Рисование для самых маленьких. Основы

В обществе бытует мнение, что занятия рисованием очень хорошо стимулируют развитие мелкой моторики и поэтому надо уделять этому много внимание. Казалось бы все верно, мотивируем ребенка к развитию мелкой моторики и получаем результат. Но на самом деле развитие мелкой моторики и связанных с ней отделов мозга при рисовании, это только верхушка айсберга!

В данной статье приводятся основные позиции приобщения маленьких детей к рисованию, описанные в книге Марины Озеровой (my-shop). 

Update 14.09.2021 Публикация не актуальна! Вношу в нее изменения.  В книге Озеровой много не подходящих советов для вооружения мам! Позже я разочаровалась в этом подходе. Советы даже по использованию материалов даются слишком специфичные, затратные, используемые в студиях ИЗО. Думаю, этот подход для преподавателей и детей, у которых близкие занимаются живописью. Т.е. те дети так или иначе регулярно сталкиваются с примерами рисующих взрослых, и впитывают в себя творчество. В обычной семье советы этой книги не помогают приобщению ребенка к рисованию.

Рисование даёт гораздо больше возможностей  развития ребенка, чем просто развитие мелкой моторики, которую еще более эффективно можно развивать другими способами. Целенаправленное развитие мелкой моторики рисованием аналогично «забиванию гвоздей микроскопом».

Правила СВОБОДНОГО рисования для самых маленьких родителей малышей

Проанализировав всю информацию о развивающих особенностях рисования, я вывела следующие правила для максимального развития творческого мышления при рисовании (тут хочу напомнить, что я не специалист ни в рисовании ни в педагогике, а инженер-программист, который чересчур много читает и везде сует свой нос  🙂 ):

Не вмешиваемся! Для предоставления ребенку максимального простора для творчества необходимо запомнить главное правило — нельзя вмешиваться своими советами и рекомендациями в процесс рисования. Такие рекомендации улучшат качество рисунка, но не позволят ребенку самостоятельно сделать какие-то выводы.

большая калякалкаРазумно используем вспомогательные инструменты. Использование пособий по рисованию предлагающих дорисовать или научить рисовать конкретные объекты необходимо в меру. Такие пособия очень привлекают как детей, так и взрослых, возможностью быстрого развития за счет повышенного интереса. Но мы должны помнить, что рисование в них не может заменяться рисованием на чистом листе бумаги. При использовании подобных пособий развиваются в основном центры связанные с мелкой моторикой и наращивается количество шаблонов, в то время как творческое мышление отдыхает. Раскраски можно отнести только к развитию мелкой моторики. Популярная Большая калякалка (labirint), и подобные ей альбомы чудовищно опасны с точки зрения свободного рисования навязыванием шаблонов.

Предоставляем эстетические эталоны. Книги ребенка должны содержать иллюстрации высокого качества, так как именно из них будет создан массив шаблонов в голове вашего ребенка. Под высоким качеством имеется ввиду не яркость и сочность рисунков, а общая гармония изображения. Более детальные и сложные иллюстрации и мультфильмы несут в себе более качественные шаблоны.

рисуем валиком

Подаем собственный пример.  Я встречала мнение, что необходимо  предоставить ребенку возможность наблюдать за рисованием взрослого. В целом это так, но в меньшей степени касается случаев, когда взрослый рисует шаблонами. Идеально, когда взрослый демонстрирует определенные техники рисования. Если Вы не умеете рисовать, лучше ограничиться демонстрацией возможностей инструментов  (мазки, тычки под разными углами, размазывание, разбрызгивание и т.п.), предоставлять ребенку  заниматься рисованием самостоятельно или организовывать занятия по абстрактному рисованию для которого не требуются специальные навыки.
С начала знакомства с рисованием и другими видами творчества делаем акцент на важность результата. Никогда не выкидываем рисунки на глазах у ребенка! Лучший способ мотивировать ребенка к рисованию — организовать стенд с рисунками для демонстрации результатов его работы. Также не забывайте часть рисунков с подписанными датами убирать в семейный архив для последующего анализа и просто для души.

Инструменты и средства для рисования самыми маленькими

Правила выбора

      • для тех кто все тянет в рот, выбираем съедобные материалы и нетоксичные;
      • чем ярче след красителей, тем больше интерес;
      • чем младше ребенок, тем крупней инструменты рисования и меньше цветов в используемых средствах (если дать чересчур богатую цветовую гамму, то процесс рисования превратится в пробы цветов). Начинать знакомство оптимально с 1-2 цветов.

Средства и инструменты

Пищевые продукты. Для самого первого знакомства с рисованием можно использовать пищевые продукты, которые полностью исключат риски отравления при пробе инструментов на зуб. Самый простой вариант — сварить обычный густой кисель из крахмала и воды с добавлением пищевых красителей. Красители можно использовать как натуральные — овощные и ягодные соки, так и промышленного производства для получения более насыщенных и интересных цветов. Также можно попробовать рисовать овощами или яркими съедобными пюре — кусочками свеклы, ягодным пюре.

Краски. Лидером в списке средств рисования являются краски. У них масса достоинств — начиная с самого простого процесса смешивания цветов. Специалисты рекомендуют для самых маленьких использовать жидкую гуашь, так как она яркая, нетоксичная и имеет оптимальную консистенцию, которая не требует разведения водой. Ей можно рисовать, как кисточками так и пальчиками. Для малышей, которые все пробуют на зуб, лучше начать со специальных красок с пищевыми красителями, но они, как правило менее яркие. Качественные гуаши – российские «Гамма» и «Невская палитра» (my-shop). «Невская палитра» — достаточно дорогая гуашь и сложно отстирывается. Обычно такой начинают рисовать лет с 5 в художественной школе. Для дошколят лучше взять вариант подешевле. Акварельные краски рекомендуются для рисования не ранее 7 лет из-за сложности смешивания цветов  — еще один совет, с которым я спустя 7 лет не согласна. Малыши обожают акварель.

      • Кисти. Выбираем крупные. Идеальный для малышей ИКЕевский набор кистей. Если в вашем городе нет ИКЕИ, купите или закажите синтетику Roubloff с короткой ручкой №5 или 6.
маслянная пастель школа талантов
Масляная пастель «Школа талантов»

Мягкая масляная пастель является одним из видов восковых мелков, который оставляет яркие следы. По-моему мнению, это средство первой необходимости для самого маленького художника. В отличие от рисования красками, фломастерами и сухой пастелью масляная пастель оставляет минимум последствийне требует уборки в квартире и специальных мер в виде защитной одежды. Такие свойства позволяют размещать масляную пастель в доступном для малыша месте для рисования в любое время. Качественная пастель – «Олки» (Россия), Crayola, Derwent (Великобритания), Koh?I?Noor (Чехия), Pentel (Япония), Silwerhof, Stabilo, Staedtler (Германия). Перечисленные бренды мы не тестировали, потому что нам очень приглянулась масляная пастель  Оранжевый слон.

Мягкая сухая пастель считается хорошим вариантом для малышей. По консистенции она похожа на знакомый школьный мел. Такая пастель оставляет тоже яркие сочные следы всевозможных цветов.  Для достижения интересных эффектов ей можно рисовать на контрастной цветной бумаге. Мы на данный момент рисование сухой пастелью не практикуем, так как она очень хрупкая — при падении на пол откалываются кусочки или разламывается весь мелок, при сильном нажатии крошится. Яну это свойство чересчур заинтересовало и мне пришлось пока её убрать подальше. При покупке сухой пастели через интернет-магазин имейте ввиду, что она может пострадать при транспортировке!

      • Восковые мелки. Многие рекомендуют начинать рисование с восковых мелков,  я бы все-таки рекомендовала именно масляную пастель. Кстати, она является одной из разновидностей восковых мелков. Классические восковые мелки твердые и оставляют не такие интересные следы, чтобы заинтересовать малыша рисованием. Самые популярные мелки Икея и Crayola. Яна пока ими интересуется только как материалом для развития мелкой моторики — перекладывает, пересыпает и т.п.
      • 8 толстых карандашей для малышейКарандаши. Специалисты рекомендуют использование мягких толстых карандашей уже с полутора лет. Качественные цветные карандаши – Boom (Италия), Crayola (Великобритания), Koh?I?Noor (Чехия), Silwerhof, Stabilo, Staedtler (Германия). Знакомство с карандашами у нас еще впереди.
      • Фломастеры специалисты занесли в черный список, потому что они не дают возможности смешивать цвета. Но по своему опыту знаю, насколько важно ребенку получить яркий след и как это привлекает к рисованию в целом. В возрасте полутора лет осмысленного интереса смешивать цвета еще нет, поэтому, на мой взгляд, малыш больше приобретет от общения с фломастерами нежели потеряет. Мы рисуем смываемыми фломастерами Crayola (Великобритания). Они также отлично отстирываются от одежды.
      • Бумага большого формата. Мы рисуем на рулонной Икеевской и офисной(А4) бумаге. Красками очень понравилось рисовать на белом картоне. Это занятие не для экономных, но результат более эффектный.
      • Многие рекомендуют малышей усаживать за детские столы или предоставлять мольберты. С точки зрения свободного рисования это сковывает и доставляет неудобства. Мольберты рекомендуется использовать не ранее 6 лет. Для меня это отличная новость, так как мольберт надолго выбыл из списка моих хотелок (я максимально стараюсь избегать нефункционального загромождения интерьера). Пока мы чаще всего рисуем на полу и в ближайшем будущем целенаправлено этого менять не собираемся.

Прогресс детского рисунка — когда ожидать первый домик, цветочек и другие узнаваемые предметы | Рисование для самых маленьких

Об этой периодизации можно прочитать сквозь строки у Марины Озеровой.

Бессмысленные каракули Яны. 1 год 2 месяца

Мне было очень интересно когда появится первый домик и другие осмысленные рисунки, поэтому я решила вынести эту информацию отдельно для таких же интересующихся:

      • 0 — 1,5 Лишенные смысла штрихи, или каракули (непроизвольные линии, нанесенные в хаотическом беспорядке);
      • 2 — 3  Бесформенные изображения. Визуально они иногда неотличимы от рисунков первого этапа. Но теперь ребенок стремится найти в своем рисунке смысл;
      • 3 — 8 Схематические изображения. В это время ребенок делает рисунки, построенные по определенным канонам (небо и земля в виде полосок на краях листа, отсутствие перспективы и реальных соотношений предметов).
      • 8 — 10 Правдоподобные изображения, или «полусхемы». Предметы приобретают свой действительный размер и внешний вид, появляются попытки изобразить разные планы, найти верные соотношения размеров. Люди принимают разнообразные позы, вещи – положения;
      • С 10 лет Правильные изображения. Стадия характеризуется реалистичными рисунками с перспективой, объемом, светотенью.
Ритмичные осмысленные каракули Яны (дорисовывает усы). 1 год 7 месяцев

Специалистами считается очень важной периодизация прогресса рисования человека:

      • Четыре года : туловище изображается чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные.
      • Пять лет : в изображении появляются детали – уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по?разному.
      • Шесть лет : уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы).
      • Семь лет : переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные.
      • Восемь лет : шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.
      • Девять лет : ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.
      • Десять?одиннадцать лет : появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется.

Более важные аспекты развития при рисовании, чем мелкая моторика | Рисование для самых маленьких

Этот наиболее важный раздел поста я оставила напоследок, так как не многие выдерживают демагогию. Что ж приступлю 🙂 …

В первую очередь необходимо всегда помнить рисование — это инструмент для творческого и интеллектуального развития!

По поводу этого вопроса существуют два основных мнения:

      • популярное, которое заключается в том, что рисование в любых его проявлениях очень развивает и задача любого родителя заинтересовать ребенка рисованием любыми способами. Лучший способ — предоставить инструменты облегчающие получение быстрого результата. К ним можно отнести творческие альбомы, тетради с заданиями по рисованию, раскраски, различные инструменты рисования облегчающие получение интересного результата — штампы, фигурные кисти и т.п.
      • сторонники альтернативного мнения утверждают, что развитие творческого мышления и воспитание тонкого эстетического вкуса процесс сложный, которому всё лишнее может быть послужить помехой! Для рисования требуется бумага, краски, кисти и ограничения во всем, что может сформировать у ребенка шаблоны. В некоторых источниках специализированной литературы вы можете встретить термин «свободное» рисование —  это и есть рисование без шаблонов и правил.
      • я самонадеянно решила, что оба мнения радикальны и истина находится посередине.

Свободное рисование

В первую очередь хочу остановиться на свободном рисовании более подробно, потому что это больше чем просто подход к рисованию, это целая философия естественного развития ребенка и очень убедительная!

С точки зрения свободного рисования очень важно дождаться, когда ребенок самостоятельно научится рисовать — придумает и нарисует свой авторский домик, цветочек, елочку, солнышко и т.п., так как именно в процессе этого «придумывания» максимально развиваются интеллект и творческие способности. Чем больше у мозга возможности придумывать, тем больше он получит практики и лучше будут результаты развития. Для того чтобы ребенок всё это сам придумал необходимо его максимально оградить от шаблонов в рисовании. Всем нам известны самые простые шаблоны: солнышко в виде круга с лучиками, елочка из треугольников, цветок из  6 кружков…
В современном мире очень сложно убежать от шаблонов. Они навязываются повсюду — в иллюстрациях книг, мультфильмах, в большинстве развивающих пособий и занятий по рисованию. Еще 20 лет назад для рисования было принято использовать бумагу, карандаши и краски, а сейчас в любом приличном магазине с аксессуарами для рисования глаза разбегаются от разнообразия творческих альбомов и раскрасок. Редкий родитель пройдет мимо это всего «богатства». А ведь раскраски и творческие альбомы приучают ребенка к максимальному результату с минимумом усилий. По мнению специалистов школы свободного рисования, творческое мышление с такими средствами задействовано по минимуму, а вот моторика развивается в полной мере.

Несостыковки теории свободного рисования

При первом знакомстве с информацией о свободном рисовании мне сразу же захотелось сильно ужесточить отбор книг, игрушек и вообще всего для Яны, что может содержать изображения. Но поразмыслив, у меня возникла следующая идея — если ребенок без багажа шаблонов создает новые образы на основе своих замыслов, то возможно дети с богатым запасом качественных шаблонов(эталонов), учатся ими оперировать — создать на их основе, что-то еще более интересное. Наличие шаблонов, на мой взгляд, не исключает творческое мышление, а качественно улучшает рисунки, за счет более широкой базы знаний. Вся суть прогресса заключается в том, что потомки берут идеи предков и совершенствуют их. Если бы каждое поколение начинало изобретать с нуля, прогресс бы далеко не ушёл.
Не может такого быть, что ребенок, имеющий в памяти многочисленные шаблоны, просто в цикле рисует их. На мой взгляд, такая ситуация должна относится к отклонениям в развитии.  Как может получиться, что ребенок рисует с помощью одних тех же шаблонов получая однообразные рисунки? Возможно, сказывается наличие у ребенка в памяти очень яркого неверного шаблона. Вероятность этого не уменьшается даже в ситуации, когда родители ограничивают доступ ребенка к всевозможным шаблонам. В такой ситуации ярким впечатлением может быть нарисованная Барби на рекламном щите и т.п. После этого родители, оберегающие ребенка от шаблонов, столкнутся со сложностью вымещения этого шаблона. Родители, которые вообще не думают о шаблонах, избавят от него ребенка купив очередную куклу или книжку с иллюстрациями девочек нарисованных «правильно».
Опасность шаблонов для нормального развития ребенка я вижу только в их качестве, количестве и умении использовать. Если девочка любит Барби и мама ей в этом потакает, то избыток использования в рисовании шаблона Барби неизбежен. Если же родители предоставляют ребенку разнообразные игрушки, то каждый шаблон это новый образ с которым можно оперировать.
Разумеется, рисование в развивающих альбомах мало имеет общего с творческим рисованием и не может его заменять, но бросаться в крайности и видеть один вред в пользе занятий с развивающими рисование пособиями является неверным. Наиболее полезным для развития ребенка, конечно, же является обычное рисование на листе бумаге и занятия именно таким рисованием должны существенно превышать по объему все остальные.

В целом тема свободного рисования очень интересна и имеет сильные стороны, но как и во многих вопросах в ней присутствует фанатизм. Из нее стоит почерпнуть тот факт, что при рисовании (без вспомогательных инструментов) максимально развивается мышление!

В завершении о детском рисовании в литературе

Несмотря на свои несогласия с теорией свободного рисования, всем родителям занимающимся развитием детей настоятельно рекомендую почитать материалы на эту тему. В них очень хорошо описывается психология в разных возрастных группах с нестандартной точки зрения. Также много ценной практической информации в ответах на частозадаваемые вопросы. Например:

«Вы рекомендуете не учить «правильному захвату». А если ребенок так привыкнет держать карандаш, ведь потом не переучишь?

Ребенок учится постепенно. Есть дети, которые сразу же захватывают карандаш правильно, но они скорее исключение. Обычно ребенок до трех лет рисует, зажав карандаш в кулаке. Уверяю, такой захват не останется навсегда и уйдет на соответствующем этапе развития мелкой моторики.»

Чтение книги Марины Озеровой «О детском рисовании» педагога — сторонника свободного рисования качественно расширило мои взгляды на развитие малышей.  Цену книги нельзя назвать демократичной, но для экономных есть бюджетный электронный вариант. Многие критикуют книгу за малый объем текста и большой объем иллюстраций, но я не представляю себе как можно иначе подать информацию о тех же этапах формирования каракулей. Еще одно из достоинств книги — доступность изложения. Я её прочитала на одном дыхании всего за пару вечеров.

В ближайшее время, отодвинув другие дела на потом, я решила продолжить изучение темы свободного рисования, чтением книг Елены Макаровой и Романа Айххорна. Последний автор особо интересен тем, что он профессиональный художник с большим опытом в преподавании рисования.

Надеюсь пост оказался полезным для Вас. Интересно Ваше мнение о свободном рисовании.

Если Вам понравилась статья, напишите о ней на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу. Наверняка, за полезную ссылку Вам будут благодарны другие пользователи. Также приветствуются репосты в соцсетях:

И не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группам в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, Facebook 😉 .

Также рекомендую ознакомится с другими постами о развитии малышей:

Запись опубликована автором Мама зануда 22

Рисование для самых маленьких. Основы: 22 комментария

  1. Елена

    Екатерина, спасибо. Открыла Ваш сайт и третий день читаю залпом (насколько дети позволяют). Ваши размышления о шаблонах и образном мышлении оказались очень для меня важными и «трогательными». Мой сын в свои 2 с половиной абсолютно зациклен на грузовиках. Уже больше полугода он только в них хочет играть, их лепить, конструировать, и «рисовать» (с рисованием беда, наотрез отказывается, раньше мог покалякать, теперь прямо «нет» и все, наотрез). И самое главное — словно только их и видит: что вокруг в жизни, что в иллюстрациях (он, конечно, все понимает на картинках и идентифицирует правильно и рассказы понимает, но вот мало что вызывает энтузиазм и отклик кроме грузовиков). Это моя боль, и я не хочу, разумеется, превращать комментарий в жалобную просьбу о консультации))) но мне вот стало любопытно, с т.зр. Вашей теории, получается, образ накрепко засел в голове, «заклинило»? Потому что какие-то эмоции сильные были? И главное, как это «лечить»? Пытаюсь и животными, и насекомыми, сказками, и куклами отвлечь, но успех весьма слабоват. Есть ли у Вас какие-то мысли по этому поводу? Заранее спасибо.

    1. Елена

      И хотела бы только добавить. Про свободное рисование. Я, увы, не читала тех авторов, о которых Вы пишете, но взяла их на заметку в очередь уиш-листа моего ночного чтения)) Про раскраски конкретно я прочла лишь одну статью, написанную сторонницой свободного рисования. Как я поняла, там дело не только в усвоении шаблонов о том, как что-то должно быть представлено. А в первую очередь, в неосознанной трансляции смысла, что твое видение имеет меньшую ценность чем чужое и что надо оставаться внутри линий, т.е. внутри рамок, означенных кем-то другим. С др. стороны, я вот лингвист по образованию. Что-то я припоминаю из лекций))) любой рисунок можно понимать как текст, ведь это по сути символ, знак, нечто, указывающее на обьект /феномен реальности (жираф или, к примеру, эмоция). Существует язык таких шаблонных изображений в любой культуре, и дети его как бы «учат», невольно. Оградить их от этого невозможно. Когда малыш приносит бесформенный кусок пластилина и говорит, что он сделал птичку, я понимаю, что я бы не догадалась. Но это его видение. Когда я ему рисую и вырезаю детали для аппликации и мы клеим вместе и получается весьма узнаваемый тукан, я радуюсь, но отдаю себе отчет, что к ЕГО творчеству это не имеет отношения. С возрастом растет техника и растет включенность в наш культурный код. Я сама пытаюсь найти эту тонкую грань между «научить» и «отпустить».

      1. Елена

        Ой, последний вопрос, пожалуйста! Как Вам Макарова и Айххорн? Стоит читать? На лабиринте у Макаровой странные отзывы. Заранее огромное спасибо, если найдете время ответить!

        1. Мама зануда

          С двухлеткой Макарову читать рановато. На мой взгляд, эти труды актуальны применительно к детям лет 4 и старше.
          Педагогическую литературу можно классифицировать на теоретическую, практическую с рекомендациями и такую практическую, после прочтения которой будто прогружаются новые взгляды на какие-то сущности. Книги Макаровой содержат десятки примеров творческих ситуаций и их анализа. После их прочтения лучше понимаются творческие процессе в ребенке, а значит мы их можем лучше направлять, поддерживать, оберегать и лелеять :-).

          Книгу Айххорна я бы назвала частичным дублем книги Озеровой. Также радикализм по поводу шаблоном и раскрасок. У меня даже закралось мнение, что у этих авторов была большая практика работы с детьми из бедной развивающей среды (злоупотребление гаджетами, мультфильмами, дефицит книг и внимания родителей).

      2. Мама зануда

        Вы знаете, я сейчас нахожусь в еще большей несогласованностьи со свободным рисованием. Постепенно убеждаюсь в радикальности того мнения. С одной стороны хочется ребенка оставить наедине с красками, карандашами, бумагой, натурой и ждать истинного чистого творчества. Я начинаю склоняться к тому, что пути становления художника могут быть абсолютно разными, как и сами художники. Да, есть яркие таланты и они будут рисовать не смотря ни на что. Что-то мне подсказывает, ярких гениев никакие шаблоны не испортят. Гениев оставим в покое. Их не надо развивать. Сильный талант пробьется даже сквозь асфальт.

        Порассуждаю про остальных: Чтобы ребенок начал писать, лучше его обучить буквам, а не ждать когда он выдумает свою собственную письменность. Есть такие дети, кого можно вовлечь, заинтересовать, погрузить и подружить с рисованием на всю жизнь. Научить выражать свои мысли при помощи кисти и карандашей. Разве этого мало? Кто-то просто взял и начал рисовать (и ему легко это сделать, ведь зачастую мама, которая пишет книги о свободном рисовании, сама является художницей и у этого ребенка есть кому подражать!), а кто-то получил насмотренность, копируя разные стили иллюстраторов книг и заезженных шаблонов, затем нашел свой и пошел дальше … Мне кажется эти два варианта не сильно отличаются :-).

        Для того чтобы нарисовать образ совы, хорошо бы ребенку показать: образ зайчика и несложный рисунок зайчика, образ кошечки и примитивный рисунок кошечки. Когда ребенок хорошо поймет закономерности, тогда он начнет не копировать чужие шаблоны, а создавать свои. Запрещать пользоваться чужими шаблонами в боязне, что ребенок их запомнит и начнет использовать, на мой взгляд, неверно. Ребенку легче учится на шаблонах.

        Яна ходит в художку третий месяц и там всех детей отчитывают за отсутствие фантазии и насмотренности. Каждое занятие преподаватель повторяет о необходимости присматриваться к классическим детским иллюстрациям, к типовым пропорциям животных и т.п.. К Яне в этом отношении претензий нет, так как у нас книг изобилие. Но тут речь идет о том, что художка просит родителей «прогрузить» детям шаблоны, чтобы они начали рисовать… Как-то так

    2. Мама зануда

      Вариантов зациклинности может быть куча. Пишу, который первый пришел в голову (вполне могу ошибаться, так сказать «тыкну пальцем в небо» ))), — защитная реакция на обилие вводимых персонажей и сюжетов. Маленьким детям в нашем мире сложно и непонятно. Книги, развивашки, игрушки пестрят персонажами и сюжетами, которые до конца не ясны. А еще их много и возникает путаница. Всем людям важно иметь стабильную и адекватную базу — то, что отлично понятно. Возможно, Ваш малыш в грузовиках нашел именно такой объект. Он их хорошо изучил, видел в реальности, знает их особенности. Грузовики для него стали зоной комфорта. Лечить такое не надо. Дайте понять, что он может находится в зоне комфорта столько сколько захочется. Положите на видное место книгу или игру с другими персонажами. Пусть он найдет ее сам и примет решение хочет или нет ее изучать. Любопытство все равно возьмет вверх. Для проверки гипотезы попробуйте переключать на новые сюжеты с ранее знакомыми образами. Например, на животных, которые встречаются в большинстве сказок — мишка, зайка.

  2. Татьяна

    Здравствуйте, Катя! Из всех перечисленных брендов карандашей (Boom, Crayola, Koh?I?Noor, Silwerhof, Stabilo, Staedtler) какие лучше для малышей в 2 года, даже не знаю по толщине какие выбрать? И про грани, вроде с трехгранных начинают?

    1. Мама зануда

      Добрый день!
      В этой статье приведены бренды перечисленные Мариной Озеровой. На мой взгляд, не самые оптимальные.
      Нам в качестве первых инструментов для рисования гораздо больше, чем карандаши понравилась масляные мелки. О них писала обзор.
      Большая часть малышовых карандашей похожи на этот вариант от Колорино my-shop. Это короткие утолщеные карандаши треугольной формы. С одной стороны, за счет длины они получаются более безопасными, с другой стороны если ребенок будет активно рисовать, быстро источаться. Более длинные карандаши у Икеи, но у них суховат стержень.
      Если вы очень замороченная мама 🙂 и хотите попробовать максимально лучше, не взирая на бюджет, то можно взять толстенькие Stabilo 6 штук за 1500, или 10 штук за 2500. На мой взгляд, это просто издевательство над бюджетом родителей. Применительно к Яне особых преимуществ использования этих карандашей я не заметила. Просто одни дети любят рисовать много и будут рисовать ЛЮБЫМИ инструментами, других детей надо заинтересовывать, но тут даже дорогие карандаши не панацея для вызова интереса. Пишущий узел у дорогих малышовых Stabilo мягкий и толстый практически, как у МАСЛЯНОГО воскового мелка.

  3. Taiva

    Первый раз посетила форум, так как ищу ответы нв вопросы… Сыну год и семь мес. Рисует +- с года. Красками редко, в основном постель ну и маркеры у папы увидел… 🙂 неделю назад начал отсовать что-то на подобие машины. Два круга и кузов. Не знаю, в каком направлении двигаться дальше, как ему помочь. И по поводу шаблонов беспокоюсь, тк он очень просит, что бы мы ему машину нарисовали и животных (просить начал сам). Мучает вопрос. Как в таком случае избежать шаблонов? ( что нибудь нарисовать он просит постоянно) спасибо за советы!

    1. Мама зануда

      Возможно, я заблуждаюсь, но на данный момент пришла к выводу, что напрасно мы боимся шаблонов и еще много всего. На истину не претендую, но напишу свои размышления. Думаю, истина где-то рядом.
      У детей есть такая характеристика как «замкнутость»/»открытость» и она может касаться, как разговорчивости, так и игр и творчества. Некоторые дети уже с года начинают болтать без умолку, другие долго молчат. У некоторых причины молчания заключаются в отставании моторного развития, у других психологических барьер, именно про него и пойдет речь. Например, Яна изначально очень закрытый ребенок. Она с раннего детства все воспринимала остро. Ей долго не нравились купания (они ей доставляли большой дискомфорт), общество других детей и еще очень много всего. Есть «открытые» дети — которые сразу все воспринимают с легкостью. Таким детям могут вообще не понадобится шаблоны. Но если в рисовании ребенок немного зажат, то шаблоны его простимулируют и он начнет «раскрываться». У нас так вышло с лепкой. Пока я не показала мастер-класс по лепке мишки, вся лепка Яны сводилась к разминанию пластилина и использованию аксессуаров. После совместной лепки мишки (я лепила своего с комментариями, Яна повторяла), ребенок мой загорелся и начал лепить и придумывать кого и как слепить самостоятельно.
      Чтобы ребенок придумывал свое, а не только использовал шаблоны, надо также давать различные задания. Лучше всего к ранних лет приучить к обозначению правил. Некоторые дети их очень хорошо воспринимают. Перед рисованием, объясните ребенку, что сегодня у вас задание нарисовать зайчика. Раз задание конкретное, то вполне можно показать, как рисовать зайчика. В следующий раз тему можно выбрать более произвольную — нарисовать, то «что ребенку понравилось на прогулке» и т.п. Так как задание абстрактное, можно увернуться, что Вы не знаете о каком объекте идет речь. Даже если ребенок начнет уточнять, что ему понравилась машина. Вы же можете «не знать», какая машина ему понравилась.

  4. Евгения

    Екатерина, добрый день! Подскажите пожалуйста где вы приобретали раму для рисунков Яны на первом фото?

  5. Ольга

    Катерина, безусловно, спасибо за весь Ваш труд, но у меня всегда рядом со словом «свобода» возникает вопрос о границах и вседозволенности. Вот рисует ребенок, напримнр, за столомк, мама не вмешивается со своими советами, как надо и не надо, а потом (или сразу))) ребенок переходит к рисованию на столе (или на полу, если сидел на полу). Я пресекаю и мягко возвращаю ребенка на бумагу, но после начинается проверка границы. Не могли бы Вы рассказать о таких моментах в Вашей практике?

    1. Мама зануда

      Как бы мы красиво ни говорили о свободе, я считаю, чем раньше познакомить с границами дозволенного, тем это легче произойдет. При этом мы должны тщательно выбирать эти рамки и не зажимать больше необходимого. Например, если ребенок пытается рисовать на столе и стол это может выдержать, я бы позволила. Убрала бы все, что может замараться и вперед (Опять же если не угадать с поверхностью, некоторая краска может въесться.). НО! Если стол белый и на нём не отмываются следы, то я так бы и сказала — «если будешь рисовать на столе, он станет некрасивым» и предложила бы альтернативу широкоформатного рисования — ватман, рулон обоев и т.п..
      Зачастую ребенок просто играет(делает назло), смотря на наши эмоции и его цель не рисование, а игра с мамой. В этом случае надо завершать рисование, переключить внимание на что-нибудь менее пачкающее. Я обычно констатирую факт «похоже Яна уже нарисовалась и хочет веселья», убираю реквизит для рисования и пытаюсь навязать другое занятие.
      Ключевое в подходе Озеровой, то что мы не должны ограничивать творческие порывы ребенка. Я считаю, что наряду с творческими порывами у ребенка присутствует множество психологических моментов, в том числе банальных капризов. Их мы должны отличать от творческих порывов и переключать ребенка с них, а не потакать.

  6. Елена

    Здравствуйте. Какая вы умница! Сегодня случайно попала на ваш сайт и это событие дня:-) Моей дочке сейчас 2 года 4 месяца и меня тоже очень смущали детские пособия типа «Рисуем пальчиками» тем, что ну не может в этом возрасте малыш из Минска осмысленно рисовать осьминогов и жирафа ладошками. Как-то очень это натянуто. Поделюсь своей находкой в плане занятий творчеством с такими малышами: Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье». В оригинале «Artful Parent» если не ошибаюсь. Книга написана по мотивам заметок из одноименного блога. Потрясающая книга, у нас рисования теперь очень много и с удовольствием:-)
    Вам еще раз спасибо за ваш труд! Я с этого дня ваш преданный читатель:-)

  7. Надя мама Игоря

    Катюша, спасибо за статью, было очень интересно почитать. По поводу мольберта — давно его хочу, но все не получается приобрести. Теперь отложила это желание в дальний ящик )) Игорю нравится рисовать сидя за столом, пусть так и рисует 🙂 с красками мы ещё не познакомились, только с было мастерами и ручками, надо это исправлять, по твоемв совету начнём с гуаши

    1. Мама зануда

      Надь, рада видеть тебя тут ). Обязательно пробуйте гуашь.
      Кстати, тут на МамеАбакана обнаружила у тебя вторую линеечку ;-). Поздравляю!

  8. Лена Кашапова

    Екатерина, спасибо за статью, уже приобрела мягкую пастель и собираюсь попробовать рисовать с малышом водными фломастерами на холодильнике. А вы во сколько начали рисовать фломастерами и пастелью?
    Согласна, что нужно детям предлагать вновь и вновь новые для них занятия, только так они начнут проявлять интерес.
    Я впервые познакомила сына с пальчиковыми красками, когда ему было 7 месяцев, мы рисовали на полу, на ватмане. Ему хотелось все перевернуть, съесть и размазать. Но я рада была, что все это вызвало у него интерес, хоть и не по назначению. 🙂 Второй раз был похожий, только познакомила его с новым цветом.
    Но считаю, что это самое лучшее первое знакомство с творчеством, (при условии, что мама следит, чтобы краски не оказались во рту) так как тут задействованы его руки, а ими он точно оставит след, когда ползает (нежели карандашом или мелком или фломастером, тк тянет их в рот и не собирается рисовать на бумаге, только на себе). Еще лучше будет, если использовать натуральные красители, как Вы предлагали , но это еще не пробовала.

  9. Юлия

    Спасибо огромное за такой глубокий и детальный анализ…а то не знала с чего начинать…доче 1.3 уже и мы пока рисуем в аква раскрасках водой и кисточкой…правда ей нравится пока процес — разлить воду на рисунок, а мама быстро кисточкой разводит и потом дружно салфеткой вымакиваем книжку, что совсем не размокла))

  10. Мария

    Спасибо, попробую сына заинтересовать ещё раз.Мелки сухие тоже убрала по причине что он их кромсает.Знаю, многие любят рисовать специальными красками для ванной. А мы пока только машинки гоняем. И в рот всё тянем. Пыталась заинтересовать намокающим шаблоном многоращовым, где проявляются животные потом высыхают-исчезают) Не зацепило. Надо пробовать. Сама много занималась рисованием и периодически зарисовываю. Полезная штука! как я могла забыть про это) А можно ли на 70% заниматься только рисунком, интересно?)

    1. Мама зануда

      Я пришла к выводу, что большинству самых маленьких детей всё новое не нравится. В связи с этой особенностью надо много раз предлагать одно и тоже занятие под разными углами, чтобы ребенок смог его оценить по достоинству. В книгах и рекламе этот момент упускается )) и говорится, что ребенок от всего в восторге (думаю такие формулировки больше подходят 3-леткам и деткам постарше).
      Яна первый интерес к процессу начала проявлять только в 1,7, до этого занятия проходили в добровольно-принудительном режиме и особой заинтересованности не вызывали (нет, ну ей было , конечно, интересно наблюдать за всем происходящим и разглядывать инструменты, но рисовать она не очень-то хотела, верней совсем не хотела). В 1,7 ей очень понравилось рисование кисточкой, но интерес все еще нестабильный — иногда увидит краски и требует их, затем увлеченно рисует, а порой предлагаю рисовать — два раза кисточкой проведет и бросит.
      Думаю 70% рисования чересчур однообразны с точки зрения моторики. Как я поняла, та же лепка тоже является очень творческим процессом — ведь при лепке малыш также создает образы и собственно большая часть эффекта развития от рисования, может быть получена при помощи лепки. А лепка предполагает более эффективное и разнообразное развитие моторики. По сути активную работу мозга по созданию образов так же предполагают ролевые игры.
      На мой взгляд в целом надо не зацикливаться на рисовании, а выделить для себя развитие интеллекта за счет развития образного мышления и делать упор на это.
      P.S. Спасибо за вопрос! Он меня подтолкнул к анализу теории развития интеллекта на основе образов — более глубинному процессу нежели одной из его практических сторон — рисованию.

  11. Елена

    Екатерина, пост оказался очень полезным. Особенно понравились советы для родителей. Согласна, не нужно вмешиваться в процесс рисования, критикуя ребенка за то, что трава не зеленая, а голубая, например. Пусть малыш выражает свое видение, как пожелает. И то, что шаблоны могут мешать развитию творческого мышления, тоже правильно. Статья полная, дает исчерпывающие ответы на все вопросы, ставлю лайк)))

    1. Мама зануда

      Елена, спасибо за комментарий. Он особо ценен от человека с большим опытом, каким Вы являетесь, воспитывая уже второе поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X