Развитие ребенка по месяцам. Точка зрения Американской Академии педиатрии.
Я уже приводила в блоге материалы о темпах развития детей авторства отечественных ученых. В этой статье опубликована информация о развитии детей по месяцам от Американской Академии педиатрии. Её особенность — блок «контроля». Этот блок содержит подсказки для родителей о возможных особенностях развития, на которые следует обратить внимание педиатра. Материал переработан и дополнен информацией из других источников и комментариями основанными на личном опыте. «Отсебятину» я выделила серым цветом, информацию от Американской Академией Педиатрии синим.
Развитие ребенка по месяцам |Новорожденные рефлексы
Обычно в мамских статьях не принято освещать рефлексы новорожденных, но я считаю, что важно знать о них. Только зная механизм работы, мы можем научится правильно с ним обращаться.
- Сосательный. Ребенок пытается сосать все, что оказывается у него во рту (пальцы, соска, уголок одеяла и т.п.). Рефлекс остается с ребенком примерно до года. Он является обеспечивающим в питании младенца. Небольшой офтоп про соску и сосательный рефлекс: показать скрытый текст
- Плавательный. Малыш, у которого еще практически не развито никакой координации движений, оказавшись в воде начинает выполнять плавательные движения, правильные с технической точки зрения. Как будто эти движения он не осваивает заново, а вспоминает. Рефлекс угасает в 4 месяца, поэтому очень здОрового до угасания этого рефлекса начать посещать бассейн.
- Хватательный. Ребенок все старается схватить и сжать в кулачке, что появляется в зоне доступа.
- Поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
- Рефлекс шагов. Если ребенка поставить ребенка на ножки (при этом придерживая головку), он рефлекторно начинает шагать.
Развитие ребенка по месяцам | месяц 1
К концу первого месяца у ребенка повышается активность. Он по прежнему много спит (до 20 часов в сутки), но вместе с тем, начинает реагировать на проявления внешнего мира:
- пихать в рот руки;
- осознанно смотреть на маму;
- совершать осознанные движения, чтобы привлечь к себе внимание.
Движения:
- Совершает резкие вздрагивающие движения руками;
- Подносит руки к глазам и ко рту;
- Совершает повороты головой из стороны в сторону, лежа на животе;
- Голова все еще нуждается в поддержке и может запрокинутся назад;
- Руки находятся в постоянном напряжении и сжаты в кулаки из-за естественного тонуса.
Зрение и слух:
- Фокусирует взгляд на объектах на расстоянии 20-30 см.
- Взгляд блуждающий, возможно небольшое сходящееся косоглазие
- Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
- Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
- Слух полностью сформирован.
- Ребенок узнает некоторые звуки.
- Поворачивается на звуки знакомых голосов и звуков
Обоняние и осязание:
- Предпочтение сладких запахов
- Неприятие горьких и кислых запахов
- Узнает запах грудного молока своей матери
- Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
- Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно
Контроль за развитием ребенка.
Сообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных признаков задержки развития на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка:
- Ребенок выражено плохо и медленно сосет
- Не моргает, при появлении яркого света
- Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону
- Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
- Проявляется чрезмерное расслабление ног и рук (висят, как тряпочка)
- Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
- Не реагирует на громкие звуки
Развитие ребенка по месяцам | 3 месяца
К этому возрасту младенец становится активнореагирующим на все, что видит рядом. Он проводит много времени изучая собственные руки, их движения. Именно в этом возрасте малыши начинают проявлять первый интерес к игрушкам. Игрушки для таких малышей должны быть легкие, мягкие и удобно ложиться в ручку. Предлагаю Вам ознакомиться с обзором самых популярных игрушек для этого возраста.
Внимание, именно в этом возрасте начинает угасать плавательный рефлекс новорожденных. У некоторых детей он угасает к 4-ем месяцам!!! Позже малыша будет сложно сдружить с водой и стандартная процедуры мытья головы лет до пяти может оказаться мученьем для всей семьи. От себя лично рекомендую очень постараться как можно раньше начать регулярное посещение бассейна с опытным тренером! Лучший возраст — около 3 месяцев. На мой взгляд, лучший вариант это, когда мама с малышом выполняет инструкции тренера в бассейне. Таким образом, у ребенка будут тренироваться легкие (это лучшая профилактика ОРВИ дыхательных путей), а также естественным образом укрепляться мышцы тела. Вам будет не страшен тонус ни в каком виде. А Ваш ребенок будет испытывать невероятный позитив от водных процедур. Я в свое время из-за финансовых проблем плавание с Яной упустила и теперь мы наверстываем упущенное, но было бы гораздо проще плавание все в 4 месяца, а не 4 года. Я на тот момент не понимала важность бассейна, а ведь можно было пересмотреть семейные расходы и выделить на это средства. В общем не совершайте чужих ошибок и идите в бассейн с младенцем.
Двигательное развитие
- Поднимает голову и грудь, лежа на животе
- Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
- Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
- Раскрывает ладони и сжимает кулачки
- Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
- Подносит руки ко рту
- Ударяет свисающие предметы руками
- Хватает игрушки и трясет ими
Зрительное и слуховое развитие
- Внимательно разглядывает лица
- Следит за движущимися предметами
- Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
- Улыбается при звуке вашего голоса
- Начинает гулить
- Начинает подражать некоторым звукам
- Поворачивает голову в направлении звука
Социальное и эмоциональное развитие
- Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
- Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
- Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
- Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого
Контроль за развитием ребенка
Несмотря на то, что каждый ребенок имеет индивидуальные темпы развития, отсутствие определенных навыков может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около трех месяцев, обсудите это с вашим педиатром:
- Не реагирует на громкие звуки
- К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки
- К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса
- К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
- К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
- К возрасту трех месяцев не улыбается людям
- Не может хорошо держать голову в три месяца
- К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их
- К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить
- К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот
- К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
- К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
- Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
- Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
- Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку
- Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев
Развитие ребенка по месяцам | 7 месяцев
В возрасте от четырех до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже ползать.
Период бодрствования малыша к этому возрасту увеличивается и перед мамами встает задача — внести разнообразие в будни малыша. Знакомство с книгами — это отличный вариант разнообразить будни.
Недавно я опубликовала свеженький обзор очень интересных книг для этого возраста.
Двигательное развитие
- Переворачивается с живота на спину и обратно
- Садится с помощью, а затем и без помощи рук
- Стоит с поддержкой
- Дотягивается до предметов одной рукой
- Перекладывает предметы из одной руки в другую
- Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват
Зрительное развитие
- Может видеть все цвета
- Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов
- Может лучше следить взглядом за движущимися предметами
Развитие языковых навыков:
- Откликается на своё имя
- Начинает реагировать на слово «нет»
- Различает эмоции и интонации
- Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
- Выражает голосом радость и неудовольствие
- Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов
- Развитие процесса познания:
- Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
- Исследует предметы руками и ртом
- Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии
Социальное и эмоциональное развитие:
- Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, «дай-на»))
- Проявляет интерес к изображениям в зеркале
- Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется
Контроль за развитием ребенка: Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте семи месяцев:
- Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
- Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла
- Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
- Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
- Отказывается от обниманий
- Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
- Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
- Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
- Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету
- Не реагирует на звуки
- Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
- К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука
- К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно
- В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам
- К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
- К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой
- К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает
- К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами
- К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.)
- К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
- К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями
- К возрасту восьми месяцев не лепечет
- К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в «ку-ку!»
Развитие ребенка по месяцам | 1 год
В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля — впервые ребенок ощущает себя физически независимым.
Двигательное развитие
- Садится без посторонней помощи
- Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
- Встает на четвереньки
- Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Примечание Это либо четвереньки — ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи — опора на стопы и ладони)
- Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
- Подтягивается, чтобы встать
- Ходит, держась за мебель
- Недолго стоит без поддержки
- Может сделать пару шагов без поддержки
Развитие мелкой моторики и движений рук
- Использует «пинцетный» захват
- Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга
- Кладет предметы в разные емкости
- Вынимает предметы из различных емкостей
- Осознанно выпускает предметы из рук
- Толкает/трогает предметы указательным пальцем
- Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые
Развитие языковых навыков
- Все больше интересуется речью окружающих
- Реагирует на несложные устные просьбы
- Реагирует на слово «нет»
- Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет»
- Лепет становится более выразительным
- Говорит «мама» и «папа»
- Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»
- Пытается повторять слоги и простые односложные слова
Развитие процесса познания
- Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)
- Легко находит спрятанные предметы
- Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке
- Копирует жесты
- Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)
Социальное и эмоциональное развитие
- Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев
- Плачет, когда мама или папа уходит
- В своих играх любит копировать других
- Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам
- Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)
- Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)
- В определенных ситуациях может пугаться
- Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным
- Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание
- Сосет свой пальчик
- Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает
Контроль за развитием ребенка Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте восьми-двенадцати месяцев.
- Не ползает
- Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
- Не может стоять с поддержкой
- Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
- Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
- Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
- Не указывает на предметы или картинки
Развитие ребенка по месяцам | 2 года
На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием.
Двигательное развитие
- Самостоятельная ходьба
- Ходит, волоча за собой игрушки
- Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек
- Начинает бегать
- Встает на цыпочки
- Бьет ножкой по мячу
- Заползает и сползает с мебели без помощи других людей
- Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой
- Развитие мелкой моторики и движений рук
- Сам рисует каракули
- Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое
- Стоит башню из четырех или даже больше кубиков
- Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой
Развитие языковых навыков
- Показывает на предмет, который называют ему другие люди
- Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела
- Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам)
- Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)
- Говорит предложениями из двух-четырех слов
- Исполняет простые просьбы
- Повторяет слова, которые слышит в речи других людей
Развитие процесса познания
- Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими
- Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета
- Начинает играть в символические игры
Социальное и эмоциональное развитие
- Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его
- Все лучше осознает свою отдельность от других людей
- Все с большим удовольствием общается с другими детьми
- Проявляет все большую независимость
- Начинает проявлять непослушание
- Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте двух лет:
- К полутора годам не начал ходить
- Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках
- К полутора годам не произносит как минимум пятнадцати слов
- Не использует в речи простые предложения, состоящие из пары слов
- К возрасту год и три месяца не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)
- К концу описываемого периода развития не начинает копировать действия или повторять слова
- К возрасту двух лет не исполняет простые просьбы
- К возрасту двух лет не научился катить игрушки на колесиках
Развитие ребенка по месяцам | 3-4 года
С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период «ужасных 2-х лет» и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» — от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.
Двигательное развитие
- подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
- поднимается и спускается по лестнице без поддержки
- пинает мяч
- подбрасывает мяч вверх
- почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
- движется проворно, как лицом вперед, так задом наперед
Развитие мелкой моторики и движений рук
- копирует квадратные формы по образцу
- рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
- пользуется ножницами
- рисует круги и квадраты
- начинает срисовывать по образцу большие буквы
Развитие языковых навыков
- различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
- совершенствует основные грамматические навыки
- говорит предложениями из 5-6-ти слов
- говорит достаточно чётко — так, что его понимают даже незнакомые люди
- рассказывает истории
Развитие процесса познания
- правильно называет некоторые цвета
- имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
- подходит к проблемам со своей точки зрения
- начинает обретать чувство времени
- выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
- вспоминает части рассказа
- различает понятия «одинаковое» и «разное»
- Играет в фантазийные игры
Социальное и эмоциональное развитие
- с интересом относится ко всему новому
- объединяется и взаимодействует с другими детьми
- играет в «маму» или «папу»
- проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
- сам одевается и раздевается
- с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
- становится более независимым
- представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
- воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
- часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.
- не может подбрасывать мяч
- не может подпрыгнуть на месте
- не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
- не может держать мелок (каркандаш) в пальцах
- с трудом рисует каракули
- не может поставить 4 кубика один на другой
- по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
- не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
- игнорирует других детей
- не общается с людьми которые не являются членами его семьи
- не использует фантазию в играх
- сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
- выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
- не может нарисовать круг по образцу
- не использует предложения больше чем из 3-х слов
- неправильно употребляет слова «я» и «ты»
Развитие ребенка по месяцам | 4-5 лет
Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.
Двигательное развитие
- Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
- Подпрыгивает, кувыркается
- Раскачивается, карабкается (на что-либо)
- Возможно, перепрыгивает (через что-либо)
Развитие мелкой моторики
- Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
- Рисует человека с телом
- Пишет некоторые буквы
- Одевается и раздевается без помощи
- Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
- Обычно сам заботится об использовании туалета
Развитие языковых навыков
- Вспоминает часть рассказа
- Произносит фразы более чем из пяти слов
- Использует будущее время
- Рассказывает длинные истории
- Называет свое имя и адрес
Развитие процесса познания
- Может пересчитать десять и более предметов
- Правильно называет не менее четырех цветов
- Лучше представляет себе понятие времени
- Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
Социальное и эмоциональное развитие
- Хочет радовать друзей
- Хочет быть похожим на своих друзей
- Легче соглашается с правилами
- Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
- Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
- Знает о различии полов
- Может отличить фантазию от реальности
- Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребенок развивается своим, особенным образом, невозможно предсказать, когда именно или как ваш дошкольник достигнет совершенства своих навыков. Достижения в развитии, указанные здесь, дадут Вам лишь общее представление о переменах, ожидаемых по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие идет немного другим путем. Тем не менее, обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в этом возрасте.
- Ведет себя очень испуганно или робко
- Ведет себя очень агрессивно
- Не может расстаться с родителями без сильного протеста
- Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше пяти минут
- Мало интересуется игрой с другими детьми
- Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно
- Редко использует воображение или имитирование в игре
- Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
- Не интересуется новыми видами деятельности
- Избегает или сторонится других детей и взрослых
- Не выражает широкого диапазона эмоций
- Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
- Не может различать фантазию и реальность
- Выглядит необычно пассивным
- Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
- Не может правильно назвать свои имя и фамилию
- Не использует в речи множественное число и прошедшее время
- Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
- Не может построить башню из шести-восьми кубиков
- Испытывает неудобство, держа карандаш
- Испытывает трудности, снимая одежду
- Не может эффективно чистить зубы
- Не может вымыть и вытереть руки
Источник:
Перевод взят с Дискуссионного Клуба Русского Медицинского Сервера
Публикации на похожие темы:
- Материалы о темпах развития детей;
- Капризничает? Значит развивается! (разбираемся в причинах капризов и начинаем им радоваться!);
- Вред раннего обучения и выбор правильных ориентиров раннего развития.
- Как выбрать безопасный порошок и не потратить лишних средств.
Вилку, ложку думаю нужно отнести к возрасту 2.5 — 3 года.
Проинформируйте об этом Американскую Академию педиатрии. Это их официальные данные, а не мои ;-).