Вред раннего развития (выбор правильных ориентиров)

Mother reading book to baby
Все чаще можно встретить мам с лозунгами «Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением». Давайте разберемся в причинах по которым мамы отказываются от таких заманчивых возможностей для своих малышей. Оказывается, эти дальновидные мамы потрудились изучить не только преимущества методик раннего развития, но и побочные эффекты от их применения. С анализом побочных эффектов от развивающих методик дела обстоят удручающе — их, зачастую, не возможно ни увидеть, ни измерить, ни отследить. Только здравая логика и кропотливое изучение результатов научных исследований могут остановить современных родителей от ошибок в применении методик раннего развития.

Содержание

Вред раннего развития | Отличие понятий «раннее развитие» и «раннее обучение»

(вернутся к содержанию)

Для начала обсуждения проблемы необходимо отделить котлеты от мух, потому как некоторые восприняли мои предыдущие посты, как абсолютный отказ от развивающих занятий. Это совсем не так! При подготовке предыдущих постов о раннем развитии я постаралась структурировать свои знания и пришла к выводу, что вред несет не раннее развитие, а раннее обучение. Прошу все мои прежние нападки на раннее развитие относить к раннему обучению и злоупотреблению методиками.

Разберемся в чем же собственно отличие этих понятий:

Раннее развитие — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет, стимулирующая познавательный интерес;

Раннее обучение — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).

Ключевая разница этих понятий в преследуемых целях:

    • Раннее обучение. Если вы общаетесь с родителями, которые рассказывают о достижениях малыша в запоминании какой-либо информации (букв, цифр, животных и т.п.), чтении или счете — то родители, сами того не ведая, занимаются ранним обучением.
  • Раннее развитие. Если молодая мама с восторгом делится о том, что её чадо придумало или освоило новые приемы и правила игры с играми и игрушками, новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т.п.

Собственно, уже на этапе рассмотрения понятий становится ясно насколько более важно развитие, чем обучение. Ведь при развитии мозга ребенка в первую очередь должен сформировать оптимальные алгоритмы, внутренние механизмы и методики для своего будущего обучения и соответственно дальнейшее обучение без них эффективным просто не может быть.

Вред раннего развития обучения | Негативные последствия

(вернутся к содержанию)

    • Получение «тепличного» эффекта. Многим знакомый, но малопонятный термин «тепличные дети» становится более ясным после рассмотрения разницы понятий обучение и развитие. «Тепличные дети» — дети с которыми занимались ранним обучением, в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения — в большинстве своем такие люди эрудированы, но самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции.
    • Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
    • Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воздействий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функционально-органический (т.е. последствия которые уже не обратить) характер. Проявляется подобная несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе. Про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет».
    • Уменьшение шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала за счет раннего снижения пластичности мозга не без помощи методик раннего развития обучения.
    • Энергетическое обкрадывание участков мозга, текущего сенситивного периода (Как правило, до 4 лет это будут участки, обеспечивающие движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.)

Вред раннего развития | Мнения специалистов

(вернутся к содержанию)

Марьяна Безруких директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:

«…Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения…»

Татьяна Волосовец директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:

«…Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться»

Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), из интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать«:

«…К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…

В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.

Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей…«

Ольга Писарик — блогер, чьи профессиональные интересы лежат в области психологии развития, из статьи «О раннем обучении вскользь»:

«…Если раньше нейрофизиологи считали, что за выполнение определённых интеллектуальных задач отвечают определённые области мозга, то теперь понятно, что по мере развития мозга, по мере того, как созревают новые области, нейронные цепи, отвечающие за обработку информации, изменяются. И чем пластичнее мозг, тем больше у растущего ребёнка шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала.

Вы спросите, причём тут раннее обучение? А при том, что преждевременное (без запроса) обучение ребёнка абстрактным вещам вынуждает его при обработке информации задействовать доступные ему нейронные цепи и, в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Когда непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее «перепроложить маршрут» на более эффективный. Таким образом, раннее обучение тормозит интеллектуальное развитие ребёнка.

Логику «надо начать пораньше и тогда к 6 годам мы оторвёмся от конкурентов, а к 17-ти у нас будет гений» я сравниваю с логикой садовода, который в условиях средней полосы России в феврале садит картошку в открытый грунт, с тем, чтобы к июню у него уже был невиданный урожай. Всё хорошо в своё время, и в обучении «раньше» не значит — «лучше».»

А.В. Семенович — известный нейропсихолог, профессор МГППУ, из учебного пособия «Ведение в нейропсихологию детского возраста»

«…Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»

Дарья Иванченко — логопед, выдержка из статьи «Кубики Зайцева»:

«…Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.

В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает…»

Ольга Исаенко — детский психолог, кандидат психологических наук, из методического пособия «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей» издательства Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. :

Безымянный

Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с. С. 356-358:

«…В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отста­вать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начи­нают форсировать темпы детского развития. Под видом модер­низации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощен­ной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускоре­ние детского развития, или акселерация, провоцируется и поощ­ряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит од­носторонний, механический характер и является форсирован­ной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психо­логии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерно­му упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляет­ся с накоплением знаний, навыков и умений.

За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не уме­ющем. В последнее время данное представление подкрепляет­ся лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространя­ется на их фактическое и психологическое равенство,соглас­но которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре­ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят по­лезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог­раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демокра­тизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представ­ление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию воз­можностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от при­нятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение не­которыми знаниями и навыками)…»

Правильные ориентиры для раннего развития

(вернутся к содержанию)
«Нет» — раннему обучению, «Да» — раннему развитию! По мнению многих специалистов, самым важным ориентиром в раннем развитии является восприимчивость к той или иной информации — сенситивные периоды. Для определения восприимчивости малыша к определенной информации можно воспользоваться как родительским чутьем, так и готовыми наработками психологов и педагогов. Одна из наиболее популярных сенситивных периодизаций составлена Марией Монтессори:

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПО МОНТЕССОРИ

Наименование

Период

 
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ длится в среднем от 0 до 6 лет Общение, взаимодействие, пение, чтение для ребенка
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА длится от 0 до 3 лет, наиболее интенсивно около 2 — 2.5 лет. Обеспечиваем:
  • пространство для управления порядком – шкафчики с игрушками, вещами и т.п.;
  • ёмкости разной величины для складывания/вытаскивания;
  • кубики;
  • пирамидки.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (развитие всех видов восприятия: тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д.) Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Обеспечиваем обилие сенсорной пищи:
  • сенсорные коробки с наполнителями различных фактур (фасоль, манная крупа, рис, вата, другой наполнитель);
  • прослушивание и воспроизведение различных музыки и звуков;
  • сюжетно-ролевые игры.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет
  • обеспечиваем игрушками и предметами, состоящими из частей и собирающимися в целое — конструкторы, пазлы и т.п.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ от 1 года до 4 лет Поощряем двигательную активность.
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ в возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Обеспечиваем достойный образец для подражания.

Вооружившись таблицей сенситивных периодов можно вплотную рассмотреть развивающие методики на предмет интересных и полезных упражнений. Например, демонстрация большого количества карточек по методике Домана, в период, когда мозг малыша требует сенсорного развития, может вызвать сенсорный голод. Гораздо более приемлемо показывать не карточки с изображениями предметов, а сами предметы. Методика предложенная Монтессори заключается в создании оптимальных для развития условий окружающей среды — обеспечения необходимыми игрушками и другим дидактическим материалом.

Несмотря на разнообразные рекомендации методик, следует помнить, что наиболее полноценным видом деятельности для детей раннего возраста являются сюжетно-ролевые игры, так как они, в отличии от большинства других занятий для детей, обеспечивают равномерное качественное воздействие одновременно на множество сенситивных центров. Специалисты рекомендуют уже с полугода приучать ребенка к сюжетно-ролевым играм. Начинать такие игры лучше всего с имитации типовых бытовых ситуаций при помощи игрушек. Показывая, как куклы и плюшевые игрушки, кушают, умываются, одеваются, укладываются спать, играют, танцуют, ходят на горшок, ребенка можно заинтересовать не только навыками самообслуживания, но и играми, в которых максимально развивается фантазия и мышление. Помимо сюжетно-ролевых игр достаточное количество внимания необходимо уделять подвижным играм (догонялки, прятки и т.п.) и чтению книг. Занятия из методик раннего развития могут дополнять основное времяпрепровождение малышей в играх, но ни в коем случае не заменять!

Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующие ориентиры для гармоничного раннего развития:

    • создание условий для сюжетно-ролевых игр: предоставляем игрушки, регулярно выделяем время для игр, придумывая разные односложные сюжеты;
    • создание условий для подвижных игр: предоставляем малышу пространство и игрушки для подвижных игр, регулярно выделяем время для игр;
    • чтение и прививание любви к книгам: читаем книжки для самых маленьких и показываем картинки;
    • прививание любви к музыке: прослушивание мелодичной музыки (как правило из категории для самых маленьких или классики);
    • создание развивающих условий окружающей среды: предоставляем малышу развивающие игрушки (пирамидки, кубики, мозайки и т.п.), рабочее место (детские стол и стул) , мелки, краски, пластилин, сенсорные коробки, дидактические пособия, карточки и т.п., регулярно выделяем время для игр и занятий. Данный пункт является основным элементом методики Монтессори.
    • воспитание интереса к творчеству: знакомим малыша с приемами рисования, лепки, аппликации и т.п.

Как Вы относитесь к чтению раньше 4 лет?

Загрузка ... Загрузка ...

 Если вам понравился материал блога, Вы можете подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группам в соцсетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook).

Другие публикации по этой теме:

Вред раннего развития (выбор правильных ориентиров): 24 комментария

  1. Аноним

    Я научилась читать в 3- 3,5 года. Сама приставала к маме с вопросами, как читаются те или иные буквы. Уж очень много интересного таилось в книжках, и я очень хотела это оттуда извлечь. В итоге школа не была для меня проблемой НИКОГДА. В штаны я не какала и слабым здоровьем не отличалась. Родителям не приходилось делать со мной уроки, вообще процесс обучения ни в школе, ни в вузе, ни позже не был для меня проблемой. Никто не мешает заниматься ранним развитием параллельно с ранним обучением, а в обучение вкладывать элементы развивающих игр.
    В школах сегодня с вашими детьми возиться никто не будет. Мой сосед ходит во второй класс, в школу пришел уже читающим, хоть и шестилеткой при этом, таких во всем классе было двое. Как вы считаете, сколько сейчас во втором классе детей, умеющих читать в пределах нормы для второклассника? Правильно, двое. А сколько успевающих по всем предметам? Да-да, двое, остальные не тянут. И учитель так и не смогла их подогнать хотя бы под минимальный стандарт.
    Я сама преподаю английский язык в языковой школе и не видела еще ни одного ребенка, умеющего читать в дошкольном возрасте, но испытывающим при этом какие-то проблемы впоследствии. Я категорически против насильственного обучения дошколят, но гармоничное обучение не вредило еще ни одному моему ученику 🙂 уж поверьте, я общаюсь с ними на протяжении всей школьной жизни и даже после таковой.

    1. Мама зануда Автор записи

      Уважаемый Аноним, если Вы чего-то не видели, то не значит, что этого явления не существует.

      Те, кто не хочет себя утруждать развитием детей, получает соответствующий результат и это справедливо в отношении таких родителей. Но эта статья о других родителях и она не пропагандирует вред раннего развития, она акцентирует внимание, что все должно быть своевременно и в меру. Очень несправедливо, когда родители стараются максимально развивать ребенка, вкладывают много усилий, но выбирают неправильное направление — направление раннего обучения, которое при злоупотреблении может дать негативные результаты.

  2. Мария Валентиновна

    Я полностью на стороне автора статьи. Моя жизнь отдана работе с детьми дошкольного возраста вот уже 36 лет. Последние 17 работаю домашним воспитателем. К сожалению, в моей практике был случай негативного воздействия обучающих методик на девочку, которая читала с 3х лет, прекрасно считала и решала логические задачки,но при этом даже в 5 лет регулярно какала в штаны , например, в цирке или другом общественно-развлекательном месте. С точки зрения гастроэнтеролога ребенок был абсолютно здоров. А психолог на консультации указал именно на несоответствие возраста и развития. Причем неважно в данном случае ,сама она тянулась к этим знаниям или это была инициатива взрослых. Поскольку это была моя воспитанница в возрасте с 3 х лет, не могу точно утверждать, с какого возраста с ней начинали занятия, но родители гордились ее успехами еще задолго до знакомства со мной. Сейчас ей 16 лет и об этой деликатной проблеме говорить не очень удобно, поэтому я не знаю, как она из этой ситуации вышла, да и вышла ли вообще. А в целом я за создание условий для гармоничного раннего развития и воспитания наших будущих гениев!

  3. Дарья

    хорошая статья. со всем согласна. вообще не понимаю, зачем учить малюток чтению, письму. к чему это? мама моя не занималась подобной ерундой, всегда были стандартные игрушки вроде кукол, пирамидок и тд. и ничего, читаю я очень быстро 🙂 и грамотность вполне приличная. мне кажется, сейчас идет сильная погоня за «развитием». детская индустрия не дремлет. рынок предлагает прямо-таки тонну пособий, карточек за немыслимые деньги (взять, хотя бы, Умницу). риторический вопрос: есть ли в этом всем смысл?…

  4. Юлианна

    Спасибо за статью. Читала на эту тему пару исследований. Да, эта статья- не исследование, а частное мнение, но оно подкреплено исследованиями(ссылки есть). И мнениями специалистов. Да, возможно, все индивидуально, но интерес ребенка к обучению, еще не свидетельствует, что физиологически ребенок созрел для этого. Это логическая ошибка- одно не следует из другого. Так же и субъективное мнение/опыт одной -трех мам по поводу своих ранне интеллектуально развитых детей не может быть аргументом. Это единичные субъективные ничем не доказанные случаи- уж точно не научно.

  5. Марина

    Как обычно, что индивидуально. Я сына «учила читать» почти по Доману с года — показывала слова (без картинок! все эти карточки где картинка и подпись — это не по методике Домана!), слоги, буквы там где встречались. Показывала также точки по математической программе. До года использовала элементы физического развития. Ему очень рано стали нравиться символы, не понимаю почему всех гребут под одну гребенку и пишут, что дети не могут различать символы и им это не интересно. Сыну было интересно! В полтора он знал все значки марок машин, почти все буквы — он сам тыкал и требовал назвать. Счет и разные математические понятия освоил очень рано. А вот картинки рассматривать никогда не любил. Читать слова начал в 3, в 3.5 предложениями читал. Я очень ленивая, занималась нерегулярно. Ребенка надо было развлекать, а книжки он не слушал, рисовать не хотел (и до сих пор рисует только схематично), игрушки разбрасывал только, не любил и не любит играть в сюжетные игры. Считаю ли я это нормальным? Нет, я бы предпочла, чтобы он играл. Но против природы (или индивидуальных особенностей) не попрешь. Так что надо просто смотреть на ребенка и все. ЗАСТАВЛЯТЬ читать в 3-4 года это действительно вредно. Но поддерживать интерес и учить при его наличии считаю обязательным! Дочери 2.5 — читать не учимся, ее это не интересует. Я попробовала несколько раз показывать слова, показывала буквы — она их не запоминает. Ну и все, закончили на этом, значит ей не надо. Исследователи уж очень любят обобщать. А дети разные.

  6. Гречка

    Статья о том, как вырастить тупую, ограниченную посредственность, коих сейчас миллионы!!!!!!!!!!! Дети в школе через одного глупые,ограниченные, безмозглые, книги не любят, читать ненавидят! а вот все благодаря вот таким статейкам и ЛЕНИВЫМ мамашам, которые, начитавшись подобное, выбирают именно этот ЛЕГКИЙ путь, где не надо париться, не надо трудиться,не надо вкладывать, заниматься. Гораздо ведь проще надеяться на школу и на фразу «Всему свое время». Ну, ну, давайте! Растите нацию дураков.

    1. Сергей

      Видно у вас много комплексов которые вы хотите решить за счет ребенка!Подумайте над этим!

      1. Сергей

        Я как преподаватель восторгаюсь вашим стремлением и адекватной оценкой к воспитанию детей.Вы настоящая Мама Зануда и Уничка!!!

    2. Н

      Ой, кошмар! Разве можно так грубо? Видимо, вы подверглись раннему обучению)

  7. Анна Валериевна

    Статья слишком категоричная и, к сожалению, совсем не научная. Хотелось бы побольше фактов, ссылок на научные исследования, статистику. Без этой информации статья выглядит как мнение, причем очень однобокое. Я думаю, что проблем не будет, если у родителей всегда будет на первом месте ребенок, а не честолюбие. Это касается и спорта и раннего обучения. Необходимо чувствовать ребенка, не упускать момент, но и не торопиться. Старшая дочь начала бегло читать в 3,5 года. При этом потихоньку заниматься начали с полутора лет. Прекращали занятия-игры, когда у ребенка уменьшался интерес. Средний сын тоже читает с 3,5 лет. Интерес появился позже: где-то в 3 года. Но научился читать быстрее. Сейчас с удовольствием читает энциклопедию и делится своими познаниями. Я сама научилась читать только в школе. Это было очень неприятно, тем более что интерес был в три года уже точно (часами рассматривала картинки в книгах и очень хотела знать, что же там написано).

    1. Мама зануда Автор записи

      Вы верно подметили, это статья написана не для научного журнала. Это мое мнение, которое я подкрепляю вескими для себя аргументами — мнениями специалистов. Если Вы не доверяете приведенным мнениями специалистов, я Вам не собираюсь их навязывать. Но при Вашем подходе, было бы логично в комментарии привести не размышления о своих единичных случаях, а объективные аргументы.

      П.С. В разделе «Правильных ориентиров», написано про необходимость ориентироваться на потребности ребенка. Даже исходя из Вашего опыта, можно сделать вывод, что изучение чтения с полутора было явно преждевременным. Готовность чтения с трех-четырех встречается, но достаточно редко. Мне кажется, это происходит в случаях, когда мама уделяет много времени РАЗНОСТОРОННЕМУ развитию ребенка. Если мама плотно занимается развитием, то к 3-м годам она уже хорошо чувствует ребенка и поймет, когда ему требуется читать буквы на карточках, а когда ему из карточек интересны только картинки.

  8. Смоленцева Елена

    Хорошая статья, спасибо. Моему сыну 4 года и я была вся в сомнениях, должна ли я его уже обучать чтению. Периодически я предлагала ему буквы для запоминания в процессе различных игр, но они у него «выветриваются» буквально за 3 секунды, а заставлять ребенка, убивая его интерес к новому, я конечно же не стану. Теперь понятно, что его мозг еще не готов. Хотя с высказанным Вами избеганием обучения даже когда ребенок явно запрашивает это знание я совсем не согласна. Если мой ребенок заинтересовался планетами, то я не буду говорить ему, что это еще рано изучать (ему было меньше 3,5 лет), я просто купила детскую книжку о космосе и он заинтересованно расспрашивал меня о черных дырах, как это на Венере нет воды («что, нет ни супа, ни компота?») и шумно изображал падение метеорита. Когда ему стало интересно, что у него внутри в животике, я купила книжку и мы вместе рассматривали строение человека: кости, мышцы, кровеносные сосуды. В книге масса информации, но мы берем из нее то, что он может понять, глубже мы не лезем. До тех пор, пока не будет запроса от него же. Если Вы пишете, что раннее развитие в отличие от раннего обучения предполагает поощрение интереса к познанию окружающего мира, то какой смысл отказывать ребенку в счете, если он хочет это узнать… может он хочет посчитать дольки апельсина.

  9. Елена

    У моих детей не было искусственной мотивации — как я и написала, карточки со словами были показаны всего лишь один раз, и для меня самой было полной неожиданностью, что ребёнок так заинтересовался запоминанием слов.

    Сына тоже никто не принуждал рисовать — он сам с удовольствием этим всегда занимался, причём имея очень непоседливый характер с детства, он по 2 часа мог задумчиво рисовать.

    А то, что Ваша дочь хочет считать, — в этом нет ничего удивительного, т.к. дети всегда стремятся подражать, вести себя так, как ведут себя их эталоны: для кого-то это старший брат, для кого-то — более старшая подружка с детской площадки, для кого-то — мама или бабушка… Кстати, подражание — основной принцип многих систем, Монтессори, например.

    Екатерина, я отправила Вам письмо на почту с личной просьбой, если найдёте время — ответьте, пожалуйста.

    1. Мама зануда Автор записи

      Елена, чтобы проанализировать тип мотивации необходимо учесть много факторов. Например, в случае с Вашей дочкой, я понимаю почему ей понравились занятия с карточками. Это естественно для возраста 1,5 года интересоваться различными изображениями. А теперь подумайте, если убрать изображения и оставить только таблички с буквами и словами, захотел бы Ваш ребенок учиться запоминать слова?

      Вы прекрасно знаете, что специалисты указывают этот возраст идеальным для тренировки фотопамяти, но неудачный для знакомства и привязок к символам. И я считаю, что они правы. У ребенка в 1,5 года появляется запрос на графическую информацию, но не текстовую.

      1. Елена

        Да, в нашем случае точно так и было — карточки были крупные, содержащие яркие картинки и подпись. В нашем случае, приятное получилось совместить с полезным (сужу только по нашим результатам, без обобщений).

  10. Елена

    Екатерина, спасибо за Вашу активность и Ваш труд — в блоге масса полезной информации, особенно для неопытных мам. И хотя я сама мама со стажем (моим детям 17, 10 и почти 5), очень интересно читать Ваши статьи!

    Но вот в данном случае, пожалуй, не соглашусь — статья всё-таки однобока.

    Я, конечно, могу судить только по своим детям, но твёрдо убеждена, что совсем не всем раннее обучение во вред (помню о Вашей ремарке про грипп в начале комментариев).

    Первое, что нужно учитывать — интерес ребёнка. Если он не хочет чем-то заниматься, то не нужно заставлять! Это касается не только раннего чтения, но и, например, лепки или рисования.

    Второе, предлагать максимум развивающих занятий (я имею ввиду развитие как развитие, а не как обучение — как Вы акцентировали внимание), и постепенно выявлять склонности и способности ребёнка, и именно этим областям, по крайней мере до трёх лет, уделять максимум внимания.

    Теперь о моих детях.

    Со старшей дочерью я особо не занималась — жизнь была сложной… Из умений, которыми она отличалась от сверстников, могу вспомнить лишь то, что когда она пошла в детский сад (в возрасте 2-х лет 10 месяцев), то она завязывала шнурки всей группе перед прогулкой (обувь на липучках в то время была редкостью).

    …Когда средний сын в 5 лет потребовал меня научить его умножению, я сопротивлялась, мотивируя, что ещё рано. Он настаивал — пришлось уступить. Когда ему не было ещё и 6-ти, захотел заниматься живописью — сразу же нашли хорошего педагога. Читать, кстати, он начал в 4 года (в детском клубе, куда он ходил как в сад, чтение было одним из элементов занятий), но до школы (до 7-ми лет), категорически не хотел читать вслух.

    Итог: сейчас сыну 10 лет, он здоровый, позитивный сорванец, совсем не «ботаник», но лучший ученик в классе, с 1-го по 4-ый класс у нас лучшая техника чтения, он очень любит читать и читает очень много, участник и победитель олимпиад по математике, русскому языку и рисованию. Хочу заметить, что я с ним вообще никогда и ни чем из школьных предметов НЕ занималась, даже не проверяла домашнего задания!

    Младшей дочери я в 1 год и 5 месяцев предложила карточки с английскими словами (вспомнила про методику Домана из курса педагогики в институте, и решила посмотреть, что из этого выйдет). Дочь проявила к карточкам необыкновенный интерес, и стала читать после одного (!!!) занятия (конечно, я осознаю, что она запоминала буквенный образ слова и идентифицировала его с написанием).

    Спохватившись, что она начнёт читать на английском раньше, чем на родном русском, я занялась с ней и чтением карточек на русском. Одновременно к чтению русских книг перед сном присоединились английские, причём дочь всегда выбирала сама, что именно она хочет читать, и мы стали смотреть несложные детские передачи на английском языке.

    В три года дочь, как сын раньше, ПОТРЕБОВАЛА научить её писать. Я, как педагог, понимала, что это очень рано, и отказывала, но она сама садилась и писала буквы по образцу. Писала и на русском, и на английском. Садилась заниматься каждое утро САМА, сразу же после завтрака.

    Итог: нам 4 года 9 месяцев, дочь бегло читает на русском и английском, английским разговорным владеет свободно (общается со взрослыми и детьми за границей), немного читает и говорит на французском и теперь ещё ЗАХОТЕЛА заняться испанским (что и делает). Здорова, детскую поликлинику не посещали ни разу, дочь не вакцинирована. У неё отличные коммуникативные навыки (несмотря на то, что в детский сад она не ходит), причём, в отличие от многих детей, она с лёгкостью находит о чём поговорить на детской площадке не только со сверстниками, но и с их родителями. Страстно ждёт окончания лета — занимается танцами, так что с подвижностью у нас тоже всё в порядке!

    Что касается ещё здоровья моих детей, чтобы Вы могли оценить мою объективность: НИ РАЗУ никто из них не пил антибиотиков (даже старшая дочь, которой 17!), у старших детей только проблемы со зрением (ну это наследственное — у мамы — 12, у папы — 6).

    Вы можете подумать: к чему такая многословность и пиар своих детей? Конечно, у меня есть причины испытывать гордость — дети здоровы душой и телом, интеллектуально развиты и явно неординарно талантливы, но суть моего большого комментария совсем не в этом. Просто мне хочется уравновесить негатив статьи, и рекомендовать родителям быть внимательными к потребностям и запросам своих детей, но, конечно, не отыгрывать на них свои нереализованные планы!

    С уважением, Елена

    1. Мама зануда Автор записи

      Елена, я думаю, это статью просто многие воспринимают на свой счёт. В том числе те, к кому она не относится. Судя по всему и Вы не в их числе. Вы же сами пишите, что отслеживали появление запроса. Кроме того в этой статье говорится именно о злоупотреблении. Более ясно свою личную позицию о раннем развитии я изложила в этой статье http://mamazanuda.ru/rannee-razvitie/ .

      Также у меня к Вам вопрос о мотивации. Вы уверены, что Ваши дети спонтанно захотели обучатся так рано или все-таки это явилось результатом целенаправленного труда и по сути желание вызвано было искусственно?

      П.С. Мой ребенок ужасно любит «считать». Книжка про козленка, который умел читать вызвала настоящий восторг. Но все-таки я склоняюсь к тому, что в данном возрасте это желание не естественно и вызвано некоторыми развивающими заданиями, которые встречались в книжках и упорством бабушки, которая мне не внемлет, поэтому продолжаю избегать обучения счету.

  11. Альфия

    Здравствуйте! Моему ребенку приходится изучать два языка (нам 6 мес), получается, что я не даю мозгу развиваться что ли?

    1. Мама зануда Автор записи

      Добрый день. Смотря как происходит обучение. Если с написанием слов, то даёте такой тип информации, который мозг еще не должен обрабатывать.
      Вообще большинство специалистов рекомендуют изучать два языка с рождения в случаях, когда родители этими языками регулярно пользуются — т.е. посредством погружения в языковую среду. Но даже при таких условиях дети-билингвы обычно начинают позже говорить. В других случаях рекомендуется дождаться, когда ребенок начнет говорить на родном.

  12. Ольга

    Как почитаешь, чем мучают современные мамы малышей с месяца, аж тошно становится. Спасибо вам за такую подробную статью.

  13. Альбина

    все индивидуально и зависит от заинтересованности ребенка. Если нет интереса, не стоит в раннем возрасте заниматься обучением, в будущем это плохо скажется на малыше.

  14. Аноним

    Статья просто супер! Вот бы побольше таких в интернет пространстве, чтобы отрезвить мамочек, и поменять спектр услуг в развивающих центрах, ведь спрос рождает предложение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.