Можно ли ребенку смотреть телевизор | с какого возраста и сколько

rebehok-televizor-skolko-vremeny-vredНедавно для себя выяснила, что многие не знают, когда малышам можно предлагать к просмотру первые мультфильмы и сколько должен длиться сеанс.  Некоторые мамы регулярно используют различное видео для того чтобы отвлечь малыша, как во время работы по дому так и для своего личного отдыха. Другие показывают развивающее видео.
Хочу предостеречь и тех и других: с официальной точки зрения телевизор для малышей до 2 лет вреден. Никаких компромиссов и исключений в этом вопросе нет, в том числе в виде «полезных» развивающих видео.

Чтобы не быть голословной, я собрала для вас подборку  информации по данной теме.

Содержание

Можно ли ребенку смотреть телевизор | Возрастные нормы Всемирной организации здравоохранения

ВОЗ рекомендует придерживаться следующих норм (на официальном сайте ВОЗ этой информации не обнаружено, нормы ВОЗ взяты из публикации о вреде телевизора Елены Олеговны Смирновой — доктора психологических наук, профессора кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования. Будем считать, что профессора и доктора недостоверной информацией не оперируют 🙂 ):

  • Младенцы и ранний возраст (0—3 года) — полный запрет просмотра телевизора;
  • Дошкольный возраст (3—7 лет) — до 30 минут в день;
  • Младший школьный возраст (7—10 лет) — 30—50 минут в день;
  • Старшие школьные возраста (11— 18 лет) — 1—3 часа в день.

Выдержка из рекомендаций о просмотре телевизора детьми Американской Академии Педиатрии

  • Просмотр средств массовой информации должен быть запланирован. При планировании необходимо учесть не только количество, но и качество и место использования средств массовой информации. Рассмотрим телевизоры, телефоны, планшеты и компьютеры.Эти правила должны быть записаны и согласованы со всеми членами семьи.
  • В детской не должно быть телевизоров и других средств мультимедиа. Введите запрет на просмотр телевизора и других устройств во время приема пищи и перед сном.
  • Ограничьте развлечения до 1-2 часов в день.
  • Запретите просмотр телевизора детям до 2 лет. В этом возрасте важны игры и общение, которые нельзя заменить просмотром телевизора.
  • Принимайте участие в медиаобразовании ребенка — смотрите телевизор с ребенком и обсуждайте просмотренное.
  • Выбирайте развивающие продукты или те, которые учат хорошему  — сопереживанию, терпимости, хорошим примерам навыков межличностного общения.
  • Введите строгий запрет содержимого, которое не соответствует возрасту: секс, наркотики, насилие и т.д.>
  • Если вы не уверены в выборе каналов в вашем доме, проконсультируйтесь с вашим  педиатром о том, что ваши дети смотрят, сколько времени они тратят со средствами массовой информации.

Источник: www.healthychildren.org  — ресурс предназначенный для родителей на котором публикуются все официальные рекомендации Американской академии педиатрии, (англоязычный)

И еще важная информация от Американских педиатров — исследования показали, что телевизор включенный фоном влияет на малышей следующим образом:

  • потеря внимания к игре;
  • сокращение игры по времени;
  • периодические взгляды на экран.

В целом большинство исследований подтверждают вред фоновых СМИ мыслительным процессам, запоминанию и пониманию, поэтому американские педиатры не рекомендуют просмотр телевизора взрослыми в присутствии детей.

Можно ли ребенку смотреть телевизор |Мнения специалистов

Публикаций на эту тему множество, большая часть информации в них дублируется поэтому приведу парочку на мой взгляд самых интересных.

Статья «Кино для младенцев: осторожно, развитие!» Авторы: Смирнова Е.О. Соколова М.В. Повторюсь о том, что Смирнова Е.О. известная личность в современной отечественной педагогике — доктор психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Текст статьи:

Современные технологии решительно перешагнули порог детской комнаты. Начало века оправдало самые смелые ожидания — с каждым годом опускаются нормативы возрастных требований к различным умениям и навыкам. Это способствует тому, что родители едва успев родить ребенка уже серьезно озабочены тем, как развивать малыша и сможет ли он стать полноправным членом современного общества. Этими проблемами озабочены и производители обучающих методик и технологий.
За последние годы было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для самых маленьких. Нижняя возрастная планка опустилась до рекордной отметки – фильмы маркированы отметкой «0+» — то есть, рекомендованы для развития детей с момента рождения. Пионерами данных педагогических инноваций стали американцы, создавшие серии видеофильмов для самых маленьких. Примером успеха здесь может служить компания «Бэби Эйнштейн», которая выпускает видеозаписи, компакт-диски, книги, игрушки, рассчитанные на самых маленьких. Доход от этой продукции в 2002 году составил $170 млн. Не прошло и нескольких лет, как отечественные производители создали аналогичный бизнес и выпустили российский вариант данного продукта. Нижняя возрастная планка опустилась до 3-х месяцев, то есть видеофильмы рекомендованы для развития детей уже младенческого возраста. Эти фильмы пользуются большой популярностью среди родителей, о чём свидетельствует их высокий рейтинг продаж и активная дискуссия на сайте…показать скрытый текст

Статья «Телевизор и дети». Автор Марина Озерова педагог с большим опытом написала целый ряд статей перечислив десятки исследований о вреде просмотра телевизора. Привожу одну из наиболее полных:

Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в — 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что — я должна его таскать, что ли? Сама?! Да вы что? Мне (тяжело, неудобно, как на меня все будут смотреть, мне нравится коляска — это очень модно, и т.п.). Как это — мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет — я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну! …показать скрытый текст

Можно ли ребенку смотреть телевизор | Исследования о вреде просмотра телевизора детьми

Тема: Связь между просмотром телепередач в раннем детстве последующей успеваемостью в школе и злоупотреблением вредными привычками (eng) (это одно из немногих исследований, которое анализирует долгосрочный эффект просмотра телевизора и оно как нельзя более убедительно демонстрирует насколько важно ввести запрет на просмотр телевизора в раннем детстве!!!)
Дата: Май 2010
Авторы: Linda S. Pagani, PhD;. Канада
Результаты: Изучалось 1314 детей 2-4 лет. Родители сообщали о количестве  проводимого времени перед телевизором. Исследование выявило, что высокий уровень потребления телевизора в раннем детстве может привести в будущем к нездоровым привычкам и неуспеваемости в школе. Так каждый лишний час просмотра телевизора увеличивал:

  • снижение уровня коммуникации в школе на 7%;
  • снижение математических способностей на 6%;
  • нападки со стороны сверстников на 10%;
  • вероятность появления избыточного веса на 5%;

Тема: Длительный просмотр телевизора приводит к нарушениям структуры мозга
Дата: Январь 2014
Авторы: Ученые университета Тохоку Япония
Результаты: Исследовалась активность мозга 276 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Исследуемые проводили у телевизора от 0 до 4 часов в день (в среднем 2 часа). Анализ мозговой активности при помощи МРТ выявил, что при увеличении времени проводимого у телевизоров происходит увеличение объема серого вещества во фронтополярной коре. При высоком интеллекте эта зона сильно истончается, соответственно её увеличение соответствует снижению вербального интеллекта!

Тема: Обзор зависимостей просмотра телевидения детьми до 3 лет (eng)
Дата: Август 2013
Авторы: Duch H1, Fisher EM, Ensari I, Harrington A. Америка
Причины:
Исследование выполнялось для выявления зависимостей просмотра телевидения детьми до 3 лет для составления рекомендаций по их сокращению. Статистические данные на момент исследования показывают, что увеличение экранного времени у детей раннего возраста связано с негативными последствиями для здоровья, в том числе увеличился индекс массы тела (учащаются случаи ожирения), снижается уровень когнитивного (умственной) и речевого развития.
Результаты: Среднего экранного времени отмечается в большей степени у детей:
с большим индексом массы тела;
представителей национальных и этнических меньшинств;
родители, которых подвержены депрессии;
родители, которых злоупотребляют просмотром телевизора;
родители, которых занимаются стимуляцией интеллектуального развития.

Тема: Связь между просмотром телепередач в детстве и последующим антисоциальным поведением (eng)
Дата:
Февраль 2013
Авторы:
Lindsay A. Robertson, MPHa
Результаты:
Изучена биография 1037 людей на равных промежутках с рождения до 26 лет. Выявлено, что люди смотревшие телевизор в раннем детстве большее количество времени  чаще имеют судимость и антисоциальные черты личности. Ученые обнаружили, что каждый час просмотра связан с 30% увеличением риска возникновения судимости в будущем.
Тема: Связь между просмотром телепередач и нерегулярным графиком сна у детей младше 3-х лет. (eng)
Дата: Октябрь 2005
Авторы: Thompson DA1, Christakis DA. A. Америка
Причины: Проверка гипотезы о влиянии телевизора на сон
Результаты: Исследованы 2068 детей из них 34% детей с нерегулярными графиками сна.  Средние часов просмотра в день телевизора распределились следующим образом: 0,9 часа / день (95% доверительный интервал [ДИ]: 0,8-1,0 часа / день) Среднее время просмотра телевизора для детей:

  • 12 месяцев — 0,9 часа в день;
  • от 12 до 23 месяцев — 1,6 часа в день;
  • от 24 до 35 месяцев — 2,3 часа в день.

Исследование подтвердило, что дети смотревшие телевизор имели нарушения в графике сна.

Тема: Связь между просмотром телепередач и развитием речи (eng)
Дата: Январь 2005
Авторы: Deborah L. Linebarger Америка
Результаты: В рамках исследования 51 ребенку начиная с 6-ти месячного возраста демонстрировалось различное видео. Также велись журналы наблюдений и статистическая обработка полученных данных. Результаты просмотра различного видео отличались: при просмотре Улицы Сезам уменьшалась выразительность языка, при просмотре Телепузиков уменьшался словарный запас и его выразительность. В то же время просмотр  Dora the Explorer, Blue’s Clues, Arthur, Clifford, or Dragon Tales увеличивал словарный запас и выразительность языка.

Тема: Влияние просмотра телевизора на детей раннего возраста
Дата: 1996
Авторы: Селия Вард Англия
Результаты:

Выявлено при активном использовании электронных средств общения (телевизоров и электронных нянь) у 20-ти % исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. В трехлетнем возрасте у таких детей наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). В случае если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.

Тема: Влияние видеоэффектов на психику
Дата: 1986
Авторы: Байрон Ривз из Стэнфордского университета, Истер Торсон из университета Миссури
Результаты: Кадрирование, монтаж, панорамирование, электронное увеличение изображения, неожиданные шумы, независимо от содержания программ,  «запускают» рефлекс «что такое?».  При данном рефлексе человек чувствуют примерно следующие ощущения: «Когда телевизор включен, я не могу оторвать от него глаз», «Я не хочу смотреть телевизор так долго, как я это обычно делаю, но иначе не могу», «Когда передо мной загорается телеэкран, я чувствую себя загипнотизированным». 
Продюсеры образовательных телепрограмм для детей обнаружили, что, варьируя  характеристиками телевидения, можно помогать обучению. Правда, они же поняли, что увеличение частоты кадров и «густоты» монтажа с целью передачи большего объема информации может перегружать мозг ребенка. 
Музыкальные видеоклипы и реклама, которые используют быструю смену кадров, тоже стремятся подольше удержать внимание зрителя и сообщить ему больше информации в единицу времени. При этом люди запоминают название рекламируемого продукта и его марку, но детали рекламы, как говорится, влетают в одно ухо и вылетают из другого. То есть рефлекс «что такое?» и в этом случае оказывается перегруженным. Зритель остается прикованным к экрану, пока не почувствует усталость и истощение нервной системы.
Многие рекламные ролики сегодня строятся на увлекательном сюжете, но зрителю трудно понять, что ему пытаются продать. И впоследствии он не может вспомнить рекламируемый продукт. Однако специалисты по рекламе считают, что если они с помощью рефлекса «что такое?» сумели завладеть вашим вниманием, то при встрече с рекламируемым продуктом в магазине вы непременно припомните, что что-то о нем уже слышали.

Возможные физиологические последствия телепросмотра в раннем возрастезято из публикации о вреде телевизора Елены Олеговны Смирновойдоктора психологических наук, профессора кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования.):

Недоразвитие корковых отделов мозга
Нарушение зрения и зрительного восприятия
Проблемы с крупной и мелкой моторикой
Нарушение осанки
Недоразвитие мышечной массы
Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%)
Синдром дефицита внимания
Гиперактивность, агрессивность
Несформированность границ своего «я»
Аутизация, нарушения общения

Можно ли ребенку смотреть телевизор | Информация о популярных развивающих видео для самых маленьких

Начну с того, что всё видео рекомендованное производителями начиная с первого года жизни западного производства. Наши как обычно запаздывают, но я даже не сомневаюсь, что это дело времени.

Американские педиатры предупреждают, что не доказана польза ни одного развивающего видео до 2 лет, в то же время вред доказан многократно! Поэтому они призывают отказаться от просмотра телевизора минимум до 2 лет.

Самые популярные развивающие видео:

  • Baby Einstein;
  • улица Сезам;
  • мультфильм Tiny Love;
  • мультфильм Малышарики. Подробней о Малышариках тут.

Baby Einstein

Наиболее популярная передача рекомендованная с первого года жизни — Baby Einstein. Производители обещают, что регулярные просмотры сделают ребенка гением. А что же на самом деле? На самом деле в 2009 году правообладатель Baby Einstein — всеми известная компания Disney начинает оправдываться по иску компании Commercial-Free Childhood (CCFC) о ложной и вводящей в заблуждение рекламе данного продукта. Не дожидаясь официального проигрыша Дисней изменяет рекламную компанию на более сдержанную. Также предлагает всем желающим вернуть свои диски с Baby Einstein приобретенные в период с 2004 по 2009 год. Выдержка из новостей:

В 2006 году CCFC подал жалобу в Федеральную комиссию по торговле (FTC), утверждая, что видео Диснея не является по содержанию образовательным и содержит вводящую в заблуждение рекламу. В жалобе отмечено, что Американская академия педиатров не рекомендует просмотр телевизора для детей в возрасте до двух, независимо от его содержания. Таким образом, CCFC полагает, что видео может наносить вред, а не способствовать интеллектуальному развитию.

В ответ на жалобы CCFCs, Baby Einstein согласился пересмотреть свои маркетинговые материалы, чтобы устранить любые необоснованные претензии о видео потенциальных выгод. Компания также удалила родительские отзывы со своего сайта. 
Сьюзен Линн, директор CCFC и психолог, отметили, что такие шаги Диснея являются подтверждением того, что данные видео не являются образовательными.  В свете этих действий, FTC отказался дальше заниматься этим вопросом, развитие, которое оставил CCFC глубоко обеспокоены.

Улица Сезам

Вред от просмотра широко известной улицы Сезам доказан неоднократно. Так в одном из исследований приводятся данные об уменьшении выразительности языка.

По  мультфильму Tiny Love мнений специалистов я не обнаружила, но не сомневаюсь в том, что его просмотр приносит больше вреда чем пользы. Любители мультфильма, посчитайте время длительности 1 кадра — я больше 30 секунд не нашла. Также меня беспокоит постоянное нахождение персонажей в движении — в реальной жизни такое не втречатеся. Кстати, чаще всего это видео можно скачать в разрешении 480 на 360. Это значит при просмотре на экране телевизора изображение будет расплывчатым. При подборе видео для демонстрации детям надо выбирать разрешение соответствующее размеру экрана!

Можно ли ребенку смотреть телевизор | Мое отношение к просмотру телевизора в раннем возрасте

В данной статье приведено множество правил. Эти правила придуманы не спроста, на это были причины. Некоторые родители оставляют детей у телевизора не задумываясь о последствиях, другие показывают развивающие видео сомнительного качества.

Вышеуказанные нормы о просмотре видео я сама не знала на первом году жизни Яны. Вопреки этим нормам нами были протестированы некоторые видео рекомендованные с первого года жизни. Каждый раз при просмотре видео, я была рядом и наблюдала за реакцией. Достаточно быстро я поняла, что в возрасте до года всё видео только приковывает внимание и раздражает психику. Смысл содержания мультфильма для ребенка до одного-полутора лет остается недоступным. Поэтому некоторое время просмотр телевизора у нас был под запретом.

Я пересматривала свое отношение к просмотру телевизора малышами несколько раз. На данный момент я считаю, что в возрасте с 1 года до 3 лет допустимо показывать видео длинной не более 5 минут с  отсутствием динамики в кадре и низкой насыщенностью объектами.

Знаю, что мой блог читает много зануд еще бОльших, чем я, поэтому ниже привожу аргументы в пользу своей позиции.

Просмотр мультфильма для ребенка это эмоциональное удовольствие. Позитивные эмоции однозначно полезны для людей в любом возрасте, если вместе с их получением не происходит негативного эффекта. Итак, если взгляд ребенок «прилип» к изображению на экране, зачастую его мозг при этом испытывает перегрузку. После просмотра видео с ребенком лучше всего пообщаться о просмотренном сюжете и выяснить, как его воспринял ребенок. Если ответы ребенок  покажут, что он многое помнит, понимает сюжет просмотренного видео + нервное состояние ребенка остаток дня в норме, значит мозг справился, дозировка не превышена, смысловое содержание доступно для понимания, положительные эмоции получены и практику просмотра ТВ можно повторить 😀 . 

Если после просмотра выясниться, что ребенок не понял элементарного сюжета, значит налицо перегрузка.  Причины перегрузки могут быть различные:

  • слишком динамичный кадр (быстрый);
  • слишком насыщенный кадр;
  • сюжет не доступный для понимания по возрасту (перегружен по сложности);
  • еще перегрузка может быть скрытой. Она может проявляться по разному, поэтому важно наблюдать нервное состояние ребенка в течении всего дня после знакомства с телевизором. Многим после эмоциональной перегрузки требуется разгрузка в виде плача и капризов. Причем разгрузка может случится не сразу, а например к вечеру. 

В случае если наблюдается одно из явлений перегрузки следует выбрать более доступное видео или отложить знакомство с ТВ на возраст постарше.

Можно ли ребенку смотреть телевизор | Знакомство маленькой Яны с телевизором

До года я пыталась «развивать» Яну с помощью развивающих видео (карточки Домана в видео формате, Baby Einstein, Tiny Love). После того, как я осознала их вред и изучила рекомендуемые нормы, просмотр телевизора у нас был длительное время под запретом.  На данный момент я крайне неодобрительно отношусь к этим «развивашкам». Их содержание и сюжет заключаются в захвате внимания и удержанию. Как такого сюжета они не содержат, это просто набор кадров. Ребенок их будет пытаться понять, но не сможет так как смысла в них нет, а динамика очень высокая. Такими видео мы предоставляем ребенку все шансы заработать невроз с ранних лет.

Когда Яне исполнилось 1 г. 7 м. мне довелось посмотреть шикарный документальный фильм «Медведи» снятый Аластером Фовергиллом и вышедший в показ в этом (2014) году. Именно с него Яна начала просмотр видео, в котором понимала смысл: наблюдение за медведицей с медвежатами. Я включала кусочки по 10-15 минут. Также я знакомила Яну с объектами и явлениями с помощью документальных роликов из youtube.

Позже я узнала о существовании мультфильма Малышарики. Именно этот мультфильм я считаю идеальным для первого знакомства с мультипликацией в раннем возрасте.

В завершении

Для тех кто считает, что он вырос с телевизором и ничего страшного с ним не произошло предлагаю обратить внимание на тот факт, что люди часто заблуждаются. Зачастую люди не хотят признавать наличие негативного эффекта,  там где он есть. Видео на тему заблуждений о негативном влиянии:

Давайте беречь своих малышей от негативного влияния видеопродукции!

Если Вам понравился материал советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.

Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:

Полный каталог статей сайта

Можно ли ребенку смотреть телевизор | с какого возраста и сколько: 4 комментария

  1. Юлия

    Хорошо систематизировано — спасибо. Почему-то меня все поисковые запросы на тему «что хорошо для ребенка» приводят на Ваш сайт 🙂 Я бы только добавила оговорку, что кореляция между просмотром телевизора и нежелательными эффектами еще не означает причинно-следственной связи. Наверняка родители, которые безответственно относятся к просмотру ребенком мультиков, так же безответственно относятся к воспитанию вообще, отсюда и все проблемы. Но результатов, абстрагированных от этого фактора, наверное, и нет, по крайней мере, в открытом доступе.

  2. Ольга

    Ну не знаю. У меня, например, и в мыслях нет ставить годовалой дочке мультики «для эмоциональной отзывчивости». Явно же она еще ничего не понимает кроме мельтишения картинок. Но смотрят все сплошь и рядом. Помню отдыхали на море и там за завтраком куча детей разных возрастов (даже до года) ели исключительно с айпэдами.

    1. Мама зануда Автор записи

      Признаться, тоже не понимаю как могут мультики положительно повлиять на формирование эмоциональной отзывчивости в раннем возрасте. Но тут ключевой момент, в том что Юлия ограничивает эти сеансы по времени и, предполагаю, по качеству мультфильмов. 🙂

  3. Альбина ( Кидссток)

    Очень полезная статья. Хотя все мамочки знают, что просмотр телевизора вреден для ребенка, но все же прибегают к нему. Да еще и очень часто!!!
    Да, в наше время такого изобилия не было! Больше времени проводили на свежем воздухе да и с родителями! Больше времени уделялось на чтение книг, прослушивание сказок( когда взрослые читают малышам) и играли в разные развивающие игры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.