Изучение английского (инструменты и хронология)

Яне 9 лет и она второй год изучает английский. Здесь опишу подробно, что пробовали (подходы, методики, материалы),  что подошло, понравилось и продолжаем использовать.

Возраст изучения показать скрытый текст

Зачем изучать английскийпоказать скрытый текст

Подходы к изучению английского

Проходят десятилетия, а с изучением английского в муниципальных школах ничего не меняется. Если ребенок изучает английский только в школе, он к 11 классу дорастает максимум до А2. Т.е. не может понять без переводчика речь иностранного персонала в отеле, не может понять слова припевов популярных песен. По сути уровень вообще А2 ничего не дает, кроме, как возможность похвастать знанием отдельных слов, фраз перед младшими детьми, которые вовсе не изучают язык.

С другой стороны если ребенок на протяжении школы ходит в платный групповой кружок пару раз в неделю, к 9 классу он вполне овладевает уровнем знаний B2, и выше. Надо отметить, что B2 тот минимальный уровень, который  работодатели требуют от работника, в обязанности которого входит ведение переписки и переговоров с иностранными партнерами.

К сожалению на данный момент качество бесплатного образования в современной России упало ниже плинтуса. Взять физкультуру, на платных кружках танцев, аэробики и т.п. ребенок за тот же объем времени достигает прекрасных результатов, отличной подготовки. В то же время уроки физкультуры в муниципальных школах — пустая трата времени. Этот момент возмущает, но данная публикация совершенно о другом )).

Методики изучения

Разделяют две основных методики изучения английского:

  • грамматико-переводная. Отличается обилием переводов, грамматики (теории языка), лексики(объемом изучаемых слов), и ничтожно малым количеством практики использования языка. Классический вариант этого метода использовался в советских школах, и институтах. На текущий момент в школьных программах вроде добавили объем коммуникаций, но качество остается прежним. Не буду обсуждать школьные программы, потому что я их детально не рассматривала, но точно знаю, что громадная системная ошибка в них есть )).
  • коммуникативная(разговорная). В этой методике максимум практики использования языка, минимум лексики(объем слов) и грамматики(изучения языковых правил и особенностей). Важная особенность коммуникативной методики для детей — максимум разнообразных развивающих занятий, которые вызывают языковую активность.

Грамматико-переводной метод последние десятилетия жестко критикуется. Ему на смену пришли десятки разнообразных коммуникативных учебно-методических  комплексов(УМК). Все языковые клубы используют те, или иные разговорные УМК. Тут кто к какому приспособился, кто какой больше знает. В целом они сильно похожи друг на друга. Наиболее продвинутые преподаватели используют в своей практики элементы разнообразных УМК для проработки различных тем.

Стандартная особенность большинства языковых УМК для младших школьников — первый год изучения без обучения чтению. Т.е. программы для дошколят только игровые, без букв и письма. Этот момент я считаю очень правильным. Так как обучать ребенка чтению на иностранном, в момент когда у него не автоматизированно чтение на родном языке, это не очень хорошая идея.

Самые популярные коммуникативные программы имеют ооочень лояльную нагрузку. На мой взгляд, они рассчитаны на вполне себе среднего, а также с трудом справляющегося со школьной программой ребенка.

Весь прошлый год Яна занималась с репетиром 2 раза в неделю по разговорному УМК Fly Hight. За это время она прошла 2 ступени коммуникативного курса Fly Hight 2, и Fly Hight 3. Первую половину года я ощущала несовершенство выбранного УМК. Мне казалось слишком мало знаний, слишком простовато. Долгое время я допускала, что  чего-то недопонимаю. Наблюдала. Добавляла другие инструменты изучения английского. Сейчас я достаточно хорошо разобралась с картиной происходящего, поэтому делюсь с вами.

Итак, Яна в плане обучения — сильный ребенок, которому легко даются многие программы. Занятия по Fly Hight, которые у нее проходили в течении прошлого года,  слишком простые для нее, с другой стороны очень комфортные. Они воспринимались с огромным удовольствием, весь материал впитывался как губка. Т.е. по такому учебнику с Яной можно заниматься часами без перерыва, и ей это было бы в удовольствие. Весь материал построен так, что психологической нагрузки, которая обычно имеется при обучении, вообще нет. Какие имеются минусы? Час занятий стоит ощутимо, а эффект в плане знаний от занятия минимальный. Например, чтобы обеспечить впитывающую возможность знаний Яны, для нее хорошо бы за 1 раз проводить такие занятия по 3 за 1 раз. И все было бы замечательно — занятия в радость, знания прибывают в хорошем темпе, Но временные и финансовые затраты за 3 занятия подряд получаются высоковатыми. Поэтому вариант утроить нагрузку коммуникативного УМК для нас не подошел. К слову, в финансовом эквиваленте за 1 индивидуальном занятие — от 700 рублей. За 3 -2100, умножаем на два раза в неделю. Групповой вариант тут вообще не рассматривается, так как найти себе с такими условиями напарника в принципе не реально. В общем получается накладно. Да, и со временем тоже сложно. После года практики коммуникативных курсов мы прекратили занятия по ним. Но все-таки стартовать изучение я рекомендую по коммуникативному курсу. Тут видео с отзывов преподавателя о разнообразных коммуникативных УМК. Важно понимать, что у всех   есть недостатки!  И в идеале надо придерживаться преподавателя, который будет понимать , что вы ждете от обучения и прорабатывать темы кусочками используя сильные моменты из разных УМК. Опять же хороший репетитор будет стоить дороже.

Весну и сентябрь 2022 Яна занималась с репетитором носителем 3 раза в неделю по 40 минут по методике собственной разработки. Я бы не назвала эту методику переводной, но грамматической она является точно )). В этой методике изначально подключались все времена и происходил сложный период переваривания одновременно всех времен. В то же время надо отметить, что занятия проходили в комфортной обстановке, все враз не заставляли учить,  разрешали пользоваться табличкой. Яне очень нравилась атмосфера занятий.  Но в итоге я отказалась от этой методики. В ней нет постепенности погружения, т.е. программа рассчитана на людей, которые уже пребывают в англоязычном окружении. В русскоязычном окружении по этой программе идти слишком сложно, и чтобы происходило развитие надо подключать обильное чтение, и самостоятельно изучение лексики, потому что в основе программы изучения лексики вообще нет. Надо отметить, что параллельно с этим репетитором Яна проходила ступень elementary на платформе Puzzle-English. Я надеялась, что лексики с платформы будет достаточно, но нет, та программа слишком интенсивная и рассчитана на то чтобы быстро заговорить.

Лучшее приложение для изучения слов

В прошлом году,  я целенаправлено выбирала приложение для изучения лексики. Мы, конечно, готовили карточки со словами, но при разрастании количества карточек, они перестают работать. В итоге я нашла приложение своей мечты для изучения слов — Quizlet. Первое время я пребывала в восторге от него. Почитайте его возможности:

  1. Множество режимов изучения слов — отгадывание из списка разных слов, проверка умения писать, и другие. Разные режимы тестирования знаний набора слов.
  2. И самое крутое — огромные готовые списки других пользователей. Например, решили мы смотреть по серии Пеппы еженедельно (не впустую тратя время, а с точным пониманием происходящего, и проработкой лексики), заходим в Quizlet, в поиске программы вводим название серии и мультфильма и там так много всего, что обязательно находится чей-то готовый список слов. Изучаем его, и смотрим Пеппу со знанием лексики! В Quizlet уже есть готовые списки слов к большинству учебно-методических комплексов, ко множеству популярных мультфильмов и сериалов, используемых при изучении английского.

Поначалу было очень круто пользоваться этим приложением. После некоторого периода его использования карточки стали запоминаться все сложнее и сложнее. Потом против Quizletа начала бутновать Яна, а позже я сама отказалась от него. Слова гораздо проще изучаются в контекстах чтения, мультфильмов и т.п. И тут как раз-таки вспоминается граматико-переводной подход. Да, да, при регулярном чтении текстов лексика сама прилипает. По крайней мере, мне переводной подход гораздо больше нравится в плане наращивания лексики, чем коммуникативный с дефицитом коммуникаций (когда у изучающего нет англоговорящего окружения). А в случае изучения языка наблюдается однозначный дефицит коммуникаций, в отличии от изучения языка в языковых лагерях с носителями, или заграницей. Итак, я не говорю твердое «нет» лексическим приложениям для запоминания иностранных слов, но это точно не наш с Яной способ. Может ваш ;-)? Пробуйте. Это бесплатно.

Автоматизированный курс изучения английского Puzzle-english

Сейчас время ажиотажа искусственного интеллекта, и других цифровых помощников мне очень хотелось найти электронного репетитора, чтобы это было недорого и можно было практиковаться в английском. Я пробовала разнообразные приложения, пока в итоге не остановилась на Puzzle-English. В тот момент была большая скидка и я купила премиум на год чтобы попробовать всю базу по максимуму, и подобрать инструменты под себя. Пробовала несколько месяцев, и поняла, что лучшее для уровня A1-В1 — метод Тичьера.

Puzzle-English — это огромная платформа с базой разнообразных заданий для изучения английского. Есть много подходов по ее использованию:

  • Сервис платформы «Личный план». Изначально система собирает данные о вашем текущем уровне, затем каждый день предоставляет набор заданий в соответствии с этим уровнем. Звучит здорово, но если мы начинаем изучение по личному плану получаем кучу заданий с неизвестной лексикой. Лексику тут же включаем в план изучения. И все здОрово, но план изучения лексики за неделю разрастается до невиданных размеров. В итоге изучение по личному плану заходит в тупик.
  • Свободный выбор заданий из всей базы, с учетом своего уровня сложности. Вы можете зайти в каталог любых заданий и отфильтровать по сложности. Но в итоге возникает та же проблема с лексикой, что при изучении по личному плану.
  • По заданию репетитора. На форумах изучения английского языка читала, что некоторые репетиторы практикуют использование заданий на Puzzle-English в качестве домашней работы.
  • Метод Тичьера 😍- разнообразные задания платформы собраны в единый последовательный курс с плавной проработкой грамматики, лексики и аудирования. Это то, что мне очень нравится! Особенно нравится, что структура учебного материала — спиральная. Т.е. материал изученный в начале курса не может забыться, так как он многократно прорабатывается в разных точках курса! Когда я распробовала этот курс, то купила Яне отдельный аккаунт. Курс Тичьера рассчитан на взрослого, но у нас эти рамки стерты. Яна вполне адекватно воспринимает учебную информацию предназначенную для взрослых с комфортной современной подачей в плавной дозировке. В этом курсе подача материала начинается с самых азов, и наращивание сложности очень плавное! Сложность вполне доступна развитой семилетке.  НО в курсе нет мотивационных моментов. Задача мотивации ложится на родителей. У нас мотивацией в английском занимаюсь я. Надо сказать, что мотивация у нас в семье регулярная. В конце мая этого года (2022) Яна прошла ступень Beginner, и сейчас у нее уже 96% выполнения ступени Elementary. Этот курс позволяет ей запоминать лексику совершенно без напряжения, как и ее детский УМК. При этом объем навыков и знаний в языке получается в разы больше. Puzzle-English это мой бюджетный помощник в изучении английского. К слову, каждая из ступеней курса Тичьера  стоит немного меньше 2000.  Beginner — дает  изучение языка с 0 до А1. В описании к ступени Beginer заявлено 138 часов обучения. Пересчитайте во сколько обойдется изучение это объема материала с репетитором ;-). Чувствуете экономию )), она реальная. И все-таки без репетитора никуда! Тут я присоединяюсь ко взглядам большинства — коммуникативная практика очень важна. Но автоматизированное изучение грамматики, и лексики очень помогает. Кстати, на Puzzle-English также есть услуги репетиторов. Когда раз в октябре 2022 мы перешли на репетиторов Puzzle-English , прошла 2 урока, и пока мне очень нравится материал. Он хорошо пересекается с пройденным материалом автоматизированной платформы. Яна занимается с преподавателем с уровня Elementary. Я обязательно в ближайшее время сниму кусочки занятия. Они продемонстрируют не только подход преподавателя, но и английский Яны. Признаюсь, я уже горжусь уровнем Яны в английском. Он очень приличный для ребенка, который не изучал язык в английском окружении.

Произношение

На старте изучения языка очень важна постановка произношения и каллибровка звукового восприятия английской/американской речи. Еще пару лет назад, я хотела изучить английский, не вдаваясь в произношение, просто для того чтобы смотреть фильмы, читать книги. Проработка произношения мне казалась лишней тратой времени🤣🤣🤣. Какое это было огромное заблуждение! После погружения в изучение языка с Яной, я поняла, что при неверном произношении большой процент лексики меняет свое значение, а еще большой процент просто-напросто непонятен. Не зная точно произношение, зачастую невозможно понять перевод слов. Т.е. для понимания английской речи очень важна постановка произношения и калибровка восприятия. И еще важно знать, что в языках практически нет аналогов звуков! Важно в первый год обучения это донести до ребенка, и начать каллибровку восприятия английских звуков и постановку произношения. Это самое важно, что делается на начальных этапах изучения языка. То, как преподают произношение звуков в школе, это настолько грубо, что изначально лишает возможности не только качественного произношения, что более важно — лишает возможности ПОНИМАНИЯ! И да вам будут говорить, что оно такое размытое, что вариаций много, и вообще язык непрерывно трансформируется… при этом важно понимать уровень людей с английской кашей во рту — это уровень гастарбайтеров. И да, для кого-то тот уровень достаточен. В таких случае вообще можно не учить английский, приедешь в страну — что-то да налипнет.

Фониксы

Фониксы — это серии книг, мультимедийные приложения, для обучения чтению, в которых подобраны слова, четверостишья, фразы с одинаковым звучанием. Ребенок, читая их, улавливает правильную постановку звуков, не зависимо от используемых букв. При этом запоминается звучание сочетаний букв в различных вариациях. Мы читали серию Oxford Phonics World и Usborne Phonics Readers.

В целом фониксы — штука классная, но не без минусов. Обучение чтению по фониксам изначально рассчитывалось на детей — носителей. Детям, не имеющим большого словарного запаса на английском, они дискомфортны. Когда ребенок учится читать, для него важно понимать, что он прочел. Именно понимание прочтенного для него является положительным результатом чтения. В случае с изучением чтения по фониксам ребенка заваливают незнакомой лексикой без перевода. По этой причине некоторые репетиторы  отказываются от использования фониксов. Рекомендую при чтении фониксов объяснить ребенку, что переводы и понимание в данном случае не важны, важно просто максимально точно произносить звуки, как в аудио или видео фрагментах.

Я люблю эксперименты, поэтому мы, конечно, пробовали и по фониксам начинать читать, и на своем опыте ощутили их эффективность в плане проработке произношения.

Еще материалы, которые мы используем для проработки произношения:

  • Puzzle-English уделяет много внимания уделяется калибровке восприятия. Огромное количество заданий на эту тему. По моим ощущения аудирование прорабатывается очень качественно. Особенно мне нравится то чувство, когда начинаешь выделять новый английский звук, каллибруешь его восприятие, оттачиваешь произношение,  и перестаешь использовать его русский русский аналог, так как отчетливо чувствуешь огромную разницу. Это то, чего не дают в наших школах 😱😱😱 . На Puzzle-English среди обычных заданий на аудирование также есть пара циклов на проработку произношения скороговорок💣💥.
  • Лекции на youtube с Мариной Озеровой. Канал об изучении английского. И он тоже не для детей )). Так уж сложилось, что Яна перешла от приторных материалов к более эффективным в 7 лет. Прошлое лето мы очень много пересмотрели видео для новичков, особенно по произношению, с этого канала. Яна даже выучила новогоднюю песенку у Марины, и всех удивляла. А мне очень нравятся фонетические разборы стишков, поговорок и песен. Тут разбор поговорки. У Марины есть собственный курс. Его мы не пробовали. Все-таки репетитор у Яны пока — с педагогическим подходом и практикой преподавания у детей.
  • Конечно, с репетитором. Обращайте внимание на проработку произношения, проговаривайте репетитору, что считаете это важным. Некоторые репетиторы оставляют произношение без внимания! Ну потому что репетитор может не знать вашей цели в языке. У большинства цель — подтянуть английский до пятерки в школе, а там произношение вообще не важно. Еще есть цель — начать говорить обильно и эффектно. При этом произношение может быть такое что из англоязычного окружения никто не поймет, Но ведь этого окружения у большинства нет :-), а друзей и родственников впечатлит сама обильность и уверенность.

Ридеры

Ридеры — книги с адаптированной лексикой под определенные уровни владения языком. Например, ридеры для начинающих включают тексты в Present Simple и самую примитивную лексику с набором слов в 500 единиц. В идеале, хорошо пользоваться ридером идущим в комплекте с учебно-методическим комплексом. В этом случае развивающие задания из учебников и тексты для чтения будут построены на единой лексической базе. Но многие учебно-методические комплексы не обременены книгами по чтению🤦‍.

В прошлом году мы активно сначала читали, а потом смотрели Пеппу и учебник по чтению Верещагиной. Это давало очень хорошую проработку лексики. После моей публикации о том, что мне нравится результаты чтения книги Верещагиной на меня налетели с критикой репетиторы-подписчики. Тогда я решила разобраться, чем плоха Верещагина. )) Оказывается, в программе Верещагиной грамматико-переводной подход, а еще устаревшая лексика. В общем, чтобы не отставать от современных веяний, я начала присматриваться к различным ридерам, которые мне насоветовали в огромном количестве. Приведу варианты, которые мы пробовали:

  • Read and imagine  изд.Oxford. Первый уровень — на каждой странице всего по 3-4 слова (очень простые ). К третьему уровню появляются комиксы с большим количеством эпизодиков.
  • Read It Yourself (for kids mostly) изд. Ladybird. Простенькие философские рассказики с адаптированной лексикой.
  • Earlyreads. изд Black Серия адаптированных классических сказок в бюджетном варианте — Красная шапочка, Гадкий утенок и другие.
  • Top Reader. Высококачественные качественные ридеры с текстами на различные темы окружающего мира.  + активити дополнения.
  • Primary classic readers. Адаптации классических сказок: Красная шапочка. + задания к ним.  Высококачественное издание. В 1 уровне сразу длинные тексты.

Также среди книг для обучения английскому можно встретить адаптированные тексты для нейтивов. Их особенность в большом количестве лексики состоящей из слов легких для чтения. Очень популярными являются книги издательства Usborne. Например:

  • Usborne First Stories. Адаптации классических сказок.

Серия ридеров Magic Reader изд. longman уже в своих первых уровнях включает глаголы в разных временах. Я немного не поняла, что эта за серия, надо разбираться. В серии тоненькие книжечки со смешными историями о детях.

Мультики

Существует миф ленивых людей — дайте ребенку мультики на английском, и он начнет все понимать. Проблема в том, что он будет понимать по визуальному ряду, а 90% лексики останется в пробелах. По этой причине, я категорически против просмотра мультиков без знания лексики минимум на 80%.

  • Маззи. Очень популярный мульт для уровня A1. В нем уже на А1 понятно 90% лексики. За 46 минут низкокачественного видео ваш ребенок повторит достаточно много знакомых слов, и добавит новые. Особо в английском не продвинется, но если мульты для вашего ребенка — дефицит, то какая-никакая мотивация для изучения английского.
  • Песенки SingSing. Сейчас много самых разнообразных, это эффективно и интересно. Мы много смотрели SingSing.
  • Пеппа. Ее многие недооценивают, включая маленьким детям, которые не знакомы с лексикой, тем более с грамматикой. К слову, я на базе стандартного ВУЗовского английского (инженерного НЕязыкового отделения) Пеппу на 80% не понимаю. Что в ней может понять четырехлетний малыш, который занимается с мамой, не знающей английский? Отдельные акцентные слова! В серии про лужи — малыш будет изучать слово «лужи». Целые 5 % лексики! Если честно мы застряли на Пеппе, поэтому продолжать список не буду. До сих пор не пересмотрели все серии с разбором. Я время от времени берусь за дело: печатаю тексты и переводы серий отсюда, читаем на английском, пробуем переводить сами,  где не получается смотрим в готовый перевод, и только после этого смотрим мульт. Это считаю очень хорошим дополнением к занятиям с репетитором.
  • Для взрослых рекомендую сериал Extra, но с предварительной проработкой лексики. Пока я была в декрете мы делали так: я находила в приложении Quizlet лексику по конкретной серии (а в Quizlet есть готовые списки, наверно, ко всем сериям Extra), мы с мужем проходились по лексике, и после этого смотрели серию.

Для тех, кто начинает изучение английского (алфавит, словарик, песенки) показать скрытый текст

После плотного изучения английского в течении 3 месяцев с чтением у нас в ход пошли такие диалоги на английском с английскими субтитрами: [spoiler]

YouTube player
[spoiler]

Кстати, на youtube есть много мультиков-песенок с фониксами!

Завершение

Мы продолжаем изучать английский. С меня видео занятия Яны. Размещу его в телеграм. Сейчас для меня основная площадка — телеграм. Напомню, что у нас новый репетитор с Puzzle-English. Я еще ее плохо знаю, поэтому видео не с рекомендацией репетитора, а с текущим уровнем английского Яны.

Запись опубликована автором Мама зануда 3

Изучение английского (инструменты и хронология): 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X