Игры с карточками для самых маленьких

карточки УмницаВ предыдущем посте я описывала, как надо правильно развивать память и обучать чтению детей по методике Домана. Я это сделала потому, что уже достаточно хорошо её изучила и хочу предостеречь мам, которые пользуются различными урезанными версиями этой методики (а это, судя по содержанию, постов на форумах и в соцсетях, происходит в большинстве случаев). Но в целом я не являюсь сторонницей методики Домана и считаю, что игры с карточками гораздо более полезное занятие. Сегодня я решила поделиться нашими играми и озвучить некоторые мысли по поводу использования карточек.

Большинство производителей карточек рекомендуют занятия практически с рождения и раньше я в этом ничего отрицательного не видела, но знания приходят с практикой. Предлагаю воспользоваться логикой и порассуждать над эффективностью занятий с карточками в самом раннем возрасте.

Разберемся с возрастом когда надо показывать карточки

непонятное устройствоПредположим Вам бы показывали  по 2 секунды карточку  с изображением  размещенным справа и произносили «hidro güç ünitesi»  в количестве требуемом по методике Домана (3 раза в день — 10 дней). Или даже не следуя методике Домана, просто показывали эту карточку длительное время и на Турецком языке (или любом другом незнакомом языке) много и долго рассказывали о ней.
А представьте если таких карточек 120! Что мы можем получить в результате таких занятий? Правильно  —  ничего! Скорей всего Вы бы уловили суть происходящего если бы погрузились в специфику гидросооружений на несколько месяцев в компании людей умеющих говорить на Турецком языке и занимающихся гидроэнергетикой и то подобные картинки пригодились бы ближе к концу процесса Вашего вовлечения в деловую среду. Именно такие условия занятий с карточками, по-моему, разумно обеспечить малышам.

Хотя в случае с малышами, эмоции мам тоже являются источником информации для малыша, но все-таки для каждого возраста есть наиболее продуктивные занятия.

  1. Для самого раннего, когда малыш еще набирает первый пассивный словарный запас оптимальным будет демонстрация не карточек, а окружающих предметов и вещей!  Именно так он начнет соотносить первые предметы и слова. Открывайте Ваши шкафы  и показывайте малышу помимо привычных игрушек, посуду, одежду и т.п.  Повторяйте это много раз — детям требуются многократные повторения.
  2. Что касается источника эмоций, то на мой взгляд прекрасным вариантом являются, песенки и потешки. Многие мамы недооценивают фольклор для малышей и предпочитают книги современных авторов, а ведь песенки и потешки за счет своей певучести и многократных повторений одних и тех же слов идеально подходят для знакомства с маминым голосом и предназначены именно для возраста «с рождения». Для максимального эффекта их надо читать «нараспев». Впрочем, я нисколько не против Барто, но все же Барто на возрастную категорию примерно «+ 7 месяцев» и её стишки лучше вводить, когда малыш на этапе знакомства с названиями игрушек. В некоторой степени я согласна с теми кто считает, что в самом раннем возрасте можно читать, что угодно. Когда Яне было 2 месяца я ей вслух прочитала детектив, стараясь читать именно правильно, запоминая строчку и затем повторяя ее с выражением, смотря на лицо Яны и передавая максимум позитивных и нейтральных эмоций.  Чтение «уткнувшись носом в книгу» для малышей не подходит однозначно. Конечно же, наше чтение в возрасте до полугода детективом не ограничилось :-).
  3. карточки дял занятийПо своему опыту, я сделала вывод о том, что карточки нужно начинать показывать тогда, когда ребенок хотя бы примерно сможет представить, что за предмет изображен — знать простейшие его свойства (большой/маленький, плоский/ объемный). Ведь если у малыша не заложены базовые понятия ему мало о чем  могут сказать карточки. Например, со слоном и мухой —  мухи почти не отличаются от слонов (размером и те и другие с карточку, по форме — плоские, по цвету — невзрачные). Для того чтобы дать Яне понятие о карточках я сделала много фото игрушек, мест в интерьере и демонстрировала показывая фото и реальные объекты. Уже не припомню в каком возрасте Яна начала самостоятельно соотносить фото с реальными объектами, но на 11-ом месяце мы успешно осваивали «географию» квартиры по фото различных мест из интерьера.

Игры с карточками

По-моему мнению, карточки следует вводить когда ребенок уже способен соотносить фото и реальные объекты. Игры в которые мы играем с карточками (на данный момент Яна неразговорчивая девочка, поэтому наши игры пока рассчитаны на малышей, которые не умеют говорить):

  1. Демонстрируем карточку, объясняем, что там изображено, даем характеристику объекту. Если в доме есть подобные реальные предметы — показываем их. На мой взгляд небольшую характеристику лучше давать сразу, так как при рассказе о свойствах объекта, многократно повторяется название самого объекта, а многократное повторение — самая эффективная штука для запоминания информации. По мере знакомства с объектом характеристику увеличиваем. Этот этап занимает несколько месяцев, затем неожиданно Вы понимаете, что ребенок уже «всё» знает.
  2. Ребенок из ряда карточек выбирает заданную. На первых этапах задается название изображенного объекта, на последующих — свойства.  К году ребенок может знать «Кто говорит Гав?», «Кто умеет летать?», «У кого длинные ушки?», «Кто умеет прыгать?» и т.п. К полутора годам — показывать карточки с изображениям заданных цветов и изображениями заданной классификации (одежда, транспорт, овощи и т.п.).

Цепочка памяти из Шичиды

И отдельно хочу выделить игру «Цепочка памяти» позаимствованную мной из методики Шичиды и немного оптимизированную для нашего удобства. Цепочка памяти ориентирована на развитие памяти и в оригинале предназначена для малышей, которые умеют говорить. Заключается она в следующем:

  1. Выкладываете ряд случайных карточек, связывая их на ходу придуманным сюжетом, который основан на характеристиках изображений. Например: 1. выкладывается первая карточка со словами «жил-был слон/молоток/кукла и .т.п». 2. вторая карточка связывается действием с первой слон/молоток/сахар (катался на автомобиле/ сидел в кресле /играл мяч). 3. Можно ввести еще один действующий персонаж «тут пришел в гости мишка/гусь/бегемот«. 4. Снова действие  с предметом изображенным на карточке » мишка/гусь/бегемот смотрел в окно/зашел в дверь/съел варенье» (слова выделенные курсивом — случайные варианты карточек, жирным — действия которые Вы можете придумать). Для красоты сюжета требуется небольшая практика.
  2. Карточки, по которым рассказана история, складываете по порядку, чтобы ребенок не видел изображений и затем история совместно воспроизводится по памяти по наводящим вопросам: 1. «Что делал слон/молоток/сахар» 2. Кто пришел в гости к слону/молотку/сахару» 3. «Что делал тот кто пришел в гости».

Длину цепочки необходимо регулировать исходя из способности малыша запоминать. Так как Яна еще не говорит, то мы на втором этапе карточки не прячем, а просто отвечаем на вопросы. Писать об этом можно много, но лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать, поэтому предлагаю к просмотру наше видео с цепочкой памяти:

П.С. Для игр мы используем суперкарточки от Умницы. Обзор тут. Дешевле всего их можно приобрести на официальном сайте Умницы — там частенько хорошие скидки.

UPD 18.09.2015: в продаже снова появилась серия «Умные карточки» от издательства Росмэн. У них отличное качество при очень экономной цене. Они более плотные, чем карточки Умницы. Изображения реалистичные, цветокоррекция на высоте. Эстеты останутся довольны :-). По размеру примерно 10 на 15 см. В серии есть, как наборы карточек для первого знакомства с окружающим миром, так и различные лото и логические игры для малышей постарше. На обратной стороне карточек вспомогательная информация об объектах.

Надеюсь, пост оказался для Вас полезным. Если понравился материал рекомендую оформить подписку по электронной почте  о новых статьях сайта.

Не спешите покидать сайт — тут есть еще много интересных публикаций:

Игры с карточками для самых маленьких: 18 комментариев

  1. Анна

    Добрый вечер. Хотела бы с Вами посоветоваться. Мне очень понравилась Ваша интерпретация игр с карточками. Но теперь не знаю как быть. У нас есть наборы карточек (очень реалистичны), но это не предметы окружения ребенка, а животные леса, домашние животные, животные саванны, северного полюса и т.д., животные океана и фрукты. Читая Ваши материалы, я поняла, что наверное глупо загружать ребенку все этих непонятных зверей, которых он никогда не видел…хотя он никогда их и не увидет (по крайней мере часть их и в зоопарке вряд ли будет). Карточки по типу Ваших достаточно дороги, не могу их оплатить. Можно ли что-нибудь придумать с существующими карточками? Например, «Жила была кошка, она дружила с собакой и любила землянику». Могу ли я использовать животных, которых ребенок не знает? Надеюсь на Ваш ответ. Сыну 1,5года

  2. Лиза

    Добрый вечер ! Точно не уточнила возраст , сыну 1 год 2 месяца ) вы правы меньше предметов быта вокруг и целенаправленность занятия не будет отвлекать малыша , ( удивительно насколько все дети разные ) Яна в 10 месяцев уже ползала с интересом )) один момент …. Метод Шичиди в каком возрасте уелесообпазней применять ?

    1. Мама зануда Автор записи

      Здравствуйте! Профессор Шичида рекомендовал методику с 3 месяцев. Но взгляды на раннее развитие в наше время немного изменились, так как современная физиология уже ушла дальше в понимании механизмов созревания мозга. Более подробная информация об этом будет в новом посте.
      Методику применять с 1,2, конечно же, можно. Я бы рекомендовала все-таки придерживаться набора упражнений, которые доступны ребенку или находятся в зоне его ближайшего развития. В моей статье о методике, конечно, уровень многих заданий соответствует двухлетке.
      В Вашем возрасте можно предлагать элементарные задания на тренировку памяти, простые варианты лото — поиск одинаковых пар картинок, крупные простые двухцветные мандалы, задания на тактильные ощущения — поиск и угадывание предметов на ощупь (предметы при этом прячем в мешочек), интуицию. Некоторые дети в этом возрасте уже учатся дуть, различать цвета. Поэтому простейшие задания на дыхание и цвета тоже будут полезны.
      Кстати, лучше всего перед началом занятий с карточками дать ребенку стопку карточек для самостоятельных занятий. Ребенок достаточно быстро в них наиграется, затем когда карточки останутся без внимания, предложить свою игру уже по своим правилам.

  3. Лиза

    Добрый день ! Отличная статья и очень полезный сайт с реальной правдой о раннем развитие !!! Я в восторге от вашей проделанной работы )хотела уточнить один момент , вот игры с карточки т рассчитан на какой возраст ? Моему сыну почти год , и он прельщает м2 к реальным предметам в доме , игрушки ему не очень интересны , на вкус любит пробовать предметы …. Если заниматься по карточкам ( фото) то лучше в какое время это делать ( вы в статье упомянули моменты после сна с использование альфа волн ) ? Как правильно начать , подскажите пожалуйста ? Очень интересно написано про детские книги до года , но ведь этими книжками можео и после года пользоваться с удовольствием , меняется перспектива восприятия)) ( вы упомянули в одном посте о том что начинать читать с 6 месяцев иначе момент будет упущен ) можно поподробней это объяснить )) как правильно подать информацию из книжек малышу ? пока интерес полистать странички послушать их звук но внимание рассеивается как только начинаю читать );( как быть ? Спасибо

    1. Мама зануда Автор записи

      В игры с карточками надо погрузится. Это надо делать регулярно и тогда это очень затягивает. Мне похоже пора еще один пост на эту тему писать, потому что к 2,3 наша любовь к карточкам только увеличилась )).
      На мой взгляд у Вас сейчас самый лучший момент для начала занятий с карточками с разнообразными понятиями. Так как примерно в этом возрасте ребенок начинает соотносить не только фото стула и этот конкретный стул, а начинает понимать целый класс объектов — стулья. Следовательно можно начинать плавное введение и одновременно систематизацию понятий.
      Запаситесь карточками предметов быта, еды и других объектов из окружающего ребенка мир.
      Для начала показывайте карточки и просите соотносить с тем, что есть в доме. Начните с 3-4 карточек. Если у ребенка будет проявляется интерес к этому, то количество карточек увеличиваем. В процессе соотнесения можно как раз выдавать информацию об объектах. Показали карточку с холодильником, ребенок соотнес его с холодильником на кухне. Вы в ответ на это хвалите ребенка и объясняете для чего он нужен. Открываете, демонстрируете, что там холодно и лежат продукты.

      По мере изучения объектов начинаете обратные игры на контроль/закрепление знаний. Выкладываете ряд карточек (для начала 3-4). Просите выбрать карточку по описанию свойств или функций предмета. Например, покажи чем едят (ложка). Покажи с чем играют. Покажи, где всегда холодно и хранятся продукты и т.п.

      Одновременно с этим можно практиковать занятия на развитие памяти. В год оно будет самое элементарное. Для начала выкладываете ряд карточек называя, что на них изображено. Переворачиваете и просите ребенка показать, где спрятался объект. После изучения функций и свойств объектов спрашиваете не что изображено, а просите найти объект с заданными свойствами. Лучше это делать в игровой форме. Например, спросить карточку с изображением кошки можно следующим образом:

      «Тут какой-то пушистый зверек мяукает. Давай найдет где же он спрятался ?» Ребенок должен по памяти найти карточку с кошкой.

      или

      «Наша кошка так захотела кушать. Давай её накормим. Ты помнишь где у нас спряталась еда для кошки?» Ребенок должен найти карточку мышки.

      Впоследствии подключаем истории с карточками как в видео к этому посту. Истории лучше начинать вводить в 1,3 или 1,5 года. Думаю, в год можно запутать ребенка историей.

      Альфа волны хороши при интеллектуальных нагрузках, так как увеличивают процент обработки информации правым полушарием. Это может быть хорошим дополнением к занятиям.

      Заниматься с карточками можно в любое время. Настрой критичен при использовании правого полушария — т.е. выполнения заданий на развитие фотопамяти. При развитии фотопамяти отличаться будет только скорость показа карточек. В обычном режиме, показываем карточки подольше, каждую из них обсуждаем. При тренировке фотопамяти карточки очень быстро раскладываем, показываем 2-3 секунды и быстро переворачиваем. Такие занятия лучше проводить после сна под альфа музыку. Перед этим сделав несколько дыхательных упражнений.

      Это если очень кратко. ))

      Про книжки вскоре подготовлю пост, так как чересчур много поступает вопросов. Если ребенка как таковые не интересует книжки, проблемы могут быть разного характера. Большинство детей визуалы и на первых этапах надо выбирать книжки с таким объемом текста, чтобы пока его прочитаешь ребенок все еще рассматривал картинку. Т.е. 1-2 строчки. По мере взросление любой ребенок начнет фантазировать и важно продемонстрировать ему, что читая он может в голове оживлять образы, но это немножечко позже. В возрасте около года ребенка очень интересует окружающий мир и надо предоставить ему соответствующее чтение, чтобы он в прочитанном узнавал отражение реальности. Если ребенок начинает сопоставлять, то он включается в процесс. Приходит азарт сопоставления и интерес к чтению увеличивается. Для этого в год идеальны истории про типовые ситуации. (http://mamazanuda.ru/razvivaushie-knigi-1-god-2-goda/#sit) . Также они очень способствуют развитию речи…Пора закругляться, много осталось несказанного. Более подробно и четко опишу все это в посте.

      1. Аноним

        Екатерина , спасибо большое за «краткий » ответ ) вот уже пару дней пытаюсь показывать 2-3 карточки , т.е на фотала его игрушки ( машинку, кубик, трактор) , но он видит фотки начинает тянутся и трогает только фото , я ему помогаю показывая карточку и предмет, но пока , туговато доходит , видимо у каждого малыша свое время для восприятия , чтоли ?))

        1. Мама зануда Автор записи

          На мой взгляд +-полгода. Примерно от 10 месяцев до 1,4 года. А вообще малыш на просьбу показать что-либо показывает? Понимает дай/на или еще нет?

          1. Лиза

            Добрый вечер ! Что касается реакции на карточки , то она не очень активная , уже пыталась пока малыш в ванне купается показывать карточки и соотнести с теми игрушками что в ванне , но тянется он не к игрушкам а к фото …. Немного расстраиваюсь , ведь так хочется с интересом заниматься )) пока интересны предметы быта как таковые ( баночки бутылочки , покрутить открыть закрыть ((

            1. Мама зануда Автор записи

              Здравствуйте. К сожалению, Вы не указали возраста. Чаще всего у малыша нет интереса, если задания для него чересчур сложные или легкие. Попробуйте разные варианты:
              Начните с самого простого варианта — покажите малышу всего две-три фотографии и одну игрушку. Попросите её найти. Затем задайте обратную задачку — покажите две-три игрушки и одну фотографию. Попросите показать объект, как на фото. Подобные логические задания с карточками требуют много внимания и при этом лучше, чтобы ничего не отвлекало. На этапах знакомства с играми надо максимально убрать все, что может отвлечь. В идеале чистый пол (без других игрушек и бытовых предметов), пара карточек и игрушка. Не используемые карточки тоже обязательно убираем с глаз ребенка (например, за свою спину).

  4. Аноним

    Екатерина, не все спросила 🙂
    А если собираешься показывать фотографии с предметами интерьера или игрушками, есть какой-то лимит сколько показывать новых предметов? Например, можно безгранично, пока есть интерес, или лучше ограничиться 2-4 предмета?
    По Вашему распорядку хотела спросить, пытаюсь просто хоть какой-то установить режим, но пока сумбурно все. В какое время Вы обычно вставали, когда был первый, второй сон?
    И еще раз спасибо!

  5. Аноним

    Екатерина, добрый день.
    Спасибо за Ваши достижения по созданию своего собственного подхода.
    Пытаюсь тоже показывать карточки, соотносить с объектами.
    Только столько разных занятий, могли бы примерно хотя бы поделиться как Вы выстраиваете свой день с дочуркой. Во сколько встаете, что сразу делаете, когда и сколько раз играете, например показываете фото игрушек, читаете книжки, развиваете память, слушаете музыку?
    Буду очень благодарна!
    Лена

  6. Наталья

    Екатерина , что вы можете сказать по поводу методики Монтессори ?

  7. Наталья

    Екатерина добрый день ! Подскажите пожалуйста , на первом фото в посте разложены карточки и видео , это как раз те что Глен Доман пропагандирует ?

  8. Юлия

    Спасибо огромное за столь развёрнутый ответ! Пошла фотографировать его любимые игрушки))

  9. Юлия

    Здравствуйте! Не могли бы вы подробнее описать о ваших самых первых играх с фотографиями, о которых вы здесь пишете? «Для того чтобы дать
    Яне понятие о карточках я сделала много
    фото игрушек, мест в интерьере и
    демонстрировала показывая фото и
    реальные объекты. Уже не припомню в
    каком возрасте Яна начала
    самостоятельно соотносить фото с
    реальными объектами, но на 11-ом месяце
    мы успешно осваивали «географию»
    квартиры по фото различных мест из
    интерьера.»
    Моему сыну сейчас 10 месяцев, (он, кстати, тоже отличается феноменальной усидчивостью) и нам как раз актуальны сейчас это!
    Спасибо.

    1. Мама зануда Автор записи

      Суть игр заключалась в поиске реального объекта изображенного на фото. Для начала я брала несколько фото (1-2 достаточно, если дать больше малыш может попытаться саботировать игру и просто начнет хаотично играть с грудой фото), показывала их. Обычно в таких случаях, Яна без лишних указаний сама старалась доползти до шкафа и принести игрушку с фото. Если малыш инициативы не проявляет можно просто попросить ребенка «дай игрушку».
      Когда малыш понял, что смысл игры в поисках того, что находится на фото, усложняем:
      1. Задействуем для игр несколько комнат. Просим в гостиной принести игрушку из детской.
      2. Делаем фото игрушек с необычных ракурсов — вид снизу, сверху, издалека, фото отдельных частей крупным планом — лапка, хвостик на целое фото. Сильно тоже не надо увлекаться, все-таки надо чтобы фото было узнаваемое. По этим сложным фото снова просим принести игрушки.
      3. Подключаем фото объектов интерьера, которые легко опознать. Показываем фото, называем изображенный объект и просим показать стиральную машину, шкаф и т.п. Первые знакомства с объектами сопровождаем комментариями об их назначении (стиральная машинка делает наше белье чистым, шкаф для того, чтобы в нем хранились вещи и т.п.). Таким образом мы создаем для ребенка наиболее полноценную систему реальных образов — ребенок узнает окружающий мир и учиться оперировать графическими изображениями.
      После того как первые три пункта для многих объектов ребенок выполняет легко, можно начинать ребенка знакомить с их рисованными изображениями по энциклопедиям для малышей или картчокам. На этом этапе можно считать, что ребенок УСПЕШНО получил начальные знания о том, что такое изображение и насколько оно отличается от реального объекта. До выполнения этих пунктов занятия с карточками, не несущих художественную ценность, бессмысленны и являются лишней нагрузкой. Исключением являются качественные иллюстрации в детских книгах для самых маленьких.
      4. Показываем фото интерьера (потолок, кухня, обеденная зона(стол и стулья), гостиная, спальня, коридор), просим ребенка показать, где эти места. Поиски дополняем объяснениями о названиях комнат и их обстановке. Когда делаем фото, учитываем что ребенок видит интерьер с нижней точки и другие фото могут быть сложноопознаваемы.
      5. Также фото можно использовать для обратного общения с малышом, который понимает, но не торопиться говорить. Показываем ряд фото игрушек и просим выбрать определенную игрушку по уникальном признаку. Например, просим показать, из фото плюшевых зайца, собачки, кошки, того кто любит морковку или кто говорит «мяу». Из фото игрушек разной текстуры просим показать мягкую, твердую, гладкую, шершавую. Разумеется эти диалоги ведутся уже после того как ребенок знаком с этой информацией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.