А для успокоения Вашего эга «внутреннего» педагога дополнительно напишу, что Яна интеллектуально всегда опережала сверстников. В её 2,5 интеллект вполне соответствовал трем годам.

            Резюмирую: По теме, которой Вы решили меня «ткнуть» носом, оценить правильность чужого решения зачастую невозможно. Данная ответственность и право лежит в сфере интересов РОДИТЕЛЕЙ, так как только они обладают всей информацией необходимой для принятия данного решения. Ни один педагог-психолог не имеет морального права «тыкать носом» родителей в правильность принятого решения. Вы можете лоб разбить, доказывая прописные истины о «лучшем возрасте в 3 года», но я на этот счет имею своё мнение, которое обосновала выше.

  4. Юлия

    Спасибо, очень интересно было почитать! Всё-таки действительно все дети разные. Читаю про Яну, и не верится, что ребенок так может себя вести. Моя дочка (сейчас 1г8м) полная противоположность — крайне инициативный, непослушный ребенок, ничего не боится, за мной не идёт, играет только в то, что хочет сама, на площадке всегда лезет к детям и пытается втянуть в свою игру — например, раздаёт всем лопатки… Мы планируем в сад в 2 года ровно, но на неполную неделю. Даже не верится, что адаптация к саду будет для неё большим стрессом.

    1. Инна

      Вы мои мысли озвучили))) Наши девочки видно одного склада характера))) Почти в 2 мы пошли в ясли, через полгода перевели в младшую группу…никаких сложностей с адаптацией у нас не возникло…может потому, что несколько месяцев до этого она оставалась с няней или бабушкой…ела самостоятельно, да горшком еще не пользовалась, но в ясли разрешали водить в памперсах….и да, многому дети учатся друг от друга…и прежде всего общению, взаимодействию, т.е. происходит та самая пресловутая социализация

      1. Юлия

        Инна, моя в итоге пошла в садик в 2 года ровно. В первый же день пулей убежала в игровую, даже «пока» не сказала. А потом ревела, когда я её уводила после обеда.»Нет, не пойду домой. Тут куколки, коляски! Еще хочу..». Тьфу-тьфу-тьфу, четвертый месяц ходим с удовольствием.

        1. Инна

          Все таки дети очень индивидуальны))) помню ежедневный рев моей младшей сестры, когда ее отводили в д/с….единственная претензия у меня к нашему саду сейчас — это температурный режим в группах, ну очень тепло и сухо(((

    2. Инна

      не обратила внимания на дату сообщения))) что вопрос ваш уже не столь актуальный))

  5. Татьяна

    Екатерина, поздравляю, как у вас вполне адекватно и постепенно прошла адаптация.
    Адаптация зависит от самого ребенка во многом и от его возраста, кто-то в 2 года готов, кто-то в 3 ещё не готов идти в сад.
    Это уже дело родителей наблюдать и понимать, когда ребенок может идти в сад.

  6. Аленка

    Добрый вечер! Присоединяюсь к вопросу выше:-) и еще хотелось бы узнать по поводу пробы Манту, делали Вы Яне при поступлении в сад или писали отказ?

  7. Алина

    Екатерина, а Вашего ребенка не пробовали выводить из дс на 60 дней из-за отсутствия прививки от полиомиелита при поступлении ребенка после живой прививки от Полио? Насколько я знаю, в этой возрастной группе рчень многие доделывают ревакцинацию от полиомиелита.

  8. Тамир

    Екатерина, спасибо что так искренне и развернуто делитесь своим опытом! Вы молодчина!

    На счет любви Яны к книжках. Есть какие-то явные тенденции к уменьшению этой любви?

  9. Валентина

    Здравствуйте, хотела спросить как вам удалось урегулировать вопрос с питанием в саду, ведь Яна же не ест мясо, а там его дают, у нас такая же проблема, я незнаю как ее разрешить,я против мяса но не против садика)

    1. Мама зануда Автор записи

      Доброе время суток! Это очень больной вопрос. Честно признаться я этот экзамен «провалила» и веганство продолжаем практиковать только дома.

      Начну с того, что если ребенок видит, как другие едят мясо и молочку в детсаду он тоже всё это захочет и Яна в этом не стала исключением. Дети вообще всё хотят «как другие» и «как у других». Ущемлять детей индивидуальным питанием в социуме с точки зрения психологии очень болезненный вариант. Возможно, если бы у нас было веганское сообщество в котором бы Яна могла видеть, что все кушают только растительную пищу, а животная вызывает отвращение то было бы иначе. Но на данный момент, учитывая ограниченность животной пищи и сладостей дома, Яна их особенно предпочитает :-(.

      Кстати, мясо в детсаду не самое главное зло. Оно дается в относительно небольшом объеме. Меня больше беспокоит обилие молочки. Так как официальные схемы питания рекомендованные медиками еще многие с лохматых времен, то руководство детсада усиленно пичкает детей молочкой во всех видах: молоко, творожная выпечка, частенько она еще сдабривается сгущенкой, кисломолочка, и все это помимо ежедневных молочных каш и супов. Тут ссылка на файл с несколькими реальными меню, чтобы интересующиеся могли оценить масштаб катастрофы: https://yadi.sk/i/-MlRv9LOri8e2 .

      Для разгрузки организма от животной пищи и более качественного усвоения витаминов и микро/макроэлементорв, этой весной ввели в практику несколько сыроедческих вечеров и выходных в месяц. Учитывая пользу таких разгрузок для организма и сэкономленные на готовке часы, груз в душе по поводу неправильного питания Яны в детсаду в эти моменты у меня улетучивается. Получается очень здорово. Хотя, думаю, в силу стереотипов в питании это далеко не для всех подходит.

      1. Ольга

        Посмотрела меню дет сада — это сад, в который ходит Яна? В нашем садике ни конфет, ни зефира в помине нет, максимум, пряники и печенье не часто. И у нас нет ужина, только полдник. Много овощей.

        1. Мама зануда Автор записи

          Да, это меню из детсада Яны :-(. Специально сохраняли реальные варианты, чтобы их проанализировать и составить предложение для руководства по изменению рациона в сторону здорового питания. Но оно настолько неправильное, что до сих пор конструктивного предложения составить не получается.
          Сладости действительно слишком часто. Кроме того с ними зачастую подается сладкий чай или снежок. Свежих овощей и фруктов практически в рационе нет.

  10. Анастасия

    А я не поняла, как это воспитатели кормят детей? 2 воспитателей на 20 человек? двое едят, а остальные ждут, что ли?
    Вообще удивительно было читать, что дети в два года не едят ложкой. У меня и моих знакомых дети прекрасно справляются сами с 1,5 лет примерно. Не такое уж это сложное упражнение для детей.

    1. Мама зануда Автор записи

      Темпы развития у всех разные, бывают и медленные. Тот факт, что чьи-то дети справляются в 1,5 ни о чем не говорит. Некоторые в полтора ходить только начинают и это входит в норму развития по ВОЗ. А некоторые в 13 лет вырастают выше папы и это всего лишь индивидуальный план развития конкретного ребенка, на который глупо равняться. Хотя очевидно, что его одноклассники ему будут завидовать.
      Технология кормлений проста — пока воспитатель и няня двоих кормят, другие смотрят, сами пробуют, учатся. Кроме того, в группе не все с замедленными темпами развития.

      1. Анастасия

        Спасибо за ответ! Понятно, что темпы у всех разные. Просто удивило именно то, что МНОГИЕ дети, а не один-два, не умеют есть ложкой.
        А как в плане здоровья Яна перенесла сад?

        1. Мама зануда Автор записи

          Все мамы из группы с которыми я на эту тему общалась рассказывали, что их детки самостоятельно не кушали до детского сада поэтому я сделала вывод, что это не редкость. Надо из спортивного интереса уточнить у воспитателей процент. Знаю, что говорили неплохо при поступлении в детский сад всего несколько детишек. Сейчас почти все «разговорились».

          Что касается здоровья, то за первые месяцы посещения были несколько легких ОРВИ (сопли, невысокая температура, проблемки с пищеварением). Одно из них длилось больше недели. Проходили самопроизвольно, без лечения. Я противница неэффективных лекарств и безосновательных назначений. Во время болезни Яна просто оставалась дома. Тут сразу поясню, что я контролировала её состояние по рекомендациям с русмедсервера (http://forums.rusmedserv.com/forumdisplay.php?f=137). Почему-то некоторые читатели истории из моего личного опыта воспринимают, как рекомендации к действиям и впоследствии их критикуют. Поэтому на всякий случай напишу я никому не советую «не ходить к врачам», но сами мы их избегаем :-).

          Мне казалось, что адаптация иммунитета прошла хорошо, но во второй половине зимы на Яну напал кашель. Не обошлось без первого в её жизни курса антибиотиков. Думаю, сказалось сезонное отсутствие витаминов + несовершенство рациона детского сада (обилие рафинированных и сладких продуктов, а также белка животного происхождения)

          1. Анастасия

            Спасибо! По поводу врачей абсолютно вас поддерживаю! И тоже присоединяюсь к вопросу о мясе? В садике Яна стала его есть? Или вы попросили вегетарианскую диету?

          2. Инна

            Нам воспитатели рассказывали, что по началу очень немногие дети включались в общие занятия и игры, стояли в сторонке …но постепенно втягиваются в процесс))

    1. Мама зануда Автор записи

      Эту конкретную книгу я не читала, но в целом меня можно считать приверженницей теории Гордона Ньюфельда. Я абсолютно согласна, что у родителей с ребенком должна быть крепкая эмоциональная связь. Судя по описанию, в этой книге рассматриваются ошибки, при которых воспитательный процесс отдается на откуп окружающей среде. В благополучной семье главные авторитеты — родители. Если целенаправленное воспитание не происходит и процессы происходят хаотично, то авторитетами могут стать, те кто чаще проявляет к ребенку внимание — сверстники.

      В раннем возрасте соотнести с личным опытом это не возможно. Тут только начинается нарабатывание авторитета родителями. Думаю, уже на этом этапе важно, не только проводить с ребенком какое-то время за совместными играми и занятиями, но и начинать первые разговоры по душам. Мы стараемся регулярно в разговорах поднимать различные темы, выясняя проблемы и интересуясь яркими впечатлениями (Ярослав дерется, замерзла на прогулке и т.п.) и решать их. Во-первых, мы таким образом мы узнаем, чем живет ребенок в наше отсутствие. Во-вторых, мы можем узнать о новых проблемах и решить их. В случае когда ребенок начинает понимать, что взрослый в силах решить большинство проблем, с которыми он сам не справляется, авторитет взрослого возрастает, с этим пропорционально увеличивается доверие и послушание ребенка.

      По поводу неэффективности провождения времени со сверстниками, думаю, тут только обозначена проблема и не следует это воспринимать радикально. Действительно в общении с родителями можно почерпнуть больше полезного, но мы в реалиях современного общества и у родителей есть свои социальные задачи(обеспечение средств к существованию — работа). Если же допустить, что в некоторых случаях родители могут брать детей с собой (например, у родителей собственный бизнес), то находится много времени в помещении, где работают родители навряд ли ребенку будет интересно. При эффективной работе родитель (исключением тут может быть работа аниматора) не сможет уделять время ребенку. В то же время, как в детском саду помимо сверстников есть педагоги, программа развития.
      Еще мне кажется, в этом вопросе случаются заблуждения по поводу необходимого количества общения со сверстниками и родителями для выработки авторитета. Думаю, что в данном случае важно не только количество, но и качество. Некоторые родители непрерывно находятся с ребенком рядом, но авторитета нет и он не прогрессирует. В то же время есть много случаев, когда у ребенка больше доверия и понимания с работающим папой, который уделяет ребенку от силы 1-2 часа в день, а то и меньше. Т.е. в становлении правильных психологически отношений с детьми значительно важней качество, а не количество.

      1. Лариса

        Екатерина, спасибо за подробный ответ. Вашей стройности изложения мыслей можно только позавидовать. Не каждому дано :).

        Меня же зацепил вопрос социализации ребенка в детсаду, о котором так много говорят и о котором прямо противоположное мнение высказывается в книге «Не упускайте своих детей».

        Именно после прочтения этой книги, я задумалась, а необходима ли, действительно, эта самая социализация? У меня есть еще время подумать, может, и изменить свое мнение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.