Изучаем цвета | тест готовности и план изучения цветов

colorНекоторые дети начинают осознанно различать цвета еще до года, но это редкость. У подавляющего большинства малышей эти способности появляются с 1,5 до 2,5 лет. Возможные упражнения на изучение цветов зависят от уровня знаний об окружающем мире и развития мелкой моторики. Ниже приведены основные игры и приемы для первого знакомства с цветами.

Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы — цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий-знакомств с красками и пластилином.

Содержание

  1. Определяем готовность к изучению
  2. Задания и демонстрации для изучения цветов
  3. Рисование, лепка и аппликация
  4. Цветное лото (качаем, печатаем и играем)
  5. Книжки о цветах
  6. Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов
  7. Мой подход (о целях при изучении цветов)

Изучаем цвета | Готовность к изучению

color2

Икеевская пластиковая посуда хорошо сочетается с кубиками из губки для мытья посуды

Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.

Варианты предметов для сортировки:

  • кубики;
  • детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
  • пуговицы;
  • цветная пластиковая посуда;
  • поролоновые кубики из губки для мытья посуды (Для того чтобы получить кубики надо отделить жесткий темно-зеленый слой и разрезать губку ножницами. Зеленый слой отрывается аккуратно, если губку предварительно пару раз  намочить и высушить).

Изучаем цвета | План «цветного» дня

color1После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.

План дня по изучению красного цвета:

1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета.
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем тут и тут.
3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета.
4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины.
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов.

Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденем кофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …»,  «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина»  и т.п.

color10Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:

  • Красный — ягоды, помидоры, паприка;
  • Оранжевый — тыква, морковь, апельсин;
  • Фиолетовый — виноград, черника;
  • Зеленый — салат, горошек, киви, авокадо, виноград;
  • Желтый — ананас, банан, паприка, сыр;
  • Белый — рис, творог, молоко.

Изучаем цвета | Рисование и лепка

color3

Ближе к двум годам перемешивание теста для лепки и красителя можно выполнять совместно с малышом. При этом, разумеется, надо быть готовыми помыть испачканные ручки

Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:

  • учим получать светлые оттенки добавлением белого и темные — черного. Рисуем, лепим, выполняем аппликации используя материалы полученных оттенков.
  • color4

    Для окраски можно использовать не только основные цвета, но и оттенки полученные в результате смешивания. Подсушенные фигурки можно использовать для сортировки по цветам.

    изучаем получение других цветов путем смешивания:

    • синий + желтый = зеленый;
    • красный + желтый = оранжевый;
    • красный + синий = фиолетовый;
    • синий + зеленый=бирюзовый.

Изучаем цвета | Цветное лото

color5Вариантов лото может быть множество. Тут один из наших вариантов. Правила игры:

  • Раскладываем карточки с животными перед малышом;
  • Выдаем малышу одну карточку с палитрой и просим найти животное заданного цвета.

Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.

После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.

Изучаем цвета | Книжки о цветах

Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала тут.

Из универсальных сборников рекомендую Альбом по развитию речи для самых маленьких (My-shop, Ozon) Батяевой. В нем 6 разворотов посвященных изучению цветов.

Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:

Для самых маленьких 2-3 года:

Что бывает синим. Книжка с наклейками«Что бывает синим» из серии Чудесные наклейки издательства Мозаика-Синтез (Лабиринт, Озон, My-Shop) Книжки этой серии содержат интересные задания и милые наклейки. Единственный минус — одноразовость наклеек. Более подробное описание с фоторазворотов читайте в обзоре развивающих книжек.

Цвета и формы. 2-3 года (+ наклейки)

«Цвета и формы» Для детей 2-3 лет Ольги Земцовой из серии  «Дошкольная мозайка» издательства Махаон (Лабиринт, Озон, My-Shop)

Сборники развивающих заданий для малышей Ольги Земцовой знакомы уже многим. Этот вариант с наклейками по теме цвета и формы.

Я учу цвета сам

(Лабиринт, Озон, My-Shop)

Книжка-картинка-картонка с клапанами — то, что нужно малышам! 

 

 

 

Большая книга малыша. Учим цвета  (Лабиринт, Озон, My-Shop)

Учим цвета Фото-книга с разворотами разных цветов. Книга большого формата с мелованной (глянцевой) бумагой и большим рейтингом в Лабиринте. Мне подобные книги кажутся бесполезными и бессмысленными, но почему-то многие такие книги любят. Но ведь гораздо интересней о цветах клапаны, наклейки, искалки, задания и другой интерактив. 

Для детей 3-4 лет:

Веселые пряталки. Учим цвета и счет (Лабиринт, Озон, My-Shop)  Книга-виммельбух с качественными иллюстрациями для поиска предметов, вынесенных на полях.

Цвета и предметы (Лабиринт, Озон, My-Shop). Небольшая по формату книга со стильными иллюстрациями. На каждой странице знакомство с цветом и задание на выбор предмета заданного цвета.

 

Ричард Скарри: Цвета, формы и цифры (Лабиринт)

Книга-журнал от классика детской книги Ричарда Скарри. В книге содержится куча заданий и в комплекте идут наклейки, которые надо верно разместить.

 

 Привет цвет! (Лабиринт, Озон, My-Shop)

Маленькая, амбиционная интерактивная книга о смешении цветов, о теплых и холодных оттенках. Стильное оформление. Вращая колесико можно изменять цвет вырубленного изображения хамелеона. Для гурманов и эстетов, остальные скажут чепуха.

Игрушки и материалы, предназначенные для изучения цветов

Набор «Творчество с пеленок» (my-shop, ozon) большой набор карточек с оттенками, книжечки об основных цветах, а также методички с готовыми занятиями на изучение цветов и оттенков. Мой подробный обзор набора тут. Умнички "Учим цвета. Кто появился?"Лото-мемори «Учим цвета. Кто появился?» (my-shop)

 

Беспроигрышный вариант для изучения цветов — сортер с цветными ключиками (my-shop).  Помимо знакомства с цветами ребенок еще и моторику прокачает

Изучаем цвета | мой подход

Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось 🙂 . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.

После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)

В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.

В завершение

Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.

Интересных открытий вашим малышам!


Если вам понравился материал блога, подпишитесь на уведомления о новых статьях по электронной почте
или присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Другие интересные публикации о развитии малышей:

Изучаем цвета | тест готовности и план изучения цветов: 3 комментария

  1. Марина

    Спасибо огромное. Очень интересно и понятно написано. Моей дочери год и я не могла понять когда следует приступать к изучению цвета, а самое главное как. Теперь в моей голове все уложилось.

  2. Екатерина

    Очень понравилась подборка. 🙂 И хочется добавить к последним словам про образы то, что я изначально оттенки именно так и преподношу. Основные и дополнительные цвета запоминаются, как нечто безусловное. А вот с оттенками этот номер не проходит :))), так как и название они получились ввиду того, что люди наблюдали явления и сравнивали. Мы с дочкой именно по этой причине не механически учим, а наблюдаем, размышляем и сравниваем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.