Ребенок смотрит телевизор (с какого возраста и сколько рекомендуется)

rebehok-televizor-skolko-vremeny-vredНедавно для себя выяснила, что многие не знают, когда малышам можно предлагать к просмотру первые мультфильмы и сколько должен длиться сеанс.  Некоторые мамы регулярно используют различное видео для того чтобы отвлечь малыша, как во время работы по дому так и для своего личного отдыха. И конечно же тут нельзя не упомянуть мам, которые делают это ради развития своего малыша с помощью развивающих видеопродуктов.
Хочу предостеречь и тех и других — телевизор для малышей до 2 лет однозначно вреден! Никаких компромиссов и исключений в этом вопросе нет, в том числе в виде «полезных» развивающих видео.

Чтобы не быть голословной, я постаралась собрать для вас побольше качественной информации по данной теме.

Содержание

Ребенок смотрит телевизор | Возрастные нормы Всемирной организации здравоохранения

ВОЗ рекомендует придерживаться следующих норм (на официальном сайте ВОЗ этой информации не обнаружено, нормы ВОЗ взяты из публикации о вреде телевизора Елены Олеговны Смирновой — доктора психологических наук, профессора кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования. Будем считать, что профессора и доктора недостоверной информацией не оперируют 🙂 ):

  • Младенцы и ранний возраст (0—3 года) — полный запрет просмотра телевизора;
  • Дошкольный возраст (3—7 лет) — до 30 минут в день;
  • Младший школьный возраст (7—10 лет) — 30—50 минут в день;
  • Старшие школьные возраста (11— 18 лет) — 1—3 часа в день.

Выдержка из рекомендаций о просмотре телевизора детьми Американской Академии Педиатрии

  • Просмотр средств массовой информации должен быть запланирован. При планировании необходимо учесть не только количество, но и качество и место использования средств массовой информации. Рассмотрим телевизоры, телефоны, планшеты и компьютеры.Эти правила должны быть записаны и согласованы со всеми членами семьи.
  • В детской не должно быть телевизоров и других средств мультимедиа. Введите запрет на просмотр телевизора и других устройств во время приема пищи и перед сном.
  • Ограничьте развлечения до 1-2 часов в день.
  • Запретите просмотр телевизора детям до 2 лет. В этом возрасте важны игры и общение, которые нельзя заменить просмотром телевизора.
  • Принимайте участие в медиаобразовании ребенка — смотрите телевизор с ребенком и обсуждайте просмотренное.
  • Выбирайте развивающие продукты или те, которые учат хорошему  — сопереживанию, терпимости, хорошим примерам навыков межличностного общения.
  • Введите строгий запрет содержимого, которое не соответствует возрасту: секс, наркотики, насилие и т.д.>
  • Если вы не уверены в выборе каналов в вашем доме, проконсультируйтесь с вашим  педиатром о том, что ваши дети смотрят, сколько времени они тратят со средствами массовой информации.

Источник: www.healthychildren.org

— ресурс предназначенный для родителей на котором публикуются все официальные рекомендации Американской академии педиатрии, англоязычный)

И еще важная информация от Американских педиатров — исследования показали, что телевизор включенный фоном влияет на малышей следующим образом:

  • потеря внимания к игре;
  • сокращение игры по времени;
  • периодические взгляды на экран.

В целом большинство исследований подтверждают вред фоновых СМИ мыслительным процессам, запоминанию и пониманию, поэтому американские педиатры не рекомендуют просмотр телевизора взрослыми в присутствии детей.

Ребенок смотрит телевизор |Мнения специалистов

Публикаций на эту тему множество, большая часть информации в них дублируется поэтому приведу парочку на мой взгляд самых интересных.

Статья «Кино для младенцев: осторожно, развитие!» Авторы: Смирнова Е.О. Соколова М.В. Повторюсь о том, что Смирнова Е.О. известная личность в современной отечественной педагогике — доктор психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Текст статьи:

Современные технологии решительно перешагнули порог детской комнаты. Начало века оправдало самые смелые ожидания — с каждым годом опускаются нормативы возрастных требований к различным умениям и навыкам. Это способствует тому, что родители едва успев родить ребенка уже серьезно озабочены тем, как развивать малыша и сможет ли он стать полноправным членом современного общества. Этими проблемами озабочены и производители обучающих методик и технологий.
За последние годы было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для самых маленьких. Нижняя возрастная планка опустилась до рекордной отметки – фильмы маркированы отметкой «0+» — то есть, рекомендованы для развития детей с момента рождения. Пионерами данных педагогических инноваций стали американцы, создавшие серии видеофильмов для самых маленьких. Примером успеха здесь может служить компания «Бэби Эйнштейн», которая выпускает видеозаписи, компакт-диски, книги, игрушки, рассчитанные на самых маленьких. Доход от этой продукции в 2002 году составил $170 млн. Не прошло и нескольких лет, как отечественные производители создали аналогичный бизнес и выпустили российский вариант данного продукта. Нижняя возрастная планка опустилась до 3-х месяцев, то есть видеофильмы рекомендованы для развития детей уже младенческого возраста. Эти фильмы пользуются большой популярностью среди родителей, о чём свидетельствует их высокий рейтинг продаж и активная дискуссия на сайте…показать скрытый текст

Статья «Телевизор и дети». Автор Марина Озерова педагог с большим опытом написала целый ряд статей перечислив десятки исследований о вреде просмотра телевизора. Привожу одну из наиболее полных:

Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в — 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что — я должна его таскать, что ли? Сама?! Да вы что? Мне (тяжело, неудобно, как на меня все будут смотреть, мне нравится коляска — это очень модно, и т.п.). Как это — мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет — я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну! …показать скрытый текст

Ребенок смотрит телевизор | Исследования о вреде просмотра телевизора детьми

Тема: Связь между просмотром телепередач в раннем детстве последующей успеваемостью в школе и злоупотреблением вредными привычками (eng) (это одно из немногих исследований, которое анализирует долгосрочный эффект просмотра телевизора и оно как нельзя более убедительно демонстрирует насколько важно ввести запрет на просмотр телевизора в раннем детстве!!!)
Дата: Май 2010
Авторы: Linda S. Pagani, PhD;. Канада
Результаты: Изучалось 1314 детей 2-4 лет. Родители сообщали о количестве  проводимого времени перед телевизором. Исследование выявило, что высокий уровень потребления телевизора в раннем детстве может привести в будущем к нездоровым привычкам и неуспеваемости в школе. Так каждый лишний час просмотра телевизора увеличивал:

  • снижение уровня коммуникации в школе на 7%;
  • снижение математических способностей на 6%;
  • нападки со стороны сверстников на 10%;
  • вероятность появления избыточного веса на 5%;

Тема: Длительный просмотр телевизора приводит к нарушениям структуры мозга
Дата: Январь 2014
Авторы: Ученые университета Тохоку Япония
Результаты: Исследовалась активность мозга 276 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Исследуемые проводили у телевизора от 0 до 4 часов в день (в среднем 2 часа). Анализ мозговой активности при помощи МРТ выявил, что при увеличении времени проводимого у телевизоров происходит увеличение объема серого вещества во фронтополярной коре. При высоком интеллекте эта зона сильно истончается, соответственно её увеличение соответствует снижению вербального интеллекта!

Тема: Обзор зависимостей просмотра телевидения детьми до 3 лет (eng)
Дата: Август 2013
Авторы: Duch H1, Fisher EM, Ensari I, Harrington A. Америка
Причины:
Исследование выполнялось для выявления зависимостей просмотра телевидения детьми до 3 лет для составления рекомендаций по их сокращению. Статистические данные на момент исследования показывают, что увеличение экранного времени у детей раннего возраста связано с негативными последствиями для здоровья, в том числе увеличился индекс массы тела (учащаются случаи ожирения), снижается уровень когнитивного (умственной) и речевого развития.
Результаты: Среднего экранного времени отмечается в большей степени у детей:
с большим индексом массы тела;
представителей национальных и этнических меньшинств;
родители, которых подвержены депрессии;
родители, которых злоупотребляют просмотром телевизора;
родители, которых занимаются стимуляцией интеллектуального развития.

Тема: Связь между просмотром телепередач в детстве и последующим антисоциальным поведением (eng)
Дата:
Февраль 2013
Авторы:
Lindsay A. Robertson, MPHa
Результаты:
Изучена биография 1037 людей на равных промежутках с рождения до 26 лет. Выявлено, что люди смотревшие телевизор в раннем детстве большее количество времени  чаще имеют судимость и антисоциальные черты личности. Ученые обнаружили, что каждый час просмотра связан с 30% увеличением риска возникновения судимости в будущем.
Тема: Связь между просмотром телепередач и нерегулярным графиком сна у детей младше 3-х лет. (eng)
Дата: Октябрь 2005
Авторы: Thompson DA1, Christakis DA. A. Америка
Причины: Проверка гипотезы о влиянии телевизора на сон
Результаты: Исследованы 2068 детей из них 34% детей с нерегулярными графиками сна.  Средние часов просмотра в день телевизора распределились следующим образом: 0,9 часа / день (95% доверительный интервал [ДИ]: 0,8-1,0 часа / день) Среднее время просмотра телевизора для детей:

  • 12 месяцев — 0,9 часа в день;
  • от 12 до 23 месяцев — 1,6 часа в день;
  • от 24 до 35 месяцев — 2,3 часа в день.

Исследование подтвердило, что дети смотревшие телевизор имели нарушения в графике сна.

Тема: Связь между просмотром телепередач и развитием речи (eng)
Дата: Январь 2005
Авторы: Deborah L. Linebarger Америка
Результаты: В рамках исследования 51 ребенку начиная с 6-ти месячного возраста демонстрировалось различное видео. Также велись журналы наблюдений и статистическая обработка полученных данных. Результаты просмотра различного видео отличались: при просмотре Улицы Сезам уменьшалась выразительность языка, при просмотре Телепузиков уменьшался словарный запас и его выразительность. В то же время просмотр  Dora the Explorer, Blue’s Clues, Arthur, Clifford, or Dragon Tales увеличивал словарный запас и выразительность языка.

Тема: Влияние просмотра телевизора на детей раннего возраста
Дата: 1996
Авторы: Селия Вард Англия
Результаты:

Выявлено при активном использовании электронных средств общения (телевизоров и электронных нянь) у 20-ти % исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. В трехлетнем возрасте у таких детей наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). В случае если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.

Тема: Влияние видеоэффектов на психику
Дата: 1986
Авторы: Байрон Ривз из Стэнфордского университета, Истер Торсон из университета Миссури
Результаты: Кадрирование, монтаж, панорамирование, электронное увеличение изображения, неожиданные шумы, независимо от содержания программ,  «запускают» рефлекс «что такое?».  При данном рефлексе человек чувствуют примерно следующие ощущения: «Когда телевизор включен, я не могу оторвать от него глаз», «Я не хочу смотреть телевизор так долго, как я это обычно делаю, но иначе не могу», «Когда передо мной загорается телеэкран, я чувствую себя загипнотизированным». 
Продюсеры образовательных телепрограмм для детей обнаружили, что, варьируя  характеристиками телевидения, можно помогать обучению. Правда, они же поняли, что увеличение частоты кадров и «густоты» монтажа с целью передачи большего объема информации может перегружать мозг ребенка. 
Музыкальные видеоклипы и реклама, которые используют быструю смену кадров, тоже стремятся подольше удержать внимание зрителя и сообщить ему больше информации в единицу времени. При этом люди запоминают название рекламируемого продукта и его марку, но детали рекламы, как говорится, влетают в одно ухо и вылетают из другого. То есть рефлекс «что такое?» и в этом случае оказывается перегруженным. Зритель остается прикованным к экрану, пока не почувствует усталость и истощение нервной системы.
Многие рекламные ролики сегодня строятся на увлекательном сюжете, но зрителю трудно понять, что ему пытаются продать. И впоследствии он не может вспомнить рекламируемый продукт. Однако специалисты по рекламе считают, что если они с помощью рефлекса «что такое?» сумели завладеть вашим вниманием, то при встрече с рекламируемым продуктом в магазине вы непременно припомните, что что-то о нем уже слышали.

Возможные физиологические последствия телепросмотра в раннем возрастезято из публикации о вреде телевизора Елены Олеговны Смирновойдоктора психологических наук, профессора кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования.):

Недоразвитие корковых отделов мозга
Нарушение зрения и зрительного восприятия
Проблемы с крупной и мелкой моторикой
Нарушение осанки
Недоразвитие мышечной массы
Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%)
Синдром дефицита внимания
Гиперактивность, агрессивность
Несформированность границ своего «я»
Аутизация, нарушения общения

Информация о популярных развивающих видео для самых маленьких

Начну с того, что всё видео рекомендованное производителями начиная с первого года жизни западного производства. Наши как обычно запаздывают, но я даже не сомневаюсь, что это дело времени.

Американские педиатры предупреждают, что не доказана польза ни одного развивающего видео до 2 лет, в то же время вред доказан многократно! Поэтому они призывают отказаться от просмотра телевизора минимум до 2 лет.

Самые популярные развивающие видео:

  • Baby Einstein;
  • улица Сезам;
  • мультфильм Tiny Love.

Baby Einstein

Наиболее популярная передача рекомендованная с первого года жизни — Baby Einstein. Производители обещают, что регулярные просмотры сделают ребенка гением. А что же на самом деле? На самом деле в 2009 году правообладатель Baby Einstein — всеми известная компания Disney начинает оправдываться по иску компании Commercial-Free Childhood (CCFC) о ложной и вводящей в заблуждение рекламе данного продукта. Не дожидаясь официального проигрыша Дисней изменяет рекламную компанию на более сдержанную. Также предлагает всем желающим вернуть свои диски с Baby Einstein приобретенные в период с 2004 по 2009 год. Выдержка из новостей:

В 2006 году CCFC подал жалобу в Федеральную комиссию по торговле (FTC), утверждая, что видео Диснея не является по содержанию образовательным и содержит вводящую в заблуждение рекламу. В жалобе отмечено, что Американская академия педиатров не рекомендует просмотр телевизора для детей в возрасте до двух, независимо от его содержания. Таким образом, CCFC полагает, что видео может наносить вред, а не способствовать интеллектуальному развитию.

В ответ на жалобы CCFCs, Baby Einstein согласился пересмотреть свои маркетинговые материалы, чтобы устранить любые необоснованные претензии о видео потенциальных выгод. Компания также удалила родительские отзывы со своего сайта. 
Сьюзен Линн, директор CCFC и психолог, отметили, что такие шаги Диснея являются подтверждением того, что данные видео не являются образовательными.  В свете этих действий, FTC отказался дальше заниматься этим вопросом, развитие, которое оставил CCFC глубоко обеспокоены.

Улица Сезам

Вред от просмотра широко известной улицы Сезам доказан неоднократно. Так в одном из исследований приводятся данные об уменьшении выразительности языка.

По  мультфильму Tiny Love мнений специалистов я не обнаружила, но не сомневаюсь в том, что его просмотр приносит больше вреда чем пользы. Любители мультфильма, посчитайте время длительности 1 кадра — я больше 30 секунд не нашла. Также меня беспокоит постоянное нахождение персонажей в движении — в реальной жизни такое не втречатеся. Кстати, чаще всего это видео можно скачать в разрешении 480 на 360. Это значит при просмотре на экране телевизора изображение будет расплывчатым. При подборе видео для демонстрации детям надо выбирать разрешение соответствующее размеру экрана!

О нашем режиме просмотра телевизора

Что касается нас, я сама эти нормы не знала и на первом году жизни Яны нами были протестированы все видео рекомендованные с первого года жизни. Но достаточно быстро поняла, что безотрывный взгляд ребенка на мелькающий экран ничего хорошего моему ребенку не даст и просмотр телевизора попал под жесткий запрет. Когда Яне исполнилось 1,7 мне довелось посмотреть шикарный документальный фильм «Медведи» снятый Аластером Фовергиллом и вышедший в показ в этом (2014) году. Именно этот фильм я демонстрировала Яне порциями по 15 минут в день, пока не узнала  официальные нормы просмотра телевизора.

В завершении

Для тех кто считает, что он вырос с телевизором и ничего страшного с ним не произошло предлагаю посмотреть видео о том, как люди делают о себе ошибочные выводы и признать наличие негативного эффекта, который все-таки оказал просмотр телевизора!

Кстати, я тоже в некоторые периоды своей жизни злоупотребляла телевизором и четко осознаю насколько губителен его эффект — сколько было упущено возможностей из-за напрасной потери времени у телевизионного экрана. Благо в моем детстве мультфильмы и детские передачи были дефицитом и самый сильный негативный эффект, который может быть получен именно в детстве, я избежала.

Давайте беречь своих малышей от негативного влияния видеопродукции!

Если Вам понравился материал советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.

Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:

Полный каталог моих статей

Ребенок смотрит телевизор (с какого возраста и сколько рекомендуется): 4 комментария

  1. Юлия

    Хорошо систематизировано — спасибо. Почему-то меня все поисковые запросы на тему «что хорошо для ребенка» приводят на Ваш сайт 🙂 Я бы только добавила оговорку, что кореляция между просмотром телевизора и нежелательными эффектами еще не означает причинно-следственной связи. Наверняка родители, которые безответственно относятся к просмотру ребенком мультиков, так же безответственно относятся к воспитанию вообще, отсюда и все проблемы. Но результатов, абстрагированных от этого фактора, наверное, и нет, по крайней мере, в открытом доступе.

  2. Ольга

    Ну не знаю. У меня, например, и в мыслях нет ставить годовалой дочке мультики «для эмоциональной отзывчивости». Явно же она еще ничего не понимает кроме мельтишения картинок. Но смотрят все сплошь и рядом. Помню отдыхали на море и там за завтраком куча детей разных возрастов (даже до года) ели исключительно с айпэдами.

    1. Мама зануда Автор записи

      Признаться, тоже не понимаю как могут мультики положительно повлиять на формирование эмоциональной отзывчивости в раннем возрасте. Но тут ключевой момент, в том что Юлия ограничивает эти сеансы по времени и, предполагаю, по качеству мультфильмов. 🙂

  3. Альбина ( Кидссток)

    Очень полезная статья. Хотя все мамочки знают, что просмотр телевизора вреден для ребенка, но все же прибегают к нему. Да еще и очень часто!!!
    Да, в наше время такого изобилия не было! Больше времени проводили на свежем воздухе да и с родителями! Больше времени уделялось на чтение книг, прослушивание сказок( когда взрослые читают малышам) и играли в разные развивающие игры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.